Наша встреча в Японии проходит в год 220-летия со дня рождения верного сына Русской Православной Церкви, выдающегося миссионера, прозванного за свои миссионерские труды апостолом Сибири и Америки, святителя Иннокентия Московского. Именно святитель Иннокентий, имея за плечами уже 40-летний опыт апостольского служения, сумел показать совсем еще юному 24-летнему иеромонаху Николаю (Касаткину), в каком направлении прилагать усилия, на чем сосредоточить свои труды, чтобы избранное им служение японскому народу дало положительные результаты. Святитель Иннокентий начал свой миссионерский путь в 1823 году. Будучи еще женатым священником Иоанном Вениаминовым, он единственный не побоялся трудностей и вместе с семьей отправился на далекий североамериканский континент для просвещения местных жителей. И Господь наградил его не только семью детьми по плоти, но и десятками тысяч духовных детей, просвещенных им светом Христовой веры. Проповедуя среди малых народов Евангелие, он одновременно изучал их язык и культуру, быт и нравы, их религиозные воззрения. Так, он создал на основе кириллицы алеутский алфавит, составил и опубликовал первый алеутский букварь, сформулировал основы грамматики этого языка, а также перевел на него Евангелие, катехизис и наиболее употребительные молитвы и церковные песнопения. После смерти супруги протоиерей Иоанн принял в 1840 году монашеский постриг с именем Иннокентий и епископский сан, продолжая служить делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края. Без малого полвека отдал святитель Иннокентий апостольскому подвигу в суровых условиях Севера, сопряженному с большими опасностями для жизни». Митрополит Иларион отметил верность святителя Иннокентия миссионерскому призванию до конца жизни: «Ему было за 70 лет, когда он был переведен на Московскую кафедру, но и там он не оставил своей заботы о миссии... Благодаря поддержке и попечению святителя была учреждена в 1870 году и Японская православная духовная миссия во главе с архимандритом Николаем (Касаткиным), будущим равноапостольным святителем. В том же году по ходатайству митрополита Иннокентия открыты Якутская и Вилюйская, Алеутская и Аляскинская епархии. Святитель Иннокентий понимал всю необходимость епископского служения для новых миссионерских территорий, на которых воздвизается незримое здание Христовой Церкви, а потому ратовал и за создание отдельной Японской кафедры и о назначении туда епископом архимандрита Николая (Касаткина), но не дожил всего несколько месяцев до этого момента, скончавшись в 1879 году».

