Председатель: О каком документе вы говорите? Обвинитель: Священник Ледовский, Русанов и др. представили воззвание, которое в «Известиях ЦИК» было напечатано. Это воззвание собственноручно было подписано Патриархом. Председатель: Что это за воззвание? Св. Патриарх Тихон: Об изъятии ценностей. Председатель: Вы поняли, о каком воззвании идёт речь? Св. Патриарх Тихон: Да, но о чем оно говорило, я не знаю. Председатель: В этом воззвании говорилось о необходимости пойти на изъятие церковных ценностей, и вы там написали «согласен» и не возражаете. Вот обвинитель и спрашивает, как случилось: подписавши это воззвание, вы потом высказывались против изъятия? Св. Патриарх Тихон: Хорошо бы огласить это воззвание. Председатель: Обвинитель, у вас есть этот документ? Обвинитель: Нет. Председатель: Значит, вы приобщить его к делу не можете? Тогда я прошу не ссылаться на этот документ, и все вопросы, связанные с ним, устраняю. Обвинитель: Это может подтвердить священник Ледовский. Председатель: Тогда вы можете подтвердить вопрос о вызове Ледовского для освещения этого вопроса в качестве свидетеля, если этот момент имеет с вашей точки зрения отношение к обвинению, предъявленному к подсудимому [? – Сост.], но ссылаться на неизвестный или не приобщённый к делу документ вы не можете. Обвинитель: Священники, которые были на собрании у архиепископа Никандра [Феноменова], заявляют по очереди, что критиковать и обсуждать воззвания они не имели права. Правда ли это? Св. Патриарх Тихон: Не думаю. Обвинитель: Значит, они солгали? Св. Патриарх Тихон: Зачем выражаться так резко? Они могут стоять на своей точке зрения. Л. Д. 122. Обвинитель: Что вы с ними сговориться не можете? Каким образом оказались священники, которые позволяют себе критиковать? Это как раз те, которые заявили, что они боятся быть лишёнными сана. Вы говорите, что у них своя точка зрения. Что же, выходит, вы верили в непогрешимость людей? Св. Патриарх Тихон: Я вам скажу – мы даже не верим в непогрешимость папы. Обвинитель: А можно назвать грешных людей святыми?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

К вопросу о Брест-Литовском мире гр. Тихон Беллавин возвращается неоднократно, варьируя мысли, высказанные им в послании от 5(18) марта 1918 г., но особенно подробно он останавливается на нем в своём обращении к Совету Народных Комиссаров от 13(26) октября 1918 года [дата неверна, правильно: 25(10)/7(11). – Сост.]. Взяв за эпиграф стих из Евангелия от Матфея ( Мф.26:52 ) «все, взявшие меч, мечем погибнут» ... Тихон Беллавин берет на себя... выступить против... правительства... с выпадами, называемыми им «горьким словом правды» ... В этом обращении гр. Беллавин, он же так называемый Патриарх Тихон обвиняет... власть в том, что она дала русскому народу «камень вместо хлеба и змею вместо рыбы», «Народу, изнурённому тяжёлой кровопролитной войной, вы обещали дать мир без аннексий и контрибуций», – продолжает Тихон Беллавин и восклицает: «от каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью. Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина сама провоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайком вывозите в Германию не вами накопленное золото» ... «Не России нужен был заключённый вами позорный мир с внешним врагом, – продолжает Тихон, – а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир», «подменившим» Отечество – «бездушным интернационалом» и стремящимся «руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции...» Гр. Тихон Беллавин особенно возмущается отнятием у капиталистов фабрик, заводов, капиталов; отнятием у помещиков земли, скота, усадеб; изъятием у буржуазии излишней мебели, вселением в буржуазные квартиры живущих в мрачных и сырых подвалах и на провалившихся чердаках пролетариев; установлением классового пайка, гарантирующего минимальное и, к несчастью, скудное пропитание