§30. Всякий желающий причаститься должен заботиться также о том, чтобы каждый раз с вечера аккуратно очищать зубы и измывать уста, дабы измывая оные утром, не проглотить воды, и т. обр. не положить препятствия к совершению Таинства. Не запрещается также измывать уста и утром; но сие надобно делать оч. сохранно и с большим вниманием, чтобы не проглотить воды вопреки Уставу Церковному. (Учит. извест.) Впрочем, если бы священник, умываясь утром, сверх всякого чаяния, проглотил часть воды пред обеднею, то сие не должно служить для него препятствием к священнодействию. «Ибо, как справедливо замечает св. Тимофей Александрийский, иначе сатана, обретши случай удалять нас от причащения, чаще стал бы делать с нами тоже самое» (вопр. 16). Надобно только строго наблюдать, чтобы все сие допускалось не иначе, как в чрезвычайных случаях, когда вода попадает в глотку совершенно неожиданно и непредвиденно; иначе если в этом случае будет хоть малейшая неосторожность или преднамеренное невнимание и явное нерадение, то священнослужение должно быть откладываемо в самых даже экстренных обстоятельствах. (Дополнение к учит. извест.). §31. Время служения литургии по Уставу Церковному полагается у нас в третий час дня, т.е. в девятый час утра по нашему счислению обыкновенному. (Сравн. Нов. скриж. ч. 2, гл. 6. §4). Но кроме этого литургия может быть совершаема и раньше и позже этого, смотря по надобности или по принятому обыкновению. Надобно только наблюдать, чтобы сие было не прежде рассвета и не после полудня. Из сего правила исключаются впрочем следующие дни, в которые литургия должна быть совершаема: 1) ранее обыкновенного, а именно в Рождество Христово, Богоявление, Пасху (в которую литургия совершается обыкновенно в самое глубокое утро, иногда спустя час по полуночи), и неделю Фомину; и 2) позже обыкновенного, во все дни, когда литургия совершается вместе с вечернею, как-то, в Навечерие Рождества Христова и Богоявления, во дни великопостные, когда совершается Литургия Преждеосвященных даров, в Великую Субботу, в Пятидесятницу и наконец в праздник Благовещения, когда он приходится в течение Великого поста и когда обедня в оный совершается вместе с вечернею. (Сравн. Новая Скриж. ч. 2, гл. 6, §4. Симеона Фессалонитск. отв. на вопр. 5, Церков. Устав о сих делах). В Великий Четверток, хотя обедня тоже совершается вместе с вечернею, но начинать ее по уставу полагается в 8-й час дня ради причащающихся. (Дополнение к учит. известию).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Таким же образом, хотя божественная энер­гия и различна от божественной сущности, но в сущности и энергии - одна божественность Бога. И не только одна, но и простая, ибо какое сложение движущегося с движением или, - по-другому говоря, - действующего и действия? Ибо и остановившийся не сложен по причине стояния» . Здесь важно обратить внимание на замечание Григория, имеющее принципиальный характер для понимания его учения о Божественной энергии: действующий и действие различаются друг от друга не как противоположности . Переходя к второй цепочке отношений - связи причины с ее результатом, или как это рассматривает Палама, энергии и энергемы, - Палама фиксирует, что они соотносятся в данном случае как противоположности , т.е. как тварное и нетварное . При этом Палама учитывает, что энергия иногда логически - но не онтологически! - отождествляется со своим результатом (о возможности такого употребления упоминает Иоанн Дамаскин ). Проводя различие между энергией и результатом, Палама разъясняет и этот принципиально важный момент. В трактате О божественных энергиях и их причастии, 23 Палама пишет: «Называется же в особенном смысле энергией и употребление [в дело] внутренне присущей [природе] силы, а бывает, что и результат этого примене­ния. Так что результат - всегда тварен (или, ско­рее, в большинстве случаев), а вот применение и энергия, которую мы называем силой, по отношению к тварному и нетварному соответствуют всегда друг другу» . Сформулировав положение о том, что результат энергии всегда тварен, Палама делает оговорку («в большинстве случаев»), указывающую именно на те случаи, когда об энергии и ее результате говорится омонимически (т.е. на основе логического, а не онтологического тождества). Этот момент разъясняет сам Палама несколько выше (7): «Мы же научились от отцов почитать нетварны­ми все энергии Божии, если только кто не назовет омо­нимично энергией дело (νργημα), то есть результат (τ ποτλεσμα)» . В свое время Г. Вольфсон, пользуясь указаниями Василия Великого (PG 29, 17BC), отметил три фундаментальных отличия христианской концепции творения от языческой теории эманации: во-первых, эманация происходит из Бога, тогда как творение - ex nihilo; во-вторых, эманация - вечный процесс, тогда как творение имеет место во времени; в-третьих, эманация - природный процесс, тогда как творение есть преднамеренный акт воли .

