Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Савва II Сербский, свт. - житие Предислав, будущий архиепископ Савва II, родился около 1200 года и был четвертым сыном святого сербского короля Стефана Первовенчанного. В то время как его старшие братья Радослав, Владислав и Урош по очереди владели Сербией, Предислав, пренебрегая мирской властью и величием, от юности последовал по стопам своего дяди – святителя Саввы. Как и его предшественники на первосвятительском престоле Сербской Церкви, он сначала подвизался в монастыре Хиландар на Афоне, откуда совершил паломничество на Святую землю. «В Иерусалим бо шествовав поклонитися Гробу Господню и видетель быти всем страстем Его. Тамо бо много време препроводив и паки возвратися», – говорится в его житии. Со временем хиландарский монах Савва был избран епископом Холмским с кафедрой в Стоне. Отсюда он впоследствии перенес епископскую резиденцию в церковь Святого Петра на Лиме. Известно, что после вторжения болгар и разорения церкви Святого Петра состоялся собор, на котором вместе с королем Урошем и архиепископом Арсением присутствовал и Холмский епископ Савва. Точная дата этого собора неизвестна, но упоминание о нем содержится в Лимской грамоте, относящейся к периоду с 1254 по 1263 гг. После преставления святителя Арсения (1233-1263) святой Савва был избран третьим по счету Сербским архиепископом и оставался у церковного кормила в течение семи лет до самой своей блаженной кончины. По словам своего биографа, Савва II имел особое попечение о соблюдении древних правил «святых апостолов и богоносных отцов» и управлял Сербской Церковью с великой преданностью и любовью. Он никогда не забывал о том, что обязательно будет нести ответ за данный ему талант и неослабно заботился о Богом дарованной ему пастве стада Христова. Святитель отошел ко Господу 8 февраля 1271 года в Печи и был похоронен здесь же в храме Святых Апостолов. Нетленные мощи святого источали благоухание и подавали исцеления притекающим к ним.

http://pravicon.com/info-3297

Поставление святителя Саввы стало очень большим успехом, так как сербы получили в лице святителя Саввы Предстоятеля своей крови и своего родного языка. Но этот Архиепископ оставался в подчинении высшей церковной власти не своей национальности, его верховным главой по-прежнему был Византийский (Константинопольский) Патриарх. Святитель Савва понимал, что такое положение оставляло открытыми двери для иностранного влияния на судьбы Сербской Церкви. Кроме того, он по своему собственному опыту знал, как трудна связь с Константинопольским Патриархом, когда почти всюду на Балканском полуострове было неспокойно. Поэтому, прежде чем вернуться на Родину, святитель Савва после горячей молитвы, снова обращается с просьбой к Патриарху и императору. Описав все невзгоды Сербской Церкви, приведя убедительные доводы, новый Архиепископ добился того, что Сербская Церковь получила в будущем право избирать своего Предстоятеля на Соборе местных епископов. Этим самым в истории Сербской Церкви началась новая эпоха, и был положен конец прежней неустойчивости. Сербская Церковь стала в ряд других автокефальных Церквей. Полный благодарности Господу за успешное окончание столь великого дела, святитель Савва отправился на Афон. Немало слез пролил он, разлучаясь со Святою Горой. Он вспоминал свое мирное, безмятежное житие на Афоне, свободное от всякого житейского попечения, посвященное одной только молитве и единомыслию. Простившись со святогорскими святынями и, отобрав из числа хиландарской братии несколько монахов для служения в Сербии, святитель отбыл на Родину. Всю дорогу святитель скорбел по оставленному им Афону. Однажды ему явилась во сне Пресвятая Богородица и сказала: " Встань и иди усердно на дело, на которое ты избран, не колеблясь сомнениями; ибо все те будет споспешествовать во благое " . Восстав от сна, Савва, полный радости, славя Бога, продолжил свой путь на Родину, который пролегал через знаменитый греческий город Солунь. Святитель Савва остановился здесь для того, чтобы подготовить себя к ответственному послушанию управления самостоятельной Сербской Церковью. Для этого ему были нужны гражданские и церковные законы. Святитель Савва занялся переводом с греческого языка, которым он в совершенстве владел, на славянский язык большого числа книг.

