Слово на Святую Пасху. Святого Кирилла, епископа Туровского 65 Ныне сугубая радость всем христианам и веселье миру неизреченное ради наступившего праздника, вместо скорби прежде бывшего таинства. Какая же была скорбь предшествовавшего таинства? Перед вчерашним днем Господь наш Иисус Христос, как человек, был распинаем, а как Бог помрачил солнце и преложил луну в кровь, и тьма была по всей земле; как человек возопив, испустил дух, а как Бог потряс землю, и распались камни; как человек был прободен в ребра, а как Бог раздрал завесу древнего закона; как Агнец излиял Свою кровь вместо агнцев, закалаемых в пустыне для жертвы, и принес Собой жертву Богу Отцу за спасение всего мира; как человек был положен в гроб, а как Бог освятил алтарь церкви из язычников; как царь был охраняем стражами и запечатленный лежал в гробу, а как Бог чрез ангельские воинства вещал бесовским силам в твердыне ада: возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная и внидет Царь славы ( Пс. 23:7 ). Словом Его сокрушены были врата адова и до основания сломлены вереи его. Сошел Сам Господь в ад и попрал бесовское царство крестом и умертвил смерть, и сидящие во тьме увидели свет, и связанные нищетой и железом освобождены; Он восхитил сокровища ада и ныне вышел из него в силе Божией и в славе святых ангелов. Порабощенные души человеческие освобождены и вводятся в рай, прославляя имя Христово. Христос воскрес, оставив невредимыми печати гроба, – и Церковь приемлет неисповедимое веселье; пророки же радостно ликуют, восклицая: Пасха наша за ны пожрен бысть, Христос ( 1Кор. 5:7 ). Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа ( 1Кор. 15:55 )? Ради нашего спасения Христос воскрес из мертвых и сущим во гробех живот даровал, и души святых больше естества обогатились и от ада вселились на небеса. Поэтому двоякое и троякое наименование носит настоящий праздник. Он называется пасхою, ради закланных Моисеем в Египте агнцев, кровью которых, помазавши дверные перекладины и косяки домов, израильтяне избежали смерти от ангелов, убивающих египтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Сретение Господне. Святого Софрония, патриарха Иерусалимского Ныне – другое таинство Христа, иное и прославление Христа Бога нашего. Но чудеса Его всегда столь велики, что побеждают возможность и силу всякого слова и превосходят доблесть всякой мудрости, не человеческой только, а и ангельской. Посему громогласно воскликнем вместе с великим Павлом: где премудр? где книжник? где совопросник века сего ( 1Кор. 1:20 )? Где – красноречие риторов? Где – мудрствование философов? Где – утонченное искусство грамматиков? По истине, обуи Бог премудрость мира сего ( 1Кор. 1:20 ) и явил ее тщетною и бесполезною, поскольку сия премудрость, как дар милости, дарована была неверующим народам. дабы они искали Бога и, посредством тщетного блуждания, уразумели свое бессилие. Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростью Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих ( 1Кор. 1:21 ). По праву восклицая это вместе с Павлом, с удивлением ныне станем возглашать и следующее: О глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове его, и неизследовани путие его. Кто бо разуме ум Господень? или кто советник Ему бысть ( Римл. 11:33 )? В самом деле, каким образом сотворенная вещь может уразуметь мысль Творца или познать Его разум? Как сосуд может давать советы тому, кто сделал его, хотя бы (скудельник) и согласился на это и для своего совершенства нуждался в несовершенном? И вот, мудрость человеческая обращена в безумие. Афины отвергнуты – за то, что, оставив Бога, Создателя всего, обоготворили предметы, созданные Им, – за то, что боролись против Бога и Божественной мудрости, считали видимые вещи выше Бога и не желали видеть Самого Творца сих вещей. Поэтому они и замолкли и преданы глубокому забвению. Посему теперь первее всего прославляются: Назарет, где было провозглашено благовестие Божие, – Вифлеем, где Господь родился по плоти, – Иерусалим, где Он жил, творя чудеса. Посему ныне преимущественно воспоминается Голгофа, где Господь претерпел крестное страдание, – воспевается воскресение Господа из гроба, прославляется Сион, восхваляются ребра северова ( Псал. 47:3 ), где явился Христос, когда восстал из мертвых, прославляется гора Елеонская, откуда Господь вознесся на небо вместе с человеческим естеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

