В житийном повествовании благословение на каменное строительство приписано Никите, которого к этому времени не было в живых. Логично считать, что на первые деревянные постройки действительно благословил Никита, как об этом говорится в «Житии». 64 Это подтверждается и Духовной. Расширение обители и возведение в ней нетипичных для Новгорода каменных построек происходит уже с одобрения Иоанна Попьяна, фигуру которого под пером автора «Жития» заслонил Никита. Умолчание об Иоанне Попьяне в «Житии», видимо, не было случайным. Иоанн Попьян (1110–1130) возглавил епископию в год рождения Кирика, а за шесть лет до появления знаменитого «Учения» имя владыки исчезает со страниц источников и на исторической арене появляется Нифонт – главный персонаж Кирикова «Вопрошания». Летописи глухо сообщают о самовольном оставлении Попьяном стола с рекомендацией исключить его имя из поминовений. 65 В.Л. Янин на основе исследования личной печати Иоанна Попьяна пришел к выводу о неканоническом характере ее оформления, которое, по его заключению, подчеркивало автокефальность владыки как по отношению к Киевской митрополии, так и Константинопольской патриархии. 66 Рекомендация не поминать владыку Иоанна объясняет отсутствие этого имени в «Житии Антония Римлянина», где деяния Иоанна приписаны Никите. Ведь именно на годы управления епархией Иоанном Попьяном приходится всплеск строительства Антониева монастыря и его художественное убранство. И вряд ли в данном случае правильно причину умолчания связывать с отторжением правоверного Антония от уклонившегося в ересь владыки. «Житие» ведь выражает точку зрения автора, а не Антония, религиозный статус которого, как показано в архаическом пласте «Жития», был далек от тогдашней древнерусской церковной нормы. Недавно высказанное мнение о том, что епископ Иоанн был отлучен от должности как еретик, подверглось критике. Были приведены соображения, что исключение владыки из списков новгородских святителей было вызвано применением к Иоанну канонических санкций, предусматривающих низвержение из сана за самовольное оставление епископского стола.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Будучи послушником и в монашестве, ревностно относился к молитве и богослужению, любя храм Божий и обитель деятельной любовью 13 декабря. ПРАВМИР. Преставился один из старейших насельников Святогорской Лавры монах Трифон (Дахневич). Отец Трифон скончался 12 декабря на 80-м году жизни после тяжёлой продолжительной болезни, сообщается на сайте обители. Прощание с ним прошло в Успенском соборе Свято-Успенской Святогорской лавры в присутствии паломников и монастырской братии. «Будучи послушником и в монашестве, ревностно относился к молитве и богослужению, любя храм Божий и обитель деятельной любовью. Великий труженик и простец, в любое время дня и ночи готов был по зову старшей братии беспрекословно выйти на послушание. Всегда ревностно и усердно исполнял то, что ему поручали, и был примером для остальной братии, особенно для младшей, в том, как нужно относиться к своему послушанию», – пишет о почившем братия лавры. Монах Трифон (в миру Виктор Петрович Дахневич) родился 14 ноября 1939 года в городе Темрюк Краснодарского края в семье рабочего. Будущий монах служил в армии и закончил Донецкий техникум промышленной автоматики. После этого работал механиком на заводе Рембыттехники, а также в Институте технико-экономических разработок по обслуживанию холодильной техники и в шахтоуправление шахты им. А. Ф. Засядько. Был женат, имел дочь и сына. Со своей сестрою Ларисой (в настоящее время схимонахиней Феодосией) они  были духовными чадами схиигумена Саввы Псково-Печерского. В марте 2001 года он был зачислен в число братии Свято-Успенского Святогорского монастыря. 5 января 2008 г. в Успенском соборе послушник Виктор (Дахневич) был пострижен в иночество с наречением имени Никита (в честь святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского). 14 апреля 2009 г., в Великий Вторник Страстной седмицы, в Покровском храме Святогорской обители инок Никита был пострижен в мантию с наречением имени Трифон в честь преподобноисповедника Трифона, архимандрита Святогорского. Оба пострига совершил епископ Святогорский Арсений, наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры.

http://pravmir.ru/skonchalsya-odin-iz-st...

