Патриаршее служение в день памяти святителя Филиппа Московского в Успенском соборе Московского Кремля 16 июля 2017 года 16 июля 2017 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся мощи святителя Филиппа. Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник Данилова ставропигиального монастыря ; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы; священник Дионисий Казанцев, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сан-Паулу, Бразилия; духовенство г. Москвы. За богослужением молился пребывающий на покое епископ Габальский Димитрий (Хури) (Североамериканская архиепископия Антиохийского Патриархата ). Богослужебные песнопения исполнил хор Данилова монастыря (регент Г.Л. Сафонов). После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Илию Мельниченко, клирика храма Живоначальной Троицы в Карачарове г. Москвы, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес архимандрит Петр (Поляков), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Узком г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Владыка совершил молитву и славление у мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца. После богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Во внимание к помощи в строительстве храма Смоленской иконы Божией Матери в Пушкине (Пушкинский район Санкт-Петербурга) Предстоятель Русской Церкви наградил заместителя генерального директора ООО «Газпром инвест-газификация» А.С. Еркулова орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Патриархия.ru Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к архипастырям, клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в Московской епархии в связи с 700-летием начала святительских трудов в Москве митрополита Киевского и всея Руси Петра 6 сентября 2015 г. 09:46 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с посланием по случаю 700-летиея начала святительских трудов в Москве митрополита Киевского и всея Руси Петра. Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, иноки и инокини, дорогие во Христе братья и сестры! В нынешнем году отмечается знаменательная дата — 700-летие начала трудов в Москве святителя Киевского и всея Руси Петра, ставшего первым епископом нашего града и первым его святым. Митрополит Петр был послан Богом народу нашему в начале XIV века в один из судьбоносных периодов отечественной истории, когда земля Русская не только страдала от междоусобной брани, но и находилась под игом завоевателей. Ревностно совершая свое служение, святитель Петр неустанно посещал русские княжества, а в 1315 году впервые приехал в Москву, бывшую тогда совсем незначительным городом. Московский князь Иоанн Калита и местные жители встретили своего первоиерарха с такими теплом и заботой, что расположили его сердце к переезду в Москву. Тогда же митрополит Петр, по преданию, основал недалеко от Кремля обитель в честь святых апостолов Петра и Павла, известную сегодня как Высоко-Петровский монастырь. Принятое им решение о переносе кафедры Предстоятеля Русской Церкви в Москву побудило князя Иоанна Калиту начать по благословению святителя строительство в Кремле Успенского собора. В 1326 году митрополит Петр преставился ко Господу и был погребен у северной стены возводящегося храма. Начиная с него, для всех последующих Предстоятелей Русской Церкви именно Москва была кафедральным градом. В посланиях, оставшихся нам после его блаженной кончины, сей угодник Божий призывает клириков быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя духовными добродетелями, а мирян заставляет ревностно исполнять евангельские заповеди. Эти послания, написанные 700 лет назад, и поныне утверждают православных верующих в служении и следовании Господу. Внимая наставлениям святителя, каждый из нас должен работать над возделыванием своей души, стремиться стяжать в сердце подлинно христианскую любовь, которая способна преображать не только жизнь отдельного человека, но и всего общества.

http://patriarchia.ru/db/text/4205648.ht...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил великое освящение храма в честь святителя Московского Петра в Высоко-Петровском монастыре г. Москвы 6 сентября 2014 г. 13:54 6 сентября 2014 года, в день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь . В этом году в рамках торжеств в честь Дня города Москвы в столице впервые проходит городской праздник «День святителя ПетраМосква Петровская», посвященный памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, основателя Высоко-Петровского монастыря. Также в этом году исполняется 500 лет со времени возведения древнейшей из сохранившихся церквей Высоко-Петровской обители — храма в честь святителя Московского Петра, построенного в 1514 году итальянским архитектором Алевизом Фрязиным. В последние годы в храме шли ремонтно-реставрационные работы. В связи с завершением работ Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в монастырском храме в честь преподобного Сергия Радонежского. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник Троице-Сергиевой лавры , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; игумен Петр (Еремеев) , наместник Высоко-Петровского монастыря; духовенство г. Москвы. Богослужение посетили полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по регламенту и организации работы С.А. Попов , статс-секретарь, заместитель министра регионального развития РФ С.В. Иванова, руководитель Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы В.В. Черников, заместитель руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы А.П. Абрам.

http://patriarchia.ru/db/text/3727001.ht...

