Послушался и этой прелести духа злобы неопытный затворник; ибо искуситель показывал вид, что он непрестанно молится за него. Никита, успокоенный тем, что за него молится ангел, сам оставил молитвенный подвиг и начал читать книги, и беседовать с приходящими о пользе душевной. Иногда даже предсказывал будущее; ибо тот же искуситель, чтобы укрепить обольщенного, предварял о некоторых событиях. Однажды он послал к в. кн. Изяславу сказать: «сегодня убит в Заволочье племянник твой Глеб Святославич, поспеши послать на княжение в Новгород своего сына Святополка». Вскоре полученная весть оправдала слова прозорливца, и с этого времени народ начал собираться к нему во множестве для пользы душевной. Но вот, что обличило пророка. Никита знал наизусть все книги ветхого завета, но ничего не мог сказать из нового, и даже не хотел о нем слышать. Смутилась братия печерская, узнав об опасности, в какой находился неопытный затворник. Тогда еще находились в живых преподобные: Никон игумен и преемник его Иоанн, Пимен постник, Исаия епископ Ростовский, Матфей и Онисифор прозорливые, Агапит врач, Никола епископ Тмутараканский, Феоктист епископ Черниговский, Григорий чудотворец и Григорий творец канонов, Нестор летописец и Исаакий затворник – тот самый, который сам, не задолго пред тем временем, тоже подвергся тяжкому искушению от духа злобы, и едва был спасен молитвами святых отцев печерских. Этот живый сонм праведников, еще подвизавшихся тогда в пещерах, явившись к обольщенному, силою своей молитвы отогнали от него искусителя. И что же? Когда вывели вон из затвора и стали спрашивать о ветхом завете, тогда Никита искренно признался, что никогда не читал тех книг, которые доселе знал наизусть и это подтвердил клятвою. «К сим же, прибавляет списатель его жития, и ни едино слово знаяше, яко едва научиша его грамоте». Освободившись таким образом молитвами св. отцев от козней искусителя, затворник Никита исповедал пред всеми свой грех , и долго, и горько оплакивал свое глубокое падение. К этому он присовокупил великое воздержание и послушание, и провождал столь смиренное и чистое житие, «яко превзыти ему всех добродетелью».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Преподобного Ксенофонта основателя пустыни на речке Робейке Преподобный Ксенофонт, бывший ученик препод. Варлаама Хутынского, настоятельствовал в Хутынском монастыре по удалении из сего монастыря преп. Антония Дымского, потом, по влечению к уединенной и безмолвной жизни, и сам он удалился из Хутынского монастыря к речке Робейке, состоящей в 8-ми верстах от Хутыня и в 18-ти от Новгорода, где основал пустынь и в ней преставился 1262 года июня 28 дня, в каковый, а также и 26 Января, творится местно память ему. Других сведений о препод. Ксенофонте не имеется. Мощи преподобного Ксенофонта почивают под спудом в бывшей часовне, а ныне Троицкой церкви упраздненной Ксенофонтовой пустыни, которая приписана к приходской соседней церкви Слутской. См. ист. Рос. Иер. III, 123 и 124. 31-го числа Святителя Никиты, епископа Новгородского Святитель Никита, епископ Новгородский, уроженец Киевский, в юных летах принял иноческое пострижение в Киево-Печерской обители и вскоре решился сделаться затворником, не смотря на внушения опытного игумена Никона касательно преждевременности такого многотрудного подвига для молодого инока. Опасения игумена не замедлили оправдаться. В затворе Никита подвергся искушениям от духа лести, принявшего на себя образ светлого Ангела. Следствием сих искушений было то, что он перестал молиться Богу, весь предался чтению книг Ветхого Завета, а Евангелия и прочих книг Нового Завета ни знать, ни видеть не хотел. Опытные старцы, иноки Печерские, поняли состояние затворника, и, явившись в келью его, своими молитвами отогнали духа лести от затворника и избавили его от козней искусителя. Никита, покинув затвор, начал снова учиться и пошел путем истинного смирения, воздержания и послушания. Путь сей послужил ко спасению и торжеству высокой добродетели Никиты. Вскоре бывший затворник возведен был в сан епископа Новгородского; так как в то время иноки Киево-Печерской обители преимущественно избирались на все святительские престолы или кафедры. Одиннадцать лет управлял Святитель Никита Новгородскою паствою, для которой: служил образцом благочестия и еще при жизни прославился даром чудотворений. Так, молитвами Святителя Никиты однажды был испрошен дождь в губительную засуху. В другой раз молитвенные слёзы пастыря угасили страшный пожар, свирепствовавший в Новгороде. Св. Никита скончался в 31 день января месяца 