Arhiva Pe locul sfîritului mucenicesc al Sfinitului Mucenic Clement Romanul din Sevastopol a fost sfinit o rstignire 19 septembrie 2011 15:59 15 сентября в Севастоле прошли церковные торжества, посвященные 1910-й годовщине со дня мученической кончины и 1150-летию со дня обретения мощей священномученика Климента, папы Римского. В этот день был совершен крестный ход с мощами священномученика Клименту по морю от стен древнего Херсонеса до острова в бухте Казачья — места его мученической кончины, сообщает сайт Симферопольской епархии .  Одновременно от стен храма святителя Филиппа Московского к острову в бухте Казачья был совершен крестный ход по суше, который возглавил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь . В шествии приняли участие военнослужащие 810-й отдельной бригады морской пехоты Черноморского флота России. Затем правящий архиерей в сослужении духовенства совершил молебен с чином освящения поклонного креста, установленного на месте мученической кончины святого угодника Божия. Священномученик Климент (+ 101) — апостол от семидесяти, четвертый епископ (папа) римский, один из мужей апостольских. Был сослан из Рима в Инкерманские каменоломни (район современного Севастополя) в Крыму, где принял мученическую смерти. Широко почитался в Киевской Руси как из первых христианских проповедников в русских землях. Около 861 года мощи священномученика Климента были обретены в Херсонесе святым равноапостольным Кириллом и перевезены в Рим, где пребывают до сего дня. Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/1626969...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сакраментология (Учение о таинствах) см. " Литургика " ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) КАТОЛИЦИЗМ совокупность догматических, канонических, литургических и духовно-практических норм Римско-католической Церкви, определяющих ее конфессиональную идентичность КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.)

http://pravenc.ru/rubrics/122436.html

монахиня Иулиания (Соколова) Работы из альбома 1929 года монахини Иулиании (М.Н. Соколовой)   Архангел Гавриил. Спасо–Мирожский монастырь Святой Дометиан. Святитель Климент, папа Римский Церковь Спаса Преображения в Нередицах Пророки. Церковь Успения на Волотовом поле Пророк Иона, пророк Даниил, пророк Иезекииль. Церковь Феодора Стратилата на ручью Архангел. Ферапонтов монастырь Пророк Церковь Феодора Стратилата на ручью Спаситель с учениками. Фрагмент иконы Преображения Господня Спаситель с учениками. Фрагмент иконы Преображения Господня Пророк Илия с Ангелом. Фрагмент иконы Преображения Господня Пророк Моисей с Ангелом. Фрагмент иконы Преображения Господня Читать далее Источник: Труд иконописца : [Сборник]/Монахиня Иулиания (М. Н. Соколова); [Вступ. ст. Алдошиной А. Е., Алдошиной Н. Е., с. 5-34]. - Сергиев Посад : Св.-Троиц. Сергиева лавра, 1998. – 158 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

46 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему (Деян 28:30). 47 Святитель Иоанн Златоуст в 10-й беседе на Второе послание к Тимофею говорит: “Предстал он (Павел) перед Нероном и спасся, но потом, обратив в христианство виночерпия Нерона, был обезглавлен”. — Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. Ч. 2. СПб., 1905. С. 829. 48 Буквально ‘на домашнее животное’, kmБnoj. Если на Востоке для перевозки людей использовали, в основном, осла (Лк 10:34), то на Западе, а особенно в Риме, распространены были кони, тем более что Патрокл принадлежал к свите кесаря. 51 В тексте — OЩr…wn. Вполне вероятно, что это вариант арамейского имени Урия ‘свет мой — Бог’. Урия ( OЩr…aj, согласно LXXII) Хеттеянин был мужем Вирсавии (см. 2 Цар 11:21). 52 Евсевий Кесарийский в своей Церковной истории приводит следующие слова Тертуллиана: “Нерон был первым, кто стал преследовать наше учение, когда, покорив Восток, стал особенно свирепствовать в Риме”. — Евсевий Кесарийский. Церковная история. С. 76. 54 О том, что апостол Павел непосредственно предстоял перед Нероном, свидетельствует святитель Климент Римский: “Павел был в узах семь раз и мученически засвидетельствовал истину перед правителями”. — Святитель Климент Римский. 1 Кор 5//Послания мужей апостольских. М., 2003. С. 139. 55 Выражение ™n встречается в Новом Завете только один раз в апокалиптическом смысле: За то в один день придут на нее (Вавилонскую блудницу) казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее (Откр 18:8). Именно в этом смысле употреблено здесь это выражение. 56 Апостол Павел пишет Фессалоникийцам: будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших (2 Фес 1:5–10).

