121 Разбирая вновь полученные от достоуважаемой Екатерины Ивановны Вениаминовой бумаги Митрополита Иннокентия, нам попался сверток документов с собственноручной подписью Владыки: «мои собственные бумаги, спасшиеся от пожара, бывшего в Якутске 185 года». По рассмотрении сего свертка, мы вышли заключающиеся в нем документы чрезвычайно интересными: это целое самостоятельное сочинение (в письмах) нашего Камчатского и Алеутского Апостола, написанное на обыкновенной писчей бумаге, под заглавием: «О цели существования человека на земле и о средствах к достижению оной»; но к величайшему нашему прискорбию, воспроизвести его в печати нет никакой возможности, так как края листов кругом совершенно обгорели, так что листы этого сочинения приняли овальный вид. Тут невольно вспомнить слова нашего излюбленного Иерарха, сказанные им в то время, когда нам пришла мысль собирать материалы для его жизнеописания. Он добродушно ответил нам на это: «не беспокойтесь, для чего все это надо? биография моя давно уже частью сгорела, а частью потонула в морях и реках, следовательно, не судьба быть ей в печати. А если вы так интересуетесь мной, то прочтите мои письма в Творениях Святых Отцов к Митрополиту Филарету, хотя он, должен Вам заметить, значительно сокращены им по неизвестной мне причине, остальное же, право, пустяки. Что же касается до ваших замечаний, относительно виденного вами моего портрета, отвечаю вам: «Если он только носит образ человека, то и слава Богу, больше ничего не требуется.» – Какая подумаешь скромность этого подвижника веры Христовой; а между тем иностранцы, в особенности Англичане и Американцы, почтительно преклонялись пред его величавой личностью и даже воспевали его в стихах. Вот как характеризует его священник Кельш, в одном из своих посланий к нему, которое не вошло в наше издание 1883 года под заглавием «Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников», так как оно получено было нами после выхода в свет книги нашей:

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

28 По последним письмам из Камчатки, г. Страннолюбский, в отсутствие протоиерея Громова, принимать сильные меры к исправлению строений; достал для детей теплые и дешевейшие одежды; и кроме того предлагает желающим из учеников приходить к нему в дом для учения рисования вместе с его детьми. Нельзя не поблагодарить его за такое внимание к училищу нашему. 29 О пребывании преосвященного Иннокентия в Петропавловске смотр. в книге: «Иннокентий Митрополит Московский и Коломенский». Стр. 174–185. Ив. Б. 31 Весьма заметно, что учащие, желая скорее выказать успехи учеников и следственно себя, обращают внимание преимущественно (и едва ли не единственно) на чтение и письмо, и таким образом совершенно уклоняются от цели учреждения таковых училищ. Прим. Автора. 32 Тигиль называется крепостью; но ныне не стоит сего названия, в нем только две пушки, стоящие на улице. Прим. Автора. 33 Жители сих селений и едва-ли не все Коряки весьма замечательны по своим обычаям (которые, впрочем, начинают несколько ослабевать): наприм. взятых в любодеянии они убивают без милосердия, тоже и прелюбодеев, если они не ускользнут от рук раздраженных мужей и не успеют помириться. Собой и добрым именем своим они очень дорожать, так что напр. назвать ворами их, не пройдет без неприятности, а также и сделать несправедливость; так, напр. Гижигинский исправник высек одного Коряка за что-то и может быть и справедливо, но Коряки почли это несправедливостью и первого казака, который им попался, они также высекли, как хотели. Доказательством же первого может, быть представлен пример, бывший в очень недавнее время. Один тоэн лишь только узнал, что дочь его девица сделалась беременна, тотчас велел ей удавиться, несмотря на то, что она была единственное дитя его, и она повиновалась. Впрочем, отец ее очень сокрушался об ней, раскаялся и плакал, а это доказывает, что они при всей жестокости, не лишены чувств нежных. При. Автора. 34 По истечении 12 лет его службы, я имею в виду представить его к награждению медалью. Прим. Автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