1108 года и погребен в Софийском соборе. Через 450 лет после погребения, тело сего святителя обретено нетленным в 1558 году апреля 30 дня, при архиепископе Пимене, который, по таинственному внущению, подняв каменную надгробную крышу, нашел не только тело усопшего, но и одежды на нем целыми невредимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКИТА НОВГОРОДСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Никита, еп. Новгородский. Икона Св. Никита, епископ Новгородский. Типолитография Новгородского губернского правления, 1890 г. Проснувшись архиепископ Пимен услышал звон к утрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец Исаакий, который в ту же ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей. Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении. Тогда же с лика святого был нарисован посмертный портрет, уточнены детали облика и облачения святителя, и сведения отправлены в Москву митрополиту Макарию чтобы уточнить иконописную традицию . Мощи впоследствии покоились в церкви святого апостола Филиппа . В 1942 году фашисты угнали в Литву свыше трех тысяч новгородцев. Осенью того же года в литовский городок Векшни , в который и определили новгородцев на поселение, немецкий военный эшелон привёз пять серебряных рак с мощами новгородских святых. Приехавший незамедлительно настоятель местного храма архимандрит Алексий (Черань) первой опознал раку святителя Никиты. Все мощи сразу же были перевезены в церковь, и митрополит Литовский Сергий (Воскресенский) в телефонной беседе поручил настоятелю до всенощного бдения открыть раки и поправить одеяния святых. Сам отец архимандрит пишет: " После долгого путешествия святые в раках сдвинулись с места и их надо было положить надлежащим образом, и поэтому сподобил меня, недостойного, Господь поднять святителя Никиту целиком, на моих руках, при помощи иеродиакона Илариона. Святитель был облачен в темно-малиновую бархатную фелонь , поверх которой лежал большой омофор кованной золотой парчи. Лик его был закрыт большим воздухом ; на главе - потемневшая от времени золотая митра . Лик святителя замечателен; всецело сохранившиеся черты его лица выражают строгое спокойствие и вместе с тем кротость и смирение. Бороды почти не видно, только заметна редкая растительность на подбородке. Правая рука, благословляющая, сложена двуперстием - на ней ярко выделяется сильно потемневшее место от прикладывания в течение 400 лет. Дивен Бог во святых Своих! "

http://drevo-info.ru/articles/5793.html

“Святый Никита Епископ” Святитель представлен без митры, в молении перед облачным Спасом, благословляющим двуперстно. На св. Никите фелонь, саккос и омофор. Руки святителя простерты как бы в рассуждении. Тип Его – безбородый, судя по форме и украшению одежд, двуперстию у Спасителя, икону можно отнести ко времени не позднее первой половины XVII века. Поступила она из Вознесенского монастыря. На иконе видны следы поправок. Небезынтересен рассказ жития епископа Никиты об обстоятельствах написания иконы этого святого и об установлении иконографического типа Его. – Епископ Пимен велел иконописцу Симону написать Богородицу, воображениу на престоле с Христом, а перед ними Никиту, молящегося с распростертыми руками. – Иконописцу, хотя он и знал, что епископ Никита был безбородый, почему-то захотелось его написать с небольшою бородою. Раздумывая об этом, Симон задремал. Во сне он слышит голос, приказывающий ему не писать епископа Никиту с бородою и сказать об этом другим иконописцам 40 . В 1669 году в Образной Палате было “Никиты Епископа Новгородского чудотворца сто сорок семь икон, оклад серебрен, золочен, басемной. Здесь же в коробочке деревянной круглой, писаной 11 красками, между прочим, находились мощи “Никиты Новгородского“. В подлиннике Новгородской редакции св. Никита указан лишь по списку Г.Ф. Филимонова под 31 января, где читаем: “Никита архиепископ Новгородский. Без брады, лицо морщиновато, ризы святительские во амофоре, шапка на главе 41 . В сводном подлиннике под тем же числом: “И иже во святых отца нашего Никиты, затворника Печерского, архиепископа Новгородского, нового чудотворца; подобием пишется стар, без брады, лице морщиновато, в шапке владычне, риза святительская с омофором, в руках Евангелие; преставися в лето 6609, по сем 450 лет преидоша, обретены блаженного Никиты мощи целы и весьма нерушимы в лето 7059” 42 . Читать далее Источник: Иконы Церковно-археологическаго музея Общества любителей духовнаго просвещения : Вып. 1-3/А.И. Успенский. - Москва : Печатня А.П. Снегиревой, 1900-1905./Вып. 1. - 1901. - 11 с., 11 л. ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Начало 90-ых годов ознаменовалось наводнением литературного рынка всевозможными книгами об ангелах. Во многих из них приводятся случаи явления ангелов людям с трогательными подробностями их спасительной роли в жизни людей. Почти все писатели этих книг рекомендуют быть открытыми по отношению к ангелам и доверчиво принимать все, что они предлагают нам. Многие из этих авторов призывают вести жизнь “ангело-центричную” жизнь (т.е. устремленную к общению ангелами) и полагаться на их доброе влияние. Авторы этих книг констатируют и тот факт, что являющиеся людям ангелы иногда ведут себя не по ангельски или принимают не ангельский вид. При этом, почти все авторы почему-то умалчивают очень важную и существенную сторону данной темы: а именно, что, кроме добрых ангелов, существуют дьявол с легионами падших ангелов (демонов), которые стараются причинить зло людям и погубить их души, и что эти падшие ангелы умеют ловко маскироваться под ангелов света. Со времен написания апостолом Павлом послания к Коринфянам ( 2Кор. 11:4 ) и почти до наших дней, в писаниях Церкви приводятся случаи, когда падшие ангелы действительно принимали на себя разные облики – и не только ангелов света, но также и святых, Девы Марии и даже самого Иисуса Христа. Например, святой Иоанн Кассиан в своей беседе о бдительном различении потусторонних духов рассказывает, как один инок покончил свою жизнь самоубийством, а другой захотел принести в жертву собственного сына, как бы завершая послушание древнего патриарха Авраама ( Быт. 22 -я гл). В обоих случаях причиной такого изуверского поведения этих иноков оказались демоны, которые явились им в образе светлого ангела (Добротолюбие, т.1). Киево-Печерский Патерик повествует о случае, когда молодой инок по имени Никита поклонился явившемуся ему светлому ангелу. Этот “ангел” повелел Никите не тратить время на молитву, а все свои усилия направить на изучение Священного Писания . Он обещал Никите, что будет молиться вместо него. После того, как демон, принявший вид ангела, начал молиться в его келии, у Никиты открылся дар ясновидения. Молва о новом “прозорливце” скоро разнеслась, и люди в большом количестве стали стекаться к Никите за советом и руководством. Вскоре, однако, обнаружилась и некая странность: Никита и слышать не хотел о Евангелии, а изучал и цитировал только книги Ветхого Завета. Наконец иноки догадались, что Никита подпал под бесовское обольщение, и изгнали демона своими молитвами. Придя в себя, Никита глубоко покаялся и, став усердным иноком, со временем удостоился посвящения в епископа Новгородского. Он был добрым пастырем, отличался духовной мудростью и даром чудес. Мы его знаем под именем святителя Никиты Затворника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Преподобный Герасим Вологодский Блгв. кн. Мстислав-Георгий Храбрый, Новгородский Святитель Кирилл, епископ Туровский Преподобный Поликарп архимандрит, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Никита (столпник), Переяславский Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский Преподобный Илия Муромец, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Тит, пресвитер Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Варлаам Хутынский Святитель Григорий, архиепископ Новгородский Святитель Лаврентий, епископ Туровский, в Ближних пещерах Святитель Мартирий, епископ Новгородский Княжение великих и удельных князей указанного периода Преподобный Иоанн Печерский, в Ближних пещерах Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита, Исаакий Преподобный Сильвестр чудотворец, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Макарий (постник), Печерский, в Ближних пещерах Прсподобномученик Анастасий диакон, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Анатолий затворник, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Феофан Постник, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Нектарий послушливый, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Марк гробокопатель, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Феофил (плачливый), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Пафнугий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Макарий, диакон Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Онуфрий (молчаливый), Печерский, в Ближних пещерах XII-XIII Преподобный Елладий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах XII-XIII Преподобный Авраамий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах XII-XIII XIII век Блгв. кн. Мария Владимирская (в иночестве Марфа) Всеволод III Георгиевич (Большое Гнездо) (1176 – 1212), во Владимире Святитель Иоанн, епископ Ростовский Георгий II Всеволодович (1212 – 1216) (1219 – 1238) – вторично Преподобный Авраамий Смоленский Преподобный Антоний Дымский Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский, в Ближних пещерах Блгв. кн. Петр-Давид Муромский Блгв. кн. Феврония (Евфросиния) Муромская Мученик Авраамий Болгарский, Владимирский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