http://mospat.ru/ru/news/48047/

Поприще его многотрудной деятельности не ограничилось русской Америкой; он простер свой жезл даже и на Азиатский материк, именно на Якутскую область, которая жалчайшим состоянием своим обратила на себя его внимание, и через некоторое время была присоединена к его епархии. На новом месте служения, став митрополитом Московским, святитель был по-прежнему неутомим. Близко вникал в нужды духовенства, устроил огромную Островскую богадельню для вдов и сирот, основал Православное Миссионерское общество, оставил после себя много научных трудов. От природы митрополит Иннокентий имел крепкое и плотное телосложение, высокий рост, и даже в преклонном возрасте, украшенный сединами, все еще был бодр, жив, весел, добр, ласков, прост, но в то же время и сильно строг. Неутомимо деятелен и чрезвычайно опытен по жизни и духу. Одним словом – святитель. Его называли – апостол Америки. 6 октября 1977 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви (в ответ на просьбу Священного Синода Православной Церкви в Америке от 8 мая 1974 года) митрополит Иннокентий, святитель Московский и апостол Америки и Сибири, был причислен к лику святых. Труды: Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского(1828–1878 гг.): в 3 т., собраны И. Барсуковым – СПб., 1897–1901. Творения Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского: в 3 т., собраны И. Барсуковым. – М., 1886–1888. Слово при вступлении в управление Московской паствой 26/V 1868 г.//Православное обозрение. – 1868, май. – С. 153–154. Указание пути в Царствие Небесное. – СПб., 1841; М., 1871, см. также//Известия по Казанской епархии. – 1882, 7. – С. 151; – 1886, 7. – С. 180; – 1893. – С. 18. Литература: Барсуков И. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. – М., 1883. Смирнов П. А., протоиерей. Сочинения: в 5 т. – СПб., 1896–1906, т. 2. Фиалкин В. Московский период миссионерской деятельности высокопреосвященного Иннокентия Вениаминова //Странник. – СПб., 1891, 1 и 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1997 году начались работы по возведению храма по проекту архитекторов А. В. Бормотова и В. И. Якубени, в основу которого были положены чертежи церкви Святой Троицы в усадьбе Ершово Звенигородского уезда (арх. А.Г. Григорьев). Согласно проекту, предполагалось возведение верхнего более вместительного и нижнего храмов. В ноябре 2000 года храм свт. Иннокентия, митрополита Московского стал приписным к храму свт. Николая у Соломенной сторожки. С этого времени настоятелем храма был иерей Михаил Михайлов. На территории храма был воздвигнут памятный крест в память о погибших воинах в Афганистане и Чечне, живших на севере Москвы. На постаменте креста размещены таблички с их именами. 31 октября 2004 года был совершен первый молебен в самом храме, а как только в храме были установлены окна и двери, настоятель храма благословил продолжить регулярное служение молебнов по воскресным и праздничным дням.  15 сентября 2006 года  было совершено малое освящение храма. 15 сентября 2006  были привезены и установлены на временной звоннице четыре колокола, заказанные на пожертвования прихожан. 18 февраля 2007 года состоялось первое занятие воскресной школы храма свт. Иннокентия. 21 июля 2007 года в дар храму из Америки потомками святителя Иннокентия Московского была передана икона с частицей мощей святого. 6 октября 2008 года, в день престольного праздника, в храме впервые состоялось архиерейское богослужение. Божественную литургию, молебен и крестный ход возглавил архиепископ Истринский Арсений. 2011 год ознаменовался для храма началом масштабных ремонтных работ и работ по благоукрашению храма. Осенью 2012 года в храме были положены мраморные полы. 18 марта 2012 года при храме состоялось первое заседание молодежного клуба. С 1 апреля 2012 года проходят еженедельные встречи по воскресеньям после поздней Литургии. Основные цели и задачи клуба — христианское просвещение молодежи, объединение ее через вовлечение в активное участие в общественной и церковной жизни. 4 июля 2012 года начал работу кружок «Евангельские беседы», на котором в неформальной и доверительной обстановке проводится совместное чтение и последующее обсуждение отрывков из Евангелия.

http://patriarchia.ru/db/text/5269294.ht...

