Святитель Климент, епископ Охридский (+916) — один из способнейших учеников святых Кирилла и Мефодия. После кончины св. Мефодия, когда ученики его были изгнаны из Моравии, святитель Климент вместе с Наумом и Ангеларием были приняты святым князем Борисом, который вскоре назначил святителя Климента учителем и проповедником в области Кутмичевица, расположенной в нынешней Западной Македонии и Южной Албании. В это время он подолгу пребывал в Охриде и Главенице. Около 3500 учеников святителя стали чтецами, иподиаконами, диаконами, священниками и епископами. Значительный интерес вызывают оставленные святителем Климентом догматические творения, как-то: “Похвальное слово о Святой Троице, о сотворении мира и о Страшном суде”, “Слово о Рождестве Христовом”, посвященное раскрытию явления на Земле ради нас и нашего спасения Бога во плоти, и “Похвальное слово о святых Архангелах Михаиле и Гаврииле”, говорящее о небесных воинствах. Особо догматично и исполнено глубоких мыслей “Похвальное слово о Святой Троице...” Святая Троица—это, по рассуждению святителя Климента, три Ипостаси единой субстанции, “Бог един в трех Ипостасях”. Бог не имеет ни начала, ни конца. Он непреходящ, независим от времени, неизменен в бытии; Он существует вечно. “Нет ничего ни видимого, ни невидимого, которое могло бы Его охватить и вместить Его в Себя”. Он есть Творец мира невидимого и мира видимого “с его четырьмя составными частями: небом, землей, водой и воздухом, вместе со всем, что есть в них”. Учение западных богословов о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, святитель Климент считает попыткой разложить единую субстанцию на два первоначала. “Святой Дух, — говорит он, — не происходит от двух начал: Он—един и из одного Начала. Отец есть Начало, и Он стоит над всяким предвечным Началом”. Святитель Климент отличает “исхождение” Святого Духа от “раздавания”. “Первое, — по его мысли, — объясняет способ существования Духа, потому что как Сын происходит от Отца по рождению, так и Дух исходит от Него по происхождению. Давание не объясняет способа существования, а показывает обогащение и раздавание”.

http://pravoslavie.ru/39538.html

Храм святого Климента (Охрид) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святого Климента находится рядом со знаменитыми Верхними воротами в старой части города. Храм был построен как монастырский в 1295 году. В конце XIV века Охрид перешёл под контроль Османской империи, и в XV веке Пантелеимоновский монастырь был перестроен в мечеть. Храм был восстановлен в 2000-2002 годах. Содержание История [ править править код ] В 866 году святой Климент, ученик святых Кирилла и Мефодия, прибыл в Охрид по просьбе болгарского царя Бориса I, чтобы заняться там миссионерской деятельностью. В 893 году в Охрид прибыл его ученик святой Наум. В том же 893 году святым Климентом был предположительно основан монастырь и Охридская книжная школа при нём, где обучали славянской литературе и литургии. Традиция приписывает создание кириллицы Клименту Охридскому (в его кратком житии, сохранившемся только по-гречески, читается: «Придумал [Климент] и другие начертания для букв, дабы они были более ясными, нежели те, что изобрёл премудрый Кирилл»), но большинство исследователей не разделяет эту точку зрения. Археологические раскопки на территории монастыря Число его учеников доходило до 3500 человек, впоследствии они распространяли знания о славянской письменности, что сделало монастырь культурным центром. В одном из источников монастырь даже назван старейшим в Европе университетом. Святой Климент скончался в 916 году и был похоронен в склепе монастыря. В конце XIV века Охрид перешёл под контроль Османской империи, и в XV веке монастырь был перестроен в мечеть. В начале XVI века, когда было принято решение о восстановлении ранее разрушенных церквей и монастырей, монастырь святого Климента был восстановлен, но на рубеже XVI и XVII веков вновь оказался разрушен (мощи святого Климента при этом были перемещены в другую церковь), а на его месте османами была возведена мечеть Имарет. Время шло, все менялось, вот и власть в городе изменилась, и церковь была восстановлена в прежнем образе, она стала главной церковью Великого собора Архиепископства Охрида. Хочется отметить, что в этом прекрасном здании находится множество красивых ион и старинных книг. Кстати, именно в этой достопримечательности Македонии располагалась библиотека Архиепископства, которая бережно хранила в своей коллекции редкие рукописи папируса и множество музыкальных нот церковных песен Византии. Нужно заметить, что часть из вышеупомянутых реликвий сохранились, хотя многое и было разграблено и сожжено. Престольные праздники [ править править код ] Климент Охридский, равноапостольный — 9 августа Как добраться [ править править код ] Адрес: Кузман Капидан, Охрид 6000, Северная Македония Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_К...

