У него была редкая способность совершать таинство исповеди, что изумляло духовных чад. Незабываемое впечатление производила исповедь на тех, кто приходил к нему впервые. Его окружала особенная атмосфера, в которой Божие присутствие было ощутимым. Старец Фома, престарелый монах из скита Праведной Анны, говоря с нами, особенно вспоминал про это. Среди прочего сказал следующее: «В первый же раз, когда Вы приходили на исповедь к отцу Игнатию, Вы чувствовали, что его устами говорит с Вами Святой Дух. Дух Святой вдохновлял все его слова». Древняя Церковь потеряла некогда перводиакона Стефана, но обрела вскоре еще более ревностного апостола Павла. Израиль потерял Илию, но обрел Елисея. Подобное происходит также с монахами Святой Горы. В1908 году они оплакали смерть прославленного духовника отца Саввы, а теперь провидение Божие послало им отца Игнатия. Поток кающихся, текший прежде к Малому скиту Праведной Анны в каливу Воскресения, потек теперь немного далее – в катонакскую каливу Успения. «Были тогда и другие добрые духовники, – рассказывал нам старец Пантелеймон, монах из Нового скита. – Здесь, в Новом скиту, были у нас отец Кирилл и отец Серафим. Подальше, в скиту Прав. Анны, были отец Нафанаил, отец Кесарий, отец Ефрем, отец Дионисий и другие. В малом скиту Прав. Анны были отец Феодосий и отец Косма. И все они были хорошими и добродетельными духовниками, но мы шли мимо них к отцу Игнатию. После того, как умер отец Савва, никого не было лучше него. Он был чудный, необычный духовник!» В то время на Святой Горе было много добрых отшельников славянского происхождения. В русском, болгарском, сербском монастырях, в различных скитах и келлиях было много насельников славянского происхождения. Для них отец Игнатий был благословением Небесным, потому что он знал русский и болгарский языки. Русские отшельники в Карули, среди которых были бывшие князья и генералы Царской армии, относились к нему с исключительным уважением. И так как он жил не слишком далеко, многие избирали его своим духовником. Раза два-три в год маленький русский пароход увозил его в русский монастырь, а также в болгарский Зограф, чтобы он исповедал там братию. Греки, русские, болгары, монахи из различных обителей, скитов и пустыней обновлялись духовно благодатью Божией чрез Богоносного отца Игнатия. Он продолжал труд этот до глубокой старости, даже и после того, как потерял зрение. Многих он утешил и просветил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спустя немного времени, он снова, по просьбе родителей, возвратился в Назианз. Родители его уже сильно состарились и нуждались, по преклонности лет, в его помощи, тем более, что у них уже не было других детей, кроме его одного. Кесарий, другой сын их, уже умер, как об этом уже сказано, – а равно и дочь Горгония уже отошла в вечность 977 . Погребение их обоих брат, сей Святой Григорий, почтил надгробными словами. Затем он остался у родителей один, как зеница ока, и ему не представлялось возможности не исполнить просьбы своих родителей. Он должен был послужить их старости и после их кончины совершить над ними обычное погребение. Когда Святой Григорий возвратился из пустыни в Назианз, отец его Григорий, уже изнемогая от старости, хотел еще при жизни своей устроить сына на епископской кафедре в Назианзе. К этому он побуждал сына не только убеждениями и просьбами, а и клятвою. Он же не отказывался от попечений о благоустройстве Церкви, не хотел также и ослушаться приказания отца, но принять епископский престол отнюдь не желал. – Невозможно мне, отец, – говорил он, – пока ты еще жив и не отошел в вечность, принять твой престол. Отец, не настаивая более на принятии сыном престола, и только возлагая на него попечение о Церкви, говорил: – Пока я жив, будь мне, сын мой, опорою старости, а после моей смерти сделай так, как тебе будет угодно. Скоро отец святого Григория, престарелый епископ Назианзский, преставился 978 , пробыв на епископском престоле сорок пять лет. Прожил он всего сто лет. Погребен он был с большим торжеством, при участии святого Василия Великого , прибывшего на погребение. Оставалась еще в живых Нонна, мать святого Григория, друга Василия, но и она в скором времени почила о Господе, также достигши столетнего возраста 979 . Святой Григорий, похоронив своих благочестивых родителей, стал свободен от попечений о них; но он хотел еще освободиться и от славы, тем более, что жители родного города понуждали его занять, после отца, епископский престол. Он отправился тайно в Селевкию 980 