419. Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7. 20–23). 420. Ответ 210. 421. Слово 56. 422. Слово 58. 423. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 424. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 425. Там же. 426. Там же. 427. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 428. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 115, 159. 429. Там же. 430. Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4. 23–24). 431. Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте (Ин. 5. 13). 432. Устав скитский Слово 1. 433. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 110 ср. с гл. 109. 434. Мф. 19. 21; Мк. 10. 21. 435. Ин. 14. 2. 436. Преподобные Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 98. Добротолюбие. Ч. 2. 437. Лк. 12. 32. 438. Мф. 7. 13–14. 439. Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня (Пс. 93. 17–18). 440. …ведущий в жизнь (Мф. 7. 14). 441. Преподобный Кассиан Римлянин. Собеседование 2, о рассуждении; блаженный Никифор Афонский. Добротолюбие. Ч. 2, и многие другие Отцы. 442. Преподобный Нил Синайский о молитве, главы 17, 18, 142. Добротолюбие. Ч. 4. 443. Лествица. Слово 28, гл. 10. 444. Преподобный авва Дорофей, житие преподобного Досифея, преподобный Григорий Синаит Добротолюбие. Ч. I. 445. О безмолвии и молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 10. Добротолюбие. 4. 2. 446. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16. 23). 447. И если что попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне (Ин. 14, 13–14).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

4. Плачем ли мы, когда: а) ощущаем прилив к сердцу нечистых помыслов; б) увлекаемся гордостью, злобой, завистью, жадностью, скупостью; в) ко врагу своему чувствуем не любовь, а вражду; г) увлекаемся страстью пьянства, сребролюбия и любостяжания; д) смущаемся и увлекаемся противлением и непослушанием родителям, начальникам или к старшим». Как смягчить «черствое сердце»? Помнить о Христе, страдавшем за всех людей, и просить Его помощи. «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову» ( Пс.115:3-4 ): Святитель Игнатий Брянчанинов: «Просили у Господа два возлюбленные Его уче­ника престолов славы – Он даровал им Чашу Свою ( Мф.20:23 ). Чаша Христова – страдания. Чаша Христова доставляет на земле причаст­никам своим участие в благодатном царстве Хри­стовом, приготовляет для них на Небе престолы вечной славы. Все мы безответны пред Чашею Христовою; никто не может жаловаться на нее, отказывать­ся от нее, потому что Заповедавший вкушение ее Сам прежде всех испил ее» ( Аскетические опыты. Том 1. Чаша Христова ). Бороться с собственной гордыней. Читая Священное Писание, думай о том, почему плакал царь Давид: «Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем» ( Пс.37:19 ), почему апостол Петр сказал Христу: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» ( Лк.5:8 ), почему апостол Павел называл себя величайшим грешником ( 1Тим.1:15 ). Это поможет быть искренним, повторяя перед причащением слова молитвы: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз». Видя грех другого человека, постарайся не осуждать, но подумать: «А я ведь хуже, чем он». Осторожнее относиться к смеху. Спаситель прямо предупреждает: «Горе вам, смеющиеся(греч. гелонтэс, от гэла – смеяться, веселиться, ликовать, насмехаться) ныне! Ибо восплачете (греч. пенфисэтэ) и возрыдаете (греч. клаусэтэ, от клэо – рыдать, оплакивать)» ( Лк.6:25 ). Апостол Павел пишет христианам Ефеса: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство (греч. эутрапелия – балагурство, шутовство, веселая болтовня) не приличны» ( Ефес.5:4 ).

http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kov...

