В.В. Каширина Восхождение по лествице в одеждах доброделания по учению святителя Феофана Дионисий (Шленов) , игумен, преподаватель Московской православной духовной академии, кандидат богословия «Есть ли у вас Исаак Сирианин ? Если нет, поспешите приобресть, хорошо и – Лествицу. Эти две книги все вам разъяснят» 356 . Как известно, Владимирская кафедра стала последним местом общественного служения святителя Феофана, после которого он удалился в Вышенский затвор, где, помимо прочих творений, было создано знаменитое русское «Добротолюбие» как творческий перевод с греческого. От Владимирского периода служения сохранились проповеди, раскрывающие пастырскую заботу святителя о пастве. Постараемся найти в этих проповедях аскетические и филокалийные мотивы, уясняющие состояние духа святителя перед уходом в затвор и тем самым показывающие внутреннюю духовную предысторию этого последнего периода его жизни. 1. Русские переводы «Лествицы» Проповеди святителя Феофана предоставляют достаточно богатый материал для анализа. Особо ценна с точки зрения аскетики 49-я проповедь в 4-ю неделю Великого Поста, посвященная изложению аскетической системы прп. Иоанна Лествичника 358 . Автор пишет, что он пересказал бы всю Лествицу – «но как это сделать?» 359 . Проповедь о Лествице была произнесена 29 марта 1864 или 1865 г. В это время в России были распространены 360 славянский перевод Лествицы, выполненный в конце XVII в. прп. Паисием (Величковским) , «новый славянский», или славянорусский, или полуславянский перевод Дмитрия Ульянинского, впервые вышедший в свет в 1785 г. и многократно переиздававшийся вплоть до 1877 г., перевод на современный русский язык архимандрита Агапита (Введенского), выполненный при Московской Духовной Академии и изданный впервые гражданским шрифтом в 1851 г. 361 , а также перевод, подготовленный к изданию в Оптиной пустыни при участии иером. Климента (Зедергольма) 362 , монаха Иувеналия (Половцова) и старцев прп. Амвросия (Гренкова) и прп. Макария (Иванова) . Последний составил индексы в конце книги 363 . Это издание впервые было напечатано гражданским шрифтом в 1862 г. и впоследствии неоднократно воспроизводилось (М., 1873, 1888, 1892, 1898, 1901 и др.; в последующих изданиях были уточнены примечания, добавлен указатель мест Священного Писания) 364 . В том же 1862 г. был издан (единственный раз) «полуславянский» перевод Лествицы (церковнославянским шрифтом), сделанный в Оптиной пустыни также при непосредственном участии прп. Амвросия 365 . Помимо этих основополагающих переводов был весьма доступен перевод, выполненный Д. Ульянинским, который читал, например, Н.В. Гоголь 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 года Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru 16 июля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке началось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. После молитвы перед началом заседания, приветствуя членов Священного Синода, Святейший Патриарх Алексий, в частности, сказал: «Я приветствую всех членов Священного Синода, поздравляю всех с праздником. Сегодня – день памяти святителя Филиппа, Митрополита Московского и всея Руси, одного из Первосвятителей Русской Православной Церкви. Сегодня мы молились в Успенском соборе Кремля перед его святыми мощами. Верим, что молитвы святителя Филиппа укрепляют и помогают всем нам в наших трудах и в нашем служении. Я хочу также поздравить Владыку Ювеналия с прошедшим Днем его Ангела. Вчера Церковь совершала память святителя Иувеналия, Патриарха Иерусалимского, это был день тезоименитства Владыки. Хочу пожелать ему доброго здоровья и помощи Божией в трудах. Сегодня у нас будут два заседания – дневное и вечернее». Публикуются по мере поступления ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о благословении на открытие в г.Старая Ладога Волховского района Ленинградской области Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря и о назначении монахини Ангелины (Васильевой) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие в г.Старая Ладога Волховского района Ленинградской области Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря. 2) Назначить монахиню Ангелину (Васильеву) настоятельницей Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря г.Старая Ладога Волховского района Ленинградской области с возложением наперсного креста по должности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429889/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Игнатий (Садковский). Фотография. 20-30-е гг. XX в. (Садковский Сергей Сергеевич; 21.10.1887, Москва - 9.02.1938, Кулойский ИТЛ, Архангельская обл.), сщмч. (пам. 28 янв., в Соборе Рязанских святых, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Скопинский. Из семьи протоиерея. Брат еп. Георгия (Садковского) . По окончании Заиконоспасского ДУ (1901) и Московской ДС (1907) поступил в МДА. 11 дек. 1910 г., во время учебы в академии, принял монашеский постриг с именем Игнатий. 23 янв. 1911 г. рукоположен во диакона. В том же году окончил МДА со званием кандидата богословия за соч. «В поисках Живого Бога: (Преосв. Игнатий (Брянчанинов) и его аскетическое мировоззрение)». По отзыву ректора МДА Волоколамского еп. Феодора (Поздеевского) , И. описал не только жизнь святителя, но и показал духовную эволюцию его личности. 31 июля 1911 г. рукоположен во иерея. 7 авг. назначен преподавателем Томской ДС, однако из-за болезни не успел отбыть к месту назначения и был по прошению назначен помощником библиотекаря МДА. В 1917 г. оставил работу в академии. Стал насельником Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни во Владимирской губ., где его духовным наставником был старец иеросхим. Алексий (Соловьёв). По приглашению бывш. ректора МДА еп. Феодора в янв. 1918 г. перешел в Данилов московский мужской монастырь. Стал духовником братии и гробовым иеромонахом у мощей св. кн. Даниила Московского. Позднее возведен в сан игумена. 5 апр. 1920 г. хиротонисан Патриархом Московским и всея России св. Тихоном во епископа Белёвского. Возглавив Белёвское викариатство Тульской епархии, И. принял меры к преодолению нестроений в общине белёвского Крестовоздвиженского жен. мон-ря. В 1921 г. по решению властей мон-ри в Белёве были закрыты, однако белёвский в честь Преображения Господня мужской монастырь продолжал существовать как Спасо-Преображенская община. Весной 1922 г. в связи с арестом Тульского и Одоевского еп. сщмч. Иувеналия (Масловского) И. стал управляющим Тульской епархией. Был организован епархиальный совет во главе с викарным Епифанским еп. Виталием (Введенским). 18 июня в Тулу прибыл член обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) свящ. В. Красницкий, который убедил собрание городского духовенства Тулы принять решение о признании ВЦУ. Управление Тульской епархией перешло к еп. Виталию, ставшему позднее одним из лидеров обновленцев. И. был вынужден вернуться в Белёв, где организовал церковный совет.

