Ибо хотя Господь, как всеведущий, и прежде нашего моления знает наши нужды ( Мф. 6, 8 ), и как всеблагий, всегда готов нам ниспослать благодатную помощь, однако по премудрости Своей, не желая нарушать дарованной нам свободы, ниспосылает Свою помощь только просящим о ней у Него день и нощь ( Лук. 18, 4 ). Молящагося Сам Дух Божий укрепляет на брань, Сам поборает за него, как некогда за Моисея, стоявшего на верху горы и поднимавшего руки к Богу на одоление амаликитян ( Исх. 17, 10, 11 ), Сам поражает и прогоняет полчища сатанинския. Прилежно молящагося св. Нил подвижник уподобляет парящему в высоту птенцу орлему: последняго не может поймать птицелов, так и возносящуюся к небу на крылах молитвы душу человеческую злой дух не в состоянии уловить в свои сети. И сколько победных чудес совершенно было святыми молитвенниками Божиими! б) Для стяжания молитвы сильной и действенной в борьбе с исконным врагом нашего спасения – диаволом потребно строгое воздержание от пищи и пития и от всех чувственных удовольствий: молитвенные подвиги без поста не возможны для истинного воина Христова. Пост, по словам св. Василия Великаго , предпосылает молитву на небо, делаясь для нея как бы крыльями при восхождении души горе и в соединении с молитвою имеет великую силу не только над плотию нашею вещественною, над ее страстями и похотями, но и над самым невещественным производителем страстей и похотей – злым духом, диаволом, по непреложному уверению Христа Спасителя ( Марк. 9, 29 ). Так как дух злобы соделывает нас своими пленниками, порабощая дух нашей плоти, то для освобождения себя из плена диавольского мы должны возвратить духу своему господство над плотию, умерщвляя ее вожделения, а это мы можем сделать через пост. Опыт показывает, что всякие пожелания усиливаются в нас по мере удовлетворения им и, наоборот, ослабляются по мере отказа в удовлетворении их, а потому, чрез строгий пост отказывая в удовлетворении своим плотским пожеланиям, мы тем самым естественно ослабляем в себе эти пожелания. Военачальник, желая покорить врагов своих, заключившихся в крепости несокрушимой, старается прежде всего отнять у них съестные припасы и воду, и враги, томимые голодом и жаждою, покоряются ему беспрекословно и без кровопролития. Подобным образом должна поступать и душа наша, когда хочет победить врагов своего спасения и вознестись своим умом и сердцем к Богу. Она должна оставлять все, тяготящее и влекущее ее долу, должна отказаться от всех плотских пожеланий и удовольствий, должна отнимать у своих врагов возможно больше пищи и пития, а особенно отнимать яства лакомые и утучняющия тело, которыми питаются и усиливаются похоти, и напитки, которыми разжигаются страсти до необузданности; словом сказать, должна соблюдать пост по уставу и наставлению св. церкви православной. Чрез пост, подлинно, сбывается в нас непреложное слово св. апостола: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор. 4, 16 ).

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/26/...

