Конечно, и стол Патриарха был очень скромный: черный хлеб подавался по порциям, часто с соломой, картофель без масла. Но и прежде Преосвященный Тихон был совсем невзыскателен к столу, любил больше простую пищу, особенно русские щи (конечно, не мясные) да кашу. Уезжая к семье на юг, я простился с Патриархом 2 декабря 1918 г. Тогда он жил в своем подворье уже под домашним арестом; в нижнем этаже помещалась стража из трех красноармейцев, которые вечером поднимались и наверх, чтобы проверить наличие своего поднадзорного. Патриарх не мог уже никуда выезжать из подворья и служил лишь в своей Крестовой церкви. Говорят, потом ему разрешили выезжать, – при мне этого не было. Гулять по своему садику он мог и принимал у себя посетителей беспрепятственно. Переносил он свой арест благодушно и нисколько не боялся за будущее. Больше всего беспокоила его судьба Церкви и России, но и в этом отношении он сохранял полную уверенность, что ниспосланное Господом испытание кончится вполне благополучно, к новой славе и Церкви, и Родины. Тогда казалось, что это случится скоро, что скоро и мне суждено будет вновь увидеть Святейшего Патриарха и родные места. Но вот минуло три года, и никто не может сказать, когда кончатся наши испытания. Годы идут, приближаясь к закату, – суждено ли нам увидеть Родину, суждено ли принять благословение у СвятителяПатриарха Тихона? 9 июня (н. ст.) 1922 г., когда написаны были последние строки, никто не думал, что нам скоро придется прочитать в газетах неожиданное сообщение из Москвы: Патриарх Тихон, будто бы, сложил свою святительскую власть. Мы могли ждать всего: заточения, насильственной его смерти. – Но тем, кто его знает, не верится, чтобы он мог добровольно покинуть свой тяжелый, ответственный пост в это роковое время. А между тем, газетные сведения, полученные из советских источников, передают, что 12 мая, нов. ст., небольшая группа петроградских и московских священников, всецело примкнувших к коммунистической власти, обратилась к Патриарху с обвинениями в «вовлечении Церкви в контрреволюционную политику» и потребовала «немедленного созыва, для устроения Церкви, поместного Собора и полного отстранения Патриарха до соборного решения от управления Церковью ». Неизвестно, что ответил на это Патриарх, но в результате беседы с явившейся к нему депутацией, он, будто бы, удалился к себе в кабинет и через несколько минут вернулся и передал депутации следующий документ, за своей подписью и с датой 12 мая 1922 года: «В виду крайней затруднительности церковного управления, приведшей меня к гражданскому суду, считаю полезным для блага Церкви поставить временно, впредь до собрания Собора, во главе церковного управления одного из митрополитов».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Карташев А. В. По освобождении из большевистской тюрьмы я жил конспиративно в Москве летом 1918 года. Состоя избранным членом Высшего Церковного Совета при Патриархе, я одновременно работал в антибольшевистской политической организации так называемого «левого центра». Между прочим, мы разрабатывали программы и законопроекты для декларативного и делового употребления в Южной России, находившейся под управлением генерала Деникина, а также на случай появления национального правительства и в самой Москве. Программа положения Православной Церкви в русском государстве была, по существу, повторением уже изложенной выше системы взаимной свободы при взаимном сотрудничестве обеих сторон. Пред тайной отсылкой программы на юг России мы с другим общественным деятелем, ныне еще живым, отправились к Святейшему Патриарху за советом и критикой. В начале сентября 1918 года Патриарх Тихон принял нас в своем Троицком подворье, как всегда, очень ласково, за стаканом чаю и даже с самоварчиком. Дослушав до конца внимательно и грустно, он вдруг снисходительно засмеялся над нашими «хорошими словами», как мудрый старец смеется над идеализмом мечтательных юношей. «Хорошо! Уж очень все хорошо! Да только когда все это будет? Конечно, не теперь!» Как сын народа, Патриарх Тихон тогда уже инстинктом чувствовал силу и длительность народного увлечения большевизмом, не верил в возможность скорой победы белого движения и не был согласен с нами в политических расчетах. А. И. Кузнецов Мои воспоминания о встречах с Патриархом Тихоном 1 Покойного Патриарха