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении Святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Уже в 1327 году, всего лишь спустя полгода после его кончины, митрополит Петр был причислен к лику святых Собором русских архиереев во Владимире. А через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте он был причтен к лику святых собором в Константинополе. Святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У его гроба нарекались и избирались русские Первосвятители Таким образом, святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У его гроба князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, митрополит Петр призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца, где нарекались и избирались русские Первосвятители. О святителе Петре постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у его гроба. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей досточтимого митрополита. В память об этом событии установлены празднования – 5 (18) октября и 24 августа (6 сентября). Храм святителя Петра в Высоко-Петровском монастыре Рейтинг: 9.8 Голосов: 650 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталия Г. 12 декабря 2023, 14:52 хоть бы правильно титул произносили, да в те времена митрополиты были или во Владимире или в Москве, но назывались - Киевскими (и всея Руси) и только с 1461 года - " Московскими " и всея Руси Марина 6 сентября 2017, 21:51 Святой Петр, молю заступись перед Господом нашим за р.Б. Андрея, Александра и Марину. Пошли нам душевного и телесного здравия! Во имя Отца И Сына и Святого Духа! Аминь!

http://pravoslavie.ru/73397.html

Образы отечественных святых составляют отдельную тему в русской иконописи. Их почитание, возникшее в XI веке, утвердилось в XV столетии и получило широкое развитие с XVI - времени известных соборов и официальной канонизации, оформления идей богоизбранности русской церкви и русского государства. Именно с этого времени повсеместно практикуется введение в композицию Деисуса изображений как церковных так и светских деятелей русской истории. Введение в Деисусный чин местночтимых муромских святых - одна из особенностей данного иконостаса. Каменный храм в селе Тучково был устроен в 1874 году на средства купца Платона Герасимова. " Престолов в храме три: главный в честь Владимирской иконы Божией Матери; в трапезе во имя Архистратига Михаила и св. муч. Платона " . Трапеза освящена в 1875 году, а главный храм - в 1881. Перед установкой в иконостас иконы были поновлены. На обороте одной из них значится: " Ciu все иконы исправлены в 1877 году Г. Владимира Живописцомъ Н. И. Лапотниковымъ " . Кроме того, на оборотах досок Деисусного чина графитным карандашом выполнены надписи, определяющие их местонахождение в иконостасе, к примеру, " 1 спервава яруса " . Расположим иконы в названном порядке (они пронумерованы в направлении от краев к центру) Правая сторона: 1.Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси ( " 1 спервава яруса " ). 2. Святой благоверный князь Петр, Муромский чудотворец ( " 2 спервава яруса " ). 3. Святитель Николай ( " 3 спервава яруса " ). 4. Святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси ( " 4 спервава яруса " ). 5. Апостол Петр (надпись не сохранилась). 6. Архангел Михаил ( " 6 спервава яруса " ). 7. Пресвятая Богородица. Центр: 8. Иисус Христос - Господь Вседержитель. Левая сторона: 9. Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси ( " 9 спервава яруса " ). 10.Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси ( " 10 спервава яруса " ). 11.Апостол Павел ( " 11 спервава яруса " ). 12.Святой благоверный князь Федор, Муромский чудотворец ( " 12 спервава яруса " ).