«Золотой век» христианской болгарской письменности История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Памятник святому Науму Охридскому в центре Скопье, Северная Македония. Фото: journalpp.ru Правление Симеона Великого вошло в историю как «золотой век» болгарской книжной культуры. Соратники равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия Климент и Наум Охридские, Ангеларий, Горазд и Савва, вынужденные покинуть Моравию, нашли приют в Болгарии. Пользуясь покровительством святого князя Бориса и потом его сына Симеона, они вместе со своими учениками и последователями Константином Преславским, Иоанном Экзархом, Тудором Доксом, Храбром Черноризцем и Лаврентием переводили на македонский диалект славянского языка, близкий болгарскому наречию, священные и богослужебные книги, отрывки из творений отцов Церкви, жития святых, а также писали оригинальные сочинения, так что в результате их трудов за время правления Симеона, названное «золотым веком» болгарской литературы, была создана целая библиотека христианских книг на языке, названном впоследствии старославянским. Составитель «Изборника» имел поэтому основание сравнивать Симеона с египетским Царем Птолемеем Филадельфом, под покровительством которого в III столетии до Р. Х. были переведены книги Ветхого Завета с еврейского оригинала на греческий язык. В Болгарии сложилось два центра христианского просвещения: один в Плиске, позже вместе с переносом столицы он переместился в Преслав, и другой – на западе государства, в Охриде. Преславскую книжную школу возглавил преподобный Наум, а Охридскуюсвятитель Климент, и после него также Наум, перебравшийся из Преслава на запад Болгарии. Святитель Климент Охридский Наум Охридский родился в 830-е гг.. Место его рождения неизвестно. Болгарская Церковь включила его имя в собор святых Седмочисленников – равноапостольных Кирилла и Мефодия и их 5 учеников. Подробных сведений о его миссионерской деятельности в Моравии не имеется, но, прибыв в Болгарию, он в 886-м г. поселился в Преславе, возглавив местную переводческую школу. Помимо переводов, он, вероятно, писал и оригинальные сочинения. По одной из версий, ему принадлежит первоначальная редакция Сказания об апостоле Андрее Первозванном. В 893-м г. он переехал на запад Болгарского государства, в Девол, расположенный на территории современной Албании, возглавив местную книжную школу, после того как ее основатель святой Климент Охридский был хиротонисан во епископа и поставлен на Величскую кафедру. В 905-м г. преподобный Наум основал монастырь на берегу Охридского озера, впоследствии названный его именем, и там продолжил переводческие труды. Святой Наум преставился 23 декабря 910 г. и был посмертно канонизован.