11 ноября 2012 года Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили ночную Божественную литургию в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме 15 ноября 2012 г. 01:00 Патриарх Кирилл посетил Святую землю 9-14 ноября состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в пределы Иерусалимского Патриархата 9 ноября Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Иерусалим. В аэропорту " Бен-Гурион " в беседе с представителями СМИ Предстоятель Русской Церкви отметил, что посещает Святую Землю впервые после избрания на Патриарший престол. " В соответствии с существующей традицией я посещаю глав Поместных Православных Церквей и с радостью ступаю на Святую Землю, чтобы встретиться с Блаженнейшим Патриархом Феофилом, совершить богослужение в святом граде Иерусалиме в Храме Гроба Господня, посетить Русскую духовную миссию, Горненский монастырь, Вифлеем, Назарет, Тиверию, поклониться святым местам " , - сказал Святейший Патриарх. Затем он направился в Старый город, к Иерусалимской Патриархии, где состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом. Предстоятели в сопровождении иерархов и духовенства обеих Поместных Церквей проследовали к Храму Воскресения Христова, где поклонились Камню помазания и Гробу Господню. В Кафоликоне (соборном храме Иерусалимской Церкви) Святейший Патриарх Кирилл возглавил благодарственный молебен. После приветствия Блаженнейшего Патриарха Феофила, обращенного к Предстоятелю Русской Церкви, Святейший Патриарх Кирилл в ответном слове выразил радость от посещения великой святыни христианского мира и возможности помолиться в тех местах, где " Бог воплотившийся совершал Свой крестный подвиг за грехи всего мира, где Он был погребен плотию, но не прекратил Своего искупительного дела, душой сойдя во ад и выводя оттуда его узников, где Он воскрес силою Своего Божества и привел в трепет охранявших Его стражников " . Патриарх Кирилл особо подчеркнул, что сегодня особую важность приобретают молитвы о мире на Святой Земле. " Наше особое моление — о мире для Иерусалима и всего Востока, переживающего ныне непростые времена, чтобы на месте великой победы Христовой воцарился мир и согласие между людьми " , - сказал Святейший Патриарх.

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_kirill...

21-е Св. священномученика Иануария епископа и с ним Прокула (Прокла), Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона мирян В жизнеописании Иануария, как и в жизнеописании многих дивно прославленных Богом мучеников – не знаешь, чему более удивляться: беспредельной ли силе чудес, совершившихся над ними, или беспредельной слепоте и ожесточению душ, пребывших в неверии и бесчувствии даже при совершившихся в их присутствии, так сказать, воочию, поразительных чудных явлениях, которыми соизволяет Господь в определённые времена знаменовать своё Божественное могущество... Св. Иануарий, бывший епископом в Кампанийской области в Италии, был во время гонения при Диоклитиане предан истязаниям за веру Христову. Но вот, брошенный в раскалённую печь, он выходит из неё невредимым... Выведенный на следующий день на съедение зверям вместе с другими христианами: Прокулом и Соссием, Фавстом и Десидерием, клириками в г. Путеолах, и мирянами: Евтихием и Акутионом – Иануарий и дружина его остаются неприкосновенными: звери с кротостью припадают к ногам епископа к общему изумлению бесчисленной толпы народа... Правитель Кампании – Тимофей, предавший на мучения христиан, не поражается однако же таким чудом хранения Божия; он в душевной своей слепоте это чудо приписывает волшебству... и как бы в кару за свою слепоту, происходящую от бесчувственности, слепнет в эту минуту и своими телесными очами... Но и это не пробуждает в нём ни мысли, ни чувства... Тогда Господь, ищущий всегда спасения грешников, благоволит действовать на него милосердием. Он даёт незлобивому мученику Иануарию силу исцелить ослепшего. Но и радость исцеления не трогает очерствелого сердца, между тем как пять тысяч язычников, свидетелей этих чудес, в это же время обращаются к истинному Богу. Но чем более преизбыточествует благодать Господня, тем более злобствует ослеплённая душа и не терпит, а предаёт смерти просвещённых истиной... Все они со св. епископом по повелению Тимофея отведены за город и казнены мечом. Святые останки их были взяты жителями разных мест; тело же св. Иануария перенесено в Неаполь, где и до сих пор благоговейно чтится память его, и Неаполитанцы почитают его своим защитником и покровителем, не перестающим изливать на них свою чудодейственную помощь, подтверждаемую «достоверными свидетелями, всякий подлог устраняющими» 271 . Явление св. Иануария святому Павлину перед его кончиною (431 г.) описано присутствовавшим при кончине Павлина пресвитером Уранием в его письме, из которого видно, что св. Иануарий тогда особенно был чтим в Неаполе 272 . Огнедышащий Везувий однажды внезапно прекратил извержение пламени, когда народ, поражённый ужасом, собрался у гроба мученика и молил его о своём спасении... По разве можно исчислить все чудеса! Беспредельно дивен Бог во святых Своих! Святой мученицы, царицы Александры

