«И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» ( Деян.1:4-5 ) Святой Амвросий Медиоланский в своем слове на Пятидесятницу говорит об этом:  “Возвеселимся в сей святой день, как в Пасху мы возвеселились. В Пасху крестятся оглашенные, в Пятидесятницу крещены апостолы, по слову Господа, Который, восходя на небо, сказал ученикам Своим: «Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым, не по мнозих сих днех» ( Деян.1:5 )”. Предание говорит о самых близких ко Христу апостолах и Божией Матери. Так, блаж. Иоанн Мосх запечатлел в Луге Духовном: «Ведь, не писано об апостолах, что они крещены. Ужели они не войдут в царствие небесное? — Нет! — отвечали на это. — Апостолы крещены, как говорит об этом Климент Строматевт в пятом томе своих “Гипотипоз”. Изъясняя слово апостола: “Благодарю Бога, что никого из вас не крестил”, — он говорит: “Христос, говорят, крестил одного Петра, Петр — Андрея, Андрей — Иакова и Иоанна, а эти — остальных”» (блаж.Иоанн Мосх. Луг Духовный.176) Тертуллиан говоря о Крещении, между прочим замечает:  «Если они (т. е. Апостолы) приняли человеческое крещение Иоанна, то желали и Господнего Крещения, почему Сам Господь призвал единое Крещение, говоря Петру, не желающему быть измовенным: “кто однажды измовен, не имеет вновь в этом нужды” ( Ин. 13, 6 ), чего, конечно, Он не сказал бы тому, кто некрещен» (Тертуллиан. О Крещении). К этому вопросу возвращается святитель Софроний Иерусалимский и на основе Предания, хранившегося в Иерусалимской Церкви, свидетельствует:  «Господь наш Иисус Христос Своими руками крестил Петра, а Петр, в свою очередь, крестил Андрея, Иакова и Иоанна; Иаков же и Иоанн крестили прочих Апостолов. Божию же Матерь крестили вместе Апостолы Петр и Uoahh» (Fragmenmum. De baptismate apostolorum. — Migne. PG.87/3, col.3372). В синаксари Цветной Триоди на Вознесение Господне в числе прочих упоминаний есть следующее:  “ Епифаний Кипрский повествова: яко Богослов убо Иоанн Богородицу крести, Петр же и той и прочия апостол»  (Триодь Цветная, изд. в 6е лето патр. Иосифа, л.451 об.).

