И. был пострижен в монашество в Паисиевом Галичском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре прп. Паисием Галичским, к-рый ок. 1434-1440 гг. стал игуменом обители. Как следует из хранившейся в монастырском архиве до 20-х гг. XX в. и впосл. утраченной службы И. XVIII в. (известна в цитатах в трудах историков XIX - нач. XX в.), прп. Паисий был родственником И. Через неск. лет после пострига И. был рукоположен во иерея. В Житии прп. Паисия рассказывается о том, как во время пожара в мон-ре И. спас главную святыню обители - Овиновскую икону Божией Матери : загоревшийся Успенский храм был заперт, и тогда «священник же обители Иаков... взем бревно и разбив двери церковныя, сквозе пламени вниде в церковь, и чудотворную... Пречистыя Богородицы икону взем, изнесе из церкве сквозе пламень». Огонь в храме был настолько сильным, что «сребро и злато, иже бе у чудотворного образа,- венец, и цата, и гривны, от нестерпимого пламени все разлияшася в малые части», однако И. «изыде... из пламени ничем же неврежден, ниже влас главы его опален бяше» (Житие прп. Паисия Галичского. 1898. С. 17-18). По сведениям, содержавшимся в службе И., святой, прожив какое-то время в Успенском мон-ре, по благословению прп. Паисия отправился искать место для основания собственной обители. Близ «Староторжья» (на месте старого торга (рынка), рядом с древним урочищем Столбище, или Старое городище) И. основал Староторжский мон-рь (впервые упом. в писцовых книгах 1635 г. кн. Н. Мещерского, в этом источнике обитель не связывается с И., не сообщается ни о могиле, ни об изображениях святого). Из службы И. известно, что преподобный был погребен на кладбище для странников близ мон-ря, у его гроба больные исцелялись «от лютых трясавиц». Впосл. над местом погребения святого была построена деревянная ц. во имя св. князей Бориса и Глеба. Отождествление основателя Староторжского мон-ря с иером. Иаковом, рассказ о к-ром содержится в Житии прп. Паисия Галичского, по-видимому, имело место в XVIII в. и отразилось в составленной в этом столетии службе святому.