и там оставался при церкви святой первомученицы Феклы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Спустя немного времени, он снова, по просьбе родителей, возвратился в Назианз. Родители его уже сильно состарились и нуждались, по преклонности лет, в его помощи, тем более, что у них уже не было других детей, кроме его одного. Кесарий, другой сын их, уже умер, как об этом уже сказано, — а равно и дочь Горгония уже отошла в вечность [ 23 ]. Погребение их обоих брат, сей Святой Григорий, почтил надгробными словами. Затем он остался у родителей один, как зеница ока, и ему не представлялось возможности не исполнить просьбы своих родителей. Он должен был послужить их старости и после их кончины совершить над ними обычное погребение. Когда Святой Григорий возвратился из пустыни в Назианз, отец его Григорий, уже изнемогая от старости, хотел еще при жизни своей устроить сына на епископской кафедре в Назианзе. К этому он побуждал сына не только убеждениями и просьбами, а и клятвою. Он же не отказывался от попечений о благоустройстве Церкви, не хотел также и ослушаться приказания отца, но принять епископский престол отнюдь не желал. — Невозможно мне, отец, — говорил он, — пока ты еще жив и не отошел в вечность, принять твой престол. Отец, не настаивая более на принятии сыном престола, и только возлагая на него попечение о Церкви, говорил: — Пока я жив, будь мне, сын мой, опорою старости, а после моей смерти сделай так, как тебе будет угодно. Скоро отец святого Григория, престарелый епископ Назианзский, преставился [ 24 ], пробыв на епископском престоле сорок пять лет. Прожил он всего сто лет. Погребен он был с большим торжеством, при участии святого Василия Великого, прибывшего на погребение. Оставалась еще в живых Нонна, мать святого Григория, друга Василия, но и она в скором времени почила о Господе, также достигши столетнего возраста [ 25 ]. Святой Григорий, похоронив своих благочестивых родителей, стал свободен от попечений о них; но он хотел еще освободиться и от славы, тем более, что жители родного города понуждали его занять, после отца, епископский престол. Он отправился тайно в Селевкию [ 26 ] и там оставался при церкви святой первомученицы Феклы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Мощи трех волхвов — Вальтасара, Гаспара и Мельхиора Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Три царя (три волхва) — Каспар, Мельхиор и Бальтазар (греч. μγοι, маги) — принятые в западноевропейской традиции имена магов (волхвов), принесших младенцу Иисусу дары на Рождество (поклонение волхвов). В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в средневековье. Православная церковь не считает их царями, не подсчитывала их число, не давала им имена и не вписывала их в доктрину. В Католической церкви память трёх царей совершается в праздник Богоявления (6 января, в некоторых католических странах — выходной день). Волхвы — славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит греч. μγοι. В античной литературе в основном существуют два значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским (зороастрийским) жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа (маги). В латинской традиции греческое μγοι переводится латинским словом magi («волшебники»); они часто изображаются в царских венцах. Впервые назвал волхвов царями святой Кесарий Арльский. У Беды Достопочтенного впервые появляются их имена — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Они считаются покровителями путешественников и поэтому их имена часто входили в названия гостиниц (например, фр.  Hotel Les Trois Rois — отель «Три Короля»). По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, в IV веке перенесены оттуда святым Евсторгием в Медиолан, а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кельн, где для их размещения была сооружена рака трёх волхвов, а для размещения раки — Кёльнский собор, самый крупный в Западной Европе. Евангелист не пишет о количестве волхвов. По числу принесенных даров предположили, что их было трое. Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей. Так, по мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека (Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик) и трех различных частей света (Бальтазар — мавр, Африка; Мельхиор — белый человек, Европа; Каспар — с восточными чертами или в восточной одежде, Азия). То есть родиной их было три страны с различным по этническому составу населением — Персия, Аравия и Эфиопия.

http://azbyka.ru/palomnik/Мощи_трех_волх...

