Письмо 108 Возлюбленнейший о Господе Брат, Отец Иувеналий! Видывал я Вашу руку на некоторых кувертах, которые получал из Оптиной, а ныне увидел ее и в милейшем письме Вашем ко мне; я был тронут до глубины сердца и сказал сам себе: «есть же и в наше время люди, которые полагают за ближнего душу свою». Это сделали Вы Вашим искренним и добрейшим письмом. Благодарю Господа Бога, внушившего Вам поступить так! Благодарю нашего общего Старца, благословившего Вам написать ко мне! Благодарю Вас, сделавшего для меня доброе дело! Вы на деле такой, каким мне описывал Вас Иоанн, который сказывал, что ощутил к Вам особенный залог сердечный, как бы от постоянного и долговременного жительства с Вами. С соответственною письму Вашему откровенностию отвечаю Вам. Я слышал от некоторых о описываемых Вами обстоятельствах, т. е. о стремлении к уничтожению драгоценного леса, о особой любви к непрестанным постройкам, соединенной с незнанием дела и потому не увенчаваемой должным успехом, несмотря на издержки; но не вполне доверял этим слухам, а полагал, что это должно относить более к монастырю, нежели скиту. Подобные примеры, к сожалению, случалось видеть особенно по обязанности моей – благочинного: многие настоятели объяты ненасытным желанием строиться, имеют возможность доставать деньги, не терпят участия Архитектора, непременно хотят выполнить свои мечты, возводят многоценные здания, лишенные удобств, прочности, красоты, т. е. всех качеств, доставляемых правильностию. Напротив чего правильно построенные здания превосходны во всех отношениях. Таковы выстроенные в недавнее время по проекту профессора Горностаева двухэтажный храм в Валаамском Скиту и Гостиница при Валаамском монастыре. По прочности они как литые из металла; не имеют никаких украшений, но строгий характер и правильность дают им необыкновенную, весьма серьезную красоту. Я полагал, что самое время дало возможность о. Арх вполне сблизиться с о. Макарием и что он предоставил вполне Старцу Скит. Из Вашего письма, которое могу назвать по справедливости благодеянием для меня, вижу иное. Что делать? человечество .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

1930 г. – епископ Бугурусланский. 1930–1934 гг. – епископ Мамадышский. 1933 г., 23 марта-11 августа – временно управляющий Казанской епархией. 1934 г. – епископ Пензенский. 1935 г., 21 мая – архиепископ Куйбышевский. 1937 г. – расстрелян в г. Куйбышеве. ИУВЕНАЛИЙ (Масловский Евгений Александрович), архиепископ Рязанский и Шацкий. 1878 г., 15 января – родился в г. Ливны Орловской губ. 1903 г. – окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 1901 г., 10 февраля – пострижен в монашество ректором Казанской Духовной Академии епископом Антонием [Храповицким]; иеромонах. 1903 г. – член Урмийской духовной миссии в Персии. 1904 г. – преподаватель Псковской семинарии. 1906 г., 4 октября – настоятель Спасо-Елеазарова монастыря Псковской епархии, возведён в сан игумена. 1910 г. – настоятель Новгородского Юрьевского монастыря, архимандрит. 1914 г., 24 августа – хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии. Хиротония состоялась в Санкт-Петербурге. 1917–1918 гг. – участник Собора Российской Православной Церкви. 1917 г. – епископ Тульский и Веневский. 1920 г. – епископ Тульский и Одоевский. 1923 г., 17 октября – архиепископ Курский и Обоянский. 1925–1928 гг. – в ссылке на Соловках. 1925–1932 гг. – составил Архиерейский торжественник, который включал в себя 416 отдельных глав (утерян). 1928 г., 10 мая – архиепископ Рязанский и Шацкий. 1936 г., 22 января – арестован, приговорён к пяти годам лагерей. 1937 г., в ночь с 24 на 25 октября – расстрелян. КИРИЛЛ (Смирнов Константин Илларионович), митрополит Казанский и Свияжский. 1863 г., 26 апреля – родился в Санкт-Петербургской губ., в семье псаломщика. 1887 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 1887 г., 21 ноября – рукоположен во священника. Настоятель Кронштадтской Свято-Троицкой кладбищенской церкви, законоучитель Елисаветпольской гимназии. 1894 г. – законоучитель 2-й гимназии в Санкт-Петербурге. 1900 г. – настоятель военной Троицкой церкви в Кронштадте.