В тоже время, изучение культуры XVII в. – как Великороссии, так и западнорусских земель − шло в это время полным ходом и исследователи, работавшие над другими темами, периодически затрагивали и личность митр. Димитрия. Так, Г.Г. Миркович, исследуя евхаристические споры конца XVII в., коснулся участия в них митр. Димитрия и опубликовал трактат «Рассуждение о пресуществлении Святой евхаристии», атрибутировав его именно Ростовскому владыке 20 . Л. Мацеевич в работе, посвящённой польскому проповеднику Фоме Млодзяновскому, указал на влияние этого иезуитского гомилета на проповеди Димитрия Савича 21 . В конце XIX в. на свет одна за другой появлялись монографии о деятелях русской культуры XVII − начала XVIII вв. Не стал исключением и наш герой. В 1891 г. И.А. Шляпкин издал работу «Святой Димитрий Ростовский и его время (1651−1709)» 22 . Это исследование вобрало в себя достижения историографии XIX в. и стало воплощением лучших её принципов. И.А. Шляпкин поставил себе задачу написать научную биографию митр. Димитрия Ростовского на широком историко-культурном фоне эпохи − и с блеском исполнил задуманное, опираясь на множество архивных материалов, часть из которых в настоящее время утрачена 23 . Труд этот представляет собой как бы некую летопись жизни митр. Димитрия, прерываемую, впрочем, обширными отступлениями о западном влиянии на жизнь Великороссии и Малороссии и евхаристических спорах в Москве. По сей день труд Шляпкина остаётся непревзойдённым в качестве наиболее полной биографии митр. Димитрия Ростовского : скрупулезное собрание фактических сведений о жизни владыки, осуществленное в лучших традициях позитивистской школы, оставляет современным историкам возможность лишь для полемики с отдельными деталями. Отметив значимость труда Шляпкина как жизнеописания, нельзя не сказать о том, как он трактует воззрения митр. Димитрия Ростовского на различные предметы, а также, какое место в церковной и культурной жизни России второй половины XVII − начала XVIII в. И.А. Шляпкин ему отводит. В предшествующих исследованиях, посвящённых митр. Димитрию, по меткому замечанию М.П. Погодина: «автор всегда боится, как будто сказать лишнее и не говорит нужного, беспрестанно думает о приличии, как будто бы всякая строка должна была иметь характер догматический или канонический» 24 , посему мысли о том, чтобы отождествить Ростовского святителя с неким движением или партией − пусть даже интеллектуальной − нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Митрополит Ростовский Меркурий встретился со студентами Донской духовной семинарии 7 декабря 2017 г. 18:05 6 декабря 2017 года в Донской духовной семинарии в Ростове-на-Дону состоялась встреча председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия со студентами богословско-пастырского отделения семинарии. Владыку Меркурия приветствовал ректор учебного заведения протоиерей Тимофей Фетисов. В ходе встречи отец Тимофей представил проект реконструкции Преполовенского комплекса, куда в сентябре 2018 года переедет Донская духовная семинария. В настоящее время проектный этап завершен, начаты строительные и ремонтные работы. Новый семинарский комплекс вокруг храма Преполовения Пятидесятницы в Ростове-на-Дону объединит учебные и жилые корпуса богословско-пастырского, регентско-певческого и иконописного отделений, библиотеку, большой читальный зал, музей, спортивный зал, трапезную. В разработке проекта реконструкции комплекса активное участие принимал митрополит Ростовский Меркурий, по инициативе которого в новом здании Донской духовной семинарии будет основан домовый храм в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского. «Территория семинарского комплекса спланирована как единое целое: здания, уже существующие и вновь построенные, храм, парковая зона создадут новый городской ансамбль. Мне бы очень хотелось, чтобы студенты прониклись идеей появления этого учебного комплекса и внесли посильный вклад в общее дело, потрудились на строительных площадках, тогда здание оживет и станет нашим домом. В сентябре мы войдем в него, а в октябре торжественно отметим 150-летие Донской духовной школы», — сказал председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации. По окончании презентации проекта семинарского комплекса состоялась беседа митрополита Меркурия со студентами семинарии. Глава