Потому что Онъ какъ одно и тоже имеетъ съ Отцомъ и Духомъ, такъ и существо неограничное и естество непостижимое; Онъ никакимъ образомъ не (можетъ быть) описуемъ, и не переменяетъ места подобно намъ, по естеству можетъ производить божественныя и вошелъ въ неискусобрачную, украшенную чистотою девства, утробу святыя, преславныя, и богомудрыя, и чистыя отъ всякой скверны по телу и по душе и по мысли, воплощается безплотный, и принимаетъ нашъ образъ, будучи по божественному существу, чтó касается образа и вида, не имеющимъ образа, и подобно намъ воплощается безплотный, и делается истиннымъ человекомъ Тотъ, кто познается какъ вечный Богъ. И въ недрахъ вечнаго Отца является носимымъ въ материнской утробе, и неограниченный временемъ принимаетъ временное начало. Не воображаемо Онъ соделался всемъ этимъ, какъ это кажется безумнымъ манихеямъ и но истинно и на самомъ деле отказался (κενσας) отъ отеческой и собственной воли и воспринялъ весь составъ (φραμα) нашъ, то есть, единосущную намъ плоть и разумную душу, однородную нашимъ душамъ, и умъ, совершенно одинаковый съ нашимъ умомъ. Потому что это есть человекъ и познается (какъ человекъ). И Онъ соделался по–истине человекомъ со времени этого высочайшаго отъ пресвятой Девы. Онъ благоволилъ быть и называться человекомъ, чтобы подобнымъ было очищено подобное, и однороднымъ спасено однородное, и сроднымъ прославлено сродное. Поэтому Дева избирается святая, освящается и тело и душа ея, и такимъ образомъ она служитъ Творца, какъ чистая, невинная и непорочная. Итакъ Богъ Слово воплощается, какъ свойственно намъ, не чрезъ съ прежде созданной или чрезъ съ прежде образованнымъ и самостоятельно существовавшимъ до того времени теломъ, или чрезъ съ прежде существовавшею душею; напротивъ они тогда только получили свое когда съ ними соединился самъ Богъ Слово; естественно, что они соединились одновременно съ началомъ своего и сами по себе до истиннейшаго къ нимъ Слова никогда не существовали, но имеютъ совпадающее (по началу) съ естественнымъ Слова; ни на ока ихъ не предшествовало Его, какъ это шумно выражаетъ (βμβει) Павелъ и (Плоть Христа) вместе (соделалась) и (просто) и вместе Бога Слова; вместе (просто) одушевленною разумною вместе также и одушевленною разумною Бога Слова.

http://predanie.ru/book/68036-tvoreniya/

19. Поэтому я вещаю Тебе: Радуйся Благодатная, поелику паче всей твари Ты стала благодатной и поелику я сознаю и ведаю причину для такой радости и благодати въ Тебе; посему, взывая и вещая, я приношу Тебе: Господь съ Тобою. Господь, Который, какъ Творецъ, господствуетъ надъ всей тварью; съ Тобою же — какъ въ недрахъ Твоихъ и чревоносимый въ неизреченномъ Твоемъ Господь съ Тобою: Рожденный въ вечности отъ Отца и вместе съ Отцемъ всегда зримый; съ Тобою же — ныне въ Его Тобою и чудеснымъ образомъ отъ Тебя плоть. Господь съ Тобою: сначала первое въ вечности; а второе ныне отъ Тебя. Господь съ Тобою: вместе съ Отцемъ надъ всею тварью; отъ Тебя же въ образъ раба и человеческое естество отъ рабства (греху и Потому что ради того, чтобы раба явить по благодати господиномъ, Господь становится рабомъ. Господь съ Тобою: прежде, по–истине, вне всякой твари; а ныне зрится вместе съ Тобою, сотворенной, и посредствомъ Тебя становится въ числе твари: потому что Несотворенный создается въ Тебе, и отъ Тебя, какъ сотворенный, приходитъ Создатель. Я вижу, что въ Тебе Несотворенный создается какъ тварь, и созерцаю, что Безплотный сталъ плоть. меня къ Тебе, о, Дево, на небе былъ Безплотный и Безтелесный; здесь я вижу, что Онъ становится плоть и тело. На небе — Несотворенный и отделенный отъ всякой твари  ; здесь же я обретаю, что Онъ въ Тебе, Деве, становится неизменно  и тварью. На небе я Его виделъ Богомъ отнюдь не причастнымъ человеческому естеству (потому что какъ бы можно было видеть человеческое естество на небе? — Пусть Оригены опять не болтаютъ; пусть Дидимы снова не безумствуютъ; пусть не беснуются, разсказывая пустыя сказки и заодно съ отвратительными Еллинами выдумывая душъ)  ; здесь же я Его вижу неизменно становящимся человекомъ, и чудо созерцаю въ чуде: что Онъ есть и Богъ неизменный и Человекъ есть необъяснимый: сугубый по естеству, но не сугубый по–постаси: имея одно и то же Лицо, познаваемый же въ двухъ природахъ; ни, по причине сущихъ въ Немъ двухъ естествъ, разделяемый; ни, по причине того, что обе постаси, изъ которыхъ Онъ состоитъ (Божеской и человеческой), составляютъ одну и ту же, единую и нераздельную постасть, оныхъ естествъ; ни къ числу Лицъ Небесной Троицы, начальствующей надъ всемъ, число въ Ней Лицъ; и, обретаю, что Онъ — и человекъ среди людей и въ то же время — Богъ; и я удивляюсь чуда.