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

24-е Святого Саввы Стратилата и с ним 70 воинов Савва, родом Готф, саном стратилат (полковник), во время гонений на христиан посещал заключённых и помогал им, чем мог. Донесли имп. Аврелиану, что Савва – христианин. На допросе он открыто исповедал веру свою во Христа и, бросив воинский пояс, явил себя готовым на всякие муки. Его бичевали, палили огнём, бросили в котёл с кипящей водой, но он мужественно пребыл в вере; семьдесят воинов, уверовавших при виде его подвигов, тотчас были избиты, а святой ещё раз, на другой день, приведён на испытание и наконец утоплен в реке. Это было в 272 г., в Риме. † Преподобной Елисаветы чудотворицы Ещё в юных летах, отданная в Цареградскую обитель чистых дев, блаженная Елисавета 298 , дав обеты девства в зрелом возрасте, с пламенной ревностью выполняла их, – проводила жизнь в посте, трудах и молитвах. Зимой и летом одна была на ней одежда – грубая власяница; тело её коченело от холода, но душа горела любовью к Господу. Какое, скажут, насилие природе! Да, насилие; но законное. Что прикажете делать, когда природа дурна и её нельзя иначе приблизить к нормальному состоянию, как насилием? Иначе не желаете ли попасть в ад. Если желаете, попадёте. Благочестивый император Иустин (518–527 г.) и супруга его София, положив мощи св. мучеников Козьмы и Дамиана в храме щедро построенном, открыли тут женскую обитель 299 . В этой-то обители настоятельницей была блаженная Елисавета 300 . Борьба преподобной с собой не ослабевала до гроба. Она питалась только растениями, не вкушая хлеба; даже масла не прибавляла она к суровой своей пище. Пост её по временам продолжался до 40 дней. Три года во время молитвы не взводила она очей на небо, по примеру смиренного мытаря. Тела своего не мыла она во всю жизнь. Так смиряла она и сладострастное тело, и гордость духа подвигами переменными. Вместе с тем она ревностно заботилась о спасении сестёр её о Господе. Опытная подвижница, хорошо узнавшая сердце женское, внушала сёстрам и жёнам особенно остерегаться лживого лукавства и злоязычия, как грехов очень частых между женщинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

28 августа 2021 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, поздравляю с великим двунадесятым праздником Успения Пресвятой Богородицы, который в народе нередко именуют летней Пасхой. Это не случайно, потому что из всех богородичных праздников Успение имеет совершенно особое значение и очень большой спасительный смысл для каждого из нас. В событии Успения Божия Матерь явила Свою сопричастность двум мирам. С одной стороны, сопричастность миру физическому, ведь Она умерла, это факт, и потому собрались вокруг Ее гроба ученики Спасителя. Но, с другой стороны, когда на третий день ученики пошли в Гефсиманию и открыли гробовую пещеру, в которой лежало тело Девы Марии, они ведь не обрели Ее тело, а это значит, что событие смерти Богоматери было не только физическим, но, как сказали бы, философы, метафизическим. То есть таким, которое не подчиняется законам природы и принадлежит не столько физическому миру, но миру духовному. И это действительно так. Дева Мария, Та, Кто выше всех ангелов и архангелов, Честнейшая херувим и Славнейшая без всякого сравнения с серафимами, сподобилась, пройдя через физическую смерть, войти в Божественное Царство со Своею плотию, потому что никогда и никем не было обнаружено Ее физическое тело. И в традиции Церкви, которая восходит к глубочайшей древности, ко II-III векам, в почитание Богоматери была включена великая тайна Ее восхождения на небо с пречистой плотью. А если посмотреть на земную жизнь Пресвятой Богородицы? Она ведь была достаточно простой, в полном смысле человеческой жизнью. Родилась в семье благочестивых людей, воспитывалась при храме, но ведь многие, наверное, в то время воспитывались при храме. Однако благодаря особой чистоте души и плоти Она сподобилась стать вместилищем Божественного Духа, так что от Нее родился Сын Божий и Сын Человеческий, Господь наш Иисус Христос, воплотившийся через Ее плоть и ставший в этом мире, не отлучаясь от Своей Божественной природы, подлинным Человеком.