http://pravenc.ru/text/293427.html

Завершается пребывание митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра в Курске Москва, 23 мая 2007 г. 22 мая 2007 года, в день памяти перенесения мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр возглавил служение Божественной литургии в Знаменском кафедральном соборе Курска. Высокопреосвященнейшему Лавру сослужили схимитрополит Иувеналий, архиепископ Курский и Рыльский Герман, епископ Женевский и Западноевропейский Михаил, собор клириков Курской епархии. По окончании соборного служения архиепископ Герман и митрополит Лавр обменялись приветствиями. От себя лично, от руководства области и многочисленных верующих Курской епархии правящий архиерей поблагодарил Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра за посещение Курска и выразил надежду, что в свете достигнутого 17 мая долгожданного единства Русской Православной Церкви чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» — главная святыня Русского Зарубежья — посетит в будущем Курскую землю, то место, где она была явлена православной России. В память о совместном служении архиепископ Герман преподнес в дар митрополиту Лавру икону святителя Николая, а также крест и панагию, служба коммуникации ОВЦС . В ответном слове Владыка Лавр выразил благодарность за возможность вновь совершить паломничество к местам, связанными с явлением Курской-Коренной иконы Богородицы, которая «в течение многих десятилетий церковного разделения укрепляла русских людей в рассеянии в их надежде о примирении с многострадальной Церковью в Отечестве, вышедшей из под гнета безбожной власти. И это по воле Божией совершилось». Митрополит Лавр передал в дар Курской епархии образ преподобного Серафима Саровского. В тот же день митрополит Лавр принял участие в работе круглого стола «Одигитрия Русского Зарубежья», собравшего депутатов Государственной Думы Российской Федерации, представителей администрации города и области, ректоров российских вузов, лидеров политических и общественных движений, журналистов.