VI века. Иоанн постник патр. Константинаграда 595 (сент. 2). Флор е. аминьский (дек. 16). Григорий е. омиритский (дек. 19). Евтихий арх. Константонаграда 582 (апр. 6) 456 . Павсикокав е. синадский (мая 13). Ефрем арх. Антиохийский (июн. 8). Мина арх. Царяграда (авг. 25) 457 . VII века. Иоанн милостивый арх. александрийский 619 (ноябр. 12) 458 . Григорий е. акраганский ок. 685 (ноябр. 23) 459 . Модест патр. иерусалимский 633 (дек. 18). Доментиан мелитинский ок. 685 (янв. 10). Евлогий арх. александрийский 606 (февр. 13). Агафон папа римский 682 (февр. 20). Григорий папа римский 604 (март. 11) 460 . Софроний арх. Иерусалимский 638 (март. 4). Фома патр. Константинаграда 610 (март. 18). Феодор Сикеот епископ Анастасиаграда 613 (апр. 22). Павел арх. Царяграда (авг. 30). VIII века. Стефан е. сурожский 758 (дек. 15) 461 . Георгий е. амастридский (февр. 21) 462 . Павел е. прусидский (март. 7). Е. Евсхимон (март. 14). Герман патр. Царяграда ок. 740 (мая 12) 463 . Андрей арх. критский 712 (июн. 4). Иоанн е. скифский (июн. 26). Каллиник арх. Константинаграда ок. 705 (авг. 23). Веке IX. Иосиф е. селунский (янв. 26). Тарасий патр. Царяграда 806 (февр. 24). Никита е. халкидонский 838 (мая 28). Накифор арх. Царяграда 827 (июн. 2). Мефодий патр. Царяграда 846 (июн. 14) 464 . Феодор арх. едесский ок. 846 (июл. 9) 465 . Сравнивая канонизованных византийских иерархов с русскими, мы можем заметить следующие черты сходства: а) Некоторые кафедры пользуются как бы особенным преимуществом иметь канонизуемых в последствии иерархов. Таковы – в византийской империи кафедры константинопольская, антиохийская, александрийская, римская. Пересматривая вышеприведенный перечень св. иерархов, мы видим, что каждое столетие дало святого представителя – иногда и не одного – почти по каждой из вышеисчисленных кафедр. Тоже повторилось и в нашем отечестве. Из многих архиерейских кафедр киевская, новгородская и московская – преимущественно украшаются святыми иерархами. В Киеве разновременно святительствовали следующие канонизованные иерархи: Михаил 992, Иларион 1066, Иоанн 1088, Максим 1305, Макарий 1497, – в Новгороде: Иоаким 1030, Лука 1059, Никита 1108, Нифонт 1156, Аркадий 1162, Иоанн 1185, Григорий 1193, Антоний 1238, Феоктист 1309, Василий 1352, Моисей 1362, Симеон 1421, Евфимий 1458, Иона 1470, Феофил 1483, Геннадий 1505, Серапион 1516, в Москве: Петр 1328, Алексей 1378 Киприан 1406, Фотий 1435, Иона 1461, Филипп 1560.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

При дочери Людовика Ядвиге Польские епископы простерли власть Папы как на Червонную Русь, так и на Литовско-русское княжество 121 . Юной королеве обещали они царство небесное, если отдаст руку безобразному Ягайле; и Ягайло променял православие на руку Ядвиги и венец Польский; он дал клятву бискупам волею или неволею вводить Римскую веру в Литовско-русское княжество. И клятву выполнял он над самыми Русскими, умертвив двух вельмож, не хотевших оставить православия. Православный, или православная, вступая в брак с папистом, силою принуждаемы были к Римской вере. Только оружие Витовта (1388–1390) и Свидригайла (1394 г.) не давало фанатику Ягайле свободы выполнить клятву его в полной силе 122 . § 16. Стригольники и обличения им В 1371 г. явился во Пскове раскол, перешедший потом в Новгород. Некто Карп, художеством стригольник (занимавшийся стрижением волос), и диакон Никита начали раскол тем, что, указывая на беспорядки духовенства, за жизнь совсем отвергали иерархию. Предметом особенного соблазна служило преимущественно то, что духовные лица, как говорили, поставляют в священство на мзде 123 . Но один шаг к заблуждению влечет за собою другой и третий. Став судьями Иерархов, Карп и Никита дошли и до того, что во всем отделились от св. Церкви; они не хотели уже участвовать в общих молитвах Церкви, запрещали принимать от священников Крещение, разрешение грехов и Евхаристию, отвергли поминовение усопших церковною службою и милостынею. Толки Карпа и Никиты нашли себе слушателей во Пскове, и потом в Новгороде. В 1375 г. Новгородский Архиепископ объявил Никиту лишенным сана, и вместе с Карпом отлучил от Церкви. Неосторожная ревность простых сердец простерлась далее; схватив Карпа с двумя его товарищами, бросили их в Волхов: «писано во Евангелии, – говорила простодушная ревность, – аще кто соблазнит единаго от малых сих, лучше есть ему, да обесится камень жерновный на выи его, и потоплен будет в мори » 124 . Но что делают только по движению чувств, то иногда