http://pravenc.ru/text/200167.html

Коллектив авторов Скачать epub pdf Краткий словарь церковных слов и выражений А Ангел (греч. – вестник) – добрый дух, вестник и исполнитель воли Божией. Ангелы наделены большими, чем у человека, умом, волей и силами. АгиАсма – святая вода, освященная Церковью накануне или в день праздника Богоявления (Крещения Господня). Агнец – 1) ягненок; 2) ветхозаветная жертва, прообразовавшая Христа; 3) часть просфоры, с печатью IC ХС, NI КА, вынимаемая на проскомидии и предназначаемая к таинственному пресуществлению в Тело Господа Иисуса Христа. Ад – место мучения нераскаявшихся грешников, геенна огненная. АкАфист (греч.) – церковная служба, состоящая из одного кондака, который поется, и 6 кондаков и 6 икосов (поровну), которые читаются. Общее число их соответствует числу букв греческого алфавита, с которых начиналась каждая песнь в первом греческом акафисте Божией Матери, составленном Сергием – патриархом Константинопольским. АллилУйа (евр. – хвалите Господа) – песнь в честь Триединого Бога. Поется или читается при богослужении трижды, вместе со славословием “Слава Тебе, Боже!”. АлтАрь (от лат. “возвышенный жертвенник”) – восточная возвышенная часть храма, в которой находится святой престол. Алтарь отделяется особой перегородкой, в которой устроены места для икон, – иконостасом. В алтарь ведут три двери: средние, напротив престола, называются Царскими Вратами, и боковые – южные, или диаконские, и северные, или пономарские. В алтаре, кроме престола, стоящего посредине, на северной стороне располагается жертвенник. Алтарь означает небо, место особенного присутствия Божиего. Это место священное, доступное только для лиц, освященных на служение Церкви. АмвОн (от греч. восхожу, восход, возвышенное место) – расположенная против Царских Врат возвышенная часть солеи, обычно полукруглая и выдвинутая в середину храма. Отсюда диакон произносит ектении, читает Евангелие, а священник говорит проповеди. Амвон, по словам святого Германа, патриарха Царьградского, символизирует находящийся у святого Гроба Господня камень, который отвалил ангел и с которого он сказал пришедшим женам-мироносицам о воскресении Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Блж. Иоанн Устюжский. Икона. Сер. XVII в. (ГИМ) (1476 (?), с. Пухово, близ г. Устюга - 29.05.1494, г. Устюг), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжский. Наиболее ранним источником сведений об И. является его Житие, составленное в 1554 г. Павлом, сыном свящ. устюжского Успенского собора Дионисия, к-рый впоследствии стал игуменом сольвычегодского Борисоглебского монастыря,- «Сказание о житии преподобнаго Иоанна, иже Христа ради уродиваго, новоявленнаго Устюжскаго чюдотворца, а преставися блаженный месяца майя в 29 день, на память святыя преподобныя мученицы Феодосьи девицы» (нач.: «Жизнь богоугодну и житие непорочно мужа сего добронрава»). Несмотря на то что Павел ориентировался на ряд агиографических образцов: Жития Андрея К-польского, Христа ради юродивого, прп. Симеона Палестинского, Христа ради юродивого, прп. Феодосия Печерского и др., Житие И. содержит достоверные сведения о жизни святого. Агиограф записал рассказы своих отца и дяди, к-рые были современниками и очевидцами кончины блаженного. Сохранились списки ранней редакции Жития И.: РГБ. Муз. 1365. Л. 175 об.- 198, XVI в.; Собр. ОИДР. 304, XVI в.; Унд. 320. Л. 1-17 об., XVII в.; 1053. Л. 131-154, XVII в.; РНБ. Q.XVII. 93. Л. 237-267, сер. XVII в.; РГБ. Больш. 104, XVII в.; ГИМ. Увар. 1240. Л. 158-181 об., XVII в.; 1246. Л. 127-144, XVIII в. Немного позднее возникла сольвычегодская версия Жития И., имеющая стилистические отличия от первоначальной редакции (БАН. Чув. 251. Л. 178 об.- 183, XVII в.). Указанные редакции Жития содержат 2 рассказа о посмертных чудесах блаженного. В 60-70-х гг. XVII в. посвященный И. текст был дополнен описанием чудес, совершавшихся от гроба святого (в разных списках их число колеблется), и объединен в свод агиографических материалов об И. и о блж. Прокопии Устюжском , Христа ради юродивом,- «Месяца майя в 29 день житие, и подвиги, и отчасти чудес святаго и блаженнаго Иоанна, иже Христа ради юродиваго, Устюжскаго чюдотворца» (нач.: «И якоже бо исперва глаголет о блаженных, и уродивых, и приснопамятных»). Редактором и составителем свода был Иаков, свящ. одной из устюжских церквей (возможно, храма в честь Вознесения Господня). Известны списки данной редакции: РНБ. Погод. 749. Л. 228-310, XVII в.; Солов. 220. Л. 193-272, кон. XVII в.; 221. Л. 210-280, кон. XVII в.; Q.I. 1210. Л. 16-109, кон. XVII в.; 730. Л. 477-501, 502-525 (отдельно помещено «Чудо о бесноватой жене Соломонии», исцелившейся по молитвам блаженных Прокопия и И.), кон. XVII в.; Тит. 3118. Л. 212-286, кон. XVII в.; ГИМ. Щук. 418. Л. 191-253, XVII в.; 440. Л. 137-192, XVII в.; БАН. 45.10.2. 4о, кон. XVII в.; РГБ. Больш. 232. Л. 57-123, XVIII в.