Нередко народ осыпал блаженного Василия насмешками и побоями, но он все сносил с кротостью. Ночь блаженный проводил на паперти церковной в молитве и богомыслии. Бог прославил своего праведника даром прозорливости и чудес. Так, по молитве блаж. Василия перед Владимирской иконой Божией Матери, Москва – а с ней и вся Россия – были спасены от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521-ом году. Этот хан, успевший сжечь предместья Москвы, устрашился видением множества воинов и отступил за пределы Руси. В 1547-ом году блаженный неутешно плакал, предвещая пожар Москвы, который уничтожил почти весь город. Некоторое время спустя, на обеде в царских палатах блаженный трижды выливал вино в окно, говоря, что гасит пожар в Новгороде. Действительно, в это самое время в Новгороде вспыхнул пожар, но не успел разгореться какой-то незнакомый человек, по рассказам новгородцев, заливал загоревшиеся дома. Приехав потом в Москву, новгородцы опознали в блаженном этого незнакомца. Преставился блаженный Василий в возрасте 88-ми лет в 1552-ом году. Сам царь Иоанн Грозный нес тело его в церковь для погребения. Святой Василий был похоронен в Москве в соборе Покрова Богородицы, который обычно называется храмом Василия Блаженного. Мощи его прославились многочисленными чудесами. Вериги (тяжелые цепи), которые он носил на своем теле, хранились в Московской Духовной Академии. Тропарь: Житие твое, Василие, неложное и чистота нескверна, Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением, и мразом и теплотою солнечною, и слотою (слякотью) и дождевным облаком, и просветися лице твое яко солнце: и ныне приходят к тебе российстии народы, цари же и князи и вси людие, прославляюще святое твое успение: тем Христа Бога моли, да избавит ны от варварского пленения и междоусобныя брани и мир мирови подаст и душам нашим велию милость. Праведная Нонна 18 авг. (5 авг. по церк.кал.) Святая Нонна родилась в конце 3-его века в христианской семье. Она вышла замуж за Григория, градоначальника и богатого владельца земель в Каппадокийсой области Малой Азии. Муж ее сначала был язычником, чтил верховного бога и поклонялся огню. У Нонны родилась дочь Горгония и сыновья Григорий и Кесарий. Она воспитала их в христианском духе и горячо молилась, чтобы и муж обратился к истине. Господь услышал ее молитвы: муж стал верить в Христа, крестился и всецело посвятил себя Церкви. Около 325-го года он стал пресвитером, а затем епископом города Назианза в Каппадокии. Тогда и праведная Нонна была посвящена в диакониссы, после чего она усердно занялась благотворительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому. (Пер. В. И. Руднева) Все ли врачи в античности давали эту клятву? Медицинских университетов в античности не было. Они родились уже в христианскую эпоху, в Средневековье. Поэтому нельзя представлять выпуск молодых античных врачей, дающих клятву. Кроме того, у нас нет сведений, что клятву давали вообще все врачи. Напротив, это было довольно редким явлением, и часто в похвальной эпитафии тому или иному врачу писалось, что он давал клятву. Ее стали чаще давать в период поздней античности, но врач вполне мог практиковать и без клятвы. Яркий пример — святой Кесарий, брат святого Григория Богослова (IV век). Он получил блестящее медицинское образование в Александрии, центре медицинской науки того времени, потом был придворным врачом у четырех императоров. Но клятвы он не давал — именно потому, что он был христианин, а в клятве упоминались языческие боги. И, как пишет его брат, Григорий Богослов, все доверяли ему и без Гиппократовой «Клятвы». Христианского варианта клятвы тогда еще не было.