И рай, и ад прежде всего психические реальности, психические переживания, субъективные и индивидуальные, и лишь во вторую очередь трансцендентные, объективные реальности этого мира. Можно сказать, что на земле и рай,  и ад по-земному относительны и ограничены, но и тот, и другой уводят человека после смерти в свои вечные царства, в Царство Божие и в царство диавола. На земле и человеческое добро, и человеческое зло – это введение и приготовление человека к вечной жизни или в Царстве вечного Божиего добра – в раю, или в царстве вечного диавольского зла – в аду. Русская душа имеет свой рай и свой ад. Нет нигде более страшного ада и более дивного рая,  чем в душе русской. Ни один человек не падает так глубоко, до крайнего зла, как русский человек; но в то же время и ни один человек не взмывает так высоко, до вершин, превышающих все вершины, как русский человек. История свидетельствует: русская душа мечется между чернейшим адом и самым светлым раем. Мне кажется, что русская душа из всех душ на земле имеет самый жуткий ад и самый чарующий рай. В драме русской души принимают участие не только все ангелы небесные, но и все бесы ада. Русская душа – это самое драматичное поприще, на котором беспощадно сражаются ангелы и демоны. За русскую душу ревниво борются миры, борются вечности, борются сам Бог и сам сатана. Что есть то, что составляет и представляет собою рай русской души? Рай русской души представляют и им являются богоносцы и христоносцы земли русской, русские святые, от святого князя Владимира и до патриарха Тихона Исповедника. Огромен, чудесен, беспределен рай русской души, ибо огромна, чудесна и беспредельна святость славных святителей земли русской. Всякий святой – это не что иное, как возвращенный рай. А это значит, что душа отнята у греха, смерти и диавола и соединена с Богом, Его светом и вечностью. Где же рай русской души? Вот же он, в святых Сергии Радонежском и Митрофане Воронежском, в святых Филиппе Московском и Владимире Киевском, в святых Серафиме Саровском и Иоанне Кронштадтском, во всяком подвижнике, во всяком мученике, во всяком исповеднике, во всяком праведнике земли русской. Дивен Бог во святых русских. Смотри, сколь дивен в отце Иоанне Кронштадтском! Настолько дивен, что святой отец Иоанн стал святителем земли русской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=834...

Не обленимся помогать умершим и приносить за них молитвы; ибо предлежит общее очищение Вселенной. Посему мы и молимся с дерзновением о всей Вселенной и именуем их вместе с мучениками, исповедниками и священниками. Ибо все мы – одно тело, хотя одни члены превосходят других. Отовсюду возможно снискивать им прощение: и от молитв, и от приносимых за них даров, и от признаваемых вместе с ними. Почему же ты скорбишь, почему плачешь, когда столько можешь снискать прощения умершему? Свт. Иоанн Златоуст К читателю Книгопечатание «божественных», «святых» книг всегда считалось на Руси богоугодным делом и истинным украшением подвижнической жизни монахов. В старину говорили: «Что коню узда для его сдерживания, то человеку «божественные» книги для удержания его в святой правде и благочестии». Или еще: «Не создать и не воспитать праведника без душеполезного чтения, как не построить корабля без гвоздей» Это на душеполезном чтении вырабатывал русский народ идеалы святости и ясностью свое го ума и совести, своей правдой, смирением, жаждой благообразия поистине светил на весь мир, как истинный народ-Богоносец. Для нравственно-религиозного воспитания народа переводились с греческого на русский язык такие сборники душеполезного чтения как: 1) Палей или Сборник рассказов из Священного Писания (Ветхий и Новый Завет); 2) Прологи – изречения из Священного Писания и творений Отцев Церкви; 3) Златоструй – избранные места из поучительных бесед свт. Иоанна Златоуста , 4) Златая цепь – выдержки из творений Отцев Церкви разных веков и так Далее, без конца. А какое неисчислимое и неоценимое духовное сокровище душеполезного чтения было веками накоплено в русских монастырях и библиотеках! Куда же девалось все это религиозно нравственное богатство родного народа? Во дни «углубления» безбожной революции, когда сразу была попрана вся красота Святой Руси, было осквернено и предано всесожжению и уничтожению и все Духовное сокровище Исторической России. Восполнить этот пробел счел за благо архимандрит Пантелеймон, неисповедимыми Путями Промысла Божия осуществивший великое чудо основания на чужбине Свято-Троицкой обители. Архимандрит Пантелеймон поистине гармонически сочетал в себе образцового монаха-администратора и служителя Церкви с лучшими качествами нашего любимого богатыря-пахаря, Микулы Селяниновича, которого за трудолюбие полюбила «сама мать – сыра земля». И если Микулу народ всегда видел за работой, на пахоте, с его тощей лошаденкой – кобылкой Соловой, то архимандрита Пантелеймона мы видим в поле: то он на тракторе-плуге «с края на край бороздки пометывает»; то по целым дням не слезает с бульдозера, расчищая землю для новых построек, а в зимние долгие вечера над своими сборниками душеполезного чтения просиживает до поздней ночи. Двадцать таких сборников выпустил о. архимандрит! Среди них – такой, нимало не утративший актуальности, как «Тайны загробного мира».

