Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1Кор.14:20). Верую в Сына Божия, верую что обретете жизнь вечную и еще здесь — неоскудеваемую пищу, если сохраните то, что я, смиренный, заповедал и проповедал. Ибо это Истинный Бог и жизнь всем, и если чего попросите у Него, послушает вас (ср.1Ин.5:20;Ин.17:3;Ин.14:13-14;16:23). Детки мои, внимайте и хранитесь от зла, чтобы никто не остался вне дворца! Если же, братия, кто ленив, как и я, то, обличая свою достойную порицания немощь, и жалкую леность, и тяжесть сна, однако пусть воспрянет, возлюбленные, и представит себе дары, которые Господь обещал даровать любящим Его и трудящимся ради Него. Ибо божественный Апостол говорит: Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Ибо к этой тайне и Ангелы желают приникнуть (ср.1Пет.1:12). И еще: " Не похожа слава этого мира на славу будущего века " (ср.2Кор.3:10). Так же и муки мира сего — ничто по сравнению с будущими, ибо, по словам Апостола, и сам сатана дрожит от них (ср.Иак.2:19). Знай, возлюбленный: пострадавшим принадлежит честь и слава, а ленивым и непотребным, после телесного упокоения — вечная мука. Рассмотрев все это и укрепившись о Господе, станьте крепко против лености, отбросив всякую гордость и остаток злобы, в кротости примите слово, могущее спасти ваши души (ср.Иак.1:21). Будьте творцами слова, а не только слушателями, помышляя в себе, что слушающий слово и не творящий заповеданного им похож на человека, рассматривающего свое лицо в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. А проникнувший в совершенный закон свободы и оставшийся в нем будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет (см.Иак.1:22-25). Ибо я написал вам, как надо поступать; возьмите это как бы за некое мерило и за образец. И не только вы, но и оставшиеся после вас в жизни сей. То, в чем нуждаетесь для души и тела, вам указано, а заглядывая в этот устав, будете иметь с Богом и Помощницу, Пречистую Его Матерь, и мою, хотя и грешную, молитву с тем, чтобы, исправляясь без заблуждения, вы смогли совершить свое жительство. Останьтесь в подвигах для блага. Не уклоняйтесь ни на десно, ни на шуе (Прич.4:27), но по силе, кто сколько имеет, шествуйте царским путем, памятуя, что вы есть. Есть будешь от плодов трудов своих (ср. Быт. 3: 19). Блажен ты, хорошо тебе будет. Стремясь войти через узкие ворота и тесным путем, ведущим в жизнь вечную (ср.Мф.7:13), любя друг друга, покоряясь друг другу, друг друга бремена носите (Гал.6: 2), единомысленно покоряясь вашему старейшине-игумену.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=101...

Опять заповедую вам: оказывайте всякую честь и благомыслие, почитание со страхом, непоколебимую покорность, послушание вашему игумену, как сказал некто из Святых Отцов. Ибо говорит: «Если пекущиеся о вас будут за вас отвечать, то как не покоряться им во всем и не быть послушными и услужливыми, как остальные члены тела – голове?» И божественный и великий Апостол Павел вот как говорит в своем Послании к Евреям: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» ( Евр.13:17 ). Но храня друг с другом единомыслие, любовь и мир, между собой разогревайтесь любезной волей, утверждая друг друга, направляя, утешая, поднимая, поучая и побуждая к любви и добрым делам, и просто словам – на все благое, спасительное, добродетельное, похвальное ( Фил.4:8 ), стараясь исполнять, насколько возможно. Ибо Господь наш Иисус Христос сказал: «Сие заповедую вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас» ( Ин.15:12, 15:17 ), и снова: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). Видите, Чьими будем учениками, соблюдая это; видите, какой славы и веселия достигнем, поучаясь от Владыки Человеколюбца. Потому со всем старанием и со всей силой и ревностью да внимаем Его заповедям. Глава 42. Прощальное наставление Я многогрешный и неуклюжий для духовного подвига, был в нашем монастыре Пресвятой