Но как мы можем постичь Непостижимого? Мы, руководимые и наставляемые Духом Святым, можем только сказать, что Бог есть Единый, Вечный, Неисследимый, Неизреченный, Недоведомый, Невидимый, Непостижимый, Обитающий в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6:16).    Что говорить про бренную персть — человека, когда сами силы бесплотные, предстоящие Престолу Агнца и Господа славы не могут проникнуть в тайну существа Божия, но со страхом и трепетом закрывают лица свои!.. Но в душе человека есть желание уяснить себе, до известной степени хотя, неуяснимое; и это желание прорвалось в вопросе апостола Филиппа ко Иисусу Христу: покажи нам Отца (Ин. 14:8); и Христос дал ответ на это созданию, сотворенному для познания Сотворившего его Бога: Видевший Меня видел Отца (Ин. 14:9). Таким образом, сотворивший веки вначале хотя сделался человеком, однако все же есть сияние славы, Бог от Бога, Свет от Света, Слово, Сын, образ Бога невидимого (2 Кор. 4:4). Блаженный Феофилакт говорит: «Святой апостол возшел на самую высоту хвалебной речи о Сыне и называет Его сиянием славы, чтобы ты знал, что Он из Него бесстрастно, без уменьшения или унижения, одного и того же существа, то есть Свет от Света. Ибо Он просветил наши души и Сам показал Отца. Посему и сказал: Я свет миру (Ин. 8:12), потому что вместе с Ним светил от вечности, ибо сияние светит одновременно с сияющим. Но сияние показывает ведь не самую сущность и как бы умаляет самую природу, посему святой апостол Павел и добавляет: и образ ипостаси Его. Словами сый сияние славы Его — указывается единосущее и совечность Сына с Отцом, а словами образ ипостаси Его — самостоятельность; Отец не имеет ни в ком нужды для совершенства, так и Сын».    «Подобно тому как святой Иоанн Богослов, сказав: Слово, прибавил: бе к Богу, и Бог бе, точно так же и святой апостол Павел, сказав: сияние, прибавил: и образ ипостаси» (Севериан).    Как Отец неизменно пребывает в своем свойстве родителя, ибо вполне очевидно, что Отец и Сын не одно и то же, так и Сын неизменно остается в Своем свойстве — рожденного, не воспринимая на Себя свойства Отца. Но видящий Сына необходимо должен видеть и принадлежащую Ему славу Отчую, так как Он есть Бог Истинный от Бога Истинного, Свет от Света и Жизнь от Жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Испытывайте самих себя: в вере ли вы. Самих себя исследывайте… Радуйтесь, усовершайтесь, будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами. Аминь ( 2Кор. 13:5, 11 ). НЕ ОТГОНИ Время страшных скоростей, Время бешеных страстей, Мы младенцами земными Плачем вздохами иными… От стола Твоих учений Дай нам крошечку любви, Каплю дивных наставлений, Бедных чад не отгони. СВЯТЫЙ АПОСТОЛЕ ПАВЛЕ, МОЛИ БОГА О НАС! П0СЛАНИЕ К ГАЛАТАМ Вы шли хорошо, кто остановил вас? ( Гал.5:7 ). Враг рода человеческого по пятам ходил за апостолом Павлом. Святой Апостол сеял семена любви и правды, сатана досевал вражду и ложь. И стоило святому апостолу Павлу перейти в другое место, как здесь начинали бурно всходить «волчцы» раздоров и отступлений. Люди колебались, ссорились; святой апостол Павел скорбел, услыша обо всем этом. По этим причинам он пишет Галатам. Он ревнует о своих духовных чадах. Он пламенеет и возбуждается духом за них. Он с горечью видит, как зло и неправда завладевает их сердцами. а) " Удивляюсь, – пишет он Галатам, – что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию… Ибо если даже мы или ангел с неба стал благовествовать не то, что мы благовествовали вам, да будет АНАФЕМА! АНАФЕМА! АНАФЕМА! ( Гал. 1:6–8 ). Стойте во свободе, которую даровал вам Христос и не подвергайтесь опять игу рабства… О, если бы удалены были возмущающие вас!… Весь закон в одном слове: люби ближнего своего, как самого себя… б) Святой апостол говорит, что в человеке постоянная борьба духа с плотью. Дух требует своего, а плоть – своего. Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделение плоти. Плод духа: Воздержание, Кротость, Вера, Милосердие, Благость, Долготерпение, Мир, Радость, Любовь. «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» ( Гал. 5:25 ). А дела плоти: Бесчинство, пьянство, убийства, ненависть, ереси, разногласие, распри, гнев, зависть, ссоры, вражда, волшебство, идолослужение, непотребство, нечистота, блуд, прелюбодеяние и тому подобное