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatog...

В таком же точно смысле учил об искупительном значении страданий Христовых и св. Климент Римский , по словам которого, Господь наш Иисус Христос, несмотря на то, что был жезлом 235 и сиянием величия Божия и, настолько превосходнее ангелов, насколько славнейшее пред ними наследовал имя 236 , по любви, какую Он имел к нам, по воле Божией дал кровь Свою за нас и плоть Свою за плоть нашу, и душу Свою за души наши 237 . И эта Его пролитая, для нашего спасения, кровь 238 , как кровь Господа 239 , так была драгоценна пред Богом, что всему миру принесла благодать покаяния 240 и искупление всем верующим и уповающим на Бога 241 . Совместно же с сим, Климент, подобно Варнаве, почитает плодом страданий Христовых и все, относящееся к освящению людей, из чего им, между прочим, указывается на то, что во Христе мы обретаем первосвященника наших приношений, заступника и помощника в немощи нашей, что, посредством Его, взираем мы на высоту неба, и через Него, как бы, в зеркале, видим чистое и пресветлое лицо Бога 242 , но о всем этом, подобно же Варнаве, учит, вовсе ничего не говоря, как о причинах столь великой плодотворности страданий Христовых и Его смерти, так и о причине необходимости этих самых страданий и смерти. Между тем, Ерм , столь же ясно уча о том, что Сын Божий для того, чтобы очистить грехи людей, поставил Себя в рабское положение и весьма много потрудился, равно, как и весьма много пострадал 243 , к этому присовокупляет стоющую внимания мысль о безусловной необходимости того и другого для спасения людей, хотя она у него больше предполагается, чем прямо высказывается. Объяснив Ерму , что древний камень в башне есть Сын Божий, древнейший всякой твари, а новая в ней дверь есть тот же Сын Божий, только явившийся (во плоти) в последние дни и сделавшийся новой дверью для желающих войти в царствие Божие, Пастырь следующее говорит ему об этой двери: «Никто не войдет в царствие Божие, если не приимет имени Сына Божия... Ибо, как в город (огражденный стеной) нельзя войти иначе, как только через ворота его, так и в царствие Божие не может человек войти иначе, как только через имя возлюбленного Сына Божия...