http://isihazm.ru/1/?id=1532

Савва выбрал возвышенность на правом берегу реки Ибар, в которую впадает Студеница, сам же Ибар впадает в Западную Мораву. Савва строил Жичу с тем же вдохновением, как некогда Хилендар, но уже с гораздо большим опытом. Он собрал лучших ремесленников и мастеров: каменотесов, кузнецов, плотников, резчиков по дереву – из Фессалоник и с греческих островов. Савва хотел сделать лучшее из лучшего. Он лично помогал, где мог, как советами, так и руками, особенно же своими усердными молитвами. И милостивый Бог отвечал на его молитвы чудесами. Однажды великий жупан приехал взглянуть на труды своего брата. Случилось там быть и одному расслабленному, коего принесли просить милостыню. Увидев столь беспомощного человека, Савва сжалился. Вместо того чтобы дать ему золота, он взял его на руки и с помощью своих учеников внес в храм (быть может, в небольшую церковь Святых апостолов, на скорую руку выстроенную еще до возведения большого собора). Савва покрыл болящего своим облачением. Был вечер. Савва остался наедине с расслабленным и, склонившись над ним, молился и плакал до самого утра. Перед рассветом, когда монахи обычно собираются у храма, он воззвал к больному: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа, тебе говорю, чадо мое, встань и ходи!» И тотчас расслабленный встал и пошел. Савва отворил церковные двери и выпустил исцеленного и радостного человека. Иноки и народ дивились, славя Бога. Весть о чуде быстро, словно пламя, разнеслась по всей стране. Ничто на свете не приводит народ в такое волнение, как чудо. После этого в Жичу отовсюду устремились больные, а Савва продолжал исцелять, молясь, возлагая на них руки и помазывая миром. Так Господь прославил прославляющего Его и прославил дело рук его. А Жича, благодаря Савве, стала знаменита даже прежде своего завершения. Глава 21. Одиночество святого Существуют два выражения, часто повторяющиеся в духовном делании: «стояние пред Господом» и «взыскание лица Господня». Афонского инока с самого начала учат исполнять эти два правила чрез постоянный личный подвиг. И ни один ревностный монах не желает оставлять Святой Горы, вовсе не потому, что он не любит людей, но потому, что не хочет пренебречь своими правилами, заключающимися в стоянии пред Господом и взыскании лица Господня. Даже те, кого цари и народы принуждали становиться архиепископами и патриархами, противились тому изо всех сил, а если в конце концов и покидали Афон, делали это скорбя и с тяжелым сердцем. Они чувствовали то же, что преподобный Арсений Великий , рекший: «Богу ведомо, что я люблю людей, но не могу быть одновременно и с Богом, и с людьми».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Память 8/21 февраля Предислав, будущий архиепископ Савва II, родился около 1200 года и был четвертым сыном святого сербского короля Стефана Первовенчанного. В то время как его старшие братья Радослав, Владислав и Урош по очереди владели Сербией, Предислав, пренебрегая мирской властью и величием, от юности последовал по стопам своего дяди – святителя Саввы. Как и его предшественники на первосвятительском престоле Сербской Церкви, он сначала подвизался в монастыре Хиландар на Афоне, откуда совершил паломничество на Святую землю. «В Иерусалим бо шествовав поклонитися Гробу Господню и видетель быти всем страстем Его. Тамо бо много време препроводив и паки возвратися», – говорится в его житии. Со временем хиландарский монах Савва был избран епископом Холмским с кафедрой в Стоне. Отсюда он впоследствии перенес епископскую резиденцию в церковь Святого Петра на Лиме. Известно, что после вторжения болгар и разорения церкви Святого Петра состоялся собор, на котором вместе с королем Урошем и архиепископом Арсением присутствовал и Холмский епископ Савва. Точная дата этого собора неизвестна, но упоминание о нем содержится в Лимской грамоте, относящейся к периоду с 1254 по 1263 гг. После преставления святителя Арсения (1233-1263) святой Савва был избран третьим по счету Сербским архиепископом и оставался у церковного кормила в течение семи лет до самой своей блаженной кончины. По словам своего биографа, Савва II имел особое попечение о соблюдении древних правил «святых апостолов и богоносных отцов» и управлял Сербской Церковью с великой преданностью и любовью. Он никогда не забывал о том, что обязательно будет нести ответ за данный ему талант и неослабно заботился о Богом дарованной ему пастве стада Христова. Свт. Савва II Святитель отошел ко Господу 8 февраля 1271 года в Печи и был похоронен здесь же в храме Святых Апостолов. Нетленные мощи святого источали благоухание и подавали исцеления притекающим к ним. Житие святителя Саввы II принадлежит перу одного из учеников Даниила Старшего, и было составлено до 1330 года. В житии говорится, что мощи святого почивают в Печи, «идеже вселепно и ежечасно поминается доныне, и есть память его преставления месяца февраля в восьмой день». В 1861 году митрополит Сербский Михаил (Йованович) составил и издал службу этому святому.

