Вы же, о возлюбленные, да помните обо мне, по Христе Господе пастыре вашем, хотя бы даже и грешном, да являете ко мне любовь нелицемерную, повиновение без лести, и повиновение подобающее, и да творите все это с усердием. Если Христос повелел мне быть вашим отцом, то будьте для меня близкими чадами. Если изволил Христос, чтобы я был первенствующим среди вас, то будьте вы кроткими и смиренными под управлением первенствующего. Если поставил меня Дух Святой вам в пастыри, будьте вы истинными овцами, послушными, а не противящимися голосу пастыря своего. Если поставил Бог меня вашим учителем, то «придите, чада, ко мне, послушайте меня, и я страху Господню научу вас» ( Пс. 33:12 ). Если Он дал вам меня в начальники, то повинуйтесь наставнику вашему и покоряйтесь, ибо мне вверено бодрственное попечение о душах ваших, как «обязанному дать отчет», – чтобы Я делал это «с радостью, а не с воздыханием» (см. Евр. 13:17 ). Когда увижу я, что вы во всем храните добрую совесть, начну радоваться. Когда же увижу во всем вашу злую волю, начну воздыхать. Когда увижу, что вы истинные овцы Христовы, идущие направо, я буду радоваться. Когда же увижу вас уклоняющимися в сторону, куда пойдут козлища, начну воздыхать. Если найду в вас истинную любовь к Богу, смирение и повиновение, премного буду радоваться. Если же найду нелюбовь, презрение, непокорность, то много буду воздыхать. Порадуюсь я добронравной и богоугодной жизни вашей и печален буду о развращенных. Заботьтесь же, чтобы с радостью пас вас, а не воздыхая. Если заставите меня воздыхать, то неполезно будет вам сие. Бог же Преблагой, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:4 ), Тот да наставит вас на путь, дабы творить волю Его святую и совершенную (см. Рим. 12:2 ) и во всем угождать Ему, дабы вы предстали Страшному Суду Его непосрамленными и непостыженными. Да возрадуюсь и я, недостойный пастырь, и скажу тогда Владыке Христу: «Вот я и дети, которых Ты дал мне» (см. Ис. 8:18 ). Ныне же всячески постараемся все, уклоняясь от зла, творить благое (см. Пс. 33:15 ), дабы предстать угодными пред очами Господними.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Говорят, что при окроплении израильтян всякому велено было вспоминать слова, сказанные Богом первому человеку: «Земля еси и в землю отыдешь». 97 Нам, очищающимся от грехов животворящей кровью Христовой, также необходимо помнить эти слова, необходимо памятовать о смерти. Известно, что многие часто причащаются тела и крови Христовой, но живут недобродетельно; почему же? потому что не думают о кончине своей. Святой псалмопевец говорит так об этих нечестивых: «Им нет страданий до смерти их и крепка сила их. Оттого гордость, как ожерелье, обломило их, и дерзость, как наряд, одевает их». 98 Вот как живут не помышляющие о смерти. Будем же, возлюбленные, памятовать о ней, будем поминать души почивших рабов Божиих и молиться за них в надежде, что принесенная за нас жертва Спасителя, совершаемая теперь в святом потире, окропит и очистит души их. Ибо, если кровь Христова, пролитая на кресте, смыла грехи всего мира, то почему ей не омыть и наших грехов? Если жертва Спасителя искупила бесчисленное множество душ от вечного рабства, то не искупит ли она и души теперь поминаемых? Будем верить силе крови Христовой очищающей, искупающей и оправдывающей! Аминь. Поучение в неделю пятую Великого поста Сказал им Иисус: можете ли пить чашу, которую Я пью? Отвечали: можем. (Мк. 10:38,39.). Возлюбленные слушатели! Два ученика Христовы: Иаков и Иоанн, сыновья Заведеевы, выражают желание быть ближайшими участниками славы Господа. Они говорят Ему: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей». 