Риз(ы) святительския, в клабук. 3 . Преосвященный епископъ Стефанъ поставлен в лто 6572. Пас церковь Божию 8 лт. 4 . Блаженный епископъ Феодоръ поставленъ в лта 6577, пас церковь 9 лт. Свой его песъ ул, и от того умерлъ. А подобиемъ впросдъ, брада Власиевы покороче, на конец проста. Риз(а) святительская» (л. 5 об). Перечень содержит 40 имён. Не все статьи перечня однотипны. Обнаруживаются 3 основных вида оформления описания. Первый из них содержит имя владыки, сведения о времени его пастырского служения, его иконописное описание (как в приведённых выше примерах 1, 2 и 4). Таких записей всего 17 1 – Иоаким, 2 – Лука, 4 – Феодор, 5 – Герман, 10 – Григорий, 11 – Мартирий, 12 – Митрофан, 15 – Климент, 16 – Антоний, 18 – Феоктист, 21 – Василий, 22 – Алексей, 25 – Иоанн, 28 – Иоанн, 34 – Исидор, 35 – (Иоанн) Попоян, 38 – Пимен. Второй вид образуют статьи, посвящённые канонизированным иерархам. В них описание заменено отсылкой к календарному иконописному подлиннику основной части рукописи. В качестве примера можно привести статью, посвящённую епископу Никите: «6. Святый епископ Никита пас церковь Божию 13 лт. А подобие его в книге сей» (л. 6). Действительно, под 31 января в основной части иконописного подлинника читаем: «Иже во святых отца нашего Никиты архиепископа, новогород(скаго) чюд(отворца). Пишется без брады, лице морщиновато, в шапк владычнй, риз(а) святительская со амфором» (л. 113 об). Записей такого типа в нашем перечне 10 6 – Никита, 7 – Нифонт, 8 – Аркадий, 9 – Иоанн, 19 – Давыд, 20 – Моисей, 29 – Симеон, 31 – Евфимий Второй, 32 – Иона, 39 – Макарий. Отметим, что одна из отсылок к основной части иконописного текста в сборнике не получила подтверждения: под номером 19 в списке значится Давыд: «Преосвященный архиепископ Давыдъ поставленъ в лто 6817 святым Петром митрополитом июн(я) 15. Пас церковь Божию 15 лт. Подоб(ие) зд» (л. 6 об.). Однако в основной части иконописного подлинника упоминаний о новгородском архиепископе Давыде не содержится. Возможно, переписчик основной части иконописного подлинника случайно пропустил имя новгородского архиепископа 805 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

657. Сборник богослужебный , в восьмушку, 221 л., полууставом XVIII в., в дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 3, 5, 9, 16, 17, 19, 24, 27, 28, 38, 55, 56, 134. Состав: 1) святцы (1–130 об.); 2) часослов малый, неполный (131–221): последования: павечерницы малой (131–147 об.), полунощницы субботней (148–163 об.); часов: 1, 3, 6 и 9 и чина изобразительных (164–200); «Блаженны» и апостольския и евангельския чтения во все дни седмицы (201–221). Из отмеченных в современном нам Церковном Уставе памятей русских святых в святцах нашей рукописи не показаны следующия: сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский; сентября 21 – Димитрий Ростовский ; сентября 30 – Михаил митрополит Киевский; ноября 22 – Михаил князь Тверской: декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский; января 9 и июля 3 – Филипп митрополит; января 28 – Феодосий Тотемекий; июня 5 – великий князь Феодор Ярославич; июня 15 – Иона митрополит Московский; июля 10 – Антоний Печерский. В святцах нашей рукописи отмечены следующия памяти русских святых, которыя не поименованы в современном нам Церковном Уставе; сентября 5 – Глеб князь; сентября 16 – Киприян митрополит; октября 5 – святители: Петр, Алексий и Иона; октября 7 – Сергий Обнорский; ноября 27 – Всеволод (Гавриил) князь Псковской; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; декабря 