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Нам это важно помнить, потому что мы иногда являем удивительную всеядность в духовной жизни. Есть множество людей, которым главное, чтобы было «духовно» – а каково качество этой «духовности», их не интересует. Но духовность бывает разная, так как действовать могут разные духи. Об этом и говорит Иоанн Богослов. Другую важную вещь о Святом Духе сообщает нам апостол Павел. Он пишет, что Духа Святого имеет в себе каждый церковный христианин. Странное дело! – многие христиане отрицают это по ложному смирению, думая, что Духа в себе имели только праведники. «Святой Дух не может приблизиться ко мне, ибо я грешен», – говорят они. Само смирение похвально, но такая логика неверна. Если бы Дух Святой не нисходил к грешникам, Его просто не было бы в Церкви, ибо наша Церковь и есть собрание кающихся грешников. Бог дает благодать не по нашим якобы добрым делам, а по факту нашего пребывания в Церкви. Если ты крещен, миропомазан и тебя допускают ко Причастию, не смей говорить: я не знаю Духа Святого. Да, ты можешь выгнать Духа из своей жизни грехами, но не говори, что ты не знаешь Его, ибо Он приходил к тебе. Вот что апостол сообщает об этом христианам: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: " Авва, Отче! " » (Гал. 4:6). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21-22). И даже еще резче: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). Апостол Павел также пишет о том, что присутствие Духа Святого в нашей жизни должно заставить осознать нашу инаковость по отношению к миру. Христианин есть человек не от мира сего: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:14-15). Не будем удивляться, что мир может не понимать нашего христианства. Христианин для мира есть инородное тело. Как соринка в глазу рождает слезы и боль, пока она не будет удалена, так и настоящий христианин в мире. Дух Святой не от мира сего, и мы, принимая Духа в таинствах Церкви, принимаем и Его неотмирность.

http://pravoslavie.ru/114845.html

Стань ты звездочкой нетленной, И не будь холодным пнем… А как следом за одной Искорка вторая… Пусть горит звездой двойной Верность не сгорая! Отыщи тот уголок Ты в краю бесплодном, Где упал их уголек, Камнем став холодным. Бедный прах с него стереть Не забудь тогда ты, Чтоб навек запечатлеть Вечной жизни даты… Быстро времечко летит – Дни, года, столетья… Мрак ведь света не затмит. В Боге – тайна эта… Верность Богу и людям Пусть горит навеки! За продажность всем бесам Смерть, о, человеки! Пастыри нашего буйного века, героически проповедующие Евангелие, жены их – матушки, милые мироносицы, рванувшиеся за Христом в темную ночь страдания, детки ваши – наследники вашего «позора» и неувядаемой славы вечной, сродники ваши – дедушки, бабушки, отцы, матери, братия, сестры – все внимайте духом в эти Пастырские послания святого апостола Павла, и вы получите один неувядающий венец вечной награды. Только, Боже упаси, не тяготитесь крестом пастырства, наоборот, хвалитесь и гордитесь им, как самым высоким и почетным званием. Озаряйтесь им, как светлым, неугасающим, теплым солнышком, а если что уж… то потерпите, как верные и добрые домостроители дела Христова, победа которых обеспечена, и счастье не затмится НИКОГДА! ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПОСЛАНИЯ К ФИЛИМОНУ По любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел-старец, а теперь и узник Иисуса Христа ( Флм. 1:9 ). Святой апостол Павел просит Филимона о некоем Онисиме, которого он духовно родил в римских узах. Онисим был рабом Филимона, но потом, что-то сделав неприличное, убежал от него к апостолу Павлу и принял от него крещение и веру во Христа. Вот теперь святой апостол и просит Филимона, чтобы он вновь принял к себе Онисима и простил его. «Если же он чем обидел тебя или должен, считай это на мне» ( Флм. 1:18 ). Так святой апостол отечески берет на себя грех своего духовного сына Онисима и заступается за него перед его господином Филимоном. «Ты прими его, как мое сердце ( Флм. 1:12 ) и забудь все его грехи, какие он по рабскому неведению сделал против тебя… И прими его не как уже раба, но выше раба, как брата возлюбленного во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Флм. 1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