99 Иисус же Христос ответил им: «Не знаете, чего просите», и вслед затем спросил их: «можете ли пить чашу, которую Я пью?» 100 Итак святые апостолы просят у Господа владычества: престолов, славы и величия царственного, а Христос велит им пить чашу, которую Сам пьет, как бы говоря: если хотите престолов и власти, если славы и почести, то прежде испейте чашу Мою, тогда и получите просимое, а без этого желаемого не достигните. Оба ученика на вопрос Учителя своего, очевидно, не подумавши или не зная, что разумел Христос под чашей своей, ответили: можем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Довольно с тебя своего зла: нечего смотреть на чужие грехи. – «И что ты смотришь на сучек в глаза брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь?» ( Мф. 7:3 ) сказал Господь. Чужие грехи видишь, а своими пренебрегаешь? Никого не осуждай, чтобы и самому не быть осужденным, как фарисей. Не говори как он: Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: «грабители, обидчики, прелюбодеи или как сей мытарь» ( Лк. 18:11 ). Вот за это-то осужденный им оправдан, а он, гордо его судивший, осужден. Не думай, что все грешны, а только ты один праведен, – все злы, а только ты один добр. Суди не других, а себя, не других укоряй, а себя хуже всех считай. Никого ты не знаешь так, как себя, ничьего греха не можешь так знать, как свой недостаток. – Если и самого злого злодея видишь, и его не осуждай и не говори, что он достоин муки, но неведомое человекам предоставляй Богу: Он все создал, все знает и как хочет, так и устроит, яко Бог всесильный. Помни душу, принесенную Ангелом ко старцу с вопросом: куда повелит ввергнуть ее, ибо в помысле ее осудил... – Не завидуй согрешающему, не радуйся чужим грехам. Ведь тот, кто согрешил, не получил через то чего-либо великого или славного, напротив: он много потерял и получил только скорбь и печаль; вкусивши греха, ему придется вкусить и горечь его – здесь или там. Иначе и быть не может. – Не радуйся падению ближнего, но лучше плачь и рыдай, считая его падение как бы за свое: нам ведь заповедано любить ближнего, как себя самого. Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется ( Прем. 24:17 ), говорит Соломон. Не утешайся о согрешении другого, чтобы и твоему не порадовались бесы и люди. Не велика радость о чужом грехе, а больше печали и страха за самого себя. Только бесы радуются о погибели грешников, ибо и сами погибли всеконечно. А человек должен радоваться спасению человеческому, чтобы и самому получить спасение и найти милость у Бога и ныне и в день суда. Аминь. (Из творений святителя Димитрия, митрополита Ростовского) 610.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Если здесь трудно найти Христа, то, конечно, в Церкви, в целом собрании правоверных 277 , о котором сказано: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ). К нашему несчастью и Св. Церковь очень стеснена, унижена, частью от внешних гонителей, частью от внутренних раскольников, которые по Апостолу «вышли от нас, но не были наши» ( 1Ин. 2:19 ). Поищем Господа в Его Церкви Святой, апостольской, соборной, правоверной, хотя озлобленной и терзаемой, однако не преодолеваемой, потому что ее и «врата адовы не одолеют» 278 . В ней есть Господь и удаляющиеся о нее не получат спасения. Однако искать Господа Христа следует среди чад Церкви. Святая Церковь как нива, на которой посреди пшеницы есть и плевелы, и растет то и другое до жатвы. Между злыми христианами много найдется и добрых, но устрашают нас слова Господа нашего, хотя и не к нам обращенные, но и нас касающиеся: «будете искать Меня и не найдете, и умрете во грехе вашем» ( Ин. 7:34, 8:21 ), потому что не даете поселиться благодати в сердцах ваших. В этом слове особое внимание уделил святитель на «Чин духовный» – на архиереев, иереев и диаконов. Он осуждает тех, которые приняли на себя духовный сан, «не столько ради славы и чести Божией, сколько по своему честолюбию… не столько для общей пользы, сколько для своей корысти» 279 . Недостойные священнослужители не только не приводят ко спасению своих пасомых, но и сами погибают, потому что, взяв ключи разумения, сами не входят и идущих не пускают в царствие Божие. А те, которые через соблазн и в слепоте своей водят слепцов, то вместе падают в яму. Не скоро здесь сыщешь Христа – «несть зде» 280 . Но среди духовных чинов есть лица, которые «подобные ангелам во плоти, хотя среди этих ангелов может оказаться и человек, подверженный немощам. Беспорочным честь и венец от Пастыреначальника Христа, а подверженным немощам человеческим, как и мне грешному, сказано Господом – одному: «имею немного против тебя», другому: «знаю твои дела, ты носишь имя будто жив, но ты мертв», третьему: «ты не холоден, ни горяч – исторгну тебя из уст Моих» ( Апок. 2:14, 3:1, 15:16 ) 