http://pravoslavie.ru/22238.html

А.А. Горбачев Человеколюбие без человекоугодия В период своего инспекторства архимандрит Иларион поддерживает дружеские отношения с архиереями, ставшими после революции во главе различных церковных и антицерковных движений. Среди них – архиепископ Антоний (Храповицкий) , впоследствии глава РПЦЗ, епископ Феодор (Поздеевский) , в 1920-е годы лидер умеренной церковной оппозиции, настоятель Свято-Даниловского монастыря и епископ Евдоким (Мещерский), в будущем председатель обновленческих ВЦС и Синода (все трое побывали в должности ректора МДА). Архимандрит Иларион был в дружбе и с другими иерархами, из которых многие впоследствии окончили жизнь мученическим подвигом. Он был в дружеских отношениях, к примеру, с архиепископами Прокопием (Титовым) («Ведь он мой приятель» 201 ), Иувеналием (Масловским) («Это святой ангел!» 202 ), Петром (Зверевым) и со многими другими будущими священномучениками. Но на примере дружбы с тремя вышеназванными иерархами хотелось бы показать два ценных душевных качества отца Илариона, редко соединяющихся в одном человеке. С одной стороны, это открытость и дружелюбие в отношениях практически со всеми людьми. С другой – самостоятельность мышления, независимость и твердость в отстаивании собственной позиции. Эту черту характера владыки Илариона можно определить как доброжелательность (или человеколюбие) без человекоугодия. С митрополитом Антонием архимандрит Иларион познакомился еще в бытность свою Владимиром Троицким и с тех пор поддерживал с владыкой Антонием теплые, дружеские отношения. Вероятно, высокопреосвященный Антоний в какой-то степени повлиял на решение Владимира Троицкого принять монашество. Последний так вспоминал о своей беседе с архиепископом Антонием Волынским на праздник Покрова 1912 года: «„Все еще рябчиком ходишь?» – встретил меня святитель. Обо многом поговорили и вообще весьма утешился» 203 . Будучи инспектором МДА, архимандрит Иларион отзывался о своем старшем товарище-архиерее как о «глубокочтимом святителе» 204 , который «неустанно ратует за очищение нашего богословия от католической схоластики» 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Архидиакон Ювеналий (Крук) 26 января 2023 г. 16:20 Архидиакон Ювеналий (Крук) 10.05.1947 – 09.11.2022 9 ноября 2022 года на 76-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу один из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры архидиакон Ювеналий (Крук). PDF-bepcuя. Архидиакон Ювеналий (в миру Николай Алексеевич Крук) родился 10 мая 1947 года в деревне Звездная Барановичского района Брестской области в православной семье. В детстве прислуживал в храме Преображения Господня в деревне Новая Мышь Барановичского района. После окончания средней школы в 1965–1966 годах обучался на курсах телерадиомастеров при Барановичском ДОСААФе. В 1966–1968 годах служил в армии. В 1971 году поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой продолжил об­у­чение в Московской духовной академии. На втором курсе обучения в Академии перешел на послушание в Троице-Сергиеву лавру. Тридцатого марта 1977 года был пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновь­евым) в Троицком соборе обители с именем Ювеналий в честь святителя Иувеналия, Патриарха Иерусалимского. Двенадцатого апреля 1977 года ректором Московской духовной академии архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) был рукоположен в сан иеродиакона в Покровском академическом храме. В 1981 году награжден правом служения с двойным орарем. Семнадцатого июля 1988 года мит­рополитом Кишиневским и Молдавским Серапионом (Фадеевым) возведен в сан архидиакона в Успенском соборе Лавры. Отец Ювеналий более сорока лет нес послушание ответственного за диаконский чин и певчего братского хора. Он был художником-реставратором монументальной масляной живописи первой категории и многие годы руководил реставрационной мастерской Лавры. Во внимание к трудам на благо Святой Церкви архидиакон Ювеналий был удостоен множества наград: Патриарших грамот (1971, 2001), ордена святого князя Владимира (III степени) и медали преподобного Сергия Радонежского (II степени) (1979), ордена преподобного Сергия (II степени) (1987), Патриаршего знака «700-летие преподобного Сергия Радонежского» (2014), ордена преподобного Сергия Радонежского (I степени) (2022).

