Сохранились саккос и посох П., к-рые на протяжении веков почитались на Руси как национальные святыни. При интронизации митрополитов всея Руси, а затем и патриархов Московских на них возлагался саккос первосвятителя града Москвы и вручался им его жезл (Первосвятители Московские. М., 2001. С. 127-129). Кроме того, в синодальной ризнице хранились предположительно принадлежавшие П. панагия, епитрахиль и митра ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 160-161). Особо почитаемой была и хранящаяся в московском Успенском соборе Петровская икона Божией Матери. Во время московского пожара 1547 г. свт. Макарий, покидая горящий Кремль, «взем с собою образ Богоматере, его же великий чюдотворец Петр митрополит написал своею рукою» ( Макарий (Веретенников) , архим. Повести, написанные по благословению свт. Макария, митр. Московского//АиО. 2001. 2(28). С. 134). 5 окт. 1853 г. цесаревич Александр Николаевич (см. Александр II Николаевич ) по случаю рождения у него дочери Марии повелел изготовить крест к мощам П., к-рый употреблялся бы при служении молебнов. Крест был освящен митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) и возложен на мощи П. 22 мая 1854 г. в Успенском соборе ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 161; Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. доп. С. 375-376). По местному преданию, П. род. в с. Верхрата в верховье р. Раты. В монастырском храме этого села хранилась икона Пресв. Богородицы XIV в., как считалось, написанная самим П. ( Гумецкий. 1909. С. 16). В храме, построенном в более позднее время в с. Дворцы (Спасское) на р. Рате (храм находился на месте мон-ря, в к-ром подвизался до принятия митрополичьего сана святитель), хранилось «древо святого Петра» - бревно от первоначальной деревянной церкви, сооруженной П., или от его кельи (Там же. С. 14). Согласно генеалогической легенде, зафиксированной в родословной книге, родоначальником дворянского рода Аничковых был царевич Берка, к-рый пришел на Русь из Большой Орды к кн. Иоанну Калите и был крещен П. с именем Иоанникий ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 80-81; Там же. С. 527 (коммент. А. А. Турилова)). Легенда содержит очевидные анахронизмы, в 1301 г., к к-рому она относит выезд Берка на Русь, ни Иоанн Данилович еще не был московским князем, ни П.- митрополитом, а понятия «Большая Орда» не существовало. В роде Аничковых хранились панагия и ковш с надписью: «Аз смиренный митрополит Петр киевский и всея России благословил… сына своего Берку царевича во святом крещении Аникия» (см.: Руммель В В., Голубцов В. В. Родословный сб. рус. дворянских фамилий. СПб., 1886. Т. 1. С. 35-56).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Тогда здесь был глухой лес. Рядом протекала река Неглинная. Эти места могли напоминать ему родные Волынские. Здесь был основал небольшой монастырь и построил храм в честь своего небесного покровителя, Апостола Петра. Но поскольку Апостол Петр вспоминается вместе с Апостолом Павлом, храм был поименован во имя Апостолов Петра и Павла. Хотя Петр оставался митрополитом Киевским и Всея Руси, дольше всего он пребывал в Москве. Во многом это можно объяснить напряженными отношениями митрополита с Михаилом Тверским и, напротив, расположением к нему московского князя Ивана Калиты. Так зародилась идея перенести митрополичью кафедру в Москву. Правящим князем был не Иван Даниловия Калита, а его старший брат, Юрий Данилович. Последний считал, что по своей родовитости великим князем должен быть именно он, а не Михаил Тверской. Но поскольку Русь была под татарским игом, именно татарский хан решал кому быть " великим " . Когда Юрий Данилович уезжал из Москвы в ставку татарского хана, возил ему подарки. С 1315 по 1317 г.г. жил в ставке татарского хана, женился на его сестре, Кончаковне, которая была крещена под именем Агафьи. Юрий Данилович оставлял правление на Ивана. В 1325 г. Юрий Данилович был убит в ставке татарского хана, и Иван Данилович стал правящим князем, уже замещающим, но правящим, и предложил Петру официально перевести митрополичью кафедру в Москву. Но митрополия по прежнему оставалась Киевской и Всея Руси. Кафедральным же был Успенский собор в Киеве. После переводы кафедры во Владимир - кафедральным стал Успенский собор во Владимире. В Москве же Успенского собора не было. Тогда митрополит Петр просил Ивана Калиту о построении храма в честь иконы Успения Божией Матери. И сказал ему: - Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его и прославится Бог в нем. Поскольку митрополиту Петру тогда было уже около 70 лет, Иван Калита решил срочно строить Успенский собор, и если митрополит умрет, похоронить его здесь, в Москве, и тем самым утвердить постоянство пребывания митрополитов в Москве.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/03/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. ПАХОМИЙ (XIV-XV вв. (?)), Каменский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАХОМИЙ († после 1513), Кенский, основатель мон-ря в честь Преображения на р. Кене (ныне Архангельская обл.), прп. (пам. в 1-ю субботу по Богоявлении, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 19 окт.- в Соборе святых Архангельской митрополии) ПАХОМИЙ († 1384), Нерехтский (Нерехотский), Сыпановский, Костромской, прп. (пам. 15 мая, 23 янв.-в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ПАХОМИЙ (Ионов Петр Матвеевич; 1883-1937), иером., прмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАХОМИЙ (Русин Прохор Петрович; 1880-1941), иером., прмч. (29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАХОМИЙ (Туркевич Павел Акимович; 1864-1937), игум., прмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕЛАГИЯ (Пелагия Тимофеевна Тестова) (1887 - 1944), инокиня , прмц. (пам. 21 окт., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕЛАГИЯ Никитична Балакирева (1901-1943), мц. (пам. 17 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕЛАГИЯ Степановна Жидко (1897-1944), мц. (пам. 13 июня, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕЛАГИЯ Ивановна Серебренникова (Серебрян(н)икова; 1807-1884), блж. Дивеевская (пам. 30 янв. и в Соборе Дивеевских святых) ПЕТР (†20.12.1326), чудотворец, Московский, Киевский, митр. всея Руси (1308-1326), свт. (пам. 24 авг., 21 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ПЕТР (Могила) (1596 - 1647), митр. Киевский, свт. (пам. 31 дек., 1 сент.- в Соборе Винницких святых, 1 окт.- в Соборе Молдавских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых),