голодающим рабочим за счёт излишней сытости состоятельных классов населения. «Но какими названиями ни прикрывались злодеяния, – убийство, насилие и грабёж всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 8, т. 5. Это воззвание знаменательно в следующих отношениях: оно определяет, прежде всего, отношение Тихона к Советской власти и изданным ею правительственным актам: 1) Тихон не может их одобрить, как будто бы кто-либо его об одобрении спрашивает; 2) Тихон грозит исполнителям закона – отлучением мирянам от Церкви и священнослужителям извержением из сана, призывая их этим самым к прямому противодействию требованиям закона; 3) Тихон знает в то же время, что власть 1922 года – это не власть 1918 года, в прочности которой ещё можно было сомневаться; 4) и тем не менее Тихон открыто идёт опять на борьбу с ней, несмотря на голод, несмотря на явную исключительность обстоятельств, вызвавших подобный акт, отчётливо сознавая все возможные последствия своего воззвания. В соответствии с позицией белогвардейской прессы, описанной выше, и с постановлениями Карловицкого собора, определявшими позицию белогвардейцев и Тихона в 1921 году, этот акт Тихона не может быть иначе квалифицирован, как новое продолжение той же политики борьбы с Советской властью всеми средствами, какие есть под руками, как послушное исполнение предписаний Карловицкого собора, с деятелями которого поддерживалась все время связь. Что дело обстояло именно так, доказывается тем, как и в истории с «мощами», что Тихон и в этом случае, как и раньше, не остановился ни перед подлогами, ни перед сознаваемой им возможностью провоцировать кровавые жертвы, которые должны были наступить в результате его послания. Специальная экспертиза, произведённая при судебном рассмотрении ряда дел по сопротивлению изъятию церковных ценностей, и, в частности, экспертиза в составе проф. Кузнецова, епископа Антонина [Грановского], протоиерея Ледовского и священника Калиновского, установила с несомненностью полное несоответствие с церковными канонами и историей древней Церкви тех ссылок, которые были на них сделаны бывшим Патриархом Тихоном в своём воззвании. Экспертиза установила, что каноническими правилами отнюдь не запрещено обращение церковного имущества на дела благотворения, вследствие чего Тихон не имел никакого, ни канонического, ни исторического права говорить о недопустимости этого изъятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1928–10.1929: Каширская 03 .1931–02(15).04.1931: Волоколамская Стефан Дзюбай 17(30).08.1916–30.04(13.05).1917: Питтсбургская 1918–12.1922: Питтсбургская, паки(?) Американская Стефан Знамировский 30 .08(12.09).1924–16(29).09.1927: Шадринская –1927: Пермская, в. у. 1926–03(16).09.1927: Свердловская, в. у. 16(29).09.1927–27.06(10.07).1928: Калужская 24 .04(07.05).1929–16(29).06.1933: Кировская 16(29).06.1933–05(18).10.1933: Ульяновская 05(18).10.1933–10.1936: Вологодская. 1938–: Ульяновская, паки Стефан Проценко 26 .08(08.09).1926–28.10(10.11).1932: Козелецкая 28 .10(10.11).1932–08.1936: Черниговская 1942–12(25).08.1944: Уфимская 25 .08(07.09).1944–23.05(05.06).1945: Полтавская 23 .05(05.06).1945–23.09(06.10).1960: Харьковская Стефан Севбо 1942–1945: Смоленская, окк. Тарасий Ливанов 06(19).11.1931–12.1931: Уссурийская (Никольско-Уссурийская) 12 .1931–1932: Барнаульская Тимон Русанов 1926–1930: Кустанайская Тимофей Зайков 22 .04(05.05).1923–24.07 (06.08).1923: Чебоксарская и Чувашская (обн.) 28 .02(13.03).1924–23.04(06.05).1938: Чебоксарская и Чувашская (обн.), паки Тимофей Успенский 25 .06(08.07).1923–1926: Ливненская (обн.) 25 .06(08.07).1923–: Орловская (обн.), в. у. 1926–1926: Брянская (обн.), в. у. Тимофей Штретер 1938–: Люблинская 1944–1945: Холмская 1945–09(22).06.1948: Белостокская 1945–1948: Варшавская, в. у. Тихон Белавин 22 .12(04.01).1913–23.06(06.07).1917: Виленская и Литовская 23 .06(06.07).1917–21.11(04.12).1917: Московская и Коломенская 21 .11(04.12).1917–25.03(07.04).1925: Московский и всея России Патриархат Тихон Василевский 11(24).07.1914–15(28).05.1917: Курская 1918–1923: Воронежская 1918–1919: Алатырская, в. у. 1923–1923: Киевская (обн.) 1923–1923: Воронежская (обн.) 1923–04(17).07.1926: Воронежская (обн.). паки Тихон Лященко 1924–: Потсдамская (заруб.) 