Тихона первый раз я увидел, когда он был Московским архиепископом. Было это в Москве, в начале лета, в воскресенье. Мой путь лежал из Замоскворечья на Красную площадь. Стоял ясный, чудесный день, дыхание легкого ветерка обдавало теплом, на ярко-голубом небе ни облачка, вся необъятная ширь раскинувшегося во все стороны города сверкала серебром. Было тихо. Но невозмутимая тишина была необычайна. Всюду царил революционный пафос – знамение эпохи. Дух торжества революции и дух тревоги переселили беспокойный человеческий муравейник из мирных жилищ на площади и улицы города – логическое развитие времени. И вдруг здесь, в центре событий, тишина и безлюдье.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 205, т. 3. Остов преподобного Феодосия подвергся значительному тлению и при растирании высохших костей превращался в порошок. При таком положении вещей вполне оказывалось понятным то беспокойство, которое проявили в деле вскрытия мощей церковные князья во главе с Тихоном. Л. Д. 147. т. 3. Результатом этого беспокойства и явился доверительный циркуляр, разосланный Патриархом 4(17) февраля 1919 г. по 62 адресам, причём самая рассылка происходила весьма конспиративным способом: в глухих конвертах, не сразу, а сам Тихон собственноручной надписью на рапорте Рункевича обозначал, кому посылать в первую очередь. Конспирация была, действительно, необходима, ибо в письме речь шла ни больше ни меньше, как о необходимости приведения мощей в порядок до их вскрытия для предупреждения неизбежного скандала. Л. Д. 150, т. 3. «Господу угодно было, – пишет Тихон по епархиям, – прославить некоторых святых Своих нетлением их тела; честные мощи таковых угодников Божиих открыто почивают в храмах в драгоценных раках-гробницах, сооружённых любовью верующих... Благочестивое усердие верующих, окружая их останки благоговейным усердием, соорудило и для таковых честных мощей драгоценные раки и оправы, иногда по подобию человеческого тела, располагая в них, в подобающих облачениях, кости праведников и другие частицы святых их мощей... Считая необходимым по обстоятельствам времени устранить всякий повод к глумлению и соблазну (в том, что доселе не вызывало соблазна и было лишь благочестивым народным обычаем), поручаю вашему Высокопреосвященству, по Вашему непосредственному усмотрению и распоряжению, с архипастырской заботливостью и рассуждением устранишь всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во всех тех случаях, когда и где это признано будет Вами необходимым и возможным, с донесением о последующих Ваших распоряжениях Священному Синоду. Молю Господа, да поможет Он Вам в этом деле и сохранит вас беспреткновенно в нынешних лютых для Церкви обстояниях». И вот на местах началась работа по перетряхиванию монастырской моли и мясных мух. Одно за другим идут донесения – отклики на патриаршее послание. Мощи проветриваются; вата убирается; подушки и воск удаляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Касаясь истории происхождения этого акта, следует заметить, что, как удалось выяснить впоследствии, при разборке в Москве личного архива Преосвященного Гомельского Тихона [Шарапова], инициатором и автором этого послания являлся сам этот Преосвященный, всего за несколько дней до этого принявший на себя, по указу Святейшего Патриарха от 17(30) марта 1925 г. «духовное попечение о членах Православной Русской Церкви в Польше, сохранивших верность Московскому Патриаршему Престолу»; что он должен был совмещать одновременно с управлением вверенной ему Гомельской епархией, расположенной невдалеке от польских рубежей (учитывая тогдашние государственные границы). Так, среди архивных бумаг и документов, на одной из страниц невыясненного зарубежного русского издания в Польше, посвящённого местным церковным вопросам (кажется, это был лист из брошюры, озаглавленной: «О том, как была введена автокефалия Православной Церкви в Польше», – но это предположительно), был воспроизведён текст этого патриаршего послания, на коем рукою Преосвященного Тихона [Шарапова] написано следующее: «Сей Акт написан мною, мною же представлен к подписи Патриарха и, по подписании, послан в Польшу на имя сенатора Богдановича В. В. Тихон [Шарапов], епископ Гомельский. 