http://pravenc.ru/rubrics/122346_56.html

Таким образом, посвящение домового храма митрополитов Московских и всея Руси празднику Ризоположения имело глубокий, сокровенный смысл, не говоря уже о великом чуде, которое совершилось под стенами самой Москвы. «Если, сыне, послушаешь меня…» У кремлевского домового митрополичьего храма были свои далекие предшественники еще со времен великого князя Ивана Калиты, когда святитель Петр перенес митрополичью кафедру из стольного града Владимира в Москву, провидя ее будущую роль в истории. И, действительно, вскоре Москва стала православной столицей Руси. Иван Калита встретил пастыря радостно и предоставил ему собственный двор в Кремле примерно на том месте, где сейчас стоит Большой Кремлевский дворец. Когда-то, в 1147 году, князь Юрий Долгорукий приветствовал там же своего гостя и союзника Святослава Ольговича, князя Новгород-Северского, и устроил в его честь «обед силен», с которого и началась летописная история Москвы. Святитель Петр устроил в отведенном ему месте свой митрополичий двор, а первой московской митрополичьей церковью стала церковь Рождества Иоанна Предтечи, стоявшая около нынешней Боровицкой башни. Поистине чудесно, что это была и самая первая православная церковь Москвы, основанная в том же XII веке, что и русская столица. Она была разрушена при строительстве Большого Кремлевского дворца, так как мешала любоваться дворцом из Замоскворечья и панорамой заречной части города из окон самого дворца. В августе 1326 года святитель Петр заложил в Кремле Успенский собор по образу Владимирского, подчеркивая этим статус полюбившейся ему Москвы как будущего центра всей России. Он убеждал великого князя: «Если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой и град сей возвеличится над всеми русскими городами». После закладки собора митрополит перенес свой двор ближе к нему, к северо-западной стороне храма, и двор предстоятеля Русской Церкви оставался там до времен патриарха Никона. За время пребывания в Москве святитель Петр, как считается, основал еще Высоко-Петровский монастырь, освященный во имя его небесных покровителей апостолов Петра и Павла, и избрал его местом молитвенного уединения и отдохновения, так как в оживленном Кремле было трудно спокойствие. Оттого монастырь был сначала Петропавловским, и лишь после прославления святого митрополита Петра (которое совершилось всего полгода спустя после его кончины) соборный храм обители был переосвящен в честь самого святителя. 21 декабря 1327 года митрополит Петр скончался и был погребен в заложенном им Успенском соборе. В том же году Москва получила ярлык на великое княжение и стала стольным градом Русского государства.

