Патриархи Иов и Ермоген противились неправде и предательству Православия и пострадали в смутные времена Лжедмитрия и польской оккупации. Первый был насильственно лишен сана и умер в заточении, а второй героически отказывался употребить свой авторитет для прекращения освободительных боевых действий ополчения Минина и Пожарского против католической оккупации и был умерщвлен голодом. Священномученик Ермоген, Патриарх Московскии и Всея Руси «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу» Эпоха следующего митрополита – Филарета – была, несомненно, светлой полосой в истории Русской Церкви. По окончании войны 1812 года он, в то время еще архимандрит, составил замечательное последование благодарственного молебна Господу за избавление России от Наполеона. Царь и пророк Давид говорит: Не на лук мой уповаю, и меч мой не спасет мене (Пс. 43: 7); Но десница Твоя и мышца Твоя (Пс. 43: 4); Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу (Пс. 113: 9). Святитель Московскии Филарет Именно этот, последний, стих Давидова псалма император Александр I повелел отчеканить на медали, выпущенной в 1812 году в память победы над Наполеоном. Молебен, составленный святителем Филаретом, был вполне того же духа, что и упомянутые отчеканенные на памятной медали слова Псалмопевца: прежде всего надо было благодарить Бога. А не самих себя… А мы только через 65 лет после окончания последней Отечественной войны вспомнили об этом… И Святейший Патриарх Кирилл на основе того благодарственного молебна 1812 года, составленного преосвященнейшим Филаретом Московским, составил текст благодарственного молебна Господу за избавление Отечества от гитлеровского нашествия. Предстоятель нашей Церкви в 1945 году Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) не смог тогда распорядиться о церковном воздаянии славы Всевышнему за дарование победы. Хотя он был большим почитателем митрополита Филарета, был, несомненно, осведомлен о подобном деянии великого святителя и, скорее всего, был готов следовать его примеру. Однако дух времени не допустил тогда воздаяние благодарности Богу Иаковлю, поскольку у Него был такой «сильный» конкурент, как Иосиф Сталин, которому безраздельно должна была принадлежать всенародная благодарность…

http://pravoslavie.ru/134623.html

Русская Православная Церковь во главе с патриархом Московским и всея Руси Алексием 10 апреля 1970 года приняла решение о прославлении святителя Николая в лике святых, с именованием – равноапостольный. В Японии святитель Николай до сего времени почитается как великий праведник и особый молитвенный предстатель пред Господом. Житие преподобного Макария (Глухарева) Родился Михаил Яковлевич Глухарев, в будущем архимандрит Макарий, 30 октября 1792 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника, широко известного в округе своей ревностной проповеднической деятельностью. Начало его образовательного пути было типичным для юношей из духовного сословия: училище и семинария. Первый педагогический опыт получил в 1812 году, когда в связи с событиями Отечественной войны прервались занятия в Смоленской семинарии, – он обучал детей местного помещика. Семинарию Михаил окончил в следующем, 1813 году с отличием и был оставлен в ней преподавателем латинского языка. А в 1814 году за отличные успехи в семинарской учебе и на основании похвального отзыва о преподавательской деятельности его направили в Санкт-Петербургскую духовную академию для продолжения образования. Можно сразу отметить его основательную языковую подготовку, в целом характерную для «дореволюционного» церковного образования. Латынь Михаил хорошо освоил еще в домашних студиях с отцом, училище, семинария и академия дали знание древнееврейского и древнегреческого, французского и немецкого языков. Несомненно, одним из главных событий его студенческих лет, во многом определившим его будущее, было знакомство и сближение, вплоть до дружеских, доверительных отношений, с ректором академии архимандритом