Владычицы и Богородицы, Наставницы нашей, и послужил ли, или потрудился ли, и принял ли великие скорби – не знаю. Говорю по апостолу Павлу: «В теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает» ( 2Кор.12:2 ). Так скажу я и о себе: сделал ли я что из сказанного – не знаю: Бог знает! Ибо оставался я в монастыре до тех пор, пока не собрал ваше о Господе возлюбленное стадо, после того как моей немощи помогла Владычица наша и Госпожа Богородица Наставница. Когда я говорил, как Христос говорил Своим ученикам: «Мир вам» ( Лк.24:36 ; Ин.20:19 ), – я подумал: «Когда, желая вас собрать или послужить вам, я пребывал с вами в монастыре, то из любви к вам забывал о многих своих согрешениях, содеянных мною пред Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Хиландарский устав Свободную беседу пресекайте, насколько возможно. Хиландарский устав Ум наш, таким образом, пусть будет на небесах в созерцании райских красот, вечных обителей, хоров ангельских, тамошней жизни. Житие Святого Симеона Какое совершенное тело получит душа в тот час? Каково будет собрание множества людей от Адама до конца света? Каково будет Христа страшное и Солнца светлейшее лицо? Каков Его голос услышим? Будем ли праведниками, которых принимает в Царство Небесное или грешниками, которых отправляет на вечные муки? Житие Святого Симеона А благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и приобщение Святого Духа да будет всегда со всеми вами, аминь! Письмо студеницкому игумену Спиридону 6 И мы, сотворившие Его волю, получим от Него спасение в сем веке и в будущем, если верно сохраним Его заповеди, которые Сам Господь заповедовал соблюдать и обещал нам небесную награду за них, молвив: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдает слово Мое, тот не увидит смерти вовек» ( Ин. 8:51 ). Письмо студеницкому игумену Спиридону И помышляйте доброе перед Богом и людьми. Полагайтесь всем сердцем на Бога, а своей премудростью не величайтесь. На всех путях своих знайте, что если правыми будут пути ваши, то ноги ваши не споткнутся. Не будьте мудрыми для себя, но бойтесь Господа и уклоняйтесь от любого зла, тогда дано будет исцеление телу вашему и покой костям вашим. Житие Святого Симеона Как уже многие начали составлять повествование о совершенно известных между нами событиях, случилось и мне, наихудшему из всех, а вместе с тем и грешному, написать вам по порядку ( Лк. 1:1–3 ), как от лица того, кто болеет и желает, чтобы вы, любимцы мои, приняли устанавливаемый вам устав сих богопреданных служб с умилением и молитвами, покорностью и терпением, благодаря которым сотворите Господа милосердным. Хиландарский устав И прошу всех вас, братия и возлюбленные о Господе чада моя, чтобы вы Господа ради ничего не нарушили и неизменно во всем хранили то, что я, ваш смиренный отец, заповедал вам. Храните мою волю, и принятое, и совет, и заповедь, которые всем вам на пользу, и служат к душевному спасению, утверждению и смирению всех, а моему отцу – скажу так пред Господом – на похвалу и украшение.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Действительно, нас не убаюкивают нелепые доктрины о повторной жизни на земле (реинкарнации), что означало бы и многократную смерть: мы веруем в единственную жизнь и единственную смерть на земле, а потом – суд. Сие есть учение Христово. Следуя этому учению Христа, Его ученики несут разнообразные труды, и в этом им нет равных в мире. Наша земная жизнь – наша единственная возможность. Философы безбожники обычно говорили: «Будем наслаждаться сегодня, ибо завтра умрем». Христиане же могут сказать: «Будем трудиться сегодня, ибо завтра предстанем на суд». Два брата, Савва и Стефан, наполнили свои дни благими делами в мудром ожидании кончины. Стефан следовал примеру отца, а еще больше – примеру брата, видя всестороннее духовное преуспеяние Саввы, его неустанные труды, его неустрашимость пред лицом смерти и его