25 февр. была уже получена в Казани патриаршая грамота, писанная 3 февраля. Патриарх благословил ежегодно поминать казанских героев во всей митрополии на обедне, совершением панихиды в первую субботу после праздника Покрова, когда царь Грозный начал последнюю осаду Казани, сдавшейся 2 октября. Память казанских исповедников и мучеников установлено совершать 24 янв., в день мученической кончины Иоанна Нового. Та быстрота, с какой патриарх Иов отозвался на челобитье Гермогена, самое лучшее доказательство необыкновенной важности для Казани и казанского края предприятия святителя – восстановить память о христианских подвижниках и русских героях, на костях которых встала христианская и русская Казань. В том же 1592 году м. Гермоген перенес нетленные мощи святителя Германа из Москвы в Свияжск в Успенский монастырь. Мощи святителя Германа, второго казанского архиепископа, силою взятого на московский митрополичий престол, сделались великой святыней не только Свияжска, но и всего казанского края. На поклонение им стекались и стекаются народные массы почитателей, как русских, так и инородцев. М. Гермоген, перенося мощи святителя Германа в Свияжск и воскрешая память о подвижниках инородцах из татар, Стефане и Петре, имел в виду и чисто миссионерские цели. Просвещение инородцев – татар, чуваш, черемисов светом христианства было всегдашней заботой его. По вступлении на кафедру он стал призывать всех новокрещенов в собор, говорил им поучения, наставляя, как нужно жить в христианстве. К сожалению, ревностный архипастырь не встретил поддержки в тогдашних казанских воеводах, так что вынужден был писать царю об упадке миссии и слабости новокрещенов в христианской вере. Ответная царская грамота (от 1593 г. 18 июля) на имя казанских властей свидетельствует, что лучшей внешней мерой для укрепления христианства среди новокрещенных считалось отделение их от некрещеных в особую слободу в Казани, с постройкой в ней церкви, и наделение переселенных землей из ближайших к Казани дворцовых земель, а также запрещение строить мечети и даже уничтожить построенные по недосмотру и «по оплошке» светской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Из стен монастыря вышла целая плеяда подвижников и патриархов: преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Ферапонт Можайский. Еще были святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, святитель Геронтий – тоже митрополит, и патриарх Иосиф… Кстати, Иона стал первым митрополитом, поставленным на Руси без Константинопольского патриарха. Случилось это в 1448 году. И конечно, нельзя не сказать, что из Симонова монастыря вышел первый патриарх Московский и всея Руси Иов. Примечательно, что некоторые насельники Симонова монастыря попали сюда по воле государя. Около 1510 года по прямому царскому указу в обитель был определен Василий Косой Патрикеев (в иночестве Вассиан) 1 . И конечно, здесь жил известный Максим Грек. Преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери, приказавшей идти на Белоозеро Первый в этом списке преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери. А чудо случилось так. Он стал архимандритом Симонова монастыря, но вскоре оставил настоятельство и затворился в келье. Однажды ночью за акафистом он и услышал голос Божией Матери: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там Я уготовала тебе место, где можно спастись». Симонов монастырь был одним из богатейших на Руси. До 1764 года он владел около 12 тысячами крестьян. К монастырю было приписано несколько мелких монастырей и пустыней. План Симонова монастыря Известно, что патриарх Филарет в 1624 году написал указную грамоту в Осташков Григорию Васильевичу Замыцкому: он требовал разрешить крестьянам Рожковской слободы, вотчины Симонова монастыря, ловить рыбу в озере Селигер. В документе говорится, что такая практика существовала и раньше, а оброк платился в приказ Большого дворца 2 . Ловля рыбы крестьянами Симонова монастыря в озере Селигер за оброк не устраивала осташковских (видимо, государевых) крестьян, поэтому симоновским крестьянам было запрещено ловить рыбу в озере 3 . Вот такой конфликт интересов случился четыре века назад. Еще в Симоновом монастыре собственную келью имел старший брат Петра Великого – Федор Алексеевич. А известный собиратель рукописей и русских древностей граф Алексей Мусин-Пушкин в 1795 году ходатайствовал перед Екатериной II, чтобы Симонов монастырь открыли после упразднения по случаю косившей население чумы. Так чумной изолятор вновь превратили в обитель.