С подобным чувством смотрели мы во след тебе, когда твоя ревность о благе твоего народа и любовь к верному воинству внезапно устремили тебя туда, где наибольшая опасность бранная. Тем с большею радостью видим твое возвращение после того, как твоим присутствием и твоим личным действованием в устроении брани. Ты даровал непоколебимому в мужестве воинству твоему новое одушевление, и следственно новую силу. Так действуется в царстве, где союз царя с народом освящен верою, законом, веками, где царь и народ живут одною общею жизнью единодушия и взаимной любви Господа сил и Отца светов, даровавшего нам в Твоей царственной деятельности светильник Израилев. Не престаем и не престанем умолять, да дарует Тебе духом силы разрушить силу врагов и светом правды рассеять мрак вражды и ухищрений и таким образом, угасить пламень брани и распространить тихий свет мира от Твоей и на другие державы». 1421 Нельзя не видеть опять величайшей мудрости, искусства и осторожности в речи святителя Филарета, и далеко ниже её речь, которою в ту же осень встретил государя императора в Одессе знаменитый вития, архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) . 1422 В то же время в последних словах речи святителя Филарета еще яснее видны указания на искреннее желание государя императора восстановить мир и на переговоры о мире. Не смотря на то, что и по отбытии государя императора из южной армии Крымская война продолжалась, семя мирных предложений и переговоров, брошенное любвеобильным монархом русским, не совсем пропало даром. Война стала продолжаться уже не с прежним ожесточением, и сами враги стали мало-по-малу сознавать, что дальнейшим ведением её они не выиграют более, чем сколько выиграли достигнутыми уже, особенно взятием Севастополя, успехами, тем более, что Россия не без успеха действовала в Закавказском крае против Турции. Не даром, по отбытии государя императора из Москвы, в ноябре святитель Филарет (от 10 ноября) писал наместнику Лавры Антонию: «государя императора встретили мы благополучно. Он здравствует и благодушествует. Изволил сказать, что пред образом, взятым из Лавры, с утешением молился вместе с войском, и у него оставил оный». 1423 Из воевавших с Россией держав наиболее склонною к миру оказывалась Франция. К облегчению переговоров о мире послужило и то, что к новому 1856 году в русской действующей армии последовали немаловажные перемены. Главнокомандующий князь Горчаков назначен был в Варшаву на место Паскевича (в следующем 1857 году и скончавшегося); взамен его в Крым назначен из Одессы Лидерс: а на место Лидерса из второстепенных начальников действующей армии Сухозанет. Начальник штаба в Крыму Коцебу получил в управление корпус; а штаб отдан Непокойчицкому и т.д. Сообщая об этих переменах, близко знавший дело и лиц архиепископ Херсонский Иннокентий замечает: «Дал бы Бог, чтобы все это было на лучшее! А худого уже мы видели здесь столько, что едва не теряется вера в лучшее». 1424

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Известие о захвате бумаг и даже всей частной и конфиденциальной переписки почившего в Бозе Святителя возмутило меня до глубины души. Ваше намерение собирать и издавать материалы для биографии Святопочившего Архипастыря Московского весьма похвально. С своей стороны, я постараюсь доставить вам, что будет возможно. К сожалению, я не записывал, да и не имел возможности записывать те беседы, коих имел счастие быть свидетелем и участником в течение немалого времени. Я думаю доставить вам только выдержки из некоторых писем ко мне усопшего Рукоположителя и Благодетеля моего». 9-го ч. я получил из Петербурга от бывшего секретаря Полоцкой консистории М. Г. Никольского 8 первое достоверное известие о назначении на Московскую кафедру нового митрополита. Вот что писал он мне от 6-го числа: «По прибытии в Петербург узнал я из источника, весьма достоверного, что на кафедру Московской митрополии назначается высокопреосвященнейший Иннокентий 9 , архиепископ Камчатский. Вчера, 5 января, Высочайше утвержден всеподаннейший о сем доклад, а ныне послана владыке Камчатскому телеграмма чрез Верхнеудинск». 11-го ч. писал я в Петербург А. П. Муравьеву 10 : «Приветствуя вас с наступившим Новым годом, усердно желаю вам прежних милостей и благодатных утешений от Великодаровитого Господа и Владыки времени и лет. Весть о назначении на Московскую кафедру Камчатского Святителя столь же неожиданна, сколь нечаянна была весть о кончине его предшественника. Вероятно, с этим назначением соединены какие-либо особенные намерения. Но для вас, я думаю, это назначение имеет ту добрую сторону, что вы спокойно можете оставаться до весны в своей квартире 11 . Желательно бы знать, имели ли вы и какие, именно, имели отношения к новому Московскому владыке. Не знаю, известно ли вам, что высокопреосв. Иннокентий в 1858 г. приглашал меня к себе в викарии на Ситху, и, когда я не изъявил на это согласие, он был не совсем доволен моим отказом». На это немедленно ответил мне А. Н., и вот что писал он от 14-го числа: «Благодарю вас за поздравление с новым годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