сверхъестественные усилия в подготовке к жизни вечной. С годами, вдохновляясь житием брата-монаха, Стефан все более и более стремился подражать ему. После своей коронации и после того, как утихли вызванные этим событием бури, благоверный король имел мир со всеми и жил счастливо, славя Бога. Отважный и на войне, и в мирное время, весьма прилежный ученик, добросердечный друг и благодетель, прекрасный писатель, приятный собеседник и набожный смиренный человек – таков был король Стефан. Между тем, при всем своем счастье и мире Стефан, подобно Савве, думал о конце жизни и суде. Никогда не мог он забыть табличек, которые иноки в Студенице помещали над дверями своих келий. На них было написано: «Помни час смертный, и вовеки не согрешишь!» Стефан любил монахов не только потому, что их любил Савва, но и за их непрестанную память смертную и подготовку к жизни вечной. И сам он хотел стать иноком. Неудивительно: ведь были монахами его отец Симеон и брат Савва; старший брат Вукан тоже принял постриг, скончался как монах Феодосий и был похоронен в Студенице рядом с отцом. Стефан уже порядком состарился. Ему шел седьмой десяток, он овдовел и болел. Он просил брата о пострижении в иночество, но Савва откладывал постриг. Однажды, сильно разболевшись, Стефан послал за святителем гонца. Савва прибыл и молитвою исцелил короля, но не постриг, хотя Стефан говорил, что более желал бы умереть монахом, нежели продлить дни свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Говорите, братья, всем неверующим, которые не верят в чудо Сына Божиего и считают неправдой все написанное в Священном Писании , что Сын Божий творил чудеса – пусть поверят они тем чудесам и делам, которые Бог и сегодня творит для тех, кто в Него верует». Кто-то крикнул Господин Савва П. рассказал нам следующее: «Вспоминается необычайный случай времени детства. Я, малый еще, возвращался из школы домой. Было очень жарко, и я прилег в тени под деревом передохнуть. Прилег и уснул. И вдруг слышу, как кто-то окликает меня по имени: «Савва! Савва!..» Я проснулся и откликнулся: «Что? Кто зовет?» Осмотрелся: никого нет. Точнее, не совсем никого. Совсем рядом вижу змею – кольцом свернулась, подняла голову и язык высунула в мою сторону. Я застыл в страхе. А потом вскочил и понесся что было сил домой. Кто крикнул тогда, не знаю, но знаю, что голос тот донесся до меня с того света». И далее господин Савва рассказал, как и позднее в жизни его несколько раз случалось, что его кто-то окликал по имени и пробуждал ото сна. Причем происходило это именно тогда, когда близко была опасность: однажды коровье стадо зашло в кукурузу и т.д. Слышался голос Ангела Русский журнал «Православие», издающийся в Нью-Йорке, сообщает вот о каком, произошедшем в 1935 году, чудесном случае: «Епископ Аляскинский Антонин плыл на пароходе по морю. Пароход разбился об остров в Беринговом проливе. Владыка, в числе пятерых спасшихся, добрался до берега. Однако те четверо вскоре умерли. А епископ провел там, на камнях, покрытых снегом, тринадцать дней. Он непрестанно молился Богу, и однажды утром услышал голос Ангела: «Еще три дня, и ты будешь спасен». И действительно, через три дня туда прибыло трое жителей Алеутских островов, спасшихся после крушения того же парохода. Они добрались к своим, сообщили, что епископ погиб, и втроем на моторной лодке отправились искать его тело. Между тем на Аляске и на островах, куда дошла весть о гибели владыки, уже совершались службы за упокой его души. И каким было удивление этих алеутов, когда нашли владыку живым! Они взяли его, совершенно замерзшего, и положили на мотор своей лодки, чтобы отогреть. Долго отогревали. Хотя считали, что так или иначе владыка останется без рук и ног. Но владыка полностью выздоровел. Он вернулся к своей пастве и сейчас непрестанно благодарит Бога». О косьбе на Троицу