http://azbyka.ru/fiction/tajny-zagrobnog...

Связь между харизмой о. Иоанна и искупительной силой самого таинства показана с исключительной точностью. Люди шли к пастырю потоками, и по крайней мере в одном случае, когда более восьми тысяч паломников прибыли в Кронштадт на исповедь, более двух тысяч вынуждены были уйти (невозможно было приготовить так много Святых Даров) 226 . Безусловно, возникал очевидный соблазн злоупотребления общей исповедью, позволяющей избежать более ответственной, откровенной и, возможно, вызывающей большую неловкость частной исповеди. К примеру, свящ. Борис Николаев обвинял прихожан в том, что многие из них предпочитают общую исповедь именно потому, что она освобождала их от обязанности признаться в своих проступках наедине со священником. Другие представители духовенства считали, что состояние катарсиса, в которое впадают прихожане, при отсутствии личной ответственности может только ухудшить их поведение после исповеди 227 . Именно названные особенности общей исповеди, получившие распространение в советскую эпоху, вызывали наибольшую критику. В 1926 г. прот. Валентин Свентицкий счел необходимым прочитать цикл лекций о вреде общей исповеди, в которых объяснил, что «общая исповедь» абсолютно противоречит православным канонам и должна быть исключена из православной практики во что бы то ни стало. Тогда возник резонный вопрос, почему это было позволено о. Иоанну? Все дело в том, что обладающий даром ясновидения о. Иоанн не был похож на других священников. Предостерегая возможных подражателей, о. Валентин, а вслед за ним и многие другие священнослужители-эмигранты, особо подчеркивал его уникальность: «Необходимое условие индивидуальной исповеди – обязанность исповедника знать грехи исповедующегосяисполнялось отцом Иоанном с богоданным ясновидением. Отец Иоанн… мог видеть грех на душе у человека; он зная это, даже если не расспрашивал его… Общая исповедь отца Иоанна Кронштадтского была уникальным, невиданным явлением. Это по существу недоступно для нас как пример для подражания» 228 . Ему вторил другой священник – он говорил, что на общей исповеди о. Иоанн достигал больших результатов, чем удавалось ему после получасовых индивидуальных бесед, – он также чувствовал, что о. Иоанну была дарована необыкновенная благодать 229 . (С другой стороны, как заметил епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский), если о. Иоанн был истинным праведником, священникам следовало брать его в пример 230 .) Поскольку в дневниках о. Иоанна отсутствуют какие-либо рассуждения об общей исповеди, трудно решить, была ли она просто вынужденной мерой в сложившихся тогда обстоятельствах, или же он приписывал ей самостоятельную духовную ценность. В любом случае можно предположить, что общая исповедь стала оптимальным решением в ситуации, когда число кающихся превышало число минут в сутках, так что избежать массовости здесь едва ли было бы возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Применительно же к Зах. 4:2 сходные суждения высказывал не св. Василий, а прп. Максим Исповедник: « Подобно тому, как Святой Дух естеством и по сущности существует [как Дух] Бога и Отца, также Он естеством и по сущности есть [Дух] Сына » (Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию, 63//Альфа и Омега. М., 2007. 3 (50). С. 146-147 (PG. 90. Col. 672)); однако и его слова не соответствуют цитации архиеп. Андрея. На этот отрывок прп. Максима, как отмечает Джилл, ссылались до Андрея также Иоанн Векк (PG. 141. Col. 628) и учитель Родосского архиепископа Мануил Калека (PG. 152. Col. 27), хотя они и были более аккуратны в цитации. Ср. Iohannes Chrysostomus. Homiliae in Iohannem, 39.1//PG. 59. Col. 220 (русский перевод неудовлетворителен). Symeon Metaphrastes. Vita Dionysii, 1//PG. 115. Col. 1032; в действительности у прп. Симеона имеется в виду, что Дух исходит «от престола Отчего», то есть от Отца. См., например, толкование на Апокалипсис свт. Андрея, еп. Кесарийского: « Протекающая по вышнему Иерусалиму исполненная вод Божия река есть исходящий от Бога Отца Животворящий Дух, который через ангела и через высочайшие, именуемые престолами Божества, силы напояет стогны святого города ». ( Андрей Кесарийский, свт. Толкование на Апокалипсис, 23:68. М., 1911. С. 130) Данная цитата в таком виде встречается только у униатского патриарха времен Лионской унии Иоанна Векка ( Iohannes Beccus . Epigraphae//PG. 141. Col. 621), который приводит ее, впрочем, как речение одного Феодора Раифского. Атрибуция, которую дает тексту архиеп. Андрей, еще более фантастична: Феодорит Кирский умер примерно за век до предполагаемого времени жизни Феодора и принадлежал к иному богословскому направлению. Архиеп. Андрей это место цитирует также по сочинению Иоанна Векка, где приведенный отрывок выглядит именно так ( Iohannes Beccus . Epigraphae//PG. 141. Col. 624). Однако в самом сочинении свт. Епифания текст иной: « Духа, осмелюсь сказать, никто не знает, кроме Сына, от Которого Он приемлет, и Отца, от Которого исходит » ( Епифаний Кипрский, свт. Против ересей, 74. 9-10//Творения. М., 1882. Т. 5. С. 25 (PG. 42. Col. 493)).

