Если проанализировать архитектонику и содержание перечисленных псалмов, можно заметить, что они довольно последовательно отображают чин святых страстей – в его редакции до X века. При рассмотрении песнопений обращает на себя внимание их композиционная двойственность: тропари идут одним порядком, а седальны – другим. Последние почти в точности повторяют содержание антифонных псалмов: первые три («На вечери», «Кий тя образ», «О како Иуда») повествуют об Иуде и его предательстве, четвертый («Егда предстал еси») – о суде перед первосвященниками и Пилатом и о распятии – правда, лишь отчасти, и только пятый непосредственно относится к страстям Христовым. Чрезвычайно любопытна подборка тропарей: некоторые из них по своему содержанию забегают вперед и говорят о том, чего примыкающие к ним Евангелия не излагают. Например, в 6-м антифоне второй тропарь начинается словами «Днесь ко Кресту пригвоздиша иудеи Господа», тогда как даже в соответствии с чином, который используется сейчас, в это время положены Евангелия о взятии Христа и о суде над Ним. В антифоне 9 стоит тропарь «Даша в снедь мою желчь», а следующее Евангелие повествует еще только об осуждении Христа и т.п. Сильно варьирует и количество тропарей в отдельных антифонах: есть антифоны с двумя тропарями (без Богородичнов, например 10-й), встречаются антифоны с тремя тропарями, а на 3-й антифон положено шесть тропарей. Такие количественные противоречия объясняются поздней вставкой отдельных тропарей, поскольку некоторые из них не коррелируют с содержанием читаемых при них Евангелий. Приведенная версия находит свои подтверждения в природе анализируемых тропарей. Дело в том, что они зачастую представляют из себя подобны. Так, например, 3-й антифон связан с шестью подобными тропарями, в 4-м антифоне «Днесь Иуда притворяет» является подобным его первому тропарю, в 6-м антифоне «Днесь ко Кресту» – подобен к «Днесь бдит Иуда», в 11-м «О предательстве» и «Ниже земля яко потрясеся» – подобны «За благая» и др. В исправленном последовании святых страстей расположение тропарей обычно таково: один тропарь предпосылается псалму, остальные поются с его стихами, на слава и ныне: полагаются Богородичны. Последние отличаются многообразием: в некоторых из них на слава: даются особые Крестобогородичны, что заставляет говорить об их позднем генезисе.

http://pravoslavie.ru/34727.html

«Родиной моей был Египет. Еще при жизни родителей, когда мне было двенадцать лет; я отвергла любовь их и пришла в Александрию. Как я там вначале погубила мою девственность, как неудержимо и ненасытимо отдалась сладострастию, стыдно и вспоминать. Приличней сказать вкратце, чтобы ты знал страсть мою и сластолюбие. Около семнадцати лет, прости, прожила я, будучи как бы костром всенародного разврата, вовсе не ради корысти, говорю истинную правду. Часто, когда мне хотели давать деньги, я не брала. Так я поступала, чтобы заставить как можно больше людей добиваться меня, даром совершая угодное мне. Не подумай, что я была богата и оттого не брала денег. Жила я подаянием, часто пряжей льна, но имела ненасытное желание и неудержимую страсть валяться в грязи. Это было для меня жизнью, жизнью почитала я всяческое поругание природы. Так я жила. И вот однажды летом вижу большую толпу ливийцев и египтян, бегущих к морю. Я спросила встречного: «Куда спешат эти люди?» Он мне ответил: «Все отправляются в Иерусалим на Воздвижение Честнаго Креста, которое предстоит по обычаю через несколько дней». Сказала ему я: «Не возьмут ли и меня с собою, если я пожелаю ехать с ними?» «Никто тебе не воспрепятствует, если имеешь деньги за провоз и продовольствие». Я говорю ему: «По правде, нет у меня ни денег, ни продовольствия. Но поеду и я, взойдя на один из кораблей. А кормить они меня будут, хотят того или нет. Есть у меня тело, возьмут его вместо платы за провоз». «А ехать мне захотелось для того – прости мне авва, – чтобы иметь побольше любовников для утоления моей страсти. Говорила я тебе, авва Зосима, чтобы ты не принуждал меня рассказывать о своем позоре. Боюсь я, видит Бог , что оскверню и тебя и воздух моими словами». Зосима, орошая землю слезами, отвечал ей: – «Говори, ради Бога, мать моя, говори и не прерывай нити столь назидательного повествования». Она же, продолжая свой рассказ, сказала: – «Юноша тот, услышав безстыдные мои слова, рассмеялся и ушел. Я же, бросив прялку, которую в то время носила с собой, бегу к морю, куда, вижу, бегут все. И, увидя юношей, стоящих на берегу, числом десять или больше, полных сил и ловких в движениях, я нашла их пригодными для своей цели (казалось, одни поджидали еще путешественников, другие же взошли на корабль). Бесстыдно, как всегда, я вмешалась в их толпу».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

18 . Какую радость и какое отрадное чувство не превзойдет оное вещание Ангела, бывшее к Блаженной Деве, сущей Матери радости? – Радуйся, о, Родоначальнице пренебесной радости! Радуйся, о, Мати высочайшей радости! Радуйся, Основоположнице ( μητρπολις) спасительной радости! Радуйся, Виновнице безсмертной радости! Радуйся, неизреченной радости таинственной Пристанище! Радуйся, несказанныя радости достоудивляемая Ниво! Радуйся, неизсекаемыя радости всеблаженный Источниче! Радуйся, вечной радости богоносное Сокровище! Радуйся, живоносной радости благоцветущее Насаждение! Радуйся, неневестная Божия Мати! Радуйся, Дево, по рождестве пребывшая нетленная! Радуйся, из всего чудеснаго наичудеснейшее Зрелище! Кто возможет выразить Твою лучезарность? Кто возьмет на себя возвестить Твою чудесность? Кто возъимеет дерзновение поведать Твое величие? – Ты украсила человеческое естество; Ты превзошла Ангельские чины; Ты затмила сияние Архангелов; первенствующее место Престолов Ты явила на втором месте; возвышенное место Господствий Ты показала уступающим Твоей высоте; превосходство Начал Ты опередила; могущество Властей Ты явила уступающим Тебе; силу Сил Ты пересилила большей силой; многоочитых Херувимов Ты превзошла Своими земными очами; шестокрылость Серафимов Ты превысила Своими богодвижными крылами души; и Ты возвысилась выше всей твари, как сияющая чистотою паче всей твари и приявшая Творца всей твари, и чревоносившая Его и родившая Его, и из всей бывшей твари ставшая Матерью Божией. 19 . Поэтому я вещаю Тебе: Радуйся Благодатная, поскольку паче всей твари Ты стала благодатной и поскольку я сознаю и ведаю причину для такой радости и благодати в Тебе; посему, взывая и вещая, я приношу Тебе: Господь с Тобою. Господь, Который, как Творец, господствует над всей тварью; с Тобою же – как Содержащийся в недрах Твоих и чревоносимый в неизреченном Твоем чревоношении. Господь с Тобою: Рожденный в вечности от Отца и вместе с Отцем всегда зримый; с Тобою же – ныне в зачатии Его Тобою и чудесным образом ставший от Тебя плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

А между тем, извергнутое из Полноты детище Софии, Ахамот, безформенное и безвидное, томилось в полном мраке и неведении. Христос сжалился над ним и, снизойдя, собственноручною силою вложил в него некоторый внутренний образ Полноты, как бы некую полусознательную идею, так чтобы изгнанник мог чувствовать и скорбь разлуки, а вместе с тем и светлое предчувствие вечной жизни. Христос, сделав это, возвратился в Полноту. Весь же мир – это отражание состояния этого женскаго детища Софии, Ахамота. Вся влажная стихия в нашем мире – это слезы Ахамоты, плачущей по Нем; ея скорбь и печаль застыла и отвердела в твердой природе мира; из ея страха возникли сатана и демоны; из ея обращения и стремления к утраченному произошли Димиург (космический ум) и прочия душевныя существа. Она породила свое высшее порождение – духовное начало в нашем мире, семя будущих духовных людей, пневматиков