http://sobory.ru/article/?object=04166

13.Святой благоверный князь Михаил, Муромский чудотворец ( " 13 спервава яруса " ). 14.Архангел Гавриил ( " 14 спервава яруса " ). 15.Иоанн Креститель ( " 15 спервава яруса " ). Более близкое к центру место, чем в традиционном иконостасе, заняли муромские чудотворцы . Не исключено, что это сделано по воле купца Платона Герасимова, " благодаря благочестивой мысли " которого был построен каменный храм. Особое отношение к храму его строителя проявилось, в частности, в его " ревностном желании " чтобы освящение хотя бы одного престола прошло в особенно торжественной и благолепной обстановке и было совершено Архиереем. Известно, что храм XIX века был поставлен взамен древней деревянной церкви, первое упоминание о которой относится к 1676 году. Тогда село Тучково относилось к Рязанской епархии. На оборотах досок сохранились рабочие цифровые и буквенные обозначения того времени. Их расшифровка и систематизация расширяют представление о первоначальном составе иконостаса и восстанавливают порядок расположения икон в XVII столетии. Можно уверенно сказать, что в XVII веке с каждой стороны от центра размещалось не менее восьми икон. Порядок их расположения был канонический. Центр: Иисус Христос - Господь Вседержитель. Правая сторона: 1. Пресвятая Богородица. 2. Архангел Михаил (В П). 3. Апостол Петр (Г П). 4. Святитель Николай (Д П). 5. Святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси (Е П). 6. Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (S П). 7. Святой благоверный князь Петр, Муромский чудотворец (З П). 8. Святая благоверная княгиня Феврония Муромская (И П). Левая сторона: 1. Иоанн Креститель (Предтеча) (А Л). 2. Архангел Гавриил (В Л). 3. Апостол Павел (Г Л). 4. Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси (Д Л). 5. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси (ЕЛ). 6.Святой благоверный князь Константин, Муромский чудотворец (местонахождение не известно). 7. Святой благоверный князь Михаил, Муромский чудотворец (ЗЛ). 8. Святой благоверный князь Федор, Муромский чудотворец (ИЛ)

http://sobory.ru/article/?object=04166

А затем произошло событие трудно объяснимое. Иван Данилович Калита, который был князем Московским, правителем небольшого удельного княжества и небольшого малоизвестного города, приглашает святителя из столицы — пусть временной, но столицы, из города Владимира — переехать в Москву. Это было странное приглашение, но еще более странным был ответ. Святитель Петр соглашается и переезжает в Москву, и здесь утверждает общерусскую кафедру, кафедру всея Руси. А в ознаменование этого события закладывает тот самый Успенский собор, в котором мы с вами сейчас находимся. А что означал тогда переезд митрополита всея Руси из одного города в другой? Это означало, что великий князь не мог быть в другом месте, кроме того, где была кафедра Первосвятителей. Великие князья переезжают в город Москву, и этот небольшой город начинает развиваться, набирать силу, и становится столицей всея Руси с Первопрестольной кафедрой. Но как же много скорбей претерпел святитель Петр! Нам, отдаленным от него столетиями, трудно даже представить этот образ старца, который в тяжелейших условиях переезжает из одного места в другое, проповедует, служит, убеждает, сохраняет единство. Его, по слову апостола, легкие и кратковременные страдания были страданиями реальными, но поскольку он взирал на вечное, а не на временное, искал не политическую выгоду, не экономическую силу, не спокойствие и могущество, а трудился для сохранения единства Святой Руси, Господь и даровал ему вечную славу. И сегодня святитель, жизнь свою отдавший за единство Святой Руси, проповедует это единство всем, являясь великим укором для тех, кто желает разорвать единство Русской Церкви. Мы знаем, как те, кто желает оторвать Церковь в Украине от Церкви всея Руси, не любят вспоминать святого Петра; как не любят вспоминать и святителя Алексия; как не любят вспоминать то, что князь Владимир, до того как стать князем Киевским, был князем Новгородским; как не любят вспоминать и то, что Ярослав Мудрый, до того как стать князем Киевским, был князем Новгородским, и то, что он, будучи Киевским князем, основал Ярославль на тогдашних северо-восточных окраинах исторической Святой Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/3223618.ht...

Завтра, 6 сентября 2014 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, в Высоко-Петровском монастыре Москвы пройдут торжества, приуроченные к 500-летию древнейшего храма обители, построенного в память ее основателя. Святитель Пётр Московский. Художник: Д. Костылев      Будущий митрополит всея Руси родился на Волыни (сегодня это западная часть Украины) в семье благочестивых и верующих родителей. Уже в 12 лет юный Петр уходит в монастырь и принимает иночество. Он начинает писать иконы, которые дарит братии и паломникам. За добродетельную, подвижническую жизнь и ревностное несение вверенного послушания, игуменом обители было определено рукоположить благочестивого инока в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре, иеромонах Петр испрашивает благословение у игумена, чтобы оставить обитель. Получив оное, будущий митрополит покидает обитель, и в поисках уединённого места для монашеского подвига идет на берег реки Рать, где и ставит себе маленькую келью. Уже вскоре место тайного подвига иеромонаха Петра стало монастырем, где он был избран игуменом. Святитель Петр написал икону Богородицы, которая не была похожа ни на одну другую. Назвали ее Петровская икона Божией Матери Об игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника. Будучи игуменом, святитель Петр написал икону Богородицы, которая не была похожа ни на одну другую. Назвали ее по имени автора – Петровская икона Божией Матери. Однажды обитель посетил митрополит Владимирский Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар митрополиту написанный им Петровский образ Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли. Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время была не занята. Великий Владимирский святой князь Михаил Тверской направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении последнего на Русскую митрополию. Геронтий взял с собой в дорогу образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима. По совету Галицкого князя Юрия, игумен Петр также отправился к Константинопольскому патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: Константинопольский патриарх Афанасий (1289-1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием.