http://bogoslov.ru/article/6166437

В заключение, Владыко, можно ли попросить Вас благословить слушающих нашу беседу и тех, кто ее, возможно, прочтет... Благослови всех Господь: всех, кто верит в Бога, и всех, кто ищет Бога, и всех, кто еще не ищет, и всех, кто, как Иаков, в потемках борется с Богом и кому рано или поздно Бог откроется — благословением и новой жизнью!     notes Примечания 1 Серия бесед, прозвучавших в религиозной программе Би-би-си на русском языке в 1972 году. Анатолий Максимович Гольдберг (1910-1982) – сотрудник русской службы Би-би-си. (Здесь и дальше примеч. сост.) 2 Блаженный Августин (354-430) - епископ Иппонский (Северная Африка), учитель Церкви, виднейший богослов и писатель христианского Запада. 3 Персонаж рассказов итальянского писателя Дж. Гуарески (1908-1968). 4  Беседа в Москве. 1974 г. 5 Авва Дорофей — палестинский подвижник У1 в.; его “Поучение” является одной из основоположных книг по восточно-христианской аскетике. 6  Митрополит Антоний говорит здесь об опыте жизни эмигрантского рассеяния. 7 Святой Иоанн Златоуст (между 344 и 354-407) — архиепископ Константинопольский, знаменитый проповедник, учитель Церкви. 8 Протоиерей Сергий Булгаков (1871-1944) — русский религиозный философ, православный богослов, в эмиграции — профессор и ректор Православного Богословского института в Париже. 9  Преподобный Максим Исповедник (ок. 580-662) — один из наиболее глубоких богословов Восточной Церкви. 10 Ибо в смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя? (Пс. 6,6). 11 Из Пасхального Огласительного слова святого Иоанна Златоустого. 12 Выступление в Московской Духовной Академии 24 сентября 1971 г. 13 Старец Силуан (в миру — Семен Иванович Антонов; 1866-1938) — современный православный подвижник монах русского Пантелеимонова монастыря на Афоне; причислен к лику святых Константинопольской Церковью в 1988 г. 14 Преподобный Макарий Великий — египетский подвижник 1У в. 15 Феофан Затворник (Говоров; 1815-1894) — русский подвижник, духовный писатель, епископ Тамбовский, затем Владимирский; оставил архиерейскую кафедру и жил в затворе в Вышенской пустыни; канонизован Русской Православной Церковью в 1988 г. 16