http://pravoslavie.ru/40569.html

Человек, как правило, или почитает великих, или завидует им. Алексий, более всего любивший весело проводить время с друзьями, искренне ценил Савву и Симеона. Он вздохнул потому, что не мог подражать им. Савва передал царю письмо от Симеона – оно произвело на Алексия огромное впечатление. Что просили Савва и Симеон? Во-первых, засвидетельствовать покупку Хилендаром земли у Ватопеда. Во-вторых, утвердить, что Хилендар всегда пребудет независимым сербским монастырем. И третье, дать свой царский скипетр, дабы он хранился в Хилендаре как знак присутствия царя. Когда будут избирать нового настоятеля, ему передадут скипетр, как символ полной и неоспоримой власти. Царь Алексий без колебаний исполнил все, о чем просил Савва. Он подготовил указ на пергаменте со своею золотой печатью и подписью. Вместе с ним он вручил Савве и царский скипетр, символизировавший царскую власть. Этот документ и скипетр и поныне хранятся в Хилендаре. Во время пребывания в Константинополе Савва жил в обители Пресвятой Богородицы Евергетиды (Благодетельницы). Он и его отец были ктиторами сего монастыря. Они обновили его, воздвигнув из руин, и поддерживали своими вкладами. По этой причине сербские монахи чувствовали себя здесь, как дома. Савва продолжал жить по монастырскому уставу, днем ходил в великую церковь Святой Софии, Влахернскую церковь и другие прославленные храмы и к находившимся в Царьграде гробницам христианских мучеников. Кроме того, он часто бывал при дворе для беседы с императором. Царь и царица с интересом расспрашивали о жизни своей дочери Евдокии и зятя Стефана, императорскую чету также интересовала духовная жизнь Сербии. При последней их встрече Алексий сказал Савве: «Отче, я исполнил все твои просьбы, а ныне прошу тебя поминать нас в молитвах ко Господу». С этими словами царь передал своему гостю сундук с золотыми монетами. Савва простился с Алексием, а затем нанес прощальный визит вселенскому патриарху. По возвращении в Евергетидский монастырь с Саввою произошло необыкновенное событие. Когда он наделял бедных милостыней, пред ним предстала некая неведомая жена и изрекла: «Человек Божий, Пресвятая Матерь повелела открыть тебе одну тайну, которая поможет тебе в трудах твоих. На Святой Горе близ твоего монастыря зарыты два сосуда с дукатами. Ищи и обрящешь их. Употреби богатство во славу Божию». Указав место клада, таинственная жена исчезла, а Савва, дивясь, долго пребывал в размышлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Одновременно с этим он прилагал много трудов для ускорения строительства и украшения Жичского монастыря. Когда строительство этой обители было завершено, святитель Савва постоянно созывал в монастыре, ставшим его резиденцией, Поместные Соборы, в работе которых принимали участие епископы, протопопы и священники Сербской Православной Церкви. На первом Соборе, святитель Савва выступил с торжественной речью, выразившейся в исповедании Православной Веры. Предстоятель осудил все ереси, и призвал всех участников собора строго соблюдать правила Православной Церкви, доказывая это словом и делом. В Жиче на Вознесение Господне 1221 года он торжественно возложил на правителя Сербии Стефана королевский венец, помазал его святым миром и одел в багряницу. По этому случаю состоялся Церковно-народный Собор, к участникам которого Сербский Архиепископ Савва обратился с такими словами: " Как я принял первосвятительскую власть и был поставлен во главе Сербской Церкви, так и он (Король Стефан), который по милости Божией управляет вами, должен быть коронован королевским венцом в честь и похвалу вашу " . Так святитель Савва венчал на Царство своего брата Стефана, который с этого времени стал именоваться Первовенчанным. Коронация Стефана имела большое церковно-государственное значение: она укрепила династию Неманичей, показала огромную роль Сербской Православной Церкви и лично святителя Саввы в деле подъема и укрепления национального и религиозного духа сербского народа. Так любящие братья достойно служили каждый на своем месте Господу и своему родному сербскому народу. Когда же пришло время умирать престарелому королю Стефану Первовенчанному, святитель Савва перед смертью постриг его в монахи с именем Симеона. Прах короля Сербии был положен в Студенецкой Лавре рядом с ракой его отца преподобного Симеона Немани. Новым сербским королем стал сын Стефана Первовенчанного Радослав. После десятилетнего пребывания на Родине в качестве Архиепископа Сербского, святитель Савва в 1229 году передал управление Сербской Церковью своему испытанному ученику - наместнику Жичского монастыря архимандриту Арсению, и отправился в паломничество по святым местам.