или гностиков. И она же подвигла Димиурга к созданию мира. В конце создания мира, Димиургь создал свое наилучшее творение – человека, в котораго вложены три начала: материальное, душевное, полученное от Димиурга, и духовное, вложенное Софией-Ахамот. Эти три начала не осуществляются равномерно всем потомством перваго человека. В одних людях реализуется только материальное начало – это люди плотские, роковым образом предопределенные ко злу и гибели; в других осуществляется среднее – психическое начало – это люди душевные, способные и ко злу и к добру по собственному выбору; в случае предпочтения ими добра они спасаются верою и делами, но никогда не могут достигнуть высшаго совершенства и блаженства, какия предназначены для людей третьяго разряда, по существу духовных. Им нет нужды в вере, потому что они обладают совершенным знанием (гносис), ни в добрых делах они не нуждаются, потому что они выше этого в силу своего духовнаго семени, которое заложено в них. Цель пришествия Спасителя на землю была именно в том, чтобы собрать этих людей, обладающих высшим знанием. Он пришел в теле, но только это тело было призрачным, фантастическим, потому что тело – материальнаго характера, а Христос, как высший эон, ничего материальнаго в Себе не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Бог – с Тобою; – кто же дерзнет соревноваться с Тобою? Бог – от Тебя; кто же сразу не уступит и еще больше, радуясь, не предоставит Тебе первое место и превосходство? Поэтому, видя Твое преимущество над всеми созданиями, я возвещаю Тебе величайшия вещи. Радуйся Благодатная, Господь с Тобою. Потому что от Тебя проистекает радость не только для людей, но даруется она также и Небесным Силам. 22 . По-истине, Благословенна Ты в женах: потому что Ты обратила в благословение то проклятие, которое заслужила Ева; потому что Ты сделала то, что Адам, подвергнувшийся проклятию, ныне, благодаря Тебе, получил благословение. По-истине, Благословенна Ты в женах: потому что, благодаря Тебе, на всех людей простерлось благословение Отчее и освободило их от древняго проклятия. По-истине, Благословенная Ты в женах: потому что, благодаря Тебе, спасаются Твои Прародители: ибо Ты родишь Спасителя, соделывающаго им божественное спасение. Воистину, Благословенна Ты в женах: потому что Ты безсеменно произрастила Плод, дарующий благословение всей земле и освобождающий ее от проклятия произрастать тернии. Воистину, Благословенна Ты в женах: потому что, будучи естеством женщиной, Ты станешь самой Богородицей . Ибо, если Имеющий родиться от Тебя, является по-истине воплотившимся Богом, то и Ты справедливым образом речешься Богородицей, как по-истине родившая Бога. 23 . Но Блаженная и боговдохновенная Дева, видя божественнаго Ангела, таким образом к Ней пришедшаго и с такими словами обращающагося к Ней, смутилась в Своей святой душе, и стала внимательно обдумывать в Себе и искать ответа: что обозначают реченныя Ей слова Ангела? Потому что Она удивилась и поразилась тому, как Ангел Ее приветствовал. Потому что говорится (в Евангелии): Она же видевши смутися о словеси его, и помышляше, каково будет целование сие. Она была, да, была полна и человеческой мудрости и ничего из реченнаго Ей не оставила без того, чтобы подвергнуть изследованию. Потому что Она страшилась и боялась, зная об обольщении, которому некогда подверглась Ева , опасаясь дабы и Ее, как и ту, не прельстил опять обольстительный змий; и посему все Она благоразумно подвергла испытанию, дабы не случилось, чтобы беседа змия и Ее не отстранила от божественнаго света.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

