С.Е. Недумов Месяц октябрь 7 октября Св. мученик Иулиан пресвитер и Кесарий диакон Император Клавдий так преследовал Христиан в Риме, что не пощадил родной своей матери, но предал ее смерти за веру Христову. В царствование этого государя пришел из страны Афронской в город Таракиний блаженный Кесарий, и увидев, как народ приносит жертвы идолам, плюнул на них. Тогда святого, взяв, заключили в темницу, и потом предали суду, как оскорбителя религии. Связанный по рукам, влеком был св. мученик воинами до капища Аполлонова. Когда святого влекли мимо храма, то пало здание по молитвам его, и всех бывших в нем задавило. В это время начальник языческий, именем Леонтий, уверовал во Христа, и немедленно принял св. крещение от руки св. Иулиана пресвитера, который приобщил новокрещенного Свв. Христовых Тайн. Соделавшись христианином, Леонтий вскоре скончался по молитвам св. мученика Кесария. По приказанию мучителя пресвитер Иулиан вместе со св. Кесарием брошены были в море. На приговор свой свв. мученики ответствовали пророчеством, что мучитель их погибнет от лютого змия, что и исполнилось вскоре. Когда проходил мучитель их около моря, то внезапно напавшее на него чудовище обвилось вокруг тела его, разбив все члены его, и замертво пал мучитель на землю, и лежал распухши весь, пред взорами любопытной толпы. Между тем мощи святых мучеников всплыли на поверхность морскую, и взяты были верными почитателями их. Когда несшие тела Христовых угодников проходили мимо разбитого мучителя, то он, от угрызения ли своей проснувшейся совести, или от жестокости и ярости, сам поражал ударами себя самого. Когда свв. мощи страдальцев были вынесены из города и положены вне его, сын новопросвещенного мученика Леонтия отсек им головы и поверг в море. Наконец пресвитер Куарт, нашед, по наставлению Ангела, обезглавленные тела святых, положил оные в благоприличном месте, во славу Бога. Св. мученик Полихроний Сей святой угодник Христов происходил из страны Агафанидския, был сын земледельца, от коего получил первоначальное образование. Еще отроком, св. Полихроний имел дар чудотворения, однажды, за неимением воды, он молитвою извел оную из земли. По достижении совершенного возраста, он занялся садоводством, и работая вместе с другими, обращал на себя внимание хозяина как добросовестностью труда, так и иными многими добродетелями. По прошествии некоторого времени, хозяин-земледелец, вознаградив обильно святого угодника, отпустил от себя, прося его молитв. Употребив свои сокровища на построение Божия храма, св. Полихроний поступил чтецом в соборную церковь , где достиг сана священнического. Приверженцы еретика Ария возложили наконец на угодника Христова венец мученический, внезапно напав на него в церкви, они заклали его у святого жертвенника. Сказание об одном серебрянике, молитвою подвигнувшем гору

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

85. 1667 г., май. Список настольной грамоты вселенских патриархов и всего освященного собора, данной избранному всероссийским патриархом, на место Никона, архимандриту Троицко-Сергиевой лавры Иоасафу Бога благого и человеколюбивого, единого, в трёх ипостасях веруемого и проповедуемого, поклоняемого же и славимого, Отца и Сына и Святого Духа благоволением, повелением же благочестивейшего, великославнейшего, светлейшего, и христианственнейшего, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, Московского, Киевского, Владимирского, Новгородского, царя Казанского, царя Астраханского, царя Сибирского, государя Псковского, и великого князя Литовского, Смоленского, Тверского, Волынского, Подольского, Югорского, Пермского, Вятского, Болгарского и иных, государя и великого князя Новгорода Низовской земли, Черниговского, Рязанского. Мы смиренные: Паисий, милостью Божьей, папа и патриарх великого Божьего града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, и всей земли Египетской, и судия вселенский; Макарий, милостью Божьей, патриарх Божьего града Великой Антиохии, Месопотамии, и двух Кесарий, Иверии и Сирии, и всего Востока, приидохом в всеславный и высокопрестольный царства Христиано-Росийского преименитый царствующий град Москву, и с нами присутствовали: Филофей, митрополит