http://pravoslavie.ru/141414.html

XIV. Царские богомольные походы к Троице Преподобный Сергий воссиял в Московской Руси как величайший ее святой, естественно, что он начал быть и чтим в этой Руси исключительным образом. Таким исключительным образом стало чтить его все население нашей Руси; таким исключительным образом стали чтить его и ее государи. Государи признали в преподобном Сергии нарочитого патрона, или покровителя, Русской земли и своего собственного и нарочитого ходатая за землю и за себя перед Богом, признали в нем, как говорит один старый сказатель, «Богом даннаго помощника всему государству и всюду и везде царем и великим князем помощника во бранех, получившаго от Бога благодать всю Российскую землю заступати от находящих врагов христианских, от безбожных Татар, и Немец, и Литвы, и прочих язык, не чтущих по истине Бога Господа нашего Иисуса Христа и хотящих разорити православное христианство». Как все усердно начали ходить на богомолье в монастырь преподобного Сергия, чтобы молиться у его гроба и лобызать его мощи, так усердно, и более усердно, чем кто-нибудь, начали делать это и государи. В почитании величайшего святого земли государи считали себя обязанными показывать пример всем другим, и они действительно показывали этот пример. Предпринимая в монастырь преподобного частые экстренные путешествия, чтобы просить его о чем-либо или благодарить его за что-либо, государи считали своим долгом предпринимать в монастырь и путешествия обычные, или из года в год постоянные и правильные, – ко дню его празднеств, каковы: день святыя Троицы – храмовой праздник монастыря, день кончины преподобного Сергия – 25 сентября и день обретения его мощей – 5 июля. Первые после смерти преподобного Сергия государи отличались еще простотой и не заботились о том, чтобы обставлять свои путешествия в его монастырь какими-либо особенными удобствами. Но царь Иван Васильевич Грозный позаботился об этих удобствах: в 1556 году он приказал построить в Троицком монастыре для своих приездов дворец и в то же время приказал построить дворцы и по селам, лежавшим на дороге к Троице, чтобы делать в них остановки и ночевки во время пути в монастырь и из монастыря. В самозванщину, когда вся местность между Москвой и Лаврой была опустошена Поляками, были выжжены и сельские дорожные дворцы, а дворец, находившийся в самой Лавре, во время осады последней Поляками приведен был в состояние необитаемости, если только не совсем был уничтожен. Царь Михаил Феодорович приказал построить новый дворец в монастыре (в 1620 г.) и новые дворцы по селам (в 1623 г.), а царь Алексей Михайлович прибавил потом к возобновленным дворцам Грозного еще один дворец, которого прежде не было.

http://sedmitza.ru/lib/text/438606/

         История православного паломничества в Святую Землю  началась для Руси с 1107 года. Именно тогда игумен Даниил совершил хождение в Иерусалим. В церкви Гроба Господня он  возжёг лампаду перед Святой Гробницей. Исполнено это было им не от себя, а от имени всего русского Православия. С той поры не сотни и не тысячи раз  преодолевал славянский люд  неисчислимые поприща пугающей морской зыби, терпеливо мерил шагами жаркие пески и каменистые дороги Палестины. Всё для того, чтобы подойти к арке Яффских ворот. Затем, сквозь неширокие улочки Святого града выйти к небольшой Храмовой площади. Здесь, перекрестясь и внутренне сосредоточившись, ступить под своды  древней постройки, хранящей память о месте Распятия и Воскресения Спасителя.      Московский живописец Игорь Машков проделал длинную дорогу иначе. В иллюминаторы самолёта ему сначала  било слепящее солнце. Затем он увидел под крылом воздушного лайнера сапфировую гладь Средиземного моря. Потом через дрожь колёс вновь ощутил прикосновение земной тверди. Однако это не означало, что он ступил на землю великих Евангельских преданий с настроениями туриста. Мощь современной техники переносила его в глубокое прошлое. Человек двадцатого века, он стремился духовными очами прозреть то, что свершилось в начале второго тысячелетия от Рождества Христова.         Иерусалим, Вифлеем, Назарет – эти города помогли ощутить прошлое в координатах современной жизни. Мог измениться, изменился мир. Оставались  неизменными чувства, надежды, тревоги и проблемы человека.  В воображении зарождались смутные черты будущей картины. И молодой мастер по праву мог сказать, что дорога к ней началась не от стеклянных стен аэропорта «Шереметьево». Он справедливо полагал, что к путешествию в Святую землю он готовился  более десятка лет.     Будущий художник родился в Москве в 1967 году. Интерес к искусству  привёл подростка сначала в  детскую изостудию, а потом в Московскую среднюю художественную школу. Следующим этапом должен был стать институт.   Судьба, как это часто бывает, нарушила плавные планы юноши. В 1985 году началась служба в рядах Советской армии. Два непростых года жизни. Они, как считает сегодня  живописец, очень помогли его развитию. Не только физическому – здесь сохранялся результат занятий в спортивных секциях художественной школы. Более важным стало возмужание характера.

http://radonezh.ru/analytics/igor-mashko...