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Святитель Климент Римский , один из древнейших богословов апостольского века, учил: Бессмертны все души – и нечестивых, для которых было бы лучше, если бы они не были нетленны, потому что мучаясь бесконечным мучением в огне неугасимом и не умирая, они не будут иметь конца своему бедствию. Это та вечность, которая поглотила уже огромное количество людей – двадцать миллиардов человек жило и умерло на земле со времен Адама. Как вы думаете, сколько из них находится в аду? Миллиарды людей уже вошли в круг преддверия адских страданий. Святые отцы говорили: Держи свой ум в аде и не согрешишь вовек. Иными словами, помни об участи грешников – и страх мучений остановит тебя перед грехом. Что же ждет в Царстве славы верующих людей. В Евангелии от Иоанна сказано: В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я ( Ин.14:2–3 ). Господь будет с верующими в Него. Он будет с нами в вечности, если мы сподобимся войти в Царство славы. И будем мы вечными причастниками радости, которую мы испытываем сейчас только на Божественной литургии, когда причащаемся Святых Христовых Таин. Святитель Киприан говорит: Какая будет слава, какая радость удостоится того, чтобы зреть Бога, и вместе со Христом, Господом, вкушать радость спасения и вечного света; приветствовать Авраама и Исаака, и Иакова, и всех патриархов и пророков, и апостолов, и мучеников, вместе со святыми и друзьями Божьими наслаждаться дарованным бессмертием и получить то, чего не видело око, не слышало ухо, и что на сердце человеку не восходило. Здесь святитель Киприан цитирует слова апостола Павла, говорившего, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ). Но далее апостол говорит, что жизнь вечная начинается в этой жизни, когда ты становишься христианином, когда отрекаешься от язычества и идешь по пути спасения. Святитель Василий Великий восклицал: Царство Небесное есть созерцание. Теперь как сквозь тусклое стекло видим тени вещей, а впоследствии, освободившись от сего земного тела и облекшись в тело бессмертное, увидим их первообразы. Увидим же, если жизнь свою управим по прямому пути и будем заботиться о правой вере, без чего никто не узрит Господа. Какие удивительные слова! Мы, греховные, сейчас все видим не так. Недавно один мой знакомый, еще неверующий, сказал, что на иконе все неправильно: и фигуры удлиненные, и перспектива нарушена. Я ответил, что это мы после грехопадения Адама и Евы все видим неправильно. А иконы – это истинное видение духовного мира. И святитель Василий Великий говорит, что человек в Царстве славы все будет видеть в истинном свете, таким, каким оно является на самом деле. И единственное условие для этого – сохранить чистоту веры, без чего никто не узрит Господа своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Святитель Климент Римский (I век) учил: «Бессмертны все души – и нечестивых, для которых было бы лучше, если бы они не были нетленны, потому что, мучаясь бесконечным мучением в огне неугасимом и не умирая, они не будут иметь конца своему бедствию» 314 . Это та вечность, которая поглотила уже огромное количество людей – двадцать миллиардов, а может и более, человек жило и умерло на земле со времен Адама. Как вы думаете, сколько из них находится в аду? Миллиарды людей уже вошли в круг преддверия адских страданий. А наши церковные либералы, которые проповедуют апокатастасис, пусть вслушаются в слова Златоуста, чтобы понять, на чью мельницу они льют воду. Я уже ранее цитировал эти слова, святитель Иоанн писал: «Диавол для того убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в нее. Напротив, Бог угрожает геенной и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтобы не впасть в геенну» 315 . Что же ждет в Царстве Славы верующих людей? Точно так же, как мы не можем представить зло мук ада, так же мы и не можем представить благости Рая. Сказано: «И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:3–4 ). Святитель Киприан Карфагенский говорит: «Какая будет слава, какая радость удостоиться того, чтобы зреть Бога, и вместе со Христом Господом вкушать радость спасения и вечного света; приветствовать Авраама, и Исаака, и Иакова, и всех патриархов и пророков, и апостолов, и мучеников, вместе со святыми и друзьями Божьими наслаждаться дарованным бессмертием и получить то, чего не видело око, не слышало ухо, и что на сердце человеку не восходило» 316 . Здесь святитель Киприан цитирует слова апостола Павла, говорившего, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Но далее апостол Павел говорит, что Жизнь вечная начинается в этой жизни, когда мы участвуем в Таинствах Церкви, которые, как известно, совершаются Духом Святым: «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Церковь называется Соборной потому, что находится во всей вселенной от края до края земли, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, – учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере – начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, сотворенных душой и телом, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях. Святитель Кирилл Иерусалимский ( 113, 440 ). Святым градом (пророк) называет Церковь : так как она освятилась не служением по закону, «ибо закон ничего не довел до совершенства» ( Евр. 7, 19 ), но сделавшись сообразной Христу и причастницей Божественного естества через общение Святого Духа, Которым мы и запечатлены в день избавления ( Еф. 4, 30 ), омывшись от всякой скверны и освободившись от всякой нечистоты. Святитель Кирилл Александрийский ( 113, 440 ). Церковь одна по всей земле и на море, потому мы и говорим в молитве о Святой и Единой, Кафолической и Апостольской Церкви, сущей от пределов и до пределов вселенной. Блаженный Феодорит ( 113, 440 ). Церковь , которая продолжается от времен самих апостолов через известнейшие преемства епископов до наших дней и продолжится на все последующие времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в Таинстве Тела Христова. Блаженный Августин ( 113, 440 ). В той Церкви должно пребывать, которая, будучи основана апостолами, существует даже до сего дня. Блаженный Иероним ( 113, 440 ). К чему у вас распри, негодования, несогласия, разделения и брань? Не один ли у нас Бог, и один Христос, и один Дух благодати, излиянный на нас, и единое призвание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела и доходим до такого безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены? Святитель Климент Римский ( 113, 439 ). Святая Церковь «едина», поскольку один есть Бог Отец, Сын и Святой Дух, которому Церковь верует, служит, поклоняется и Которого почитает. Одно основание Церкви – Иисус Христос. «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3, 11 ). Одно учение слова Божия, которым Церковь наставляется, просвещается, укрепляется и спасается. Одна вера, которую она имеет в Единого Триипостасного Бога. Одни Святые Тайны, которыми она спасается. Одно духовное и таинственное Тело, Глава которого – Христос. Один Дух, которым оживотворяется, водится и освящается. Одна надежда Воскресения мертвых и жизни Будущего Века. Обо всем этом кратко сказал святой апостол: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4, 4–6 ). Поэтому если и рассеяны верные и святые Божии по лицу всей земли, однако составляют одно благословенное общество ( 104, 2325–2326 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