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

   Показав нам величие Божества Слова, творчество, Его единосущие с Отцом и промыслительное попечение о всем созданном вообще, святой апостол Павел необходимо переходит далее к домостроительству воплощения Слова, Которое спасло нас, очистило от грехов, освятило Кровию Своею и обогатило нищету нашу богатством Своея благодати, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф. 1:7). Ту же самую мысль проводит и святой Иоанн Богослов, когда говорит о Боге Отце: если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1:7). И святой апостол Павел, касаясь воплощения Сына Божия, подобно молнии, ярко блеснувшей на небосклоне от одного края до другого, пробегает мыслью всю жизнь Иисуса Христа в нескольких словах и как бы спешит скорее возвестить, что Господь Иисус Христос после совершения искупления седе одесную престола величествия на высоких, вознесся и уже с плотию Своею получил у Отца Светов ту славу, которую имел прежде бытия мира (Ин. 17:5). И не одно только то благодеяние, что Он совершил очищение грехов наших, но еще и то, что Он совершил сие Собою. Сын Божий, не переставая быть Богом, сошел к нам и, оставаясь Словом и сиянием славы Отца и образом ипостаси Его, вселяется в ны, заимствуя Себе плоть от Преблагословенной и Святой Девы Марии. И Слово стало плотию (Ин. 1:14). Оно стало на земле человеком, но, как Бог истинный, наполняло Собою все: и небо, и землю, и вселенную всю; Оно унизилось до рабия зрака ради цели воплощения, стало ниже Ангелов, ибо природа человеческая ожидает славы ангельской; претерпело Оно Крест, понесло позор, бесчестие, заушения, оплевания и поругания, — но сия вся претерпело нас ради, осужденных на вечное рабство греху со всеми ужасными его последствиями, чтобы омыть нас Своею Святою Кровию от всякия скверны, очистить сердце наше и через Самого Себя соединить с Богом Отцом. Слово — Иисус Христос — есть дверь, путь, истина и жизнь, и через Него Самого мы получаем доступ к славе у Бога Отца. Слово вечно было превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем (Еф. 1:21). И святой апостол Павел, зная сие, пишет: Ибо вы знаете благодать Господа Нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8:9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Нужно помнить, что святой Иоанн Богослов был девственником, и смотрите, какая награда за соблюдение девства! Христос Спаситель вручает ему на попечение Пречистую Матерь Свою, Приснодеву. Он и нас призывает хранить святость, чистоту тела и души своей, ибо ничто скверное или нечистое не войдет в Царство Божие. Святой Иоанн был одним из самых ревностных проповедников Евангелия. Он всю жизнь посвятил этому, всюду возвещал о Христе: и на корабле, и в заточении, и скованный, и свободный; одно дело знал — проповедь Евангельскую. Как же иначе? Это долг, это призвание его, это прямая обязанность его. Разве мог апостол не говорить о том, что видели его глаза, что осязали его руки, чем преисполнена была душа его, в истинности чего искренно и глубоко был убежден он? О Возлюбленном разве может не говорить любящий Его? Подражая святому Иоанну, будем и мы, братия и сестры, ревновать о распространении веры Христовой, о водворении всюду благочестия, будем наставниками и руководителями на пути добра для других. Наконец, святой Иоанн Богослов был великим учителем любви к ближним. Насколько глубоко апостол был проникнут любовью к людям и желанием, чтобы между ними распространялись мир и любовь, а не вражда и ненависть, это видно из предания, которое говорит, что когда он был в глубокой старости и не мог двигаться и много говорить, то тем, кто к нему приходил, он постоянно повторял: «Дети, любите друг друга». Когда его спросили, почему он так часто повторяет эти слова, он отвечал: «Кто исполнил заповедь любви, тот исполнил все заповеди». И в посланиях своих он часто повторяет: «Будем любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь»; кто любит Бога, тот пусть любит и брата (т. е. ближних), потому что кто не любит брата, тот этим показывает, что не любит и Бога; как Христос положил за нас жизнь Свою, так и мы должны полагать жизнь свою за братьев; кто любит брата своего, тот пребывает во свете… а кто ненавидит.… тот находится во тьме, и нет в нем истины.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

2. Свидетельства Нового Завета Троичность Лиц в Боге ясно проповедуется после Пришествия Сына Божия и составляет одну из основных истин Евангельского Благовестия: Отец послал в мир возлюбленного Сына, чтобы мир не погиб, но имел Источник Жизни в Духе Святом. Прежде всего тайна троичности была приоткрыта во время Крещения Господня ( Мф. 3, 16–17 ), отсюда и само Крещение называется Богоявлением, то есть явлением Бога – Троицы. Воплотившийся Сын Божий был крещаем в Иордане, Отец свидетельствовал о возлюбленном Сыне, а Дух Святой почил на Нем в виде голубя, подтверждая истинность гласа Отца (так говорится в тропаре Крещения). С тех пор Таинство Святого Крещения является для уверовавших дверью, открывающей путь соединения с Божественной Троицей, имя Которой знаменуется на нас в день Крещения по заповеди Спасителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28, 19 ). Это еще одно прямое указание на Триединство Божества. Комментируя данный текст, святой Амвросий замечает: «Сказал Господь: во имя, а не во имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога, не три Бога» 306 . Свидетельство о Святой Троице содержится в апостольском приветствии: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа и любовь Бога (Отца) и общение Святого Духа со всеми вами» ( 2Кор. 13, 13 ). Апостол Иоанн также пишет: «Три свидетельствуют на Небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ( 1Ин. 5, 7 ) 307 . Последние тексты, говоря о Трех равнобожественных Лицах, подчеркивают личностность Сына и Духа, Которые наравне с Отцом подают дарования и свидетельствуют об Истине. Многочисленные важные в догматическом отношении новозаветные тексты возвещают об одном или двух Лицах Святой Троицы. В. Лосский , например, полагает, что «зерном», из которого произросло все тройческое богословие, является пролог Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... ( Ин. 1, 1 ) Отец здесь именуется Богом, Сын – Словом (Логосом), Который вечно был со Отцом и был Богом. Таким образом, пролог одновременно указывает и единство и различие Отца и Сына 308 . 8. Свидетельства Откровения о равенстве божественных Лиц

