—71— в Благовещенск после кораблекрушения, в результате которого многие из пассажиров погибли, а он остался жив и невредим. В 1865 году Архиепископ Иннокентий был назначен членом Святейшего Синода, а 5 января 1868 года император назначил Вениаминова на Московскую кафедру, которая считалась первенствующей в Русской Православной Церкви и задавала тон в делах церковного управления. Митрополит Иннокентий скончался 31 марта 1879 года и похоронен в Троице-Сергиевой Лавре рядом с его другом и предшественником митрополитом Филаретом. В 1849 году петербургский геолог Константин Гревингк назвал в честь Вениаминова вулкан на Аляскинском полуострове, а в 1979 году, в столетие со дня смерти, Св. Иннокентий, митрополит Московский, был канонизирован как святой Русской Православной Церкви 87 . Труды Святителя давно признаны и широко используются в качестве ценного источника по этнической истории туземного населения Русской Америки 88 , однако его работы до сих пор явно недостаточно изучены историками географии, в связи с чем остановимся на этой стороне его творчества несколько подробнее. Наиболее детальные естественнонаучные данные по российским американским владениям приведены в основном труде И. Вениаминова Записки об островах Уналашского отдела. Приводя и анализируя эти данные, ученый-миссионер широко использовал как разработки естествоиспытателей, проводивших исследования в Русской Америке (геолога Постельса, ботаников Мортенса, Кастальского и Шамиссо, мореплавателей Литке, Воронковского и др.), так собственные наблюдения и накопленные туземцами сведения о среде их обитания. Сам он весьма скромно оценивал свой труд, говоря, что его записки, хотя по возможности полны и сколько возможно везде верны, но суть ничто иное или не более как материал или материалы, расположенные по сортам почти без всякой обделки, из коих некоторые, как, например, топографическое описание каждого острова порознь – совсем не нужны для обыкновенного чита- —72— теля 89 . Следует, однако, заметить, что именно эти топографические описания, по существу, впервые дали комплексную характеристику природы российских американских владений в границах существовавшего тогда официального административного подразделения колоний на пять главных частей или отделов: Ситхинский, Кадьякский, Уналашкинский, Атхинский и Северный 90 . Наиболее детально исследованный Вениаминовым Уналашкинский отдел занимал все острова и часть Американского материка, находившиеся между 53 и 59 градусами северной широты и 158–170 градусами западной долготы от Гринвичского меридиана, т.е. от острова Амухты до половины полуострова Аляска и острова Прибылова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слава и благодарение Господу Богу! Честь и слава, и спасение тем, кого Господь избрал быть орудием и споспешником этого дела. Конец второй книги. 115 О состоянии Камчатской епархии было представлено Архиепископом Иннокентием в Св. Синод следующее донесение от 8 января 1859 г. из г. Якутска: При сем честь имею представить Святейшему Правительствующему Синоду отчет (15) о состоянии Камчатской епархии за 1857 и 1858 годы. Причина же, почему мной не было представлено особого отчета за 1857 год, та, что я в начале минувшего 1858 года, находясь в С.-Петербурге, имел при себе весьма немногие сведения о состоянии только некоторых церквей, и потому не мог представить надлежащего отчета. В Якутске же прибыл только 2 сентября, т.е. тогда, когда уже наступило время помышлять об отчете за истекающий год. И притом донесение из Америки и сведения за 1857 и даже за 1856 год мной получены только в ноябре 1858 года. (Дело Архива Св. Синода 1859 г. Ив. Б. 116 Относительно назначения Викария в Новоархангельск писаной мной г. Обер-Прокурору от 17 сентября. Прим. Автора. 117 Ныне Преосвященный Дионисий Епископ Уфимский и Мензелинский, автор грамматики Якутского языка, составленной для руководства при обучении Якутов грамоте. В 1857 году он был командирован Преосвященным Иннокентием, как знаток Якутского языка, в Петербург и Москву для редакции печатаемых на Якутском языке священно-церковных книг. Ив. Б. 118 Кроме одного священника, бывшего в Тигиле, который своевольно истратил на свои надобности деньги, оставшиеся от некомплекта причта. Производится взыскание. Прим. Автора. 119 Куда он был вызван для присутствия в Святейшем Синоде. См. книгу «Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский». Стр. 413–421. Ив. Б. 1 Записка эта была первоначально представлена Высокопреосвященным Иннокентием (тогда еще в сане священника) в 1839 году, т. е. в тод первого его приезда в С.