Чтение Великого покаянного канона в Сретенском монастыре. Фото: В.Корнюшин/Православие.Ru - Когда были сделаны вставки, обращенные к автору канона и к преподобной Марии Египетской ? - Точно сказать не могу, но, очевидно, после кончины преподобной Марии. Аскетические сочинения старца Зосимы имеются в «Добротолюбии», а житие преподобной Марии передано нам святителем Софронием, патриархом Иерусалимским, почившим в 638 году. О смерти преподобной Марии, кстати, прекрасно написал профессор Василий Васильевич Болотов. Он отметил, что приведенная в рассказе старца Зосимы датировка самой преподобной времени своей смерти - это как бы печать, подтверждающая достоверность сказанного. Помните, когда старец Зосима, перейдя через Иордан через год после первой встречи с подвижницей, нашел ее мертвое тело, лежащее на песке, то рядом рукой самой Марии была указана дата преставления: такого-то фармуфия такого-то индикта? Никто, кроме уроженки Египта, не мог так обозначить месяц года. Когда молитвенное почитание преподобной Марии распространилось и стало входить в богослужебный обиход, тогда-то к Великому канону и были прибавлены тропари, обращенные к ней, а также к самом у блаженному архиепископу Критскому. По времени это дополнение к канону не так уж далеко отстояло от времени жизни самог о преподобного Андрея - думаю, не более чем на сто лет. - Как вы относитесь к предложению перевести Великий канон на русский язык? Многие сетуют: мол, красиво звучит, но малопонятно... - Я десять лет занимался научным исследованием канона Андрея Критского, и одним из приложений к моей диссертации была публикация двух славянских и трех русских переводов. Совершенно парадоксальным образом нынешний церковнославянский текст гораздо ближе к греческому оригиналу по своему ритму, по своему дыханию, по содержанию. Если взять греческий текст канона, то можно увидеть, что у его строф уникальное строение. Каждая строфа имеет свой рисунок, количество слогов и место ударения. Это такая изысканная техника! Удивляюсь, почему поэты-профессионалы не обращаются к Великому канону как к творческому образцу, ведь в нем заключается настоящая поэзия.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/15/...

Но даже если удалить Богородичны, подобны, позднейшие стихиры, достичь равномерного распределения тропарей по отдельным антифонам не удастся. Механизм их приложения к последним до сих пор не раскрыт. Несколько проясняют дело древние чины часов Великого пятка. Некоторые из 12 тропарей встречаются и в антифонах последнего, и – что особенно важно – на часах при них сохранились до сих пор стихи псалмов, опущенные в ночной службе. Их, с большой долей вероятности, можно считать следами антифонных псалмов. В поздних чинах древние антифоны частью сокращаются в простые стихи при псалмах, другие же переходят в основные псалмы новых часов. Известной устойчивостью, которую, однако, не стоит преувеличивать, характеризуются в чине часов чтения из Священного Писания: даже самые главные из них – евангельские зачала – берутся не в одинаковом объеме. Одни практики следуют древнему – более краткому – варианту и используют отрывки, прямо говорящие о страданиях Господа: для первого часа – Мф. 27: 3–56, для третьего – Мк. 15: 16–41, для шестого – Лк. 23: 32–49, для девятого – Ин. 19: 23–37. Другие же увеличивают объем этих зачал: первое Евангелие начинают с 27: 1, второе – с 15: 1, третье – с 22: 66, четвертое – с 18: 28. Следовательно, говорить об авторстве святого Софрония по отношению к чину часов Великого пятка крайне затруднительно. Здесь, по всей видимости, приходится сталкиваться с ситуацией, весьма обычной для гимнографии, когда индивидуально-авторское надписание со временем расширяется. Первоначально святителю Софронию присваивали только тропари часов Страстной пятницы, а потом это получило распространение на весь чин. Подобные сомнения возникают и при авторской атрибуции тропарей Великого пятка. Они не представляют собой строго структурированного и однообразного комплекса песнопений, которые специально полагались только для рассматриваемой службы. Напротив, они довольно четко распадаются на две группы: первую, заимствованную из антифонов святых страстей, и вторую, которая, кроме часов, употреблялась еще и на других службах в качестве стихир. Какой из блоков принадлежит святому Софронию, корректно ли приписать ему оба цикла, сказать нельзя. Равно возможны две взаимообратные версии: названные 12 тропарей могли быть усвоены святому Софронию потому, что выбраны из последования святых страстей, помеченного его именем, и, наоборот, данная служба потому и была атрибутирована патриарху, что в ее состав вошли его авторские тропари .