А.И. Кирпичников I. Путешествие в Вифлеем Евангельское повествование о рождестве Христа начинается рассказом о переписи и путешествии Иосифа с Богоматерью из Назарета в Вифлеем ( Лк.2:4–6 ). Эти события рано нашли себе выражение и в поэзии, и в искусстве, но не в равной степени: древняя иконография их небогата памятниками (см. у Н. В. Покровского : Евангелие в памятниках иконографии Спб. 1892 г., стр. 46 – 7), и памятники эти не представляют большого разнообразия и возбуждающих любо з нательность особенностей 1 . Не то в литературе: не говоря о древнейших общеизвестных апокрифах, уже в VI веке существовала легенда об этом путешествии, приуроченная к одному камню на третьей миле от Иерусалима по дороге в Вифлеем; доехав до него, Богоматерь сошла с ослицы, села на камень и потом благословила его 2 . Через 6 веков Даниил Паломник видел на том же пути камень и нашел легенду о нем развившуюся: а оттуду (от гроба Рахили) верста одна до места, идеже ссела с осляти св. Богородица, понуди бо ее сущее в утробе ее, егда хотяше изыти. И ту есть камень велик; на том камени опочивала св. Богородица, как с осляти сседши; и от того камени вставши шла пешь до вертепа святого» и т. д. 3 Прошло еще четыре с половиною столетия, и легенда не забыта, но пострадала от времени: место ее приурочения несколько иное и обстановка ее начинает стираться. Василий Позняков, путешествовавший по Св. Земле между 1558 –1561 гг. 4 , пишет: На той же дороге от Иерусалима, не доходя места Ильи Пророка, стоит древо маслина и до сегодня зелено, а сказывают: Егда изыде Богородица непраздна в Вифлиом родити Господа нашего I. X. и от труда изнеможе и опочину под тем древом маслиною, а то дерево и поныне зелено». Тоже дословно повторено у так наз. Трифона Коробейников 5 , который пользовался, как известно, огромной популярностью. Если сопоставить это опочивание Богоматери с тем пророческим видением о двух народах, которое имела она во время этого путешествия, то всякому невольно придет на память знаменитый Сон Богородицы, столь распространенный и в народной словесности 6 нашей, и в позднейшей письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/etyudy-p...

Беседа О молитве жене, по внегда родити отроча в первый день I. Наша Святая Церковь всегда заботится о всех нас как о чадах своих с особенною, свойственною ей, материнскою любовию и попечением, – заботится о нас от колыбели до гроба, от самого дня рождения нашего до самой нашей смерти. Лишь только младенец является на свет, лишь только он рождается – Православная Церковь спешит взять его под свое покровительство и достойно приготовить его к Святому Крещению. II. Это дело довольно близко к вам, братие. Редкому из вас не приходилось видеть и в своей семье, как это бывает; только вы, может быть, мало вникаете в это. Потому ныне считаю нужным объяснить вам это подготовительное к Святому Крещению действие. а) Вы знаете, братие, что не сейчас же крестят дитя, как только оно родится: если же это иногда и случается, то разве только тогда, если оно очень слабо. Как только родится дитя, в первый же день, можно сказать, Святая Церковь берет его под свое покровительство. Вы сейчас же обращаетесь к священнику и просите его прочитать молитву, или, как вы обыкновенно говорите, дать молитву новорожденному младенцу. И это хорошо вы делаете. Родительница и младенец нуждаются в Божией помощи, и Церковь спешит помолиться о них. Служитель алтаря является к вам в дом и молится о том, чтобы Господь помиловал родильницу, дал ей здоровье, очистил ее телесную нечистоту, простил ей грехи вольные и невольные и сохранил бы ее от всякого зла. Да, братие, в числе наших грехов есть грехи невольные, в которых мы хотя и не прямо виновны, но все-таки делаемся чрез то недостойными Бога. Невольный грех – есть грех первородный, или прародительский, то есть перешедший к нам от наших прародителей Адама и Евы, от которого мы и избавляемся в Таинстве Святого Крещения. Невольным же грехом называется и тот грех, который хотя производим и мы сами, но производим не с полным сознанием нашего разума. Эти грехи, как происходящие от неведения или от несовершенного нашего согласия, хотя тоже невольные, но все же суть грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010