http://pravenc.ru/text/469408.html

Москва. Кремль. Чудов монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Е. Чудов, 1 класса, кафедральный, в Москве, в Кремле. Основан в 1365 году святым Алексием, который, по случаю исцеления по его молитвам Тайдулы (см. 12 февраля), в память сего события и устроил, возвратясь в Москву, общежительный монастырь с деревянной церковью, во имя Чуда архангела Михаила, на месте, где находился ханский конюшенный двор и которое подарено было ханом митрополиту Алексию в благодарность за исцеление. В XIV веке монастырь пришел в совершенную ветхость. Храм был разобран и на место его в 1501 году заложен новый, законченный и освященный в 1504 году. В соборном храме святого Алексия, освященном в 1686 году открыто покоятся в богатой раке его мощи (см. 20 мая); подле нее, в шкафу за стеклом, хранится унизанное жемчугом облачение святого Алексия, в котором обретено нетленное тело его. Здесь же замечательна икона его, писанная на верхней доске его гроба. В Благовещенской церкви монастыря находится чудотворная икона святителя Николая. В монастыре томился в заключении от поляков и 17 февраля 1612 года мученически скончался от голодной смерти патриарх Гермоген. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " Один из самых древних московских монастырей, Чудов, был основан Алексием (Елевферий Фёдорович Бяконт, между 1292-1305 - 1378), митрополитом Московским, в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, жены хана Золотой Орды Джанибека. Тайдула в ответ подарила Алексию двор ханских наместников, располагавшихся в Московском Кремле. На месте этого двора Алексий и основал монастырь. Начало ему положила каменная церковь во имя Чуда Архистратига Михаила, заложенная в сентябре 1365 года - один из самых ранних каменных храмов в Москве (по другим данным, этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря сооружён в 1404 году). В Чудовом монастыре был погребён его основатель - митрополит Алексий. Его мощи покоились в соборе во имя Чуда Архистратига Михаила, а в 1686 году их перенесли в специально построенную в монастыре церковь во имя Алексея митрополита.

http://sobory.ru/article/?object=21396

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы совершаем сегодня память московских святителей. Совсем недавно в церковном календаре было пять имен: Петр, Алексий, Иона, Филипп и Ермоген. А теперь число их достигло двенадцати. Так и хочется сказать — по числу апостолов. Главный урок, который преподает нам Господь в этот праздник, — напоминание о том, что есть святая, соборная и апостольская Церковь, к которой мы принадлежим. Вспомним хотя бы в немногих чертах труды и подвиги этих святителей. Святитель Петр, это XIII век, отличался исключительным благочестием, имел различные дарования от Бога. Он был талантливым иконописцем. Известно, что некоторые из икон, написанных им, имели чудотворную силу. Его благословение на строительство Успенского собора в Кремле определило судьбу Москвы. Тогда Москва была небольшим удельным княжеством. Если будет построен храм Успения, сказал святитель Петр, то Москва станет великим городом, и вокруг нее соберутся все русские земли. Его пророчество исполнилось, и замечательно, что при другом святителе — патриархе Ермогене — Русскую землю стали называть Домом Пресвятой Богородицы. Гроб с телом святителя Петра лег как бы краеугольным камнем в строительство Успенского собора, а значит и всего града Москвы и всей русской земли. У этого гроба князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. При гробе святителя нарекались и избирались русские первосвятители. Далее — святитель Алексий, это уже XIV век. Мы помним, как он от юности был избран Господом на служение, как еще мальчиком, занимаясь ловлей птиц, он задремал, и услышал голос: «Алексей, человеков будешь уловлять». Это был зов, подобный тому, с которым когда-то Спаситель обратился к самим апостолам. Служению святителя Алексия сопутствовали многие бури. И та буря, в которую он попал во время плавания из Константинополя в Россию, где получил благословение на первосвятительство, как бы символизировала всю его многоскорбную, исполненную искушений и тяжких трудов жизнь. Во время этой бури, когда казалось, что гибель неминуема, он дал обет построить храм в честь святого или церковного праздника, который придется на день его спасения. И Господь спас его. Заботами святителя Алексия был воздвигнут Андрониковский монастырь в честь преподобного Андроника, ученика преподобного Сергия. Будучи предстоятелем Церкви, митрополит Алексий заботился и о делах государственных. Он был регентом юного князя Димитрия Донского, воспитав этого воина, этого святого в заветах любви к Церкви, в уповании на Господа. Вскоре, через два года после кончины святителя, последовавшей в 1378 году, состоялось знаменитое Куликовское сражение, которое положило, по существу, конец татаро-монгольскому владычеству на Руси.

