Л. В. правил почти 20 лет, больше, чем кто-либо из молдав. господарей XVI-XIX вв. В это время отмечается подъем молдав. культуры и церковной жизни. В 1641 г. при поддержке митр. Киевского Петра Могилы начала работать 1-я молдав. типография в Яссах, к-рой руководил Софроний Почацкий. Все типографские принадлежности для нее были получены из Киева, Львова и Москвы. В этой типографии были напечатаны 1-я молдав. кн. «Казания» (Учительное Евангелие) митр. Молдавского Варлаама, «Семь таинств церковных» в переводе Евстратия Логофета, «Книга, которая называется Ответ на Кальвинистский катехизис» митр. Варлаама. В 1640 г. в Яссах была основана 1-я молдав. гос. школа - Славяно-греко-латинская академия, известная также как Василианская академия. Она готовила служителей Церкви и специалистов для гос. учреждений. В сер. XVII в. в Яссах действовали ок. 20 школ, в к-рых обучалось ок. 200 учеников. В правление Л. В. в Молдавии был возведен ряд монастырей и церквей, среди них выделяется Трех святителей монастырь в Яссах с величественным храмом, где позднее был устроен господарский некрополь и в 1661 г. похоронен Л. В. В Яссах при Л. В. были построены также мон-ри Голия и Хлинча, ц. св. Димитрия в молдав. г. Оргееве и др. В 30-х гг. XX в. в Оргееве Л. В. поставили памятник. Л. В. оказывал значительную помощь, в т. ч. и материальную, патриархам К-польскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому. Лит.: Арсений (Стадницкий). Исследования и монографии по истории Молдав. Церкви. СПб., 1904; История Молдавской ССР. Киш., 1965. Т. 1; Grigora N. Instituii feudale din Moldova. Bucur., 1971. Vol. 1: Organizarea de stat pân la mijlocul sec. al XVIII-lea; Костин М. Летописецул Цэрий Молдовей де ла Аарон-водэ ынкоаче. Киш., 1972; Кирияк В. Картя ши типарул ын Молдова ын секолеле XVII-XVIII. Киш., 1977; erban C. Vasile Lupu, Domn al Moldovei (1634-1653). Bucur., 1991; Baidaus E. Politica i diplomaia Moldovei în timpul domniei lui Vasilie Lupu (1634-1653). Chiinu, 1998; Eremia I. Relaiile externe ale lui Vasile Lupu (1634-1653). Chiinu, 1999; P curariu. IBOR. Vol. 2; Domnii rii Moldovei: Studii. Chiinu, 2005; История Республики Молдова с древнейших времен до наших дней. Киш., 20153.

http://pravenc.ru/text/2110906.html

Несмотря на такую святую жизнь, в возрасте 53 лет авва Зосима столкнулся с серьезным искушением: у него возникла мысль, что он уже достиг духовного совершенства. «Найдется ли в пустыне человек, превзошедший меня?» — думал старец и сам смущался этой мыслью. Тогда ему явился «некий муж» (по-видимому, ангел), который сказал: «Зосима! Ты усердно подвизался, насколько это в силах человека, и доблестно прошел постнический подвиг. Однако нет человека, который мог бы сказать о себе, что он достиг совершенства. Есть подвиги, неведомые тебе, и труднее пройденных тобою. Чтобы познать, сколько иных путей ведут ко спасению, покинь страну свою, как славнейший из патриархов Авраам, и иди в монастырь, лежащий при реке Иордане». Повинуясь этому видению, старец Зосима покинул монастырь, где жил с детства, и отправился в незнакомую обитель. Там он встретил монахов-аскетов, которые «пламенели божественной любовью». «Видя это, Зосима, по словам его, весьма назидался, устремляясь вперед, ускоряя свой собственный бег, ибо нашел соработников себе, искусно обновляющих сад Божий». Но главное, ради чего Господь привел Зосиму в этот монастырь, был обычай, согласно которому на время Великого поста братия удалялась в пустыню. Каждый монах должен был жить там в одиночестве, ни с кем не общаясь, кроме Господа Бога. Последовав этому обычаю, старец Зосима и сподобился встретить в пустыне преподобную Марию Египетскую. Фреска Теодора Шассерио (1819-1856) Святая явилась ему после 20 дней пути и рассказала историю своей жизни, которая поразила Зосиму. Так нашел он ответ на мучившие его вопросы. По просьбе святой через год Зосима причастил ее Святых Таин на берегу Иордана. Придя в пустыню на следующий год по просьбе святой, он нашел ее уже умершей. Зосима был не в состоянии вырыть могилу, и это сделал лев, что было еще одним чудом. Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал о святой Марии братии (преподобная просила хранить ее историю в тайне, пока она была жива), «и все дивились, слыша о чудесах Божиих, и со страхом и любовию творили память святой». Позднее житие преподобной Марии было составлено и записано Софронием Иерусалимским, который включил туда также многие факты из жизни преподобного Зосимы. В греческой Минее Минея — богослужебная книга, которая содержит последования служб почитаемым святым и праздникам, а также жития святых XIV века говорится, что Зосима лично рассказал святителю Софронию о своей жизни и встрече с преподобной Марией Египетской. Житие преподобной Марии Египетской, составленное им, и стало самым распространенным в Православной Церкви.

http://foma.ru/chto-my-znaem-o-monahe-ko...

«Пятое воскресенье Великого поста посвящается преподобной Марии Египетской. Житие этой святой V века хорошо всем нам знакомо по прекрасному подробному описанию, составленному святителем Софронием, патриархом Иерусалимским, — семнадцать лет ее жизни прошли в тяжких пороках и сорок семь лет, после своего обращения к Богу, она подвизалась в Иорданской пустыне в покаянных подвигах, непрестанной молитве и строжайшем воздержании, претерпевая страшный зной и лютый холод, голод и страх дикий зверей. Житие древней подвижницы являет нам, живущим в XXI веке, силу и величие Божией любви к людям, даже к самым грешным, всецело погруженным во тьму страстей. Нет такой ошибки, которую не смог бы исправить Бог, нет такого греха, который бы не желал простить любящий Небесный Отец. Пример преподобной Марии Египетской ясно показывает всем нам необходимые условия спасения — искреннее сердечное раскаяние в соделанных греховных поступках, твердое упование на помощь Господа Иисуса Христа, вера в материнское предстательство Божие Матери и, конечно же, твердое решение положить предел порочной, расслабленной жизни», — сказал, в частности, архиерей. «Образ преподобной Марии Египетской, ее житие, сохраненное для нас преподобным старцем Зосимой, является действенной помощью для всякого верующего, ищущего спасения своей бессмертной души. Взирая на жизнь этой подвижницы, мы обретаем ясное понимание того, что Богу ненавистен только грех, и любой человек, отвратившийся от зла, становится возлюбленным чадом Господним, о котором " на Небе больше радости " , чем о не имеющем нужды в покаянии, — продолжил владыка. — Примирившись с Богом, душа вновь обретает утраченное достоинство, человеку возвращается образ Божий, подобие Творцу и Создателю, а вместе с этим даруется крепка вера, душевные силы, мир с совестью и ближними, утешение и духовная радость». «Сегодня, когда все мы переживаем и молимся за родной Казахстан, за избавление нашей страны и других стран и народов от губительного поветрия, каждому из нас необходимо обратится к силе покаяния, примиряющего человека с Создателем. Нужно еще раз заглянуть в тайники души и исторгнуть из ума и сердца все, что противно Богу, что удаляет нас от Христа», — заключил митрополит Александр.