без того, чтобы Божественное естество поглотило в Нем человеческое естество; или же, наоборот, человеческое естество поглотило Божественное, как это учат нечестивые несториане и монофизиты) 35 , потому что Бог, сущий всемогущий Создатель естества, по Своей природе – выше сего; ибо Он определил границы для вас, а не – для Себя. Итак, как я сказал прежде, Ты родишь присносущнаго Сына Божияго, Который есть Слово Родителя, – и родишь Его не безплотнаго, но состоящаго из плоти и крови, имеющаго разумную и невидимую душу и все то, чем своим существом является человек; Который в Тебя, Непорочную, »яко дождь на руно снисходя« ( Пс. 71, 6 ) и приемля плоть от Твоих девственных кровей, душу же сотворяя Сам, как Ему угодно, соединив сие и сочетав в Себе по-ипостаси в не разсекаемую ипостась единаго Сына, родится от Тебя чудеснымь образом, сохраняя Тебя, Свою Родительницу, девой и соделывая Тебя неискусомужной Богородицей. Родишь же, когда исполнится срок чревоношения, потому что желает Человеколюбец, желает и в этом быть подобен людям, чтобы стать человеком во всех отношениях; при этом не переставая быть Богом и не становясь причастным человеческой греховности. Итак, уже не приводи мне человеческое суждение: Како будет сие, идеже мужа не знаю? 37 . Со Своей стороны, Пречистая Дева, имея неустрашимое дерзновение, отвечает Ангелу безбоязненными устами: Услышь, о, Возвестителю Моего чудеснаго зачатия и Моего девственнаго чревоношения и рождения: как Мне не дивиться твоим словам? как Мне не изумляться твоим речам? – Потому что ты говоришь Мне вещи, которыя превосходят естество; то, что до сих пор никогда не происходило среди людей. Я ведаю, что все, что Бог ни пожелал бы, Он силен исполнить это. Но то, что ты желаешь возвестить Мне в словах твоего благовещания, этого до сегодняшняго дня не случилось. Да, часто женщины, страдающия безплодием и уподобляемыя посему безплодным камням, затем, по воле Божией, родили чад. Дева же, имеющая нетленную непорочность и чистая от брака с мужчиною, до сегодняшнаго дня не рождала.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Если Бог так желает, то кто же может противостоять повелениям Божиим? Да, действительно, все женщины становятся матерями, сначала сойдясь с мужчинами. Ты же, сохраняясь и пребывая девой, станешь Матерью, на основании Божией воли. Иное Бог ново-сотворит зачатие в отношении Тебя; иное Бог явит рождение 34 в отно-шении Тебя. Потому что для Него отнюдь нет ничего не возможнаго сделать из того, что Он пожелал бы сделать; самое желание Его немедленно же становится делом, потому что никакая из тварей не может воспрепятствовать Ему, которой Он является всемогущим Творцом. Как бы это могло быть, что Бог, Который все может сделать, не был бы силен и Тебя, о, Дево, сделать матерью? Разве лишь только законам и определениям и установлениям, которые в начале Он установил, и Сам Он подчиняется и находится в рабской покорности в отношении тех законов, которыми было угодно Ему чтобы управлялась жизнь людей. Но такое мнение не годится; не благочестиво – такое разрешение вопроса; не достойно Бога – такое суждение: Бога делать рабом, подчиненным Своим же законам; Бога подчинять тем установлениям, которым он желал чтобы покорялись люди. Я радуюсь, созерцая Твою бдительную осторожность; радуюсь, замечая Твою незыблемость; радуюсь, видя Твое благоразумие, хотя Ты и возражаешь на мои слова. Потому что я сужу это не за их слова неверия, и не противоречие (возражение) вижу в Твоих высказываниях, но – мудрое и разумное изследование и испытание предмета и благоразумие. 