http://predanie.ru/book/68036-tvoreniya/

Кроме этихъ великихъ и вселенскихъ и всесвященныхъ четырехъ равночестныхъ святыхъ и блаженныхъ отцовъ, принимаю еще и другой, сверхъ этихъ и после этихъ пятый святый и соборъ, также въ этомъ царствующемъ городе во время скиптромъ римской а также (принимаю) и все его. Онъ былъ собранъ для знаменитаго собора халкидонскаго. Онъ уничтожаетъ и исторгаетъ въ погибель прежде всего безумнаго Оригена и все его напыщенныя бредни, а также и вымыслы, полныя всякаго рода; вместе съ нимъ и и Дидима и все и чудовищныя и совершенно баснословныя За ними исторгаетъ феодора мопсуестскаго, бывшаго учителемъ богопротивнаго и какъ нечестивый плевелъ вырываетъ его вместе съ нечестивыми его вымыслами. Онъ также (уничтожаетъ) злые и нечестиво составленные вымыслы феодорита противъ поборника Кирилла и все, чтó онъ говорилъ противъ двенадцати главъ этого божественнаго Кирилла въ его, также перваго святаго ефесскаго собора и православной нашей веры, пользуясь покровительствомъ нечестиваго Причастнымъ этого делаетъ и то, чтó было написано въ защиту к феодора. Вместе съ этимъ исторгаетъ съ корнемъ и такъ называемое Ивы, написанное къ Маре Персу, какъ не только противное правымъ догматамъ, но и наполненное всякимъ Итакъ эти священные и и четыре собора съ принимаю и одинаково уважаю. Кроме ихъ почитаю, прославляю и уважаю и этотъ пятый соборъ. И охотно принимаю все, чтó содержится въ ихъ и въ ихъ анафемахъ, направленныхъ противъ еретиковъ, и въ ихъ Поэтому охотно одобряю и принимаю техъ, кого они принимали и охотно одобряли, а также анафематствую и отвергаю техъ, кого они анафематствовали и отвергали и почитали изверженными изъ вселенской и святой Церкви нашей. Следуя этимъ святымъ и блаженнымъ пяти соборамъ, я признаю одно и единственное веры, а также и признаю одно и одинъ символъ, провозгашенный по Святаго Духа всемудрымъ и блажениымъ божественнымъ въ Никее 318–ти богоносныхъ отцовъ. Его подтвердило и бывшее въ Константинополе 150–ти богодухновенныхъ отцовъ, и утвердилъ первый соборъ, изъ 200 божественныхъ отцовъ, а также приняло и подтвердило и бывшее въ Халкидоне 630–ти святейшихъ отцовъ и вызсказало ясное сохранить его неизменнымъ, невредимымъ и незыблемымъ.