Maria 21 октября 2012, 20:32 «Когда я смотрю на малолетних детей, я не могу остаться равнодушным от мысли, чту они должны будут, бедные, вытерпеть в сию пору» -и через 150 лет можно сказать, что все потвердилось и даже больше того.... с приходом новинок как TV, PC, I pod, Nook еще быстрее пошло разложение человечества, в масштабном количестве. Святитель Филарет и Епископ Игнатий (Брянчанинов)были великие столпы православия. Наталья 23 декабря 2011, 11:19 Спасибо автору и всем отцам нашей церкви за свое истинное служение. Не будь всего этого, нас бы давно уже не было, как и мира бесовского, сметенного Всевышним. Нас долготерпят только за это. А призыв Иоанна (Соколова) актуален и сегодня: " Народ! Помни Бога! " . Спасибо. Такие статьи, как напоминание, из области " Прекрасного, Вечного, Доброго " . nikitis 3 декабря 2011, 13:20 Все это, конечно, хорошо. И хорошо, когда человек задумывается, размышляет, делает для себя какие-то выводы. Но не следует забывать, закрывая глаза на то, что коммунистический зверь пришел к власти на плечах развращенного гностицизмом православия, как и фашизм с нацизмом - на плечах развращенного католицизма, протестантства и уже набравшего силу коммунизма. И зачем ждать или где-то искать человека греха, если он давно уже открылся и сделал свое страшное дело, когда люди впустили его в храм духовный? Что толку переворачивать и расставлять по-новому старые догмы, доктрины и религиозные идеи. Мертвое оно и останется так же мертвым. А животворить может только Сам Бог живой, пришедший Христом Иисусом и безусловная простота веры в Него, в Его духовное водительство, в благодать Его. Больше ничто и никто, сколько бы человек сам не перестраивал и не обновлял старое и мертвое. георгий 2 декабря 2011, 19:26 Надобно продлить цитацию слов Христа, чтобы знать, что делать…«Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы, и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего, и кто на поле, тот да не обращаеться назад взять одежды свои» (Мф 24, 15-18).

http://pravoslavie.ru/45120.html

   Посмотри на дела свои, душа моя, и ужаснись — помнишь, как отказался ты идти в больницу просто потому, что там — страшно? Потому, что полубезумные от боли люди, там находящиеся, всё твердили: «домой, домой, домой...»?    Посмотри на дела свои, душа моя, и ужаснись — ведь ты даже не помнишь имен тех десятков несчастных, изуродованных детей с негнущимися руками, ногами, спинками, у которых живыми были только глаза, детей, которых крестили тогда, в начале 90-х, в детдоме для младенцев-«отказников»... Помнишь муравьев, которые ползали по их бритым, измазанным зеленкой головкам?.. И помнишь ли женщин, которые почти задаром ухаживали за этими детьми?    Посмотри на дела свои, душа моя, и ужаснись — найдешь ли ты что-нибудь, что осмелишься принести Господу и Богу своему как сердечный дар?    Вознес ли я пред Божиим Престолом жертву чистую? И что могло бы быть такой жертвой, как не жизнь моя непорочная?    Посмотри на жизнь свою, душа моя, и плачь: откуда взять тебе эту чистую жертву?    Из гордыни ли, которой полон мир, и ты — вместе с ним?    Из лицемерия, которое люди сделали главным принципом своей жизни, и ты — вместе с ними?    Из жестокости, которую так настойчиво диктует настоящий век, — так настойчиво, что человек уже становится вроде бы и ненужным, если не приносит прибыли? Настолько ненужным, что ему готовы уже определить «срок дожития», да еще и принять все меры, чтобы «дожитие» это было бы как можно короче?! Но ведь сердце твое от этого не рвется...    Плачь, плачь, душа моя, потому что, как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), то, что слезами не полито, — не взойдет. Не уставай поливать — ведь и сухой пенёк, по воле Божией, может дать живой росток...     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся.     «Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4:3—5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

“Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им” ( Лк.22:3–4 ). “Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.” ( Мф.27:3–5 ). Безнадежное уныние лечится именно обретением надежды – памятью о том, что Господь хочет всех нас спасти, и что Он любит каждого из нас. Каждому из нас, тонущих в ощущении собственного падшего естества, Бог протягивает якорь и лишь ждет, чтобы мы сами протянули руки и схватились за этот якорь. «Оно , как бы какая крепкая цепь, свешенная с неба, поддерживает наши души, мало-помалу поднимая на высоту тех, которые крепко держатся за нее, и вознося нас превыше бури житейских зол» (свт. Иоанн Златоуст ). Таким образом, чтобы избежать уныния, печали и скорби, которые могут настигнуть человека при осознании собственных грехов, необходимо хранить память о том, что спасаемся мы не только со своей стороны, своими верой и делами, но и действием Божеий Благодати, Любовью Милостивого Бога. Святитель Игнатий Брянчанинов призывал выражать самоукорение словами молитвы благоразумного разбойника: «Достойное по делам моим приемлю; помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» ( Лк.23:41–42 ). Для истинного самоукорения важной подмогой является память о Страшном Суде. Святые отцы учат жить так, словно живешь последний день. Память о неизбежности смерти и страх перед геенной огненной способны остановить совершение греха. Однако один лишь страх перед вечными страданиями не должен быть поводом для самоукорения. Подобное самоукорение в сочетании с подавляющим страхом перед вечными мучениями – еще один из путей к унынию, так как в нем нет надежды на Божие Милосердие. Для Спасения необходимо именно покаяние из Страха Божиего, а не один лишь страх своей возможной печальной участи. То есть мотивом для самосовершенствования должна быть любовь к Богу и боязнь огорчить его, а не только страх перед геенной огненной. Хотя именно этот страх вечных мучений часто лежит в начале духовного делания, но если он станет довлеющим, если все внутренние труды будут подчинены лишь желанию избежать ада, если они не будут наполнены Любовью ко Христу, то тогда они будут словно искусственное понуждение без сердечной вовлеченности в доброе делание, и они потеряют свою ценность.