http://bogoslov.ru/article/494125

Св. Григорий Палама, митр. Солунский, поборник православного учения о фаворском свете и действиях Божиих Источник Аз предъиду пред Тобою славою Моею. Невозможеши видети лица моего; не бо узрит человек лице мое и жив будет. ( Исх.33:13–23 ) «Аще очистиши прилежанием жития сотворшуюся на сердце твоем скверну, паки возсияет ти Боговидная доброта». (св. Григорий Нисский . Добротолюб. ч. 2 стр. 87.) «Возсияй ми Богоначалие Трисолнечное сиянми Твоих Богодетельных озарений, еже паче ума Богоначальная твоея светлости». (Октоих Троичн. Канон, гл. 1, песн. 4, троп 1.) «Палама доказывал свое мнение не умозаключениями и геометрическими выводами (ибо он и не мог того, что выше нас, доказывать тем, что у нас), но мнениями св. мужей и ученнейших богословов. Он пространно говорил, что свет, воссиявший на Фаворе ученикам, есть слава Божия, и величие, и свет Божества, и Божество, и природный и вечный свет Божий». Иоанн Кантакузен. Canmacuz. Vol. 1, pag. 552. Святой Григорий Палама, митрополит Солунский Святой Григорий Палама есть один из великих подвижников благочестия Христианского, учителей и ревностных защитников Греческой церкви в борьбе ее с папизмом за православие и свою самостоятельность. Но его высокие подвиги монашеские, его непоколебимая ревность по православию против Западной церкви, не уступающая ревности Фотия и Михаила Келуллария, многочисленные, во многих отношениях полезные для богослова творения этого отца Церкви доселе, к сожалению, не пользуются полной известностью и у просвещенных сынов православной Церкви. Ни один, можно сказать, поборник Веры и благочестия православной Греческой церкви вообще не испытал столько клевет и не справедливых обвинений в отступлении от православия и правил подвижничества, как святой Григорий Палама . Не только современные ему западные, но и восточные историки и богословы старались затмить высоту подвигов этого святого мужа, находить в его творениях много ересей, как следствие отделения Восточной Церкви от единства с Западной 1 . И в новейшее время, даже в некоторых общеупотребительных сочинениях нашего отечества, св. Григорий Палама и его сообщники называются сектой, под именем Паламитов и Исихастов, получившей начало свое будто еще в XI-м веке 2 . Само собой разумеется, что такие взгляды историков и богословов, особенно западных, на деяния и учение св. Паламы не только касаются его одного, но в его лице оскорбляют православие всей Восточной Церкви (14-го века), которого он был тогда главным защитником.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

1201 . Spiteris Y. La mariologia di Gregorio Palamas//Lateranum. 1969. 62(3). 553–584. 1202 . Theodoroudis G. γπη κατ τν Γρηγριον τν Παλαμ ν// Κληρονομι. 1986. 18(1). 147–160. Философия и антропология 1203 . Бояджиев Ц. Паламитските спорове//Он же. Две университетски лекции. В. Търново 1997. 42–95. 1204 . Васина М. В. Спор Варлаама Калабрийского со св. Григорием Паламой о Бо- говидении и русская религиозная философия//Начало. СПб. 1999. 8. 248–252. 1205 . Данков Е. Св. Григорий Палама и християнската философия на исихазма//Богословски вестник. 1996. 3. 1–5. 1206 . Данков Е. Онтологичният модел на исихазма в контекста на дискусията между св. Григорий Палама , калабрийския монах Варлаам и Акиндин//Българи в Италия и италианци в Българии. Приноси. София 1997. 163–179. 1207 . Каприев Г. Място и смисъл на философията в учението на Григорий Палама //Он же. Byzantica minora. София 2000. 170–179. 1208 . Каприев Г. Св. Григорий Палама //Он же. Византийската философия: Четири центъра на синтеза. София 2001. 245–296. 1209 . Киприан (Керн) , архим. Антропология св. Григория Паламы . Париж 1950. 444. с предисл. А. И. Сидорова : М. 1996. 449. 1210 . Красиков С. В. Аподиктический силлогизм как метод катафатического богословия у Григория Паламы и Никифора Григоры//Verbum. 3. 9 .1524). 218–224. 1211 . Красиков С. В. Григорий Палама как защитник аристотелевских силлогизмов в теологии//Мир Православия. 4. 125–130. 1212 . Макаров Д. И. Проблема человека в мировоззрении Григория Паламы //АДСВ 1997. 28. 79–92. 1213 . Макаров Д. И. Место антропологических идей св. Григория Паламы в контексте византийской гомилетики на праздник Преображения (VII-XIV вв.) и в традиции афонского исихазма//Verbum. 3. 9 .1524). 224–249. 1214 . Успенский Ф. И. Философское и богословское движение в XIV веке (Варлаам, Палама и их приверженцы)//ЖМНП 1892. 279. Янв. 2. 1–64; Февр. 348–427. 1215 . Христов Ив. Битие и съществуване в дискусията за метода между св. Григорий Палама и Варлаам//Хуманизъм. Религия. Култура. С. 1997. 37–49.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