http://pravoslavie.ru/152907.html

И еще одно интересное наблюдение прот. Чифлянова. Бл. Феофилакт Болгарский свидетельствует, что св. Климент Охридский снабдил болгарскую церковь «псалмоподобными песнопениями». Что это такое? В церкви «псалмоподобными песнопениями» всегда назывались канты, имитировавшие настоящие псалмы (Псалтирь). Т. е., это были просто духовные песни, сложенные в течение веков христианами и сочетавшиеся со стихами библейских псалмов и ветхозаветных гимнов. Эти духовные песни были собраны и включены в Октоих, Минею, Триодь (постную и цветную). Одним словом – они стали составной частью богослужебных книг монастырского (палестинского) чина. Это говорит о том, что св. Климент Охридский перевел или работал с монастырским типиконом, но никак не константинопольским, который был уже в обиходе и, естественно, св. Клименту не было нужды его заново переводить. Он только расширил, в связи с церковными нуждами, рамки богослужения, включив в них типик для монашествующих. Свои соображения о. Чифлянов подкрепляет и сообщением ЖК о славянском богослужении в Риме: «Папа же, приняв славянские книги, освятил и положил их в церкви святой Марии, что называется Фатне. Пели же над ними литургию. И затем, повелел папа двум епископам, Формозе и Гаудериху, посвятить учеников славянских. И, когда посвятили их, тогда пели (они) литургию в церкви святого Петра на славянском языке, а на другой день пели в церкви святой Петрониллы и в третий день пели в церкви святого Андрея, а потом еще у великого учителя народов, Павла апостола, в церкви в ночи пели святую литургиию по-славянски над святым гробом, имея себе в помощь Арсения епископа, одного из семи епископов и Анастасия библиотекаря " 135 . Как видно, в Житии св. Константина-Кирилла ничего не говорится об отрицательной реакции Рима на славянское богослужение. Почему же папский престол молча воспринял это песенное (асматическое) богослужение для славян? Потому, что на Западе им только и пользовались. Монашеского чина (очевидно, о. Чифлянов хочет здесь сказать о Студийском Уставе. – Р. Ц.) в Риме тогда не знали, а, узнав, долго не признавали из-за его небиблейского характера (т. е. из-за его «ненастоящих псалмов» – духовных песен) 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

София, 1922. Кн. V. Михайлов А. К вопросу об Учительном Евангелии Константина, епископа Болгарского. М., 1894. Муркос Г. Мнение православных арабов о греко-болгарской распре. М., 1880. Мутафчиев П. Русско-болгарские отношения при Святославе (резюме доклада)/Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14 –21 сентября 1930 года, – Изд. Рус. Академ. Организаций в Софии, 1932. 4.1. Нестор, архим. Архиереи Болгарской Церкви – воспитанники русских духовных школ в прошлом и настоящем//ЖМП. 1974. Нестор, архим. Вековые связи Болгарского Рыльского монастыря с Россией. (Магистерская диссертация). М., 1974. Машинопись. Нестор (Крыстев), архим. «Велчова завера» (заговор в Болгарии против турок в 1833 –1835 годах за свободу Христовой веры и болгарского народа). МДА, 1964. Машинопись. Нестор, архим. Визит Святейшего патриарха Болгарского Максима Предстоятелям Грузинской и Армянской Церквей//ЖМП. 1974. Нестор, архим. 25-летие Болгарского подворья в Москве//ЖМП. 1973. Нестор, архим. Почитание преподобного Иоанна Рыльского в Русской земле//ЖМП. 1975. Нестор, архим. Преподобный Иоанн Рыльский//ЖМП. 1976. Нестор, архим. Преподобный Феодосии Тырновский и его ученики//ЖМП. 1963. Нестор, архим. Святитель Евфимий, Патриарх Тырновский//ЖМ П. 1975. Нестор, архим. 700-летие Куликовского монастыря//ЖМ П. 1973. Никодим, митроп. Апостолам равные//ЖМП. 1969. Никодим, митроп. Великое дело святых братьев//ЖМП. 1969. Никодим, митроп. Святой Климент Охридский в русской литературе. (Доклад в Софийской академии)//ЖМП. 1975. Николай, еп. Макариополъский. Его Святейшество, Патриарх Болгарский Кирилл (к 30-летию архиерейского служения)//ЖМП. 1966. Николай, еп. Макариопольский. Св. Климент Охридский, чудотворец//ЖМП. 1967. О кончине Патриарха Болгарского Кирилла//ЖМП. 1971. Отставка Экзарха Болгарской Православной Церкви Митрополита Стефана//ЖМП. 1949. Пальмов И. Болгарская Экзархийская Церковь . Первоначальное и современное ее устройство. СПб., 1896. Панкратий, митроп. Тысяча сто лет Болгарской Православной Церкви//ЖМП.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Осеннее паломничество в Охрид – Балканский Иерусалим ФОТОРЕПОРТАЖ Сегодняшний Охрид – город небольшого балканского государства Северная Македония, расположенный на восточном берегу живописного, обрамленного горами Охридского озера. Несмотря на превратности исторической судьбы, принадлежность в разное время то к одному, то к другому государству, познавший несколько веков османского рабства и десятилетия атеистического строя, Охрид сохранил множество памятников древности. Балканским Иерусалимом город называют ввиду огромного значения его духовного, исторического и культурного наследия, особенно ценного для православных славян. В 886 г. в Великой Моравии начались гонения на славянскую литургию и письменность, и ученики святых братьев нашли убежище в Болгарии Согласно дошедшим до нас житиям, в Великой Моравии после смерти архиепископа Мефодия в 886 году начались открытые гонения на славянскую литургию и письменность. Бежавшие от преследования ученики святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла – Климент, Наум и другие нашли убежище в Болгарии (в пределах которой тогда находился Охрид), где были с радостью приняты князем Борисом, предоставившим им необходимые условия для святого дела просвещения славянских народов. Так Промыслом Божиим была спасена и продолжена великая миссия по христианизации и воцерковлению славян, по созданию православной славянской христианской культуры. В последней четверти IX – 1-й трети X века в Болгарии сложились два славянских книжно-просветительских центра, или школы, – Преславская и Охридская. Охридская основана равноапостольным Климентом. Кроме переводов, составления и написания собственных славянских произведений духовного содержания, святой Климент готовил священство, обучал грамоте детей и взрослых. Он же стал первым епископом, который служил и проповедовал на славянском языке. Храм святых Пантелеимона и Климента, мощи святого Климента Центром Охридской школы стал построенный святым Климентом на холме Плаошник монастырь во имя великомученика Пантелеимона. Во времена османского ига монастырь был разрушен, на его месте построили мечеть, а мощи святого Климента из храма великомученика Пантелеимона перенесли в охридский храм Богородицы Перивлепты. Мечеть со временем также была разрушена, а в 2002 году на этом месте построен новый храм святых Пантелеимона и Климента – точная копия старого храма IX века. Мощи равноапостольного Климента теперь покоятся здесь, справа от алтаря, в мраморной раке.