http://pravoslavie.ru/553.html

В день памяти святителя Петра в центре Москвы прошел крестный ход 3 января 2019 г. 18:53 3 января 2019 года председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник  Свято-Троицкой Сергиевой лавры   архиепископ Сергиево-Посадский Феогност  совершил Божественную литургию в Сергиевском храме  Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря  г. Москвы. Его Высокопреосвященству сослужили наместник Высоко-Петровской обители игумен Петр (Еремеев) , братия монастыря в священном сане и духовенство города Москвы. За богослужением пел монастырский хор под управлением регента Алексея Любимова. По окончании Литургии состоялся Петровский крестный ход. Духовенство, прихожане и многочисленные паломники прошли вокруг исторической территории Высоко-Петровского монастыря по улице Петровке, Крапивенскому переулку и Петровскому бульвару. Во главе крестного хода члены братства «Сыны Афона» несли главную святыню обители — ростовую икона святителя Петра с частицей его святых мощей. Хоругви несли члены молодежного клуба «Петровцы» и студенты Российского православного университета . «Петровский крестный ход вокруг обители в день преставления святителя Петра становится доброй городской традицией. Благодаря этому москвичи и гости города, принимающие участие в празднике, начинают новый год с молитвы первому прославленному московскому святому, чтобы затем провести завершающую неделю Рождественского поста в сугубой подготовке к встрече с новорожденным Богомладенцем Христом», — отметил игумен Петр (Еремеев). По окончании крестного хода владыка Феогност передал собравшимся поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с праздником и Первосвятительское благословение. Архиерей также напомнил присутствовавшим о духовных качествах святителя Петра, а также его значении в становлении столицы: «Святитель Петр был кротким, молчаливым и благоговел перед словом Господним. Когда он стал Первосвятителем, то не возвысился и не отступил от смирения, в котором жил, и Господь прославил его за это. Именно через него совершилось великое таинство: из далекой Киевской земли святитель Петр перенес резиденцию митрополитов в Москву и тем самым положил начало будущему великому граду Москве, граду, который объединил всю Русь». На протяжении всего праздничного дня во дворе обители для гостей было устроено традиционное чаепитие у самоваров с угощениями и монастырской выпечкой. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5336068.ht...