-Петербург с острова Ситхи, Обер-Прокурору Св. Синода графу Н. А. Протасову в рукописи; а затем в 1840 году была напечатана в Журн. Мин., Народн, Просвящ. (т. XXVI. и обратила на себя внимание ученого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Теперь же, в восьмой раз, в этом одном из глубочайших ущелий Камчатки как сейчас вижу епископа Иннокентия в темную зимнюю ночь, сидящего в одеянии из оленьих кож на камне, освещаемого заревом, отражающимся на вершинах гор, окружающих пропасть, среди добродушных детей природы камчадалов, грызущих юколу (сушёно-вяленая рыба. — Ред.), и между не одною сотнею маленьких ездовых животных, свернувшихся в клубки и крепко уснувших от утомления. Закусив, камчадалы подремали, собаки отдохнули и тоже съели по юколе, и за полночь потянулись мы из ущелья, которое сжимает едущих на несколько верст». Вскоре путешественники расстались. Святитель двинулся по берегу Берингова пролива на север, а Громов — в Петропавловский порт, на юг: «На одном переезде застигла пурга, которая, можно сказать, смешивает небо с землею, не дозволяя видеть впереди себя предмет на пол-аршина. К счастью, мы наехали на одну землянку, каковые на подобные случаи на обширных тундрах по местам приготовлены для бедствующих. Вползши в это подземелье и осветив его, на доске, поддерживающей потолок, прочитал я следующую вырезанную ножом надпись: “Здесь сутки спасался епископ Иннокентий со своею свитой от пурги”». Экипажи для езды на собаках Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты. Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)  СЫГРАТЬ ! Святитель Иннокентий: «Повозочку, в которой я ехал, очень можно назвать гробом, только внутри она обита медвежатиной». Повозка, привязанная к собачьей упряжке, по форме узкая, длинная и действительно напоминает гроб. «Но благословен Господь, хранящий меня во всех путях моих! И я всецело благодарен Ему за жребий свой…» Из письма святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского А.Н. Муравьёву, Письма. Том I. 1828–1855 Протоиерей Прокопий Громов: «В нашем поезде было 12 повозочек, в которых помещались: преосвященный, я, взятый из Большерецка священник, иеродиакон, иподиаконы, келейники и певчие; да для клади 4 нарты. Полагая для 16 экипажей, средним числом, по 15 собак для каждого, для всей кавалькады требовалось около 300 собак. У моей повозочки привязан был колокольчик, с тою целью, чтоб в случае надобности во мне, преосвященному удобнее было отыскать меня среди тянувшихся гусем, на протяжении 200 саженей, повозочек».

http://foma.ru/nartyi-dlya-apostola.html

1. Медалью святителя Макария, митрополита Московского, награждаются церковные и светские деятели за личный научный и организационный вклад в развитие церковной науки и духовного просвещения. 2. Медаль имеет две степени, при награждении вручаются медаль и грамота. 3. Медаль носится на левой стороне груди и при наличии других медалей Русской Православной Церкви располагается вслед за медалью святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Описание медали святителя Макария, митрополита Московского. I степень. Медаль имеет форму позолоченного равноконечного креста с расширяющимися концами, стилизованными в виде свитков. На лицевой стороне медали в центре – круглый медальон с погрудным образом святителя Московского Макария. Лик святителя обращен к небу. Правая рука святителя – благословляющая, в левой руке – развернутая хартия. Над главой – имя святого, выполненное стилизованными буквами. Вокруг медальона на пояске, покрытом темно-синей эмалью, с выпуклой позолоченной окантовкой – девиз: ЗА ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ. Надпись разделена двумя полосками, окрашенными красной эмалью, между которыми размещена орнаментальная вставка в виде восьмиконечной звезды. Буквы девиза и орнамент выпуклые. В случае особо торжественного или юбилейного вручения награды на оборотной стороне медали штампуется памятный логотип. Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с колодкой прямоугольной формы со скругленными краями. На колодке укреплена шелковая лента белого цвета с широкой золотистой полосой посредине и двумя красными узкими полосками вдоль краев. Материалы: латунь с позолотой, холодная эмаль, шелковая лента. Размеры медали: 40х40 мм. Крепление: на оборотной стороне колодки – булавка. II степень. Медаль II степени аналогична медали I степени, но изготавливается из латуни с серебрением. Материалы: латунь с серебрением, холодная эмаль, шелковая лента. Размеры медали: 40х40 мм. Крепление: на оборотной стороне колодки – булавка. МЕДАЛЬ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ, ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ МОСКОВСКОЙ