http://azbyka.ru/samoukorenie

     Некогда Господь «предстоял иудеям, облеченный плотью; нам предстоит Он, облеченный во Евангелие», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов) (1) . Эту мысль можно продолжить. Так же, как на Голгофе воины делили между собой одежды Христовы – те одежды, от прикосновения к которым выздоравливали неисцелимые больные, так и сегодня неверующий ум, встречаясь с Евангелием, разделяет и препарирует евангельское слово. Вместо смысла в Писании ищут противоречий, вместо истины – темы для спора. Не желая укрепиться на камне веры, находят камень соблазна и преткновения – и соблазняются, и претыкаются. Вот и в сегодняшнем Апостоле мы читали слова, с помощью которых совопросники века сего пытаются доказать наличие противоречий в Библии. «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, – говорит Павел, – и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). Слова понятны. В письмах апостола Павла есть множество подобных мест. И действительно, в Писании мы можем найти такие слова, которые, на первый взгляд, будут противоречить учению Павла о соотношении веры и дел. Но перед тем как эти места привести, важно сказать, кто является их автором. Дело в том, что у великого тарсянина и вправду был серьезный оппонент из числа новозаветных писателей. Это первый епископ Иерусалима – Иаков, брат Господень. В отличие от Павла, проповедующего разрыв с ветхозаветным обрядовым законом, Иаков был иудеохристианином – и во Христа веровал, и закон соблюдал. Это чувствуется в тех местах Писания, где упоминается об Иакове. Например, когда Павел пришел к Иакову в Иерусалим, то от него и от окружавших его ревнителей закона получил совет совершить очищение по обряду (см. Деян. 21). Во время апостольского собора именно Иаков напомнил, что «закон Моисеев... по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян. 15:21). Как раз в той главе, из которой мы сегодня читали, Павел рассказывает, как Петр перестал есть с язычниками, когда в Антиохию из Иерусалима пришли люди от Иакова. Из этих штрихов складывается портрет авторитетного учителя веры, строгого ревнителя закона, с мнением которого считались даже прославленные апостолы.

http://pravoslavie.ru/116125.html

– Страсть – это дурная привычка, навык, влечение к греховному действию, а грех – это само действие по страсти, удовлетворение ее в помыслах, словах и делах. Можно иметь страсти, но не действовать по ним, не совершать греховного действия. Противостоять своим страстям, бороться с ними – в этом и заключается одна из главных задач в жизни христианина. 26.11. Какие грехи называются смертными? – Существует перечень смертных грехов, тем не менее можно утверждать, что смертным является любой грех, который полностью поработил волю человека. «Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида. Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием… Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству Покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: «верующий в Меня, аще и умрет, оживет» ( Ин. 11:25 ). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!» ( святитель Игнатий Брянчанинов) . 26.12. Неужели все люди грешники?  –  «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл. 7:20 ). Человеческая природа повреждена грехопадением первых людей, поэтому люди не могут прожить жизнь без греха. Один Бог без греха. Все люди много грешат перед Богом. Но одни осознают себя грешниками и каются, а другие не видят за собой грехов. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1 Ин. 1:8–9 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