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Софроний Ибердский (Лисин), св. - житие Крест и венец разрушенной обители …Как сейчас помню: Скорбященская церковь Рязани. Этот кладбищенский храм единственный в городе не закрывался в годы гонений. В войну сюда шли матери, жены и сестры и несли Божией Матери свои скорби, печали, молитвы. А еще раньше, в 1936-м, здесь ждали на Крещение всеми любимого архипастыря Иувеналия, будущего священномученика. И когда узнали, что Владыку в ночь под Крещение арестовали, то зарыдал весь храм. И мы, чья юность и молодость пришлась на 80-е годы, тоже любили этот тихий, смиренно приютивший под своими крылами старинное городское кладбище, храм. В тот осенний день пятнадцать лет назад я зашла сюда помолиться. Вдруг слышу знакомый голос. Андрюшка! Из армии вернулся! Я почти бегу к свечному ящику. - Вы что, молодые люди, венчаться? - спрашивает женщина за прилавком. Мы ее не слышим, покупаем свечи и идем к чудотворному образу Пречистой «Всех скорбящих Радость». Женщина за прилавком пожимает плечами. Ей и невдомек, что до армии бывший воин Андрюшка уже подвизался в тогда только что открытом Иоанно-Богословском монастыре, и сейчас - прямо с поезда - пришел в храм, а отсюда - прямой дорогой в монастырь. Мы и сами не знаем, что под Николу Зимнего послушник Андрей Анисимов примет постриг и будет наречен в честь Святителя Николая. А спустя время придется ему послужить на приходе. До того времени, пока Господь не определит ему новое послушание и новое место служения. Место то зовется - лес, а должность - строитель стертого с земли монастыря. …Год 2006-й. Святые дни. Мы едем в Александро-Невскую обитель, что верстах в ста от Рязани. До поселка Ибердский идет широкая дорога, а потом начинается сосновый бор. Верст пять легко пройти по лесу, вдыхая благодатный ароматный воздух. Тихо, спокойно кругом. У подножия обители журчит речка Ибердь. В кроне вековых дубов прячутся купола церкви. И вот вы на опушке леса, и перед вами словно на ладони монастырские стены, из-за которых смотрят главки храма. Позолоченные кресты сияют в вышине.

http://pravicon.com/info-3429

А.А. Горбачев Человеколюбие без человекоугодия В период своего инспекторства архимандрит Иларион поддерживает дружеские отношения с архиереями, ставшими после революции во главе различных церковных и антицерковных движений. Среди них – архиепископ Антоний (Храповицкий) , впоследствии глава РПЦЗ, епископ Феодор (Поздеевский) , в 1920-е годы лидер умеренной церковной оппозиции, настоятель Свято-Даниловского монастыря и епископ Евдоким (Мещерский), в будущем председатель обновленческих ВЦС и Синода (все трое побывали в должности ректора МДА). Архимандрит Иларион был в дружбе и с другими иерархами, из которых многие впоследствии окончили жизнь мученическим подвигом. Он был в дружеских отношениях, к примеру, с архиепископами Прокопием (Титовым) («Ведь он мой приятель» 201 ), Иувеналием (Масловским) («Это святой ангел!» 202 ), Петром (Зверевым) и со многими другими будущими священномучениками. Но на примере дружбы с тремя вышеназванными иерархами хотелось бы показать два ценных душевных качества отца Илариона, редко соединяющихся в одном человеке. С одной стороны, это открытость и дружелюбие в отношениях практически со всеми людьми. С другой – самостоятельность мышления, независимость и твердость в отстаивании собственной позиции. Эту черту характера владыки Илариона можно определить как доброжелательность (или человеколюбие) без человекоугодия. С митрополитом Антонием архимандрит Иларион познакомился еще в бытность свою Владимиром Троицким и с тех пор поддерживал с владыкой Антонием теплые, дружеские отношения. Вероятно, высокопреосвященный Антоний в какой-то степени повлиял на решение Владимира Троицкого принять монашество. Последний так вспоминал о своей беседе с архиепископом Антонием Волынским на праздник Покрова 1912 года: «„Все еще рябчиком ходишь?» – встретил меня святитель. Обо многом поговорили и вообще весьма утешился» 203 . Будучи инспектором МДА, архимандрит Иларион отзывался о своем старшем товарище-архиерее как о «глубокочтимом святителе» 204 , который «неустанно ратует за очищение нашего богословия от католической схоластики» 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