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

«Ельцин-центр» не совместим с маршем «Бессмертного полка». Возрожденный Храм Христа Спасителя не совместим с празднованием хэллоуина. Первые признаки и явные симптомы революционного безумия, тяжелой духовной болезни – ненависть к Православию и исторической России.  Несколько лет назад Путин сказал на Валдае знаменательные слова:  «Россия возвращается к себе». Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: « Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он Русский!» Если мы обретем это понимание, то ясно увидим не дорогу к обрыву, а прямой путь,  предназначенный России Богом. «И будет по завету Святого Князя Владимира – как единая Церковь!» Россия сегодня защищает традиционные нравственные ценности, под натиском богоборческого глобализма отстаивает право на жизнь не только Русской цивилизации,но и других народов.  Вновь столкнулись две непримиримые силы, Россия и революция. Противостояние продолжается.Нынешняя русофобия на Западе, невиданная даже в самые тяжелые годы холодной войны в ХХ веке между СССР и США – свидетельство этого непримиримого противостояния.  Прошло сто лет.«Мировой интернационал ростовщиков» надеется повторить в России события 1917 года. Но о нас молятся святые Царственные мученики, Соборновомучеников и исповедников Российских, пострадавших за Христа в ХХ веке. С нами молитвы воинов «Бессмертного полка». Сто лет назад в трагические дни начала Смуты, 2/15 марта 1917 года в Коломенском была явлена Державная икона Матери Божией. Россия остается Домом Пресвятой Богородицы.Необоримый ОмофорДержавной Царицы Небесной простирается над Русской землей. Мы верим, что сбудутся пророческие слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: « Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей, на костях вот таких мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету Святого Князя Владимира - как единая Церковь !»

http://radonezh.ru/analytics/rossiya-i-r...

Святой равноапостольный Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Америки и Сибири (†31 марта 1879) был прославлен Русской Церковью 6 октября 1977 года. Службу ему составил в 1980 г. епископ Омский и Тюменский Максим. Стихиры службы построены на подобнах и используют традиционную гимнографическую лексику и образы, канон повествователен, некоторые тропари чрезмерно обширны. Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (†29 февраля 1840) был прославлен Русской Церковью 21 февраля 1978 года. Тогда же были утверждены написанные в его честь архиепископом Харьковским и Богодуховским Никодимом служба и акафист (на день тезоименитства 12 февраля). Служба отличается богатством евангельских образов, стиль её сочетает традиционность церковнославянской лексики и ясность смысла. К недостаткам надо отнести несоответствие стихир указываемым подобнам, что необходимо было, конечно, исправить при подготовке к изданию. Все службы по содержанию прославляют равноапостольные подвиги и миссионерство Святителей. Из нравственных качеств прославляемых Святителей все гимнографы основное внимание уделяют тем, которые характерны для архипастырского служения. В период 1945–1988 годов в месяцеслов Русской Церкви были включены двое наших соотечественников, прославленных другими Православными Церквами. Праведный Иоанн Русский Исповедник (†27 мая 1730) был прославлен Элладской Церковью и внесён в месяцеслов Русской Церкви в 1963 г. В связи с его особым почитанием в Греции ему были составлены различные богослужебные последования на греческом языке 11 . В 1881 году часть мощей святого Иоанна была перенесена в Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне и, вероятно, вскоре после этого ему была составлена служба на церковнославянском языке 12 . Поскольку митрополит Никодим (Ротов) не знал о существовании афонской службы, он в 1967 г. составил ещё одну службу святому Иоанну 13 . Служба прославляет преподобнические и исповеднические подвиги святого Иоанна. Преподобный Герман Аляскинский (†13 декабря 1837) был прославлен Собором епископов Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке 14 . Имя его было включено в месяцеслов Русской Церкви. Преподобному Герману имеется две службы на церковнославянском языке, но обе они были написаны за пределами Русской Церкви; укажем только, что служба, составленная епископом Левкийским Парфением, помещена в новых Минеях на 13 декабря, а служба, составленная в Американской Церкви, — на 27 июля.