— С какими сложностями вы столкнулись при подготовке издания? — Алеутский язык. Алеутскую письменность, созданную русским миссионером, после продажи Аляски США перевели на латинскую графику. Надо сказать, что за полуторавековую колонизацию русскими Аляски алеуты стали воспринимать Православие и кириллическую графику как свою национально-религиозную идентичность. Поэтому перевод их в протестантизм провалился, а вот графику волей-неволей пришлось перенять. Свт. Иннокентий как создатель алеутской письменности широко ее использовал, и мы искали того, кто может дать комментарий к сведениями по грамматике. Но людей, знающих алеутский язык, при этом именно нужный нам диалект и именно в кириллической графике, у нас в стране единицы. И с ними рабочие отношения, к сожалению, не сложились. В итоге мы нашли в Канаде человека, потомка русских эмигрантов, который занимается оцифровкой богослужебных текстов на языках североамериканских народов. Он с радостью взял на себя работу по оцифровке и набору всех алеутских и тлинкитских слов и выражений в соответствии с изданием 1840 г. — Были ли забавные моменты при работе над изданием? — Конечно. Было очень забавно, например, наблюдать, как наша редактор напевала разученную песню на алеутском языке во время работы. Она нашла ноты в Интернете к какой-то другой алеутской песне, наложила на них текст старинной песни из книги свт. Иннокентия, и пела. Там еще был такой интересный припев: «Уая, уая…». Она же долго с интересом искала название ягоды, которую свт. Иннокентий описывал так: «Красная ягода, по-алеутски какамадгин (т.е. сухие ягоды), видом похожая на красную смородину, с одною косточкою внутри и с черною шишечкою наверху, от излишнего употребления оной делается головная боль». Нашла — оказалось, что это дерен канадский, потом ботаники это подтвердили. Думаю, мои коллеги не будут со мной спорить, если я скажу, что благодаря этой книге мы стали лучше понимать и больше любить природу. Красоту этих величественных мест мы постарались показать в одной из цветных вкладок. Впереди у нас выход еще четырех томов, работа предстоит большая, но молитвами святителя Иннокентия, я уверена, мы справимся.

http://patriarchia.ru/db/text/2610064.ht...

С тем вместе примите мою благодарность за письмо Ваше, посланное с Лебедевым, который приехал к нам лишь только пред праздником. Завидую Вам. Вы уже много знаете нового из Питера, знаете уже – кто будет викарий Новоархангельский, а я, а я узнаю об этом никак не ранее 22 января или 6 февраля. Некто из моих приятелей из-за границы пишет мне, что там появилась брошюра на русском языке, напечатанная за границею и переведенная уже на главные европейские языки: «О воспитании нашего юношества», и, говорят, написанная очень резко и верно. Я давно думал, что рано-поздно мы дождемся подобной вещи, и вот она явилась и как торжественно!!! Изволили, Ваше Высокопреосвященство, слышать что-нибудь об этой брошюре? С одной стороны желательно, чтобы прочел ее Владыка Московский, дабы уверился, что не один и не двое уже говорят о неудовлетворительности нашего воспитания, а есть и еще кой-кто. Но с другой стороны опасно, как говорит и мой заграничный приятель. Ибо очень рельефно изображено многое. Глубоко сожалею я не о том, что говорят об этом, но в особенности о том, что это будет известно вдруг по всей Европе... Ужели же и после этого ничего у нас не будут предпринимать к улучшению воспитания?... Поручая себя молитвам Вашего Высокопреосвященства, имею честь быть с искренним уважением и сердечною преданностью Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга, Иннокентий, А. Камчатский. Января 8 дня. 1859 г. Якутск Письмо 225 Высокопреосвященнейший Владыко, возлюбленный о Господе брат! Слишком медленно спешат у нас в Питере. Вот уже и вторая половина февраля, а я все еще не имею официальных бумаг о Новоархангельском викарии. А между тем время течет и зимнюю дорогу уносит. А если же мне ждать летнего пути, то я в Иркутск приехать могу никак не ранее первых чисел июля. Следовательно, тогда викарий может не попасть в Ситху сего лета. И посему я, основываясь на письме протоиерея Хитрова, писанного им по поручению графа, решаюсь ехать в Иркутск и взять с собою архимандрита Петра, разумеется, уговорившись с ним на дорогу.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