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Заповедь Господня: «Не делай себе кумира и никакого изображения», – относится не к иконам, но имеет в виду идолов. Всемогущий Бог знал, что евреи имели большую склонность к идолопоклонству, ибо они смешались с язычниками, научились их делам, служили их истуканам, сотворили в Хориве тельца, поклонились истуканам и славу Божию обменяли на подобие тельца, поедающего траву. Что же делает Всемогущий Бог, видя эту великую склонность евреев к идолопоклонству: Он дает через Моисея десять заповедей, которые начинаются так: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им» ( Втор. 5:6–8 ). Теперь я призываю в свидетели вас самих, хотя и злых. Разве мы не исполняем эту заповедь Божию? Разве имеем мы богов иных, кроме Того Бога, Который вывел людей израильских из рабства египетского, а нас от рабства дьявольского? Разве делаем мы себе кумиров вместо богов, которым воздавали бы такую же достойную честь, как и Самому Богу, когда храним у себя и почитаем те иконы, которые, как я сказал, не идолы, которых мы не считаем за богов, которым не поклоняемся отдельно от их первообразов и не воздаем им Божеской почести? Впрочем, зачем долго говорить с безумными и упорными? «Нечистый пусть еще сквернится» ( Откр. 22:11 ). Откройте свои мерзкие гортани со всем их преисподним ядом: «Врата ада не одолеют святой Церкви, Церковь есть столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ); с нею мы, ее чада, вместе со всеми Святыми Отцами, вселенскими светильниками, Василием Великим , Григорием Богословом , Иоанном Златоустом , Афанасием, Кириллом и многими другими, со всем Вселенским святым собором, собравшимся против иконоборцев, все мы единогласно говорим и готовы подписаться нашей кровью: «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий!» Вас же, гноеименитых копронимцев, вместе со всем Седьмым святым Вселенским собором проклинаем: «Анафема, анафема, анафема!» Читать далее Источник: Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского. - 7-е изд. Ч. 3. - Москва : Синод. тип., 1849. – 639 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И вот всякий, имеющий гневающегося недруга, и любовью и добром к нему мало-помалу превращает его из недруга в друга, из гневающегося в любящего, мало-помалу просвещает слепого. Таким-то образом любящий врага своего чудотворец есть, таким-то образом он совершает чудо. Потом, любящий врага своего превращает горечь в сладость, как Моисей в Мерре. Пришли сыны Израилевы в Мерру и не могли пить воды, так как она была горька. Исполнена горечи также и вражда человеческая. Апостол увещевает, чтобы всякая горечь была удалена от нас. Какая же эта горечь? Он поясняет, что это «всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою». Естественно, что нет никакой сладости в душе, озлобленной гневом; горька мысль, помышляющая злобу; горька речь с укором, досадою и ожесточением; горько всякое дело, начинающееся от гнева. Чем же может быть уничтожена эта горечь? Думаем, что горечь вражды и гнева человеческого может быть уничтожена только какою-нибудь духовною сладостью, то есть или словом дружеским и приятным, сказанным к ненавидящему, или добрым делом, сделанным ему же. Этим путем всякий любящий врага своего, перенося на самом себе горечь вражды и гнева, превращает эту горечь в сладость дружбы и любви; этим путем он снова совершает такое же чудо, как Моисей, превративший горькую воду Мерры в пресную и годную для питья. Нужно ли говорить еще о том, что разъяренный человек похож на бесноватого или даже на зверя. Взор его становится диким и страшным, лицо багровеет, голос изменяется, и он, скрежеща зубами, подобно зверю, готов растерзать самого себя и других. А, между тем, любящий, подходя к нему с ласковым словом, с тихой речью, с выражением любви и благорасположения, смиряет и укрощает этого зверя. Не чудесное ли это действие любви? Но зачем перечислять все чудеса? Скажу еще об одном лишь, но важнейшем: любящий врага своего становится сообщником Бога – сыном Божиим. Сказано: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас: да будете сынами Отца вашего небесного». 35 Будете сынами Всевышнего! Чего же больше, какого еще большего чуда нужно?