http://pravmir.ru/gimnograficheskaya-dey...

Как трогательно было смотреть на певцов в это время. Пела как будто бы одна какая первохристианская семья с своим отцом во главе, пела свои победные, священные, великие гимны» 200 . Иными словами, о. Иоанн хотел, чтобы верующие пережили полноценный во всех отношениях литургический опыт. Более глубокое переживание причастия неминуемо было сопряжено с покаянием, и пастырь также внес изменения в таинство исповеди. На этом обстоятельстве следует остановиться особенно подробно. Поскольку проповедь в середине XIX в., несмотря на усилия духовенства, все еще оставалась редким явлением, исповедь во многих случаях являлась единственным способом получить духовное наставление, и прихожане высоко ценили способность священника внимательно выслушать их покаяние 201 . Здесь о. Иоанн был на высоте. Он ставил себя на место исповедующегося, отмечая, что «покаяние должно быть искренним и совершенно свободным, без какого бы то ни было принуждения временем, обычаем или самой персоной исповедника» 202 . Он старался, чтобы исповедь прошла максимально плодотворно, и проводил ее в специальном помещении с вратами, находящемся в церковной стене (впоследствии подобные помещения стали органичным элементом церковной архитектуры). Батюшка также снисходительно относился к нарушению существующих правил подготовки к исповеди – подготовительной недельной молитвы, посещения церкви и соблюдения поста 203 . Подобная позиция пастыря демонстрирует его убежденность в том, что полноценная, действенная исповедь – плод «сотворчества» священника и прихожанина. Когда исповедующийся бывал краток или равнодушен, задача священника заметно усложнялась: «Горе, когда сухость встретится с сухостью – когда священник на исповеди, уязвленный врагом, встречает духовного чада, который совсем не приготовился. А как таких много!» 204 Поначалу, сразу после принятия сана, о. Иоанн старался как можно дольше исповедовать каждого. Один из его прихожан вспоминал: «Он не довольствовался простой формальной исповедью, но брался за всеохватывающее изучение и проверку душевных чувств и религиозных познаний раскаивающегося.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

