Неслучайно, что ко II столетию относятся свидетельства о совершенно обособленном времени пасхального поста, который «продолжался где день, где два, где еще дольше; где обнимал промежуток времени в 40 Важные сведения о первоначальном характере празднования Пасхи содержатся в письме святителя Иринея, епископа Лионского († ок. 202), к Римскому епископу Виктору. Послание написано в связи со спорами о времени празднования Пасхи, начавшимися еще при святителе Поликарпе, епископе Смирнском († 167), которые вызвали ряд соборов. Полемика касалась того, праздновать ли Пасху вместе с иудейской в 14-15-й день первого весеннего лунного месяца или же обособленно - в первое за этим днем воскресенье. В различных местах на данный вопрос смотрели по-разному. В Риме Пасха начала уже приобретать все усиливающуюся радостную тональность, которая требовала особого дня празднования. В Малой Азии же сохранился первоначальный, древнейший взгляд на Пасху, которому вполне отвечала синкретичная дата. Характерно, что азийцы оканчивали пасхальный пост в день, с которого другие христиане, по святителю Иринею, начинали его, то есть в день еврейской Пасхи. Во время святого Епифания Кипрского († 403) существовала одна ветвь четырнадцатидневников (так называли сторонников празднования Пасхи вместе с евреями 14 нисана), которая одним днем - 14 нисана - ограничивала и предпасхальный пост, и самый праздник Пасхи. Логика была такова: когда естественнее всего было почтить смерть Христову постом, как не в день Его смерти, и когда естественнее всего было праздновать Пасху христианскую, как не в день Пасхи ветхозаветной, прообразовавшей ее? После святителя Поликарпа защитником малоазийской практики относительно времени Пасхи был Мелитон, епископ Сардийский. Ее противниками являлись Аполлинарий, епископ Иерапольский, Климент Александрийский и святитель Ипполит, епископ Римский. В Палестине, Риме, Понте, Галлии и Греции состоялись соборы, на которых кодифицировали римскую практику. А папа Виктор (около 196 года) и вовсе грозил малоазийцам отлучением.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

Пилоны, ближайшие к восточной стене алтаря, заняты колоссальными изображениями архангелов Гавриила (справа) и Михаила (слева). Каждый из архангелов держит в одной руке скипетр, в другой штандарт с надписью: «ξιος, ξιος, ξιος». Дальнейшее протяжение стен алтаря занято в верхнем ярусе изображениями пророков, в нижнем – святителей вселенской и русской церкви. Среди пророков на южной стене выдается характернейшая фигура Моисея со скрижалями Ветхого Завета, прижатыми к груди. Вышина фигуры Моисея – 8 аршин, т. е. три человеческих роста. Выступающий впереди Моисея юноша Дианил, несколько меньших размеров, выглядит ребенком рядом с мощной фигурой Моисея. Из-за Моисея выглядывает фигура старца – патриарха Иакова с пастушеским жезлом, за ним – пророк Исаия, держащий в приподнятых руках свиток, на котором начертано пророчество о рождении Еманнуила. Фигура пророка Исаии полна выразительности и движения, она как бы стремится к шествующей по облакам Богоматери с Предвечным Младенцем. Туда же устремлены и взоры всех пророков. За Исаией стоит пророк Иезекииль, взирающий с благоговейно скрещенными руками на небо, за ним – Аввакум. На соответствующем месте северной стены алтаря помещена другая такая же картина с изображениями другой группы ветхозаветных праведников. Впереди всех здесь стоит царь Давид в короне и порфире, с арфой в руках, струн которой слегка касаются его пальцы. За Давидом – его царственный сын Соломон в юношеском возрасте, одетый в богатую одежду и также в короне. В руках он держит развернутый свиток. Далее стоит пророк Наум, с приподнятой вверх правою рукою, за ним – рыдающий пророк Иеремия, с поникшей головою. Группа заключается двумя необыкновенно живыми фигурами – пророка Илии с развевающимися по ветру седыми волосами и мужественного воина, судьи Гедеона, с шишаком и с коротким мечем при бедре, с символическим руном в руках. Пророк Илия указывает Гедеону на восток, где покоится на облаках Пресвятая Дева. Обе группы ветхозаветных праведников осенены широкими пальмовыми листьями, напоминающими о дальнем востоке, где они жили и действовали. На северной стене алтаря в нижнем ярусе помещается группа святых вселенской церкви, стоящих у храма – Василий Великий , Афанасий Александрийский , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Климентпапа римский и Николай Мирликийский. На соответствующем месте южной стены святители русской церкви: Антоний и Феодосий печерские , св. Теорий, Алексий – митрополит всея Руси, Стефан – великомученик пермский, и митрополит Петр. Потолок главного алтаря занят стильными византийскими изображениям цветов, сплетенных в красивые гирлянды, среди которых изображен крест белого цвета, украшенный драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Иннокентий Херсонский в своём слове в день памяти этого великомученика предлагает следующую мысль:  ««Никто не знал замысла, поэтому многие тысячи душ в самые святые дни осквернились бы вкушением того, что растворено было (так повелел Иулиан) кровью идоложертвенною. Это составило бы для них предмет сожаления на всю жизнь, а для Иулиана, или, вернее сказать, сатаны, им двигавшего, это была бы радость и торжество великое» 9 . То есть, по мысли святителя, христиане осквернились бы вкушением этой идоложертвенной пищи, которая была куплена бы ими без сведений о том, что она осквернена. Кроме того, в самом житии, изложенном святителем Димитрием Ростовским пишется:  «И вот он призвал к себе константинопольского градоначальника и повелел ему ежедневно в продолжение первой седмицы, осквернять припасы, продаваемые на торжищах, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны воздерживаться ( Деян.15:29 )» 10 . В данном жизнеописании с ссылкой на Апостольский собор говорится о том, что христиане должны «всегда» воздерживаться от идоложертвенного. В Великом Часослове тоже сказано, что не вкусив идоложертвенного, народ сохранил себя неосквернённым (исходя из контекста жития, речь идёт о вкушении именно по неведению): «Но Мученик Федор, по промыслу Божию явившийся во сне тогдашнему Константинопольскому Архиепископу Евдоксию и рассказавший о случившемся, заповедал ему немедленно, в понедельник утром, созвать верующих и запретить им использовать эти продукты, недостаток же необходимой пищи временно возместить коливом… Тем самым и замыслы Отступника были разрушены, и благочестивый народ сохранил себя неоскверненным…» Другие святоотеческие изречения «От идоложертвенного бегайте, чтобы не сделаться вам общниками бесов; ибо его приносят в честь бесов, то есть на оскорбление Единого Бога» . (Святитель Климент, папа Римский.  Постановления апостольские. Се изреченные в восьми книгах. Книга седьмая. 21 п. ) «А тут те, которые сами суть сосуды Господни и храм Божий, не исходят от среды и не отступают, чтобы избежать прикосновения к нечистоте и не быть принужденными оскверниться идоложертвенными яствами!»  (Святитель Киприан Карфагенский .  Книга о падших .  Книга единства Церкви .) Заключение Можно твёрдо утверждать то, что сознательное вкушение идоложертвенное воспрещено христианину.

http://azbyka.ru/mozhet-li-hristianin-vk...

540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АПОКАЛИПТИКА жанр древней и средневек. религ. лит-ры, описывающий полученное провидцем откровение о сферах, недоступных обычному человеческому восприятию: о потустороннем мире и аллегорически изображенных событиях, сопровождающих грядущий конец истории

http://pravenc.ru/text/471605.html

Таким образом, при соблюдении первенства Петра, соблюдалось и равенство с ним прочих апостолов; ибо они оба предстояли над горним местом, подобно как и теперь, при служении двух епископов, оба становятся рядом на горней кафедре, и старший только имеет почесть правой руки пред младшим. По сторонам апостолов, отделенный от них промежутком боковых окон, уцелели мозаические изображения двух архидиаконов: Степана и Лаврентия; это опять по чину церковному, потому что и теперь, при служении архиерея, когда восходит он на горнее место для слушания Апостола и Евангелия, становятся по бокам его два диакона. Без сего объяснения могло бы показаться странным, почему в Софийском алтаре архидиаконы начертаны выше святителей? Оба они с кадильницами; Первомученик в левой руке держит камень, знамение своего страдания, который прижимает он к персям; а у Лаврентия ладаница для фимиама. Но почему же здесь именно Лаврентий, а не кто-либо другой из первых семи диаконов? Потому что он был из архидиаконов знаменитый мученик, а может быть еще и потому, что мощи Стефановы, перенесенные из Палестины в Рим, почивают там в одной гробнице с Лаврентиевыми, в его