Но чтят его не только христиане, а даже магометане и язычники, как великого чудотворца и скорого помощника людям в постигающих их бедах и напастях. Кто жил в свое время на берегах Черного моря, наверное, не раз видел икону святителя Николая на турецких «фелюгах», ибо и у турок-мусульман велика была вера, что св. Николай особенно помогает плавающим по морю и спасает от потопления во время бури. Можно было видеть икону св. Николая и в примитивных жилищах наших инородцев, остававшихся еще язычниками, которые называли св. Николая «добрым стариком» и верили в его чудесную помощь при болезнях и разных несчастиях, когда обычными человеческими средствами уже ничего нельзя было сделать. Не говорим уже о том, что на наших морских судах, как и у наших братьев по вере, непременно была икона св. Николая, всегда считавшегося особенным покровителем мореплавателей. 3амечателен в Киеве образ св. Николая, именуемый «Мокрым». В лодке по Днепру плыл, спеша на праздник свв. мучеников Бориса и Глеба – это было еще в конце XI столетия – один богатый киевлянин с своей женой и младенцем-сыном. Мать задремала и уронила в реку младенца, который сразу же утонул. Убитые горем родители стали слезно призывать на помощь св. Николая. И вот младенца, всего мокрого от воды, нашли в храме лежащим на полу пред иконой св. Николая. Можно представить себе неописуемую радость родителей, когда они узнали в этом младенце своего утопшего сына. С того времени и образ этот, помещенный в приделе Киево-Софийского собора, стал называться образом Николая Мокрого. Огромное количество храмов и обителей иноческих у нас на родине было посвящено святителю Христову Николаю, и много было св. икон его, прославившихся чудотворениями. А имя Николая было одним из самых любимых у нашего православного русского народа. Увы! В последнее время перестали чтить должным образом великого святителя Христова Николая мыслящие себя передовыми людьми люди Запада, на что мы невольно обратили внимание еще в Западной Европе, а затем и здесь в Америке; из светлой памяти величайшего угодника Божия они сделали себе недостойную потеху. Устраивают в ночь под праздник его так называемые «веселые николаевские вечера» с танцами и кощунственными забавами, представляя на них славного святителя в каком-то смехотворном виде рядом с духом зла, помещают в окнах магазинов, в газетах и журналах изображения и объявления, оскорбляющие религиозное чувство почитателей великого святого; забавляются именем его в неуместных шутках и даже детей своих приучили легкомысленно и несерьезно относиться к памяти великого святителя, изображая его в виде смешного бравого краснощекого деда с седой бородой, который колокольчиком и разными шутками-прибаутками зазывает в магазин покупателей праздничных подарков.

http://pravoslavie.ru/50470.html

К августу 2003 года Алексеевский приход получил проект нового, каменного, храма. 27 марта 2004 годав день празднования Похвалы Пресвятой Богородицы Его Высокопреосвященство митрополит Исидор, Управляющий Екатеринодарской Епархии, в сослужении благочинного протоиерея Михаила Спицына и священства совершил чин закладки краеугольного камня в основании храма в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Владыка особо подчеркнул, что для портового города строительство Свято-Никольского храма знаменательное и очень важное дело, которое нужно исполнить сообща, совместными усилиями, потому как почтение памяти святителя Николая привлечет благословение Божие и на весь славный город Туапсе . 30 апреля 2009 года построенный на пожертвования частных лиц, предприятий, а также при помощи администраций города и района новый приходской храм был освящён правящим архиереем Екатеринодарской и Кубанской Епархии митрополитом Исидором во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Деятельность прихода [ править править код ] При храме действует детская Воскресная школа, для детей разного возраста. I группа – малыши (с 5 – 9 лет), II группа (9 – 15) лет, Святыни [ править править код ] • Ковчежец с мощами святителя Николая, арх.Мир Ликийского, святителя Иоанна Златоустого, блгвер.кн. Петра и Февронии, прп. Серафима Глинского (Романцова) , Дивеевских святых (прп.Елены, прп.Александры, прп.Марфы, прп.Пелагеи, прп.Параскевы, прп.Марии, прп.испв.Матроны), свящмуч. Федора (Ремизова) , прп.Амвросия Оптинского, оптинских старцев прп.Моисея, Антония, Иллариона, Исаакия, Иосифа, Варсонофия, Анатолия, прп.Алексия Зосимовского . • Храмовая икона святителя Николая Чудотворца • Икона Божьей Матери «Всецарица» • Икона Божьей Матери «Призри на смирение» • Икона Божьей Матери «Петровская» • Икона Иоанна Крестителя • Икона Сергия Радонежского • Икона Серафима Саровского • Икона свт.Луки Крымского • Икона Ксении Петербуржской • Икона Матроны Московской • Имеется икона прп.Кукши Одесского с частицей мощей Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