http://pravoslavie.ru/94333.html

Архив Пн В день памяти святителя Николая Чудотворца Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Николо-Богоявленском Морском соборе Петербурга и возглавил хиротонию архимандрита Мстислава (Дячины) во епископа Лодейнопольского 22 мая 2012 г. 14:00 22 мая 2012 года, в день празднования перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме в честь Богоявления Господня петербургского Николо-Богоявленского Морского собора , отмечающего в этом году свое 250-летие. Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился в нижнем храме в честь святителя Николая Чудотворца главной святыне собора — чудотворному образу святителя Николая с частицей мощей, который с 1743 года находился в стоявшей на месте собора деревянной церкви Военно-морского ведомства. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Мстислава (Дячины) во епископа Лодейнопольского, викария Санкт-Петербургской епархии . Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир ; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион , Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей ; митрополит Тверской и Кашинский Виктор ; архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк , первый заместитель председателя Архиерейского Синода РПЦЗ; архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий ; архиепископ Севастийский Феодосий ( Иерусалимский Патриархат ); епископ Каширский Иов , управляющий Патриаршими приходами в Канаде ; епископ Гатчинский Амвросий , ректор Санкт-Петербургских духовных школ ; епископ Петергофский Маркелл ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Выборгский Назарий , наместник Александро-Невской лавры ; епископ Ейский Герман ; епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел ; епископ Амурский и Чегдомынский Николай ; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя ; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора; члены делегации РПЦЗ в священном сане, духовенство Санкт-Петербургской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/2237375.ht...

Рубрики Коллекции Православные праздники в июле 2018 10 мин., 03.07.2018 Поделиться Православные праздники 1 июля Боголюбской иконы Божией Матери, в Боголюбове Владимирской обл. Икона Богородицы бала написана по повелению Андрея Боголюбского в XVII веке в память о чудесном явлении ему Пресвятой Девы Марии. Боголюбская икона Божией Матери Боголюбская икона Божией Матери. Иконография     Православные праздники 2 июля Апостола Иуды, брата Господня Один из 12 апостолов, сын Иосифа от первой жены, сводный брат Иисуса. Принял мученическую смерть за Христа. Апостол Иуда, брат Господень Святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси Первый патриарх Московский и всея Руси. Канонизирован в лике святых в 1989 году. Святитель Иов, патриарх Московский Собор преподобных отцов Псково-Печерских В этот день почитается память святых отцов Псково-Печорского монастыря. Печоры: Богом созданные и хранимые ПЕРВЫЙ ШАГ: Подвиги и будни Псковской епархии   Православные праздники 3 июля Священномученика Мефодия, епископа Патарского Значение имени Мефодий Благоверного князя Глеба Владимирского, сына святого Андрея Боголюбского   Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского   Православные праздники 4 июля Мученика Иулиана Тарсийского   Обретение мощей преподобного Максима Грека Максим Грек - православный писатель и переводчик с греческого. Обретение мощей святого произошло лишь в 1996 году. Суд человеческий и суд Божий: Преподобный Максим Грек Преподобный Максим Грек. Избранные творения Имя Максим Как святые сидели в тюрьме Сжигала ли Церковь книги? Пять мифов про борьбу «церковников» с просвещением   Священномученика Терентия, епископа Иконийского   Православные праздники 5 июля Священномученика Евсевия, епископа Самосатского   Православные праздники 6 июля Владимирской иконы Божией Матери Празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.   Владимирская икона Божией Матери    Православные праздники 7 июля Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Архив Пн В Неделю 2-ю по Пасхе Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя 23 апреля 2023 г. 14:37 23 апреля 2023 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию, в которой в качестве молящихся и поющих, служащих и прислуживающих в алтаре участвовали дети отроческого возраста. Особая «детская» Патриаршая Литургия состоялась уже в шестой раз. Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Тверской и Кашинский Амвросий , председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения ; епископ Зарайский Константин ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Андрей Речицкий, благочинный Иверского округа Московской епархии , настоятель храма пророка Божия Илии на б. Новгородском подворье г. Москвы; иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель отдела религиозного образования Московской епархии, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Подкопаях г. Москвы; протоиерей Владимир Чернецкий, проректор по воспитательной работе Таврической духовной семинарии; иеромонах Иов (Герасимов), старший помощник инспектора по воспитательной работе Таврической духовной семинарии; иерей Александр Нарушев, председатель комиссии по деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы, настоятель храма святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, на Можайском шоссе г. Москвы; члены комиссии по деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы в священном сане; столичное духовенство. Группа алтарников была сформирована из 26 воспитанников воскресных школ московских викариатств в возрасте от 9 до 15 лет.

http://patriarchia.ru/db/text/6021383.ht...