15 февраля 1868 года жители Благовещенска со слезами провожали любимого архипастыря, с которым расставались теперь навсегда. В последний раз предпринимал преосвященный Иннокентий далекое путешествие и проезжал через города и селения дорогой его сердцу страны, в которой он родился, воспитывался, учился и которой посвятил свои лучшие годы и силы. В последний раз посетил он обитель того Святителя, предстательство молитв которого постоянно помогало ему во всех путях его жизни, и имя которого он носил; в последний раз заехал в родное село Ангинское и поклонился праху близких своему сердцу... В каждом городе, лежащем на пути, его ожидала торжественная встреча, теплое прочувствованное слово. Таким образом, напутствуемый благословениями и добрыми пожеланиями, преосвященный Иннокентий благополучно совершил далекое и трудное путешествие, и 25 мая 1868 года прибыл в Москву. В прекрасный майский день, при колокольном звоне и большом стечении столичного духовенства и народа, Москва радостно встречала своего маститого митрополита, который пленил всех своею приветливостью; он казался как бы патриархом среди своей многочисленной семьи московских священнослужителей, начиная с высших и кончая низшими. 26 мая высокопреосвященный Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, совершал свое вступление в большой Успенский собор. Торжественное шествие началось из Казанского собора, при вступлении в который, владыка был приветствован речами. По выслушании этих речей, он облачился и, предшествуемый крестным ходом, направился по Красной площади, чрез Спасские ворота в Успенский собор, куда вступил западными вратами. Приложившись к Св. мощам и иконам, он взошел на амвон и, восприяв посох, произнес: «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа! Так обыкновенно апостолы, по заповеди Господней, приветствовали церкви, а по примеру их – пастыри церквей приветствовали свои паствы, вступая с ними в духовное общение. По тому же закону и я, недостойнейший преемник их, дерзаю тем же словом приветствовать вас, братие, а отныне возлюбленные о Господе братие, и чада, вступая в общение с вами. Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Отдельным и важнейшим направлением церковно научных изысканий архимандрита Иннокентия стали жизнь и пастырское служение святителя Иннокентий (Вениаминова . 1797–1879), митрополита Московского и Коломенского, чье имя Анатолий Иванович Просвирнин принял в монашеском постриге 8 . Его стараниями, в частности, был опубликован посвященный святителю труд Владимира Фиалкина 9 , текст «Беседы высокопреосвященного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского», «Указание пути в Царствие Небесное» 10 ; в год 100 летия со дня преставления святителя Иннокентия (1979) архимандрит Иннокентий выступил на юбилейной конференции с докладом «Пастырей путевождь» 11 . Своего рода выполнением святительского завета стало создание опять же по инициативе архимандрита Иннокентия Музея Библии и Международного Волоколамского краеведческого общества на базе Иосифо-Волоколамского монастыря… Архимандрит Иннокентий часто повторял: «Я – лопата в руках Божиих. Все, что я делаю – только с помощью Божией». Как это созвучно словам святителя Иннокентия (Вениаминова) в день его вступления на Московскую кафедру: «Пусть будет со мною, что угодно Господу. Твой есть аз, Твой и хочу быть всегда и везде; твори со мною, что Тебе угодно и в сей жизни, и в будущей; да буду я и здесь простое орудие в руках Твоих» 12 . Ниже впервые публикуется извлеченная из архива НИОР РГБ. (Ф. 862. К. 15. Ед. хр. 23) работа архимандрита Иннокентия (Просвирнина) об архиепископе Димитрии (Самбикине) . Обладая светлым и проникновенным даром слова, глубокой и разносторонней научной эрудицией, неиссякаемой интеллектуальной энергией, феноменальной памятью, архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий, в миру Димитрий Иванович Самбикин, за сорок лет педагогической, науч­но исследовательской и архипастырской деятельности снискал такую любовь своих современников – собратий по сану, клира, паствы, богословов Русской Церкви, что каждому обращению к его трудам и дням непременно сопутствует выразительный эпитет. Их много: великий из новейших отцов Церкви, славный и великий во священноиерархах Православной Русской Церкви, звезда первой величины, истинный муж совета и разума, муж великого ума, мощная духовная сила, незыблемый столп исконно русских православных начал, новый Божий человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В то время, когда Вы подвизались в Тюменской области, Ваш духовный отец создавал под Биробиджаном новый приход – во имя святителя Иннокентия Московского, купив для этой цели в селе Раздольном дачный участок с домиком. Вы вернулись в родные края, чтобы помогать батюшке? В 2005 году я действительно вернулась не к себе домой, не в Биробиджан, а с двумя бывшими прихожанками церкви святого апостола Иакова, поселилась в строительном вагончике-бытовке при новом приходе в Раздольном. Требовалось постоянно находиться при храме, заботиться о нем. Отец Иоанн (в то время еще отец Димитрий) благословил меня не сворачивать с избранного пути и по мере сил стараться жить монашеской жизнью. Являясь на сегодняшний день главным храмом монастыря, деревянный храм святителя Иннокентия Московского был переоборудован из жилого домика предпринимателем Вячеславом Владимировичем Давидовичем, который жил в Биробиджане и занимался выпечкой хлеба. В его семье случилось несчастье: сын попал в реанимацию. Вячеслав Владимирович приехал к нам на приход и попросил молитв о тяжко болящем сыне. Предприниматель пообещал Богу, что если Господь услышит молитвы – его и прихожан, то он здесь построит храм. Мальчик милостью Божией выздоровел, Вячеслав Владимирович исполнил свой обет. Теперь эта семья живет на Кубани – сын нашего благодетеля женат, имеет двоих детей. С полным правом можно сказать, что монастырь вырос из прихода святителя Иннокентия Московского. В свое время правящему архиерею владыке Иосифу (ныне митрополит Улан-Удэнский и Бурятский) нами было предложено преобразовать приход в женский монастырь. Владыка Иосиф эту идею поддержал и направил прошение в Священный Синод Русской Православной Церкви. И вот Постановлением Священного Синода от 21 августа 2007 года монастырь в Раздольном был открыт. Меня назначили его настоятельницей с возложением наперстного креста – по должности. До этого нас, трех сотрудниц прихода, живших при храме в том небольшом вагончике, куда после служб набивались прихожане, чтобы в ненастье или в стужу погреться, владыка постриг в иночество. Затем – через пять месяцев – в монашество.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/14/noveis...