http://religare.ru/2_97142.html

Почтеннейшей сестрице, Елене Феодоровне, и возлюбленному сыну её, Ивану Никитичу, посоветуйте моим именем, чтобы они оставили дрязги и ссоры с его женою и примирились. Если она в чем провинилась, пусть простят её, и им Господь Бог простит прегрешения их. И что будет по сему, прошу уведомить меня поскорее. Павел Прохорович приехал с товарищем-иеромонахом. Ваш покорный слуга, брат Ваш Дионисий. Посылаю новый портрет, гораздо более похожий. Обнимаю и целую всех в уста и в очи, паче же любезнейшую сестрицу, Александру Стефановну. Божие благословение да будет со всеми Вами. Аминь. Р. S. За лучшее считаю посоветовать будущим г.г. с просьбою обратиться к преосвященному Вениамину, величая его Камчатским и Амурским. Я ему сейчас закончил письмо, в котором объяснял, что ему будет подано прошение одно или два из Рязани с таким титулом. Это, между прочим, послужит указанием, что в этих прошениях те самые люди, о которых я ему писал. В таком случае к преосвященному Митрополиту можно уже и не обращаться. Еще. Любезнейший братец! Позвольте еще сказать слова два. Вам уже известно, что хиротония архиерейская совершена над моим недостоинством 9 февраля, на память святителя Иннокентия, 1-го епископа Иркутского. В Иркутске, при нетленных мощах сего Святителя, я удостоился совершить Божественную литургию преждеосвященных даров в 28 февраля, где настоятель и братия дали мне в благословение икону сего угодника, которую я сегодня отправил в Москву для сделания серебряной ризы и велел оную икону отправить к Вам. Прошу принять оную от меня в благословение, в лице Святителя Иннокентия. По получении, прошу уведомить. Искренно Вас любящий Дионисий. 18 мая 1868 г. Если Бог благополучно устроит судьбу детей Ваших, то хорошо бы было выехать им из дома в декабре или в январе в 1-х числах. Тогда они свободно добрались бы до Якутска зимним путем. В Москве могут они найти моего знакомого купца московского, Гаврилу Матвеевича Корнилова, который торгует в серебряном ряду и может указать им иркутского купца Константина Васильевича Ончукова, который живет в Москве и в январе 69 года отправится из Москвы в Якутск. Они могут воспользоваться его советами, а может быть, он и сам с ними поедет. Дионисий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10 Сборник мыслей и изречений митрополита Московского Филарета, извлеченных из переписки его с разными лицами. М. 1897. С.26. 11 Письма митрополита Московского Филарета к викарию московской епархии, епископу Дмитровскому Иннокентию (1827–1831).//Прибавления. М. 1872. Ч.25. Кн.1. С.48. 15 Письма Московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843–1867. М. 1883. С.17. 16 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.2. С.126. 18 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.4. С.141. 23 Резолюции московского митрополита Филарета.//Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских. М. 1877. Кн.2. С.42. 24 Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения, по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1882) Филарета, митрополита Московского. В 2 т. М. 1883. Т.1. С.339 и далее; 679 и далее. 25 Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. М. 1868. С.145. 27 Письма митрополита Московского Филарета к викарию московской епархии, епископу Дмитровскому Иннокентию.//Прибавления. М. 1872. Ч.24. Кн.3. С.481. 28 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. М. 1877. Ч.1.С.116. 38 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.3. С.268. 42 Письма митрополита Московского Филарета (в мире Василия Михайловича Дроздова) к родным. С.90. 43 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.1. С.38. 45 Письма митрополита Московского Филарета к викарию московской епархии епископу Дмитровскому Иннокентию.//Прибавления. Ч.24. Кн.3. С.484. Того же епископа Иннокентия митрополит Филарет просил писать ему письма запросто, без «обрядовых строк», т.е. без предваряющих титулований и заключительных выражений почитания (Там же. Ч.25. Кн.1. С.20).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