http://pravoslavie.ru/34727.html

Бог находится посреди нас, и мы, совлачившись ветхого человека и, насколько это возможно, подражая Ему, соделаемся божественными. Возвышенный стал земным, и мы также возвысим горе (на высоту) намерения нашего ума и душевные желания, и потщимся сделать нас способными к восприятию божественных даров. Бог явно лежит в яслях, и нам, которые изнываем от голода, и подобно вьючным животным, можно сказать, отнюдь не руководствуемся здравым смыслом, Он Самого Себя, по Своей воле, предлагает в пищу. И когда эта благоприятная 1 пища, как бы божественная трапеза, по любви Божией предоставлена совершенно не заслужившим ее, то есть ли кто, кто не насладится ее Божественностию? Я же скажу: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение». Я ликую и, подобно пастырям, полон радости, когда слышу эти, по-истине, божественные слова; и к яслям, которые прияли Бога, жажду притечь, как и в небесную оную пещеру (где произошло Рождество Христово) стремясь всем пылом моей души проникнуть, желаю непосредственно увидеть Тайну, которая в ней совершилась, и оную ангельскую песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение», – во славу и честь только что Родившегося Христа, всею душею хочу заимствовать. Но и божественных волхвов я также почитаю и величаю, и еще больше удивляюсь их путешествию, которое, по Божиему благоволению и Свыше наставленные, оные мужи совершая, пришли в небесный Вифлеем. И они прибыли туда, отнюдь не устрашаясь бешенства Ирода и меча душегубца детей, получив для своего удобства звезду, предъуказующую им путь своим светом и устроенную для того, чтобы служить им вожаком, до такой степени возвышенным и, конечно, небесным, для их оного возвышенного и небесного пути. О, я хотел бы быть их спутником и желал бы с моей стороны принести некие дары родившемуся Богу; и хотя теперь Он не потребует от преданных Ему людей золота или ливана или смирны (потому что это, как и иные вещи, необходимые для употребления в жизни, Он Сам, как Создатель и Господь всех, скорее имеет обыкновение давать нуждающимся, чем от кого-либо требовать) 2 . Вместо же золота, Он требует от нас искренность (чистоту) веры. Вместо смирны, Он настоятельно просит непорочную безупречность души и тела: с одной стороны, – чистоту в исповедании догматов; а с другой стороны, – православного смысла и разумения предметов веры. Вместо же ливана (ладана), Он требует от нас благоухание добрых дел. Не по той причине (Он требует от нас всего этого), чтобы Сам Он от этого обогатился, а для того, чтобы, благодаря этому, нас сделать богатыми. Потому что существует ли что из вещей до такой степени возвышенных и небесных, или благодеяний, до такой степени замечательных, чего сокровищницей и источником и безмерной пучиной был бы (кто-нибудь иной, а) не Бог ? И не только Он единый является их началом и причиной, но также и великодушным и щедрым – если имеются на лицо нуждающиеся – дарователем их.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Глава 2. Сретение Господне. Что означают зажженые светильники в руках верных в этот день 19 . Дни очищения. 6. Итак, сей небесный Вифлеемлянин возрастает; таким образом являет Себя зрителям Тот, Кто – недоступен для зрения; таким образом Бесплотный является во плоти; таким образом приходит как Описуемый Тот, Кто не может быть описан. И мы, которые таким образом благочестиво почитаем и покланяемся тайне Его Воплощения, все устремимся в Сретение Ему; все пойдем с добрым расположением духа. Кто же первый подбежит к Нему? Кто первый увидит Бога своими глазами? Кто первый примет Бога? Кто первый понесет Бога на своих руках? Пусть никто не медлит ускорением своего шага; пусть никто не уклоняется от быстрого бега; пусть никто не останавливается в благочестивом деле; пусть никто не коснит в божественном Сретении; пусть никто не останется вне участия в этом отменном празднестве; пусть никто не пребудет в стороне от Таинств; пусть никто не лишает себя этой светлой радости; пусть никто не окажется более слабосильным в сравнении со скорейшим течением старца Симеона; пусть никто не видится более медлительным в беге, чем старица Анна; дабы оные старые и по истине престарелые люди не только не осудили того, кого увидели бы медлительным в беге и отстающим в своем скором течении, но и вынесли ему порицание, как ленивцу, и, может быть, даже и не верному (Христу). Итак, да не будет того, чтобы кто-либо не принял участия в Сретении Господнем; пусть никто не останется в стороне от светоношения 20 . 