http://pravoslavie.ru/149723.html

В дар Папе Адриану II Кирилл и Мефодий преподнесли мощи святителя Климента Римского, которые в свое время обрели в Херсонесе, а затем привезли с собой в Моравию. Понтифик с большим почетом встретил солунских братьев, приняв под свою защиту богослужение на славянском языке. Видимым знаком этого благословения стало возложение Папой славянских богослужебных книг на святой Престол с. 125]. Папа рукоположил Мефодия в священника, а его учеников – в пресвитеры и диаконы. В это же время слабый здоровьем Кирилл скончался, приняв перед смертью схиму. По благословению Папы Кирилл был погребен в Риме в храме святителя Климента с. 91-92]. После смерти Кирилла Папа Адриан II рукоположил Мефодия в сан архиепископа, сделав его своим легатом в Моравии и Паннонии с. 140]. Вернувшись в Моравию, Мефодий с учениками развернул бурную деятельность по распространению славянского богослужения и письменности и переводам священных и богословских текстов. Эти славянские переводы с греческого оригинала отличает тщательная обработка и тонкое авторское филологические чутье, одновременно свидетельствующее о глубоком знании богословской и литургической терминологии. Поистине, просветителями славян совместно с их учениками был проделан огромный труд, давший толчок и положивший начало интенсивному распространению богослужебного языка и книжной литературы среди славян. Кончина святого Мефодия в 885 году, захват Моравии венграми в 905 году и возвращение в регион немецкого духовенства сделали продолжение успешной миссии среди славян на этих землях невозможным. Четверо из изгнанных из Моравии учеников святого Мефодия – Климент, Наум, Савва и Ангелларий поселились в Болгарии, где князь Борис (852-889) оказал им всемерную помощь и поддержку с. 161]. А когда при царе Симеоне (893-927) Болгария достигла наивысшего политического могущества и культурного расцвета, дело святых апостолов славян продолжила целая плеяда выдающихся деятелей славянского просвещения. Это – Иоанн экзарх Болгарский, Климент Охридский, Наум Охридский, черноризец Храбр, Константин Преславский и Григорий Мних с. 16]. Последователи солунских братьев сами много переводили, писали собственные труды и обучали славянскому письму учеников. Рукописные сборники, составленные болгарскими переводчиками, составили сокровищницу святоотеческой богословской мысли и в большом количестве распространились среди славянских народов. Первой такой книгой стал составленный в Преславле по указанию царя Симеона с. 16-17] сборник, куда вошли труды двадцати христианских византийских писателей.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/01/cerkov...