15(28).04.1924–1938: Берлинская и Германская, заруб. Тихон Никаноров 13(26).05.1913–27.12(09.01).1918: Воронежская Тихон Оболенский 07(20).11.1908–05.1926: Уральская 1919–1919: Куйбышевская, в. у. Тихон Попов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 29, об., т. 1. Объявляя этот мир позорным, послание обращается к русскому народу, называя его «обольщённым», и призывает его: 1) прекратить свою классовую борьбу («разделять родную страну на враждующие станы» [в документе «страны». – Ред. 1) и 2) молить Бога, чтобы Он «даровал нам мужей разума и совета, верных велениям Божиим, которые бы поправили бы содеянное злое дело, возвратили отторгнутых и собрали расточенные...» К вопросу о Брест-Литовском мире гр. Тихон-Беллавин возвращается неоднократно, варьируя мысли, высказанные им в послании от 5(18) марта 1918 г., но особенно подробно он останавливается на нем в своём обращении к Совету Народных Комиссаров от 13(26) октября 1918 года. Л. Д. 40, т. 1. Взяв за эпиграф, стих из Евангелия от Матфея ( Мф.26:52 ) – «все взявшие меч мечем погибнут», обвиняемый Тихон-Беллавин берет на себя дерзость выступить против Правительства Рабоче-Крестьянского государства с контрреволюционными выпадами, называемыми им «горьким словом правды», в действительности же являющимися обычной монархическо-буржуазной агитацией противопролетарского характера. В этом обращении гр. Беллавин, он же так называемый Патриарх Тихон, обвиняет Советскую власть в том, что она дала русскому народу «камень вместо хлеба и змею вместо рыбы». «Народу, изнурённому тяжёлой кровопролитной борьбой, вы обещали дать мир без аннексий и контрибуций», – продолжает Тихон-Беллавин и восклицает: «От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью. Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина сама провоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото...» Это обращение было издано гр. Беллавиным в октябре, после 4-го Съезда Советов, одобрившего политику СНК и ратифицировавшего Брестский мир. «Не России нужен был заключённый вами позорный мир с внешним врагом, – продолжает Тихон, – а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир», «подменившим отечество – бездушным интернационалом» и стремящимся «руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

05(18).12.1932–1932: Орехово-Зуевская (обн.) 1932–1934: Тульская (обн.) 1934–27.12(09.01).1935: Воронежская (обн.) 27 .12(09.01).1935–23.06(06.07).1938: Московская (обн.) 1936–1937: Тульская (обн.), паки Тихон Рождественский 16(29).11.1925–16(29).09.1927: Демянская 16(29).09.1927–1930: Великолукская и Торопецкая 08(21).05.1934–1937: Череповецкая Тихон Русинов 30 .10(12.11).1922–07(20).04.1924: Усть-Медведицкая (обн.) 21 .06(04.07).1924–09(22).12.1925: Усть-Медведицкая 21 .06(04.07).1924–09.12.1925: Волгоградская, в. у. 1925–1931: Сталинградская (григ.), в. у. 09(22).12.1925–04(17).12.1931: Усть-Медведицкая (григ.), в. у. 29 .06(12.07).1932–13(26).02.1933: Ижевская 31 .01(13.02).1933–14(27).07.1935: Витебская (Полоцко-Витебская) 27 .07(09.08).1935–09.1937: Полтавская Тихон Тихомиров 22 .03(04.04).1920–1922: Череповецкая 1922–1924: Череповецкая, паки 1924–1927: Кирилловская 1928–1928: Угличская(?), в. у. Тихон Троицкий 1938–1941: Берлинская и Германская, (заруб.) 