210 Вероятно, Палама намекает здесь на непередаваемость мистического опыта даже при близком общении охотника с анахоретом (см. ниже). 215 Палама вставляет некое подобие обязательного для агиографии своего времени риторического финала жизни святого. 225 В данном контексте при описании любви Палама с одной стороны использует яркий поэтический образ τ παιδικ – κντρα γπης (ср. Eur., Hipp. 39; Soph., Phil. 1039 ; а также Plat., Phaedr. 251e), с другой стороны – говорит о крыльях души, что имеет явную параллель в «Федре» Платона (Plat., Phaedr. 246а sqq.). Особое внимание здесь следует обратить на определение крыла у Платона: Πφυκεν πτερο δναμις τ μβριθς γειν νω μετεωρζουσα τ τν θεν γνος οκε· κεκοιννηκε δ π μλιστα τν περ τ σμα το θεου, τ δ θεον καλν, σοφν, γαθν, κα π ν τι τοιοτον· τοτοις δ τρφεται τε κα α ξεται μλιστα γε τ τς ψυχς πτρωμα, ασχρ δ κα κακ κα τος ναντοις φθνει τε κα διλλυται. «Крылу от природы свойственна способность подымать тяжелое в высоту, туда, где обитает род богов, причем изо всего, что связано с телом, оно каким-то образом более всего приобщено к божественному; божественное же прекрасно, мудро, благо и всё тому подобное, – именно этим питается и увеличивается окрыленность души, а от противоположного, то есть от безобразного, дурного, она чахнет и гибнет» (Plat., Phaedr. 246d-e, пер. А. Н. Егунова цитируется по изданию: Платон, 1989). 227 Для усиления высказывания автор использует двойное отрицание: «является не малым богатством и не тем сокровищем, которое не обогащает». 228 Палама детально описывает спровоцированный бесом приступ эпилепсии. Описание это весьма «физиологично» и выдает некоторые познания в области медицины. 232 Палама опускает имя монастыря – «Климентов», – так как вероятно не знает, что это старое название Ивирона, а, возможно, из-за стремления к абстрактности повествования (см. выше). 237 Палама следует одной из двух рукописный семей Жития Николая Монаха» дающей этимологически прозрачное чтение «Фотокомис» вместо непонятного оригинального «Фокомис».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

20. Ср.: Лосский В. A 1 " image et a la ressemblance de Dieu. P.73. 21. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,2-3.//Соч. Т.1. С.31; Пападопулос А. ευοο ε ο υο ου ου οου ου//ο ο , εο [ " Пневматология в исихазме Григория Паламы "http://" Григорий Палама " (журн.)] (ноябрь-декабрь 1970). С.509. 22. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,5,6//Соч. Т.1. С.32-33; Ср.: Мейендорф И. La procession du Saint Esprit chez les Peres orientaux//Russie et chretiente [Исхождение Святого Духа у восточных отцов//Россия и христианство]. 1950. Р.176. 23. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,6//Соч. Т.1. С.33-34. 24. Там же. 1,7. С.34. 25. Ср.: Он же. Возражения на избранные места Иоанна Векка 2//Соч. Т.1. С.163-164. 26. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,7//Соч. Т.1. С.34-35; Т.2. С.38; Эпилог 7. С.73. Ср.: Григорий Нисский, свт.//PG 45,180ВС. 27. Ср.: Евдокимов П. L " Esprit Saint dans la tradition orthodoxe. C.42. 28. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,8//Соч. Т.1. С.36. 