7. Прибавим к тому же и сияние свечей; с одной стороны, являя этим Божественное сияние Приходящего, от Которого все воссиявает и сущие в злейшем и кромешнем мраке озаряются изобилием вечного света, а с другой стороны, прекрасно являя сияние души, с которым нам необходимо выходить на встречу Христу. Потому что, как Непорочная Божия Матерь и Дева носила на руках Истинный Свет и явила Его для тех, которые лежали во мраке; так и мы, одаренные Его озарением и держа в руках светильники, проливающие свет для всех, поспешим выйти в сретение Ему, Кто есть Истинный Свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Но пусть божественные волхвы и пастыри идут в Вифлеем, приявший Бога, и пусть имеют звезду своим спутником и путеводителем в их пути, и пусть увидят своими очами это поразительнейшее чудо, и, видя, пусть придут в изумление и пусть радостно предложат дары, достойные волхвам, и пусть вторят ангельскому славословию, говоря: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение». Пусть нисколько они не устрашаются; пусть нисколько не испытывают боязни; пусть не тревожатся духом относительно бешенства Ирода или какой-либо иной опасности, могущей им встретиться на пути; но пусть владеют ими только божественные размышления и пусть, вперив взор, созерцают Младенца, повитого пеленами и лежащего в божественных яслях, Младенца, Который является Хранителем всех младенцев, и Богом и Господом, по-истине, непостижимым; и, однако, ради нас, которые являемся плотскими и совершенно не в силах взирать на Его чистое и неприкровенное Божество, Он закрыл Себя за завесу человеческой плоти и тела. Мы же, по причине безчисленных наших грехов и тягчайших заблуждений (или: погрешностей) ставшие не достойными созерцания оных вещей, стали отрезаны от того, чтобы туда придти и присутствовать там, но, как вынужденные и неключимые, принуждены оставаться дома. Конечно не узами какими-либо материальными связанные, но одержимые и скованные страхом перед Сарацинами, и скорбью, как бы некоей бурею, волнуемые, скорбью, по-истине, достойной нашего несчастного положения, не достойной же тех благ, которые нам, в другом положении, были суждены. Поскольку, если бы наше несчастное положение было достойно оных благ, то, конечно, и мы также, находящиеся вблизи оных мест (потому что не откуда-нибудь издалека мы их созерцаем) 3 , вместе с пастырями мы бы составили лики (хоры), и вместе с волхвами принесли бы Богу дары, и вместе с Ангелами воспели бы оную песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение». Конечно, нам допускается повторять эти гласы и невозбранно пользоваться этим местом (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Таким образом, в Русской Церкви чины поставлений распадаются на две группы: чины северно-русской и южно-русской митрополий, причем в последней этих чинов на четыре больше, чем в первой. Далее будут рассмотрены чины хиротесий в том порядке, в котором они некогда совершались перед хиротонией: Несмотря на то что до сих пор не открыто ни одного памятника Греческой Церкви, в котором бы содержался подобный чин, несомненно в его основе лежит обычай, имевший место в практике ранней Церкви. Из многочисленных свидетельств древности известно, что лица, принадлежащие к клиру, в отличие от людей светских, постригали свои волосы на голове в круг. Подстриженные так волосы представляли нечто похожее на венец, почему и само пострижение получило haзbahue smefa¢nh – обод, шлем, венец; в Западной Церкви – tonsura – тонзура, обстрижение. Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский, так толкует подобное обращение с волосами: «Кругловидное острижение волос на главе священника означает терновый венец, а двойной венец, образуемый волосами, изображает честную главу верховного Апостола, которую в насмешку остригли ему неуверовавшие и которую благословил Христос». Подобное пострижение служило для отличия духовных лиц от светских и давалось только тогда, когда человек становился духовным лицом – членом клира. Но с течением времени появилась несколько другая практика. Некоторые родители, побуждаемые благочестием или корыстью, предназначали своих детей, еще малолетних к служению в клире. Равным образом и дети священнослужителей еще с детства предназначались к тому же служению. Те и другие носили черную одежду и подстригались подобно клирикам. Таким образом, клирическое пострижение стало отделяться от поставления в степень клира, и лица, которые выстригали тонзуры, но не были клириками, стали допускаться до совершения низших обязанностей клира. Вероятно, именно эту практику запрещают отцы Трулльского собора (правило 33е). Впервые об этом обычае с полной определенностью говорится отцами VII Вселенского собора: «…Поскольку видим, что некие, без руковозложения, в детстве приняв причетническое пострижение, но еще не получив епископского рукоположения, в церковном собрании на амвоне читают, и сие делают несогласно с правилами, то повелеваем отныне сему не быти» (14е правило).

http://azbyka.ru/istoriya-chinov-hirotes...

Юлиан, более теперь, чем прежде удивительный, изобилующий богатством имений, не лишенный и стяжаний добродетели, знатного рода и всеми чтимый, двойную имевший болезнь и двойное получивший исцеление, выступает для повествования; он еще находится в живых и всем разсказывает бывшее с ним. Юлиан, владея богатством еще в юности, сделался рабом страстей, которые пленили душу его. Прежде законного брака он имел незаконную связь с женщиною, которую оставил по вступлении в брак с другою. Отвергнутая им, из ревности, поднесла ему яд, чтобы лишить его жизни. Но яд не лишил его жизни, однако так повредил все члены тела, что он не мог владеть ими. Это причинило родителям его тяжкую скорбь; а молодая жена его проливала горькия слезы. Врачи не могли оказать ему помощи. Родители прибегли с молитвою к Богу и святым мученикам. Божественные мученики, сжалившись над юношею, смягчили острые боли его и дали отчасти движение рукам и ногам его, но полного здоровья не возвращали и на это была важная причина. Юлиан был последователем еретика Юлиана, епископа Галикарнасского 7 . Святые часто являлись ночью больному и увещевали присоединиться к православной Церкви; часто приносили сосуд с пречистым телом и кровию Господа и, сами показывая пример причащения, убеждали Юлиана приступить к св. тайнам. Но Юлиан не склонялся на убеждения их; тогда они опять связали руки и ноги его и усилили его страдания еще более прежнего. Он кричал, призывал, умолял мучеников о помощи. Когда же болезни сделали его более способным к убеждению, являются ему улыбаясь мученики и спрашивают о причине его крика. Он объяснил им болезнь и просил о помощи; тогда мученики снова напомнили ему о православной вере и сказали, что он не освободится от страданий, если не отступит от ереси и не присоединится к апостольской Церкви. Юлиан просил уверить его сильнее. Тогда они простерли руки к небу и с великими заклинаниями подтвердили, что ни гаианитов, ни феодосиан Христос не имеет или не считает в числе верных и благочестивых. Юлиан уверовал и получил со здравием души и здравие телесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Дни памяти: Великомученика Феодора Тирона. Сорока мучеников Севастийских. Мученика Кодрата и с ним за Христа пострадавших. Мученик Кодрат был чудом выживший в горах сирота, уверовавший в Бога и учивший других следовать за Христом. За это он и был казнен вместе со своими учениками в III веке. Блаженного Павла Таганрогского , жившего в XIX веке, посвятившего свою жизнь молитве и наставлявшего других «искать утешение и наслаждение в молитве». Пост: По монастырскому уставу разрешена не только вареная пища, но и еда, заправленная растительным маслом. Также в день 40 мучеников, один из самых почитаемых праздников, возможны небольшие послабления. 