В нашем синодском кружке перемен пока никаких нет. Пишет ли Вам из Рима о. Пимен? Я получаю изредка от него и о нем вести. Он успел уже войти в знакомство с некоторыми кардиналами; не знаю, на пользу ли ему будет это знакомство. Вероятно, посетит его и сделает ему нужные предостережения друг его, В. К. Саблер, недавно отправившийся с В. Княгиней в Швейцарию». 24-го числа писал я в Москву Высокопреосвященному Михаилу, Митрополиту Сербскому: «Получив извещение о намерении Вашего Высокопреосвященства посетить древний град Тверь, я не мог не пожелать лично встретить и приветствовать Вас, досточтимейший Иерарх, в своем епархиальном граде. Но лишенный этого утешения, я не мог ничего более сделать, как поручить своему преосвященному Викарию исполнить, вместо меня этот священный долг и выразить пред Вашим Высокопреосвященством чувства моего глубокого к Вам почтения. Не имея точных сведений о продолжительности вашего пребывания в пределах вверенной мне епархии, я не мог обратиться туда с этими строками к Вашему Высокопреосвященству, чтобы принести искреннейшую благодарность за вашу милостивую телеграмму, полученную мной 19-го числа. Если бы посещение Вашего Высокопреосвященства последовало в моем присутствии, я не преминул бы, по долгу гостеприимства, предложить Вашей Святыне мою скромную трапезу; но как я лишен этого удовольствия, то вместо чувственной трапезы, осмеливаюсь представить при сем Вашему Высокопреосвященству несколько духовно-литературных снедей, которые благоволите принять от меня благосклонно. Поручая себя и свою паству вашим святительским молитвам, с глубоким высокопочитанием и преданностью имею честь быть«… В этот же день (24 ч.) писал мне митр. Сербский: «Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко! По приезде в Тверь, я на другой день послал Вашему Высокопреосвященству телеграмму, в которой благодарил Вас за братское участие, которое нашел в Твери. Возвратившись из Твери, где нашел самый радушный прием и братское сочувствие, считаю своей обязанностью еще благодарить милостивейшего архипастыря Тверского за столь сочувственное соучастие к моем недостоинству.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Святитель Савва I, архиепископ Сербский, происходил из царского рода, но оставил богатство и суетную славу; на Афоне принял ангельский чин и проводил время в молитве, питаясь лишь хлебом и водой, терпя зной и холод, и при этом не носил обуви. Свт. Савва совершал щедрую милостыню и соорудил церкви во имя Рождества Богородицы, во имя свт. Иоанна Златоуста , Преображения Господня, построил келлии в Ватопеде. Родители его также приняли ангельский чин. Свт. Савва восстановил церковь во имя св. прав. Симеона Богоприимца и благоукрасил Ватопедскую обитель и монастырь Зиг, восстановил Хилендарский монастырь, который был назван Сербским. Большие сокровища свт. Савва раздал святогорским монастырям и пустынникам. Сам же он долгое время предавался подвигам молитвы в уединенной келлии. Святитель выкупал пленников и восстановил монастырь во имя Сорока мучеников. Много трудился свт. Савва на своей родине, просвещая светом Православия сербов. Он укрощал злобу правителей, совершал чудеса, и Матерь Божия помогала ему. Свт. Савва всех призывал к покаянию. Он вразумил венгерского короля, и тот отложил войну, утвердился в Православной вере и стал жить в смирении и любви. Свт. Савва призвал брата своего – царя Стефана к ангельскому житию и сам облек его в иноческий чин с именем Симеон. Бог дал св. Савве великую благодать, и он совершал исцеления и чудеса, и, удостоенный сана архиепископа Сербского, свт. Савва всех утверждал жить в вере, мире и любви. Он отошел ко Господу 12/25 января 1237 года. От мощей угодника Божия совершались многие чудеса, и свт. Савва стал покровителем Святой Горы и земли Сербской. Святитель Савва II, архиепископ Сербский, был племянником свт. Саввы I. Он в юности стал иноком, жил в Иерусалиме, затем подвизался на Афоне. Долгое время будучи первосвятителем Сербской Церкви, свт. Савва отличался кротостью и сиял многими