29. Ср.: Там же. 10. С.37. " Только от Отца " всегда считалось на Востоке подлинным выражением учения Церкви об исхождении Святого Духа. Лишь в конце прошлого столетия русский историк Болотов в переговорах со старокатоликами развил теорию, по которой " от единого Отца " и Филиокве - не более как теологумены, соответственно, Восточной и Западной Церкви и как таковые не могут считаться решающим препятствием (impedimentum dirimens) к единению Церквей. Его установка, похожая на установку Варлаама, высказанную перед папой Венедиктом XII, вызвала живую реакцию со стороны многих других богословов, которая продолжается и до наших дней. См. об этом: Thesen uber das Filioque (von einem russischen Theologen)//Revue internationale de theologie. VII. Bern, 1898 [Тезисы о Filioque (одного русского богослова)//Международное богословское обозрение. Т.6 (октябрь-декабрь). Берн, 1898]. С.681-712; Лосский В. A 1 " image et a la ressemblance de Dieu. С.68. 30. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова. 1,13//Соч. Т.1. С.39.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/158/...

30. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова. 1,13//Соч. Т.1. С.39. 31. Филофей, патр. Λγος εγκωμιστικς εις τον Γρηγριον Παλαμαν. Ομλιαι. Ιερουσαλημ, 1857. Σελ.55 [Похвальное слово Григорию Паламе. Проповеди. Иерусалим, 1857. С.55]. 32. Григорий Богослов, свт. Слово 40,43//PG 36,419В; См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,12-12//Соч. Т.1. С.39. 33. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.39. Ср.: Он же. 1 к Варлааму 14//Соч. Т.1. С.232. Надо заметить, что не случайно первое столкновение св. Григория с Варлаамом произошло именно по поводу толкования этих слов св. Григория Богослова. Толкование Варлаама в первой рецензии его полемических сочинений против латинян снова всплывает в его проекте единения и является как бы зародышем всего его богословствования. Он с самого начала оказывается не в состоянии видеть различие между богословием и домостроительством, то есть между общим началом творения и единым началом внутри-троичного бытия. Таким образом, он стоит на позиции латинского богословия. Это не могло не обратить на себя внимания св. Григория Паламы, и он не мог не увидеть опасности, которую таит в себе подобное неразличение. Поэтому его толкование слов св. Григория Богослова полагает основание всему его дальнейшему богословскому видению. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.38, сноска; Giannelli С. Un progetto di Barlaam per l " unione delle chiese//Miscellanea G. Mercati III. Citta del Vaticano, 1946; Джанелли К. Варлаамов проект церковного единства//Смесь [т.е. Сборник, посвященный] Дж. Меркати, III. Ватикан, 1946; [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину I,2//Соч. Т.1. С.204; К Варлааму I,14,16 и далее. С.232-235; 20. С.235-236; См. также: Христу П. Введение//Григорий Палама, свт. Соч. Т.1. С.18; Там же. С.183. См.: Schiro. Barlaam Calabro. Epistole grehce. Epist.I. Palermo, 1954. C.77 [Скиро. Варлаам Калабрийский. Греческие письма. Письмо I. Палермо, 1954. С.77]. 34. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.40.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Григорий Палама , как и Григорий Синаит , происходил из земель Малой Азии. Но, в отличие от Синаита, его юность была связана с Константинополем, где при императорском дворе Палама получил образование. Оба его учителя, и светский, и религиозный, приобщили юношу к практике безмолвной молитвы и привили ему вкус к созерцательному уединению. В двадцатилетнем возрасте Палама отправился на Афон, где принял монашество в Лавре св. Афанасия. Последующие десять лет он провел в скиту Глоссия, предаваясь практике исихии. Нашествие турок-османов заставило Паламу перебраться со Святой Горы в Солунь, где он был рукоположен в иереи. Но священническому служению Палама все же предпочел индивидуальное углубление в практику исихии. Опираясь на изучение источников, болгарский исследователь П. А. Сырку охарактеризовал то состояние, в котором обычно пребывал Палама в годы, проведенные в Солуне: «Случалось так, что иногда он весь как бы погружался в глубокое безмолвие и тишину. В часы же, следовавшие за его затвором, а особенно после литургии, лицо его было таким, словно на нем играл дивный свет Божественный» 61 . Впоследствии Палама был избран игуменом Эсфигменского монастыря. Дальнейшая его жизнь оказалась сопряженной с полемической борьбой против сторонников теологического рационализма. Как отмечает Г. М. Прохоров, яркая личность Григория