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Ну и, похоже, дурную роль сыграла государственная гордость: вечная, великая Римская империя просто не могла себе представить, что вообще может быть разбита, тем более какими-то варварами. В 636 году арабы полностью покорили Сирию и подошли к Иерусалиму. Город отчаянно сопротивлялся. Самый напряженный период осады продолжался четыре месяца. Оборону Святого Града возглавил лично патриарх Софроний. В какой-то момент стало ясно: сопротивление завоевателям приведет лишь к физическому истреблению всех жителей Иерусалима. И тогда святитель от лица горожан пошел на переговоры с халифом Омаром I и предложил следующие условия капитуляции: Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме Халиф принял эти условия. Он совершил молитву на Храмовой горе и начал строить там знаменитую мечеть Аль-Акса, ныне представляющую собой зримый символ раздора между арабами и евреями: для религиозных традиций обоих народов эта географическая точка — святыня. Христиане, к счастью, конкретно в этом конфликте не участвовали ни секунды — наши святыни, связанные с последними днями земной жизни Спасителя, действительно не тронули. Тем не менее, Иерусалимский святитель тяжело переживал вынужденную сдачу города иноверцам. Вскоре, в 638 году, он умер. Арабы во главе с халифом Омаром вышли из той войны победителями. Несмотря на соблюдение договоренностей, Иерусалим все же пострадал — это неизбежное следствие войны. Может быть, Софронию и иерусалимцам стоило еще побороться? Может, стоило умереть героями?  Святитель Софроний Иерусалимский Святая Земля навсегда запомнила как минимум один пример такого героизма: во время Первой Иудейской войны в 72 году в крепости Масада возле Мертвого моря погибли все ее защитники (кроме двух женщин с детьми), причем, чтобы не достаться врагу, они совершили массовое самоубийство. Патриарх Софроний и жители Иерусалима выбрали другой путь — более прагматичный, менее драматичный. Позволю себе предположить, что тем самым святитель засвидетельствовал: никакие патриотические чувства и даже само сохранение государства не стоят человеческих жизней.

http://pravmir.ru/svyatitel-sofronij-ier...

А там, иное проклятие: «Земля еси, и в землю отъидеши» ( Быт. 3:19 ), совершенно снято тем, что Жизнь явно явила воскресение из мертвых; так что для Евы проклятие и наказание состояло в том: «В болезнех родиши чада»; а Адаму это было выражено в иной форме: «Земля еси, и в землю отъидеши»; а обоим им было суждено непрестанно вести скудную и несчастную жизнь. Но, вот, всемогущий их Освободитель и Искупитель Своим Рождеством и Воскресением явился в мир, и показал Себя истинным Искупителем и Освободителем. Потому что нет ничего, что могло бы превзойти Божие всемогущество. Потому что: «Господь мертвит, и живит, низводит во ад, и возводит», как написано ( 1Цар. 2:6 ). Но и нет ничего, что когда-либо могло бы воспрепятствовать всемогущей Его воле. Рука Его карает человека за грехи, и она же сокрушенного исцеляет, по причине великого Его человеколюбия. Но кто я такой, кто мог бы по-достоинству разъяснить то, что мы видим и слышим? Потому что мне недостает ни речи, ни языка, ни уст, которыми по заслугам я бы разъяснил чудеса оных божественных праздников. И по этой причине, находясь в большом смущении и в величайшем затруднении, я заимствую гимн, воспетый Ангелами, и Богу – приявшему человеческое естество, как и воскресшему сегодня от гроба и из мертвых великим гласом воспою, и ясно и отчетливо оглашу: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» ( Лк. 2:14 ). Потому что для того, чтобы нас возвысить и явить скорее небесными, чем земными, Он снизошел с высоты (небес) к нам, неключимым и отверженным. И, опять же, нас, побежденных в невидимой брани, Он одарил безопасностию и миром и примирил со Своим Отцем, и в Самом Себе творя наше примирение с Богом Отцем, явил, что Он – Мир наш. И нас, в равной мере, которые весьма далеко были отвержены от очей Божиих и виновны перед Ним, Он таким образом украсил (или: снабдил) Своими добродетелями и восстановил, так, чтобы мы стали угодны Богу и Он воззрел на нас милостивым оком. И помимо всего прочего, Он