добродетелями. Почил он 8/21 февраля 1267 года. Святитель Иоанникий, архиепископ Сербский. Долго подвизался на Афоне, вместе со свт. Саввой II, в посте и молитве. Был игуменом Хилендарской обители. Любил безмолвие. Будучи поставлен архиепископом Сербским, он поучал народ благочестию и правой вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сербляк л. 162. По известии о первосвятителях (Гласник VI, 28) «еще жив сый святый сей (Арсений) постави серблем архиепископа вместо себе Савву втораго». Так как блаж. Арсений († окт. 8, 1266 г.) 3 года пред смертию был болен, то конечно не позже 1263 г. Савва посвящен был в архиепископа Арсением. В том же известии сказано, что Савва архиерействовал 7 лет. Но тогда он умер в 1270 г., а это не могло быть. В 1269 г. был архиепископом Иоанникий. Да и само известие в другом случае (Гласник VI, 30) говорит, что Савва 2, как и Даниил, недолго был архиепископом.– Потому надобно положить, что блаж. Савва почил в начале 1268 г. В древнем уставе (Гласник XI, 194) сказано: февр. 12 «престависе архиеп. свет Савва втори». 441 Зап. геогр. общ. XIII, 173. В сербском уставе мая 12 «престависе архиепископь светы Никодим». Гласник XI, 194. Служба в Сербляке. л. 128. 443 Даниил пишет, что к. Милютин умер «летом яко рещи четырем минувшим архиепископу Никодиму», т.е. спустя почти 4 года после поставления Никодима в архиепископа. Поскольку же Милютин умер окт. 20, 1320 г., то возведение Никодима в архиепископа было в начале 1317 г., или иначе пред вознесением Господним. В хиландарской грамоте Милютина подписался «Савва по милости Божией архиепископь всех сербских и поморских земль». В приписке изчислены предшественники его: Савва св., Арсений, Савва 2, Иоанникий, Евстафий, Иаков, Евстафий 2 (Аврамовича Памятники 4. Григорович стр. 56). В житии Милютина сказано (Сербляк л. 57), что при к. Милютине были архиепископами: Савва 3, Никодим и Даниил. Это – неточно. При нём были: св. Евстафий (†1279 г.), Иаков (†1285 г.), Евстафий 2 († 1304), Савва 3 (1305–1316 г.) и Никодим. Но Даниил был архиепископом уже при Дечанском и Душане. 444 Гласник V: 62, 63. В Сербляке общая служба: «радуйся, Никодиме, подобный пророку Илии, доблестный ревнителю». 447 В Сербляке служба ему: «православными ученьми твоими иноплеменных ереси от церкве Христовы далече отгнал еси... Ревность божественную имея, яко Илия великий, гневом дыхаеши на враги креста Христова и сих отгонявши, якоже волки хищныя, от своего стада, пастырю блаженне».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Четырнадцать лет (1219-1233) управлял святой Савва Сербской Церковью. За это время он настолько укрепил в своей стране Православие, что понял - уже никакая сила не будет в состоянии его поколебать. В своем ученике-иноке Арсении он видел человека, наделенного большими достоинствами, впитавшего знания и поучения, преподанные ему. Чтобы избавить Церковь от всяких случайностей, святитель Савва установил определенный порядок избрания и назначения нового Архиепископа и положил начало его осуществлению, передав свою власть Арсению. Для этого Савва созвал в Жиче Собор епископов, которому сообщил о своем решении. Собор одобрил это решение, и Арсений в 1233 году был посвящен в Архиепископа Сербского. Найдя себе достойного преемника, святитель Савва, стремясь к уединенному молитвенному подвигу, вновь отправился в паломничество по святым местам. Ему было уже более шестьдесяти лет, когда он снова подверг себя всем тяготам пути, неизбежным в условиях того времени. В пути он заболел, но, переборов болезнь, посетил Александрийский, Антиохийский и Константинопольский Патриархаты. Завершив свое путешествие по странам Востока, он направился на Родину. По пути он посетил своего друга и родственника болгарского царя Иоанна Асана в его столице Тырнове, где был принят с большими почестями. Тяжелое путешествие сильно подорвало телесные силы святого подвижника. В Тырнове на праздник Крещения Господня святитель Савва служил Божественную литургию, это была его последняя литургия. Сильную стужу этого дня