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Супруги с одинаковою ревностью начали стремиться к совершенству духовному так, что, превосходя других, не могли превзойти друг друга, так как в обоих добродетель была одинаковой силы и цены, оба соревновали друг другу во всем прекрасном. Дети св. Нонны были дети её молитв, и потому на них очевидно было благословение Божие. Св. Григорий Богослов так говорит о себе пред лицом Бога: «Тебе посвятила меня матерь, нося меня еще во утробе своей. Тогда еще, на коленях своих, держа сына и подражая святой Анне, взывала она: «Царь мой, Христос! даруй мне увидеть сына и юный плод чрева моего заключишь Ты в Своей ограде». Так вещала она, и Бог внял её молению; в ниспосланном от Бога сновидении наречено матери мое имя; а потом дал Ты ей и сына, и она во святилища Твои принесла меня, нового Самуила... Она руки мои очистила божественными книгами и, обнимая меня, сказала мне такое слово: «Я, как обещала, приношу Богу тебя в дар живой, исполни же матери твоей желание. Ты рожден у меня по молитвам моим; о том теперь и молюсь, чтоб ты был совершен. Это доброе богатство даю тебе, сын мой, для сей и для будущей жизни, но последнее гораздо лучше». Таково желание матери, и я покорился её желаниям, будучи еще отроком; юная душа моя принимала в себе новый образ благочестия; печать соблюдалась по манию Христа, Который явно беседовал с рабом Своим, связал меня любовью к целомудрию, обуздал мою плоть, вдохнул в меня горячую любовь к божественной мудрости и к жизни монашеской, – начатку жизни будущей. .. «Вообще, все доброе и святое в жизни своей св. Григорий Богослов приписывал молитвам матери. И точно, говоря собственными словами великого святителя, только от благородного корня он мог принять в себя столько добрых соков, что закрыл собою дерево и многих напитал (и питает) медоточными плодами. Другие дети св. Нонны скончались в цветущих летах, но и в непродолжительное время жизни своей успели совершенно созреть для житницы небесной. «О, Кесарий мой, досточтимое имя! Как утренняя звезда блистал ты при дворе царском, занимая первое место по мудрости и кроткому нраву», вспоминает о брате своем св. Григорий Богослов и, при воспоминании о нем, всякий раз приходит в сердечное умиление.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

4 . И поскольку, возлюбленные братья, как всегда вы должны воздерживаться от прелюбодеяния и гнусного блуда, так всегда при подготовке к Рождеству Господню или другому празднику в течение многих дней воздерживайтесь и от супружеского общения. Помимо всего прочего, избегайте пьянства, боритесь с гневом, как со свирепым зверем; как яд, исторгните из вашего сердца ненависть. И пусть среди вас будет такая любовь, которая обнимает не только друзей, но распространяется и на врагов; чтобы вы могли беспрепятственно сказать в молитве Господней: «Оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим» ( Мф. 6:12 ). Ведь если кто-либо чувствует ненависть даже к одному человеку, то я не знаю, как ему спокойно приступить к престолу Владыки, поскольку блаженный Евангелист Иоанн грозно восклицает: «Кто брата своего ненавидит, тот убийца» ( 1Ин. 3:15 ). Теперь ваше дело решить, не является ли кто из вас убийцей? И если так, то пусть прежде принесет покаяние, а затем приступает к причащению. Далее святой Иоанн так же прибавляет, говоря: «Кто ненавидит брата своего, тот во тьме пребывает, и во тьме ходит, и не знает куда идет; потому что тьма ослепила ему глаза» ( 1Ин. 2:11 ); и еще: «Кто брата своего не любит, тот в смерти пребывает» ( 1Ин. 3:14 ); и еще: «Если кто скажет, что Бога любит, а брата своего ненавидит, тот лжец. Ибо кто не любит брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» ( 1Ин. 4:20 ) Итак, кто хранит в сердце ненависть и гнев, не боится такого громогласного предупреждения и не пробуждается, тот не спит, но умер. 5 . Итак, возлюбленные братья, кто добродетелен, тот, постоянно размышляя об этих вещах, пусть с Божией помощью пребывает в добрых делах, поскольку не положивший начало, но претерпевший до конца, тот спасен будет ( Мф. 10:22; 24:13 ). А равнодушные к милостыне, гневливые, склонные к непозволительной разнузданности да поспешат избавиться от зла с помощью Господа, чтобы совершать добрые дела. Чтобы в День Суда не подвергнуться наказанию с нечестивыми грешниками, но удостоиться с праведными и милосердными вечного воздаяния: по дару Господа нашего Иисуса Христа, Которому честь и слава во веки веков. Аминь.Источник латинского текста:

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij-Arelat...