знаменитой базилике. Везде господствует какая-либо мысль, а не произвол художника, как иногда теперь бывает это у нас при украшении новых храмов; а между тем вы видите здесь и взаимное сближение двух Церквей, Восточной и Западной, в лице их первенствующих архидиаконов. Обратим также особенное внимание на Выборг и расположение первостепенных святителей, изображенных мозаикой в алтаре Софиевском, по сторонам апостолов: ибо и это было не действие произвола, а благоговейного рассуждения, так как все было премудро устроено, к назиданию и утверждению верных, в доме Премудрости Божией. Имя каждого святого при нем сохранилось, написанное мозаическими златовидными буквами, сверху вниз, по древнему чину; одно только имя Златоуста монограммой, по частому его употреблению в служебниках греческих. С правой стороны, подле архидиакона Степана, стоит святитель Николай; рядом с ним Григорий Богослов , Климент Папа Римский и наконец Епифаний Кипрский ; а с левой стороны, подле Лаврентия, святители Василий Великий и Златоуст, далее два Григория: Нисский и чудотворец Неокесарийский. Не служат ли и сии нерушимо сохраненные лики, в течение восьми веков, явным обличением новой теории римлян о мнимом главенстве их епископа, хотя они уверяют, что до разделения Церкви при патриархе Михаиле Керулларии, т. е. до 1051 г., Церковь Русская зависела также от Рима. Да послужит им обличением нерушимая стена Киевской Митрополии, созданная в 1037 году, следовательно за 14 лет до разделения, и если люди умолкнут, камни возопиют, по слову Евангельскому ( Лк. 19:40 ). Никто не отъемлет первенства у Петра, но да не лишатся подобающей чести и прочие апостолы и святители, унижаемые кафедрой Римской.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Матфидиа, выброшенная на скалу с разбившегося корабля, принята была одною вдовою, которая по такой же причине лишилась мужа и жила во вдовстве, не согласившись выйти в замужество. Скорописцы были назначаемы для описания мучений Климент, Папа Римский, семь скорописцев назначил для описания страдании мучеников; это было еще в первом веке по Рождестве Христовом. Следовательно, история мучеников достоверна. Дитя на дне моря осталось живо Однажды поклонники св. Климента забыли малое дитя в хижине морской, подводной, где лежали его мощи, – ибо море уже покрыло путь к хижине. На другой год, в те же дни отлива то дитя найдено живым; на вопрос же: «кто тебя здесь кормил?» – оно указало на гроб, говоря: «этот меня кормил и хранил». Так открывались мощи ежегодно в море до семисот лет, до самого царствования Никифора, царя греческого, при Ирине – матери Константина; а с того времени мощи перестали являться. Потом чрез пятьдесят лет мощи, по молитве христиан, показались в полночь на море и были оттуда перенесены. Св. Священномуч. Петр, архиепископ Александрийский Арий раздрал ризу Христову Св. Петр говорил: «грех, от немощи человеческой происшедший, самый большой, есть меньший сравнительно со злобою Ариевой. Согрешающего по немощи удобнее прощать, а этого проклятого, внутренность которого лести и хулы исполнена, как могу простить? Свет облистал темницу мою, продолжал святитель и явился ко мне Иисус Христос в виде двенадцатилетнего юноши, имеющий лицо, сияющее как солнце. Он был одет в хитон белый, раздранный сверху до низу, и обеими руками сжимая его на груди, покрывал им наготу Свою. «Кто Тебе, Спасе, ризу разодрал?» спросил я в ужасе, «Арий безумный разодрал Мне ее, так как разлучил от Меня людей Моих, которых стяжал кровью Моею. Остерегайся же принимать его в общение церковное. На горнем седалище Божественная сила находится По смерти св. Петра, христиане посадили его на горнем месте и приложили ему главу; ибо он никогда во всю жизнь не садился на то место, «потому, как он говорил, что когда я приближался к престолу (горнему месту), то всегда видел на нем свет небесный и некую Божественную силу пребывающую. 26. Преп. Алипий столпник

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