В каноне иеромонаха Мелетия Сирига службы во 2-ю Неделю Великого поста упоминаются и многие другие святые. Это первосвятители Русской земли: Михаил, первый митрополит Киевский (†992; память 30 сентября); Иларион, митрополит Киевский, первый из русских удостоенный первосвятительского сана (†ок. 1053; память 21 октября); Петр, митрополит Московский (Киевский) и всея России (†1326; память 21 декабря); Алексий, митрополит Московский (Киевский) (†1378; память 12 февраля); Иона, митрополит Московский (†1461; память 31 марта); Филипп, митрополит Московский (Ц569; память 9 января); Фотий, митрополит Московский (1431; память 2 июля); Киприан, митрополит Московский (†1406; память 16 сентября); Ефрем, по всей вероятности, Переяславский епископ (†1098; память 28 января), Николай (в древней России с именем Николай известно было три святителя: 1-й Николай, Грек, митрополит Киевский (1098–1101; 2-й Николай, епископ Переяславский, бывший в XI веке – см. П. Строев «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви». СПб., 1877, стлб. 1047 – далее. П. Строев «Списки иерархов...» и 3-й Николай, епископ Тмутараканский (Карамзин, История..., 11 прим. 201). Думают, что упоминаемый в каноне преподобным Печерским есть Николай, епископ Тмутараканский); Никита, епископ Новгородский (†1109; память 31 января); Исайя, епископ Ростовский (†1090; память 15 мая); Мина, неизвестно какой епархии епископ; Лука, или Новгородский (†1060; память 15 октября), или Белгородский епископ (†1088: см. П. Строев «Списки иерархов...», стлб. 1047); Феоктист, епископ Черниговский; он был избран на святительскую кафедру из Киево-Печерских игуменов (†1123; память 6 августа). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига эти святители воспеваются в 1-м тропаре 9-й песни. Во 2-м тропаре 9-й песни канона иеромонаха Мелетия Сирига упоминаются святители: Леонтий, епископ Ростовский (обретение мощей 1164; память 23 мая); Стефан, епископ Волынский (†1094; память 27 апреля); Герман, епископ Новгородский (1078–1096; память 10 февраля); Нифонт, епископ Новгородский (†1156; память 8 апреля); Марин, вероятно, епископ Юрьевский (1091–1095) (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский (+ 1108) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 31 янв., на следующий день по преставлению, 30 апр. в день обретения мощей, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных Свт. Макарием в 1547 и 1549 гг., и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Святитель Никита был постриженником Киевского Печерского монастыря. В самом начале своего иноческого пути, по неопытности своей, он затворился в своей пещере против воли и благословения настоятеля, прп. игумена Никона (память его 23 марта). Печерские старцы поняли, что безрассудный послушник не послушает их, но не переставали следить за ним и молиться за него. Через малое время благоухание наполнило пещеру затворника, и он услышал голоса. «Господи! — воскликнул неосторожный затворник. — Явись мне, дабы я мог лицезреть Тебя». Голос отвечал ему «Я пошлю тебе ангела, твори во всем волю его». Тогда явился ему в виде ангела бес и прежде всего повелел ему перестать молиться, сказав, что молиться будег он сам, а затворнику велел только читать Ветхий Завет. Несчастный послушник и прекратил молитву. Он постоянно видел рядом с собой молящегося ангела и был спокоен, а Ветхий Завет изучил наизусть. Бес же стал говорить ему все, что творится в мире, и затворник начал пророчествовать. К его пещере приходили миряне послушать его. Но старцы заметили, что затворник ничего не говорит от Нового Завега, а только от Ветхого, и поняли, что он в прелести. Они взломали пещеру, молитвой своей изгнали беса и силой вывели из нее затворника. Тогда оказалось, что он не только забыл весь Ветхий Завет, но даже разучился читать, и, когда он пришел в себя, ему пришлось учиться читать, как младенцу. Никита понял свою ошибку, горько оплакал ее и с тех пор стал подвизаться в смирении и послушании. Впоследствии он был возведен на архиепископскую кафедру Великого Новгорода.