скоро и осуждают; Карпа скоро стали жалеть, а затем тайные последователи его нашли жаркое участие в своем деле; всего более это участие родилось от того, что Новгород и Псков, отличаясь духом мятежной вольности, тяготились тогда подчиненностью Митрополиту и Великому Князю. Отселе оказалось необходимым призвать в помощь суд Конст. Патриарха. Дионисий, Архиепископ Суздальский, в 1381 г. привез из Царяграда послание П. Нила во Псков, где особенно сильно действовал раскол. Новгород бунтовал и вызвал против себя суд Вел. Князя. В 1394 г. Вифлеемский Епископ Михаил привез обширное послание П. Антония. Волнение утихло. Но во Пскове еще оставались тайные последователи, открывшиеся в последствия при Фотие 125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Новости 13 февраля, 2014 13 февраля, 2014 Принят закон, ограничивающий усыновление детей однополыми парами Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключение лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке, — говорится в документе. 13 февраля, 2014 Святитель Никита, епископ Новгородский: житие, икона, молитва Киево-Печерские старцы пришли к прельщенному и, помолившись, отогнали от него беса. После этого преподобный Никита, оставив по благословению старцев затвор, жил в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. 13 февраля, 2014 Десять тысяч евро выделили православному храму в Таллине На деньги, выделенные администрацией города, православный приход иконы Божьей Матери ”Скоропослушница”сможет приобрести оборудование и инвентарь для воскресной школы. 12 февраля, 2014 Жители Казани: Надеемся отстоять уникальную детскую клинику Узнав, что мнение народа оказалось решающим, и питерскую больницу удалось отстоять, я решила, что необходимо и нам, казанцам, вступиться за сохранение клиники. 12 февраля, 2014 12 февраля, 2014 12 февраля, 2014 Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/409...

В Грановитой палате собрались Государи, Святитель, знатнейшее Духовенство и Бояре. После разногласий о месте собора, Князь Хованский, поклявшийся раскольникам за их безопасность, призвал их в Грановитую палату. Туда они вступили с св. иконами, книгами и зажженными свечами, в сопровождении многих посадских людей. Они поставили посреди ее против Царского места налои с Крестом, Евангелием и св. иконами, поклонились до земли Царице и Царевнам; но миновали Патриарха и Властей. На Царском месте сидела Царевна София Алексеевна, на другом месте Татияна Михайловна, по правую сторону Царица Наталия Кириловна, подле Царицы Царевна Марфа Алексеевна, а между Царских мест Царевна Анна Михайловна. Подле Софии в углу поодаль сидел Патриарх Иоаким с Митрополитом Новгородским и прочими Властями; по левую сторону стояли Бояре. На вопрос Патриарха раскольникам: «Какова ради дела приидосте в Царские палаты и что требуете от нас? Никита отвечал: «пришли к Царем Государем побить челом о исправлении православныя Христианския веры, чтобы Царское свое праведное разсмотрение дали с вашими новыми законодавцы и чтобы церкви Божия были в мире и соединении, и служба была бы в церкви Божии, как при Государе Царе Михаиле Феодоровиче и при Святейшем Патриархе Филарете Никитиче служили служебникам. – Патриарх на это возразил, что «не подобает простолюдинам дела церковная исправлять, а должно повиноваться матери соборней и апостольской церкви, потом всем Архиереям, о их спасении пекущимся». «У нас, сказал Иоаким, вера православная, стараго православия, в ней же св. отцы Богу угодиша, и исправлена з Греческих и с наших харатейных книг по Грамматике; а мы от себя ничего не внесохом в церковь Божию, но все от Божественных писаний. Вы же грамматическаго разума не коснулися и не знаете, какову силу в себе содержит». Но это увещание не остановило и не убедило исступленного Никиту; он отвечал, что «пришел говорить не о Грамматике, но о догматах церковных», какими называл осенение Архиерейское крестом и свечами! Когда же выступил на состязание Холмогорский Епископ Афанасий, тогда в пылу спора Никита толкнул его рукою в грудь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Великом Новгороде сегодня открываются чтения, посвященные св. епископу Новгородскому Никите 10.05.2007 В Великом Новгороде в четверг 10 мая открываются VII Никитские чтения. Как сообщили в Новгородском епархиальном управлении и в Новгородском облкомитете по культуре и туризму, темой Никитских чтений в 2007 году станут " Духовные начала русского искусства и образования " . Торжественное