Трапезонский, Анастасий, архиепископ Святой Горы Синайской, в лето от создания мира 7175, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1666, месяца Ноября, в день, вины ради сицевы: Понеже в прошедшем во 7166-м году, Июля месяца, в 10 день, прежде бывший пастырь царствующего великого града Москвы и всея Великой и Малой и Белой Росии патриарх Никон оставил самовольно престол свой патриаршеский, и власти патриаршеской отречеся, и жезл пастырский на патриаршеском месте поставил, и отъиде в созданный от него монастырь Живоносного Христова Воскресения, возжелав безмолвное и тихое и мирное житие жити. Благочестивейший же, тишайший государь, царь и великий князь Алексий Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, через бояр своих и окольничих, преосвященные же архиереи Росийского великого царства самоустно, и весь священный собор, и многий народ много тогда моляху его и нуждаху на патриаршеском престоле своём председательствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

архим. Григорий (Васильев) Часть первая. Св. Григорий Богослов, как пастырь Глава 1-я. Период подготовительный, до-пастырский Родина св. Григория. Его родители – Григорий и Нонна. Нравственная характеристика их. Благочестие Нонны. Обращение Григория в христианство и принятие епископства. Молитва Нонны о рождении сына и обет посвящения его Богу. Год рождения св. Григория. Благодетельное влияние домашнего религиозного воспитания и примера семейных добродетелей супружеской четы Григория и Нонны. Первоначальное воспитание св. Григория. Нарастание добрых навыков. Укрепление их в сонном видении. Первое посвящение св. Григория Богу. Брат Кесарий и сестра Горгония. Любовь к книгам и склонность к научному образованию. Амфилохий – учитель красноречия. Путешествие христианских юношей по центрам тогдашнего учёного мира, их смысл и значение для христианской культуры. Образовательное путешествие св. Григория в Кесарию, Палестину, Египет и Афины. Буря на море и второе посвящение Григорием себя Богу. Значение Афин для тогдашней умственной образованности. Быт и нравы Афинского студенчества. Школьная система и предметы преподавания. Соблазны жизни. Прибытие в Афины Василия. Друзья-каппадокийцы. Их совместная жизнь, занятия и влияние на окружающих. Значение для выработки нравственного характера Григория общения с Василием и с афинскими христианами. Отношения Григория к науке и научному образованию. Его учителя. Объём научного знания, доступного студентам того времени. Прощание с Василием. Прощание с Афинами и возвращение в Назианз. Результаты всего образовательного десятилетнего путешествия Григория. Красноречие. Любомудрие. Встреча в Константинополе с Кесарием и совместное прибытие в дом родителей. Выбор жизненного пути. Жизнь уединённо-созерцательная и подвижнически-отшельническая. Среднее состояние, придуманное Григорием для исполнения, и своих задушевных стремлений, и сыновних обязанностей. «Я один известен всякому, не тем, что имею пред другими преимущество в слове или в силе руки, но своими скорбями и сетованиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Святой Василий великий , архиепископ Кесарий Каппадокийский, об отречении от мира, и вообще о духовном совершенстве, беседовал так: 2 «Человеколюбивый Бог , пекущийся о нашем спасении, дал жизни человеческой направление двоякого рода – то есть, супружество и девство, чтобы тот, кто не в состоянии вынести подвигов девства, вступал в сожитие с женою, зная, впрочем, что и от него потребуется отчет в целомудрии, святости и уподоблении тем, которые в супружестве и при воспитании детей жили свято. Таков был в Ветхом Завете Авраам, который прославился тем, что предпочел Бога и, преодолел чувство жалости, принес в жертву единородного сына, – который двери шатра своего держал отверстыми, готовый к принятию идущих странников, потому что знал заповедь: «продаждь имение, и даждь нищим» ( Мф. 19:21 ). Еще больше сего показали Иов и многие другие, Давид и Самуил. Таковы были в Новом Завете Петр и прочие апостолы, – ибо у каждого человека потребуются плоды любви к Богу и ближнему, и за уклонение от сих, равно и от всех заповедей, всякий понесет наказание, как и Господь обявляет