Донской митрополии дал ректору и наставникам ряд поручений по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса. В частности, речь шла об улучшении практических навыков церковного служения. Отметив необходимость добавления в учебную программу практики работы с тяжелобольными людьми в больницах и онкологическом центре, владыка Меркурий сказал: «Столкнувшись с реальной человеческой болью, вы поймете, зачем учитесь в духовной семинарии». В ходе встречи митрополит Меркурий также объявил о присуждении лучшему студенту семинарии архиерейской стипендии, которая будет назначаться по итогам учебного года. «Православное образование» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Но одного умственного развития и «учительского разума» здесь далеко ещё недостаточно, и святитель Димитрий подробно останавливается на другом, уже знакомом нам требовании от пастыря: последнему нужно быть «не токмо... разумну, в Божественном Писании искусну и учительну, но и житием добродетельну и святу; не довлеет бо словесныя овцы учити токмо словом, но и добраго по Бозе жития образом» 83 . Пастырь сам должен исполнять то, чему учит других, иначе он не сумеет и научить их. «Научит ли иныя творити добрых дел, сам злая творяй? Управит ли кого добре в царство небесное, сам идый во ад?» Слово такого пастыря не может быть действенно. «Глаголяй, а не творяй, подобен есть грому, на облацех во время суши без дождя бывающему. Кая польза от возгремения облачнаго, аще жаждущей земле не излиется дождь? Кое умиление душам от учителева гласа, аще житием не пользует, но паче соблажняет? слово бо без образа добродетельнаго жития несть действенно». Кто хочет поднять падшего, тот сам должен твёрдо стоять; кто желает заблудшего вернуть на путь правый, сам должен «предъидти» таковым. Итак, «должен пастырь во устах имети слово учительное и хранити житие ангельское, святое, непорочное», потому что одно дурное дело его, «в явление пришедшее, тьмы народа соблазнит». Уже в Ветхом Завете от пастырей требовалась и добрая жизнь по Боге. «Дам вам пастыри по сердцу Моему, – говорил Иегова Израилю, – а быти по сердцу Божию – еже творити вся хотения Его. Тем более необходимо это пастырю новозаветному» 84 . Но в наставлении словом и в руководстве примером собственной жизни далеко ещё не всё дело пастыря. Это, можно сказать, лишь методы, пути пастырства: сущность же, самая душа его не в них. Движущая сила, побуждающая пастыря и к учительству, и к строгой внимательности к личной жизни, это – «попечение велие о стаде». На него и указывает далее святитель Димитрий. К этому неусыпному попечению, неустанной заботливости о пасомых обязывает пастыря страшная ответственность его служения. «Страшно слово Господне во Иезекиилевом пророчестве на нерадивых пастырей слышится», а это слово приложимо и к новозаветным пастырям, которые должны внимать, «коль грозно имать Бог истязати пастырей о пасомстве их» 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не оставляя и посторонних назидать своим словом, он тем более заботился об утверждении своей паствы в вере и доброй жизни. Для сего, кроме устного проповедания слова Божия в простом наиболее доступном для всех виде, писал для нея катихизические наставления. Таковы его вопросы и ответы о вере 140 , где он нарочито обращает внимание на те истины христианского учения, которые были перетолковываемы раскольниками; напр. об образе Божием, о перстосложении крестного знамения 141 . В конце мая 1707 г. встречаешь довольно прискорбное известие о положении архипастыря Ростовского и его духовенства. В письме к Феологу (от 27 числа), благодаря за доставление в списке какого-то «благоразумнаго ответа, заграждавшаго уста плутовския 142 », Святитель пишет о себе: «О моем пребывании извествую, аще изволите ведать, в живых обретаюся до воли Господней, часто немоществую, отчасти же и печалию смущаюся, видя беды, сущия священником, и зря слезы их; и дом наш час от часа скудает. Аще и уповаю аз на Бога, наньже возложихся; обаче и онех нужду видя, опечаляюся, естество бо человеческое, сердобольно сущи, обыче соболезновати бедствующим 143 ». Здоровье св. Димитрия, истощенное тяжкими учеными трудами и духовными подвигами, было так неблагонадежно, что он, и всегда готовый к исходу из сея жизни, пред Пасхою 1707 года, написал духовное завещание, в котором прямо