открытие Никитских чтений состоится в зале собраний Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского монастыря. Участниками станут 114 специалистов из ряда областей РФ. На чтениях предполагается зачитать более 100 докладов. Участники Никитских чтений встретятся с новгородскими реставраторами, занимающимися восстановлением древнерусских фресок, побывают на новгородских памятниках зодчества Древней Руси. В субботу вечером 12 мая гости Великого Новгорода станут участниками посвященного святителю Никите Всенощного бдения в древнейшем в современной России православном храме — Софийском кафедральном соборе. Чтения завершатся 13 мая. Материалы Никитских чтений будут опубликованы в специальном сборнике. Традиционные чтения, посвященные святителю Никите , в Великом Новгороде проводятся в течение ряда последних лет. В 2007 году в качестве организаторов Никитских чтений выступили Новгородское епархиальное управление Русской Православной Церкви, администрация Новгородской области, Новгородский госуниверситет имени Ярослава Мудрого и Международная академия педагогического образования (Москва). Согласно летописным источникам, св. епископ Никита руководил Новгородской епархией в 1096-1108 годах. В 1558 году епископ Никита был канонизирован. Его нетленные мощи долгое время хранились в Софийском соборе Новгородского кремля. В годы советской власти в связи с приданием Софийскому собору статуса музея мощи святителя переносились в Николо-Дворищенский собор и в церковь св. апостола Филиппа. После возвращения Церкви и повторного освящения кафедрального Софийского собора мощи святого 12 мая 1993 года были возвращены на их прежнее место. С того времени 12-13 мая в Софийском соборе ежегодно проводится праздник, посвященный святому Никите. РИА «Новости»/Седмица.Ru Редакция текста от: 10.05.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/2919.html

Еще ниже, позади престола, нетленный Святитель Никита на своем Горнем месте и вокруг него освященный собор служителей Церкви, от епископа и архимандритов до дьяконов и клириков, в тех же самых облачениях, в каких написаны были над ними уже прославленные члены торжествующей Церкви. И кто же первенствует между ними, как бы еще сам принадлежащий воинствующей Церкви? Это ты, Святитель Никита, в одно и то же время присутствующий в обеих видимо и соединяющей их нетленными своими мощами! О какая утешительная близость мира горнего к дольнему! По окончании литургии мощи Святителя подняты были с таким же торжеством с Горнего места и сквозь царские врата отнесены в Артельную церковь Богоотец Иоакима и Анны, где уже на месте прежней убогой раки стояла новая, изваянная искусным художником с ликом усопшего на ее крышке и с изображением его подвигов по обеим сторонам. В нее опустили нетленное тело, и епископ возгласил особенную молитву угоднику Божию, призывая покровительство его и благословение на всю паству новгородскую, вверенную его заступлению. Так окончилось торжество духовное. Гостеприимная трапеза ожидала всех священнослужителей, высших и низших, все духовенство Новгорода и окрестных обителей и всех почетных гостей в обширных палатах Архиепископских, где уже давно не бывало такого многолюдного собрания. На следующее утро другое торжество представилось взорам, в том же соборе Софийском и вокруг древнего Кремля Новгородского по случаю праздника Преполовения. Опять епископ совершил литургию в соборе и вышел крестным ходом на Иордань к Волхову, предшествуемый хоругвями и крестами и всею древнею святынею Новгорода. Подвиглась и чудотворная икона Знамения, неотступная от осеняемого ею народа во всех празднествах церковных. Менее торжествен был ход нежели предыдущий, но так же много говорил сердцу, особенно когда мимо моста, усеянного народом, под навесом разбитых стен Кремля стал спускаться к бурному Волхову, покрытому судами, и все духовенство при веянии хоругвей обступило Иордань.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