36 . Итак, зачнеши во чреве, какь я сказал; а лучше сказать: как я вижу: и уже зачала, – почему я и приветствовал Тебя словом: Радуйся, и призвал Тебя к радости; и родиши Сына, Который Тебя создал, когда Тебя еще не было, как и всю тварь сотворил прежде Тебя. Потому что Словом Божиимь вся быша ( Иоан. 1, 13 ); и Слово Божие и Бога Ты, о, Дево, родишь, не как чуждаго человеческому естеству, каким Он в вечности родился от Отца, но – как ставшаго плоть и человек без изменения (Своего Божественнаго естества) и смешения (Божественнаго естества с воспринятым Им человеческим естеством), без превращения и плотскаго смешения (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Бог находится посреди нас, и мы, совлачившись ветхого человека и, насколько это возможно, подражая Ему, соделаемся божественными. Возвышенный стал земным, и мы также возвысим горе (на высоту) намерения нашего ума и душевные желания, и потщимся сделать нас способными к восприятию божественных даров. Бог явно лежит в яслях, и нам, которые изнываем от голода, и подобно вьючным животным, можно сказать, отнюдь не руководствуемся здравым смыслом, Он Самого Себя, по Своей воле, предлагает в пищу. И когда эта благоприятная 1 пища, как бы божественная трапеза, по любви Божией предоставлена совершенно не заслужившим ее, то есть ли кто, кто не насладится ее Божественностию? Я же скажу: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение». Я ликую и, подобно пастырям, полон радости, когда слышу эти, по-истине, божественные слова; и к яслям, которые прияли Бога, жажду притечь, как и в небесную оную пещеру (где произошло Рождество Христово) стремясь всем пылом моей души проникнуть, желаю непосредственно увидеть Тайну, которая в ней совершилась, и оную ангельскую песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение», – во славу и честь только что Родившегося Христа, всею душею хочу заимствовать. Но и божественных волхвов я также почитаю и величаю, и еще больше удивляюсь их путешествию, которое, по Божиему благоволению и Свыше наставленные, оные мужи совершая, пришли в небесный Вифлеем. И они прибыли туда, отнюдь не устрашаясь бешенства Ирода и меча душегубца детей, получив для своего удобства звезду, предъуказующую им путь своим светом и устроенную для того, чтобы служить им вожаком, до такой степени возвышенным и, конечно, небесным, для их оного возвышенного и небесного пути. О, я хотел бы быть их спутником и желал бы с моей стороны принести некие дары родившемуся Богу; и хотя теперь Он не потребует от преданных Ему людей золота или ливана или смирны (потому что это, как и иные вещи, необходимые для употребления в жизни, Он Сам, как Создатель и Господь всех, скорее имеет обыкновение давать нуждающимся, чем от кого-либо требовать) 2 . Вместо же золота, Он требует от нас искренность (чистоту) веры. Вместо смирны, Он настоятельно просит непорочную безупречность души и тела: с одной стороны, – чистоту в исповедании догматов; а с другой стороны, – православного смысла и разумения предметов веры. Вместо же ливана (ладана), Он требует от нас благоухание добрых дел. Не по той причине (Он требует от нас всего этого), чтобы Сам Он от этого обогатился, а для того, чтобы, благодаря этому, нас сделать богатыми. Потому что существует ли что из вещей до такой степени возвышенных и небесных, или благодеяний, до такой степени замечательных, чего сокровищницей и источником и безмерной пучиной был бы (кто-нибудь иной, а) не Бог ? И не только Он единый является их началом и причиной, но также и великодушным и щедрым – если имеются на лицо нуждающиеся – дарователем их.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

е. Иерусалимскими святынями); но ни самые ясли, ни пещеру оную, возвышенную и небесную, нам отнюдь не допускается видеть, как недостойным взирания на них. Действительно, мы теперь подражаем начальнику нашего человеческого рода и праотцу, Адаму, который несчастным образом был лишен жительства в раю. Потому что, по причине нечестивых грехов и падений, которые мы с дурным и превратным расположением ума многократно совершаем, такия же тяжелые обстоятельства терпим, как некогда и он, а, можно сказать, и еще гораздо более тяжкия обстоятельства, чем он. Потому что, как он, лишившись райских наслаждений и став изгнанником, быв изгнан оттуда, по тягчайшему и неотменяемому приговору Божию, однако имел перед очами своими райский сад (потому что он обитал