2 мая 1934 г. [ст. ст.?) Москва». Таким образом, следует думать, что подписание этого акта Святейшим Патриархом было произведено в Бакунинской лечебнице накануне дня своей кончины, т. е. 24 марта (6 апреля) 1925 г., в канун Благовещения. В действительности, однако, дело это могло обстоять и несколько иным образом; Святейший мог подписать это послание и несколькими днями раньше, т. е. будущим числом (хотя это обычно и не практиковалось), так как Преосвященный Тихон [Шарапов] ещё за несколько дней до кончины Патриарха, отправляясь в Гомельщину на свою епархию, мог предложить Патриарху послание к подписи во время своего прощального визита в Бакунинскую лечебницу. Иначе остаётся предположить, что подписание этого акта происходило (под Благовещение) уже в отсутствии составителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В письме к М. И. Калинину от 25 февраля 1922 г. Патриарх призвал власть отказаться от столь неожиданного решения, чреватого непредсказуемыми последствиями . Но попытки святителя Тихона предотвратить неизбежный конфликт были интерпретированы как стремление «черносотенного духовенства» защитить церковное добро. Тогда Патриарх Тихон обнародовал свое послание от 28 февраля 1922 г., осудив декретированное изъятие как «акт святотатства» . В заявлении, опубликованном 15 марта 1922 г. в «Известиях ВЦИК», Патриарх Тихон призывал Комиссию по изъятию при Помголе с «должной осторожностью отнестись к ликвидации ценного имущества» и убеждал, что у Церкви нет такого количества золота , которое надеялись изъять В.И.Ленин и Л.Д.Троцкий. Постановления Политбюро ЦК, регламентирующие антицерковную политику большевиков в описываемый период, принимались фактически под диктовку Троцкого: и идейная разработка, и кадровые назначения, также, как сама инициатива и «бешеная» энергия в ее осуществлении вместе со стратегией и тактикой – все исходило от Льва Давыдовича, поистине одержимого желанием отнять золото, расстрелять попов, ограбить даже и самые бедные храмы. Одно за другим пишет он руководящие письма, записки, тезисы, направляющие всю деятельность Политбюро, ВЦИК, Ревтрибунала, НКЮ, всевозможных комиссий и т.п. Но среди его писем от 11, 13, 22, 30 марта не менее, а скорее еще более зловещим шедевром является теперь знаменитое, а тогда «строго секретное» письмо Ленина членам Политбюро от 19 марта 1922 г. о сопротивлении изъятию в Шуе и политике в отношении Церкви . В целом вторя Троцкому, Ленин, также одержимый мечтой награбить несколько миллиардов золотых рублей, настаивает на том, что «именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь подавлением какого угодно сопротивления… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

http://pravoslavie.ru/41953.html

Не Наше дело судить о земной власти; всякая власть, от Бога допущенная, привлекла бы на себя Наше благословение, если бы она воистину явилась «Божиим слугой» на благо подчинённых и была «страшна не для добрых дел, а для злых» ( Рим.13:3 ). Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних и истребление невинных, простираем Мы Наше слово увещания: отпразднуйте годовщину вашего пребывания у власти освобождением заключённых, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая ( Лк.11:50 ), и от меча погибнете сами вы, взявшие меч ( Мф.26:52 ). Тихон, Патриарх Московский и всея России. 25 октября (7 ноября) 1918 года. Вестник русского студенческого христианского движения. 1968. Фрагменты Обращения Святейшего Патриарха Тихона к Совету Народных Комиссаров в связи с первой годовщиной Октябрьской Революции (из различных изданий) 1 . «...Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы ( Мф.7:9–10 )... Отечество вы подменили бездушным интернационалом... Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порождённой вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции... Никто не чувствует себя в безопасности, все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела... Вы обещали свободу... Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры... в органах печати... злобные богохульства и кощунства... Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих... Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей... Вы заградили доступ в Московский Кремль – это священное достояние всего верующего народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины – прихода... разгоняете церковные епархиальные собрания, вмешиваетесь во внутреннее управление Православной Церкви... Мы знаем, что Наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения нас в противлении власти; но чем выше будет подниматься «столп злобы» вашей, тем вернейшим то будет свидетельством справедливости Наших обличений... Отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключённых, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры... А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая ( Лк.11:50 ). и от меча погибнете сами вы, взявшие меч ( Мф.26:52 )». ...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