С глубочайшим уважением и совершенною преданностью честь имею быть Вашего Сиятельства покорнейшим слугою Иннокентий, Архиепископ Камчатский. Сентября 26 дня 1853 г. Якутск. Письмо 134 Милостивый Государь, Андрей Николаевич! Приношу Вам искреннейшую благодарность за письмо Ваше от 10 мая 1853 г., а паче за Ваше расположение ко мне недостойному. Теперь я нахожусь в Якутске, где намерен пробыть не менее двух лет сряду. В Якутск я приехал 11 сентября; 27 вступил в служебное общение с Якутскою паствою. Спешу поделиться с Вами моею радостью, потому что Вы подали мне мысль начать это дело. Книги священные и церковные, которые я предполагал прошедшего года перевести на якутский язык, почти уже все переведены и поступили на рассмотрение. Слава Богу! Я ныне же пишу в Святейший Синод и прошу разрешения: продолжать-ли работу переводов, ибо если не дозволено будете употреблять якутские переводы в церквах, то нет надобности много спешить и продолжать работу. Помогите, Бога ради, нам в этом деле Вашим влиянием и советами, и чтобы это дело решено было как можно скорее. Более писать теперь еще ничего не имею, ибо за дела еще не принимался за неполучением Якутским Духовным Правлением официального предписания относиться впредь ко мне. Вероятно, на будущей почте (около 16 числа) получится. Прощайте, не забывайте меня в Ваших молитвах. С искреннею любовью и преданностью честь имею быть Ваш покорнейший слуга Иннокентий, Архиепископ Камчатский. 9 октября 1853. Якутск. Письмо 135 Ваше Высокоблагородие, Возлюбленный мой Бернгард Васильевич! 241 Ну, хорошо, что Вы теперь занимаете такую должность, где Вы можете принести много пользы; а если-бы не это, то я бы, знаете-ли, как Вас назвал. Я ехал из Америки с распростертыми руками, чтобы обнять Вас в Якутске, где Вы обещались (помните, в Аяне!) зарыться в Якутской области для того, чтобы устроить Аянскую дорогу.-Но не тут-то было. Вы удрали из Якутска еще прошедшего лета. Но это бы еще ничего;– но говорят, что Вы пойдете губернаторствовать в Енисейск-значит Якутская область не поживится от Вас ни каплею Вашей деятельности. Следовательно, и я могу быть уже в праве, если не разлюбить Вас это невозможно,-то любить уже по-аптекарски: через час по пилюле. Но шутки в сторону, ужели в самом деле Вы уезжаете в Красноярск? Если это правда, то сделайте милость, сколько только будет зависеть от Вас- постараться о том, чтобы Аянская дорога была тележною. – Подстрекайте г. Соловьева. Он, говорят, хочет завести пароход на Лене, а без Аянокой дороги он будет мало полезен.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Если не получу прямого повеления остаться в Азии, то чрез 5–6 дней отправлюсь в Америку.-Сын мой 215 воротился из Ситхи, слава и благодарение Богу,таким же, каким ушел, только с некоторою опытностью. Теперь пошел он на время на Амур, и, возвратись оттуда, возьмет свою жену и пойдет на постоянное прожитие. Знаю, что и Вы порадуетесь этой моей радости. Жена его та же, что была и при мне, до поездки в Якутск, относительно настроения своей души, но поопытнее. О! мой возлюбленнейший Андрей Николаевич! Я так счастлив, так счастлив ими, что каждый час благодарю моего Господа за них. Примите их в Ваши молитвы, да пребудут они всегда таковыми. А старший мой сын, Иннокентий, догрезил – в ссылке в Томске и в тюрьме на 2 года. Одно меня утешает, как пишет о. Иероним, несчастие его пробудило в нем чувство раскаяния. Если это правда, то слава и благодарение Господу! Прощайте. Да воздаст Вам Господь за любовь Вашу ко мне! Примите уверение, что и я до гроба буду любить и уважать Вас. Ваш усердный слуга, Иннокентий, Архиепископ Камчатский. июля 23 дня 1852. Аянский Порт. Письмо 123 Письмо первое. Господи благослови! Возлюбленный мой о Господе Отец Димитрий! 216 Письмо Ваше (тоже первое) от 11 июня дошло до меня 28 вечером. Благодарю Вас за оное. Перестаньте ожидать с нетерпением-ждите с терпением окончания известного дела. Можно думать, что в С.-Петербурге, узнавши что я ушел в Америку, прямо отложат дело до возвращения моего. Это весьма статочно. Одно, что может подвинут это дело, есть то, что говорить, Киевский Владыка подал на покой, а Иркутская молва садит туда своего Владыку, если это сбудется; то при назначена новаго Архипастыря в Иркутск волею и неволею должны будут сделать по новым предположениям.-Но так как все это основывается на мыльных пузырях, т. е. на молве, следовательно, надобно думать и делать на других основаниях. С нынешнею-же почтою я получил письмо от Петербургского Муравьева 217 – письмо, в коем он, между прочим, дает мне совет- дабы не терялось напрасно время-поручить благонадежному человеку переводы книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Участь Иннокентия Вениаминова в дальнейшем не известна мне; он. кажется, пропал без вести. Впрочем, я думаю, о сем более знает Борис Сергвевич Шереметев, потому что Иннокентий ходил из Знаменского монастыря к Шереметевым, пользуясь их благодеяниями.» Письмо 50 Возлюбленная моя о Господе Авдотья Ивановна! 