не выдержало его ослабленное тело. Архиепископ Савва слег в постель, и ему уже больше не было суждено подняться. Чувствуя приближение смерти, он переслал на Родину дары, которые он вез с собой, и стал готовиться к христианской кончине. В ночь с 13 на 14 января 1235 года, причастившись, со словами " Слава Богу за все " испустил дух первый сербский Архиепископ святитель Савва. Благоговейно облачив тело почившего иерарха, его ученики стали заботиться о погребении. Немедленно было послано извещение Болгарскому царю, который повелел Болгарскому Патриарху Иоакиму торжественно похоронить святого Савву в храме Сорока Мучеников в Тырнове, что и было исполнено. Царь приказал по случаю погребения святителя раздать из казны большую сумму золота нищим и убогим. Сам Савва перед смертью также завещал вещами и казной на свое погребение и поминовение в храм Сорока Мучеников.

http://isihazm.ru/1/?id=1532

Вот к такому человеку пришел теперь Савва со словами о мире. Всюду в горах виднелись шатры огромного войска. Стрез, между тем, принял Савву со всею почтительностью и притворным дружелюбием. Савва прежде всего начал тихо и миролюбиво говорить Стрезу о христианской любви и вере, обетованных нами в крещении; затем о том, что христианские правители должны вести себя честно и искренне по отношению друг к другу. Говорил об ужасах войны, о пролитой с обеих сторон христианской крови, о великом желании Стефана жить в мире со своим восставшим соседом... Но все было напрасно. Чем более Савва увещевал Стреза, тем более разгневанными становились ближайшие соратники принца. Стрез привык не к дружеским речам, а к лести или клевете. Вероятно, укротитель львов с плеткой в руке добился бы в разговоре с этим предателем большего успеха, чем Савва. В конце беседы угодник Христов изменил тон и пригрозил изменнику праведным Божиим наказанием за клятвопреступление и кровопролитие. Но даже эти грозные слова не подействовали на Стреза. Покинув крепость, Савва отправился в свой шатер, располагавшийся вне Просека. Стояла темная ночь. Савва, как обычно, погрузился в молитву. Невозможное человекам возможно Богу. После полуночи из дворца пришел человек с сообщением о смерти Стреза. Он рассказал, что, умирая, правитель звал Савву на помощь и говорил, что некий юноша, посланный Саввой, пронзил ему сердце мечом. Конечно, все понимали, что это был не посланный Саввою юноша, но ангел Господень. Наутро, узнав о смерти тирана, воины оставили лагерь. Савва возвратился домой в печальных раздумьях, ибо, хотя он и спас страну, но не сумел побудить Стреза к покаянию и спасти его душу. И вот Стефан обнимал брата со слезами радости и благодарности, а Савва скорбел о погибели человеческой души. После этого Савва обратился к сербскому воинству. Он сказал, что Господь заступничеством Пресвятой Богородицы и преподобного Симеона избавил Сербию от супостата. И что наказан был Стрез за его безумную гордость, за страдания, которые он причинил невинным людям и за его вероломство. А еще Савва призвал сербских воинов служить всемогущему Богу и воевать только тогда, когда речь идет о защите правды Божией: «Никогда не приблизится к вам никакое зло, если вы исполнитесь решимости и готовности творить волю Божию и неизменно будете возлагать упование на Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Мы не знаем, почему Савва несколько раз отказывал Стефану. Возможно, святитель не хотел приближать смену королевской власти. В конце года, однако, он получил известие, что Стефан при смерти. С великою поспешностью святитель выехал из Жичи. У самой столицы встретили его вестники, сообщившие о смерти короля. Сказали святому и то, что последними словами Стефана были: «Савва, Савва!» Государственные мужи, собравшиеся у смертного одра монарха, спрашивали его, кто из его четырех сыновей будет наследником престола. Умирающий ответил: «Королевство – не мое, а брата Саввы, спросите у него». Выслушав это, святитель принялся усердно молиться, чтобы Бог вернул жизнь королю – ненадолго, до вечера. Войдя в покои, где лежало тело брата, Савва