23 – Филипп митрополит; января 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 14 – Михаил князь Черниговский; марта 5 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 26 – Варсанофий епископ Тверской; марта 30 – Иона митрополит; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 20 – Александр Ошевенский; апреля 28 – Кирилл епископ Туровский; апреля 30 – Никита епископ Новгородский; мая 2 и 20 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 19 – «благоверный князь Иоанн Углецкий, нареченный во иноцех Игнатий Вологодский»; мая 26 – Макарий Калязинский; мая 27 – святители: Киприян, Фотий τι Иона; июня 3 – Димитрий царевич; июня 3 – Сретение образа Димитрия Прилуц; июня 8 – Василий и Константин, Ярославские князья; июня 10 – Александр Куштский; июня 13 – Андроник Московский; июня 29 – Петр царевич Ростовский; июля 12 – «святых мученик варяга и сына его Иоанна, убиенную в Киеве»; июля 14 – Стефан Махрищский; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; августа 4–Петр митрополит; августа 8 – Зосима и Савватий Соловецкие; августа 13 – Максим Московский; августа 14 – Феодосий Печерский (перенесение мощей).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, даже краткий обзор агиографических и литургических текстов дает нам представление о понимании Церковью содержания святительского подвига. В Русской Церкви избирательность в почитании святителей существовала с самого начала. Первым русским святителем, которому устанавливается почитание, является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ум. ок. 1077 г.). Празднование его памяти впервые совершается в Ростове в 1190 г. в день обретения его мощей (23 мая). Одновременно были обретены мощи его преемника Исаии, однако почитание его памяти установлено не было. Избирательность в данном случае была обусловлена чудесами, совершавшимися при гробе св. Леонтия. К числу наиболее рано канонизированных святителей, почитание которых возникает вскоре после их кончины, относятся митрополиты Московские Петр , Алексий и Иона, а также св. Стефан Пермский 830 . В честь святителей вынимается четвертая частица из «девятичинной» просфоры. В русском чине проскомидии при этом поминают: «Иже во святых отец наших, святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; Афанасия и Кирилла Александрийских , Николая Мирликийского, Михаила Киевского, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских , Никиты Новгородского, Леонтия Ростовского, и всех святых святителей». Греческий чин останавливается на имени св. Николая, в иерусалимских служебниках к перечню святителей добавляется св. патриарх Иоанн Милостивый 831 . 5.2. Русские святители 832 Русская Церковь почитает более 70 святителей. Как и в Византии, на Руси епископы канонизируются не только за свои аскетические подвиги. Конечно, и в Русской Церкви встречаются святители, у которых иноческий подвиг, по крайней мере, в оценке потомков, несколько преобладает над пастырским: мы больше знаем об их жизни в келии, нежели на кафедре соборных церквей. Таковы епископы, поставленные из иноков Киево-Печерского монастыря: святители Никита Новгородский (†1108), Стефан Владимиро-Волынский (†1049) и Ефрем Переяславский (†1100). Все наши сведения о них исчерпываются рассказами Печерского Патерика, где они упоминаются в числе ближайших учеников свв. Антония и Феодосия: Ефрем – боярин князя Изяслава, один из первых пострижеников монастыря; Стефан, преемник св. Феодосия во игуменстве, которого монашеское недовольство