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

741 Противопоставляя истинное познание Иисуса Христа мнимому, которым величались лжеучители (гностики), Апостол Иоанн, подобно Апостолу Петру, указывает тесную связь умственного познания с практическим применением его к делу, следуя в сем учению Спасителя – судить о людях по плодам и помня Его прощальное завещание: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдете. По свойственному Апостолу образу речи, он после рассмотрения предмета с одной стороны, потом рассматривает его с противоположной стороны. Сказавши, что христиане знают Христа, Апостол потом, по свойственному ему духу пламенной ревности, называет обманщиками тех, которые хвалятся знанием христианства, не показывая на деле этого знания. Воспроизводя далее прощальную речь Господню, Апостол возводит исполнение заповедей к тому основному началу, которое указано было там, т. е. к любви. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, говорит Иисус Христос ( Ин.14:21 ). Подобное сему говорит и Апостол в стихе 5 и 6, срвн. ( Ин.13:34 ). 742 Следуя той же великой речи Господа, Апостол Иоанн называет любовь «новой заповедью». Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга, говорить Иисус Христос. Любовь была основною заповедью и в Ветхом Завете ( Лев.19:18 ), о чем возвестил и Сам Иисус Христос, будучи спрошен о главной заповеди в законе ( Мф.22:34 ). Святой Иоанн Златоуст говорит, что Иисус Христос сделал любовь новою заповедью по образу Своей любви, потому и присовокупил: «как Я возлюбил вас». Апостол также говорит о той именно любви, которая была возвещена Иисусом Христом и которую они слышали от начала христианской проповеди (чтобы мы любили друг друга); почему она уже может быть названа и древней. По Апостольскому слову новость заповеди о любви заключается еще в том, что в ней заключается сущность всего вообще христианства, а в частности сущность нравственности христианской и общее содержание Евангельского благовестия, которое есть свет, все более и более распространившийся, по мере увеличения любви, так что кто живет ненавистью, тот живет во тьме, или при свете, но как слепой. Этим определением живого соотношения любви, истины и света, с одной стороны, а с другой – ненависти, лжи и тьмы, Апостол дал христианам ясное понятие как об истинном пребывании в Боге, так и об удалении от Него, а вместе с тем начертал истинный путь для их жизни и возможно полного разумения Христа и, таким образом, предостерег их от увлечения как жизнью еретиков, так и лжеучением их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Сегодня святая Церковь празднует память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Святой апостол Иоанн не случайно назван Богословом – ведь его Евангелие начинается с самых глубинных слов человеческой духовной культуры и цивилизации: В начале было Слово ( Ин. 1, 1 ). Но святой апостол Иоанн называется также «апостолом любви», и в сегодняшнем втором евангельском чтении мы слышали описание верного и преданного предстояния у Креста Господня жён-мироносиц и ученика, которого любил Иисус (его же любляше Иисус – в славянском варианте текста), где по-гречески стоит слово γπα его же любил Иисус ( Ин. 13, 23 ). Почему же не сказано в Священном Писании его же любил Иисус? Прошедшее время говорит о прошлом, как будто бы отношение Христа Спасителя к ученику, который преданно стоял у Креста, изменилось, как будто бы Христос Спаситель перестал любить того, кого любил ранее. Но слово любил имеет перевод, не сводимый только к прошедшему времени. Это имперфект греческого языка, который означает начало действия. У Креста стоял Иоанн Богослов, которого Христос Спаситель стал любить Своей Божественной любовью, и от которого Он никогда не отступался. В этом слове есть духовный урок для каждого из нас. Когда мы начинаем любить Бога, когда мы стоим перед Богом, когда мы исповедуем Бога, когда мы принимаем крещальные обеты, – мы получаем тот залог божественной любви, который обязаны только преумножить. Но что мы слышим в Апокалипсисе? Обличая Ефесскую Церковь , автор Апокалипсиса Иоанн Богослов пишет ефесянам о том, что они проявляют терпение, отступив при этом от первой любви (см. Апок. 2, 4 ). А в Посланиях еще одной из Малоазийских Церквей Фиатирской он говорит о том, что они хорошо соблюдают добродетели любви и терпения, но при этом их последние дела хуже первых: «Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых» ( Апок. 2, 19 ). В этом обличении малоазийских Церквей очень глубокое назидание и для всех нас. Если в идеале любовь к Богу должна возрастать в ревностном и трепетном сердце, то в реальности часто происходит, когда последние дела оказываются хуже первых, когда душа отступает от первой любви и теряет этот драгоценный дар и драгоценный залог. С одной стороны, мы призываемся к духовному восхождению и духовному возрастанию; а с другой стороны, в жизни через нерадение, через нерадушие, через потакание себе, через самообольщение, через самоуверенность, через самость, через самолюбие мы не только не достигаем большой высоты, но отступаем от божественной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Аминь. 