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Пусть верят они этим чудесам и удивительным событиям, которые Бог и ныне творит с теми, кто в Него верует. Описал это чудо я, Петар Козлич из Шашинаца». Кто-то крикнул Господин Савва П. поведал нам следующее. «С детства помню я об одном неординарном событии. Как-то раз возвращался я из школы домой. Стоял ужасный зной, и я прилёг в тени под деревом. Лёг и заснул. И вдруг услышал, как кто-то кричит мне: «Савва! Савва!» Я проснулся и отозвался: «Что такое? Кто кричал?» [Но] оглянувшись вокруг, никого не увидел. Но нет, всё-таки кто-то есть! Рядом с собой заметил я свернувшуюся клубком змею. Подняла она голову и поползла было ко мне. У меня мороз пробежал по коже. Вскочил я – и стремглав домой. Кто мне крикнул, не ведаю; но знаю, что голос тот донёсся ко мне не с этого света». Тот же господин Савва говорил, что и в дальнейшей жизни с ним случалось такое, что некто окликал его по имени и будил ото сна. «Происходило это, – добавляет он, – когда рядом была какая-либо опасность: однажды стадо зашло на кукурузное поле и т.д.». Услышал глас Ангела Русский журнал «Православие», издаваемый в Нью-Йорке, сообщает о следующем чудесном случае, имевшим место в 1935 году. Епископ Аляскинский Антонин плыл на пароходе. У одного из островов в Беринговом море произошло кораблекрушение. Владыка и ещё четверо пассажиров кое-как добрались до берега. Но те четверо очень быстро умерли. А епископ прожил на острове 13 дней – [стоя] на камне [весь] засыпанный снегом. Непрестанно молился он Богу и однажды поутру услышал глас Ангела: «Ещё три дня, и ты будешь спасён». И действительно, на третий день прибыли три алеута с Алеутских островов – спасённые с того самого разбившегося корабля. Прибыли они к своим соплеменникам и известили их о гибели епископа. И вот трое на моторной лодке поплыли, чтобы отыскать тело владыки Антонина. А тем временем всюду на Аляске и на [близлежащих] островах, куда донеслась весть о его гибели, уже совершались по нём заупокойные богослужения. Но сколь изумлены были те три алеута, когда нашли епископа живым! Взяли они его и поднесли к двигателю своей лодки, чтобы владыка, весь заледеневший, оттаял.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Во-первых, мог он упрекать нас в расхлябанности и податливости, почему так легко поклонились мы европейским идолам. Моисей сетовал пред Богом на народ упрямый и твердолобый. Святой Савва может жаловаться на нас как на народ шаткий и мягкотелый. Во-вторых, мог он нас обвинять в том, что сербские властители вознесли и папу, и Магомета выше него. Вас интересует, отчего ещё Святой Савва мог предстоять пред Господом Богом как наш обвинитель? И действительно, есть ещё десять или двадцать видов преступлений, в которых по праву мог он быть истцом. Мог он нас обвинять за не состоящих в браке, но развратных пожилых людей; за женатых, но ветреных юношей; за бездушных процентщиков, за одиноких скряг и алчных разведённых лиц, не имеющих детей; за нечистый ум, за скверный язык, за богохульство, за обиды и оскорбления родителей, за осмеяние учителей, за соревнование в том, как перехитрить друг друга, вместо того чтобы друг другу по-братски помогать; равно как и за то, что ставили мы и что не ставили на площади перед палатой Народной скупщины – за памятники лошадям, а не людям, которым должно подражать; а сверх того, за то, что не водрузили мы крест на оном фараоновом памятнике Неизвестному герою на горé Авала. И ещё многие грехи и глупости мог ставить нам в вину Святой Савва пред Христом, Богом своим. Впрочем, если и изрекал он укоризны в наш адрес, то и молился о нашем помиловании, – и Господь поразил нас, а затем пощадил. По Своей непостижимой премудрости, которая, образно говоря, бесчисленными очами зрит всё прошлое от начала и всё будущее до конца, Господь подаёт [нам] то лекарство, которое соответствует заболеванию, и тот венец, который знаменует честь любого человека и всякого народа. Да и Святой Савва никогда не будет просить Бога о том, чтобы Бог истребил его народ, но чтобы в чести даровал Он ему помилование, а в болезни подал ему горькое снадобье, полынь от лихорадки; ах, братья, [именно] полынь от горячки сребролюбия, и властолюбия, и самолюбия, и сластолюбия [(сладострастия)], то есть от всякого воспаления любым превратным видом любви, которой сей народ заменил любовь к Богу и любовь к ближнему. Аминь. XII