М., 1894. Муркос Г. Мнение православных арабов о греко–болгарской распре. М., 1880. Мутафчиев П. Русско–болгарские отношения при Святославе (резюме доклада)/Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14 -21 сентября 1930 года, — Изд. Рус. Академ. Организаций в Софии, 1932. 4.1. Нестор, архим. Архиереи Болгарской Церкви — воспитанники русских духовных школ в прошлом и настоящем//ЖМП. 1974. Нестор, архим. Вековые связи Болгарского Рыльского монастыря с Россией. (Магистерская диссертация). М., 1974. Машинопись. Нестор (Крыстев), архим. «Велчова завера» (заговор в Болгарии против турок в 1833 —1835 годах за свободу Христовой веры и болгарского народа). МДА, 1964. Машинопись. Нестор, архим. Визит Святейшего патриарха Болгарского Максима Предстоятелям Грузинской и Армянской Церквей//ЖМП. 1974. Нестор, архим. 25–летие Болгарского подворья в Москве//ЖМП. 1973. Нестор, архим. Почитание преподобного Иоанна Рыльского в Русской земле//ЖМП. 1975. Нестор, архим. Преподобный Иоанн Рыльский//ЖМП. 1976. Нестор, архим. Преподобный Феодосии Тырновский и его ученики//ЖМП. 1963. Нестор, архим. Святитель Евфимий, Патриарх Тырновский//ЖМ П. 1975. Нестор, архим. 700–летие Куликовского монастыря//ЖМ П. 1973. Никодим, митроп. Апостолам равные//ЖМП. 1969. Никодим, митроп. Великое дело святых братьев//ЖМП. 1969. Никодим, митроп. Святой Климент Охридский в русской литературе. (Доклад в Софийской академии)//ЖМП. 1975. Николай, еп. Макариополъский. Его Святейшество, Патриарх Болгарский Кирилл (к 30–летию архиерейского служения)//ЖМП. 1966. Николай, еп. Макариопольский. Св. Климент Охридский, чудотворец//ЖМП. 1967. О кончине Патриарха Болгарского Кирилла//ЖМП. 1971. Отставка Экзарха Болгарской Православной Церкви Митрополита Стефана//ЖМП. 1949. Пальмов И. Болгарская Экзархийская Церковь. Первоначальное и современное ее устройство. СПб., 1896. Панкратий, митроп. Тысяча сто лет Болгарской Православной Церкви//ЖМП. 1970. Петр, еп. Религиозное и культурное значение дела свв. Кирилла и Мефодия//ЖМП.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