1940–1941: Сан-Францискская (заруб.) Тихон Шарапов 09(22).03.1925–04(17).03.1934: Гомельская 1925–1925: Могилевская, в. у. 04(17).03.1934–08(21).05.1934: Череповецкая 17(30).07.1936–20.09(03.10).1937: Алма- Атинская 1937–1937: Петропавловская (Омское вик.), в. у. Товия Остроумов 14(27).11.1944–01(14).03.1957: Свердловская 1945–1945: Кировская, в. у. Трифон Туркестанов 01(14).06.1914–01(14).09.1914: Московская и Коломенская, в. y., паки Трофим Якобчук 04(17).11.1922–29.07(11.08).1923: Бирская 11(24).08.1923–30.11(13.12).1923: Оренбургская, в. у. 18(31).11.1923–22.04(05.05).1924: Сызранская 05(18).05.1924–1924: Ярославская, в. у. 1925–: Хабаровская Ижевская 1925–: Воткинская, в. у. 1925–1925: Ковровская, в. у. –1926: Краснодарская и Кубанская 1930–1931: Благовещенская, в. у. Уар Шмарин 20 .08(02.09).1926–04(17).09.1935: Липецкая Фаддей Успенский 21 .12(03.01).1908–1921: Владимиро-Волынская 02 .1917–: Владикавказская, в. у.(?) 1921–1922: Житомирская 25 .12(07.01).1921–06.1927: Астраханская 27 .06(10.07).1927–27.10(09.11).1927: Пятигорская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 1905 году, после завершения строительства кафедрального собора в Нью-Йорке, туда, по инициативе святителя Тихона, была перенесена архиерейская кафедра. В том же году Святейший Синод по достоинству оценил миссионерские труды святителя – епископ Тихон был возведен в сан архиепископа, имея при этом двух викарных архиереев – Иннокентия (Пустынского), епископа Аляски (1903–1909), и Рафаила (Фававини), епископа Бруклинского (1903–1915). Последний окормлял приходы православных арабов, эмигрантов из Оттоманской Турции, и приходы на восточном побережье Америки. Но святитель Тихон трудился не ради почестей и славы – ему было важно духовное благосостояние епархии. Поэтому куда более значимой наградой для него было благословение Святейшего Синода на открытие православных духовных учебных заведений в Америке. Сразу же после получения благословения в Минеаполисе была открыта первая духовная семинария для подготовки православных священнослужителей в Америке, а также подготовительное духовное училище в Кливленде. Сам святитель Тихон объяснял насущную необходимость создания православных учебных заведений в Америке следующим образом: «Епархиальное начальство лично может приглядеться и испытать кандидатов в священство. Как местные уроженцы, таковые навсегда останутся здесь, в Америке, служить, а не будут вынуждены высчитывать «времена и лета» для своего отшествия на родину отсюда; как родившиеся и воспитавшиеся здесь, они будут знать свой народ и его нужды глубже, чем приезжающие из России и начинающие с азов свое знакомство с условиями здешнего быта, с языком и положением церковного дела здесь… Таких местных кандидатов желает сам здешний народ. Как бы ни были хороши священники из России, все же не все считают их родными… С этим приходится считаться для обеспечения успешного хода миссионерского дела» 29 . Необходимость религиозного образования была обусловлена также и острым противостоянием экспансионистским методам различных протестантских и католических миссий на Аляске. Обозревая состояние и нужды североамериканской православной миссии за 1899–1900 годы, святитель Тихон с горечью писал в одном из отчетов: «Особого внимания и забот требуют Уналашка и Кадьяк (Алеутский округ), так как в первой есть методистский приют для девочек, а близ второго, в Лесном, баптистский приют для мальчиков и девочек. В приюты эти забирают православных детей-сирот, особенно от смешанных браков, а иногда и незаконнорожденных от американцев. Когда берут детей, то говорят родителям или родным, что не будут препятствовать детям содержать православную веру; но само собой разумеется, что это простой обман… Они не позволяют посторонним, например, нашим священникам, учить приютских воспитанников православной вере, считая это вмешательством во внутреннюю жизнь приюта. Такой взгляд высказывал мне заведующий баптистским приютом, когда я летом 1899 года посетил приют его» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 