и с ликами Праотец, Пророков, Апостолов и Святителей, Ему молящихся. Еще ниже, позади престола, нетленный Святитель Никита на своем горнем месте, и вокруг него освященный собор служителей Церкви, начиная с епископа и архимандритов до диаконов и клириков в тех же самых облачениях, в каких написаны были над ними уже прославленные члены торжествующей Церкви; – и кто же первенствует между них, как бы еще сам принадлежащий воинствующей Церкви? – Это ты Святитель Никита, в одно и тоже время присутствующий в обеих видимо и соединяющий их нетленными своими мощами! О какая утешительная близость мира горнего к дольнему! По окончании литургии, мощи Святителя подняты были с таким же торжеством с горнего места, и сквозь царские врата отнесены в придельную церковь Богоотец Иоакима и Анны, где уже на место прежней убогой раки стояла новая, вся изваянная искусным художником, с ликом усопшего на ее крыше и с изображением его подвигов по обеим сторонам. В нее опустили нетленное тело, и епископ возгласил особенную молитву угоднику Божию, призывая покровительсво его и благословение на всю паству Новгородскую, вверенную его заступлению. Так окончилось торжество духовное. Гостеприимная трапеза ожидала всех священнослужителей высших и низших, все духовенство Новгорода и окрестных обителей, и всех почетных гостей в обширных палатах Архиепископских, где уже давно не бывало такого многолюдного собрания. На следующее утро другое торжество представилось взорам в том же соборе Софийском и вокруг древнего Кремля Новгородского по случаю праздника преполовения. Опять епископ совершил литургию в соборе и вышел крестным ходом на Иордань к Волхову, предшествуемый хоругвями и крестами и всею древнею святынею Новгорода. Подвиглась и чудотворная икона Знамения, неотступная от осеняемого ею народа во всех празднествах церковных. – Менее торжествен был ход, нежели предыдущий, но также много говорил сердцу, особенно когда мимо моста, усеянного пародом, под навесом разбитых стен Кремля стал спускаться к бурному Волхову, покрытому судами, и все духовенство при веянии хоругвей обступило Иордань.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Лик славы святителя Новгородского Никиты Святитель Никита, епископ Новгородский. Икона из новгородского храма во имя святителя Никиты. Кон. XX – нач. XXI в. В 2008 году исполняется 900 лет со дня преставления ко Господу одного из самых известных русских святителейепископа Никиты, подвизавшегося в Великом Новгороде с 1096 по 1108 год. Память о нем новгородцы верно хранили четыре с половиной столетия – до самого его прославления как общерусского святого в 1547 году. Обретение нетленных мощей святителя произошло 30 апреля 1558 года. Подчеркнем интересный факт: от того апрельского события минуло еще 450 лет. Поэтому в один год мы празднуем сразу два юбилея. Когда смотришь на изображения епископа Никиты, невольно обращаешь внимание на отсутствие у него бороды. Трудно даже припомнить кого-нибудь из святителей безбородым. Иногда возникает такое впечатление, что некоторые иконники писали Никиту действительно в молодом возрасте. Однако если даже для «подвигов» в пещере преподобные отцы не благословляли его из-за молодости, то кто бы благословил и избрал молодого человека на епископскую кафедру? Вне всяких сомнений, живя в Новгороде, святитель пребывал в зрелых летах. Это подтверждается и житием . Тогда, быть может, владыка, по заведенному в Европе обычаю, брился?! И бритье исключено. Семью годами раньше обретения мощей новгородского епископа Стоглавый Собор, проходивший по инициативе царя Ивана Грозного, строго напоминал: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша» . И, наверное, оттого на одной московской иконе (и не только на ней одной) новгородский подвижник, молящийся рядом с преподобным Сергием Радонежским, написан в 1560 годы все-таки с бородой. Дабы простой народ еретиком не считал. Но на других иконах бороды нет. Почему? Михаэль Дорфман выдвинул свою диковинную версию: «Одной из возможных причин могло быть то, что Никита был скопцом, что и указано в житии: “наложил на себя особенное воздержание”« . Странная логика. Если всякое «особенное воздержание» считать скопчеством, то большинство православных аскетов оказались бы скопцами. Хотя сам Дорфман и сознает: «Скопчество… не поощрялось официальной Церковью», но приводит в качестве неотразимого аргумента пару имен скопцов-византийцев, в XII веке правивших русскими епархиями. В таком случае, процитируем 21-е Апостольское правило: «Скопец, если от человеческого насилия соделан таковым, или во время гонений лишен мужских членов, или таким родился, то, если он достоин, да будет епископом» . Поэтому ничего сверхъестественного в том нет, что некоторые священники и иерархи оказались в свое время не по своей воле оскопленными. Однако зачем авторской волей превращать святителя Никиту в скопца? Умысел пишущих подобное совершенно очевиден: это замутнение славы русских святынь.

http://pravoslavie.ru/4214.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010