http://predanie.ru/book/68036-tvoreniya/

Воспоемъ Господу песнь нову, поелику Онъ совершилъ чудеса и посредствомъ Христа не только все чудесно обновилъ, но возвратилъ Себе потерянное старое. О семъ и пророкъ говоритъ: спасе его десница его и мышца святая его (Псал. 97, 2). И кто это — десница Бога Отца и мышца святая Его, какъ не Сынъ, чрезъ Котораго все, Которымъ Онъ создалъ то, чего прежде не было, и все привелъ изъ въ Чрезъ Него и мы сохранены, освобождены отъ прежней нашей ветхости, вновь и сделались новымъ (1 Кор. 5, 7). По истине сказа Господь свое: предъ языки откры правду свою (Псал. 97, 2). И праведный Симеонъ возгласилъ подобное сему, какъ бы такъ говоря: «Совершилось пророчество, исполнилось просвещено то, что заблуждалось, покрыто славою то, что было безславно; и я (поелику и во мне Светъ — Христосъ) освободился отъ старости, явился обновленнымъ, увидевъ Твой, Господи, истинный светъ и старческими очами узревъ славу Твою, и юношескую силу, поелику Христосъ сделался светомъ для народовъ и Своею удивительною славою создалъ новаго Израиля, даровалъ ему славу неувядаемую и светъ не П рестарелый Симеонъ, увидевъ Господне и взявши Оное на руки, после того какъ произнесъ слова обратился къ Деве, родившей во плоти это и сказалъ: се лежитъ сей на и на многимъ во Израили (Лук. 2, 34), то–есть, — на рабовъ буквы и на сыновъ благодати, на доселе чтущихъ законъ и на любящихъ новый законъ, на хвалящихся плотскимъ отъ Авраама и на сделавшихся сынами Авраама по вере, на мудрствующихъ о тленномъ и земномъ и на стремящихся къ возвышенному и небесному. Ибо первый Адамъ, созданный изъ земли, былъ тлененъ и имелъ къ земному. Сей же второй Адамъ явился къ намъ съ неба и щедро даровалъ къ небесному всемъ, приветствовавшимъ это Его отвергшимъ прежнее свое и возжелавшимъ Елицы его, даде имъ область чадомъ быти, верующимъ во имя его, иже не отъ крове, ни отъ похоти ни отъ похоти но отъ Бога родишася 1, 12–13). И тебе же самой душу пройдетъ говорилъ далее Симеонъ Матери Деве: яко да открыются отъ многихъ сердецъ (Лук. 2, 35), то–есть: душу твою, пораженную и страхомъ, какъ бы пронзитъ мечъ, когда ты увидишь Его добровольно пригвожденнымъ ко кресту и висящимъ среди разбойниковъ, дабы умертвить смерть, коею умерщвлены были мы, даровать намъ жизнь и освободить человека отъ узъ греха, коими его издревле связалъ Ибо, какъ Богъ, Который по природе не можетъ ни умирать, ни страдать былъ распятъ на кресте? Какъ Тотъ, Который окруженъ постояннымъ ангеловъ, оказался среди разбойниковъ? Какъ Тотъ, Кто даетъ пищу всемъ алчущимъ и жаждущимъ, желчь и оцетъ? Какимъ образомъ Сама Жизнь, дарующая жизнь всемъ любящимъ ее, принимаетъ смерть, а потомъ и Ты, Дева, будешь поражена, видя это, и твою душу пройдетъ Но ты не останешься въ такомъ и мечъ весьма скоро будетъ исторгнутъ изъ души твоей.