С. 98-99). В 1851 г. Оптину пуст. посетил известный духовный писатель А. Н. Муравьёв , к-рый встретился с 3 старцами - Моисеем, Антонием и Макарием, и написал воспоминания о них. По словам писателя, М. отличали строгость, «углубление во внутреннюю клеть своего сердца, от долгого пустынножительства и соответственно своему начальническому положению», рассудительность и безгневие ( Муравьёв. 1852. С. 89). Как вспоминал игум. Антоний (Бочков), «вместо поучений он являл собой пример, как хранить уста, и хранивши их, обуздывать и все тело. Никто не видел его во гневе или в ослаблении: всегда был ровен и верен самому себе» ( Ювеналий (Половцев). 1992. С. 243-244). По замечанию еп. Герасима (Добросердова) , у М. было «умение управлять братством из разных званий, не одинаковой степени образования, умение всем и каждому указать приличное место, занятие, так, чтобы все и каждый, смотря по возможности, старались содействовать благу обители» ( Герасим (Добросердов). 1865. С. 17). В своих «Келейных записках» оптинский старец прп. Варсонофий (Плиханков) отмечал, что М. «достиг той вершины духовной жизни, которая называется бесстрастием» (РГБ. Ф. 214. Опт-319. Л. 252). Мн. воспитанники Оптиной пустыни становились настоятелями монастырей: Геронтий (Васильев) - настоятель Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни (1837-1857), Антоний (Путилов) - малоярославецкого Черноостровского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря (1839-1853), Никодим (Демутье) - мещовского во имя великомученика Георгия Победоносца монастыря (1842-1853), затем малоярославецкого мон-ря (1853-1862), Паисий (Аксёнов) - Тихоновой Калужской пуст. (1857-1858/59), Моисей (Красильников) - Тихоновой Калужской пуст. (1858-1895), Леонид (Кавелин) - Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова монастыря (1869-1877), наместник Троице-Сергиевой лавры (1877-1891), Иувеналий (Половцев) - настоятель Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни (1861-1862), впосл. архиепископ Литовский, Пафнутий (Осмоловский) - настоятель малоярославецкого мон-ря (1862-1891), Марк (Чебыкин) - настоятель Мещовского мон-ря (1869-1879).

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Прп. Назарий Валаамский благословляет миссионеров на служение на Аляске. Роспись собора свт. Николая в Вашингтоне. Нач. 90-х гг. XX в. Мастер А. И. Чашкин Прп. Назарий Валаамский благословляет миссионеров на служение на Аляске. Роспись собора свт. Николая в Вашингтоне. Нач. 90-х гг. XX в. Мастер А. И. Чашкин 24 сент. 1794 г. миссионеры прибыли на о-в Кадьяк, к востоку от п-ова Аляска. В течение 2 месяцев И. вместе с бывш. насельником Коневского мон-ря иером. Макарием и толмачами объехали весь остров (один по северному, другой - по юж. берегу) и крестили всех местных жителей - «кадьякских алеутов» (тихоокеанских эскимосов, или сухпиат). И. и иеродиак. Стефан (Говорухин) участвовали также в строительстве первого деревянного храма в честь Воскресения Христова, совершали богослужения в Павловской Гавани. Один из инициаторов миссии, купец Г. И. Шелихов, намеревался найти в колониях инженера-фортификатора. Но за неимением такового советовал главному правителю рус. поселений в Америке А. А. Баранову привлекать для консультаций при планировании крепостей И. и иеродиак. Стефана, «яко людей, служивших в горных заводах, когда были они в светской жизни, и, следовательно, знающих науки математические… геодезию и архитектуру» (цит. по: Фёдорова. 1971. С. 196). Прп. Герман Аляскинский в письме валаамскому игум. прп. Назарию (Кондратьеву) передал свидетельство о том, что иеромонахи Макарий и И. «горели наибольшей ревностью» в деле крещения местного населения и спорили между собой, желая отправиться на Аляску. Передвигались они на байдарках, «малейших кожаных лодочках, невзирая на все морские опасности». Прп. Герман описал и предполагаемый маршрут И.: «В скором времени отправится отец Ювеналий на матерую, начиная с Кенайской губы - в Чугачи, Алегмют, дальние Колоши и другие многие языки, даже до Чилхата» ( Деменков. 