Визуальные материалы отражают исторический облик и современное состояние монастырских комплексов, храмов, молитвенных домов, часовен, школьных зданий, приютов, приходских домов и хозяйственных построек, возведенных в XIX- начале XX в. Алтайской духовной миссией. Аналогичная награда была вручена Издательству «Творческая мастерская» и Фонду возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря за книгу «Первый Патриарх святитель Иов». В ней впервые опубликована в переводе и в оригинале духовная грамота святителя Иова. В книге сделан перевод жития святителя Иова на английский язык. Интересна книга, удостоенная Дипломом II степени издательства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры «Ризница Свято-Троицкой Сергиевой Лавры». Она посвящена одному из крупнейших в православном мире собранию произведений церковного искусства - Ризнице Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Христианские святыни, драгоценная храмовая утварь, иконы, книги, принесенные в дар Дому Живоначальной Троицы и Радонежским чудотворцам, а также созданные в самой Троицкой обители, накапливались здесь в течение пяти столетий. Ризница Троице-Сергиевой Лавры стала подлинной национальной сокровищницей, а сохраненные в ней памятники искусства вошли в золотой фонд мирового культурного наследия. А Диплома I степени и приза конкурса удостоена книга Митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, «Жизнь среди святых» (Полиграфический центр «Петровский»). Митрополит Псковский и Порховский Иоанн родился в православной царской России, с детства был научен любви к Богу, Православной Церкви и Родине. О жизни самого Владыки - серьезной, временами трагичной и в то же время наполненной светлой радостью, о жизни тех, кто был духовно близок владыке, и о тех, с кем рядом был он, - эта книга. В номинации «Лучшая историческая книга» Диплом I степени присужден священнику Дмитрию Сафонову за труд «Святитель Тихон - Патриарх Московский и всея России и его время» (издание Фонда сохранения духовно-нравственной культуры «Покров»). Автор восстанавливает хронологию патриаршего служения святителя Тихона с момента избрания на патриарший престол в 1917 году до его кончины в 1925-ом.

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

«Святому Царю Иоанну не нужно оправдываться, - проповедовал светильник Церкви Николай Гурьянов. - Совесть его перед Богом и Церковью чиста: он хранил Господом врученное Царство и Церковь от врагов и ереси жидовствующих». Пора прислушаться к словам великого старца... - Какие деяния Ивана Грозного Вам кажутся наиболее важными для страны? - Многого не охватишь в беседе, поэтому отвечу кратко: - подготовлена основа для введения патриаршества на Руси (первый Патриарх Московский и всея Руси Иов возведен на святительский престол при сыне Ивана Грозного - Царе Федоре Ивановиче); - возведено свыше 40 каменных церквей, деревянным церквам счета нет - тысячи; основано свыше 60 монастырей; - при непрерывных войнах население выросло с 2,5 до 4,5 млн. человек в Европейской России, а всего до 12 млн. человек; - впервые в русской истории создана система Земских Соборов для решения государственных вопросов; - прошел Стоглавый Собор, не утративший своего значения до настоящего времени; - проведена административно-судебная реформа; - основано книгопечатание, первая печатная книга «Апостол» издана в Москве; - создана первая в России музыкальная школа - консерватория в Александровой Слободе; - создан Лицевой Свод - государственная летопись; - построено 155 крепостей и 300 новых городов; - основана государственная почта, создано 300 почтовых станций - ямов. Введены: - суд присяжных, по Судебнику Ивана Грозного в городах и волостях запрещалось судить без народных представителей («на суде быть дворскому и старосте и лутчим людям»). - бесплатное начальное образование (церковные школы); - местное выборное самоуправление вместо воевод; - регулярная армия и первая в мире военная форма - у стрельцов (к концу правления Ивана Грозного Россия могла выставить 500-тысячную армию). А также создан первый военный флот - Каперская флотилия и монашеский орден воинов опричников. Рост благосостояния населения (и выплачиваемых налогов); Иван Грозный запретил отдавать деньги в долг под проценты, что закреплено в форме канонической нормы права: деньги давати без росту и хлеб без насыпи (глава 72-я Стоглава).

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/24/...