24 марта, воскресенье, Неделя Торжества Православия Праздник установлен в память о победе над ересью иконоборчества и о восстановлении иконопочитания в 787 году. Особенности богослужения: В воскресные дни Четыредесятницы совершается литургия св. Василия Великого, которая бывает всего лишь десять раз в году (семь из них во время Великого поста). В первую неделю Великого поста к ней присоединяется чин Торжества Православия — особенная служба с чтением Апостола и Евангелия, молитвами, пением тропарей, составленная в IX–X веках в ознаменование победы истинной веры над еретическими учениями. Дни памяти: Святителя Софрония, патриарха Иерусалимского , вместе со своим учителем блаженным Иоанном Мосхом составившего сборник рассказов о святых и подвижниках «Луг духовный» (или Лимонарь, Синайский патерик). Преподобного Алексия Голосеевского — иеромонаха, 38 лет прожившего в Киево-Печерской лавре, а затем 20 с лишним лет бывшего духовником Голосеевской пустыни. Иконы Божией Матери «Кипрская». Пост: Несмотря на то, что воскресный день в соответствии с апостольскими правилами поститься не полагается, многодневные посты прерывать не принято, чтобы не нарушать ход духовного пути. Послабление воскресного дня заключается лишь в том, что по монастырскому уставу разрешается горячая пища с растительным маслом. Учитывая это, каждый христианин сам определяет меру своего воздержания в соответствии с состоянием здоровья и обстоятельствами жизни.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta-2...

Вы помните, наверное, прекрасный рассказ о том, как к митрополиту Сурожскому Антонию пришла монахиня и говорит: «Батюшка, я двадцать лет молюсь, и Бог мне не отвечает». Он сказал: «А ты пробовала помолчать, чтобы услышать ответ? Ты не даешь Богу возможности говорить с тобой». Очередь тоже к этому нас располагает. Побудьте в толпе наедине с собой – это принесет неизреченную пользу! Фото: Ефим Эрихман Родители подвижничают, а дети плачут? — Отец Игорь, многие берут детей в очередь – детей старше года, которые не могут пройти по льготам. Некоторые малыши устают, они там плачут, им тяжело. Но они не выбирали это стояние – просто пришли вместе с родителями! Получается, родители подвижничают, а дети плачут. Как здесь быть? Брать детей или нет? — Я считаю, что надо обязательно брать. Даже маленьких детей. Но — их надо к этому готовить. — Как? — Им надо объяснить, куда и зачем мы идем, что будет, о чем ты можешь помолиться. Причем это не делается прямо накануне, пока ты им завязываешь шнурки на ботинках. Это делается заранее. Нужно сказать: «Мы идем, чтобы молиться о том и о том. Может быть, у тебя есть какая-нибудь нужда, может быть, у тебя есть, за что поблагодарить Бога и проявить такой подвиг?» В очереди к поясу Богородицы мы тоже стояли с маленькими детьми. Все были очень воодушевлены, настроены достоять до конца. Но стало холодно, мокро, и мы все-таки ушли из очереди. Однако мы детей всячески поблагодарили за то, что они сходили, проявили подвиг, дома им устроили даже торжественный ужин. Сколько ребенок смог, столько и выстоял! Некоторые взрослые не выдерживают, начинают нервничать, капризничать, биться в истериках, а уж что говорить о детях! Слава Богу, наш Господь не бюрократ, то есть не обязательно отстоять от самого начала, для того, чтобы получить благодать. Помните историю о том, как один святой дошел до Иерусалима, но посчитал себя недостойным войти в святой город, а только взял три камушка оттуда и ушел. И вдруг иерусалимский Патриарх Софроний говорит: «Остановите паломника из Грузии! Он всю благодать унес!». Здесь — то же самое. Бог смотрит на наши с вами намерения. Он понимает, что у каждого — силы ограничены. Самое главное: к чему мы стремимся.