1) Огребатися им языком от треб идольских. 2) Хранить себе от блуда. 3) Блюстись от удавленины. 4) Соблюдаться от крови, сиесть от убийства, проливающего кровь человеческую. 5) Ближнему не творить зла 371 . А о брадах Апостольский оный собор ничтоже воспомяне; свободил бо есть языков от всех обрядов и обычаев ветхозаконных, якоже святой Иаков к Павлу рече: ничтоже таково соблюдати им 372 . Писа же правила после святых Апостол святой священномученик Климент папа Римский, ученик бывый святого Петра верховного апостола, и нарече та правила Апостольскими правилами; но о тех правилах книга Кормчия свидетельствует, яко искажены суть от еретиков, и собором отец православных отвержены. Сице Кормчия на листу 17, под правилом 60, в толковании глаголет: многи книги от еретиков искажены быша, на вред простейшим человекам, якоже и от святого Климента написанные епископом Апостольские заповеди, яже того ради собором и отвержены быша. Тоже свидетельствует второе правило собора вселенского шестого; зри в Кормчей лист 177. Аще убо и о брадах что в тех правилах, глаголемых Апостольских, написано, то не дивно; понеже от еретиков та правила искажена суть, и не долженствуешь им яти веру; в печатных же правилах Апостольских отнюдь (якоже прежде рех) ничтоже о брадах обретается. Правила отеческие всех вселенских и поместных соборов, такожде о брадах нигдеже что глаголют. Аще кто не имет веры, да исследует все соборы и вся правила святых отец, обрящет ли поне едино кое о брадах где воспомянение? А что Стоглавник шлется на собор вселенский шестый, на правило единонадесятое, тамо иное написано, а не о брадах. Сице бо то правило глаголет: опресноцы Иудейстии отвержены; призываяй же врача их, или мыяйся с ними, отвержен 373 . До зде то шестого вселенского собора единонадесятое правило, на неже Стоглавник ссылается. И яве зрети есть, яко то правило не о брадах завещает, но о том, дабы Христиане никоеже имели с жиды общение, якоже то в толковании правила оного изъясняется; изволяяй да чтет тамо. Собор вселенский шестой и Кавалин царь в кая лета бяху?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В древней церкви, помещающейся под полом нового храма, находятся мощи святого равноапостольного Кирилла Первоучителя Словенского. Как известно, святой папа Римский Климент был сослан за исповедание веры Христовой в Крым и там скончался мученической смертью . Мощи его находились в безвестности до 867 года, когда святыми Кириллом и Мефодием были перенесены в Рим. Вскоре после перенесения этих святых мощей святой Кирилл умер в Риме и, так как тогда Церковь была еще не разделенной, Римские папы были еще православными, то останки святого учителя славянского были с большой торжественностью и славой погребены в соборе апостола Петра. Но святой Мефодий упросил папу, чтобы тот перенес мощи святого Кирилла в церковь святого Климента, ибо с этой церковью душою молитвенно сросся при жизни святой Кирилл. Над местом, где погребен святой Кирилл, находится икона святого Кирилла, сооруженная усердием болгарского народа. С благоговением склонились мы пред этой великой святыней, и я горячо молился святому Кириллу о том исстрадавшемся славянском народе, о котором при жизни мало знал святой Кирилл, но для которого столько сделал, о нашем родном многострадальном русском народе, бывшем еще языческим во дни святых Кирилла и Мефодия. Более всех других воспользовался русский народ духовным богатым наследством святых братьев – созданием церковно-славянского языка и славянской церковной литературы. Интересны и прекрасные старинные фрески на стенах этой древней церкви, изображающие Распятие, Сошествие Христа во ад, Взятие Богоматери на небо, Брак в Кане Галилейской. В верхней церкви покоятся мощи святого Климента и святого Игнатия Богоносца , того великого святителя древней Церкви, который оставил до наших времен много глубоких и прекрасных творений, который бесстрашно исповедовал Христа перед лицом самого императора и был замучен – первый из христиан – на арене Колизея. В Колизей отправились мы из церкви святого Климента. Уже в церкви видели мы многие толпы богомольцев, а теперь, выйдя на улицы римские, встречали мы паломников на каждом шагу то многолюдными торжественными процессиями, крестными ходами с хоругвями и крестом, то малыми группами в сопровождении патеров. Паломники-богомольцы тысячами, десятками и сотнями тысяч наполняют ныне улицы римские.