говорит, что «часто недугованием одержим бывая, день ото дня изнемогает телом». Причиною скорби о духовенстве можно полагать вышедшее не задолго пред тем постановление, которым предписывалось произвесть перепись всем детям духовного звания и всех способных к военной службе и неспособных положить в годовый денежный платеж, по разсмотрению 144 «. Это распоряжение изъясняется тяжкими обстоятельствами России во время славной, но и дорого стоившей отечеству, продолжительной войны с Шведами. Положение архиерейского дома, вследствие новых постановлений о вотчинах, принадлежавших кафедрам и монастырям, по необходимости должно было измениться. Святитель Димитрий нисколько не жаловался на такой порядок вещей. В завещании своем он говорит: «отнележе приях святый иноческий образ и обещах Богови нищету извольную имети, от того времени даже до приближения моего ко гробу, не стяжевах имения кроме книг святых, не собирах злата и сребра, ни изволих имети излишних одежд, никаких либо вещей, кроме самих нужд; но нестяжание и нищету иноческую духом и самым делом, по возможному, соблюсти тщахся, не пекийся о себе, но возлагался на промысл Божий, иже никогда же мя остави. И во архиерействе сый не собирах келейных (яже не многи бяху) приходов, но ово на мои потребы та иждивах, ово на нужды нуждных, идеже Бог повеле 145 ». Но не жалуясь ни на какия лишения, св. Димитрий об одном мог скорбеть, что не может по своему сердоболию удовлетворять просьбам нуждающихся 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Пред самою же кончиною, дни за три до преставления своего, вельми нача изнемогати и часто кашляти, однако в день тезоименитства своего, си есть, октовриа 26 числа, на память святаго великомученика Димитриа Селунскаго, божественную литургию сам в соборной церкви совершал, быв уже крайн болен, яко и лицем измнитися ему, и поучения в оный день сам сказовати не мог, но идя при царских дверх слушал, читал же тое поучение, от него самаго прежде приготовленное, по тетради един из пвчих. За обденным столом в той день с гостями, по обыкновению прежних лт, аще и немощен бысть, с крайнею нуждою сидл. А в 27 день октовриа прииде к сему святителю из города Переславля Залсскаго л. 21 обители преподобнаго Даниила столпника архимандрит Варлаам для посщения, который и принят от святаго Димитриа с любовию и угощеваемь по приличию. Бесдующим же им наедин, присла к сему пастырю дворецкаго своего жительствующая тогда в Ростов близ Дому архиерейскаго монахиня Варсонофиа Евфимиева, роду Козинских, яже бысть нкогда питательницею блаженныя памяти государя царевича Алексиа Петровича, просити, дабы преосвященный благоволил в тот день ея постити, ибо оная во все время пребывания своего в Ростов добродтельнаго ради жития святаго Димитриа велие к нему имяше почтение и начаст в пользу душевную себ от него требоваше наставлений. К той монахин чрез дворецкаго ея зван быв, сей святитель отказася ити по немощи, ибо весьма изнемогаше. И егда той, пришед в дом, объявил госпож своей, яко за болзнию преосвященный постити ея не может, тогда оная монахиня вторично присла просити, дабы хотя на краткое время благоволил прийти. Святый же Димитрий и по вторичному тоя прошению много отрицашеся, представляя причиною болзнь свою, но преждереченный архимандрит Варлаам нача ему совтовати, дабы пошел и хождением тм хотя малое себ облегчение от болзни получил. Тогда, послушав архимандрита, приказа себя вести до нея л. 21 об. посл вечерняго пния. Пришедши же вкуп с оным архимандритом в дом ея, мало побесдова и паки возвратися ввечеру. Но едва уже возможе дойти до келлии своея и помянутаго архимандрита, быв в Крестовой палат, повел приняти и угостити казначею своему иеромонаху Филарету. Сам же, пришед в келлию свою, нача весма кашляти и ходити по келлии немалое время, поддерживаемь служителями под руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