Филаретом (Дроздовым) , будущим знаменитым Московским святителем. Это были отношения не администратора и подчиненного, но, прежде всего, пастыря и его духовного чада. Впоследствии, когда жизненные пути этих выдающихся людей разошлись, их связь не прервалась, о чем свидетельствует многолетняя обширная переписка. Академический курс Михаил Яковлевич Глухарев окончил в 1817 году со степенью магистра богословия и был назначен инспектором в Екатеринославскую духовную семинарию. Помимо исполнения административного послушания, вел курс церковной истории и преподавал немецкий язык. В том же году он назначается ректором Екатеринославских уездного и приходского училищ. Здесь, в Екатеринославе, исполнилось его заветное желание принять иноческое звание, высказанное еще во время учебы в академии. Монашеский постриг совершил архиепископ Екатеринославский Иов (Потемкин) 24 июня 1818 года. На следующий день инок, нареченный Макарием, был рукоположен в сан иеродиакона, а еще через три дня – в иеромонахи. В Екатеринославе отец Макарий прослужил до весны 1821 года, когда указом Святейшего Синода был назначен ректором Костромской семинарии. Здесь же, в Костроме, он был возведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На южных рубежах Московской Руси возникло несколько монастырей, главным образом во владениях служилых князей. Около 1525 года князь Иван Васильевич Бельский создал Спасо-Преображенский монастырь в Белеве. В 1515 году преподобный Давид (†1520; пам. 18 окт.), постриженник Пафнутиево-Боровского монастыря, основал в 25 км к северо-востоку от Серпухова Вознесенскую пустынь. В первой половине XVI в. на реке Жиздре в 9 км к юго-западу от Перемышля старцем Феогностом (Шаровкой; †1545) при содействии князя А. И. Воротынского основывается Шаровкин монастырь, ставший вотчинным монастырем князей Воротынских 24 . История основания рязанских монастырей в XVI веке, очевидно, начинается с декабря 1506 г., когда княгиня Аграфена Рязанская дала землю в Покровскую пустынь (в 15 км от Рязани). Этот вклад связывается с созданием пустыни 25 . В 1514 г. после пожара был отстроен заново основанный еще в XV в. Духов монастырь в Рязани 26 . Из жития Христа ради юродивого Лаврентия Калужского (†1515; пам. 10 авг.) узнаем об обстоятельствах нападения на Калугу крымских татар в мае 1512 года. Святого подвижника видели бегающим в княжеском дворце и требовавшего топор, чтобы защитить попавшего в беду князя Семиона Иоанновича. В это время, находясь в судне на Оке, князь бился с татарами, наседавшими отовсюду. Вдруг среди русских воинов появился праведный Лаврентий и произошел перелом в схватке, воспрянули русские воины. Так была спасена от разорения Калуга, а ее князь – от неминуемой гибели. Благодарный князь после этого основал к северо-западу от Калуги обитель Рождества Христова, где затем нашел место своего упокоения святой Лаврентий 27 . Южные и юго-западные монастыри располагались по преимуществу или в городах, или в непосредственной близи от них, так как постоянные набеги крымцев и войны с Великим княжеством Литовским побуждали заботиться о безопасности монашеских обителей. В Тверских пределах, во граде Старице, после 1514 года князь Андрей Иванович основал Успенский монастырь 28 , где позднее, во второй половине XVI века, полагали начало своим монашеским подвигам первый Всероссийский Патриархсвятитель Иов (†1607; пам. 19 июня) и преподобный Дионисий Радонежский (†1633; пам. 10 мая). В Тверской епархии подвизался также преподобный Нил Столобенский (†1554; пам. 7 дек.). Святой подвижник происходил из Новгородских пределов, монашеский постриг он принял во Псковском Савво-Крыпецком монастыре. В 1515 г. он основал Серемскую пустынь, а затем в 1527 г. Столбенскую пустынь на Столбенском острове озера Селигер, недалеко от города Осташкова 29 . Его изображение распространено в виде деревянной скульптуры – в согбенной позе старец опирается на костыли, что свидетельствует о его подвиге – спать только в таком положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