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

После недолгого отдыха начался крестный ход в сопровождении священнослужителей, с духовными песнопениями, при непрестанном колокольном звоне и каждении. К шествию присоединялся народ, певший от радости. Ибо их прежний могущественный государь и правитель Неманя, при котором они наслаждались миром и благоденствием, ныне возвращался к ним как святой, дабы защитить их, лишенных покоя и обнищавших из-за несогласия и столкновений между братьями. Все теперь исполнились надеждою и ожиданием блага. Хотя великий старец был мертв телом, но, как святой, он был жив и более силен ныне, чем в то время, когда их оставил. Святые всегда сильнее королей и царей. Кроме того, тут был и его прекрасный сын Савва, о святой жизни и самозабвенных трудах коего в сербском народе уже ходили легенды; так что не знали, кем больше восхищаться и кому оказать большее почтение, отцу или сыну. Оба возвращались на землю Сербии как Божие благословение и бесценное сокровище. У врат Студеницы процессию встретило духовенство во главе с игуменом Дионисием, поставленным на эту должность еще Неманей. После заупокойной литургии прославленное тело преподобного Симеона было положено в мраморную гробницу, которую он приготовил еще при жизни во время строительства Студеницы. Принц Вукан со своими сыновьями и внуками также присутствовал при этом. Он приветствовал Савву с великим уважением, не как брата, но как духовного отца и господина. Немного отдохнув, Савва начал ежедневное служение Божественных литургий, на которых усердно молился об умножении любви между братьями. На каждой службе он произносил проповеди , предостерегая, назидая, поучая и утешая великих и малых. В богослужениях Савве помогали отцы-святогорцы. Они были восхищены величием и красотою мраморного храма Студеницы и растроганы любезностью и гостеприимством сербских монахов и народа. По желанию Саввы они при всяком удобном случае беседовали с сербскими иноками о святом жительстве, ведущем ко спасению и жизни вечной. В это время Савва беседовал со своими братьями, Стефаном и Вуканом. Слушая угодника Божия, Вукан стыдился, ибо согрешил он, нарушив отчий завет. Он уверял, что бунт произошел не по его желанию, но по наговорам его вельмож. Таким образом прекратилась вражда между братьями, которые продолжили свою жизнь во взаимной любви, так что и народ сохранил их в памяти как примиренных братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Савва уже знал, что надо совершить. Без колебаний он с великими почестями перенес мощи в Жичу. По мысли святителя, правильным и логичным было сделать местом их упокоения именно Жичу. Так король Стефан, перед смертью ставший монахом Симоном, после смерти стал преподобным Симоном. Народ, однако, и доныне зовет его просто «святой король». И так, укрепленный теперь более, чем когда бы то ни было, святитель продолжил свою великую миссию: проповедовать Евангелие, лечить нравственные раны грешников и объединять народ в вере и любви. Благородным устремлением Саввы было сделать сербов святым народом, по слову Господню: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» ( Лев.19:2 ; 1Пет.1:16 ). Если в то время, когда Господь Бог управлял Израилем, предполагалось, что народ освятится чрез жертвенную кровь тельцов, – кольми паче Бог ожидает, что народ христианский освятится чрез кровь Сына Его единородного! Савва сначала творил, а затем учил. Поэтому его нельзя было обвинить в лицемерии, присущем учителям, которые