подвел к нему старшего королевича Радослава, осенил Стефана крестным знамением и громко произнес: «Государь мой, говори!» И тот сказал: «Я даю Радославу мой королевский скипетр, а ты дай ему твое благословение». Савва благословил Радослава, потом облек брата в иноческую рясу и переменил ему имя. Король Стефан стал монахом Симоном. Вечером монах Симон, склонившись к груди Саввы, предал дух свой Господу. Так 24 сентября 1228 года закончилась земная жизнь великого христианского короля. В сопровождении множества народа тело почившего было перенесено из Раса в Студеницу и погребено близ гробницы преподобного Симеона. Савва же раздал беднякам милостыню за упокой души своего возлюбленного брата Стефана Первовенчанного, в иночестве Симона. Глава 33. Первое паломничество Савва не долго скорбел о почившем брате. А если и скорбел он, то не из-за его смерти, ибо знал, что Стефан продолжает жить; но из-за разлуки с благородным и крепким соработником во всех своих трудах, направленных на то, чтобы освятить сербов и привести их к Богу. После похорон короля Стефана Савва призвал в Жичу Радослава. Святитель наставил его следовать по стопам деда и отца и короновал в присутствии вельмож и множества народа. Затем Савва стал готовиться к путешествию в Святую Землю. Это было его давнее стремление. Обеспечив Сербии нового законного короля, увидев установившийся мир и порядок, святой почувствовал, что пришло время осуществить свое давнишнее благочестивое желание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Вести о вражде между его братьями, об угрозе, под которой оказалась православная вера, отзывались страшной болью в сердце святого Саввы. Торжество Вукана, подчинившемуся Папе Римскому, который располагал силами всей Западной Европы, угрожало Православию в Сербии. Следуя призыву брата, архимандрит Савва поднимает из раки тело своего отца, которое, несмотря на семилетнее пребывание в гробу, осталось нетленным, и с великими трудностями, через земли, где господствовали смуты и междоусобные войны, благополучно прибывает в сербские пределы. На границе Сербского государства в 1206 году тело своего святого отца с великими почестями встретили оба брата - Стефан и Вукан. С великим торжеством эти мощи были положены в монастыре Студеница, построенном самим Стефаном Неманей, сподобившимся стать святым Симеоном. В день памяти преподобного Савва испросил у Господа такое же излияние святого мира, какое бывало на Святой Горе. По этому поводу Савва сказал народу слово, в котором убеждал всех подражать добродетелям преподобного своего отца, угрожая нераскаявшимся грешникам страшным судом Божиим. Это слово произвело глубокое назидание на сербов. Вскоре Савва захотел вернуться на Афон, но Стефан заклинал его именем отца остаться в столь неспокойное время на Родине и приступить к укреплению Православной Церкви. Уступая этим просьбам, Савва остался архимандритом в монастыре Студеница, который был назван Лаврой святого Симеона. Целый год провел Савва в Студеницком монастыре, пребывая в молитвах и размышлениях о судьбах своей страны. Он видел, какие страшные раны нанесли государству междоусобицы. Видя, что в стране мало храмов, он повсюду начинает воздвигать церкви в монастыри; на перекрестках дорог ставит изображения креста Господня, чтобы православные христиане, видя их, чаще обращали свои помыслы к небу. В это же время он вместе со своим братом Стефаном приступает к строительству знаменитого Жичского монастыря, который потом стал резиденцией Сербского Архиепископа. Как видно, в Сербии Савва не оставил своего афонского образа жизни, а еще более усилил свои труды, изнуряя плоть постом и ночными стояниями. К подвигам иноческим он присоединил труды пастырские и апостольские. Он неоднократно обращается ко все еще враждовавшим братьям, требуя от них христианского примирения, которое принесет мир измученному войнами народу и вновь укрепит Православную Церковь в Сербии. И братья были вынуждены окончательно прекратить вражду, благодаря такому ангелу-примирителю каким был святой Савва.