1842. С. 225-226). «От Валаама до Аляски». Прибытие миссионеров в Америку. Роспись собора свт. Николая в Вашингтоне. Нач. 90-х гг. XX в. Мастер А. И. Чашкин «От Валаама до Аляски». Прибытие миссионеров в Америку. Роспись собора свт. Николая в Вашингтоне. Нач. 90-х гг. XX в. Мастер А. И. Чашкин И. был назначен в новое поселение в зал. Якутат (Беринга), в сев.-вост. части зал. Аляска, где архим. Иоасаф предполагал устроить не только храм, но и мон-рь. Но до цели И. так и не добрался. Капитан Г. Л. Прибылов, ссылаясь на недостаток пресной воды, развернул судно «Три святителя» обратно, к Кадьяку, по дороге остановившись в гавани Нучек на одноименном острове (ныне Хинчинбрук) в вост. части Чугацкого (Чугачского) зал. (ныне зал. Принс-Уильям). На Якутат следом поехали архим. Иоасаф с Барановым.

http://pravenc.ru/text/1237735.html

Даже у убежденных сторонников митрополита Сергия перспектива отмены возношения имени Местоблюстителя вызывала смущение. Так, например, протоиерей Иоанн Шастов, пытаясь выразить поддержку Заместителю от лица соловецких узников, писал ему 15 февраля 1928 г.: «К Вам, Ваше Высокопреосвященство, как Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, и к Патриаршему Синоду отнеслись и относятся как к законной преемственной церковной власти, одновременно считая, что Главою Русской Церкви и Местоблюстителем Патриаршего Престола является митрополит Петр, за которого и молятся за богослужением. [...] Большое недоумение, а пожалуй, и смущение, внесено было в массу духовенства, что будто бы Вы, Владыко, намереваетесь сделать распоряжение по всем церквам не только г. Москвы, но и по епархиям о прекращении поминовения за богослужением имени Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра. Но, благодарение Богу, это ничем не подтвердилось» 1186 . Другой соловчанин, архиепископ Иувеналий (Масловский), прибывший в марте 1928 г. из лагеря в Москву, написал митрополиту Сергию: «Как я, так и прочие святители Соловецкие находимся и будем находиться в каноническом молитвенном церковном единении с Вами и временном при Вашем Высокопреосвященстве Синодом до тех пор, пока Вы будете пребывать в том же каноническом молитвенном церковном единении с Патриаршим Местоблюстителем Российской Церкви» 1187 . По сути дела, Заместителю, хотя и в очень почтительной форме, ставился ультиматум: подчинение ему возможно только при условии его канонического молитвенного единения с Местоблюстителем, то есть надлежащего поминовения митрополита Петра. Ультиматум оказался действенным. Что касается архиепископа Иувеналия, то он не только вскоре получил от митрополита Сергия назначение на одну из центральных кафедр (Рязанскую), но и был введен им в состав Временного Патриаршего Синода. Разумеется, без согласования с ОГПУ этого сделать было нельзя. Видимо, указывая на заявления, подобные заявлению архиепископа Иувеналия, митрополит Сергий смог убедить Тучкова, что отмена поминовения Местоблюстителя принесет власти больше вреда, так как вызовет неконтролируемый рост церковной оппозиции и даст ей возможность обосновывать свой разрыв с Заместителем чисто каноническими причинами, так же, как в 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Ещё до своего наместничества он приступил к построению на средства благотворителей храма для неусыпного поминовения усопшей братии монастыря и всех православных христиан. 15 октября 1900 года архиепископ Казанский и Свияжский Арсений совершил чин освящения нового двухэтажного храма в честь преподобного Евфимия Великого (небесного покровителя основателя Седмиозерной пустыни схимонаха Евфимия) и святителя Тихона Задонского (небесного покровителя схиархимандрита Гавриила до принятия схимы). В нижнем храме было устроено помещение для иноков – чтецов неусыпающей Псалтири. И совершенно поразительно, что начиная с 1928 года – года разгрома обители, подверглись уничтожению практически все монастырские постройки: храмы, хозяйственные помещения – был почти полностью снесён весь монастырь, за исключением только этого храма, ставшего видимым знаком святости его устроителя и указанием на великое духовное значение непрестанной молитвенной памяти. В этом храме преподобный старец сподобился видения тайны Христовой Жертвы за человеческие