В мае 2007 года, в связи с 165-летием со дня освящения, Никольский храм получил статус Морского собора. К этому дню архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн передал в дар Никольскому Морскому собору частицу мощей свт. Николая Чудотворца. В 2009 году была отреставрирована колокольня собора, купол был перекрыт золотистым булатным железом. 22 мая 2015 года архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн освятил памятник святителю Николаю Мирликийскому, установленный в ограде собора. По материалам официального сайта pravoslavie.ks.ua Свято-Николаевский морской собор в Херсоне возведен в 1842 г. на средства потомка гетманского рода Дорошенко, коллежского асессора Я. Дорошенко. Расположен в Забалковским предместьем, которое было отделено от города глубоким оврагом (балкой). Первый деревянный храм Св. Николая Чудотворца появился здесь в нач. XIX в., но быстро обветшал, и тогда возникла необходимость строительства новой церкви. Каменный храм в стиле классицизма имеет сферический купол и двухъярусную колокольню. В годы Крымской войны в Николаевской церкви отпевали защитников Севастополя, умерших в херсонских госпиталях. В 2007 г. Свято-Николаевскому храму был присвоен статус морского собора. http://www.cityplaces.info/ru/Ukraine/ Одним из украшений города Херсона является Свято-Николаевский морской собор, который размещается на так называемой Забалке. Согласно истории, Забалка – одно из предместий Херсона, которое раскинулось за глубоким оврагом (балкой), активно начало застраиваться лишь в начале 19 ст. Здесь для нужд верующих на берегу реки Кошевой у военного госпиталя и была построена небольшая деревянная церквушка. Освящен храм был во имя Святого Николая Чудотворца. Позже в 1918 г. церковь вывели из военного ведомства и превратили в обычную приходскую. Со временем деревянная церквушка обветшала, и тогда возник вопрос о ее замене на большой каменный храм. Но поскольку население Забалки было в основном бедное, то и сбор средств на постройку храма был крайне проблематичен. На помощь местным жителям пришел коллежский асессор И.А. Дорошенко, потомок гетманского рода Дорошенко, который предоставил нужную сумму. На эти средства в центре новой рыночной площади был возведен новый каменный храм Святого Николая Чудотворца в стиле классицизма, со сферическим куполом и трехъярусной колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=41942

Большой праздничный благовест храма имеет высоту 196 см, диаметр 190 см и вес 5 тонн. На верхней его части расположены иконы-барельефы «Воскресение Господне», «Покров Богородицы», «Богоматерь Тихвинская» и «Знамение Пресвятой Богородицы». Ниже – изображения апостолов Петра и Павла и святых митрополитов и патриархов Московских Петра, Алексия, Филиппа и Тихона. На колоколе начертана следующая надпись: «Отлит сей кампан в лето от сотворения мира 7511, от рождения по плоти Бога 2003 года во время первосвятителя Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II ко храму Успения Божией Матери села Завидово по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, в настоятельство протоиерея Валерия Ильина, усердием и трудами Николая Ивановича и Людмилы Сергеевны Рыжковых, Михаила Валентиновича и Михаила Ваниных, Екатерины и Татьяны Ильиных, Василия Васильевича и Николая Анисимовых, отлит в граде Романове-Борисоглебске на заводе братьев Шуваловых». Второй по размерам колокол – полиелейный – имеет высоту 2678 мм, диаметр 1700 мм и вес 2860 кг. На нём представлены барельефы Христа Спасителя, святителя Николая Мирликийского, святого князя Александра Невского и Тихвинской иконы Божьей Матери. По тулову колокола идет надпись: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу. Сей колокол отлит в лето 2003 г. ко храму Успения Божией Матери села Завидово по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в настоятельство протоиерея Валерия Ильина, тщанием и радением Бориса Михайловича и Марины Николаевны, Николая, Люмилы Гутиных; Виктора Алексеевича, Ольги Александровны, Евгения и Полины Крутских; Александра Леонидовича, Ирины Владимировны, Марии и Романа Волковых; Владимира Ивановича, Павла, Дмитрия и Анны Бабичевых, Алексея Евгеньевича, Галины Викторовны, Екатерины и Максима Поповых». Третий по величине (высота 1424 мм, диаметр 1500 мм и вес 1640 кг) колокол-Благовест, иногда называемый славословным, предназначен для повседневного и воскресного благовеста. На нем представлены иконы-барельефы Успения Божьей Матери, преподобного Сергия Ралонежского, преподобного Серафима Саровского и мученика Виктора. По тулову колокола идет надпись: «Учинен кампан сей во славу Пречистой Девы Богородицы благим радением рабов Божиих иерея Петра, Елены и Павла Дубяго; Сергея Николаевича и Елены Николаевны, Дмитрия, Екатерины Попельнюховых; Михаила Ивановича, Людмилы и Ивана Мусатовых; Геннадия Васильевича, Елены Ивановны, Дионисия и Арсения Пятковых в Успенскую церковь села Завидово в лето 2003 года от Рождества Христова».