http://isihazm.ru/1/?id=1532

Савва родился вследствие молитвы отца с матерью. Благочестивые родители дали и сыну благочестивое воспитание. Начали было учить его светским наукам и военному искусству; но не лежало сердце юноши ни к чему мирскому, а стремилось к духовному и небесному. Отказался он и от вступления в брак. Наслышавшись о жизни подвижников Афонской горы, Савва во время охоты скрылся и отправился на Афон. Отец, узнав, что он на Афоне, послал слуг за ним. Во время всенощной, когда слуги, утомленные продолжительностью службы, сев во храме для отдыха, задремали, игумен, по желанию Саввы, постриг его в иноки. Слуги возвратились к отцу с вестью, что сын его уже пострижен, а сам Савва написал родителям успокоительное письмо. Родители просили сына хотя навестить их, но он убеждал и их самих оставить мир и поселиться в обителях. И Стефан, отдав царский престол другому сыну, поступил в обитель с именем Симеона; равно поступила в обитель и мать Стефана Анна. Недолго жил иноком отец Саввы; через 8 месяцев скончался. Похоронив отца, Савва посвятил себя уединению, заключившись в келье в Карее. Но среди великих подвигов самоумерщвления он не оставлял и дел милосердия. Вследствие молитвы, Савве явился во сне отец и сказал, что Бог прославил его. Чрез год Савва открыл мощи отца, и они оказались нетленными. По времени они были перенесены в Сербию. Господь судил и самому Савве возвратиться в Сербию. Когда римские католики стали проповедовать свое неправое учение в Сербии, то Савва просил греческого императора и патриарха дать Сербии самостоятельного архиепископа. Те упросили самого Савву принять на себя сан святителя. Савва с грустью оставил любимый Афон. Прибыв в Сербию, св. Савва благоустроил сербскую Церковь : поставил несколько епископов, поучал их быть примером своему стаду; сам каждый воскресный и праздничный день предлагал поучения; всюду и всех возбуждал к покаянию и добродетельной жизни. Устроив все и назначив себе преемника, отправился в Иерусалим на поклонение гробу Господню. На возвратном пути заехал к болгарскому королю, заболел и скончался в 1237 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Покорность игумену, взаимная любовь и согласите, усердное исполнение возложенного на каждого дела, должны были быть непременной обязанностью каждого инока. Вскоре после того, как Савва окончил свой труд по составлению Устава монастыря, он был рукоположен в диакона и пресвитера епископом города Иериссо Николаем, имевшим право на Афоне поставлять во священство. Написав Устав для Хиландара по началам общежития, Савва написал и для своей кельи Устав по началам отшельнической жизни. Место для безмолвия Савва избрал себе в Карее. Эта келья была независима от игумена Хиландара. Брат, поселенный в этой келье помимо обычного богослужения должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и совершать особые поклоны в конце каждой службы. Пять дней положено вкушать пищу один раз в день, при том в понедельник, среду и пятницу без масла и вина. Во время безмолвия в Карее Савва написал житие своего отца - преподобного Симеона. Однажды ночью явился Савве преподобный Симеон в лике святых, украшенный Небесной Славой, он утешил сына извещением о своей блаженной участи, обещая и ему подобное блаженство. Со слезами радости, возблагодарив Бога и своего родителя за то, что получил такое утешительное известие, Савва с дерзновением стал молить Господа, чтобы он открыл святые мощи его отца. В уповании на милость Господа, он призвал Прота и других афонских игуменов, чтобы