http://predanie.ru/book/68036-tvoreniya/

35. Я знаю, что никогда дева, о, Дево, не родила, но Ты родишь какъ дева и пребудешь девой. Мне известно, что безъ съ мужчиной женщина никогда не рождала, но Ты родишь, поелику такъ определилъ Богъ. Не само себя создало человеческое естество, такъ чтобы и диктовать свои законы. Богъ, его и законы, можетъ также, когда пожелаетъ, изменить законы естества, которые создавая, Самъ онъ определилъ. Если Богъ такъ желаетъ, то кто же можетъ противостоять Да, действительно, все женщины становятся матерями, сначала сойдясь съ мужчинами. Ты же, сохраняясь и пребывая девой, станешь Матерью, на воли. Иное Богъ ново–сотворитъ въ Тебя; иное Богъ явитъ въ Тебя. Потому что для Него отнюдь нетъ ничего не возможнаго сделать изъ того, что Онъ пожелалъ бы сделать; самое Его немедленно же становится деломъ, потому что никакая изъ тварей не можетъ воспрепятствовать Ему, которой Онъ является всемогущимъ Творцомъ. Какъ бы это могло быть, что Богъ, Который все можетъ сделать, не былъ бы силенъ и Тебя, о, Дево, сделать матерью? Разве лишь только законамъ и и которые въ начале Онъ установилъ, и Самъ Онъ подчиняется и находится въ рабской покорности въ техъ законовъ, которыми было угодно Ему чтобы управлялась жизнь людей. Но такое не годится; не благочестиво — такое вопроса; не достойно Бога — такое Бога делать рабомъ, подчиненнымъ Своимъ же законамъ; Бога подчинять темъ которымъ онъ желалъ чтобы покорялись люди. Я радуюсь, созерцая Твою бдительную осторожность; радуюсь, замечая Твою незыблемость; радуюсь, видя Твое хотя Ты и возражаешь на мои слова. Потому что я сужу это не за ихъ слова и не вижу въ Твоихъ bыckaзыbahiяxъ, но — мудрое и разумное и предмета и 36. Итакъ, зачнеши во чреве, какь я сказалъ; а лучше сказать: какъ я вижу: и уже зачала, — почему я и приветствовалъ Тебя словомъ: Радуйся, и призвалъ Тебя къ радости; и родиши Сына, Который Тебя создалъ, когда Тебя еще не было, какъ и всю тварь сотворилъ прежде Тебя. Потому что Словомъ вся быша 1, 13); и Слово и Бога Ты, о, Дево, родишь, не какъ чуждаго человеческому естеству, какимъ Онъ въ вечности родился отъ Отца, но — какъ ставшаго плоть и человекъ безъ (Своего Божественнаго естества) и (Божественнаго естества съ воспринятымъ Имъ человеческимъ естествомъ), безъ и плотскаго (т. е. безъ того, чтобы Божественное естество поглотило въ Немъ человеческое естество; или же, наоборотъ, человеческое естество поглотило Божественное, какъ это учатъ нечестивые и монофизиты)  , потому что Богъ, Создатель естества, по Своей природе — выше сего; ибо Онъ определилъ границы для васъ, а не — для Себя.

http://predanie.ru/book/68036-tvoreniya/

39. Возвеститель сихъ Благихъ Архангелъ, услышавъ это изъ устъ Имеющей быть по–истине Богородицей, удивившись Ея ответу и Ея отвечаетъ Ей: «Да, въ высшей степени прекрасно и мудро, о, Богоматерь Дево, Ты по–мянула, какъ въ древности были жены, сначала безплодными, а затемъ матерями чадъ и некимъ образомъ превзошли свое естество, когда Богъ умилосердился надъ ними и пожалелъ ихъ, будучи Владыкой и Творцемъ и Создателемъ естества. Потому что тамъ, где Богъ одобритъ, законы естества уступаютъ. Итакъ, они, по победили въ себе недостатки своего естества и, отстранивъ ихъ, принесли плодъ чрева. Такъ и Ты, — происшедшая отъ неплодной Анны и победившая естество Твоей родительницы, — будучи чистой Девой и Девой оставаясь и чудеснымъ образомъ, безъ семени и безъ какого–либо посторонняго родишь Сына: потому что Самъ Онъ, родиться отъ Тебя, побуждаетъ Тебя къ сему. Потому что Самъ Онъ является также и Господомъ естества, будучи Творцемъ его и Промыслителемъ. Потому что подобало Ему и долженствовало, по ставшему Человекомъ ради всехъ людей, сделать такъ, чтобы Его произошло только отъ Девы, вне брачныхъ и плотского соделавъ отъ Тебя славное и спасительное 40. Если же то (какъ Ты говоришь), что чистая и непорочная Дева до сегодняшняго дня не рождала и не было известно того, чтобы когда–либо существовала матерь чада зачатаго безъ семени, и это вызываетъ у Тебя неуверенность и Ты желаешь узнать: случилось ли когда–нибудь, чтобы дева родила, — то и я, с моей стороны, вопрошаю Тебя и ищу отъ Тебя ответа: случилось ли когда–нибудь прежде, что Богъ вочеловечился? или когда–либо Богъ соблаговолилъ воплотиться? или когда–либо Богъ сталъ человекомъ? или когда–либо Богъ былъ зачатъ безъ семени? или когда–либо Богъ чревоносимъ? или когда–либо Богъ имелъ во плоти отъ женщины? или когда–либо Богъ былъ воскормленъ женской грудью? или когда–либо Богъ плакалъ, какъ свойственно плакать младенцамъ? или когда–либо Богъ прибавлялъ въ возрасте? или когда–либо Богъ жилъ вместе съ вами  , людьми? или когда–либо Богъ умеръ за людей? или когда–либо Богъ быль распятъ на кресте? или когда–либо Богъ былъ пронзенъ копьемъ въ ребра? или когда–либо Богъ тридневное или когда–либо было видно, чтобы Богъ перенесъ все эти дабы человека освободить отъ всехъ и остановить смерти и и Свой образъ, человека, возстановить нетленнымъ и безсмертнымъ? Итакъ, если всего этого, о, Дево, никогда не происходило прежде, сохранено же было для настоящаго времени и было возвещено свыше, какъ должное, при помощи Тебя, придти въ то какая же иная дева могла бы быть раньше Тебя, что Ты ищешь получить отъ меня и Твоего девственнаго Нетъ, о, Дево, никогда дева не рождала, никогда; но и после Тебя никакая иная дева не стала, и после Тебя никакая дева, о, Дево, не станетъ единою Матерью.