Уроженец Волынский; двенадцати лет вступил в монастырь и был образцом в исполнении послушаний монастырских и в подвигах молитвы. Потом основал свой монастырь на речке Рате (ныне Ковельского уезда), где еще и «теперь видны развалины старинных монастырских зданий» (Хойнацкий, «История Прав. цер. на Волыни», стр. 182). Митрополит Киевский ив сея России с 1309. Полюбив Московского князя Иоанна Даниловича Калиту, святитель Петр с 1325 года большую часть жизни проводил в уделе его – в Москве, и убеждая князя к сооружению Успенского собора, пророчески говорил ему: «если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами Русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его, и прославится Бог в нем». Вскоре по закладке храма великий святитель преставился 21 декабря 1326 года и положен в гробнице, которую сам себе приготовил. Чудеса от мощей открылись при самом погребении, а потому преемник его митрополит Феогност, с разрешения Константинопольского патриарха и всего Собора, торжественно признал его в лике святых и уставил праздновать память его в Церкви Российской (Степен. кн., ч. I, стр. 421, 422). Житие первоначально писано Прохором, епископом Ростовским, и позднее митрополитом Киприаном, помещенное в Степенной книге. Мощи почивают открыто в Московском Успенском соборе. Поучение святителя Петра находится в рукописной общей Минее Библ. Москов. Д. Акад. (XV века N 77-й). Великий святитель занимался иконописанием: написанная им храмовая икона Успения Божией Матери стоит в иконостасе Успенского собора, подле местного чудотворного образа Всемилостивого Спаса. Там же находится икона Богородицы, именуемая Петровскою, та самая, которую св. Петр, еще игумен Ратский, поднес предместнику своему, блаж. митрополиту Максиму. У патриаршего места поставлен архипастырский его жезо, деревянный с надписью на серебряном ободке: «смиренный Петр митрополит всея Руси». – В Синодальной ризнице (бывшей патриаршей) хранится панагия св. Петра: небольшая овальная, с ониксовым камнем, осыпанная венисами и жемчугом. – По старинному Подлиннику, святитель Петр изображается на иконах маститым старцем, с недолгою, но широкою, седою бородой. (Подлинник библ. Моск. Дух. Акад., XVII в., N 433). 172. Святый Феогност митрополит, преставися в лето 6861 месяца марта в 14 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход, посвященный 700-летию начала служения в Москве святителя Петра, первого митрополита Московского 6 сентября 2015 г. 16:12 6 сентября 2015 года, после  Божественной литургии  в  Патриаршем Успенском соборе  Московского Кремля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил крестный ход из Кремля к  Высоко-Петровскому ставропигиальному монастырю . Торжественное шествие было посвящено 700-летию начала служения в Москве святителя Петра и 700-летию основания Высоко-Петровской обители. Крестный ход с чтимой иконой святителя Петра прошел по исторической Петровской дороге по маршруту: Соборная площадь Кремля — Никольские ворота — Кремлевский проезд — ул. Охотный ряд — ул. Петровка. По преданию, после прибытия в Москву в 1315 году митрополит Петр прошел от Кремля к возвышенному берегу Неглинки, где и основал монастырь, названный впоследствии в его честь. После выхода Патриаршего крестного хода из ворот Никольской башни Кремля к шествию присоединились духовенство и прихожане московских храмов. По данным Главного управления МВД России по г. Москве, в крестном ходе приняли участие более 10 тысяч человек. На улице Петровке у святых врат Высоко-Петровского монастыря Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен святителю Петру, митрополиту Киевскому, Московскому и всея Руси. На молебне присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников, руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.В. Черников, генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Д.Ф. Мезенцев. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с  Первосвятительским словом . В память о праздновании 700-летия начала служения в Москве святителя Петра и основания Высоко-Петровского мужского ставропигиального монастыря Святейший Патриарх Кирилл передал в дар обители напрестольное Евангелие. Были оглашены указы, согласно которым совершение Литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш» благословляется в храме святителя Петра, митрополита Московского, Высоко-Петровского монастыря в связи с празднованием 700-летия основания обители и в Патриарших соборах Московского Кремля в связи с 25-летием возобновления богослужений. Также Святейший Патриарх Кирилл вручил наместнику Высоко-Петровского монастыря  игумену Петру (Еремееву)  наперсный крест, изготовленный по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. К собравшимся обратился полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, который передал участникам торжеств поздравление Президента России  В.В. Путина . Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и почетные гости посетили Высоко-Петровский монастырь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4212916.ht...

Но великий князь, в пылу близорукой вражды к митрополиту Петру, безрассудно оттолкнул от себя эту великую силу в руки своих соперников. Митрополит Петр, не находя опоры в великом князе Владимирском, мог бы завести дружбу с своим родным великим князем Галицким, но эта априорная возможность на деле оказывалась невозможной. Во-первых, Петр – галичанин, поставлен был в Константинополе не на Галич, а на Киев. И при самом поставлении мог получить инструкции (во имя ликвидации обязательств отвергнутой Лионской унии) – избегать зависимости от латинской польской короны. Уже самое местопребывание его во Владимире роковым образом втягивало его в сеть местных, северно-русских политических отношений. Очутившись, по приходе во Владимир, невольным врагом великого князя, он столь же невольно и естественно очутился в лагере его противников – князей московских. Последние сразу оценили нежданно выпавшее на их долю счастье – иметь своим сторонником митрополита. На Соборе переяславльском, собранном против святого Петра, никто другой, как московский князь Юрий Данилович, составил ему партию светских защитников, а вскоре и сам митрополит уже имел случай отплатить Москве за ее услуги. Митрополит Петр, по заведенному его предместником порядку, а особенно в виду обстоятельств его назначения на пост митрополита всея Руси, также часто совершал пастырские объезды своей митрополии, " преходил волынскую землю, и киевскую и суздальскую " (Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых... – Стр. 590). Уже только по одному этому ему не приходилось подолгу проживать в стольном городе Владимире. Но помимо всего прочего, такое проживание, при его враждебных отношениях к великому князю, было ему неприятно. Вот почему он начинает покидать свой кафедральный город и гостить или жить в своем епархиальном пригороде – Москве, у дружественного ему князя, где он имел свое подворье (А.В. Карташев " Очерки по истории Русской Церкви " . Том I, стр 301-302. – М. 1993г.) . Святитель Петр, как и его предшественник митрополит Кирилл ёще помнили единство Руси, хоть удельной, но духовно единой под покровом Православной единой Церкви.