Например, в отделе рукописей Российской национальной библиотеки г. Санкт-Петербурга И. А. Курляндский изучил фонд свт. Иннокентия и другие личные фонды из его окружения (П. Н. Батюшкова, Ф. П. Литке, А. С. Норова и др.). Из подобранных документов, например, интересно письмо министру народного просвещения А. С. Норову с мыслями и предложениями по поводу проекта создания университета в Сибири. В Российском государственном историческом архиве изучены фонды Святейшего Синода,  обер-прокурора Святейшего Синода, другие личные фонды. Новые материалы подробнее раскрывают миссионерскую деятельность святителя — его заботы об устройстве духовных миссий, об управлении епархиями и т. д. Очень важна также выявленная в фонде К. С. Сербиновича (а это был член комиссии " прошений, на высочайшее имя подаваемых " ) обширная записка святителя " О воспитании духовного юношества " . Этот материал вошел в третий том, тираж которого мы получили на днях. Особая часть документов касается исполнения им обязанностей председателя Православного миссионерского общества в Москве с 1870 г. В московских архивах изучены личные фонды викарного епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова), ректора Московской духовной академии А. В. Горского, митрополита Филарета (Дроздова), писателя А. Н. Муравьева и других. В новое собрание сочинений войдут десятки неопубликованных ранее писем и записок о разных сторонах управления Московской епархией, об отношении митрополита Иннокентия к вопросам церковных реформ, производимых правительством Александра II. Несомненный интерес представляют его " Мысли о церковном суде " (1874 г.), письмо с критикой синодальных порядков епископу Герасиму (Добросердову), сохранившееся в фонде цензора Московского почтамта Байдукова, и т. д. Я перечислила только небольшую часть архивов и найденных материалов, полный их перечень гораздо шире. В настоящее время И. А. Курляндский работает над расшифровкой материалов, полученных нами из Библиотеки Конгресса США (архив Русской Америки) и Центрального архива ФСБ, в котором хранятся следственные дела репрессированных потомков святителя.

http://e-vestnik.ru/interviews/novoe_sob...

За образец он взял «Месяцеслов святых, всей Русской Церковью или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией матери и святых угодников божиих в нашем отечестве» (Тамбов, 1878–1883) архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Самбикина) . По инициативе отца Иннокентия в Минеи были вновь включены многие службы русским святым. Вся многотрудная работа над этими службами выполнялась им самим 4 . Кроме того, он был разработчиком проектов таких изданий, как «Миссионерское служение Русской Православной Церкви» и «Сибирский церковный вестник» (к сожалению, оба проекта не удалось воплотить в жизнь), инициировал работу группы ученых архивистов над многотомной серией «История Русской Православной Церкви в документах архивов России (аннотированный справочник указатель)» (М., 1993), в предисловии к которой отмечал: «Душа города, деревни – храм, центр края – монастырь, и это определило принцип построения Справочника указателя. В нем наглядно воплотилась мысль о том, что устройство Русской Церкви шло рука об руку с устройством государства. Россия была сильна верой и сознанием важности обоюдных интересов Церкви и государства. Как писал И.В. Киреевский, «при помощи русских монас­тырей выковывалась государственность русского народа, при помощи их сложилось Русское Царство и выработались разные стороны нашего быта». Не уставая повторять, что «история Церкви – это история ее святых» 5 , архимандрит Иннокентий на протяжении тридцати лет, занимаясь в библиотеках, музеях, архивах, составлял картотеку русских святых (более 4000 карточек) 6 , одновременно публикуя на страницах «ЖМП» агиографические статьи о мученике Трифоне, о равноапостольной Великой княгине Ольге, о святом благоверном Великом князе Московском Данииле, о святителе Петре, митрополите Киевском, о преподобных Сергии Радонежском, Савве Звенигородском, Ферапонте Белозерском (Можайском), Александре Свирском , блаженном Василии, Христа ради юродивом, Московском чудотворце. Как уроженец Сибири отец Иннокентий в своих трудах часто обращался к духовной истории этого края земли Русской (работы, посвященные святителю Иоан­ну, митрополиту Тобольскому, Софронию, епископу Иркутскому, истории сибирского книгопечатания, церковному краеведению, взаимодействию культур на Севере, проблеме использования «духовного потенциала отечественной истории в решении современных проблем сохранения заповедных территорий» 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В мае 1796 года Святейший Синод, принимая во внимание всю важность американской миссии, определил архимандриту Иоасафу быть епископом Кадьякским, викарием Иркутской епархии. 10 апреля 1799 года в Иркутске состоялась его хиротония. Но увидеть снова свою паству ему не довелось — корабль «Феникс», на котором возвращались в Кадьяк новохиротонисанный епископ Кадьякский и его спутники, затонул недалеко от американских берегов. Отношения между миссионерами и администрацией Российско-Американской промысловой компании складывались неблагоприятно, и в 1811 году Святейший Синод вынужден был закрыть Американскую епископскую кафедру и все дела миссии передать Иркутской епархии. В 1824 году на о. Уналашку прибыл священник Иоанн Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коломенский Иннокентий, прославленный в святительском сане), который с полным правом именуется апостолом «Русской Америки». Это был не только ревностный миссионер, но и выдающийся этнограф и лингвист. Чтобы обеспечить успех христианской проповеди среди алеутов, отец Иоанн изучил алеутский язык, перевел на него Священное Писание и богослужебные книги. Он несколько раз посетил американский материк, где крестил многих туземцев. На Уналашке отец Иоанн открыл школу для мальчиков, в которой сам же и преподавал. В 1840 году была восстановлена епископская кафедра в Америке — в г. Новоархангельске, административном центре русских владений, и отец Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. В 1867 году Аляска была продана царским правительством Соединенным Штатам Америки. Святитель Иннокентий настоял на включении в договор о продаже пункта, по которому все храмы и земельные участки, принадлежавшие Русской Православной Церкви в Америке, должны были оставаться собственностью Русской Церкви, за которой обеспечивалась полная свобода деятельности. Но после 1867 года прежних, сравнительно благоприятных, условий для миссионерской работы уже не было. Своими распоряжениями американская администрация часто нарушала интересы православного русского духовенства и православных жителей. Тем не менее русские миссионеры не останавливались перед возникавшими трудностями и с апостольской ревностью служили делу спасения туземного населения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209056...