http://sedmitza.ru/lib/text/436877/

Октябрь. 1 Савва Вишерский. 5 Три святителя Московские Пётр, Алексий и Иона. 19 Царевич Димитрий (день рождения). 29 Аврамий Ростовский. Ноябрь. 5 Иона, архиепископ Новгородский. 6 Варлаам Хутынский. 11 Максим юродивый Московский. 17 Никон Радонежский. 22 Вел. кн. Михаил Тверской. 23 Александр Невский. Декабрь. 1 Савва Сторожевский. 7 Антоний Сийский. 21 Митр. Пётр. Январь. 10 Павел Обнорский. 11 Михаил Клопский. 31 Никита, епископ Новгородский. Февраль. 4 Вел. кн. Георгий Владимирский 1797 . 10 Князь Всеволод-Гавриил Псковский. 12 Митр. Алексий. 14 Принесение (в Москву) мощей кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора. Март. 2 Арсений, епископ Тверской. 11 Евфимий, архиепископ Новгородский. 30 Митр. Иона. Апрель. 1 Евфимий Суздальский. 17 Зосима Соловецкий. —20— 21 Александр Каргопольский или Ошевенский. 26 Стефан, епископ Пермский. Май. 1 Пафнутий Боровский. 2 Борис и Глеб (перенесение мощей в новую церковь , построенную вел. кн. Изяславом, имевшее место в 1072-м году), 3 Феодосий Печерский . 7 Антоний Печерский. 14 Исидор Ростовский. 15 Царевич Димитрий. 16 Исаия, епископ Ростовский. 17 Евфросин Псковский. 20 Митр. Алексий (обретение мощей). 23 Леонтий, епископ Ростовский. 24 Никита Переяславский. 28 Игнатий, епископ Ростовский. Июнь. 1 Дионисий Глушицкий. 3 Царевич Димитрий (перенесение мощей из Углича в Москву). 9 Кирилл Белозерский. 25 Пётр и Феврония Муромские. 30 Пётр царевич Ростовский. Июль. 5 Сергий Радонежский (обретение мощей). 7 Прокопий Устюжский. 15 Вел. кн. Владимир. 24 Борис и Глеб. 26 Макарий Унженский. 26 Николай Кочанов. Август. 2 Василий блаженный Московский. 3 Антоний Римлянин. 4 «Проявление мощей» митр. Петра 1798 . —21— 20 Аврамий Смоленский. 24 Перенесение мощей митр. Петра (из временного помещения в церкви Иоанна Лествичника под колоколами или под колокольней в новый Успенский собор). 30 Александр Свирский . В первопечатном Уставе 1610-го года лишние святые против устава Московского Успенского собора суть следующие: 5 Сентября Князь Глеб,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е. тропари покаянные и молитвы, положенные по стихословии кафизм, особые для каждой из 20-ти (818–834 об.); 116) многомилостивое, цеваемое в праздники Господские и во дни нарочитых святых внегда устав указует, т. е. величания с избранными псалмами (835–856 об.); 117) соборник 12 месяцем (857– 917), т. е. месяцеслов с тропарями и кондаками; в нем делаютея ссылки на уставы Соловецкий и Кириллов. 118) Пасхалия зрячая и Лунное течение (917 об.–929 об.); 119) каноны: а) за единоумершаго и б) за умерших (930–939 об.). Из отмеченных в современном нам Церковном Уставе памятей русских святых в святцах нашей рукописи не значатся следующие: сентября 30 – Михаил, первый митрополит Киевский; ноября 24 – Меркурий Смоленский; декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский; января 9 и июля 3 – Филипп митрополит: января 10 – Павел Комельский; января 28 – Феодосий Тотемский; января 31 – Никита епископ Новгородский; февраля 4 – Кирилл Новоезерский; июня 5 – благоверный князь Феодор Ярославич; июля 10 – Антоний Печерский. В месяцеслове нашей рукописи отмечены следующие памяти русских святых, которыя не показаны в современном Церковном Уставе; сентября 5 – благоверный князь Глеб; октября 5 – святители: Петр, Алексий и Иона; октября 7 – Сергий Вологодский; ноября 27 – Всеволод, князь Псковской; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; января 17 – Антоний Римлянин, января 28 – Ефрем Новоторжский; марта 5 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 30 – Иона митрополигг; апреля 11 – Варсанофий епископ Тверской; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 30 – Никита епископ Новгородский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 26 – Макарий Калязинский; мая 27 – митрополиты: Киприян, Фотий и Иона; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 3 – Димитрий царевич; июня 13 – Андроник «игумен Всемилостивого Спаса обители иже на Москве на реце Яузе»; июня 29 – Петр царевич Ростовский; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; авгуеста 4 – Петр митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010