— Старшая дочь у Вас не спрашивает о причинах этой пандемии? Она – человек пытливый. Сама находит информацию в интернете, если хочет о чем-то узнать. Даже рассказывает нам какие-то детали, о которых мы сами не знали. Конечно, о глубоких духовных причинах происходящего я ей не говорю – рано. Просто объясняю, что если люди без Бога живут, грех в обществе накапливается, а потом таким образом его последствия проявляются. — Власти вам, как многодетной семье, какую-то помощь оказывают? — От Сахалинского волонтерского центра получали продуктовый набор. Сейчас оформляем заявку на помощь детям от Президента. — На что Вы живете? — Я получаю зарплату в храме. У священников на Сахалине зарплаты небольшие – в среднем 15 тысяч рублей. Раньше, конечно, выручали требы. Еще у нас оставались какие-то небольшие сбережения. Из прихожан кто может, жертвует нашей семье, понимая сложность ситуации. Других источников нет. — Как изменилась жизнь Вашей семьи в связи с пандемией? — Если говорить о финансовой стороне, то, конечно, стало сложнее. Помимо расходов на питание мы оплачиваем аренду съемной квартиры. Раньше вшестером жили на 50 тысяч рублей в месяц. Сейчас доход уменьшился, на жизнь остается совсем немного. Но, кардинально ничего не поменялось. Наверно, потому, что мы живем главным. У меня матушка тоже при храме, она певчая. Наши обязанности какими были, такими и остались. Занимаемся духовными вопросами, служением Церкви. — Приходится экономить? — Не могу сказать, что мы голодаем, но уже не можем себе, особенно детям, позволить то, что могли позволить раньше. Живем, как, наверное, очень многие, гораздо скромнее, чем до пандемии. Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского Южно-Сахалинска. Фото: из архива храма святителя Иннокентия, митрополита Московского Южно-Сахалинска — Вы общаетесь с прихожанами по телефону и в мессенджерах. Как они настроены? — В целом, люди поначалу очень остро реагировали на происходящее, а сейчас они гораздо спокойнее переживают ситуацию. Полагаясь на Бога, стараются смотреть на все происходящее с позиции вечности. Не ощущается каких-то крайностей, брожения умов, уныния, царит нормальная, спокойная атмосфера. Это я говорю именно о наших прихожанах. Они, несмотря ни на что, заботятся о главном – о спасении своей души.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/29/cerkov...

Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского Южно-Сахалинска. Фото: из архива храма святителя Иннокентия, митрополита Московского Южно-Сахалинска — Какого возраста ваши учащиеся? — В основном люди пожилые – от 50 лет и старше. Но приходят и люди помоложе 30-40 лет. — Кто сейчас больше приходит в храм? — Пенсионеры. Их всегда было больше, а сейчас, в основном, только они и приходят. Хотя считается, что пожилые люди больше подвержены этой болезни, но, думаю, им просто сложно в одиночку в четырех стенах проживать эту ситуацию. Они тянутся к храму. У прихожан среднего возраста сейчас немало проблем – кто-то из них лишился работы. Есть такие, кто сам не работает, и дети находятся дома, надо думать, как их кормить, чем занять. У нас, конечно, получше ситуация, чем в других регионах, тем более в Москве . Но все равно, многие из тех, у кого есть дети, в храм не ходят, остаются дома, потому что переживают, боясь принести в дом заразу. Пожилые прихожане, находящиеся на самоизоляции, исповедуются и причащаются на дому. В наш храм регулярно поступают просьбы прислать священника для совершения этих Таинств, и я хожу к этим людям. Конечно, они очень нуждаются и в словах поддержки и утешения. Ситуация экстраординарная, многие напуганы. Когда человек не один, есть семья, все переносится гораздо легче. Мы на себе это почувствовали. С одной стороны сложно было, поскольку все дети дома сидят, им это непривычно. С другой стороны появилось больше возможностей для общения. — Вы объясняете своим детям что происходит? — Старшая, в принципе, сама все понимает и нам вопросов не задает. Она заканчивает девятый класс, готовится к экзаменам. А младшим мы с матушкой на их уровне объясняем, что сейчас болезнь распространяется, поэтому в школу пока нельзя ходить, на улицу тоже. Старший сын уже знает, что из-за этого пока нельзя гулять с друзьями, посещать спортивную секцию. Он понимает, что надо быть осторожным: приходишь домой – сразу моешь руки. Он и так это делал, но сейчас особенно следит за собой, осознавая, что это важно, чтобы не заболеть.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/29/cerkov...