133 Палладий в «Лавсаике» говорит о делах милосердия ее как очевидец их: «Я своими глазами видел жизнь и ангельский нрав сей блаженной девы, как духовный и искренний друг ее и ближайший родственник, так что поручала мне раздавать свое богатство». 139 Палладий Еленопольский . Лавсаик. Гл. 126. Златоуст, отправляясь в ссылку, призвал в крестильницу диаконис Олимпиаду, Певтадию и Проклию и добрую вдову Сальвину и сказал им: «увижусь ли я с вами, не знаю; но прошу вас, не отделяйтесь от Церкви для епископа, кто будет поставлен вместо меня; повинуйтесь ему, как повиновались Иоанну». 145 Палладий Еленопольский . Лавсаик. Гл. 126. В «Мартирологе» Усуарда под 29 августа «кончина святой девы Кандиды». Joseph Frangois Bourgoin de Villefore. Les Vies des SS. Peres des Deserts et des Saintes Solitaires d’Orient et d’Occident: avec des figures qui representent l’austeri. Amsterdam, 1714. Т. 2. 147 Феофилакт (Охридский), архиеп. Житие Климента Охридского/Пер. с греч.//Материалы для истории письмен восточных, греческих, римских и славянских. М., 1856. Сочинитель называет себя самым близким учеником Климента и в конце упоминает о скифском мече, упившемся в крови болгарской. Последнее намекает на войну Святослава с болгарами (967 г.). 148 «Весьма знающий оба языка, славянский и греческий» (Феофилакт (Охридский), архиеп. Житие Климента Охридского/Пер. с греч.). По житию св. Мефодия, «сей есть вашей земля свобод муж научен добре в латынския книги». 149 Franz von Miklosich. Vita S. Clementis Episcopi Bulgarorum: graece. Wien, 1847 (далее – Miklosich. Vita S. Clementis Episcopi Bulgarorum. – Ред.). 150 Карты Охриды и ее окрестностей см. в: Григорович-Барский В. Очерк путешествия по Европейской Турции. Казань, 1848 (далее – Григорович В. Очерк путешествия. – Ред.). Там же изыскание о славянских апостолах. Розенкампф Г.А. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. М., 1829. Прим. 73. 151 Petrus Siculus. Historia Manichaeorum. Ingolstadt, 1604. Климент и Наум отправлены в юго-западную Болгарию в 886 г. и архиепископом Болгарским Климент стал только в 896 г. Последнее можно объяснить тем, что до того времени еще жив был свт. Горазд, архиепископ Болгарский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

,   ссылка  к  которому  выдает  текст :  " В 1942 и 1953 гг. праздник св. Кирилла и Мефодия совпадал с самим днем Святой Троицы " - это, наверно, опечатка. И  в  любом случае,   интересно,  как проходил праздник  просветителией  и в 1901, и в 1942, и в 1953 гг.  иерей Роман, Россия 29 мая 2010г. 23:13 " Глаголица создана в 855 г " .  Но насколько мне известно, существуют несколько гипотез и предположений. В частности, есть мнения о создании св. Кириллом только глаголицы, а ученики свв.братьев создали уже кириллицу. Согласно другому мнению, создателем кириллицы является сам св. Кирилл. Есть предположения, что глаголица не имеет отношения к свв. братьям и была составлена гораздо раньше 9 века (в 5 веке как миссионерская азбука). О. Павел, а какой гипотезы придерживаетесь вы сами?   архим. доц. Павел Стефанов, Теология, Шуменский унив., Болгария 30 мая 2010г. 19:20 Готская азбука Вулфилы далеко от глаголицы, которая является более древной из двух славянских азбук. В самом деле свв. Кирилл и Мефодий ничего не создали, а сочетали тайнописные, астрологические и другие  знаки византийских рукописей. Кириллица по всей вероятности создана позже на базе греческого алфавита св. Климентом Охридским, который послан в Македонии болгарским князем Борисом иерей Роман, Россия 04 июня 2010г. 22:10 Тогда возникает недоумение: что же " сочетал " св. Климент Охридский? Для меня принципиально одно: св. Кирилл и Мефодий и их ученики являются славянскими просвятителями и СОЗДАТЕЛЯМИ славянской азбуки. протоиерей Василий Хадыкин 05 июня 2010г. 01:27 Жаль, что так мало автор уделил внимания Хазарской миссии святых равноапостольных братьев. о. Павел Стефанов, Шумен, Болгария 05 июня 2010г. 16:01 Св. Климент Охридский создал кириллицу путем буквального копирования греческих знаков и добавления других знаков для звуков, которых нет в староболгарском языке. Например Ш заимствувано из еврейского альфавита, а Ж - это сочетание двух Ш в зеркальном отражении. Солунь (Тесалоники) недалеко от Охрида - самый большой еврейский центр после Иерусалима до начала Второй мировой войны.

http://bogoslov.ru/article/796158

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010