http://pravoslavie.ru/73397.html

ЖУРНАЛ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 года 27 грудня 2005 р. 13:34 В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия СЛУШАЛИ: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о внесении в Собор Московских святителей, празднуемый 5/18 октября, имена святых Предстоятелей Русской Православной Церкви, прославленных за период с 1977 по 2000 годы. Справка: В 1977 году Определением Священного Синода был прославлен святитель Иннокентий (Вениаминов; + 1879), на Поместном Соборе 1988 года — святитель Московский Макарий (+1563), на Архиерейском Соборе 1989 года — святители Иов (+1607) и Тихон (+1925), на Архиерейском Соборе 1994 года — святитель Филарет (Дроздов; +1867), на Архиерейском Соборе 1997 года — священномученик Петр (Полянский; +1937), Местоблюститель Патриаршего престола, на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года — святитель Макарий (Невский; +1926), просветитель Алтая. ПОСТАНОВИЛИ:   1. Включить в Собор Московских святителей, празднуемых 5/18 октября, имена святых Предстоятелей Русской Православной Церкви патриархов Иова и Тихона и митрополитов Макария, Филарета, Иннокентия, Макария и Петра. 2. Поручить Синодальной Богослужебной Комиссии внести дополнения в службу Собору Московских святителей. Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Киевский и всея Украины Владимир , митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир , митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , митрополит  Смоленский и Калининградский Кирилл , председатель Отдела внешних церковных связей , митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир , митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава , архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил , архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин , епископ Липецкий и Елецкий Никон , епископ Единецкий и Бричанский Доримедонт,  митрополит  Калужский и Боровский Климент , управляющий делами Московской Патриархии. Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202467...

Arhiva Predica Sanctitii Sale Patriarhul Chiril rostit de ziua pomenirii Sfîntului Ierarh Petru dup Dumnezeiasca Liturghie svîrit în Catedrala „Adormirea Maicii Domnului” din Kremlin, or. Moscova 3 ianuarie 2020 19:51 3 января 2020 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы празднуем день блаженной кончины святителя Петра, митрополита Киевского, ставшего Московским, митрополитом всея Руси. Его кончина последовала в 1326 году — святитель пробыл в граде Москве меньше года. Его предшественник, митрополит Максим, не смог долго жить в Киеве и отбыл во Владимир на Клязьме, куда до того была перенесена политическая столица Киевской Руси. Святитель Петр также был вынужден покинуть Первопрестольный град и перебраться во Владимир, чтобы в окружении лесов, в местности, защищенной от нападений разбойников и набегов монголо-татар, мирно управлять Русской Церковью. Но и во Владимире святитель не знал покоя, ведь ему было хорошо известно, что происходит на просторах Святой Руси. А там происходили страшные события — с одной стороны, набеги кочевников, с другой, междоусобная брань. Удельные князья, забыв наставления своего прародителя князя Владимира, стали воевать друг с другом, с тем чтобы расширить свои уделы, и братоубийственные войны настолько ослабили Русь, что она стала легкой добычей Орды. Святитель Петр, сознавая всю тяжесть положения, в котором находились его народ и Церковь Русская, изо всех сил стремился сохранить связи между русскими людьми, между князьями и одновременно добиться благорасположения владыки Руси — ордынского хана. Ему пришлось поехать в Орду и встретиться с ханом. Будучи до того язычником, хан первым из правителей Орды принял ислам. Святитель Петр понимал: если прежних ханов-язычников интересовали только подати, то хан, принявший новую веру, может попытаться духовно поработить русских людей. И то, что святитель сумел расположить хана к себе, стало важной победой, предотвратившей стремление ордынцев ввергнуть Русь в духовное рабство.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5557632...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010