Высокое назначение в сане епископа не угасило его прежней апостольской ревности. Наоборот, он видел в нем, прежде всего увеличение своих обязанностей и забот об устроении церковной жизни на огромной территории Камчатской епархии, которая соединяла два континента и включала в себя Камчатку, Аляску, Алеутские и Курильские острова и побережье Охотского моря (позже к ней были присоединены отчисленные от Иркутской епархии Удский край, пограничный с Китаем, и Якутская область, а затем и отошедшие к России по Айгунскому договору Амурская область и Уссурийский край). Считая, как он сам писал, главной целью учреждения епархии просвещение местного населения, свт. Иннокентий сразу же приступил к устройству миссии среди языческих племен и народов. Один за другим он создавал миссионерские центры, направляя в них постоянных священников. В 1842 г. он основал миссионерский центр в русском поселении Ново-Александровск на реке Нушегак (ныне Диллингам) на Аляске, где первым священником был Илия Петелин, зять свт. Иннокентия. В следующем 1843 г., совершая поездку по Сибири, он направляет священника Романа Верещагина на реку Анадырь для миссионерской работы среди чукчей. В 1844 г. он назначает иерея Иакова Нецветова миссионером в глубину материковой Аляски для открытия Квихпакской миссии с центром в туземном селении Икогмют на реке Юкон, границы которой простирались до берегов Северного Ледовитого океана. В 1845 г. была восстановлена миссия на полуострове Кенай в Америке, и для служения там определен иеромонах Николай. Об успешной деятельности образованных им миссий свт. Иннокентий сообщает в своем письме свт. Филарету от 22 июля 1847 г.: «Посильные действия и труды наших миссионеров Господь благословляет видимыми успехами. В 1845 г. и половине 1846 г. окрещены тысяча человек. В том числе более ста чукоч азиатских (в Анадырске). Самое большое число обращено в Квихпакской миссии (298 душ) и осталось много оглашенных». Продолжая дело миссии, свт. Иннокентий и в последующие годы посылал священников с благовестием Слова Божия в районы с языческим населением. И для тех туземцев, которые проявляли интерес к проповеди и сами изъявляли желание принять святое Крещение, он назначал постоянную миссию.

http://patriarchia.ru/db/text/53327.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010