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда Иосиф братьям своим, пришедшим в Египет и не узнавшим его, сказал: «Я брат ваш, которого вы продали в Египет», они не могли ничего ответить от страха и смущения. Так и в день суда каждый жестокий властелин, неправедный судья, грабитель, обидчик, увидевши в царстве небесном тех против которых он поступал несправедливо, смутится в страхе своем и не найдется, что отвечать им. При всем этом самый большой страх придется испытать грешникам, когда они предстанут перед лицом Господа нашего, праведного судьи и страшного мстителя: «От лица гнева Его кто постоите?» 28 говорит пророк Наум. Действительно, то самое лицо Иисуса Христа, которое во время его земной жизни являлось таким кротким и исполненным любви, в то время будет грозным и гневным; земля и небо побегут от лица Его. Святой Иоанн Богослов в Откровении так описывает страх, имеющий быть перед лицом прогневанного Бога: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещере и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица сидящего на престоле и от гнева Агнца, ибо пришел великий день гнева Его, и кто можете устоять?» 29 Не радостно лежать под гнетущим камнем, под упавшей горою; тем не менее грешнику в то время легче было бы терпеть тяжесть лежащей на нем горы, чем стоять перед лицом прогневанного Бога и созерцать Его. Что же ждем услышать мы грешные от прогневанного Бога в день суда? Ничто иное как только грозный голос Его, более страшный, чем все громы небесные: «Идите от Мене проклятии в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его». 30 О, как затрепещут тогда все творящие неправду и беззаконие, прелюбодеи, и воры, разбойники, хищники, грабители, мучители и прочие, навлекающие теперь на себя гнев Божий! Будем же памятовать, грешные люди, о предстоящем в день суда страхе и ужасе и станем бояться Господа; станем бояться страшного суда Его и отрешимся от грешных дел наших. Предстоит помнить – смерть, суд, геенну. Заслужим же милость страшного Судьи слезами, покаянием и милостыней прежде смерти нашей, чтобы тем избавиться от участи осужденных и стать в числе оправданных. Аминь. Плач на погребение Христово

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда старец окончил молитву, какой-то внутренний голос сказал ему: «Недостаточно только молиться о скорбящих, но необходимо еще утешить их словами, ибо это одно из дел милосердия. Апостол увещевает, чтобы мы утешали малодушных; пойди и ты и утешь!». Послушался старец этого голоса и, помолившись, направился к скорбящему. «Благо, что пришел ты к нам, отец, с благословением своим», – сказал скорбящий, принимая пришедшего старца. «Бог да благословит тебя в жизни твоей», ответил старец. Скорбящий. Нет ли, отец, еще какой-либо другой причины твоего посещения! Утешающий. Слышал я, что некая печаль от превратностей мира посетила тебя; ради этого я и решился прийти в дом плача, не могу ли чем-либо утешить скорбящего. Скорбящий. Благодарю Господа, что Он послал тебя ко мне: я давно ждал, но не было утешающего. Говори, я рад утешиться. Утешающий. Скажи ты мне прежде, что за причина твоей печали, чего ты скорбишь так сильно? Скорбящий. Не спрашивай, отец, об этом, чтобы не растравить раны сердца моего. Боюсь я, что когда начну рассказывать тебе о всем, еще большей горестью исполнится душа моя и вместо того, чтобы утешиться, она еще больше зарыдает. Утешающий. Ты знаешь ведь, что скорби посылаются нам по усмотрению Самого Господа. Не каждый ли день мы молимся к Отцу небесному: да будет воля Твоя, а воля Его не знает зла. Желает ли зла отец сыну своему, ищет ли мать злополучия и бед дочери своей? Так и Отец наш небесный никогда не хочет зла людям, а все им посылает ко благу их самих. Если же когда и попускает печали, то для того только, чтобы мы не гордились; если и наказывает нас, как наказывает отец сына своего, то для того, чтобы мы с благоговением и страхом ходили перед Ним и исполняли заповеди Его. Скорбящий. Если печали и посылаются нам по благой воле Господа, то они все-таки печали, и нельзя человеку не скорбеть и не плакать от них. Бедствие есть наказание за грехи, как же не печалиться от него? Утешающий. Правда, что часто Господь, казня нас за грехи наши, посылает нам бедствие. Но несмотря на это, Он по