508 Адриан (Андрей; 1627–1700), десятый Патриарх Московский с 1690 г. С 1686 г. митрополит Казанский и Свияжский. Приверженец старины и противник реформ Петра I. После смерти Патриарха Адриана выборы на Патриарший Престол не проводились до 1917 г. – Примечание. 509 47-е Деяние Собора, вторник, 21 ноября (4 декабря) 1917 г. Всенародное собрание Священного Собора в Большом Успенском соборе для поставления нареченного в Патриархи митрополита Московского и Коломенского Тихона (См.: Деяния... Т. 4 (2). С. 36–75). – Примечание. 510 До революции на территории Российской Империи использовалось местное солнечное время. 1 июля 1917 г. декретом Временного правительства было введено летнее время и стрелки часов были передвинуты на час вперед, летнее время было отменено 28 декабря 1917 г. – Примечание. 511 Преторианцы (перен.) – войска, служащие опорой насильнической, основанной на одной грубой силе, власти. 513 Петр ( 1326), святитель Московский, митрополит Киевский и всея России с 1305 г. – Примечание. 514 Алексий (Бяконт Елевферий (Симеон) Феодорович; 1290-е гг.–1378), святитель, чудотворец, митрополит Киевский и всея России с 1354 г. В 1345 г. хиротонисан во епископа Владимирского. С 1348 г. митрополит. Оказывал большое влияние не только на церковные, но и на политические дела. Фактически возглавлял московское правительство при малолетнем князе Димитрии Донском. – Примечание. 515 Филипп (Колычев Феодор Степанович; 1507–1569), святитель, митрополит Московский и всея России с 1566 г. В 1548–1566 гг. игумен Соловецкого монастыря. Публично выступил с осуждением опричных казней Ивана IV Грозного, в 1568 г. низложен и заточен в Тверской Отроч монастырь, где был задушен. – Примечание. 518 Иов (в миру Иоанн, 1607), первый Патриарх Московский и всея России (1589–1605). В 1586 г. архиепископ Ростовский, с декабря 1586 г. митрополит всея России. Сторонник Бориса Годунова, способствовал избранию его на царство. В 1605 г., после смерти Бориса Годунова, лишен Патриаршества и сослан в Старицкий монастырь. Причислен клику святых в 1989 г. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Спустя год томительных ожиданий вестей с Востока, летом 1587 года явился в Москву грек Николай с грамотами от Патриархов Константинопольского и Антиохийского о милостыне и наказом устно передать: «Оба они, соборовав между собою, послали по Александрийского и Иерусалимского, и велели им быть в Царьграде, чтобы с ними соборовать. С Собора же Патриархи хотят послать в Москву и наставить, как соборно поставить Патриарха на Руси» (24:184) Неизвестно, сколько тянулись бы ожидания, но дело ускорилось происшедшей переменой в жизни Константинопольской Церкви – на Патриаршем престоле был восстановлен Иеремия II. Патриархию он застал в крайнем запустении, до которого ее довел бывший Патриарх Феолипт – «человек недостойный, матерьялист и интриган» ( А. Карташев , 16:16). И Патриарх Иеремия – первый из Константинопольских Патриархов – решается ехать на Русь в надежде на помощь. Летом 1588 года он прибыл в Москву в сопровождении митрополита Монемвасийского Иерофея и архиепископа Элассонского Арсения (остался в Москве). Гостей встретили радушно, но когда узнали, что Патриарх не привез какого-либо решения Восточных Святителей о Московском Патриаршестве и что цель его приезда довольно прозаическая, весьма разочаровались. Видя, что Иеремия собирается в обратный путь, ему дипломатично предложили остаться Патриархом в Москве по той причине, что в Турции приходиться испытывать немалые притеснения. Иеремия согласился. Это согласие и нужно было для русской дипломатии, как своего рода отправной момент для продолжения разговора. Теперь внимание Патриарха обратили на то, что на Московский престол недавно возведен митрополит Иов и что поэтому Патриарху можно быть в древнем «первопрестольном Владимире». На это Иеремия вполне справедливо заметил: «Мне во Владимире стать невозможно, ибо