I. Великому господину, Архиерею Божию, Преосвященнейшему Иову Митрополиту святейшие Митрополии Великоновгородской Архипастырю и Богомудрому учителю смиренный Архиерей Ростовский и Господе радоваться. Прием в руки мои грешные пречестное Архиерейство вашего к моей худости писание, и прочитав, любезно лобзал его, радуясь духом, яко в милости вашей святительской незабвен есть, и из­волите присетити мя любовью своею отеческой в писании изъясненною, еяже потолику благодарен есмь, поскольку кто нечаемую от незнающих его получив пребогатую милость, благодарствует и покланяется. Не знаемый есмь преосвященству вашему лицезрительством, обаче любви твоея сподобляеши мя и одолжаеши благодеяинием твоим, за что благо­дарствуя смиренно челом бью. Соболезную же святыне вашей в скорбях ваших, в них же да утешит вы Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа (с Апостолом гла­голю); Отец шедротам и Бог всякие утехи, уте­шаяй нас о всякой скорби нашей, той скорбения ваши и печали в радость да претворит. Слышащи же наченьшееся в славу Божию у преосвященства вашего еллиногреческое учение тщанием вашим архиерейским, трудолюбием же премудрейших учи­телей Ионникия и Софрония Ликудиевых (quos fraterna charitate amplector, veneror, et amabiliter Ialuto), зело о том радуюсь и молю Бога, да поспешит преосвя­щенству вашему и пречеснейшим учителем в том благопотребном деле; что бо человека вразумляет аще не учение? Вразуми мя, рече, и научуся заповедям твоим. И Христос Господь, хотя уче­ники своя сотворил учителями всей вселенной и теми весь мир просветили, первее отверз им ум разумети писания. Подобишися преосвященство ваше Господу сво­ему, егда в пастве своей хотя имети людей учительных разумных, собрал еси не малое учеников число, и предложил еси им то учение, еже начало есть и источник всему любомудрию, еллино-греческий язык, от того бо вся премудрая учения во вся языки произыдоша. И аз грешный волею Господнею на престол Ростовский паствы пришел, начал был прилагати тщание о учениях и завел был училище греческое и латинское, и поучилися были ученики лета два не больше, иже начали были грамматику разумети не зле, но попущением Божиим сотворишаяся дому архиерейскому скудость сотвори препятие, и остановиша учения: понеже вознегодоваша пи­тающие нас, аки бы многая исходить на учители и ученики издержка, и уже вся та, чем дому архи­ерейскому питатися, от нас отняты суть, не только отчины, но и церковные дани и вечной памяти, и прочая, и прочая; оскудевшие убо во всем, оскудейхом и во учениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Свят. Димитрий в своих проповедях пользовался не только Священным Писанием, но и примерами святых Отцов. Любовь к творениям св. И. Златоуста и других Отцов уступает только любви к Священному Писанию . Назидательные писания св. И. Златоуста очень сходны с духом писаний св. Димитрия по простоте, духовности и красноречию. Занимаясь составлением Четьих Миней св. Димитрий обогатил себя историческими сведениями о жизни и подвигах св. Угодников Божиих, почитаемых Православной Церковью . Пользуясь этими сведениями для назидания своих слушателей он очень искусно приводит образы добродетелей для подражания слушателям. Проповеди становились тем лучше, чем больше в них живых примеров и опытов на проповедуемые истины. В проповедях свят. Димитрия нередко встречаются изречения языческих философов: Симонида, Солока, Зенона; и примеры из истории древних народов. Так слово в субботу Четвертыя недели Великого поста, из текстов: «поминайте наставники ваша» ( Евр. 13:7 ) и «поминай последняя твоя» ( Сир. 7:39 ), почти все составлено из объяснения различных изречений древних мудрецов и некоторых обычаев древних народов. «Хвалю добрый той нынешних времен обычай, что многие люди в иныя государства ходят учения ради: из-за морей бо умудрений возвращаются. Слышах же, яко неции от премудрых память смертную особою философиею, особым любомудрием нарекоша. Аще же память смертная есть философиею, убо тоя мудрости учитися не довлеет сидя в дому, но и чужих странах побывати треба». Совершая эти мысленные, как выразился сам святитель, путешествия по Греции и Египту, он собирает мудрые изречения философов о своем предмете. «В начале прохожду порубежную между Европою и Азиею страну, Лакедемония нарицаемую. В той вижу царя лекедемонска, Павзаний именуемаго, седяща с радостию многою на престоле своем, а предстоит ему славный философ Симонид. Глаголет царь к философу: – скажи ми от философии твоей, что таково, имже бы мне пользоватися и памятствовати слово твое? – отвеща философ: человека тя и смертна быти памятствуй. Не велик ответ, но немалыя мудрости исполнен. Далее проповедник мысленно переносится в Афины к еллинскому капищу и видит другого философа. «Той философ Солон, пришед к капищу своему еллинскому, пишет на дверях великими письмены; аз же созади издалече своя и смотря чту пишемое, и написасице: знай себе самого!... кая, о философе, сила словес тех? Чесому словеса та поучают? Рассуди, рече, и рассмотри сам… Положи в уме твоем испытание таково: кто еси ты? Откуда? И камо градеши?... Не худо учение «того философа: годно похвалить его» 150 . В этой проповеди приводятся изречения и других философов, но остановим свое внимание на замечания историка Н.