в Евангелии, говоря: «иже любит отца, или матерь паче Мене, несть Мене достоин» ( Мф. 10:37 ), и еще: «кто не возненавидит отца своего и матерь, и жену, и чад, еще же и душу свою – не может Мой быти ученик» ( Лук. 14:26 ). Соглашаешься ли в том, что Евангелие дано и оженившемся? Вот, тебе приведено в ясность, что в послушании Евангелию потребуется отчет у всех людей, – монахи ли они, или живут в супружестве. Для вступившего в брак достаточно и того, что ему извиняется невоздержание, пожелание жены и сожитие с нею; прочие же заповеди, как всем равно узаконенные, не безопасны для нарушителей. И Христос, благовествуя заповеди Отца, обращал речь к живущим в мире. А если и случалось что, вопрошенный наедине, отвечал ученикам Своим, то свидетельствовал, говоря: «а яже вам глаголю, – всем глаголю» ( Мар. 13:37 ). Поэтому и ты, избравший общежитие с женою, не опускай рук, как будто вправе ты предаться миру. Тебе, к улучению спасения, потребно больше трудов и осторожности, потому что избрал себе жилище среди сетей и, под державою отступнических сил, имеешь побуждения ко грехам, и все твои чувства день и ночь напряжены к вожделению их. Посему знай, что не избежишь борьбы с отступником, и не одержишь над ним победы без многих трудов на стражбе евангельских догматов, ибо как возможешь отказаться от ратоборства со врагом, ведя жизнь на самом ратоборном поприще? А это поприще – вся поднебесная земля, по которой кружит и которую обходит враг, как бешеный пес, ища кого поглотить, как узнаём из истории Иова ( Иов. 2:2 ), и поэтому, если отрекаешься от брани с противоборником, то ступай в другой мир, в котором его нет: там дозволено будет тебе отречение от борьбы с ним и безопасное небрежение о догматах евангельских. А если это невозможно, – спеши обучиться ратоборству с ним, в Писании изучая и ратоборное искусство, чтобы тебя, побежденного им, по незнанию, не предали вечному огню.»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

святитель Кесарий (Цезарий), митрополит Арелатский (469/470–542/543) святитель Кесарий (Цезарий), митрополит Арелатский Проповедник и аскетический писатель, один из основателей монашеской жизни на Западе Биография День памяти: 27 августа (Кельт. и Брит.) Свт. Кесарий родился в аристократическом, но небогатом семействе галло-римского происхождения. В возрасте 17 лет будущий святитель покинул родительский дом и вступил в клир г. Кабиллона и принял пострижение в чтеца от еп. Сильвестра. Через два года принял постриг в знаменитом Леринском монастыре в Южной Галлии. Истощив свое здоровье аскетическими подвигами, Кесарий оказывается вынужденным покинуть монастырь и переселится в близлежащий Арелат (Арль), епископом которого был его земляк и, возможно, дальний родственник, Эоний. В 498-499 г. он становится настоятелем мужского монастыря в окрестностях Арля, для которого он позже составил «Правила для монахов». После смерти епископа Эония 16 августа 501 года свт. Кесарий, несмотря на свое нежелание, был избран епископом Арелата, в соответствии с завещанием еп. Эония. Будучи епископом, он продолжил вести подвижническую жизнь, словом и делом призывая свою паству последовать своему примеру. Подавал много милостыни, в т.ч. через продажу церковной утвари для выкупа пленников. В 505-506 г. по доносу некоего Лициниана, святитель был сослан королем Аларихом II в Бордо, где он проповедовал готам-арианам, по возвращении воспрепятствовал казни Лициниана. В сентябре 506 г. Кесарий впервые председательствовал на церковном Соборе, созванном в Агате (ныне Агд, Франция) по инициативе и при поддержке Алариха II. После собора он стал фактическим митрополитом Южной Галлии. Кроме того, святитель основал в окрестностях Арелата женский монастырь, настоятельницей которого стала его сестра Кесария Старшая. В 513 году после очередного доноса по поводу продажи церковного серебра для дел милосердия свт. Кесарий оказался перед судом короля Теодориха Великого. Однако при личной встрече святой произвел на Теодориха благоприятное впечатление, был им полностью оправдан и отпущен с дарами. Также житие сообщает о совершенных свт. Кесарием чудесах исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij-Arelat...