А невоцерковленные люди потом будут вопрошать, со стороны глядя на христиан во главе с таким младостарцем: чем, мол, они отличаются от секты. И будут правы. С точки зрения Православия – безумно поступают не только младостарцы, но и те люди, которые, видя откровенную нелепость, ложь, а зачастую и насилие, позволили убедить себя в «высокодуховности» своих руководителей. Без-умие – болезнь нашего века, болезнь, в основе которой лежит безбожие, суеверие и дремучее невежество «просвещенного» современного человека. Как же тут не вспомнить слова Апостола Павла: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4; 3). Почему-то считается, – конечно, негласно, – что, приходя в Православную Церковь, человек должен совершенно перестать думать. Часто даже интеллигентные люди, когда заходит речь о духовных предметах, становятся по уму словно малые дети. Между тем, святой апостол Павел говорит: «На злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14; 20). И святые отцы называют мудрость, или духовное рассуждение, высшей добродетелью. В чем же она состоит и на чем основана? На следовании не нашим мнимым наитиям или даже подлинному духовному опыту (поскольку он неполный), а Божественному Откровению, заключенному в Священном Писании и Предании, то есть в Библии и святоотеческих творениях, без которых и Библию правильно понять невозможно». То есть нужно читать и читать Книги Священного Писания, и тогда и станут понятны слова Апостола, который предупреждает: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». И в другом месте: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4; 1); «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13; 5). Святитель Игнатий Брянчанинов также остерегает христиан от человекопочитания (гуруизма):   «Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу… Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог… И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела» . Об этом предупреждают и преподобный Пимен Великий, и преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, и многие другие святые.

http://pravmir.ru/guruisticheskie-gruppy...

Авва Геронтий ( 82, 89 ). В хранении сердца от греховных помыслов заключается начальная причина и сущность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82, 89 ). «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5, 28 ). Иисус Христос запрещает здесь не всякое пожелание, но пожелание, рождающееся в нас от воззрения на женщин. Ибо любящий смотреть на красивые лица преимущественно сам возжигает в себе пламя страсти, делает душу пленницей и после этого скоро приступает и к совершению пожелания... Ибо Господь не сказал: кто пожелает, поскольку можно желать и сидя в горах, но «кто смотрит с вожделением», то есть кто сам производит в себе пожелание, кто без всякого принуждения вовлечет этого зверя в свое спокойное сердце; это уже происходит не от природы, но от нерадения... Поэтому-то Спаситель не вовсе запретил смотреть на женщин, но только запретил смотреть на них с вожделением ( 115, 561 ). «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф. 5, 29 ). Спаситель произнес эти слова не о членах. Он нигде не осуждает плоти, но везде обвиняет развращенную волю. Не глаз твой смотрит, но через него смотрит ум и сердце. Если душа обращена на другие предметы, глаз часто не видит предметов, находящихся перед нами. Поэтому не все должно приписывать действию глаза. Если бы Христос говорил о членах, то сказал бы не об одном глазе, правом, но об обоих. Потому что, если кто соблазняется правым глазом, тот, без сомнения, соблазняется и левым. Итак, почему Спаситель упомянул только о правом глазе и о правой руке? Потому, чтобы ты знал, что речь идет не о членах, но о людях, имеющих с нами тесную связь. Итак, если ты кого-нибудь любишь так, что полагаешься на него, как на правый глаз, и признаешь его столь полезным, что считаешь его за правую руку свою, если он развращает твою душу, то и такого человека отсеки от себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Алла в Библии говорит так - " Сей есть Сын мой возлюбенный - его слушайте. " По прошествии около 600 лет Алла в Коране говорит, что у Бога Сына нет и все говорящие по другому суть неверующие и враги против Бога. Возможно ли то, что нам надлежит верить в единородного Сына Божия и в то же время не верить в него? Тому Иисус и Апостол Пётр давно отвечали. Иисус сказал - " Я есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходит к отцу как только чрез меня. " от Иоанна 14:6. Св Пётр сказал то же- " Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. " Если Римский папа не согласен с Иисусом и Петром, бесполезно встретиться. мы кончим как и мы начали - тем же вопросом " Пойдут ли двое вместе не сговорившись между собою? " от Пророка Амоса 3:3 Игорь Иванович 15 февраля 2016, 02:29 Спаси Господи всех неравнодушных! Нас пробуют, эта встреча-начало. Остановить эти процессы сложно, а вот подготовиться нужно: домовая церковь, верующий священник... И приступить к Иисусовой молитве! Не забудьте о монахах, им тяжелее всех придется. Николай 15 февраля 2016, 00:44 Святые отцы Православной Церкви не знали таких понятий как «христианские церкви» или «инославные конфессии». Ересь всегда называлась ересью, а ее последователей – еретиками. Истинная Церковь Христова – это Церковь Святая Православная, а все прочие, именующие себя «христианскими» есть еретические сообщества. Очень печально, что ныне забыты многие слова богоносных подвижников. Святитель Игнатий Брянчанинов: Достойно горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! …Вы говорите: «еретики те же христиане». Откуда Вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульныя ереси! Иначе разсуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшия и продолжительнейшия муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душею, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию.

http://pravoslavie.ru/90518.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010