заставило удалиться из обители и основать собственный монастырь в Киеве; наконец, Никита – затворник Печерский, впавший в прелесть 833 и исцеленный по молитвам печерских отцов. О Никите Поликарп, в связи с его избранием на кафедру Новгородскую, говорит: «много чудеса сотвори... и ныне со святыми чтут святого и блаженного Никиту». Это почитание (по-видимому, канонизация) особо выделяет св. Никиту из круга печерских подвижников. Другие свв. епископы почитаются вместе с собором печерских преподобных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Свт. Никита Новгородскй. Икона в иконостасе собора Св. Софии в Вел. Новгороде. 1659 г. Однако братия во главе с игуменом была встревожена его особым почитанием ВЗ («не можаше никто же стязатися с ним книгами Ветхаго Закона… вся книгы жидовьскыа сведяше добре») и пренебрежением НЗ («яже в благодати преданныа нам святыа книгы... сих николи же въсхоте видети, ни слышати, ни почитати, ни иному дасть беседовати к себе»). Иноки, среди которых помимо игумена называются преподобные Иоанн (буд. игумен), Пимен постник , Нестор летописец , Матфей Прозорливый, Исаакий пещерник, Агапит врач безмездный , Григорий чудотворец, Григорий «творец кануном», Онисифор «Прозорливец», святители Исаия (буд. епископ Ростовский), Феоктист (буд. Печерский игумен и епископ Черниговский), Николай (буд. епископ Тмутараканский), воспрепятствовали дальнейшему затворничеству Н.: «...приидоша к прельщенному и моляшеся Богови, и отгнавше беса от него» (Там же. С. 37-38). После этого, по рассказу Поликарпа, Н. стал вести праведную жизнь («дасть себе на воздержание, чистое, и смиреное, и послушное житие, яко превзити всех добродетелию» - Там же. С. 38), но был в таком потрясении, что вынужден был заново учиться грамоте. Высокий авторитет Н. в среде киевской знати, безусловно, должен был способствовать его возведению на такую важную кафедру митрополии, как Новгородская. После того как во время пребывания в Киеве скончался Новгородский свт. Герман , также бывший пострижеником Киево-Печерского мон-ря, Н. «за многую добродетель его» (Там же) был поставлен епископом в том же 1095/96 г. (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 137; НПЛ. С. 473). Митрополитом Киевским, возглавившим хиротонию нового Новгородского владыки, был, наиболее вероятно, Николай (90-е гг. XI в.- нач. XII в.). Архиерейство Н. пришлось на годы княжения в Новгороде старшего Мономашича блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича , вернувшегося на новгородский стол в 1095 г. и остававшегося на нем до 1117 г. Осенью 1195 г. (или зимой 1195/96 г.) в Новгород было перенесено тело Изяслава Владимировича, сына блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, убитого 6 сент. 1095 г. в битве с кн. Олегом Святославичем под Муромом, на к-рый претендовал черниговский князь; Изяслав был погребен в Софийском соборе. Присутствие в Новгороде Н. в связи с этим событием не отмечается - вероятно, в то время он еще не прибыл на место своего служения. Впервые в летописании Н. упоминается в самом конце зимы (в великое говение) 1096 г., когда новгородцы во главе с Мстиславом Владимировичем выступили в поход на Олега Святославича, к-рый взял к тому времени Суздаль и Ростов и замышлял захватить Новгород, победили его «на Кулацьске» и преследовали до Рязани; успех похода летописец объяснял в т. ч. «молитвами преподобнаго епископа Никыты», к-рый, по-видимому, уже находился в Новгороде (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 240; Т. 2. Стб. 230).