http://sobory.ru/article/?object=48387

В 1996 г. после праздника Пасхи был вырыт котлован и заложен фундамент. 16 ноября того же года, было совершено освещение фундамента и заложена капсула с памятным письмом. Строительство храма велось хозяйственным способом на пожертвования прихожан, предпринимателей, фермеров, предприятий и многих жителей района. В 2000 г. были возведены кирпичные стены храма. К Пасхе был изготовлен шатер с куполом и крестом в страстную субботу он был освящен и установлен на колокольню. В сентябре началось строительство крыши, были установлены стропила. В том же месяце на помощь общине пришла Ростовская АЭС. С её помощью строительство храма было завершено к престольному празднику Святителя-Николая 19 декабря 2000 г. Освещение храма совершил преосвященнейший Пантелеймон, архиепископ Ростовский и Новочеркасский в сослужении эконома Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архимандрита Георгия (Данилова), настоятеля храма иерея Богдана Щур, собора священников Ростовской епархии при стечении множества прихожан Приход святителя Николая Мирликийского (г.Цимлянск), прибывших на праздник. Иконописцами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры для храма была написана аналойная икона Святителя Николая и передана в дар архимандритом Георгием. В 2001 г. в конце марта община начала строительство двухэтажного дома причта, в котором в настоящее время располагается и воскресная школа и квартира священника. В том же году начато строительство водосвятной часовни в честь Святых Царственных страстотерпцев российских. В 2005 году строительство дома притча и часовни было завершено. В 2009 г. на пожертвования работников Ростовской атомной станции в мастерских Новотихвинского монастыря Екатеринбургской епархии, были изготовлены северный и южный крыла иконостаса. В 2010 г. на пожертвования прихожан храма было положено начала росписи храма. В июне-августе 2011 г.на пожертвования прихожан, предпринимателей и предприятий города был покрашен фасад храма. Современное состояние [ править править код ] При храме действует Воскресная школа.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Исцеляя болезни, врачуя страсти, посети благостию Твоею в темнице сидящих, сохраняя их от всякаго недуга и немощи, от духа злобы и уныния, плотскаго сластолюбия и пиянства, да во всякой целости обрящут путь, угодный Тебе, Истинному Богу нашему, прилежно молимся услыши и яко Щедр, помилуй». Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о заключенных: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Крестом во ад сошедый, диавола посрамивый, заклепы и вратницы адовы разрушивый, узники свободивый и жизнь миру Твоему даровавый, призри на молитву смиренных и недостойных раб Твоих, ко Твоему Величеству бесприкладному и бездне человеколюбия прибегающих и яко Благосерд Твоею милостию и щедротами посети грехми обремененныя и в заключении темничном сущия: Ты бо рекл еси, Господи, яко хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быте ему. Услыши в скорби и тесноте душевной призывающих Тя: в немощи находящихся душевныя и телесныя их раны уврачуй; в ожесточении сердечном сущия к покаянию обрати; правды и оправданий Твоих ищущих в вере и творении заповедей утверди и на путь спасения настави. Ты бо еси, Господи, помощь беспомощным, надеждо ненадежным, спасение отчаянным, всем вся буди и приведи ко пристанищу хотения Твоего. Да поем и славим Тя со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно и во веки веков. Аминь». После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. Перед причастием архиепископ Солнечногорский Сергий огласил Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Первопрестольного града Москвы в связи с празднованием дня памяти святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, и проведением благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся». По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву и славление у иконы святителя Николая, принесенной в 1994 года из Бари. В течение года эта икона находится в нижней Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя.

http://patriarchia.ru/db/text/5085465.ht...