Святой Григорий Богослов 190 Отец святого Григория, Григорий Старший, был епископом г. Назианза. До обращения в христианство принадлежал к секте ипсистариев. Мать – святая Нонна – была очень набожна. Святой Григорий (род. ок. 329 г. в Арианзе) был первенцем – сыном молитвы. После него родились Горгония и Кесарий. В детстве святой увидел поразительный сон – в образе прекрасных дев ему явились целомудрие и чистота, пригласившие его следовать за ними. Учился в Кесарии Палестинской, Александрии и Афинах. В пути из Александрии в Афины пережил часы смертельной опасности от разразившейся на море бури. По возвращении в 359 г. к родителям был посвящён отцом во пресвитера. Страх перед ответственным служением понудил его бежать в Понт, откуда он вернулся лишь по настойчивому требованию отца. После хиротонии во епископа Сасимского снова удалился в Понт и опятьтаки по призыву отца вернулся в Назианз, где помогал отцу, а потом стал и его преемником (кон. 373 или нач. 374 гг.). Вскоре после смерти отца скончалась мать. Брат и сестра умерли раньше. Святой Григорий теперь уходит в Селевкию, в монастырь святой Фёклы. В 379 г. по просьбе православной константинопольской паствы, оставшейся без пастыря, святой Григорий прибыл в столицу, поселился в доме родственников. Одну из зал дома перестроил для церкви во имя Воскресения. Этим он выразил желание видеть воскресение Никейской веры. В Константинополе он перенёс много неприятностей от Максима Циника, которого приютил у себя. Максим хотел захватать кафедру, опираясь на поддержку Петра, епископа Александрийского. А ариане покушались даже на жизнь святого Григория. Сам он сохранял терпимость к еретикам и инакомыслящим. «Тайна спасения, – говорил он, – для желающих, а не для насилуемых». В 381 г. по желанию народа и императора святой Григорий был избран епископом столицы. После кончины председателя проходившего в то время II Вселенского Собора он занял его место. Но так как часть епископов Египта и Македонии была против, то святитель Григорий добровольно отказался от Константинопольской кафедры, удалился в Назианз, где некоторое время окормлял паству, а затем ушёл в своё имение, – там он и скончался (t 389), занимаясь литературными трудами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Реликварий св. Леобина в ц. Нотр-Дам в Лувье [Лат. Leobinus, Leubinus; франц. Lubin] († 14.03.557), св. (пам. зап. 14 марта), еп. г. Карнута (ныне Шартр, Франция). Основным источником сведений о Л. является Житие (BHL, N 4847), авторство к-рого ранее приписывалось либо его преемнику еп. Калетрику († 573), либо Венанцию Фортунату , еп. Пиктавийскому († ок. 600). В наст. время общепринятой является концепция А. Понсле, согласно которой жизнеописание Л., датируемое IX в., является частью агиографического цикла бенедиктинского аббатства Миси близ Орлеана ( Poncelet. 1905); доказательствами этого служат содержащиеся в произведении многочисленные заимствования из др. житий данного цикла; кроме того, составитель Жития хорошо был знаком с местной географией. При написании Жития Л., целью к-рого было создание образа епископа-монаха, автор ориентировался на Житие св. Мартина, еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция) ( Helv é tius. 2004. P. 113-114); основное внимание автор уделил пребыванию Л. в мон-ре до начала епископского служения. В XIV в. для капитула кафедрального собора в Шартре было написано краткое Житие Л. на среднефранц. языке, повествующее в т. ч. о прижизненных чудесах святого (Legendaires et sermonaires du XIVe siècle. 