... Простите друг друга, если кто на кого имеет огорчение, как и Христос простил вас, дабы вам стать сынами мира, а это-то же, что сказать – сынами Божиими. Ибо «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» ( Еф. 2, 14 ) на Своем Кресте. Он Сам сказал Своим ученикам и через них нам, чтобы мы, войдя в какой-нибудь город или дом, возвещали им мир. И примирение является всем Делом Его пришествия, и именно ради этого, преклонив Небеса, Он сошел на землю, почему и Давид предрек о Нем. «Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира» ( Пс. 71, 7 ), и в другом псалме опять же так о Нем говорит: «Он скажет мир народу Своему и избранным Своим» ( Пс. 84, 9 ). И хвала Ангелов во время Рождества Его показывает, что ради того, чтобы доставить мир, Он сошел к нам с Небес: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» ( Лк. 2, 14 ). И уже совершив спасительное Домостроительство, Он оставил мир как наследие для преданных Ему. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» дон. 14, 27). И еще: «Мир имейте между собою» ( Мк. 9, 50 ), и «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13, 35 ). И последняя молитва (благословение), которую Он дал нам, восходя к Своему Отцу, утверждает любовь друг к другу: «Да будут все едино» ( Ин. 17, 21 ). Святитель Григорий Палама ( 65, 19 ). Без Крови Господа Иисуса никто не приблизится к Богу, ибо Он Сам есть Мир наш, как говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» ( Ин. 14, 27 ). Ибо как премудрость творит мудрецов, праведность – праведников, освящение – святых, а жизнь – живых, так и сам мир делает нас примиренными... А если Христос есть мир верующих, то, следовательно, кто живет без мира, тот не имеет Христа. Блаженный Иероним. Творения, кн. 17, Киев, 1903, с. 263. Страдания Христа были пред очами вашими. Таким образом всем был дарован глубокий и прекрасный мир и ненасытимое стремление делать добро, и на всех было полное излияние Святого Духа. Святитель Климент Римский ( 1, 74 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Итак, не на высоте и чистоте жизни членов Церкви зиждется святость Церкви Святой, хотя ради добрых дел чад своих она может возвеличиваться и прославляться, как об этом говорят святитель Климент Римский и другие писатели Церкви, свидетельствуя о жизни христиан их времени. Само назначение Церкви – освящать и вести к совершенству – необходимо предполагает несовершенство руководимых ею, ибо полное сове–шенство и святость уже не имеют нужды в освящении и не требуют здравии врача но болящие( Мф. 9,12 ). По Священному Писанию , совершенная свя тость пребывает только на Небе, где Святый и Пресвятый Бог, святость Кото–рого воспевают святые Серафимы; на земле же находятся одни грешники, но или освящаемые, или остающиеся без освящения. А освящение и очищение человека совершаются только потому. что Сам Бог омывает его и освящает, ниспосылает Святого Духа Своего, Который может прийти и вселиться, а может и отступить, а потом снова прийти. При этом приобретаемая человеком чистота не есть совершенная чистота, но преимущественно стремление к ней, освящение себя на служение Богу и уподобление Ему как своему Бесконечно–му Первообразу. Самое усовершение человека происходит не сразу, а постепенно, при крайнем снисхождении Божием, понемногу, неприметно, наподобие того, как произрастает зерно, потом стебель, и только с течением времени оно вырастает в древо. В настоящем веке душа верующего христианина только ищет Христа, но и не всегда Его находит; и на пути своего стремления к Нему она претерпевает искушения и страдания внутренние и внешние среди окружа–щих ее врагов спасения, среди собственных болезней и слабостей, проист–кающих от прирожденного человеку греха. На этом пути могут быть и отсту–ления, и падения. Даже на высоких ступенях совершенства, даже по получе–нии многих и чрезвычайных даров благодати (чудотворений) возможно глубо–кое падение. Это таинственно изображено у пророка Иезекииля, который говорит от лица Божия: «И проходил Я мимо тебя и увидел тебя... Омыл я тебя водою... И нарядил тебя в наряды, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье...и серьги к ушам твоим… Питались ты хлебом из лучшей пш–ничной муки, медом и елеем... И пронеслась по народам слава твоя… Но ты понадеялась на красоту твою и, пользуясь славою твоею, стала блудить» ( Иез. 16, 8–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010