поиск:   разделы   рассылка День милосердной владычицы Источник: Ежедневные новости-Подмосковье (Москва) Многие наши читатели просят подробнее рассказать о тех исторических событиях, которые явились основанием для праздника 4 ноября в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, ставшей Покровительницей всей Русской державы в страшный период смуты. Начался период смуты убийством наследника престола -царевича Дмитрия. Патриархальная и глубоко религиозная Русь начала семнадцатого века вопрос о том, кто на законных основаниях будет управлять страной, считала одним из наиважнейших. Прекращение династии Рюриковичей, семь столетий правивших государством, внесло в жизнь России смуту и разделение. Тяжелой политической ситуацией, по сути, кризисом государственности, – не замедлили воспользоваться недруги Руси. Тяжелые годы переживала в то время Россия: народ не мог представить, что Господь попустил убийство наследника престола, враги Руси распространяли слухи, что царевич Дмитрий чудом спасся, и вскоре, в 1603 г., в Польше объявился первый самозванец, именовавший себя " Царевичем Димитрием " . В 1604 году самозванец во главе небольшой армии, состоявшей из польской шляхты и казаков, вторгся в пределы Русского Царства. Многие тогда в России поверили в то, что царевич Димитрий действительно жив и идет занять по праву принадлежащий ему трон. На сторону самозванца стали переходить казаки, поддержку ему оказало население южнорусских городов. В 1605 году умер царь Борис Годунов, принявший бразды правления страной в результате выборов – дела, ранее на Руси небывалого. После его довольно странной и внезапной смерти (отравили?) на сторону самозванца перешло войско, и он занял Москву. Вместе с Лжедимитрием вошли в Первопрестольную и польские отряды. При этом был убит объявленный Царем шестнадцатилетний Феодор – сын Бориса Годунова. Но самозванцу смело противостал первый русский Патриарх Иов. Он отказался признать в нем законного Царя и предал самозванца анафеме. Приспешники самозванца, прямо во время Литургии в Успенском соборе Московского Кремля при большом стечении народа, сорвали с Патриарха Иова святительские облачения и надели на него черные одежды простого монаха. Печальника Российской земли, непоколебимого старца Иова заточили в Успенском монастыре в Старице, в котором он когда-то был игуменом.

http://religare.ru/2_22769.html

В экспозиции Церковноархеологического кабинета Московской Духовной Академии хранится серебряная панагия Святейшего Патриарха Иова с изображением Пресвятой Богородицы Одигитрии- Панагия передана в собрание ЦАК Святейшим Патриархом Алексием († 1970). Древняя российская вивлиофика. Ч. 6. 2-е изд. М., 1788, с. 20. История... с. 13. Соколов П. Цит. соч., с. 371. История... с. 16. Тверские епархиальные ведомости, 1907, 13, с. 402. К мощам был подведен посадский человек Иван Александров, одержимый душевным недугом, «и начаша плаката родители его у гроба святаго и тогда прикосновением святаго исцеление получивше, и отидоша в дом свой, радуяся, славяще и благодаря Бога и Пречистую Его Богоматерь и угодника Его, святаго Иова Патриарха». — История... с. 17. Там же, с. 18. Тверские епархиальные ведомости, 1907, 13, с. 403; Димитрий (Самбикин), архиепископ. Тверской Патерик. Краткие сведения о Тверских местночтимых святых. Казань, 1907, с. 46. В 13 верстах от Старицы в с. Ильинском исцелилась больная девица Улита Харитонова. «И о том бывшем чудеси удивишася мнози окрестных стран людие». В другом селе — Лабышине от мощей получила исцеление Агриппина Тарасова. И, наконец, по принесении мощей в Москву исцелился в Успенском соборе глухой крестьянин Исаакий (История... с. 18—20). На гробнице Патриарха Иова текст, написанный славянской вязью, гласит: «Иов, первый Патриарх Московский и всея России, из митрополитов Московских, возведен на Патриаршество при царе Феодоре Иоанновиче в лето 1589. За ревность к Православной Церкви, за верность к престолу царскому и за любовь к Отечеству от Лжедимитрия Гришки Отрепьева лишен Патриаршества, сана святительскаго и оставлен, будучи токмо монашествующим, послан в заточение в град Старицу, в обитель Пресвятыя Богородицы в лето 1605. В сем заточении скончался в лето 1607 (июня 19), патриаршествовал 16 лет. По указу царя Алексия Михайловича тело его принесено из той обители в Москву при Патриархе Никоне в лето 1652-е» (Григорий Истомин, священник. Указатель святынь и достопримечательностей московского Большого Успенского собора. 5-е изд. М., 1910, с. 41).

http://sedmitza.ru/lib/text/439794/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010