Патриарх всегда бывает при царе, а что за Патриаршество, когда жить вдали от своего государя?» (24:201). Дальнейшие рассуждения Иеремии еще более удовлетворили русских. «Да и ко мне, – говорил Патриарх, – пишут епископы и пресвитеры и вся братия Константинопольской Церкви, чтобы к ним возвратиться» (24:201). Теперь оставалось только обратиться к Патриарху Иеремии с готовой уже раньше просьбой: возвести в Патриарший сан митрополита Московского Иова. Состоявшийся немедленно собор Русской Церкви, на котором присутствовал Патриарх Иеремия со своими спутниками, избрал Московским Патриархом предложенного кандидата, а 29 января 1589 г. произошла интронизация. «Благодать Пресвятого Духа нашим смирением, – говорил в день интронизации Патриарх Иеремия, – имеет тя Патриархом богоспасаемого и царствующего града Москвы и всея великой России» (16:30–31. См. также 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Весной 1620 года, в половине великого поста, около 22-го марта, прибыл в Киев иерусалимский патриарх Феофан, возвращавшийся из Москвы после посвящения московского патриарха Филарета и имевший поручение от константинопольского патриарха посетить его южно-русскую паству. Малороссийские казаки приняли православного первосвятителя под свою охрану «и обточиша его стражею, яко пчелы матицу свою». 520 Гетман Конашевич обратился к нему с просьбой о посвящении епископов на православные престолы, занятые униатами. «Моляху святителя патриарха все благочестивые, да им оставит святыню, да посвятит им епископы». Патриарх отказал было им в том: «бояхубося краля и ляхов». Но когда патриарха «взяли на рамена и опеку свою благочестивое войско и гетман Сагайдачный», то он посвятил митрополита в Киев и епископов на все западно-русские епископские кафедры, за исключением львовской, в которой был епископ; а униатского митрополита и епископов объявил низложенными с их кафедр. Трудно изобразить всю важность этого дела, имевшего громадные последствия для всей Западной России. Это было восстановление церкви, разрушенной почти до основания, восстановление в силу народного требования, в противность постановлениям, действиям, всем интересам польского государства. Оно раздвоило, разделило государство, сплотившееся было в одно целое, в одну однородную массу посредством самой сильной связи, какая только может соединять членов государства – религии. Это было с одной стороны сигналом и началом вековой борьбы Руси с Польшей, с другой – началом падения Польши. Это – первый акт ее разрушения. Сила, которую русский народ противопоставил Польше, вышла из религии и заключалась в религии. Но при этом она ввела в союз с религией, как свои две внешние опоры – образование и чисто внешнюю силу – казачество. Первыми епископами восстановленной иерархии поставлены лучшие по образованию люди, каких могла выставить Южная Русь. Охрану их и восстановленной церкви приняли на себя казаки. Душой действий был новопоставленный митрополит Иов, человек с высокой душой, с большой энергией и обширными государственными взглядами. 521 Сейм 1620 года. Речь Древинского

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Архив Пн Преставился ко Господу епископ Феофилакт (Моисеев) 22 марта 2023 г. 12:29 22 марта 2023 года, на 74-м году жизни, преставился ко Господу  епископ Феофилакт (Моисеев) . О времени и месте отпевания новопреставленного иерарха будет сообщено позже. Родился 30 апреля 1949 г. в Смоленской области. По окончании средней школы служил в Вооруженных силах. В 1975 г. окончил Московский государственный историко-архивный институт и до 1978 г. работал старшим научным сотрудником Государственного архива Московской области. В 1975-90 гг. — сотрудник Издательского отдела Московской Патриархии, редактор отделов «Проповедь», «Богословского отдела», заведующий отделом «Церковная жизнь».  В 1978-80 гг. обучался в  Московской духовной семинарии , в 1980-84 гг. — в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия (работа «Святитель Иов, первый Патриарх Русской Церкви»). 