http://pravenc.ru/text/2565346.html

В дальнейшем Никита вновь начал свой монашеский путь, но уже храня в сердце памятный урок и отныне строго следуя путем смирения и послушания. И он многого добился – стал одним из столпов Киево-Печерской обители, откуда был призван на Новгородскую кафедру и прославлен Церковью уже как святитель Никита, епископ Новгородский. Это благой, жизнеутверждающий пример победы над страстью гордости, но победы исключительно благодаря молитвам выдающихся святых. А кто за нас будет молиться? Это житие было подробно разобрано святителем Игнатием с целью научить современников и тех, кто идет вслед за ними, то есть нас с вами, и монашествующих и мирян, тому, как гордость может погубить всё и насколько внимательны в этом отношении мы должны быть к себе. Как все это касается нас? Читая подобные жития, многие начинают прелести опасаться и спрашивают: «Не впадаю ли я в прелесть, не в прелести ли я молюсь?» Начинают со страхом относиться к тем, не частым в нашей жизни, но утешительным явлениям благодати, которые бывают от Господа. И это правильно и хорошо, к ним и нужно относиться со страхом и осторожностью – это один из тех уроков, которые мы должны извлечь из этих рассказов. И главное: не в них видеть смысл своей духовной жизни. Не мы – говорю от лица мирян; не мы – говорю от лица современных пастырей – в состоянии с точностью различить благодатные явления. Когда с нами что-то случается, когда мы что-то ощущаем, то сами решения вынести не можем. Мы приходим к священникам, но часто и они твердо ничего сказать не могут. Иногда, конечно, они могут сказать нечто утвердительное: «Да, это обычное явление Божией помощи, которое укрепляет подвизающегося и труждающегося». Или же: «Нет, это явление бесовское». Но в большинстве случаев они тоже будут в недоумении и скажут: «Мы не знаем». Ничего страшного в этом нет. Сейчас вряд ли возможно найти человека, который с определенностью мог бы разбираться в таких вещах. Это не значит, что все мы обречены на заблуждение и погибель. Во всех случаях правило одно: мы никогда не должны считать достижение каких-либо благодатных явлений целью наших духовных трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Впоследствии, по мере прославления Новгородских святителей, им был установлен на этот же день Собор. Е. Е. Голубинский пишет об этих святителях как о таких, время прославления которых остается неизвестным, и определял дату установления их общего празднования периодом от Московского Собора 1549 года до учреждения Святейшего Синода (Е. Е. Голубинский. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. С. 157). В Собор Новгородских святителей входят: святитель Иоаким Корсунянин, первый епископ Новгородский (988–1030); святитель Лука Жидята, епископ (1030; 1035–1060; † 15 октября 1060 г.); святитель Герман, епископ (1078–1096); святитель Аркадий, епископ (1157–1162; память 18 сентября/1 октября); святитель Григорий, архиепископ (1187–1193; † †24 мая 1193 г.); святитель Мартирий, архиепископ (1193–1199; † 24 августа 1199 г.); святитель Антоний, архиепископ (1212–1220; 1226–1228; † 8 октября 1231 г.); святитель Василий Калика, архиепископ (1331–1352; † 3 июля 1352 г.); святитель Симеон, архиепископ (1416–1421; † 15 июня 1421 г.); святитель Геннадий, архиепископ (1484–1504; память 4/17 декабря); святитель Пимен, архиепископ (1553–1571); Афоний, митрополит (1635–1648; † 6 апреля 1653 г.). Мощи этих святителей были погребены или перенесены в Новгородский Софийский собор (кроме свт. Германа, свт. Геннадия и свт. Пимена, почему в некоторых источниках и не назначены их имена в числе Собора). 4 октября празднование было установлено совместно с памятью святого благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского († 1052), а 10 февраля Собор святителей празднуется совместно со святой благоверной княгиней Анной Новгородской († 1056). Кроме поименованных, из святителей Новгородских отдельные памяти имеют: свт. Никита Затворник, епископ († 1108; память 31 января/13 февраля); свт. Нифонт, епископ († 1156; память 8/21 апреля); свт. Иоанн, архиепископ († 1186; память 7/20 сентября); свт. Феоктист, архиепископ († 1310; память 23 декабря/5 января); свт. Моисей, архиепископ († 1362; память 25 января/7 февраля); свт. Евфимий, архиепископ († 1458; память 11/24 марта); свт. Иона, архиепископ († 1470; память 5/18 ноября); святитель Серапион, архиепископ († 1516; память 16/29 марта). Лонгин Коряжемский, преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Новгородская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Новгородской области [ править править код ] Новгородская епархия – одна из старейших русских епархий. Первый Новгородский епископ Иоаким, о котором мы находим сведения в первой новгородской летописи, пришел сюда в 992 году из Корсуни. Придя в Новгород, Иоаким в первую очередь стал заботиться об образовании и открыл школу. Еще одним великим делом этого святителя было строительство первой Новгородской Софии (дубовой, «о тринадцати верхах»; срублена в 989 году; пожар 1035 года уничтожил постройку). В 1045 году при святителе Новгородском Луке, в 1045 году, было начато строительство нового каменного храма святой Софии. Именно святая София сыграла важную роль в распространении грамотности, письменности и книжного дела. За более чем тысячелетнюю историю города, здесь было накоплено огромное количество книг на славянском, греческом и латинском языках. С 1924 года в епархии, как по всему СССР начиналась первая волна массового закрытия храмов; следующая последовала с 1929 года. К 1939 году было закрыто подавляющее большинство храмов и все монастыри; уничтожено почти все духовенство епархии. К началу Великой Отечественной войны в Новгороде действовал один Михаило-Архангельский собор на Прусской улице (в храме в 1935 – 1936 гг. служил протоиерей Владимир Константинович Лозина-Лозинский). Во время немецкой оккупации Новгород оказался у линии фронта, и его жители были эвакуированы – преимущественно, в Поозерье. С 1945 по 1962 год в Великом Новгороде был один действующий храм – Никольский собор, после закрытия которого в 1962 года богослужение стало совершаться в церкви св. апостола Филиппа. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Великий Новгород Святыни Новгородской области [ править править код ] ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. Кафедральный Софийский собор Новгородского кремля: Мощи: свт. Никита, Иоанн, Григорий и Антоний Новгородские, благ. кн. Владимир, Феодор, Анна и Мстислав-Георгий Храбрый, Новгородские, иконы Божией Матери «Знамение-Новгородская», «София – Премудрость Божия» и «Тихвинская».

http://azbyka.ru/palomnik/Новгородская_о...