В последние годы своей жизни Апостол говорил только одно наставление: " Дети, любите друг друга " . Ученики однажды спросили его: " Почему ты повторяешь одно и то же? " Апостол ответил им: " Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните " . Эта любовь превращалась в пламенную ревность, когда Апостол Иоанн встречал лжеучителей, которые развращали веровавших и лишали их вечной жизни в единении любви с Воплотившейся Истиной. В одном общественном здании он однажды встретил лжеучителя Керинфа, который отвергал Божество Господа Иисуса Христа. " Пойдем скорее отсюда, - сказал Апостол своему ученику, - я боюсь, как бы гневом Божиим к еретику Керинфу не обрушилось это здание и нам не погибнуть вместе с ним " . Когда Господь Сам избрал Двенадцать Апостолов, и поставил их, " чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов " ; то, нарекши Симону, имя Петр, что значит камень, следующими поставил " Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть сыны Громовы " (Марк 3:13-17). Таким образом, Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату Иакову имя Сынов грома, т.е. нарек их вестниками устрашающего в своей очистительной силе Небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был Апостол Иоанн Богослов. Церковь же, с древности, усвоила Евангелисту Иоанну Богослову иконографический знак орла - как символ высокого парения богословской мысли любимого Ученика Христова. Также, именование Богослова Святая Церковь дала из Апостолов Христовых только одному Иоанну, как возвышеннейшему и глубочайшему Евангелисту, а, также, и тайнозрителю будущих судеб Церкви и мира в Откровении Самого Бога - Апокалипсисе. Святой Апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного, как уже было сказано, пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя. И в самом конце его жизни есть некая тайна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1930...

Любовь Божия к нам открылась в том... что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него ( 1Ин. 4:9:10 ), – говорит тот же апостол 29 . Бог любовь – и пребывающий Боге – в любви пребывает и любовь в нем пребывает Только тогда Бог пребывает в нас, когда мы любим братьев своих, и только любящий брата своего знает Бога, нелюбящий же не знает Бога, не причастен света Божия; не любящий во тьме пребывает и в смерти (там же – 2, 9; 3,14 и др.). Так учит апостол любви. Отсюда понятно, что служитель Христов, пастырь церкви Христовой в своем идеале должен быть носителем и выразителем. бесконечной любви Божией, его жизнь и деятельность должна быть посильным отражением той безмерной любви Божией, той бесконечной благости Божией, которая спасает мир во Христе. Он должен быть живым праведником и олицетворением этой спасающей любви Христовой. Таков и был приснопамятный пастырь, дорогой батюшка отец Иоанн Кронштадтский . Недаром существует богословское мнение, что из всех христианских исповеданий православная церковь наиболее воплотила в себе дух и учение апостола любви – евангелиста Иоанна Богослова. Типичный представитель русской церкви – о. Иоанн своей высокой личностью вполне оправдал это мнение. Жизнь и деятельность его можно бы выразить теми же краткими, но сильными словами, какими ветхозаветный мудрец и священный писатель охарактеризовал жизнь св. пророка Илии. «И восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник» ( Сир. 48:1 ). Восстал отец Иоанн в нашей родной стране, как святой огонь, и слово его горело, как светильник. Но он горел не тем ветхозаветным огнем гнева и наказания на грешников, которым горел ветхозаветный пророк, вестник Бога, как огня поядающего и судии, карающего грешный род человеческий. Сам Господь отличает новозаветные способы служения Богу, от ветхозаветных. «...Не знаете, какого вы духа. Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, но спасать», – говорил Христос ученикам, когда те предлагают ему низвести огонь с неба и истребить негостеприимных самарян – как «и Илия сделал» ( Лк. 9:55 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В общении со Христом человек восстанавливает в себе образ Божий, помраченный грехом . «Отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие… совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании, по образу Создавшего его» ( Кол. 3, 8–10 ). «Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного » ( 1Кор. 15, 49 ). «Возлюбленные, – говорит святой апостол Иоанн Богослов, – мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» μοιοι ατω σμεθα ( 1Ин. 3, 2 ).   