6 января 1982 г. рукоположен в сан диакона. 28 апреля 1983 г. пострижен в монашество в Свято-Троицком соборе  Троице-Сергиевой лавры . 28 августа 1983 г. рукоположен в сан иеромонаха в Покровском храме Московской духовной академии. В 1984-89 гг. — преподаватель Московских духовных школ на кафедрах Истории Русской Церкви и Священного Писания Нового Завета. Одновременно нес послушания заведующего библиотекой МДА и помощника инспектора. 4 декабря 1985 г. возведен в сан игумена. В 1989-90 гг. в связи с открытием  Киевской духовной семинарии  был направлен в КДС для организации учебного процесса в должности ученого секретаря, заведующего канцелярией и преподавателя. В сентябре 1990 г. завершил послушание в Киеве и был зачислен в число братии  Троице-Сергиевой лавры . 14 декабря 1991 г. назначен настоятелем возвращенного Церкви и требующего восстановления Гефсиманского Черниговского скита. За десять лет скит был возрожден из руин.  28 апреля 1995 г. возведен в сан архимандрита. Решением Священного Синода от 13 марта 2002 г. избран епископом Брянским и Севским. Хиротонисан 20 апреля 2002 г., в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией в  Храме Христа Спасителя  в Москве. Богослужение возглавил  Святейший Патриарх Алексий II .

http://patriarchia.ru/db/text/6012638.ht...

и Сибирская (Тобольская) в 1620 году. При Алексее Михайловиче опять возвращена была от Польши Смоленская епархия и в 1657 году открыта новая Вятская, но зато закрыта Коломенская. На соборе 1667 года предложено было к 13 наличным епархиям открыть вновь до 10 епархий, увеличив при этом число митрополий до 8; но на деле ограничились только восстановлением епархии Коломенской, возведением в сан митрополита архиепископов астраханского, рязанского и сибирского, открытием новой митрополии в Белгороде и переименованием в архиепископы епископа псковского; немного спустя, в 1672 году, открыта была еще новая митрополия в Нижнем. Против увеличения числа епархий были и патриарх, и другие архиереи, потому что оно необходимо повело бы за собой невыгодное для них дробление их обширных епархий. Царь Феодор Алексеевич, ввиду сильного распространения раскола и разных церковных беспорядков, снова поднял тот же вопрос об умножении архиерейских кафедр на соборе 1682 г. и представил собору обширный проект, по которому все епархии распределялись по митрополичьим округам, число митрополий доводилось до 12, а епископий – до 72, с подчинением епископов окружным митрополитам. Собор иерархов постарался уменьшить проектированную цифру епархий с 72 до 34, потом в следующем году понизил ее еще сначала до 22, потом до 14, ссылаясь на недостаток местных средств для содержания большего числа кафедр, на подчинение же епископов митрополитам не согласился вовсе, дабы не явилось, рассуждал он, в архиерейском чине распрей и превозношения. Но после собора не были открыты и те 14 епархий, на которых он остановился, – открыты только четыре: Устюжская, Холмогорская, Воронежская и Тамбовская. К концу патриаршего периода всех епархий в Московском патриархате было: 1 патриаршая, 13 митрополий, 7 архиепископий и 2 епископий. Служение отечеству в смутное время патриарха Иова Первый патриарх Иов был человек уже заслуженный в иерархии. Он был родом из посадских людей г. Старицы, здесь принял и монашество, был последовательно настоятелем монастырей Старицкого, Симонова и Новоспасского, с 1581 года святительствовал сначала в Коломне, потом в Ростове, наконец в 1587 году возведен на митрополию.