Для чего в показание и постоянную твердость составлена и настоящая наша патриаршая и синодальная сигиллиодная на пергамине грамота, внесенная и в священный кодекс нашей Великой Церкви Христовой, и выдана всему братству преподобнейших отцов сказаннаго священнаго нашего патриаршаго и ставропигиальнаго общежительнаго монастыря святаго Пантелеймона, называемаго Русик. В годе спасения тысяча-восемьсот-семьдесят-пятом, в месяце сентябре, индикта четвертаго. Иоаким, милостию Божиею, архиенископ Константинополя, новаго Рима, и вселенский патриарх. † Кизический Никодим. † Писидийский Кесарий. † Лимносский Иоаким. † Гревенский Кирилл. † Косский Герман. † Халкидонский Каллиник. † Ларисский Неофит. † Велеградский Анфим. † Сисанийский Амвросий. В священной обители святого Пантелеймона церковные экзархи, как выше упомянуто. В сентябре 1875 г. † Никейский Иоанникий. † Деркийский Иоаким. У подлинных грамот Константинов патриархов значительная объема свинцовая патриаршеская печать на темно-синяго цвета шелковых снурках. Кстати здесь заметить, что патриаршеские пергаминные особого значения грамоты выдавались и прежде, выдаются и до ныне непременно с таковыми печатями, от чего эти граматы и назывались и называются сигиллионами (от латинсклго sigillum). Тогда как граматы царские употреблялись с золотыми печатями, по причине этой и назывались хрисовулами (χρυσβουλλον). Дополнение к главе IX (К статье «Пицунда»). По присоединении храма к Ново-Афонскому монастырю, вскоре при помощи Божией, приступили к его возобновлению. Внутренность храма по возможности украшена св. иконы и некоторая церковная утварь доставлены с св. Афона; кровля храма покрыта вновь, сделана временная колокольня и полуразрушенный здания братских келлий и проч. обновлены. И за тем, 3 сентября (1885 г.) состоялось торжественное освящение храма, которое совершил нарочно прибывший для сего из Тифлиса – экзарх Грузии, высокопреосвященнейший Павел, архиепископ Карталинский и Кахетинский. При этом торжестве присутствовав главноначальствующий Кавказского края генерал-адъютант А. М. Дондуков-Корсаков и другие административные лица Тифлиса и Сухума. Кроме того, не мало было посетителей из жителей г. Сухума и прочих местностей Абхазского побережья, а также и прибывших в Ново-Афонский монастырь из разных мест России богомольцев, какого количества давно, конечно, не вмещал в себе сей пустынный храм. Величественное архиерейское служение, прекрасное пение прибывших с владыкою из Тифлиса его певчих, собрание властей и народа в знаменитом древнейшем храме, бывшем долгое время совершенно пустым, все это произвело впечатление весьма трогательное. При том высокопреосвященнейший Павел благоволил сказать красноречивое и весьма поучительное слово, довольно пространное. Оно напечатано в декабрьской книжке журнала «Православное обозрение» за 1885 г. Считаем уместным привести здесь из него, относящиеся собственно к храму, следующие строки:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 . Монастырь Барбою построен был каким-то Иоанном Барбою, воеводой 79 . Нынешняя церковь в нем, во имя свв. апостолов основана, как гласит надпись, в 1838 году 80 , июля 1-го дня, а окончена и освящена 29 июня 1843 года в княжение Григория Стурдзы и во дни святительства молдавского митрополита Вениамина, для поминовения рода Стурдзов, которые приложили сей монастырь Ватопедской обители на Афоне. Ватопед строил ее своим иждивением под надзором иринопольского епископа Григория и архимандрита Дионисия. Посторонних пожертвований на это святое дело не было, кроме 200 голландских червонцев от логофета Димитрия Стурдзы (1839) и 30 таких же червонцев от сына его Александра на приобретение мраморной доски для святой трапезы. Церковь отменно хороша: высока, светла, просторна и украшена двумя рядами мраморных колон, нецельными однако. Иконостас в ней еще не позолочен. На западной стене её изображены ктиторы: Иоанн Барбой воевода. Григорий Стурдза и супруга его Ксанфа. Матфей. Кириак. Александр Стурдза. и проч. и проч. По уверению игумена [у которого (мимоходом сказать) проживает толстая кокона] монастырь приносит дохода 2 000 флоринов (около 5 000 руб. ассигн.). В нем несколько комнат отдается внаймы. 3 . Монастырь Данку принадлежит Афоно-Ксиропотамской обители. Древняя церковь в нем тяжелой архитектуры, неказиста и ничем не замечательна. На южной, внешней, стене её, близ колокольни, видна славянская надпись. Но так как она помещена весьма высоко, то я не мог разобрать ее, и только на двух последних строках прочел: ιω петро воевода в лето змθ (7049=1541). Разумеется, что этот воевода построил или обновил монастырскую церковь . Имениями сего монастыря управляют покоящийся 81 архиерей Анфим и игумен Кесарий. Его преосвященство припеваючи 82 живет тут в особом благоустроенном доме [Ему прислуживают два редких красавчика: один лет 17, а другой 12. Я не спросил: кто они таковы и потому не дерзаю назвать их (домашними) постельничими. Осуждать ближнего легко и грешно. А ребята – кровь с молоком! По обличию и цвету лица они показались мне чадами Албании]. Он [архиерей Анфим] между прочим говорил мне, что из монастырского леса даром даны правительству дерева для постройки казарм.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010