совершить поминовените своего отца в день его памяти. Собралось множество старцев, так, что храм переполнился иноками. После вечерни блаженный Савва попросил Прота совершить утреннее пение при гробе старца Симеона. И в то время, когда братия отдыхала, Савва взошел на столп, где провел всю ночь в молитве, усердно прося Господа, чтобы Он прославил его отца. Во время утрени, когда Прот совершал обычное пение и приносил молитвы о упокоении старца Симеона, храм вдруг наполнился благоуханием; было слышно, как будто тихий ветер исходил из гроба святого. Все предстоящие увидели, что мраморный гроб преподобного Симеона весь наполнился миром. Полные удивления и ужаса присутствовавшие в храме, оставив богослужение, со страхом восклицали: " Господи помилуй! " Тогда Прот призвал Савву, который со слезами умиления облобызал раку с мощами своего отца. Прославив Господа, предстоявшие помазались святым миром. Новоявленный святой совершил много чудес. Одержимые духами нечистыми и разными болезнями от прикосновения к его гробу и помазания истекавшим от него миром получали исцеление. И не только от мощей, но и от настенного изображения преподобного Симеона истекало чудотворное миро.

http://isihazm.ru/1/?id=1532

Когда прошло первое чувство удивления, все возрадовались тому, что Бог , по Своей безмерной милости, сделал одного из них, смиренного монаха, великим святым. Так печальная заупокойная служба претворилась в радостное благодарение Бога, даровавшего Афону и всему православному миру нового заступника. Собрав в скляницу благоуханное миро, Савва послал ее своему брату, великому жупану Стефану. Проту Дометию Савва полюбился как величайший подвижник молитвы. Прот часто убеждал его принять священнический сан, но Савва всегда отказывался, говоря, что не достоин столь великой чести, на что прот отвечал: «Дал бы Господь и мне быть таким недостойным». Наконец, к радости отца Дометия, Савва уступил. Для совершения хиротонии был приглашен из Ерисоса епископ Николай. Прибывший в Хилендар архипастырь рукоположил Савву сначала в иеродиакона, а на следующий день – в иеромонаха. Савва принял этот сан, когда ему исполнилось тридцать, как и предписывают древние каноны Церкви. Вскоре молодой иеромонах по делам Хилендара отправился в Фессалоники. Этот прекрасный город мог соперничать с Константинополем многочисленными шедеврами византийской живописи и архитектуры, знаменитыми храмами, гробницами многих святых во главе с прославленным покровителем города Димитрием Солунским. В Фессалониках существовал монастырь Филокалис, в коем еще до святого Саввы жили сербские иноки. Историей отмечено, что они приняли видное участие в обороне города от пиратов-кочевников из Сицилии в 1185 году, прежде нежели Савва прибыл на Святую Гору. Савва обновил эту обитель, богато одарил ее и, приезжая в Фессалоники, всегда останавливался здесь, как, впрочем, и все хилендарские монахи. Прибыв в город, Савва посетил фессалоникского митрополита Константина, у которого вновь встретил хиротонисавшего его епископа Николая. Епископ с воодушевлением рассказывал митрополиту о новом сербском монастыре на Афоне, хваля Симеона и Савву как истинных людей Божиих; говорил о чудотворных мощах первого и о трудах и благотворении второго. Митрополит смотрел на молодого иеромонаха с уважением и большой симпатией. Он предложил Савве сослужить ему в кафедральном соборе, на что Савва с радостью согласился. На литургии митрополит возвел Савву в сан архимандрита. Глава 15. Брат против брата

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010