Недостойно все это! Стыд и позор для современного человечества, что оно, высокоумствуя и громко крича о своих «культурных достижениях» не умеет достойно чтить таких несоизмеримых с пошлой современностью великанов духа, каким был святитель Николай, и все истинно-великое и святое обращает в шутку и потеху. Совсем иное отношение к великому Христову святителю, если мы не подражаем Западу, у нас, христиан православных. Для нас сегодняшний праздник никоим образом не может служить поводом для каких-то забав, развлечений и потехи, хотя бы уже потому, что сам святитель Николай от юности еще был глубоко чужд всяких мирских забав и увеселений, а потому даже как-то совсем нелепо с его именем связывать забавы и увеселения. Святое имя его, будучи ярким светочем христианской добродетели, лишь об одном напоминает, одно нам внушает: благоговейно и трепетно преклоняться пред его священной памятью и ревностно подражать ему в его святой жизни и христианской добродетели. Нашему богоотступническому времени святитель Николай дает еще один важный урок: не быть безучастно-равнодушными, когда в нашем присутствии нечестивцы и безбожники хулят святую веру и Церковь, поносят Святейшее Имя Христово и глумятся вообще над святыней. Святитель Николай, будучи на первом Вселенском соборе, не мог выдержать богохульства еретика – Ария, унижавшего Божественное достоинство Сына Божия, и в порыве огненной ревности ударил его по щеке. Это вызвало большое смущение среди участников собора, и они хотели за такой поступок лишить святителя его сана. Но в ту же ночь они были вразумлены дивным видением: Господь Иисус Христос подавал святителю Николаю св. Евангелие, а Матерь Божия возлагала на плечи архиерейский омофор. Тогда они поняли, что поступок святителя был вызван не необузданной гневливостью, неприличной для архиерея Божия, а только его пламенной ревностью и любовью ко Христу-Спасителю, Которого уничижал нечестивый Арий, и оправдали его, а Арий был всем собором осужден, как еретик. Этот факт очень не нравится либеральным ученым нашего времени, проповедующим какую-то сверх-христианскую, «экуменическую любовь» ко всем еретикам и отступникам, и они оспаривают самое участие св. Николая в Первом Вселенском Соборе, но св. Церковь признала этот факт действительным и запечатлела его в богослужении и иконописи.

http://pravoslavie.ru/50470.html

Святитель и чудотворец Николай явил нам образ веры и правило веры. Он запечатлел себя как человек, преданный Господу, непоколебимый в своей вере, способный сопротивляться лжи, ересям и всему, что представляло угрозу для Церкви. И потому мы должны не только просить святителя и чудотворца о милости к нам, о вспомоществовании нам в наших делах, но и о том, чтобы он дал нам частицу своей ревности, своей веры, своей способности бороться за то, чтобы не было разрушено Тело Церкви, чтобы ересь не помрачила сознание верующих людей. Верим, что святитель и чудотворец Николай и сегодня вместе с нами — в тех непростых обстоятельствах, которые мы сейчас проходим. Я имею в виду трудности, которые стоят и перед страной, и перед Церковью, и перед каждым из нас, ибо каждый из нас нуждается в помощи Божией. А потому наша молитва к святителю Николаю сегодня должна быть особенно горячей, сердечной и искренней, чтобы он сохранил Церковь Православную от ересей, расколов, разделений, от помрачения церковного сознания, от готовности сдать церковные позиции под натиском нерелигиозных сил. Мы видим, что сейчас происходит в православном мире, как те, кто несет особую ответственность за сохранение благочестия и за единство Церкви, сегодня склоняют свои главы перед неправдой, опасаясь сильных мира сего. Но верим, что эта полоса пройдет, и те, кто дрогнул в минуту испытаний, принесут покаяние. А святителя и чудотворца Николая мы просим, чтобы он нас укрепил, чтобы мы не дрогнули как Церковь, как народ православный, призванный сохранять Православие в современном мире. И верим, что святитель и чудотворец Николай не оставит нас своей милостью и своими молитвами. Да поможет Господь исполнять свой христианский долг каждому из нас на своем месте. И да помогут нам великие угодники Божии, имена которых мы призываем на нашем жизненном пути, в том числе великий чудотворец святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5550590.ht...