1867). Л. род. близ Пиктавия (ныне Пуатье) в крестьянской семье, в детстве был пастухом. Получив образование в мон-ре Локотигиак (ныне Лигюже), где он выполнял обязанности препозита, Л. познакомился с отшельником прп. Авитом. Вскоре Л. выразил желание поступить в Леринский мон-рь (см. Лерен ), однако, встретив по дороге монаха, жаловавшегося на образ жизни братии, отправился вместе с ним к св. Лупу (в 538 занимал кафедру Лугдуна (ныне Лион)) и стал насельником возглавляемого последним мон-ря Инсула-Барбара (ныне Иль-Барб в черте г. Лион). Как сообщается в Житии, во время похода франк. кор. Хильдеберта I (511-558) в Бургундию (534) обитель была захвачена; Л. пытали, требуя выдать местонахождение монастырских сокровищ, однако святой, отказавшийся сообщить о нем и оставленный умирать, выжил. Нек-рое время Л. провел при прп. Авите, а после его смерти удалился в лес близ совр. Монмирая, где вел уединенную жизнь с 2 учениками. Через 5 лет Этерий, еп. Карнута († 544), рукоположил Л. во диакона и поставил его во главе монастыря в Брайаке (ныне Бру). Впосл. Л. встретился со свт. Кесарием , еп. Арелата (ныне Арль) († 542 или 543), жившим нек-рое время в Леринском мон-ре и с почтением отзывавшимся о его насельниках. Свт. Кесарий не одобрил желание Л. перейти в Леринский мон-рь, заметив, что ему следует оставаться в той должности, на к-рую он был назначен епископом.

http://pravenc.ru/text/2463385.html

Мощи трех волхвов — Вальтасара, Гаспара и Мельхиора Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Три царя (три волхва) — Каспар, Мельхиор и Бальтазар (греч. μγοι, маги) — принятые в западноевропейской традиции имена магов (волхвов), принесших младенцу Иисусу дары на Рождество (поклонение волхвов). В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в средневековье. Православная церковь не считает их царями, не подсчитывала их число, не давала им имена и не вписывала их в доктрину. В Католической церкви память трёх царей совершается в праздник Богоявления (6 января, в некоторых католических странах — выходной день). Волхвы — славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит греч. μγοι. В античной литературе в основном существуют два значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским (зороастрийским) жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа (маги). В латинской традиции греческое μγοι переводится латинским словом magi («волшебники»); они часто изображаются в царских венцах. Впервые назвал волхвов царями святой Кесарий Арльский. У Беды Достопочтенного впервые появляются их имена — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Они считаются покровителями путешественников и поэтому их имена часто входили в названия гостиниц (например, фр.  Hotel Les Trois Rois — отель «Три Короля»). По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, в IV веке перенесены оттуда святым Евсторгием в Медиолан, а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кельн, где для их размещения была сооружена рака трёх волхвов, а для размещения раки — Кёльнский собор, самый крупный в Западной Европе. Евангелист не пишет о количестве волхвов. По числу принесенных даров предположили, что их было трое. Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей. Так, по мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека (Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик) и трех различных частей света (Бальтазар — мавр, Африка; Мельхиор — белый человек, Европа; Каспар — с восточными чертами или в восточной одежде, Азия). То есть родиной их было три страны с различным по этническому составу населением — Персия, Аравия и Эфиопия.