263 Корчинский И. K. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского на крайний север Северной Америки...//АПВ, 1900, т. IV, 21, с. 429. 268 Корчинский И.К. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского на крайний север Северной Америки...//АПВ, 1900, т. IV, 22, с. 447. 273 Там же. «Когда мы подъезжали к миссии в первом часу ночи (в это время здесь ночью темноты не бывает), при восходе солнца грянул гром и блеснула молния. И так целый час были гром и молния, точно пальба из пушек. Мы заметили с о. Корчинским, что сама природа встречает первого здесь русского православного Святителя. В 2 часа утра мы прибыли в Св. Сергиевскую миссию в Павловское». (Орлов И.Е. Из воспоминаний о Свят. Патриархе Тихоне...//Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке...: В 2 ч. 4.1. Нью-Йорк: Издательская юбилейная комиссия, 1944. С. 168.) 274 «Что касается поведения и исполнения духовенством своих обязанностей, то за немногими исключениями, и то и другое – одобрительно. Исключения падают в Штатах на двух священников из бывших униатов (Гебея и Грушку), а в Аляске – на Кускоквимского миссионера (Орлова), которые дают повод делать им упреки в нерадении, бездеятельности, нетрезвости, нетактичности, иногда в корыстолюбии». [Тихон (Беллавин). Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1900й год (РГИА, ф. 796, оп. 442, год 1900, д. 1820, л. 4).] Также см.: Тихон (Беллавин). Православная миссия в Аляске (Сев. Америке) в 1902 г.//АПВ, 1903, т. VII, 3, с. 35–36. 276 Корчинский И. К. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского на крайний север Северной Америки...//АПВ, 1900, т. IV, 23, с. 466. 278 «...летом и осенью 1900 г. в Аляске прилучилось сильное поветрие гриппа, кори, воспаления горла, легких, унесшее на тот свет весьма многих. Так как туземцы не отличаются здесь крепким здоровьем и в прилунившейся болезни почти нигде не имели медицинской помощи, то во многих местах повымерли чуть не все в селениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

3. Левитин А., Щавров В. Очерки по истории русской церковной смуты- Т. 1. С. 82 Письмо Святейшего Патриарха Тихона Председателю Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. И. Калинину 1 вариант: Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, по главе церковного управления или Ярославского митрополита Агафангела [Преображенского], или Петроградского Вениамина [Казанского] 2 вариант: Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления Ярославского митрополита Агафангела [Преображенского] или Петроградского митрополита Вениамина [Казанского]. 29 апреля (12 мая) 1922 г. 3 вариант: Ввиду затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным, для блага Церкви, поставить временно, до созыва Собора, во главе Церковного Управления митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] или Петроградского митрополита Вениамина [Казанского]. 4 вариант: Ввиду крайней затруднительности церковного управления, приведшей меня к гражданскому суду [? – Сост.], считаю полезным для блага Церкви поставить временно впредь до собрания Собора во главе Церковного Управления одного из митрополитов. 1. Догматико-каноническая оценка тихоновщины: Рукопись 2. Архив составителя 3. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж, 1933 4. Рождественский А. , протоиерей. Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России: Воспоминания. София: Российско-болгарское книгоиздательство Послание Святейшего Патриарха Тихона митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] о временной передаче ему высшей церковной власти 92 93 1 вариант: Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе церковного управления до созыва Собора. На это имеется и согласие гражданской власти, а потому благоволите прибыть в Москву без промедления.