http://predanie.ru/book/68036-tvoreniya/

Я говорю ему: — «По правде, нетъ у меня ни денегъ, ни Но поеду и я, взойдя на одинъ изъ кораблей. А кормить они меня будутъ, хотятъ того или нетъ. Есть у меня тело, возьмутъ его вместо платы за провозъ». — «А ехать мне захотелось для того — прости мне авва, — чтобы иметь побольше любовниковъ для моей страсти. Говорила я тебе, авва Зосима, чтобы ты не принуждалъ меня разсказывать о своемъ позоре. Боюсь я, видитъ Богъ, что оскверню и тебя и воздухъ моими словами». Зосима, орошая землю слезами, отвечалъ ей: — «Говори, ради Бога, мать моя, говори и не прерывай нити столь назидательнаго Она же, продолжая свой разсказъ, сказала: — «Юноша тотъ, услышавъ безстыдныя мои слова, разсмеялся и ушелъ. Я же, бросивъ прялку, которую въ то время носила съ собой, бегу къ морю, куда, вижу, бегутъ все. И, увидя юношей, стоящихъ на берегу, числомъ десять или больше, полныхъ силъ и ловкихъ въ я нашла ихъ пригодными для своей цели (казалось, одни поджидали еще путешественниковъ, же взошли на корабль). Безстыдно, какъ всегда, я вмешалась въ ихъ толпу». — «Возьмите, — говорю, — и меня съ собой, куда плывете. Я не окажусь для васъ лишней». Прибавила я и слова похуже, вызвавъ смехъ. Они же, увидя мою готовность на безстыдство, взяли меня и повели на свое судно. Явилась и те, кого поджидали, и мы тотчасъ пустились въ путь. То, что было затемъ, какъ разскажу тебе, человекъ? Чей языкъ выразитъ, чье ухо постигнеть то, чтó происходило на судне во время Ко всему этому я принуждала несчастныхъ даже противъ ихъ воли. Нетъ вида разврата, выразимаго или не выразимаго словомъ, въ которомъ я не была бы учительницей несчастныхъ. Удивляюсь я, авва, какъ вынесло море наше распутство! Какъ земля не отверзла свой зевъ и живую не поглотилъ меня адъ уловившую въ сети столько душъ! Но, думаю, Богъ искалъ моего ибо не хочетъ онъ смерти грешника, но ждетъ великодушно его Въ такихъ трудахъ мы прибыли въ Все дни, до праздника проведенные мною въ городе, я занималась темъ же самымъ, если не худшимъ. Я не довольствовалась юношами, которыхъ имела на море и которые помогли моему Но и многихъ другихъ соблазнила на это дело — гражданъ и чужестранцевъ.