http://religare.ru/2_50121.html

Владыка Леонид. Храм Ленинградской Духовной академии, 1954 г. Схиархимандрит Феофил (Россоха) 105 (1928–1996) Схиархимандрит Феофил (в миру Петр Саввич Россоха) родился 10 августа 1928 года в деревне Калита Киевской области, Броварского района, в православной семье. Примечательно, что его отец был псаломщиком и старостой церкви, а мать в конце жизни стала монахиней. Благочестивые родители с детских лет привили своему сыну любовь к Богу и святому храму. Петр пел и читал на клиросе, позже был псаломщиком в Никольском храме. В 1947 году Петр поступил в Киевскую Духовную семинарию, по окончании ее в 1951 году был направлен в Московскую Духовную академию, которую закончил в 1955 году и получил звание кандидата богословия. 7 июня 1954 года Петр был пострижен в монашество наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Пименом (впоследствии – святейший Патриарх Московский и всея Руси) с наречением имени Пафнутий, а 18 июля 1954 года – рукоположен во иеродиакона. 7 марта 1955 года митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) в московском храме Святителя Николая, что в Хамовниках, рукоположил иеродиакона Пафнутия во иеромонаха. По окончании Московской Духовной академии иеромонах Пафнутий некоторое время нес послушание в Троице-Сергиевой лавре, а затем был переведен в Киево-Печерскую лавру, позже иеромонаху Пафнутию приходилось совершать богослужения в различных епархиях Русской Православной Церкви. С 1960 по 1962 год он – настоятель одного из храмов в Костромской епархии, после чего был переведен в Саратовскую епархию, где служил в течение пяти лет. Около года он подвизался в Свято-Успенском Жировицком монастыре, затем с 1968 по 1970 год – в Свято-Успенском монастыре г. Одессы, после чего был переведен в Полтавскую епархию. В 1975 году архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Варфоломей (Гондаровский) назначил игумена Пафнутия настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Мары (Ташкентская епархия), а в 1983 году настоятелем храма Покрова Божией Матери с. Покровка Таласской области, Манасского района. С 1983 года он совершает богослужения в Успенском кафедральном соборе г. Ташкента.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чудотворец и город Об удивительном пророчестве святителя Петра, которое стало началом возвышения Москвы 6 сентября, 2015 Об удивительном пророчестве святителя Петра, которое стало началом возвышения Москвы Об удивительном пророчестве святителя Петра, которое стало началом возвышения Москвы как столицы России, рассказал протоиерей Александр Салтыков. В воскресенье (6 сентября) по благословению святейшего Патриарха Кирилла будет совершен крестный ход к восстановленному Высоко-Петровскому монастырю, основанному святителем Петром, митрополитом Московским. Протоиерей Александр Салтыков Святитель Петр был покровитель Москвы и он – первый из русских святителей, которые стали жить в Москве. Святитель Петр сегодня незаслуженно забыт. А в древности в Москве и по всей России его почитали весьма сильно. Первый московский святитель обладал удивительным чудотворным даром. Этот дар был настолько велик и общеизвестен, что иногда летопись его даже не называет по имени, а просто говорит «Чудотворец»: «У гроба Чудотворцева» произошло то-то, «Попросили Чудотворца» и так далее. Очень важно для нас в наше время то, что святитель Петр по происхождению своему был с современной Западной Украины. Он был, конечно, русским человеком. Тогда не было никакой Западной Украины и, приходится заметить, не существовало никаких «украинцев». Были только русские люди, жившие в разных княжествах на огромных территориях Восточной Европы. Удивительна история жизни этого святителя. Святитель Петр – родом с Волыни, и там его тоже чтут. Но чтут, прежде всего, как Петра Ратского. Дело в том, что он ушел в монастырь в очень юном возрасте, а когда стал старше, на реке Рате создал монастырь, прозванный Новодворским, и тогда же прославился в народе своими подвигами. В том числе, будущий святитель был иконописцем и его кисти принадлежит чудотворный образ Божией Матери, именуемый Петровским. Когда во Владимире на Клязьме в 1305 году скончался митрополит Киевский и всея Руси Максим, нужно было выбрать нового митрополита. Митрополитов на Русь ставили греческие патриархи в Константинополе.

http://pravmir.ru/chudotvorets-i-gorod/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010