3. Богословие любви Святая Православная Церковь сегодня молитвенно творит память святого евангелиста Иоанна, которому она усвоила наименование Апостола любви и Богослова. Это сочетание двух определений Святая Церковь соединила с именем апостола Иоанна потому, что его учение есть по преимуществу богословие любви. Уроки любви и уроки богословия выступают у святого Евангелиста как одно целое. Его наставления – это дальнейшее раскрытие, с воплощением в жизнь, заповеди Христа Спасителя о том, что на любви к Богу и ближнему утверждается весь закон и пророки ( Мф.22:40 ). Та глубина и высота боговедения, которые усматриваются в священных писаниях святого Апостола, находят себе основание и объяснение в его самоотверженной, безграничной любви к Богу и посланному Им Господу нашему Иисусу Христу. Любовь сделала его истинным, великим богословом, или, по слову Святой Церкви, зрителем «неизреченных откровений» и сказателем «вышних Божиих тайн» (26 сентября. Преставлене святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. «На Господи воззвах», стих. 1). Это он раскрыл нам в возможной мере тайну о Божественном Лице нашего Спасителя, Боге-Слове, о Его вечном бытии в Троическом Единстве, о Его творческой – всемогущей силе. В начале было слово, – свидетельствует святой Иоанн, – и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:1,3 ). Из его благовестия узнаём о любви Бога Отца, открывшейся в посланничестве в мир Единородного Сына ради нас и нашего ради спасения, – чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Ин.4:9 , Ин.3:16 ). Святой Иоанн возвестил и о необходимости для усвоения спасительных плодов служения Господа нашего Иисуса Христа вкушать под видом хлеба и вина Его Плоть и Кровь. Истинно, истинно говорю вам, – передаёт святой Апостол слова Божественного Учителя, – если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие ( Ин.6:53–55 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Но спаслись ли бы? Знать о том, что Бог есть и любить Бога — совершенно независимые вещи. «И бесы веруют, и трепещут» ( Иак. 2:19 ) — говорит апостол Иаков в своем послании. То есть падшие духи несомненно знают о существовании Бога, но при этом Его не любят и не спасаются. Также и человек, любящий грех, не станет любить Бога, хотя бы даже и убедился в Его существовании, поэтому Бог не ограничивает свободу человека даже фактом Своего бытия. Любовь рождается в ответ на любовь. Бог на Кресте являет человеку всю безмерную глубину Своей любви к нему. Часто люди недоумевают, для чего необходимо было Распятие Христа. Неужели всемогущий Бог не мог спасти нас каким-нибудь другим, менее «болезненным» способом? Действительно, Богу возможно все, но явить любовь можно только так — страдая, умирая, полагая душу свою другого. Можно сказать, что если бы не было страданий Спасителя, мы никогда бы не узнали, насколько в действительности Бог нас любит. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою…» ( 1Ин. 3:16 ), — пишет святой апостол Иоанн Богослов. И не просто за «нас», как за некую общую людскую массу, но за каждого из нас. Каждый из нас, взирая на Святой Крест, имеет право сказать: вот насколько Бог меня любит. Поэтому Распятие Спасителя есть высшее откровение любви Божией к человеку, после которого человек узнал, что «Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:16 ). Возможно, причина грехопадения Адама состояла в том, что он не знал всей полноты любви Бога к нему, и поэтому и сам не мог в совершенстве ответно любить Его. Бог для Адама был Творцом, Промыслителем, но не был Искупителем и Спасителем. Но «мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее» ( 1Ин. 4:16 ), — говорит святой апостол Иоанн Богослов, — «будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» ( 1Ин. 4:19 ). В Евангелии от Иоанна Господь говорит, что любовь к Нему заключается в исполнении Его заповедей: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Ин. 14:15 ). И первой заповедью Он поставляет любовь к ближнему: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» ( Ин.

http://azbyka.ru/stanet-li-zlo-bessmertn...