213. т. 1. На вопрос же о том, насколько вправе был гр. Беллавин-Тихон ссылаться на 73-е правило Апостольское и 10-е правило Двукратного Собора, говоря о святотатстве, экспертиза твёрдо установила, что и этого права у обвиняемого не было, ибо эти каноны разумеют исключительно случаи присвоения церковных предметов, составляющих принадлежность храмов и богослужения, священниками и иными лицами для собственных потребностей. Тихон и его соучастники – церковники выступили в этом случае против Рабоче-Крестьянской власти, просто цепляясь за всякую возможность и за всякий факт политической и общественной жизни, дабы вызвать какие-либо затруднения для Республики. Последнее, впрочем, признается самими авторами этого воззвания. Л. Д. 107, т. 1; Л. Д. 109, т. 1; Л. Д. 102, Т. 1. Обвиняемый Тихон-Беллавин признал, что это воззвание могло усилить волнения верующих на почве недовольства декретом 23 февраля 1918 года [н. ст.], точно так же, как и обвиняемый Никандр Феноменов, отдававший, как он заявил на допросе, отчёт себе в том, что оно должно было вызвать волнения верующих. Л. Д. 93. 94. т. 1. Это преступное воззвание от 15(28) февраля было составлено самим Патриархом Тихоном по совету и инициативе архиепископа Московского и Коломенского Никиндра Феноменова, епископа Серафима [Чичагова] Тверского, проф. Успенского и других близких Тихону лиц, следствием не установленных. Составив черновик этого воззвания, гр. Беллавин обсуждал его с гр. Феноменовым, который предложил внести в него, в виде дополнения, извлечение из 7-й главы книги Иисуса Навина о том, что еврей Ахан, укравший часть добычи, посвящённой Богу, был всенародно побит камнями. Л. Д. 107, т. 1. Тихон, однако, эту поправку отклонил. Составленное таким образом воззвание через того же архиепископа Никандра [Феноменова] было гр. Беллавиным передано управляющему канцелярией ВЦУ обвиняемому Гурьеву с указанием размножить и вручить тем лицам, которых он, Тихон, будет к нему направлять. Л. Д. 127, т. 1. Как показал впоследствии обвиняемый Гурьев, к нему было направлено обвиняемым Беллавиным 7– 8 человек, которым он и вручал эти воззвания.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

«По долгу пастырского служения заявляю вам, – надменно обращается к Совнаркому Тихон-Беллавин, – что всякое оскорбление религиозного чувства народа... нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и отечески вещать народу: должно повиноваться более Богу, нежели человекам» ( Деян.5:29 ). Полная уверенность Тихона в своей безнаказанности в праве «поучать» Правительство, дерзкое указание, что в случае неповиновения он, Тихон, предпишет народу «более повиноваться Богу, нежели человекам», – все это показывает, до какой степени наглости дошла в этот момент церковная контрреволюция и какую силу она за собой чувствовала. Одновременно Патриарх Тихон не пренебрегал и иного рода средствами, не менее уголовного характера, хотя отнюдь далеко не такого «божественного» происхождения. По делу вскрытия мощей Сергия Радонежского, чтобы предотвратить исполнение решения Сергиевского Исполкома о водворении «мощей» в Московский музей, Тихон вошел в тайное соглашение с инспектором РКИ гр. Мольвером, посланным Совнаркомом для специального обследования положения вещей на месте по жалобе Тихона на местных товарищей, и добился представления доклада, где Мольвер отстаивал точку зрения Тихона на недопустимость переноса «мощей» и требовал признания поведения Исполкома неправильным. Преданный по постановлению Совнаркома за ложный доклад суду Московского Трибунала, Мольвер заплатил пятью годами тюрьмы за свою стачку с Тихоном. Приёмы Тихона не теряют от этого своей характерности. Наконец, последним средством, применявшимся в крайнем случае, было провоцирование народных волнений путём набатного звона и натравливание нафанатизированной