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhidiako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Салтыков Илья Васильевич; 12.07.1884, дер. Григорьево Калязинского у. Тверской губ.- 10.12.1937, полигон Бутово Московской обл.), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), игум. Из семьи сапожника. Окончил сельскую школу, в 1902 г. поступил трудником в Мефодиев Пешношский (Песношский) во имя святителя Николая Чудотворца монастырь , пел на клиросе, 19 апр. 1911 г. принят послушником. 26 янв. 1916 г. пострижен в монашество с именем Николай настоятелем мон-ря игум. Иувеналием (Коротковым) и рукоположен во диакона. В 1919 г. рукоположен во иерея. После окончательного закрытия мон-ря и выселения монашеской общины в 1928 г. Н. служил в храмах Дмитровского у. Московской губ.: в Покровской ц. с. Дьякова, в Успенской ц. Шуколова, с 1933 г.- в Преображенской ц. с. Семёновского, с 1934 г.- в Скорбященской ц. с. Ивановского, с 1936 г.- в Спасском храме с. Ведерницы Дмитровского р-на Московской обл. Возведен в сан игумена. 5 дек. 1937 г. Н. был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. На допросе не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности, но подтвердил, что поддерживал отношения со многими монахами, некоторые из них находились в заключении и он помогал им материально. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 9 дек. 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 763. Д. 143 (ПС 1916 г.); Д. 306 (О постриге); ГАРФ. Ф. 10035. Д. 19616; Архив МП. Послужной список. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 302; Дамаскин. Кн. 6. С. 438-439; ЖНИР. Моск. Нояб. С. 302-304. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ЕВТИХИЙ (Качур Евфимий Викторович; 1891-1937), игум., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2565868.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иувеналий (Ювеналий) Иерусалимский, свт. - житие Святитель Иувеналий (Ювеналий), Патриарх Иерусалимский, занимал престол Святого Града с 420 по 458 год. В это время мир озаряли великие светильники Церкви: преподобные Евфимий Великий († 473), Симеон Столпник († 459), Герасим Иорданский († 475) и многие другие. Святой Ювеналий был другом и собеседником преподобного Евфимия Великого. Во время первосвятительства святого Патриарха Ювеналия Восточная Церковь была волнуема опасными лжеучениями, против которых он восставал с пастырской ревностью, сберегая Христово стадо. В 4З1 году в городе Ефесе был созван III Вселенский Собор, осудивший ересь Нестория, восставшего против православного исповедания Божественной природы Иисуса Христа. На Соборе председательствовал святитель Кирилл, Патриарх Александрийский († 444; память 9 июня), и в числе его единомышленников был святой Патриарх Ювеналий. В 451 году в городе Халкидоне собрался IV Вселенский Собор для обличения новой ереси - евтихианской (монофизитской), учившей, что человеческая природа во Христе была полностью поглощена Божественной. Святые отцы, среди которых был святитель Ювеналий, осудив ересь Евтихия, утвердили православное исповедание о соединении в Господе Иисусе Христе обоих естеств - Божеского и человеческого - нераздельно и неслиянно. Однако еретики продолжали смущать умы христиан. Во главе лжеучителей стоял Феодосий, который, склонив на свою сторону проживавшую в Иерусалиме вдову императора Феодосия Младшего († 450) Евдокию, требовал, чтобы Патриарх Ювеналий высказал порицание постановлению Халкидонского Собора, то есть отказался от православного догмата о двух естествах во Христе. Святейший Ювеналий не согласился на предательство Истины, но мужественно исповедал Халкидонский догмат перед еретиками. Феодосий и его сторонники низложили святого Ювеналия с патриаршего престола. Святитель удалился в оплот Православия - Константинополь, к святому Патриарху Анатолию (449-458; память 3 июля) и императору Маркиану. Еретик Феодосий, при поддержке императрицы Евдокии, занял патриарший престол в Палестине, но лишь на 20 месяцев. Император Маркиан, уважавший святого Ювеналия, добился восстановления его в патриаршем достоинстве, и Патриарх-исповедник возвратился в Иерусалим.