Из мест, относящихся к каждому лицу Святой Троицы в отдельности, более всего многочисленны те, в которых говорится о втором лице Святой Троицы, Спасителе мира, Сыне Божием. И это понятно. На Нем главным образом сосредоточены были взоры апостолов. Совершенное Им дело спасения было главным предметом их проповеди. Его явление в мире, Его вочеловечение более всего требовало выяснения для себя. Говоря, впрочем, чаще всего о Сыне Божием, апостолы достаточно открывают нам и о всем том, что касается отношений Бога Отца к Сыну и к делу спасения человека. Они называют Его Отцом Единородного Сына Божия ( 1Ин.4:9 ). Всякий, говорит апостол Иоанн, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него ( 1Ин.5:1 ). Наиболее подробное раскрытие этой истины находится в 1-й главе послания апостола Павла к Евреям. В ней говорится, что Сын Божий есть сияние славы и образ ипостаси Его ( Евр.1:3 ). Явление в мире Сына Божия есть, по учению святых апостолов, дело любви Бога Отца. Любовь Божия к нам, говорит апостол Иоанн, открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него ( 1Ин.4:9 ). Оно совершилось, говорил апостол Павел, по воле Бога и Отца нашего ( Гал.1:4 ). Учение Святых апостолов о втором лице Святой Троицы, Сыне Божием, есть, как мы сказали, наиболее раскрытое. Все, что говорил о Себе Сам Христос Спаситель, говорят и они, с тем отличием, что присоединяют ко всему этому и свои собственные взгляды на Него, как взгляды самовидцев служения и дел Его. Для них Он не был уже Сын Человеческий, как смиренно называл Себя Христос Спаситель, для них Он не был и только Сын Божий, как тоже называл Себя Христос Спаситель. Нет, будучи Сыном Божиим, сиянием славы и образом Божественной ипостаси Отца ( Евр.1:3 . Кол.1:15 ), Он есть, по их учению, истинный Бог ( 1Ин.5:20 ), Бог благословенный во веки ( Рим.9:5 ), Владыка Бог ( Иуд.1:4 ), равный Богу ( Флп.2:6–7 ). Все видимое и невидимое произошло чрез Него и без Него, как говорит Евангелист Иоанн, ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

«Кого Я люблю, тех обличаю» В конце жизни апостол Иоанн жил в ссылке на острове Патмос. Римским императором тогда был Домициан — ревностный почитатель Юпитера и Минервы. До этого Нерон зверски уничтожал христиан в Риме. Домициан начал гонения уже по всей империи. Верующие ощутили себя на грани гибели. Видение св. Иоанна Богослова. Икона XVI века, хранящаяся в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе В этот тяжёлый период на Патмосе произошло чудо: святой Иоанн услышал голос свыше. Он обернулся и увидел Господа. Очи Его были, как пламень, голос, как гром, лицо сияло, как солнце. Иоанн пал ниц и услышал: «Не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». Владение ключами от ада означает, что Творец мира господствует над всем, а значит, зло обречено на поражение. Бог стал диктовать апостолу послания христианским церквям Малой Азии. Это не только похвалы, но и обличения в «любодействе», в утрате духовного горения. Особенно жёсткие слова обращены к Лаодикийской церкви, внешне благополучной, богатой: «Ты тёпл, а не горяч и не холоден… извергну тебя из уст Моих». Чем же провинились верующие? По словам богослова архимандрита Ианнуария (Ивлиева), главный их грех — измена Богу, служение идолам. Они жили среди язычников, которые пировали, ели мясо жертвенных животных, возносили хвалу римским божествам. Не участвовать в этом, держаться особняком было рискованно. И некоторые христиане делали вид, что они такие же, как все. Бог уличает их и сурово предупреждает. Строгость — одно из проявлений Его любви. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», — говорится в Откровении. Семь печатей и четыре всадника Далее Иоанн видит таинственную книгу с семью печатями. Снять их дано только Агнцу, то есть Христу. «Иди и смотри!» — слышит апостол. Возникают грозные всадники на конях — белом, рыжем, вороном и бледном. «И вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными».

http://pravoslavie.ru/121501.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010