Переплыл он теплое море и взошел в устье реки, и наконец почувствовал, что камень его причалил к берегу: ему слышится дальний утренний благовест, и ужаснувшийся Антоний мнит себя в соседстве враждебного ему Рима: подходят к нему жители неведомой страны и он не разумеет языка их; они же с изумлением смотрят на чудного пришельца, который не смеет сойти с своего камня, где дом его и твердыня, уже испытанная среди бурь. И вот после трехдневной молитвы посылает ему Господь гостя Греческого, разумеющего язык Латинский: труженик спрашивает его о граде и стране, которых столь чудно достиг, и о их расстоянии от Рима, и с изумлением слышит, что пред ним великий Новгород и св. София, что камень его не на водах Тибра, а на Волхове, который отстоит на полугодичный путь от древней столицы; ему же трехдневным казалось сие таинственное странствование на пучинах. Вслед за гостем входит он в великий Новгород, где обладает сын Мономахов Мстислав, вступает и в св. Софию, где священнодействует Святитель Никита, и душа пришельца, гонимого на своей родине за веру предков, исполняется несказанною радостью при виде благолепия службы православной, столь убогой на оставленном им западе. Но еще Римлянин не смеет предстать Владыке, не ведая языка его, и, возвратясь на свой камень, опять молит Господа даровать ему сие познание, дабы он мог свободно выражаться с своими новыми соотечественниками, и Господь посылает ему дар языков: когда слух о пришельце достиг до Святителя, уже Антоний, призванный в палаты архиерейские, мог с ним объясняться на собственном его наречии. – Сперва на вопросы Святителя о месте рождения странник ответствовал только, что он недостойный инок; но когда Владыка по внушению Духа назвал по имени пришельца и повелел ему ради послушания открыть всю истину, тогда со смирением исповедал пред ним Антоний свою чудную повесть и, падши к ногам его, умолял со слезами сохранить ее в тайне, дабы избежать славы человеческой. Ужаснулся Епископ Никита, внимая пришельцу, который являлся ему как бы некий Ангел, и, воздав хвалу Богу, дивному во святых Своих, простерся сам к ногам преподобного, прося его молитв. Оба лежали друг пред другом на земле, взаимно прося себе благословения, ради обоюдного их смирения, и наконец Святитель по долгу пастырскому благословил инока и, насладившись его беседою, отпустил с миром. Сам он посетил его на избранном им месте и, испросив место сие у посадников, отдал пришельцу, дабы он тут основал сбою обитель. Скоро возникла на берегу Волхова недалеко от города малая деревянная церковь во имя Рождества Богоматери. Которая осенила видимым Своим покровом труженика, ибо накануне ее праздника пристал он к земле Новгородской; несколько келий соорудилось также около церкви, и мало по малу стали в них собираться братья, как пчелы в устроенный для них улей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ничего подобного не говорится в письме митрополиту всея Руси Макарию, отправленному по случаю обретения мощей святителя Никиты в 1558 году. Тем не менее Дорфман, как уже говорилось, даже в названии своей статьи делает упор на еврейское происхождение новгородского епископа . Американский автор и не скрывает это свое неравнодушие, поскольку для него принадлежность Никиты к иудеям имеет первостепенную важность. Иван Ильин писал: «Мы помним слова апостола Павла: нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3: 28); но эти слова мы с ясным разумением относим к вере, а не к нации: ибо нация столь же мало устраняется этими словами, сколь мало отменяется ими мужской пол и женский» . Применительно к нашему случаю слова философа приобрели бы особенную актуальность, будь святитель Никита светским национальным политическим лидером. С националистической точки зрения, и националиста Дорфмана можно было бы в какой-то степени понять. Но мы остаемся на православных позициях. Святитель является для нас молитвенником и ходатаем перед Богом, поэтому единство во Христе, проповеданное апостолом Павлом, остается важнейшим свидетельством веры. Даже гипотетично допуская еврейское происхождение новгородского епископа, как хочется Дорфману, для христиан оно по существу ничего не меняло бы. Ибо единство во Христе – внутри Церкви неотменимая ценность . А то, что епископ Никита есть великий молитвенник и ходатай перед Богом, ярко выявляется из дальнейшего рассказа архимандрита Алексия. Настоятель храма во имя преподобного Сергия Радонежского описал великое торжество, отмечавшееся православными Литвы по случаю прибытия мощей новгородских святых. «Со всех сторон собирались люди, чтобы принять участие в крестном ходе для встречи великих святынь, со слезами радости передавая друг другу о чудесном выборе места почивания, хотя бы на время, святыми угодниками. Возле церкви царило большое оживление. Выстраивался крестный ход. Народ с истовым благоговением выносил из храма иконы и хоругви.

http://pravoslavie.ru/4214.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010