89 Искренно благодарю Вас за добрую память обо мне! Чему новым доказательством служить письмо Ваше и посылка! Да воздаст Вам Господь Своею милостью. Скажите пожалуста, откуда и с него Вы взяли такую надежду, что мы увидимся! Мне это и в голову не приходить. Да! увидимся, верно увидимся там пред престолом Страшного Судии и, может быть, по милости Господа нашего Иисуса Христа, которого Вы любите, и которого и я желаю любить-может быть, увидимся и в обителях Его. Но здесь! на земле! не думаю. Я готов и располагаюсь здесь даже умереть. Но где бы мы ни были, будем молиться друг за друга. Я, слава Богу, здоров и на днях собираюсь в Петропавловск. Прощайте, Господь с Вами! Искренно и душевно уважаюпцй Вас, Ваш покорный слуга Иннокентий, Е. Камчатский. Апреля 2 дня. 1843. Письмо 51 Возлюбленная моя о Господе Надежда Николаевна! 90 Не знаю, как и чем могу я благодарить Вас за любовь Вашу ко мне-ко мне, совсем чужому для Вас, и любовь бескорыстнейшую-христианскую! Да воздаст Вам Господь Бог за это! О! Он воздаст, непременно воздаст Вам! ибо Вы, любя меня, не меня любите во мне, а веропроповедника. Следовательно, если и чаша студеной воды, поданная тому, кто действует во имя Иисуса Христа- не останется без награды, то кольми паче Ваша и подобных Вам душ-любовь ко мне – недостойному преемнику Апостольства,-получить награду. Не исполнились мои и Ваши надежды и хлопоты на сына моего Иннокентия. Он не то, чем бы я желал его видеть. Но мне ли пререкать Господу-все так устрояющему! аще благая пряхом от Господа, злых ли не стерпим! (Я уверен, что Вы это тысячу раз повторяете с Иовом). Пусть будет воля Божия! сделайте милость, не хлопочите много о нем. Пусть он делает, как знает. Он уже не ребенок. Впрочем, это не значит, чтобы я отрекался от него; нет! Где бы он ни был и кто бы он ни был, я всегда буду считать его своим сыном.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

И Вы можете быть уверены, что в числе прошений моих бывает прошение и о Вас и Ваших родных. Но увы! я чувствую и сознаюсь, что молитвы мои недостаточны, очень недостаточны, – и потому прошу Вас не надеяться на них. Колоши, соседи наши, слава Богу, продолжают креститься. На святой неделе окрестилось их 35 человек. Прошедшего лета начали креститься жители севера Америки, близ Берингова пролива. Народ новый и многочисленнейший из всех здешних. В один месяц их окрещено 163 человека взрослых. Дела Компании здесь идут очень хорошо. Вот Вам в все наши новости! Графине Анне Сергеевне прошу объявить искреннейшее почтение и желание-иметь ей много детей. Это желание я изъявил ей лично. О! я ее очень люблю и уважаю за то, что она сына своего воспитывает в страхе Божием. Это выше всех ее пожертвований денежных. Господь с Вами! прощайте. Ваш покорнейший слуга Иннокентий, Е. Камчатский. Апреля 8 дня 1844 г. Новоархангельск. Письмо 46 Милостивая Государыня Анастасия Васильевна 86 . Знаю, что Вы по необыкновенной любви своей ко мне, интересуетесь знать обо мне и получить от меня письмо. Но что я буду писать Вам! утешать-ли Вас в скорбях Ваших! Но не только мои скудные и сухие утешения, но даже самые красноречивейшие слова и речи, утешительны для скорбящего сердца не более, как простая ветошка на рану. Един есть Утешитель скорбящих, и-я верю и уверен, что Он нередко изливает елей утешения Своего на сердце Ваше, и если могу что нибудь сказать и пожелать Вам; то только терпения, благодушия и смирения. Да укрепит Вас Господь Бог в скорбях Ваших! Многими скорбями подобает внити в Царствие Божие. О себе скажу Вам, что я, слава Богу, здоров, и дела мои идут по маленьку вперед. Прощайте, Господь с Вами и всеми близкими к сердцу Вашему. Преданнейший Ваш слуга Иннокентий, Е. Камчатский. Апреля 8 дня 1844 г. Новоархнгельск. Письмо 47 Ваше Сиятельство Милостивый Государь 87 . Препровождая ныне к Вашему Сиятельству официальные бумаги мои, я считаю необходимыми на некоторые из них сделать пояснения и дополнения, на случай: 1)  Отношешем моим за я имел честь уведомить Ваше Сиятельство о том, что я теперь живу в новом архиерейском доме и, между прочим, просил Ваше Сиятельство-представить о главном правителе, г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010