http://predanie.ru/book/68036-tvoreniya/

П осле такого гнуснаго поступка феодоръ, принимая пищу, лишился все при этомъ пришли въ страхъ и стали молиться за себя и за него со слезами, умилостивляя Христа и мучениковъ. Мученики явились ему во сне и сказали: «кто тебя, несчастный, вынудилъ на такое гнусное дело? Его надобно и всегда воздерживаться, какъ языческаго и демонамъ, а темъ более после св. таинъ, и вотъ если ты на день, когда экономъ пойдетъ съ кадиломъ и будетъ кадить храмъ, увидишь уголья въ кадиле и отъ него дымъ, то освободишься отъ и получишь какъ и прежде, а если ничего не увидишь, то останешься навсегда слепымъ. Юноша после этого много раскаявался и проливалъ токи слезъ, умоляя Бога и мучениковъ до указаннаго времени; молились за него и въ храме. На день, когда Христофоръ кадилъ въ храме мучениковъ (онъ былъ экономомъ) и проходя мимо феодора достигъ до места крещальни, сей увиделъ ясно угли и отъ нихъ дымъ и, испустивъ гласъ, Христа и мучениковъ, вдругъ всехъ подвигъ къ радости и страху, къ радости, потому что онъ дивно прозрелъ, къ страху, потому что въ этомъ виделось самихъ мучениковъ и ими всякаго Когда все собрались посмотреть на феодора и сделался большой шумъ, Христофоръ изумился, не зная причины сего. Узнавъ же о великомъ чуде, со всеми другими и съ феодоромъ велегласно прославилъ Христа и святыхъ, возвеличивающихъ Христа чудесами. Мы же, въ это время тутъ и чудо, воздавъ хвалебныя песни сотворшимъ его, обратимся къ другому Чудо 36. В ъ Египте, въ городе Теннесе былъ феодоръ, къ секте галикарнасскаго  , а ныне по милости и и мучениковъ служитъ въ храме ихъ. Онъ въ юномъ возрасте подвергся страшной болезни подагре. Велики были его; пальцы рукъ его походили на камни, а голени ногъ на глыбы земли. Не получивъ помощи отъ врачей, онъ прибегъ къ мученикамъ. Они являлись ему часто во сне и обещали потребныя къ жизни, и въ священную степень, если онъ присоединится къ православной Церкви; но онъ оставался непреклоннымъ. После того еще явившись во сне, они поставили его на кровле храма и заставили считать волны; онъ началъ считать, но потомъ отказался. Мученики сказали: «какъ невозможно сосчитать волнъ морскихъ, такъ невозможно перечислить и токовъ твоей болезни. Въ другой разъ они явились въ виде грозныхъ судей и онъ далъ присоединиться къ православной Церкви; но пробудившись, опять впалъ въ Размышляя о онъ опять заснулъ и увиделъ мучениковъ въ образе который во то время служилъ въ храме ихъ; они предлагали ему принять св. тайны Христовы, но онъ вместо того просилъ пропустить его за решетку гробницы ихъ и взять елея отъ лампады, ибо которые не причащаются, поступаютъ такъ, принимая вместо святаго тела и крови Христовыхъ елей изъ горящей лампады святыхъ и, думаю, по наносятъ святыне (прибавляетъ Сначала мученики не допускали его къ гробнице, а потомъ и допустили, но онъ нашелъ двери къ ней запертыми и не могъ взять елея отъ лампады и отошелъ печальный, но напутствуемый новыми мучениковъ присоединиться къ православной Церкви.