В духе этих апостольских наставлений говорит о богообразности и богоподобии человека святитель Ириней, епископ Лионский: «Слово Божие сделалось человеком, уподобляя Себя человеку и человека Себе Самому, дабы чрез подобие с Сыном человек стал драгоценен для Отца. Ибо, хотя в прежние времена было сказано, что человек создан по образу Божию, но это не было показано (самым делом), ибо еще было невидимо Слово, по образу Которого создан человек. Поэтому он и легко утратил подобие. Когда же Слово Божие сделалось плотию, Оно подтвердило то и другое, ибо и истинно показало образ, Само сделавшись тем, что было Его образом, и прочно восстановило подобие, делая человека чрез видимое Слово со-подобным невидимому Отцу» 38 . Наконец, некоторые святые Отцы усматривали в богообразности человека отображение всей Живоначальной Троицы. Блаженный Феодорит писал: «Иной найдет в душе человеческой и другое еще, более точное подобие… ум рождает слово; со словом же исходит дыхание, не рождаемое подобно слову, но всегда сопровождающее слово, исходящее вместе с рождаемым словом. Впрочем, в человеке это бывает только в образе, а потому слово и дыхание его не самостоятельны. Во Святой же Троице разумеем Три Ипостаси, и неслитно соединенные и самостоятельные» 39 . О том, что человек в своей духовной структуре и жизни отображает внутритроичную жизнь Божества, говорили также святой Иоанн Дамаскин и святой Патриарх Фотий 40 .   6. Состояние первозданного человека до грехопадения

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В своем Евангелии Апостол Иоанн привел беседы Спасителя, сказанные Им в Иудее, и обращенные к ученым книжникам, т.е. иудейским богословам. Эти беседы были достаточно трудными для понимания первыми христианами, большинство которых были из людей простых и незнакомых с богословием и философией, и, вероятно, по этой причине эти слова Господни не были приведены первыми тремя Евангелистами. Приступая к написанию Евангелия, Апостол Иоанн назначил пост для всей Ефесской церкви, и удалился со своим учеником Прохором на гору, где и было написано Евангелие, носящее его имя. Евангелие от Иоанна с первых веков христианства называли духовным, так как в нем, преимущественно, по сравнению с первыми тремя синоптическими Евангелиями, содержатся беседы Господа о глубочайших истинах нашей Веры и спасения. В нем, главным образом, повествуется о воплощении Бога-Слова, о Божественном достоинстве Сына Божия, о тайне Святой Троицы, о спасении рода человеческого, о духовном возрождении, о благодати Святого Духа, и о Тайне Тела и Крови Господней, через причастие которым мы становимся причастниками Божественных энергий и будущей вечной жизни через воскресение из мертвых. Апостол Иоанн с первых слов своего Евангелия возносит мысль верующего на высоту Божественного происхождения Сына Божия, Господа Иисуса Христа от Бога Отца: " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть " (Иоан. 1:1-3). Эти первые, изумительно красивые и духовно возвышенные, строки из Евангелия от Иоанна, Православная Церковь всегда, во всех народах и странах своего пребывания, с особенной торжественностью на различных языках, читает на Божественной Литургии в Светозарную ночь Воскресения Христова. Цель написания своего Евангелия Апостол Иоанн выражает так: " Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его " (Иоан. 20:31). Написание такого, духовного Евангелия было важным еще и потому, что к концу первого века в христианском мире распространилось несколько активных гностических сект, которые отрицали Божественное достоинство Господа Иисуса, и тем разрушали все спасение, дарованное нам через Воплощение Бога-Слова, Его Крест и Воскресение по природе человеческой, в которой Он и Вознесся туда, откуда и нисшел в Своем Рождестве от Девы Марии. Необходимо было предохранить верующих от этих еретических учений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1930...