нам даровал то, чтобы стена, разделяющая нас от Бога, была отъята, дабы мы могли «непокровенным лицем» взирать на славу Божию ( Еф. 2:14–15 ). И, наконец, нас, которые по причине преступления (Божией заповеди в раю) некогда подверглись смерти и добровольно, как бы заключив договор с ней, приняли ее, «яко Бог смерти не сотвори и – будучи весьма благим – не веселится погибели живых» ( Прем. 1:13 ), – снова (нас) воззвал в жизнь и воскресил нас от гроба и истления и велел нам говорить: «Где пря твоя смерть? где остен твой, аде?» ( Ос. 13:14 ). Потому что Христос, снисходя к нам, смиренным и по Своей воле приемля наш образ рождения и, как истинный человек, подвергая Себя смерти, и то и другое (т. е. – смерть и ад) сломил и лишил силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

2 У святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (+638) есть замечательное объяснение этих слов «Родишь Сына», которые он вкладывает в уста архангела: «И родишь Сына», Который не только подвластен времени и смерти, но сверх того, – Который и вечен и выше всего временного. «И родишь Сына», Который не только видим во плоти, но сверх того, Который – и бесплотен. «И родишь Сына», Который является не только Твоим, Девы, Сыном, но пзнается сверх того, и как Сын Божий. «И родишь Сына», Который не нуждается в том, чтобы кто иной Его спас, но Который Сам дарует спасение всем человекам. «И посему наречешь имя Ему Иисус», которое в переводе означает: «Спаситель» Потому что нужно, Дево, чтобы родившийся от Тебя Спаситель всех, тем самым и имя имел «Иисус», т. е. – «Спаситель»; чтобы и основании и самого имени Его была явлена сила Рожденного, и спасительное рождество Твоего Сына было знаменательно для всех людей… «И родишь Сына», Который Тебя создал, когда Тебя еще не было, как и всё сотворенное сотворил прежде Тебя. Потому что «Словом Божиим всё было» ( Ин.1:3 ); и Слов Божие и Бога Ты, о, Дева, родишь, не как чуждого человеческому естеству, каким Он в вечности родился от Отца, но – как ставшего плотью и человеком без изменения (Своего Божественного естества) и смешения (т.е. без того чтобы Божественного естество поглотило бы человеческое)…потому что Бог , сущий всемогущий Создатель естества, по Своей природе – выше сего; ибо Он определили границы для нас, а не – для Себя» (Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский. Проповеди. Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Джорданвиль, 1988. С.35:41). Святитель Софроний воспроизводит здесь мысли своих великих предшественников, в частности, Афанасия Великого (+373), который писал: «Божие Слово…сжалилось над родом нашим, умилосердилось над немощью нашей, снизошло к нашему тлению, не потерпело обладания смерти, и чтобы не погибло сотворенное, и не оказалось напрасным, что соделано Отцом Его для людей – приемлет на Себя тело, и тело нечуждое нашему. Ибо не просто восхотело быть в теле и не явиться только пожелало. А если бы восхотело только явиться, то могло бы совершить Свое Богоявление и посредством иного совершеннейшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Таково, в схематическом виде, житие преп. Максима. Наполнить эту схему полножизненным содержанием поможет вам святитель Димитрий Ростовский , к январской книге Миней которого я вас и отсылаю. Нечто из этой книги я возьму и для настоящего письма, а пока остановлю ваше внимание на некоторых пунктах вышеприведенной житейской схемы, которые имеют отношение к главной теме письма. Прежде всего обратите внимание на то, что «св. Максим не имел иерархической степени», – значит был простым монахом. Несмотря на это он «своими многочисленными писаниями, рассылавшимися по всем странам, – а также личным влиянием на Софрония , африканских епископов и особенно на Мартина – мужественно