И. Костомарова , который пишет, что свят. Димитрий верил сказанному: «Знать то повелением Божиим в научение человеком паче естества своего камень проглаголал чудесне» 151 . Вопреки сказанных слов святителя ничего сказать не можем – «егда вера изнемогает, вся изнемогает» 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Посылая в Москву свое разсуждение о брадобритии Святитель вместе пишет: «Послах честности твоей Фаетона краткаго, также и иных еллинских басней, яже в 39 слове Иазианзиновом воспоминаются, краткое толкование. Не досужно о том писать много, ниже хочется для безделицы оставлять нужнейшия дела 214 ». Вскоре после того писал еще Ростовский Святитель: «не надобно ли вам богов поганских? послах к вам, буде изволите принять. Зело полезно прочитать и плюнуть 215 ». Статья «о богах поганских», вероятно, та самая, которая помещена Святителем в летописи, при конце пятого и в начале шестого столетия четвертой тысячи лет 216 . Цель, с какою он дал место этой статье в своем сочинении, высказывается в самом ее начале. «Во дни праведнаго Авраама, всем, иже в поднебесной, народом и языком во идолобесии заблудившим и нечествовавшим, прославляхуся в тех боги поганстии, о нихже, яко нечестивых, аще и не надлежаше ми писати, ибо ни к коейже пользе нашей суть: обаче ово ведания ради, понеже в житиях святых, в мученических страданиях часто тыя по имени воспоминаются: ово же обличения ради нечестия тех и посмеяния ради безумию заблудших людей, нечестивыя человеки обоготворивших, вкратце о тех богах скверных имамы на своих их местех повествовати». Уклоняясь от занятий несродных с благочестивою настроенностью духа, Святитель Димитрий тем охотнее предавался трудам, в которых душа его находила себо пищу. Повторяя вместе с Давидом: пою Богу моему, дóндеже есмь, он говорил: «что нибудь в славу Божию делать долженствуем, да час смертный не в праздности нас застанет 217 ». Согласно с сим правилом, по окончании прений с раскольниками, он намеревался продолжать свою летопись, «Помышляю возвратиться к летописцу, писал он к Феологу, аще Бог поможет моей немощи. Молю, помолитесь о мне грешном 218 ». Но воля Вышнего Распорядителя судеб человеческих не судила исполниться его желанию. Силы его изнуренные долговременными подвигами и непрестанными трудами оскудевали более и более. В письмах своих он неоднократно упоминает о своих болезнях «Часто изнемогаю, писал он к Поликарпову, почти за год до своей кончины. И Бог весть, могу ли начатое совершите (летопись): понеже частые мои недугования перо от руки пишущей отъемлют, и писца на одр повергают, гроб же очесам представляют. А ктому очи видя мало видят, и очки не много помогают, и рука пишущая дрожит, и вся храмина тела его близ раззорения».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Работа свящ. М.С. Попова «Святитель Димитрий Ростовский и его труды» 38 , написанная простым языком и даже снабжённая иллюстрациями, была, без сомнения, предназначена для широкого круга читателей. Достаточно любопытен разбор автором проповедей, где, между прочим, обращается к наблюдениям Л.Мацеевича о влиянии Ф. Млодзяновского на проповеди Ростовского владыки. Однако большую важность для нас представляют два других раздела работы, а именно: богословский разбор нравственного учения Димитрия Савича по материалам его проповедей и сочинений и основных идей, содержащихся в Четьях-Минеях. Достоинством обоих разделов является не только широта взгляда на проблему, но и попытка подвергнуть рассмотрению весь доступный автору корпус сочинений митр. Димитрия (к 1910 г. опубликована была уже большая часть наследия Димитрия Савича), что делает эти обозрения весьма полными и заслуживающими всяческого внимания. Работа свящ. М.