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Следовательно, до 1610 или 1613 года патриаршее управление совершалось через дворецкого, бояр и дьяков, т. е. чрез отдельных лиц, а не через целые учреждения, каковы приказы. Точно также во всех, дошедших до нас актах, до 1620 года нигде ни разу не говорится и даже вовсе не намекается, чтобы за это уже время существовали патриаршие приказы, а между тем многие из этих актов касаются патриаршего управления, так что отсутствие каких-либо указаний в них на существование патриарших приказов, если бы такие действительно тогда были, является решительно необъяснимым. В статьях о святительских судах, собранных по повелению п. Андриана, сказано, что все дела по духовным, по рядным, по кровосмешению и проч. судились святительскими судьями, «и тако бысть и в московском государстве, в дому святительском до 138 году. И со 138 году, с патриаршества великаго государя, святейшаго патриарха Филарета Никитича московскаго и всея России, и по нем бывших святейших патриархов, вышеупомянутыя дела быша под судом церковным и их святейших патриархов, в их святительских приказех непременно: о том свидетельствуют старые дела и записные книги» 424 . Это – самое прямое и решительное свидетельство, что патриаршие приказы начали существовать только со времени Филарета Никитича. Почему же именно приказы появились только со времени п. Филарета, когда нужда в них была уже сильна и при первых патриархах, это объясняется теми особыми обстоятельствами, в которых находились первые два патриарха и которые не дозволяли им обратить внимание на церковное управление тем более производить реформы в нем. Иов, как первый в России патриарх, не скоро освоился с новым для всех положением патриарха, и ему в начале некогда было думать о серьезных реформах в управлении; затем наступило смутное время. Гермоген за все время своего патриаршества занят был исключительно спасением погибавшего отечества, ему не только не было времени, но было и совершенно неуместно заниматься реформами церковного управления, когда отечество и самая церковь находились в большой опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Первое его строение было деревянное. В 1491 году Иоанн III заложил в нем каменную соборную церковь во имя Боголепного Преображения. В XVI веке состояние Спасского монастыря едва ли было цветущим, и в мире историческом существование его ознаменовано не многими событиями, хотя Степенная книга называет его великою обителью, не столько по внешнему архитектурному величию здания, сколько по высоким Иерархическим преимуществам. История Иерархии приводит имена Настоятелей, из которых Иов был первым Патриархом. Государи Российские, как патроны сей праотеческой обители, не переставали обращать на неё внимание. Первый Царь Русский Иоанн, в 1544 году льготною грамотой освободил монастырские села, деревни и дворы от всех податей и пошлин сроком на два года 17 , пожаловал Спасову дому два перевоза на Москве реке: от Спасского живого моста по монастырь и между Кожевников и Кошельников, да три рукописные Минеи 7089 года «по своих Государских родителях», как значится из подписи на оных 18 . Во время ужасного пожара Московского 1547 года, в Новоспасский монастырь отвезён был Митрополит Макарий, едва живой от падения с Тайника; туда на другой день прибыл с боярами Царь Иоанн Васильевич навестить Святителя, и при болезненном его одре имел совещание, на коем духовник Царёв Феодор, и Скопин Шуйский с единомышленниками своими объявили Иоанну, что Москву сожгли Глинские 19 . Деревянные стены монастыря на Новом, ограждавшие отшельников от суеты мирской, нередко превращались в твердыни против врагов отечества. В 1571 году он укреплён был деревянною оградой с бойницами 20 . Когда Крымский Хан Казы-Гирей с полчищами своими стоял перед Москвой в 1591: тогда Новоспасский монастырь, подобно Симонову и Данилову, обращён был в крепость 21 . По воле Лжедмитрия, перенесены были из дальних краёв России тела изгнанных Романовых в Новоспасскую усыпальницу, где погребён, был тесть Царя Иоанна Васильевича, Роман Захарьин и другие его родственники. Говоря об остроге у Симонова монастыря, отражавшем Поляков, летописи умалчивают о Новоспасском, близ которого в 1612 году, на Крутицах, Князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву, или положить за неё свои головы 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010