444 Колонтаева В. Воспоминания о селе Спасском/Исторический вестник. 1885. 10. С. 50. (См. также: Игнатович И. Помещичьи крестьяне накануне освобождения. М., 1910. С. 212–213.) 445 Св. Феофан, Сигрианский, исповедник († 818 г.), пишет в своей «Хронографии»: «Иоанн справедливо назван золотою струею, по обилию в нем благодати Св. Духа, текущей в его словах и жизни» (Chronographia. Ad 19 an. Leonis). Цит. по: Филарет, архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. Т. 3. СПб., 1882. С. 205. 446 Незадолго до поступления в Лавру Саввы Освященного св. Иоанн был оклеветан перед калифом в государственной измене. Последний повелел отрубить ему правую руку. Но святой, приставив отсеченную руку к больному месту, повергся пред образом Богоматери, прося Ее об исцелении – чтобы ему можно было ею работать и писать на пользу Церкви. И получил просимое. В благодарность за исцеление Иоанн сделал серебряное изображение кисти руки и подвесил к чудотворной иконе, отчего последняя получила с тех пор наименование «Троеручицы» (память 28 июня). Подлинная икона до XIII века находилась на месте подвигов преподобного, в монастыре св. Саввы, а в настоящее время находится в Хилендарском монастыре на Афоне. Точная копия ее была прислана (28 июня 1661 г.) патриарху Никону и поставлена в построенном им Воскресенском монастыре («Новом Иерусалиме», 60 верст от Москвы). Другая икона – в Белобережской пустыни, Брянского уезда Орловской губернии. По преданию, она явилась во сне одному священнику, Серапиону (в схиме Симеону), и когда тот пробудился, то нашел ее в своих руках. Отыскав пустынное место, он основал вышеуказанную обитель, главную святыню которой сия икона составляет (Филарет, архиеп. Историческое учение... Т. 3. С. 194–195. § 259; Булгаков С. Настольная книга для священноцерковнослужителей. Харьков, 1892. С. 188. Отдел церковно-календарный. Под 28 июня; Поселянин Е. Православные русские обители/Приложение к журналу «Русский Паломник». 1909. С. 376). 449 Там же. С. 49, 140. Слово 4, 95. Ср. также: Слово 20, 15. Этим же объясняется, что часто слуги диавола иного прилежного к Церкви упрекают в праздности и лености («лень работать-то, знамо дело, в церковь -то ходить всякий бы мог» или «дармоедничать любите, вот в монастырь хотите, а вы поработали бы»). Но сами они бегают от церкви всеми силами и не только «легкую» службу простоять не могут, но и десяти минут пребывания в храме не выносят. Подобным поведением они обесценивают силу своих упреков и показывают, что молитва – трудное дело, ибо она самое настоящее дело-то и есть. А все остальное в мире – это всего лишь поделие, которое часто даже и выбирается по желанию, а не как в монастыре, где заставляют делать беспрекословно то, чего ты не хочешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Впрочем, были и мужественные обличители неправды и жестокости эксплуататоров. Таковы, например, великий светильник Церкви – святой Иоанн Златоуст ; неустрашимый святитель Божий Николай Мирликийский; русский святитель Филипп Московский; и другие святители и пастыри страны нашей: Владимир Киевский, Вениамин Петербургский, Митрофан Астр., Андриан Перск., протоиереи Иоанн Кронштадтский , Иоанн Восторгов , философ Орнадский и многие-многие исповедники Христовы... Есть и теперь, и всегда будут такие твердые стоятели за правду и в защиту бедных от их эксплуататоров. Тем более, никто не может сказать, что православная христианская вера проповедует угнетение, насилие, порабощение, жестокость. Кто же говорит, тот полный невежда в христианском учении, или же сознательно клевещет на святую, высокую и прекрасную веру христианскую, православную!.. «И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех» ( Ин. 2:23–24 ). Большинство современных религиозных иудеев не верили, что Иисус, Спаситель наш и Бог, есть Тот обетованный Мессия, Который был предсказан ветхозаветными пророками... Недавно появился в Индии какой-то религиозный фантазер, который выдает себя за Мессию, и этого лжемессию, будто, признали многие тысячи так называемых теософов. Какое же у нас, христиан, есть доказательство того, что наш Спаситель есть действительно Мессия, и что другого истинного Мессии уже не будет?.. Прежде всего, лучшие религиозные сыны Израиля (например, Иоаким и Анна, праведный Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, дочь Фануилова, не говорим уже о Пресвятой Деве, а также Апостолы и очень многие другие из иудеев) признали в Иисусе Христе, родившемся в Вифлееме от Девы Марии и Духа Святого, давно жданного Мессию. Замечательно, что немало иудейских раввинов, знавших хорошо Ветхий Завет , уверовали в Спасителя, как об этом свидетельствует книга Деяний Апостольских: «и из священников очень многие покорились вере» ( Деян. 6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010