грехи, здесь старец проливал святые молитвенные слёзы за совершаемой им Литургией, здесь от избытка сердца, наполненного светом и радостью Царства Небесного, произносил он глубокие и проникновенные слова о духовной жизни и назначении христианина. Но чем дальше простирались труды старца в Седмиозерной обители, тем более множились доносы недовольных из числа братии. Заступивший на казанскую кафедру в 1908 г. Преосвященный Никанор, 67 не разобравшись в существе дела удовлетворил прошение схиархимандрита Гавриила об увольнении от должности наместника, и более того – последовало обвинение старца в нерадивом ведении монастырского хозяйства, фактически, в присвоении церковного имущества. Тогда один из близких духовных сыновей старца, будущий священномученик Иувеналий (Масловский), в то время игумен псковской Спасо-Елеазаровой пустыни, 68 смог выхлопотать перевод старца к себе. Замечательны и обстоятельства перевода старца: уже перед самым отходом парохода выяснилось, что у нестяжательного старца, обвинявшегося в растрате монастырского имущества, не только не хватает денег на билет, но даже вовсе не было средств на предстоящую дальнюю дорогу!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Служение И. и о. Леонида в Иерусалиме осложнялось и конфликтами с начальником миссии еп. Кириллом (Наумовым) , к-рый требовал к себе чрезмерного «сыновнего почтения» и жесткого послушания. В письмах И. с горечью называл миссию обычным архиерейским домом. Управляющий делами Палестинского комитета Б. П. Мансуров в послании к кн. Д. А. Оболенскому рассказывал, что И. и иером. Леонид «недовольны архиереем за то, что он их не употребляет ни на что, ничего им не доверяет и держит прямо как послушников», в то время как они «рвутся послужить делу иначе, нежели отправлять ежедневно утрени и обедни». Сам Мансуров называл оптинцев «просто детьми в вопросах житейских и дипломатических... ибо они живут только во Христе» и годятся лишь для сопровождения паломников ( Дмитриевский. 2001. С. 74-77). Впрочем, отец Леонид признавался, что и сами оптинские иеромонахи не были единодушны, не доверяли друг другу: И. «выказал вместо предложенного мною единодушия неуступчивость и нежелание держаться общего совета... желал действовать отдельно» (Летопись скита. 2008. С. 410-411). Свт. Игнатий (Брянчанинов) считал, что оптинских монахов вообще не следовало направлять в Иерусалим и «лучше бы удержать под опытным руководством старца Макария, чтобы употребить их для поддержания и распространения доброго монашества в России», с чем осторожно соглашался и митр. Филарет (Дроздов). Однако позже именно Московский святитель советовал обер-прокурору Синода гр. Д. А. Толстому назначить И. начальником Иерусалимской миссии вместо архим. Леонида (Кавелина). В 1865 г. митр. Филарет писал, что И. «более Леонида способен употребить в обращении с людьми осмотрительность и осторожность, где они особенно нужны» ( Филарет (Дроздов). 2007. Ч. 3. С. 42). За труды на Св. земле И. был награжден набедренником (1859) и золотым наперсным крестом (1861). В июне 1861 г. по личному прошению (14 апр. 1861) И. был уволен от должности члена миссии «для получения назначения по усмотрению Святейшего Синода» и «с грузом самых неприятных впечатлений» вернулся в Оптину пуст. (Россия в Св. Земле. 2000. С. 409). В окт. 1861 г. еп. Курский и Белгородский Сергий (Ляпидевский) просил Синод назначить И. наместником Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. : «...для нее потребен настоятель, способный руководствовать в подвигах и искусстве жизни духовной многочисленное братство… К сему почитаю благонадежным возвратившегося из Иерусалимской миссии иеромонаха» (РГИА. Ф. 796. Оп. 142. Д. 1804. Л. 1). Указом Синода от 21 нояб. 1861 г. И. был назначен и 22 нояб. возведен в сан игумена Глинской пуст. 19 дек. того же года он писал прп. Моисею: «Братии у нас довольно, 163 человека, и много из них весьма способных, все, по милости Божией, в подвиге духовном, есть очень преуспевшие» (РГБ. Ф. 213. К. 95. Ед. хр. 41. Л. 27 об.- 28 об.). В февр.-марте 1862 г. в С.-Петербурге И. собирал средства на восстановление хозяйственных построек, в т. ч. монастырской мельницы.