Но не все грешники подвергнутся мучениям в одинаковой степени. Апостол говорит, что каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор.3:8 ). Соразмерно своим грехам одни из грешников будут осуждены на большие наказания, другие на меньшие. Эту истину возвестил Сам Спаситель, когда сказал, что раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше ( Лк.12:47–48 ), что фарисеи, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение ( Лк.20:47 ). Согласно со Священным Писанием святые отцы учили, что для грешников будут различные виды мучений. «Кто большее получил наставление, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – тот должен вытерпеть большую казнь за преступление. Чем более мы сведущи, тем тяжелее будем наказаны за грехи». Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе вор и пьяница». Не будет конца жесточайшим мукам грешников. Слово Божие решительно и определенно говорит, что их мучения будут вечны и нескончаемы. Сам Спаситель засвидетельствовал, что после Страшного Суда Он скажет грешникам: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). Святой апостол Павел учит, что грешники подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих ( 2Фес.1:9–10 ). Святой апостол Иоанн Богослов говорит, что дым мучения грешников будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью ( Откр.14:11 ). Согласно со Священным Писанием и отцы Церкви исповедовали, что адские мучения вечны. «Ты грозишь мне, – говорил святой Поликарп своему мучителю, – огнем горящим временно и вскоре угасающим, потому что не знаешь об огне будущего Суда и вечного мучения, который уготован нечестивым». Святитель Кирилл Иерусалимский учит: «Если кто грешен, получит вечное тело, которое будет терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Но все равно в каждом человеке есть совесть - голос Божий, который призывает человека к Богу. И люди, утрачивая союз с Богом, все равно как-то пытались найти к Нему пути, и пути эти были самыми разнообразными. Именно поэтому и произошло разделение людей - каждый, по-своему понимая, говорил, что только его путь праведный. В богословии существуют такие понятия, как богооткровенная религия и естественные религии. Богооткровенная - это, конечно, наша Православная Церковь, православное учение, которое основывается на Божественном Откровении. Ведь о Боге мы можем узнать только из Божественного Откровения; никаким другим путем мы это не можем понять. В Ветхом Завете Господь особым образом открывал Себя праведникам, праотцам нашим, пророкам. А спустя определенное время Господь Бог Отец послал Своего Сына Единородного Иисуса Христа в мир, чтобы Он открыл людям Бога и восстановил утраченный союз человека с Богом. Придя на землю, Христос Спаситель основал Свою Церковь, и врата адовы ее никогда не одолеют. Все мы - члены Православной Церкви. Наша религия - богооткровенная. Есть другие, естественные религии. Например, буддизм. Язычество - тоже естественная религия, хотя в нем нет Бога, его нельзя даже назвать религией. Потому что, говоря о религии, мы сразу подразумеваем, что Бог - это Высший интеллект, это Сущность, Творец, Промыслитель, Спаситель мира. Вот так мы Его понимаем. И к Нему стремимся. В Ветхом Завете Господь открывал людям Свое имя. Да, было имя Иегова. Сегодня часто это имя Божие употребляют сектанты, иеговисты, признавая только себя праведниками, а на самом деле они являются сектантами, потому что все остальное из богооткровенной религии отвергают. Как можно отвергнуть то, что дал Господь через Свое Откровение? Я специально дословно зачитаю (думаю, что своими словами я лучше не скажу), что сказал святой апостол, евангелист Иоанн Богослов в своем Послании в 5-й главе, 20-м стихе. Откровение о Пресвятой Троице нам дано в Новом Завете (в Евангелии от Матфея сказано, как Господь, посылая учеников, говорит им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Разве это не Откровение Божие? Господь говорил: «Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына»). «Знаем также, - говорит апостол, евангелист Иоанн Богослов, - что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5, 20). Иоанн Богослов открывает нам то, что принес на землю Сын Божий. Так что о Боге мы узнаем из Священного Писания, из Божественного Откровения. Поэтому мы и рекомендуем: читайте Евангелие, там есть все ответы на наши вопросы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010