отстоял православно-церковное учение о лице Спасителя». «По непосредственному влиянию св. Максима африканские епископы составляют соборные осуждения ереси». «По его внушению папа Мартин собрал (Латеранский) собор (в Риме) и анафематствовал на нем как императорские эдикты..., изданные с целью ввести монофелитское лжеучение, – так и вообще все монофелитство и его приверженцев». И этих немногих цитат было бы, пожалуй, достаточно, чтобы преп. Максим занял видное место наряду с теми свидетелями истины, о которых шла речь в предыдущих письмах, и которые своей жизнью и деятельностью утверждали господственное значение нравственного авторитета в Церкви. В самом деле, простой монах является центром напряженнейшей борьбы православия с монофелитской ересью. Не имея иерархического сана, он укрепляет на эту борьбу: на востоке – иерусалимского патриарха Софрония, на западе – папу Мартина, на юге, между восточными и западными патриархатами, африканских епископов. Но мне хочется более яркими чертами обрисовать то положение, которое занимал в эту страдную эпоху жизни Церкви св. Максим, и ту полную потрясающего драматизма роль, которая выпала на его долю по воле руководившего им православия. Настаивая на том, чтобы вы, мои дорогие, с благоговейным вниманием прочитали у св. Димитрия Ростовского подробное повествование о преп. Максиме (января 21), я приведу сейчас ряд фактов из минейного жития его, относящихся к последним годам жизни преподобного, когда он был многократно вызываем на суд высокопоставленных особ, духовных и светских, и подвергался настойчивым допросам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Четырнадцати лет от роду Андрей удалился в прославленную Иорданскую лавру преподобного Саввы Освященного, где по прошествии времени иноческого испытания был назначен нотарием (т.е. письмоводителем). Духовная жизнь молодого монаха проходила под непосредственным водительством Иерусалимского патриарха святителя Софрония (634 – 644), после кончины которого в захваченном мусульманами Святом Граде правитель Патриархии Феодор возложил на инока Андрея должность сингела (т.е. секретаря). В 680 году ученому иноку Андрею довелось принять участие а VI Вселенском (Константинопольском) Соборе, на котором он сурово обличил монофилитскую ересь (т.е. признание во Иисусе Христе одной воли, а не двух: Божеской и, подчиненной ей, человеческой). Возвратившись с Собора во Иерусалим, инок Андрей продолжал свои подвиги. Именно тогда, в конце VII века, им были написаны замечательные богослужебные творения: Великий Покаянный Канон , канон праздника Рождества Христова, трипеснцы на повечерие Недели Ваий и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихиры праздника Сретения Господня и другие священные гимны. Известность иерусалимского подвижника была столь велика, что Константинопольский патриарх святитель Феодор (683 – 686) вызвал его к себе и посвятил во диакона к Великому Софийскому храму с возложением также в должности сиропитателя (т.е. раздатчика милостыни). По прошествии некоторого времени, в 685 году Константинопольская Церковь единодушно избрала иеродиакона Андрея на архиепископскую кафедру издревле христианского острова Крит на Средиземном море, что было по обычаю утверждено и императором Юстинианом II. Из творений святителя Андрея того времени известны многочисленные слова и поучения на различные праздничные дни. Вместе со своею паствой Критский предстоятель пережил нашествие сарацинов, которые бесславно отступили по молитвам архиепископа Андрея. Но святительское служение на Крите было последним его земным поприщем. Во время путешествия по церковным делам в Константинополь, на возвратном пути близ острова Митилены (Лесбос) в Эгейском море он скончался в некоем местечке Иерес в 712 году.