напротив него) 4 , хотя вернуться в него не мог (потому что Бог , как установил огненный вращающийся меч, не допускавший входа в это место, и самого его – по причине сделанного им греха вероломства – лишил сего желаннейшего блага, так и определил Он, чтобы он имел его перед глазами) 5 ; так и мы сегодня терпим подобное же: потому что в то время, как город Вифлеем, приявший Бога, находится в нашем соседстве, однако, нам не допускается пойти туда, и не по той причине, что мы видим оный пылающий и вращающийся меч, не допускавший вход в рай, но потому, что мы страшимся свирепого и подлинно-варварского и по-истине исполненного всякой жестокости меча Сарацин. Потому что этот грозный меч, метая молнии и дыша убийством и угрозой, делает для нас недоступным блаженное оное видение, и принуждает нас без дальнейшего продвижения оставаться дома. Но пусть кинжал Агарян теперь мечет молнии, подобно тому мечу, который некогда охранял райския врата, однако, если мы пожелаем, т. е. – если обратившись, мы – путем старания в делах и в добром душевном устроении, как это было прежде, – взыщем Бога, ради нас родившегося (днесь во плоти), то и этот меч скоро будет отстранен и не будет нам делать препятствия 6 . Если, говорю, мы, путем покаяния, угасим пламень грехов, и Бога, величайшего, благого, ради нас и по нашему образу родившегося, благоговейно будем почитать и прекратим делать дела, ненавистные Ему, то Он легко прекратит гневаться на нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Однако, мы получили этот дар усыновления не в том смысле, что мы приобрели Божественное естество, а – по благодати мы стали чадами Божиими. И будучи вечным и бесстрастным и бессмертным, не облекся ли Он в нашу испытывающую страдание и смертную плоть, дабы нас освободить от гибели и всякой необходимости терпеть страдания, и от уз смерти и многообразных цепей, которые спутывали нас, освободить и восстановить? И все это разве Он не даровал, и божественным образом не исполнил ли и совершил? – Конечно, да. Потому что Бог не может не достичь поставленной Им цели. Потому что как возможно было бы подумать, что Бог Свое желание оставит не исполненным? Или нашелся бы некто, кто всемогущей и действенной Его воле мог бы, усиленно борясь с ней, противопоставить свою волю? Сего великого Бога, братие, мы совершаем сегодня праздничный день, хотя и делаем это с большой скорбию: потому что то место, где Бог Слово и Господь явился во время Своего несказанного Рождества, мы имеем вблизи нас, и однако, не можем отправиться туда. Конечно, с нами произошло то, что приключилось и божественному Моисею. – Потому что он, поднявшись на высокую гору, глазами своими обозрел Обетованную Землю и жаждал вступить в нее; но за то, что перед тем, как он имел ударом своего жезла вывести поток воды из камня, он не благословил Бога, то ему отнюдь не было разрешено войти туда 13 . И он, вот, таким образом лишившись весьма желанной земли и истощенный печалию оттуда отошел к Богу. А мы, которые терпим (или: испытываем) нечто не непохожее сему, что будем делать? – Потому что, хотя мы и испытываем радость относительно небесных даров, и веселимся и благочестиво наслаждаемся праздником, и как бы черпаем непрестанную радость, но и скорбим и не мало волнуемся, видя, что нам не допущено видеть вблизи самое место, и совершить праздничное собрание там, где воссиял истинный Свет, где процвела истинная Жизнь, где, наконец, Источник всех народов и благодатей (милостей), явившись в доступной для нашего зрения форме, всех, которые с верою и благочестием взирают на Него, просвещает и восстанавливает и изобильно насыщает небесной радостию; и такое богатство уделяет им, какое и не иссякает и не убавляется; и делает так, чтобы не без чувства радости и наслаждения они воспевали вместе с Ангелами, пастырьми и волхвами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010