http://moral.ru/по-числу-апостолов/

Остальные материалы На иконах преподобный Иоасаф, игумен Снетогорский, и преподобный Василий, игумен Мирожский, изображаются с крестом и красным посохом - символами мученической кончины, которую псковские подвижники приняли 4/17 марта 1299 года. Обстоятельства жизни и смерти преподобномучеников Иоасафа и Василия связаны с попытками насильственного обращения русских в католичество в XIII веке. далее... Особенным свойством его обхождения и бесед были любовь и смиренномудрие. Кто бы ни был приходивший к нему, бедняк ли в рубище, или богач в светлой одежде, с какими бы кто ни приходил нуждами, в каком бы греховном состоянии ни находилась его совесть, он всех лобызал с любовью, всем кланялся до земли и, благословляя, сам целовал руки даже не у посвящённых людей. Никого не поражал он жестокими укоризнами или строгими выговорами; ни на кого не возлагал тяжкого бремени, сам неся крест Христов со всеми скорбями. далее... В начале XVIII века в Османской империи в провинциальном городе Пруссе жила красивая девушка-гречанка по имени Аргира. Она воспитывалась у благочестивых родителей и в юном возрасте встретила свою любовь - доброго юношу-грека. Они повенчались и счастливо протекал их медовый месяц. далее... Имя святого Бонифация - подвижника и миссионера Западной Церкви VIII века, почти неизвестно в России. Только узкий круг историков-медиевистов знаком с жизнью и трудами этого святого. В то же время священномученик Бонифаций явился основоположником новой эпохи в жизни Западной Европы, был непосредственным участником тех процессов, которые в конечном итоге сформировали лицо средневековой Европы. далее... Вот какой Господь Человеколюбец, - говорил батюшка, - мы пришли в монастырь смолоду, а вот есть такие, которые прожили с семьей долгое время, имеют детей, а Господь призвал их в монастырь, и некоторые из них сподобились ангельского сана. далее... Мы уверены, что старец наш обрел дерзновение пред Господом и молится за нас. Это мы чувствуем - когда служим у гроба его панихиды, в пещерах, то потом легко и радостно бывает на душе и сердце весь день, как в праздник.