http://isihazm.ru/1/?id=1532

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 6 дней Святитель Савва Сербский.   Святитель Савва Сербский      День памяти 12-14/25-27 января       Фреска до реставрации. Приводим эту фреску, т.к. нам кажется, что реставрация оказалась неудачной.   " Пути, вводящаго в жизнь, наставник и первопрестольник и учитель бысть. Первее бо пришед, Святителю Савво, отечество си просвети, породив Духом Святым, яко древа маслична, всеосвященная ти чада. Тем яко и Апостолом и Святителем сопрестольна чтущи тя, молим, даровати нам велию милость " (Тропарь).   " Избраннаго от пелен Христовою благодатию и возлюбленнаго от юности Божиим Духом, девственное процветение Саввы блаженнаго, похвальные венцы вернии, ныне исплетше и божественную главу ныне венчавше зовем: радуйся отче, Божие обиталище " (Кондак).             Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В 17-летнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого - 1169 - древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам). Святая гора Афон.           Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода приказал дружинникам глаз не спускать с Ростислава. Но однажды, во время вечернего Богослужения, когда воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители.

http://isihazm.ru/?id=1532

    Святая гора Афон. Фреска после реставрации              На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии. В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита. В 1219 году в Никее на праздник Успения Пресвятой Богородицы Вселенский Патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву в сан Архиепископа всей Сербии. При этом преподобный Савва испросил у греческого императора право ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии собором епископов, что было очень важно для того времени частых войн между восточными и западными властителями.              Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, " исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая " . По пути с Афона, удрученный тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. Только слова явившейся святому во сне Пресвятой Богородицы - " имея Меня Споручницею к Царю всех, Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь? " - вызволили его из уныния, переменив печаль на радость. В память об этом явлении святитель заказал в Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери, поставленные им в церкви Филокалии.              В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время Литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро.              Ведя переговоры с венгерским королем Владиславом, объявившим войну Сербии, прославленный небесными знамениями святитель не только доставил желанный мир своему отечеству, но и привел в Православие венгерского монарха. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Чтобы укрепить независимое государство сербов, святой архиепископ Савва венчал на царство державного брата Стефана. По преставлении Стефана, венчав на царство его старшего сына Радослава, святитель Савва отправился в Святую Землю " со слезами облобызать Святой Гроб Христов и страшную Голгофу " . Вернувшись на родину, святитель благословил и венчал на царство Владислава и, для большего утверждения престола сербского, обручил его с дочерью болгарского князя Асана.       

http://isihazm.ru/1/?id=1532