благости Своей и тогда не желает нам зла. Посмотри на врача. Иногда он приказывает пить самые горькие лекарства, иногда режет, жжет и причиняет страшную боль, а зачем? Затем, что невозможно вылечить без этого; хочет тебе врач не болезни, а здоровья, не смерти, а жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мудрость Соломона устами мертвых также поучает нас. Какая польза нам в гордости, богатстве и величии былом? спрашивают мертвые. Все прошло как тень, как молва преходящая, отвечают они. Оставляет ли след корабль, плывущий по волнам, или птица, рассекающая воздух? так и мы прошли бесследно. И вот, говорю, западет ли нечистое желание в душу, страсть ли станет волновать ее, спроси мертвых, именно жителей Содома, горящих в огне неугасимом; они скажут: если хочешь спуститься в эту геенну и вечно мучиться тут, иди и делай. Захочешь ли пировать каждый день, спроси мертвых, того богача, который просил у Лазаря одной капли воды для утоления жажды. Желаешь ли поднять гонение на невинных, спроси фараона, погибшего в море. Думаешь надеяться на богатство, спроси богача евангельского, говорившего душе своей: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя, – кому же достанется то, что ты заготовил?» 95 Последуем, возлюбленные слушатели, еще за израильтянами, идущими из Египта в землю обетованную и посмотрим как приносят жертву; они по повелению Моисея и Аарона закалывают ягненка в жертву за грехи всех. Потом кровь ягненка собирают в сосуд, а тело его сжигают вне стана. Наконец пепел сожженного ягненка разводят в чистой воде и этим пеплом и кровью окропляют всех. Таким образом люди очищались от грехов своих. Что же означала жертва ветхозаветная – ягненок, дрова, кровь, вода и пепел? Апостол Павел говорить, что она была прообразованием Самого Спасителя, принесшего Самого Себя в жертву за грехи мира: Если кровь тельцов и козлов, и пепел телицы чрез окропление освящает оскверненных, то кольми паче кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел. 96 Теперь спросим только одно: что же прообразовал пепел? Он служил прообразованием смерти Христовой: Христос положен был во гроб, как бы имеющий обратиться в прах земной; тот же пепел служит прообразом и нашей смерти, после которой мы должны обратиться в землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не бойся! Приступи без сомнения и с верою! Хорошо делаешь, что боишься, но худо, что бегаешь от чаши Христовой. Бог – не враг тебе, а врач: Он хочет исцелить тебя, а не погубить. Бог – не супостат тебе, а Отец: Он желает дать тебе жизнь, а не умертвить. Бог – не зверь и губитель, а милосердный Благодетель: Он желает тебе спасения, а не погибели; зачем же ты бежишь от Его Божественной чаши? Лучше для тебя принять сие духовное врачевство и исцелиться, нежели убежать от врачевства сего и впасть в еще более неисцельные болезни греховные и погибнуть. Причастник чаши Господней с Самим Христом сочетавается, – так говорит Сам Господь наш: ядый Мою плоть и пияй Мою кров во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин.6:56 ). Соединиться с Самим Христом, Христа в себе иметь и самому быть во Христе! что выше сего? Что дороже? Что лучше? – Ведая сие, будем, возлюбленные, чаще приступать к чаше Господней, хотя мы и недостойны ее; по милосердию Божию будем достойны, когда очистим себя, по мере сил наших, от всякия скверны плоти и духа, и положим твердое намерение и обет не возвращаться больше к прежним грехам. (Из Творений святителя Димитрия, митрополита ростовского, сн. «Троицк, лист.» 308). Неделя 15-я по Пятидесятнице Однажды, рассказывается в евангелии, к Иисусу Христу подошел один законник и спросил Его: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как себя самого. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф.22:36–40 ). Такова заповедь Спасителя! А нужно ли любить самих себя, об этом как будто бы не говорится. На самом же деле, любовь к самому себе здесь сама собою подразумевается. Она имеет тесную связь с любовью к ближнему, сказано: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Кто не любит самого себя, тот не может любить и других, – в ком нет уважения к себе, тот не имеет уважения и к другим, и наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010