http://pravenc.ru/text/1237739.html

С юности И. прекрасно владел франц., нем. и англ. языками, затем изучил греч., лат. и сир. языки. В Оптиной пуст. И. под рук. прп. Макария переводил и готовил к печати аскетическую литературу, в т. ч. сличал различные переводы и переложения «Лествицы» прп. Иоанна Синайского (М., 1862), «Душеполезных поучений и посланий» прп. аввы Дорофея Газского (М., 1856). При непосредственном участии И. были подготовлены и изданы труды «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошение учеников, на славянском наречии, гражданской печати» (М., 1852), «Огласительные поучения преподобного и богоносного отца нашего Феодора Исповедника, игумена обители Студийского, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским» (М., 1853), «Преподобного отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшего Ниневийского, слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским» (М., 1854), «Преподобного отца нашего аввы Фалассия главы о любви, воздержании и духовной жизни, переведены с греческого на славянский старцем Паисием Величковским, с переложением на русский язык» (М., 1855) и «Преподобного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова, в русском переводе» (М., 1858). Осенью 1856 г. архим. Игнатий (Брянчанинов), готовившийся к святительскому служению, настойчиво предлагал И. стать наместником столичной Сергиевой пуст., а затем своим ближайшим помощником; оптинский иеромонах «колебался, принять ли это предложение, разлучающее его навсегда с воспитавшей его обителью и старцем» (Летопись скита. 2008. С. 392-393). В 1857 г. Оптину пуст. посетил Одесский еп. Поликарп (Радкевич) , собиравшийся возглавить возобновляемую Русскую духовную миссию в Иерусалиме и намеревавшийся призвать несколько иноков к служению на Св. земле. В сент. того же года И. выехал в С.-Петербург и 22 окт. того же года указом Синода назначен сотрудником Иерусалимской миссии. Вместе с И. в Иерусалим отправились и др. оптинские воспитанники - иером. Леонид (Кавелин) и Александр Яновский (впосл. иером. Христофор). Примечательно, что и на Св. Земле И. продолжал считать себя членом оптинского братства, в 1858 г. писал архим. Моисею (Путилову): «...не исключаю себя из числа чад ваших и считаю радости обители и моими радостями» (РГБ. Ф. 213. К. 95. Ед. хр. 41. Л. 19, 27 об.). Помня слова оптинского игум. Даниила (Александрова), произнесенные при основании храма св. Иоанна Предтечи в Оптинском скиту («Да будет на сем месте благословение пустыни Иордановой и всех там безмолвствовавших!»), И. с особым благоговением посещал Иорданскую пустыню с остатками древних монастырей (РГБ. Ф. 213. К. 102. Ед. хр. 33. Л. 3 об.). В 1857-1861 гг. И. вел дневник - «Заметки о посещении Палестины» (Там же. К. 102. Ед. хр. 33).

http://pravenc.ru/text/1237739.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010