http://predanie.ru/book/68036-tvoreniya/

То, о чем у нас теперь речь, называется многими именами, – именно называется благословением (υλογα), приношением (προσφορ), начатком, хлебом: – благословением, как уничтожение клятвы первозданных; – приношением, как принос от всего состава человеческого, так как бы мы принесены были Богу и Творцу во святая святых в жертву хваления; – начатком, как приношение священнейшее и высшее всего, что когда-либо приносимо было Богу. Хлебом же называется потому‚ что означает тот небесный хлеб, который бывает нашею пищею во время причащения. Знаменовать просфору крестом предал великий Василий. Проскомисуется (προσκομζεται – приносится) просфора для приобщения народа, когда каждому преподается часть (μερς); если же народа бывает много, то нужно раздробить части (μερδας). Проскомисуя хлеб и полагая его на дискос, как на облаке, мы говорим таким образом: яко овча на заколение ведеся. – Предложение по своему значению равносильно (ветхозаветному) святому святых и даже гораздо важнее его; оно также означает или вифлеемскую пещеру, или постланную горницу, в которой Господь, совершив вечерю с учениками, сказал: «сие творите в мое воспоминание», – и сказано: «во век по чину Мелхиседекову». А какой чин Мелхиседека и что им было принесено? Хлеб и вино, с которыми он сретил Авраама. Итак, если Мелхиседек из другого племени и, по вашему разумению и вере, есть образ Христа; то, очевидно, левитское священство отменено, а с отменою его необходимо должны измениться и ветхий закон и служение. А о нашем служении сказано: «вот фимиам приносится мне по всей земле» ( Мал.1:11 ). – Как пресущественный Бог , восприяв плоть от Девы, во единой ипостаси явился совершенным Богом и совершенным человеком, во всем подобным нам, кроме греха: так и новое тело‚ как бы из некоего чрева, и от кровей, и от плоти девственного тела, то есть из целого хлеба изсекается диаконом, или иереем, посредством некоего оружия, которое, как мы сказали, называют кошем, и, таким образом, быв изъято из среды его, самоипостасно (διουποςατικς) освящается. Итак, хлеб предложения, после того как он бывает изъят, означает, что (Господь) воспрял смешение всего человеческого естества и принесен был, как начаток и избранное всесожжение, Богу и Отцу. Между тем диакон, или священник, приготовив вместе с телом и имеющую совершиться, в соответственное время страдания, чрез наитие животворящего Духа, кровь Господню, оставляет их в предложении, после того, как священник произнесет молитву. Тот, кто отсекает тело от благословенного хлеба, образует собою Ангела, рекшего Деве: радуйся. Таким-то образом божественное тело оставляется в предложении, как бы в Вифлееме, где родился Христос, а вместе с тем, и как бы в Назарете, или в Капернауме. Словом сказать: – предложение совмещает в себе тридцать лет жизни Спасителя, протекшие до крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Аскетические сочинения старца Зосимы имеются в «Добротолюбии», а житие преподобной Марии передано нам святителем Софронием, патриархом Иерусалимским, почившим в 638 году. О смерти преподобной Марии, кстати, прекрасно написал профессор Василий Васильевич Болотов. Он отметил, что приведенная в рассказе старца Зосимы датировка самой преподобной времени своей смерти - это как бы печать, подтверждающая достоверность сказанного. Помните, когда старец Зосима, перейдя через Иордан через год после первой встречи с подвижницей, нашел ее мертвое тело, лежащее на песке, то рядом рукой самой Марии была указана дата преставления: такого-то фармуфия такого-то индикта? Никто, кроме уроженки Египта, не мог так обозначить месяц года. Когда молитвенное почитание преподобной Марии распространилось и стало входить в богослужебный обиход, тогда-то к Великому канону и были прибавлены тропари, обращенные к ней, а также к самом у блаженному архиепископу Критскому. По времени это дополнение к канону не так уж далеко отстояло от времени жизни самог о преподобного Андрея - думаю, не более чем на сто лет. - Как вы относитесь к предложению перевести Великий канон на русский язык? Многие сетуют: мол, красиво звучит, но малопонятно... - Я десять лет занимался научным исследованием канона Андрея Критского, и одним из приложений к моей диссертации была публикация двух славянских и трех русских переводов. Совершенно парадоксальным образом нынешний церковнославянский текст гораздо ближе к греческому оригиналу по своему ритму, по своему дыханию, по содержанию. Если взять греческий текст канона, то можно увидеть, что у его строф уникальное строение. Каждая строфа имеет свой рисунок, количество слогов и место ударения. Это такая изысканная техника! Удивляюсь, почему поэты-профессионалы не обращаются к Великому канону как к творческому образцу, ведь в нем заключается настоящая поэзия. Конечно, это особая ритмическая церковная поэзия, не похожая на современную. Это не ямб, не хорей, не гекзаметр. Эта особая поэтическая форма, очень своеобразная, очень яркая и интересная, получившая начало от Романа Сладкопевца, которому Пресвятая Богородица дала такой дар стихосложения.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/15/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010