http://pravoslavie.ru/1424.html

От жития преподобного отца Саввы, который жил над Вишерою-рекою и там общежительный монастырь создал. Сочинено священноиноком Пахомием Подготовка текста, перевод и комментарии М. А. Федотовой Житие Саввы Вишерского было создано, как пишет сам агиограф (Пахомий Логофет), по повелению архиепископа Ионы, который посетил монастырь в 1461 г., но некоторые списки Жития свидетельствуют о том, что первоначально записки о жизни Саввы были собраны и написаны игуменом Савво-Вишерского монастыря Геласием (имеется приписка: «Нискано же бысть изобртено блаженаго Савы житие священноиноком Галасием, бывшаго тогда игуменом тоя обители в лто 1464, индикта 12 день»; см., например, рукопись: РНБ, собр. Погодина, 850, л. 731). Затем (после 1464 г.) Пахомий Серб оформил их в Житие. Верхняя граница создания Жития – 1472 г. – год создания Жития Ионы Новгородского, в котором упоминается Житие Саввы Вишерского. Древнейшие списки Жития датируются XV в. (РНБ, Соловецкое собр., 518/537; Основное собр., (3. 1. 999). Позднее в XVI в. Житие пополнилось пятью чудесами («О настоятеле обители», «Об архиепископе Ионе», «О том же Андрее», «Об Иоанне, одержимом лихорадкою и исцелившемся от гроба святого», «Об Устиане и о видении святого»). (См.: Янковска Л. А. Житие Саввы Вишерского. Типологический и текстологический анализ//Zeszyty naukowe widziau humanistycznego Universytetu Gdaskiego. Filologia Rosyjska. Gdask, 1979. N 8. S. 41–58). Список XVII в. из РНБ (ОСРК, Р. I. 729) представляет особую редакцию, в которую добавлены и сведения из Родословной книги о роде Бороздиных, к этому роду принадлежал Савва Вишерский. Пахомий Логофет, вероятно, был почти не знаком с жизнью Саввы, хотя они и были современниками. Многие факты биографии Саввы Вишерского до сих пор являются спорными и неизвестными. Савва Вишерский, канонизированный Церковным Собором 1549 г., происходил, по свидетельству Иосифа Волоцкого (см.: Преподобного Иосифа Волоколамского отвщание любозорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих), из рода Бороздиных, сын Ивана Васильевича Бороздина. Родился он около 1380 г. в городе Кашине Тверского уезда, постригся, вероятно, в Саввино-Сретенском монастыре, расположенном тогда к юго-западу от Твери на реке Тьме. Возможно, некоторое время он был настоятелем этой обители, которую покинул до 1416 г., уйдя, согласно тому же Иосифу Волоцкому , на Афон. (Ни один список Жития Саввы Вишерского в редакции Пахомия Серба этот биографический факт не отражает). Со Святой Горы Саввой Вишерским был вывезен список Кормчей книги (см.: Описание славяно-российских рукописей собрания графа Ф. А. Толстого. М., 1825. Отд. 1. 169. С. 92). После возвращения с Афона в поисках уединения Савва поселился на реке Вишере около Новгорода, где им и был основан в 1417 г. монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П.В. Безобразов Записка о палестинских св. местах от 18 Октября 1844 г., представленная 28 Октября того же года в Константинополе Вл. П. Титову 49 Ясли Спасителя человеческого рода. Его гроб, Голгофа, место обретения креста, гроб Богоматери, Сион, Элеон и другие святые места в Палестине уже пятнадцать столетий служат предметами поклонения христиан. Туда они приходили, приходят и будут приходить, чтобы с любовью лобызать следы Божественного Искупителя своего, каяться, молиться, освящаться таинствами и утешаться надеждой вечного блаженства. После торжества христианства над язычеством долго на этих местах совершалось поклонение разноплемённых христиан в духе мира и любви, в тишине и безопасности. Набожное странствование их в Иерусалим продолжалось и после разорения сего града персами при Хозрое, и по взятии его арабами под предводительством Омара. Сей завоеватель пощадил храм Иерусалимский и своей грамотой, известной под именем Ахтинаме, предоставил православному патриарху хранение всех святых мест, и его ведому и власти подчинил всех живших тогда в Иерусалиме разноверных христиан и всех поклонников, приходивших из разных стран. После Омара, в продолжение четырёх с половиной веков, православные патриархи владели святыми местами и дозволяли всем вообще христианам поклоняться и священнодействовать там. Но когда, по мановению римского папы, крестоносцы освободили Иерусалим от ига магометан и на святых местах учредили свой чин богослужения и водворили своих священнослужителей, тогда законные патриархи святого Града принуждены были скитаться в чужих странах, а православные христиане могли только молча поклоняться святым местам, и едва по просьбе царя Алексия Комнина получили для своих священнодействий престол в пещере, где обретён крест. Но не долго крестоносцы стояли на страже гроба Господня. Грозный Саладин стёр их с лица святой земли и, дыша мщением и ненавистью к ним, разрушил самые жилища их. Император Исаак Ангел просил его пощадить святыни христианские и помиловать православных, и по его просьбе тогдашний патриарх святого Града Досифей получил от Саладина право владеть всеми священными поклонениями и развалинами монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Афон Хилендарь Святая Лоза  Афон Хилендарь Святая Лоза     Нас с особенным радушием приняли здесь русские иноки; их только трое. Братство исклю­чительно состоит из сербов, потому что монас­тырь основан Стефаном, царем Сербским.   Соборный храм здешний едва ли не единс­твенный по красоте внутренней  отделки. Особенность его от прочих та, что при южной его стенке устроена сень над почивающим там святым Симеоном, родителем царя Стефана, впоследствии святого Саввы,  архиепископа Сербского. Вековая виноградная лоза вьется над гробом праведника; ей приписывают силу разрешения неплодия супружеского. Редкие из поклонников не уносят отсюда несколько ягод винограда как залогов деторождения.   Молва об этой целительной афонской лозе носится даже и в турецких гаремах. Рассказывают, что одна турчанка чрез своего мужа просила несколько ягод винограда от гроба святого Симеона для разрешения ее супружеского неплодия; ей не отказали, и чрез год после того она прислала в монастырь богатый вклад как дань своей при­знательности за дарование ей сына, молитвами чудодействующего праведника. Впрочем, для христианских супругов при раздаянии цели­тельного винограда назначаются условия, к которым в особенности относится пост и при­нятие после того Святых Тайн. Без этого не дивно, если не повторяются опыты разрешения супружеского неплодия между маловерующи­ми христианами.   Слово «Хилендарь» в русском переводе имеет двоякое значение: или «тысячная мгла» или «уста Львовы». Первое значение всего ближе к монастырю, потому что при многократных набе­гах варваров на Святую Гору Афон , при разграблении всех ее обителей Хилендарь всегда оставался под особенным покровительством Божией Матери.   При появлении под стенами его варваров сумрак расстилался по окрестности, глубокая, непро­ницаемая мгла ложилась кругом монастыря, и случалось так, что варвары, в расстройстве духа, как сумасшедшие бросались друг на друга, и впоследствии тысячи бездыханных и изранен­ных их трупов находили в окрестностях и под стенами монастыря.