С. Попова является как бы связующим звеном между историческими работами и теми трудами, в которых объектом исследования стала именно религиозная проблематика творчества митр. Димитрия Ростовского . К ним относится ряд небольших исследований, посвящённых различным аспектам богословского наследия Ростовского архиерея 39 . Музееведческие и источниковедческие проблемы в это время практически не исследовались 40 . Революционные перемены в стране прервали столь динамично развивавшееся направление научных исследований: церковно-историческая наука в молодом Советском государстве существовать перестала, а историков-марксистов митрополиты и архиереи не интересовали. Тем не менее, два крупных исследования трудов митр. Димитрия были совершены именно в первые десятилетия советской власти. В 1922−26 гг. В.П. Зубов, тогда – юный выпускник философского факультета МГУ и сотрудник Государственной академии художественных наук − пишет «в стол» книгу по истории русской проповеди, первый раздел которой был посвящён митр. Димитрию Ростовскому 41 . В ней автор с тщанием философа и искусствоведа рассматривает проповеди Димитрия Савича как с точки зрения эстетической, так и с точки зрения содержательной. В.П. Зубов подробно разбирает источники разнообразных мотивов и идей в проповедях, композиционное и идейное построение «слов» Ростовского владыки.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иногда для смягчения обличительного тома Святитель облекает речь свою притчею. Так в слове на день св. Великомученика Плакиды (3, 190–192.), говоренном в силе Преображенском, объясняя слова Евангелия: подобно есть царство небесное сокровищу, сокровену на селе ( Мф.13:44 ), он задает себе вопрос: почему сие сокровище сокрыто на селе, а не в городе? и в своем ответе представляет царство небесное ищущим себе места в разных частях города и отвсюду удаляющимся, по причине беззаконий и грехов человеческих; оно нашло себе успокоение только между людьми, живущими в нужде и скорбях, на селе. «Изыде убо из града небесное царство, и грядущи путем, дойде некоего села, смотрите, что в нем деется? И се видит овыя в последней нищете бедствующия, овыя гладом тающия, овыя на правежах биемыя, овыя плачущия, воздыхающия, и уже едва в ином душа в теле держится. То видя небесное царство возлюбило на селе жити, – рече в себе: сей покой мой, зде вселюся. Ибо пишется: нуждно есть царство небесное, и нуждницы восхищают е ( Мф.11:12 ). В расположении материи своих слов св. Димитрий иногда следовал примеру других малороссийских проповедников, которые любили располагать мысли проповеди приспособительно к какому-нибудь внешнему знаку или образу. Применяя к сему образу главную мысль проповеди, они наполняли потом свое слово сближениями духовного предмета с чувственным образом. Не чуждаясь сего способа, св. Димитрий по большей части избирал простые образы для раскрытия в связи с ними главной мысли; еще проще у него само раскрытие сей связи. Для примера укажем на поучение в неделю сыропустную. (2, 17.). Проповедник хочет показать силу покаяния и воздержания. Приготовляя к сей мысли, он напоминает: «яко у дверей поста стахом». Поскольку же предлежащий путь поста, состоящего из четыредесяти дней, довольно длинен, то вступая на него, надобно чем-нибудь подкрепиться; поскольку же путь предлежит духовный, то и пища подкрепляющая должна быть духовная. Какая же именно? Проповедник сперва представляет пепельную Давидову трапезу. «Пожалуйте, говорит, изволите кушать пепел, яко хлеб; и с плачем, яко питие. Речете: не вкусно то трапезование. Отвещаю: не вкусно, но здорово». И вслед за тем объясняет силу покаяния, изображаемого трапезою Пророка Давида. Это у Проповедника составляет первое подкрепление вступающим в путь Четыредесятницы. – Следует второе, – воздержание от пищи и строгое житие; то и другое он представляет под образом ячменного теста, претворившего в копие Гедеоново, и горсти воды. «А соли и забыли,» восклицает Проповедник. «Не забыли, отвечает, как может трапеза быти без соли?... » Это есть «во всех делах духовное разсуждение...» Такова связь мыслей в целой проповеди. Нельзя не видеть искусственности, с какою Проповедник, под формою различных яств, представил слушателю необходимость и силу покаяния, воздержания и духовного разсуждения. Но такую форму Проповедник избирал, желая сделать доступными и для простого слушателя высокия правила христианской нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010