http://pravmir.ru/protoierey-igor-fomin-...

Книга создавалась с целью собрать богатство духовной традиции первых веков и передать его современникам и потомкам С другой стороны, " Луг " еще и важный исторический источник, в том числе сведений о некоторых христианский святых, таких как святитель Евлогий Александрийский, святитель Ефрем Антиохийский, святитель Софроний Иерусалимский и других. – По мнению некоторых исследователей, истории из патерика иллюстрировали постановления пяти Вселенских Соборов, правила монастырского обихода, нормы повседневной церковной жизни того времени... – Поскольку автор жил в VI–VII веке – в эпоху христологических споров, – то богословское содержание данного произведения прежде всего направлено на утверждение догмата IV Вселенского Собора 451 года в Халкидоне о двух природах Христа и их неслитном соединении в одной Ипостаси, не допускающем ни слияния в одну природу, как об этом учили монофизиты-севериане, ни разделении на две ипостаси, на двух Сынов, как о том учили несториане. Кроме того, мрачные эсхатологические описания мучений еретиков в аду могут выступать и против известной оригеновской теории апокатастасиса, осужденной на V Вселенском Соборе 553 года. – Расскажите о личности и монашеском пути автора этой замечательной книги. Какие достоверные сведения о нем сохранились? – Если сказать вкратце, то звали этого святого Иоанн Мосх, а Евкрат – это, вероятнее всего, его прозвище, означающее " воздержный " . Происходил он, скорее всего, из Дамаска (хотя некоторые исследователи считают, что из Киликии), как и его друг Софроний, и родился в первой половине VII века. Как отмечает о. Иоанн Мейендорф, " чувствуя влечение к палестинскому монашеству, но все еще оставаясь мирским человеком, Софроний посетил Лавру святого Феодосия близ Вифлеема, где он встретил единомышленника, ставшего его другом до самой своей смерти в 619 году, Иоанна Мосха. Они вместе поехали в Египет (после 578 года), где Иоанн начал составлять свое знаменитое описание египетского и палестинского монашества, известное под названием " Луг духовный " . Они живут интеллектуальной атмосферой Александрии, посещают Стефана Софиста, бывшего тритеиста, их принимает патриарх Евлогий. Но наибольшее влияние на обоих друзей оказывают египетские монахи, многие из которых все еще халкидониты. Вернувшись в Палестину, Софроний и сам становится монахом в Лавре святого Феодосия; затем вместе с Иоанном он снова проводит десять лет на Синайской горе, но лишь для того, чтобы опять вернуться в Палестину в 594 году. Вторая поездка обоих друзей в Египет позволяет им встретиться со святым патриархом Иоанном Милостивым. Узнав, что Иерусалим взят персами (614 год), Иоанн и Софроний едут в Рим, где Иоанн заканчивает свой " Луг духовный " и умирает в 619 году " .

http://religare.ru/2_121518.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010