В это время в пустыни монахов не было. Со смертью строителя Савватия прекратила своё существование и обитель. Фактическими владельцами земель бывшей пустыни были поп Симеон Алексеев, дьячок Андрюшка Дмитриев и пономарь Егорко Андреев, проживающие в Игошеве. На речке Медянке стояла теплая деревянная церковь с трапезной и колокольней. Главный престол освящен во имя преподобного Алексия человека Божия, придел – Николая Чудотворца. В ответ на указ архиепископа Великоустюжского и Тотемского Александра о назначении строителем пустыни старца - пришельца поп Симеон и причетники подают свою челобитную. Они пишут, что живут в Игошеве давно и постоянно, и никогда никакого Григория не видели, раньше в пустыни жил один строитель Савватий, да и тот временами обитал в Никольском погосте, а сюда только наведывался. И что за старец Григорий? Может, он – беглец? Допросили Григория, у него, действительно, не оказалось отпускной из монастыря. Старцу было отказано, попу Симеону с коллегами разрешено пользоваться землями пустыни и строить новую церковь взамен обветшавшей. По бумагам, пустыня ещё существовала в 1697 году. Вскоре пустыня была упразднена. Деревянная двупрестольная двухэтажная Алексиевская церковь с приделом Николая Чудотворца, построенная прихожанами в 1787 году, сгорела в середине 19 века. Каменная Алексиевская церковь состояла из теплого и холодного храмов в одном здании с колокольней в одной связи. В теплом храме в 1868 году освящен главный престол во имя преподобного Алексия человека Божия, в 1871 году - придельный престол во имя святителя Николая Мирликийского. В холодном храме в 1877 году освящен престол Успения Пресвятой Богородицы. Приписная деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Смоленская» построена в 1895 году в деревне Чертовское. Приход Алексиевской Толшемской церкви составляли село Игошево и деревня Тетеревиха Трофимовской волости и деревни Косиково и Чертовское Никольской волости Тотемского уезда. Православные приходы и монастыри Севера Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=11285

С сайта: http://www.krestianin.ru/articles/3068.php Я побывал здесь вновь. Прошел почти год, но очособых изменений не увидел. Исчез только кран. Обустроены ограждения балконов. Внутри же храма и " конь не валялся " - нет ничего живого. Если и так будут здесь вестись реставрационно-восстановительные работы, то мы не скоро увидим храм в полной его красе. Храм в честь святой мученицы Параскевы был заложен в 1897 году, 30 июля, в царствование Императора Николая Александровича, при Архиепископе Афанасии, при Аксайском Благочинном священнике Иоанне Сасовникове, приходском священнике Константине Евфимьеве, диаконе Иоанне Перекопском, церковном ктиторе Стефане Немухине, при станичном атамане Иоакиме Гусеве, и попечителях: Иоанне Устюченкове, Герасиме Терскове, при строителе Евдокиме Трусове. В 1904 году храм был построен и освящен. В храме имеются еще два придела: южный освящен в честь Святителя Николая Мирликийского чудотворца, северный в честь Святого Великомученика Пантелеимона. Храм строился за счет казны казачьего Всевеликого Войска донского. Казаки, которые участвовали в строительстве храма, освобождались от воинской повинности. Храм является самым большим среди сельских приходов Ростовской области, его высота 76,5 метров. При приходе действовали две школы, для мальчиков и девочек по три класса образования. В 1934 году храм был закрыт и разграблен местными станичниками революционерами. Дальнейшая судьба храма – это склад, бомбоубежище во время Великой Отечественной войны, зернохранилище. Храм в годы лихолетья был практически превращен в руины. Из уникального архитектурного произведения уцелел частично мраморный иконостас, центрального предела. В 1992 году возобновились богослужение в храме в южном пределе, который был частично восстановлен трудами верующих станичников и настоятеля прихода протоиерея Николая Мельникова. С 2001 года настоятелем храма является священник Александр Маликов. На сегодняшний день полностью восстановлен внешний вид храма, установлены новые купола, ведутся штукатурные и молярные работы. На престольный праздник 9 августа 2009 года, памяти Святого Великомученика и целителя Пантелеимона, в главном приделе была отслужена первая божественная Литургия за последние 75 лет.

http://sobory.ru/article/?object=13033

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010