http://pravoslavie.ru/1604.html

Достигнув глубокой старости и чувствуя близость смерти, Евфимий беспокоился в душе, что дела Шемяки поставляли его в неблаговидное отношение к первосвятителю, которого высоко чтил он. Он послал нарочного с письмом, испрашивая молитв и прощения себе у святого Ионы. Святитель в ответе писал, что скорбит о болезни Евфимия, и потом говорил: «напоминаем тебе, сын мой, что ты стал было поступать слишком просто: того, кто отлучён был нашим смирением за преступления, вы принимали у себя, с тем приятельское имели общение в пище и питье, того удостаивали своего благословения. – И ты, сын мой, принеси покаяние в том пред Богом». Далее сказано, что если Евфимий выздоровеет, то прибыл бы в Москву; если же умрёт до прибытия посланных, прощальная грамота должна быть прочтена над гробом его 134 . Блаженный Евфимий преставился 10 марта 1458 г. 135 . Посланный первосвятителя, духовник Евмений, прибыл в Новгород уже спустя 16 дней после кончины Евфимия; гроб его, по его завещанию, стоял в храме любимой Вяжицкой обители. Когда открыли гроб, чтобы прочесть прощальную грамоту Евфимию, к общему изумлению, тление не коснулось человека Божия; он лежал как спящий; персты его были сложены для благословения. «Ещё хранит Бог Новгород; за него молится святитель Евфимий», сказал вслух Евмений и, прочтя грамоту Ионы, вложил её в руку Евфимия. Вскоре после кончины Евфимия стали истекать чудеса от святителя. Первый испытал на себе милость его игумен Вяжицкий Варлаам. Он сильно страдал от лихорадки и, когда возложил на себя схиму и вериги Евфимия, выздоровел. Сын Новгородского боярина Матфей, три года страдавший от головной боли, едва только возложил на себя схиму Евфимия при его гробе, получил исцеление. Подобно сему исцелились келарь обители, разбитый параличом, и многие другие. Особенно замечательно событие с протодиаконом святителя Феодором. В предсмертной болезни принял он иночество с именем Феодосия и сказал своим, чтобы похоронили его в Антониевой обители. Потом уже умирающий хотел он встать, но не мог, и велел всем оградиться крестным знамением. Что это значит? спросили его. «Блаженный архиепископ Евфимий пришёл ко мне и зовёт меня в свой монастырь; отнесите же меня в обитель на Вяжицы», сказал Феодосий и испустил дух 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1446 г. Шемяка захватил великокняжеский престол и вступил в сношения с Новгородом. – Для Новгородского архипастыря наступило затруднительное положение 129 . В 1451 г. святитель Иона писал к архиепископу Евфимию грамоту о том, чтобы старался он потушить волнения, поднятые в Новгороде Шемякой. «Я знаю, сын и брат мой, писал первосвятитель, что сам ты хорошо знаешь священное писание; но наше смирение, по долгу святительства своего, пишет тебе кратко... Благословляю тебя, сына, и брата, на то, чтобы ты сам наставлял и священникам приказывал учить духовных детей уклоняться от всякого худого дела». Тогда же первосвятитель особым посланием убеждал Новгородцев остановить беспорядки слепого своеволия, причём писал: «будьте во всём послушны нашему сыну и брату, а вашему отцу и учителю, Боголюбивому архиепископу Евфимию» 130 . По этому видно, что первосвятитель весьма уважал блаженного Евфимия. Но Новгородцы были не таковы, чтобы могли во всём слушаться великого святителя своего. Они никак не хотели прекратить связей с Шемякой. В 1452 г. первосвятитель писал архиепископу Евфимию, чтобы Новгородцы и кн. Димитрий прислали послов для испрошения прощения у великого князя Василия; иначе, прибавлял святой Иона, кровь падёт на того, кто хочет проливать её 131 . Шемяка, бессовестный клятвопреступник и жестокосердный враг, отлучён был от Церкви. Но Новгородцы и тогда не отставали от связи с ним. Шемяка до того умел обманывать других на счёт себя и льстить слабостям людским, что Новгородцы кричали: святая София – защита притеснённым. – Оружие великого князя восторжествовало над непокорными. Блаженному Евфимию пришлось быть ходатаем перед великим князем за преступных детей его. И великий князь простил виновных. Это было в 1456 г. 132 . Блаженный архипастырь ни в чём не щадил самого себя, был строг к себе. Заботы по управлению не удерживали его от выполнения правила иноческого; чего днём не успевал он сделать, довершал ночью: за час до утрени вставал он на келейную молитву и потом слушал церковную. службу. Часто всю ночь проводил он без сна; укрощая плоть, носил оп вериги, но о них никто не знал до самой кончины его 133 . Первую неделю Великого поста проводил он в Вяжицкой своей обители, в безмолвной молитве и ничего не вкушая.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010