http://azbyka.ru/palomnik/Мощи_трех_волх...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Врач из Вифинии 2 мин., 29.03.2019 М. : Летний сад, 2018. — 660 с. Книга Ольги Шульчевой-Джарман — в современной православной литературе явление значительное. Во-первых, «Сын весталки» написан в редком сейчас жанре христианского исторического романа, действие которого происходит во времена античности. Во-вторых, здесь увлекательный сюжет сочетается с глубоко христианским — и очень трезвым! — взглядом на историю Церкви и на людей, жизнь которых и стала тканью этой истории. Итак, «Сын весталки» (сразу скажу, что это лишь первый роман из цикла «Врач из Вифинии»). Время действия — середина IV beka, место действия — Римская империя, а конкретнее — Никомедия, Каппадокия, Константинополь. Главный герой книги — святой Кесарий Каппадокийский, талантливый врач и брат гораздо более известного святого, одного из отцов Церкви Григория Богослова. Среди других героев — друзья Григория и Кесария святые Василий Великий и Григорий Нисский. Впрочем, на момент действия они еще довольно молодые люди и основные подвиги и труды у них впереди. Когда православный писатель избирает своими героями святых, он рискует скатиться в лубочность, показать их рыцарями без страха и упрека, преисполненными всяческих достоинств и лишенными каких-либо недостатков. Но Шульчева-Джарман не поддается этому соблазну, ее герои — живые люди, сложные, противоречивые, иногда восхищающие, иногда раздражающие… словом, настоящие. Так ведь и святость — это не что-то изначально присущее человеку, а трудно, мучительно прорастающее в нем, и не одномоментно, а на протяжении всей жизни. И столь же трезво, без придыхания показаны здесь церковные реалии середины IV beka. Христианство — уже разрешенная и даже привилегированная религия, но и язычество вполне процветает, и отношения христианства с язычеством крайне неоднозначные. А в самой Церкви бушуют ереси, арианство обладает огромным влиянием. И люди в Церкви, в том числе и среди православно верующих, встречаются самые разные, подчас крайне неприятные. И язычники — вовсе не все поголовно злодеи и приспешники сатаны…

http://foma.ru/vrach-iz-vifinii.html

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о блаженном Христа ради юродстве, рождающем крайнее смирение и привлекающем небесную благодать Святаго Духа Христа ради юродивые были мудрыми по Богу и безумными для мира, святыми по своему внутреннему устроению и умалишенными по своему внешнему виду. Своим безгрешным, святым лицедейством и благословенным актерством они попрали и совершенно лишили достоинства отвратительную личину, проклятое человеческое «я», от которого происходит всякое зло. Этим святым методом они боролись с человекоугодием, поражали тщеславие и всякое мирское притворство и похвальбу. Таких было много на Святой Горе, никому неизвестных и ведомых лишь Богу, невидимых для людей и явных для Ангелов. Преподобный Максим Кавсокаливит Преподобный Максим Кавсокаливит пришел в Пустыню Святой Горы в 1320 году. Тогда Афон был поистине безлюднейшим местом. Блаженный, не желая, чтобы добродетель его стала явной, по написанному: помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.6:6 ), прибегал к благословенной тактике юродства, которая по причине добровольного самоуничижения приводит подвижника в состояние совершенного смирения, бесстрастия и святости. Творя умную молитву и пребывая в состоянии высоких созерцаний, он сжигал одну свою хижину из ветвей и строил другую, которую затем тоже сжигал. Поэтому его прозвали Кавсокаливитом 312 , а местность – Кавсокаливией. Многие, не зная этого человека, говорили, что он прельщен и безумен. Кроме подвига юродства святой Максим нес также и подвиг нестяжательности. Не имея совсем ничего – ни инструментов, ни запасной одежды, ни даже иголки, он жил, подобно птицам небесным, в полной беспопечительности и беззаветной преданности своему Господу. В 1768 году почил Христа ради юродивый монах Фотий, о котором нам сообщает Кесарий Дапонте 313 . Фотий был совершенно нестяжательным, не имел своего жилища, но жил в огромном платане, ходил босым и носил одну-единственную одежду. Он часто совершал разные нелепые поступки: то притворялся, что гневается, то постригал волосы и бороду, то носил венки из травы и цветов, показывая себя безумным. У него был деревянный меч и стамеска.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010