http://pravicon.com/info-2598

Колычёво. Казанский монастырь. На территории монастыря храмы: Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Монастырь в деревне Колычёво был основан иеросхимонахом Макарием (Петровым) рядом с местом, где в 1800 году была найдена икона Божией Матери именуемая " Казанской " . Людская молва рассказывает, что крестьянин из этой деревни пошёл за водой, путь его пролегал через густой лес и на одном из деревьев он увидел чудесным образом явленную икону. Крестьянин икону снял с ветки и поставил рядом с колодцем, а сам поспешил в деревню, рассказать об этом. На том необычном месте поставили колычёвцы деревянную часовню и купель. В 1864 году пришёл сюда из коломенского Бобренева монастыря прозорливый старец - иеросхимонах Макарий. На средства благодарных почитателей старец приобрёл находившееся в версте от места чудесного явления Казанской иконы Божией Матери старое дворянское имение с принадлежавшей ему землёй. Как благословение от бывшей хозяйки имения помещицы М.П. Брукендаль, отец Макарий получил в дар Святой Казанский образ Богоматери. Решил он на этом месте основать женскую богадельню. Открытая Макарием богадельня для призрения вдов и сирот постепенно преобразовалась в женскую общину, во главе которой встала вдова титулярного советника Мария Памфиловна Степанова, ставшая впоследствии первой игуменьей обители. 25 мая 1875 года явилось днём основания общины, а в декабре 1885 года она была преобразована в монастырь. 14 июня 1881 года был заложен первый камень в главный собор будущего монастыря - Казанский, завершение строительства и освещение которого произошло в 1888 году. Иеросхимонаха Макария определили в Николо-Радовицкий монастырь, расположенного неподалеку, но он и там не оставлял без внимания и заботы Казанскую обитель, часто навещал сестёр монастыря. В 1894 году перед своей смертью Макарий вернулся сюда, где и был погребён. В 1897 году состоялась закладка ещё одного кирпичного храма монастыря - в честь Преобажения Господня, с пристроенным к нему большим келейным корпусом. К тому вреиени число насельниц монастыря превышало 100 человек. Незадолго до октябрьского переворота началось строительство надвратного храма с четырёхярусной колокольней (1895-1903), по проекту Дмитрия Евгеньевича Виноградова, который намеревались освятить в честь святителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского.

http://sobory.ru/article/?object=05807

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУВЕНАЛИЙ (Масловский Евгений Александрович; 15.01.1878, г. Ливны Орловской губ.- 24.10.1937, Томск), сщмч. (пам. 11 окт., в Соборе Курских святых, Соборе Рязанских святых и Соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Рязанский и Шацкий. Из дворянской чиновной семьи, рано лишился матери. С детства отличался смирением и благочестием. После окончания Гродненской классической гимназии поступил в 1899 г. в КазДА. Во время учебы стал духовным сыном старца иеросхим. прп. Гавриила (Зырянова), поддержавшего его стремление к скорейшему принятию монашеского пострига. 10 февр. 1901 г. ректором КазДА Чистопольским еп. Алексием (Молчановым) пострижен в монашество с именем Иувеналий в честь свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского. 25 февр. того же года рукоположен во диакона, 31 июня 1902 г. Казанским и Свияжским архиеп. Димитрием (Самбикиным) рукоположен во иерея. В 1903 г. окончил КазДА со званием кандидата богословия. Был направлен для служения в Урмийскую духовную миссию среди правосл. ассирийцев на северо-западе Ирана. Сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский и Шацкий. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский и Шацкий. Фотография. 30-е гг. ХХ в. С 1904 г. преподавал гомилетику в Псковской ДС. В апр. 1906 г. назначен временно исполняющим обязанности настоятеля Великопустынского Спасо-Елеазарова муж. мон-ря (см. Елеазаров во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастырь ). В июне был возведен в сан игумена, а 4 окт. того же года указом Синода утвержден настоятелем Елеазаровского монастыря, преобразованного в общежительную пустынь. Старшую братию составили переселившиеся в Елеазаровский мон-рь насельники Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни Духовником обители И. пригласил стать своего духовного отца схиархим. прп. Гавриила (Зырянова), проживавшего в обители с кон. июля 1908 по авг. 1915 г. Для него рядом с монастырским собором был построен деревянный дом с домовым храмом во имя арх. Гавриила. Прп. Гавриила посещали в обители его духовные дети, в том числе вел. кнг. прмч. Елисавета Феодоровна , покровительствовавшая мон-рю. 16 окт. 1910 г. И. был назначен настоятелем Юрьева новгородского мужского монастыря . 14 ноября того же года возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/1237737.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010