сами не исполняли того, чему учили. Он скорбел, сталкиваясь с расхождениями между проповедями и жизненной практикой, посему постоянно подчеркивал необходимость исправного жительства. Святитель неустанно наставлял духовенство вести нравственную жизнь. Самая лучшая проповедь не принесет пользы, если поведение проповедника ей противоречит. «Каков священник – такова и проповедь». Глава 36. Защитник История дает человечеству многие уроки, но прежде всего дает не тем, кто желает поучать других, а тем, кто сам любит учиться. Один из таких уроков состоит в следующем: гораздо труднее сохранить, чем приобрести. Это относится не только к империям, созданным в результате завоеваний, но и к народам одной крови, веры и языка, соединившимся в единую национальную державу после долгой разобщенности и борьбы. Сложность сохранения национального единства всегда проистекала из действия центробежных сил в лице надменной и себялюбивой аристократии. Народные массы, если их не ввели в заблуждение, всегда настроены центростремительно – иными словами, они, руководствуясь природным умом и опытом, стремятся к укреплению центра.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Сербский святой целых два десятилетия отвечал отказом на просьбы своих родителей и братьев возвратиться с Афона в Сербию. Лишь когда его вынудили сложные обстоятельства, он решил отправиться на родину, притом только на краткое время, с намерением при первой же возможности вернуться назад. Тем не менее он пробыл в Сербии десять лет. Хотя все эти годы Савва наполнил чрезвычайно полезными и богоугодными трудами, служа всем, кроме себя самого, печаль о Святой Горе не покидала его. Уединение в Верхней испоснице помогало преодолевать печаль, но не избавляло от нее. Как и все чуткие люди, он чувствовал себя одиноким среди мирской суеты и мог бы повторить слова Псалмопевца: «Чужд бых братии моей, и странен сыновом матере моея» ( Пс.68:9 ). Хорошо известно: величайшие угодники Божии переживали и величайшую внутреннюю брань, во время коей иногда впадали в малодушие, как свидетельствуют о себе даже апостолы ( 2Кор.12:7–9 ). В такие моменты муж духовный, осознающий, что люди не могут ему помочь, жаждет уединения. Чем значительнее становились свершения Саввы, чем большее признание он получал, тем все более одиноким себя чувствовал. Мир, казалось, становился преградою между Богом и угодником Божиим. Вспоминая о своем жительстве на Святой Горе, он испытывал отчаяние и смятение. Поэтому принял решение удалиться. Некоторые из современных историков указывают, что Савва оставил Сербию из-за некоторых серьезных разногласий со своим братом. Дело в том, что Стефан развелся со своей первой женой Евдокией, дочерью императора Алексея Ангела, и из чисто политических соображений женился на Анне, племяннице венецианского дожа Энрике Дандоло. Эта амбициозная женщина была католичкой и желала, чтобы ее муж стал королем, а сербы приняли католическую веру. Возможно, Венецианская республика, посредничала в деле, которое Анна предложила папе Гонорию III, бывшему в то время монополистом по части королевских корон. Стефан, несомненно, находился в отчаянном положении, так как против него объединились два римокатолических короля, Энрике Латинский и Андрияш Венгерский, – конечно, не без благословения Рима. В такой опасной ситуации Стефан, приняв план своей супруги, послал делегацию к папе, а сам поспешил лично встретиться с королем Андрияшем, который, вместе с Энрике, уже направил войска против Сербии. Удивительно, но сербскому жупану удалось договориться с венгерским королем, и они даже сдружились. Стефан ничего не уступил и ничего не потерял. Более того, Андрияш обещал посодействовать тому, чтобы король Энрике оставил Сербию в покое. Тут папа присылает Стефану корону римокатолического короля. Но этому венчанию на престол не дано было осуществиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010