http://isihazm.ru/1/?id=1734

Поучение на Воскресение Христово. Святого Димитрия, митрополита Ростовского 68 Видим Иисуса, за приятие смерти, славою и честию венчанна (Евр. 2:9). В прошедшие дни вольного страдания Господня мы видели Христа Спасителя нашего бесславным, согласно слову пророка Исаии: видехом Его, и не имяше вида, ни доброты: но вид Его безчестен умален паче всех сынов человеческих ( Ис. 53:2–3 ). В нынешний же пресветлый праздник Воскресения Его мы, со святым Иоанном Богословом, видим славу Господа Христа, славу яко Единородного от Отца, исполн благодати и истины ( Ин. 1:14 ). В то время Господь наш Иисус Христос со беззаконными вменися ( Ис. 63:12 ), а ныне Бог явился, посреди людей Своих, честной кровью искупленных, в сонме святых Своих, говоря: Аз семь с вами. В то время многие проходящие ругались над Господом, а ныне о имени Его пресвятом покланяется всяко колпно небесных и земных и преисподних. В то время Господь биен был по плещам и ланитам и убиен был на древе; а ныне Он убил смерть и диавола, ныне где ти смерте жало? где ти аде победа ( 1Кор. 15:55 )? В то время Жизнодавец наш был мертв, в то время на небесе солнце померкло; а ныне из гроба красное правды нам возсия Солнце, и мы видим Иисуса за приятие смерти славою и честью венчанна. Здесь вкратце, мы рассмотрим, что к вечной славе и чести нет другого пути, как только чрез многие страдания: поелику и Самому Начальнику жизни нашей подобало прославиться чрез страдания. Видим Иисуса за приятие смерти славою и честью венчанна. Итак, на малое вознесемся время умом нашим к небу, и посмотрим чрез Откровение Иоанна Богослова. Мы слышим там как бы голос многочисленного народа ( Откр. 19:6 ), и голос Ангелов многих вокруг престола. Что же они молвят? – Они повелевают всякому созданию на небеси и на земли и под землей и в море воздать рабское поклонение некоему Лицу царскому, сидящему на престоле Божием. Кто же Этот Приемлющий царскую и Божескую честь, Которому бы поклонялось всякое создание земное и горнее и дольнее? Вот я смотрю и вижу Агнца воцарившегося, но Агнца закланного, и слышу тысячу тысяч говорящих громким голосом: достоин есть Агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение ( Откр. 5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010