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Подведены предварительные итоги конкурса на лучший проект памятника святителю Ермогену Москва, 8 ноября 2012 г. 7 ноября 2012 года в рамках программы XI церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил заседание жюри открытого Всероссийского конкурса на архитектурно-скульптурное решение проекта памятника священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси . На заседании путем тайного голосования были выбраны три лучших проекта, передает служба коммуникации ОВЦС . В Центральном выставочном зале «Манеж», где проходит выставка-форум, представлено 59 работ скульпторов из различных городов России и зарубежья. Посетители выставки имели возможность отдать свой голос за понравившуюся работу в рамках народного голосования. Среди членов жюри конкурса — ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) Среди членов жюри конкурса — ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), заместитель министра культуры России Г.П. Ивлиев, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец, президент Фонда содействия инициативе общественных организаций по установке памятника Патриарху Ермогену Г.В. Ананьина, заведующий отделом современной архитектуры Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук Ю.П.Волчок, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по культуре и охране историко-культурного наследия П.А. Пожигайло, доктор исторических наук, заместитель директора по науке Института российской истории РАН В.М. Лавров, руководитель Объединения московских скульпторов Московского союза художников И.П. Казанский и другие. Каждый участник заседания высказался о представленных проектах, после чего состоялось голосование. По мнению митрополита Илариона, «памятник святителю, который будет стоять в Александровском саду, должен быть величественным, должен показывать Патриарха во всей славе его сана, но в тоже время лик святителя должен быть обращен к современному человеку, чтобы люди как церковные, так и далекие от Церкви видели в этом монументе положительный и привлекательный образ».

http://pravoslavie.ru/57269.html

Меня Святейший спрашивал о том, как теперь работают суды, что в них отличного от дореволюционных судов, почему не введен суд присяжных. Вообще говорили о многом, за исключением официальных предметов. Владыка Фаддей неоднократно начинал разговор об обновленцах, но Святейший как-то характерно махал руками и говорил: «Ну их к Богу», – и переводил разговор на другую тему. В перерыве, пока еще не подавали чай, Патриарх подозвал келейника и что-то тихо сказал ему. Келейник вышел, а потом вернулся со свертком. «Ну вот, Преосвященнейший, вам именинный подарок – по русскому обычаю. Это облачение, причем красивое и сшитое по вашей фигуре. Хотел подарить отрезом, да ведь вы такой человек – все равно не сошьете или кому-нибудь отдадите… да… тут еще мантия, ведь ваша-то, поди, старенькая…» Владыка Фаддей принимает сверток, собирается благодарить Патриарха, но сверток выскальзывает из одной руки и из него падает красный бархатный футляр. Я бросился поднимать футляр. «Да, тут еще маленькое прибавление… Как это я забыл сказать о нем», – широко улыбаясь, говорит Патриарх. Владыка Фаддей открывает футляр, а в нем бриллиантовый крест для ношения на клобуке, белые, слоновой кости четки. «Вам, – говорит Патриарх, обращаясь ко мне, – с удовольствием сделал бы такой же подарок, да ведь в нем в суд не пустят… хотя в Англии… там ведь юристы в мантиях…» Затем Его Святейшество подходит к ломберному столику, достает из ящика свою фотографию, делает на ней надпись и церемонно вручает мне. Я благодарю с нижайшим поклоном. После чая все встали из-за стола и, помолившись по обычаю, стали прощаться с гостеприимным хозяином. Я шел в гостиницу в приподнятом настроении. В руках у меня была фотография замечательного человека, в обществе которого я провел несколько незабываемых часов. Дорогой я останавливался и перечитывал надпись на фотографии: «Благословение Господа да сопровождает вас всю Вашу жизнь. Смиренный Тихон. 21 августа (ст. ст.) 1924 г.». Это была та самая фотография, которая, к несчастью, была изъята у меня при обыске.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010