толпы на агентов власти при исполнении ими своих служебных обязанностей. Процессы 1918 и 1919 гг. показали, что и тут дело происходило по строго согласованному и тщательно подготовлявшемуся плану при участии церковников. Так, обманом и ложью, фабрикацией «мощей» и затем их «очищением», официальными петициями и нелегальными организациями, возбуждающими проповедями и прямой связью с контрреволюционерами, использованием советских чиновников и организацией бунтов, переговорами с английскими и французскими капиталистами и объединением усилий с русскими белогвардейцами – всеми этими средствами пользовалась и вела борьбу церковная иерархия, предводительствуемая Тихоном в период открытой гражданской войны в 1919–1920 гг., против Советской власти, – вела последовательно и планомерно, во исполнение поставленной Поместным Собором задачи – свержения Власти Советов и восстановления порядка, наиболее любезного церковникам, – царского самодержавия.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Я убежден, что православная Россия встретит эти усилия и стремления АРА с самой полной мерой благодарности и дружественности и с готовностью и сердечностью будет помогать АРА в развитии и распространении ее границ и областей ее деятельности, особенно в местах, наиболее сильно пострадавших от голода и эпидемий, оказывая помощь не только детям, но и взрослым. Я воздерживаюсь от любых советов, поскольку в процессе своей деятельности АРА будет находить разнообразные пути для совершенствования методов осуществления собственных целей. Что касается Вашего предложения о желательности моего назначения представителем Церкви в комитете АРА, действующем в России, я уверен, что такой шаг, совершенно естественный и полезный, едва ли осуществим при существующем положении Православной Церкви в России. Я благодарю Вас и тех, кто любезно Вас уполномочил обратиться ко мне в этом вопросе, и молитвенно желаю всяческих успехов в полезной деятельности в России, которую АРА взяла на себя. Тихон, Патриарх Московский и всея России. Правильность перевода заверена, на тексте штамп: «копия послана в лондонский офис» 31 . В этом ответе Патриарх Тихон дал понять, что он не может быть представителем в комитете АРА по причинам, от него не зависящим. В действительности причина заключалась в том, что он был лишен свободы передвижений, все его контакты контролировались, он не мог покидать Троицкое подворье без специального разрешения. В результате с российской стороны представителями при миссии АРА стали не те, по чьему призыву было открыто ее русское отделение. М. Горький был в Берлине, Патриарх Тихон находился под домашним арестом. Контроль над ее деятельностью сосредоточили в своих руках подручные Л. Каменева, которые, впрочем, на первых порах держались лояльно в рамках подписанных соглашений. Поначалу Патриарха извещали о поступающих на его имя посылках и ему позволялось передавать американцам указания по их распределению. В фонде АРА сохранился целый ряд записок Патриарха Тихона (в автографах и в переводе на английский язык) с указанием о распределении посылок, а также извещений на его имя из АРА об их поступлении. В соответствии с этими указаниями американцы переправляли посылки через сеть пунктов АРА. Патриарх Тихон чаще всего делал общие указания прямо на полученных извещениях. Записки единообразны по своему содержанию: в ответ на извещение о прибытии очередной партии помощи Патриарх писал, кому эту помощь следует переслать для раздачи голодающему населению. Для нас эти записки имеют ценность не только как автографы Патриарха и следы его деятельности во время голода, но и как память о тех, кто в тот момент пришел на помощь Русской Православной Церкви. По этим запискам можно судить и о том, с кем из архиереев Святитель поддерживал в тот момент отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010