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Он укреплял крестьянство, чем восстановил против себя аристократию; а политикой переселений в опустошенные районы он восстановил против себя крестьян. Кстати, он первым предпринял дальновидный шаг и начал переселять славян в Малую Азию, что превратило ее в главного поставщика солдат на все время существования Империи. Он осуществлял необычайно дорогие строительные программы, не считаясь при этом ни с чем. Интересно, что однажды он приказал разрушить храм Богоматери напротив своего дворца, чтобы соорудить на его месте фонтан. Он даже приказал патриарху Каллинику прочитать молитву на разрушение храма. И как ни противился Каллиник (“Молитву на созидание церкви мы имеем, а на разрушение церкви не получили”, — говорил он императору), он был вынужден прочитать какую-то молитву, которую, однако, закончил славословием: “Слава Богу, терпящему всегда, ныне и присно…”. В 695 г. поднялся бунт, который возглавил генерал Леонтий. Заговорщики собрались в храме святой Софии. Туда же явился и патриарх Каллиник, заявив народу: “Сей день, его же сотвори Господь!”, а народ кричал: “Разнесем кости Юстиниана!”. Императора захватили, отсекли ему нос (отсюда его прозвище — “Безносый”) и сослали его в Крым, в Херсонис Таврический. Леонтий стал императором. Он не убил Юстиниана, так как считал его отца, Константина Погоната, своим благодетелем. В любом случае нанесение человеку физического увечья по законам Империи делало его непригодным для царствования, так что Леонтий считал, что проявил гуманность, тем не менее устранив Юстиниана навсегда. Леонтий процарствовал всего три года. Его свергли войска, возвратившиеся после неудачной экспедиции по защите Карфагена от арабов. Во время остановки на Крите они провозгласили императором адмирала Тиверия. Тот ворвался в Константинополь, арестовал Леонтия, отсек ему нос и запер в монастырь. А Юстиниан тем временем жил в Херсонисе, многолюдном торговом городе, через который Византия, утратившая Египет, получала скифский хлеб. Жители Херсониса были вольнолюбивы, пользовались автономией и привыкли к ссыльным знаменитостям. Тут были в ссылке священномученик Климент Римский, Тимофей Элур (Кот), святитель папа Мартин. Юстиниана они не жаловали, считая его тираном, и даже просили Тиверия убрать от них этого вздорного ссыльного.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

В древней церкви, помещающейся под полом нового храма, находятся мощи Святого Равноапостольного Кирилла Первоучителя Словенского. Как известно св. Папа Римский Климент был сослан за исповедание веры Христовой в Крым и там скончался мученической смертью . Мощи его находились в безвестности до 867 года, когда святыми Кириллом и Мефодием были перенесены в Рим. Вскоре после перенесения этих Святых мощей Святой Кирилл умер в Риме и, так как тогда Церковь была еще не разделенной, Римские папы были еще православными, то останки Святого Учителя Славянского были с большой торжественностью и славой погребены в Соборе Апостола Петра. Но Святой Мефодий упросил Папу, чтобы тот перенес мощи Святого Кирилла в церковь Святого Климента, ибо с этой церковью душою молитвенно сросся при жизни Святой Кирилл. Над местом, где погребен Святой Кирилл, находится икона Св. Кирилла, сооруженная усердием болгарского народа. С благоговением склонились мы пред этой великой святыней и я горячо молился Святому Кириллу о том изстрадавшемся славянском народе, о котором при жизни мало знал Святой Кирилл, но для которого столько сделал, о нашем родном многострадальном русском народе, бывшем еще языческим во дни святых Кирилла и Мефодия. Более всех других воспользовался русский народ духовным богатым наследством святых братьев – созданием церковно-славянского языка и славянской церковной литературы. Интересны и прекрасные старинные фрески на стенах этой древней церкви, изображающие Распятие, Сошествие Христа во ад, Взятие Богоматери на небо, Брак в Кане Галилейской. В верхней церкви покоятся мощи Святого Климента и Святого Игнатия Богоносца , того великого святителя древней Церкви, который оставил до наших времен много глубоких и прекрасных творений, который бесстрашно исповедовал Христа перед лицом самого императора и был замучен, – первый из христиан, – на арене Колизея. В Колизей отправились мы из церкви Святого Климента. Уже в церкви видели мы многие толпы богомольцев, а теперь выйдя на улицы римские, встречали мы паломников на каждом шагу, то многолюдными торжественными процессиями, крестными ходами с хоругвями и крестом, то малыми группами в сопровождении патеров. Паломники богомольцы тысячами, десятками и сотнями тысяч наполняют ныне улицы римские.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010