Паламы затмевала всех его соратников и наиболее соответствовала этапу теоретического обоснования и диспутального утверждения исихастского учения 62 . Лидером теологического рационализма в Константинополе выступал в 1330-х гг. ученый-богослов Варлаам Калабрийский (мирское имя – Бернардо Массари). Грек по этнической принадлежности, он происходил из семейства, прочно укоренившегося на юге Италии, в области Калабрия, и звался в миру на итальянский манер Бернардо. Он был образован в области античной философии, ценил Пифагора, Платона, Аристотеля и считал себя последователем Фомы Аквинского. Его перу принадлежали многие философские произведения, в частности, «Этика стоиков», «Логика». Благодаря таланту красноречия, ему удалось изрядно продвинуться при императорском дворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий Палама, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память II июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория Паламы вместе с его сестрами также приняла монашество. После преставления старца Никодима инок Григорий Палама проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь Гигорий Палама прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить Григория Паламу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. «покой», «молчание»), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель Григорий Палама полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией Гигорий Палама перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника. Свои обязанности пресвитера святой Григорий Палама сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал богослужение и произносил проповеди.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4162...

После этого периода подвига и молитвы, продолжавшегося около двадцати лет (1313–1337), наступили годы богословской борьбы (1337–1347). Палама не начал ее, но он счел себя обязанным принять в ней участие, побуждаемый к этому духовными вождями Святой Горы, чтобы защитить монахов исихастов (безмолвников) и православную духовную жизнь вообще, подвергаемых клеветам и осмеиваемых калабрийским философом Варлаамом, который нападал на «Иисусову молитву» и на созерцательную жизнь как таковую во имя платонизирующего спиритуализма и интеллектуализма человека эпохи Возрождения 7 . Палама держался в начале полемики в рамках духовных и антропологических вопросов, как умная молитва и «молитва Иисусова»; человек, созданный в своей целостности по образу Божию; участие тела в духовной жизни; познание и видение; озарение и благодать; единение с Богом и обожение. Спор приобрел, однако, сравнительно скоро преимущественно богословский и даже метафизический характер. Пройдя через вопросы о благодати и о Свете Преображения, он сосредоточился на проблемах несозданных Божественных энергий и сущности Божией, на вопросе Божественной простоты наконец. Никогда, однако, Палама не перестает быть прежде всего духовным писателем, мистиком, богословом обожения человека и видения несозданного Света. Его полемика не принимает никогда абстрактного и отделенного от духовной жизни характера, не становится сухой и рационалистической диалектикой. Палама борется за «молитву Иисусову», за подлинность видения Божественного Света, за действительность единения человека с Богом. Далее, после долгих лет (1340–1351) богословской борьбы на Соборах, торжества и осуждения, церковного отлучения даже, изгнания и тюрьмы, учение Паламы окончательно принимается Церковью и признается православным на Соборе в Константинополе в 1351 году. За четыре года до этой окончательной победы Палама был избран в 1347 году архиепископом Фессалоникийским. Он занимал эту епископскую кафедру в течение двенадцати лет вплоть до своей смерти в 1359 г. Здесь он проявил себя великим пастырем душ человеческих, красноречивым проповедником, глубоким по содержанию и вместе с тем доступным для народа, примирителем во Христе противоположных партий и социальных классов, которые боролись между собою в его дни в Фессалониках, защитником бедных и угнетенных от богатых и сильных 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010