За это время и перемен немало. Вот наконец и Пр. Гедеон 306 выплыл. А Пр. Климент в Св. Синоде, в который за последнее время почему-то стали вызывать болящих Архиереев. Вероятно, Пр. Климент уже не возвратится в К-Подольск, и не попроситься ли мне туда? Моё место может занять Пр. Иннокентий. Как Вы здравствуете? Вероятно, в конце Ноября будете в Спб.? Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением и преданностью есмь Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон 27 Окт 1904 Нью-Йорк РГИА.ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 137–138об. 173 Письмо Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 9 Декабря 1904 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Почтительно приветствую Ваше Высокопреосвященство с праздниками Господними и наступающим новолетием. Дай Бог ещё много лет Вам в радости встречать святые дни сии! Читал о вызове Вашем в Св. Синод, но о приезде Вашем в Спб. ещё не дошло известие до нас: по газетам мы живём на 18–20 дней позднее. А я ещё в начале Ноября возвратился восвояси. Рождество буду проводить в Сан-Франциско, а пожалуй даже и Пасху, если запоздают с разрешением нам перенести кафедру в Нью-Йорк. Впрочем, Пасха нынче поздняя, и загадывать так далеко ещё рано. Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением и преданностью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон. 9 Дек. 1904 Сан-Франциско. РГИА, ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915. д. 752, л. 139–139об. Письмо Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 16 Декабря 1904 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! На днях отправил Вам поздравительное письмо, а вчера получил Ваше. Итак, Кам.-Подольск – мимо. Я тяготел к нему потому, что и соседство хорошее, да и епархия бывшая униатская, следоват., отчасти знакомая, а то ведь могут преподнести что-ниб. с раскольниками или магометанами. Владыка Митрополит (к слову, «подвёл» своего младшего соименника, к-рый сообщал мне, что Митрополит «сочувствует» мысли о назначении меня в К. Подольск) ссылается на двухлетний срок; но если бы я держался этого же приёма, то давно должен быть бы уже в России: при назначении моём в Америку говорилось всего о трех годах. Ну, а когда исполнится два года, и не будет совсем свободной кафедры? Или же освободятся места «не столь отдаленные» вроде Архангельска, Красноярска, Тобольска и т.п.? Мне-то все равно («архиерею везде хорошо»?), но прослужить в Америке семь лет и занять первую попавшуюся кафедру, пожалуй, будет обидно за миссию и будет протолковано как «неодобрение политики». Сего там не хотят уразуметь. А К. П. заводит старую песню о «трудности заместить». Но теперь есть Пр. Иннокентий, который уже сам себе выищет викария Аляскинского

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

—138— такое повышение за гонение, а только удаление из столицы и холодный климат епархии могли быть для него тягостны; но митрополиту было особенно больно то, что в первый раз, без избрания Синодального, назначался епископ вопреки церковного порядка; – он заметил об этом князю, в присутствии Синода, и сказал: «что на этот раз можно оправдать это тем, что архимандрит Иннокентий был уже, представляем однажды от Синода, в числе кандидатов на архиерейскую кафедру». Он просил, однако перевести его в епархии, более благоприятную по климату, и это было исполнено: Иннокентий был назначен в Пензу. Однако, мне кажется, и ему внушили некоторое чувство недоверчивости ко мне, потому что в тех его письмах, которые мне показывала покойная княгиня, еще в нынешнем году, он писал к ней обо мне: «преосвященный Филарет говорит, будто я пал духом; – но знает ли, что я никогда не возвышался духом»? «Теперь судите сами степень моей вины, и справедливы ли те нарекания, какие вы слышали»? С таким смирением заключил он начатую им беседу, и я встал из-за его дружелюбной трапезы, еще с большим к нему уважением если только это было возможно. «Этот случай, из первых годов политической и церковной жизни будущего святителя Московского, может служить свидетельством, как несправедливо падали на него такого рода обвинения». 1560 Нам остается прибавить еще очень немногое при рассмотрении вопроса об отношении митрополита Филарета к Иннокентию в простом, но запутанном человеческою суетою, случае. В числе самых видных писателей XIX века мы встречаем ревностных защитников чести Филарета от обвинений в предательстве им своего академического коллеги. Известный церковный историк, Филарет, архиеписк. Черниговский, ознакомившись с рукописным оригиналом жития Фотия Юрьевского, в кото- —139— ром заключалась вышеприведенная его клевета на святителя Московского, писал, что «подозрение, падающее на этого последнего, несправедливо». «По отзыву Филарета Московского , заявляет историк, высказанному мне случайно, он напротив предостерегал и уговаривал блаженного Иннокентия не одобрять книги (Станевича), которая действительно при своем добром намерению написана была плохо, не отчетливо, бездоказательно, бессвязно».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010