1198 г. Савва отправляется в Царьград к византийскому царю Алексею III Ангелу и получает по согласованию с Ватопедом запущенные монастыри, между которыми и монастырь Хиландар. После ускоренных работ по обновлению, уже в июле Симеон переходит из монастыря Ватопед в сербский Хиландар. 1199 г. Савва снова путешествовал в Царьград для того, чтобы царь Алексей III Ангел новой грамотой (хрисовулой) Хиландар поставил под управление Симеона и Саввы, как полностью самоуправляемый и независимый монастырь. Савва воздвиг в Кареи пустынническую келью, предназначенную для монашеского уединения, которую посвятил Савве Иерусалимскому, кого монашеское имя получил. Возле келии воздвиг одну маленькую церковь . Полностью законченно строительство Хиландара. 1200 г. На Святой Горе умер отец Саввы, монах Симеон (13 февраля). 1201 г. Симеон прославлен как святой. 1202 г. Произошла вражда между братьев Саввы: Стефана Первовенчанного – Великого жупана и Вука – Великога князя Дуклинского. Вукан с помощью венгров оттесняет Стефана с престола. 1203 г. В Солуне епископ Николай Ериский из Ерисоса, Михаил Касандрийский и Дмитрий Адрамейский посвящают Савву в архимандрита. Рукоположение совершилось в церкви Святой Софии в Солуне. Стефан Первовенчанный с помощью болгарского царя возвращается к власти. Савва с мощами отца Симеона приходит из Святой Горы в Сербию и мирит поссорившихся братьев Вукана и Стефана в монастыре Студеница у мощей отца. 1207 г. Савва основывает первую сербскую больницу при монастыре Студеница. Ранее он основал больницу при монастыре Хиландар. 1208 г. Савва становится архимандритом монастыря Студеница. Заканчивает написание Студеницкого типикона (устава), приобщая к нему расширенное Житие святого Симеона, заканчивает Службу святому Симеону, начатую еще в 1200 году. 1214 г. Не получилось убедить болгарского династического наследника короля Стреза в том, что он без причины присоединился к врагам Стефана Первовенчанного, и что нужно вернуться к политике опоры на Сербию. После неудачной миссии Савва оставляет Стреза и возвращается в Сербию. Сразу после этого Стреза кто-то из его людей убил.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого - 1169 - древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам.) Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего Богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии. В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита. В 1219 году в Никее на праздник Успения Пресвятой БогородицыВселенский Патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву в сан Архиепископа всей Сербии. При этом преподобный Савва испросил у греческого императора право ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии собором епископов, что было очень важно для того времени частых войн между восточными и западными властителями. Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, " исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая " . По пути с Афона, удрученный тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. Только слова явившейся святому во сне Пресвятой Богородицы - " имея Меня Споручницею к Царю всех. Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь? " - вызволили его из уныния, переменив печаль на радость. В память об этом явлении святитель заказал в Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери, поставленные им в церкви Филокалии.В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время Литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро.

http://pravicon.com/info-3304

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010