i На помянутое Божественное умное делание и хранение сердечного рая (никогда никто из правоверующих не дерзнул произнести хулы, но всегда все относились к нему с великою честию и крайним благоговением, как к вещи, исполненной всякой духовной пользы. Но начальник злобы и супостат всякого благого дела — диавол, видя, что наиболее чрез это делание умной молитвы монашеский чин, избирая благую часть, сидит неотторжною любо–вию у ног Иисусовых, преуспевая в совершенство Его Божественных заповедей, и чрез то делается светом и просвещением миру, начал таять завистию и употреблять все свои козни, чтобы опорочить и похулить это душеспасительное дело и, если можно, совершенно истребить с лица земли. И этим еще диавол не удовольствовался, но нашел в Итальянских странах Калабрий–ского змия, предтечу антихристова, гордостию во всем подобного диаволу, еретика Варлаама, и, поселившись в нем со всею своею силою, подвиг его хулить нашу православную веру. Что же успел своим начинанием началозлобный змей с сыном погибели, треклятым еретиком Варлаамом, которого, как я сказал, научил он на хуление против священной умной молитвы? Возмог ли его хулением помрачить свет этого умного делания и, как он надеялся, до конца истребить? Никак. Но болезнь его обратилась на главу его. В то время великий поборник и предстатель благочестия, пресветлый между святыми, отец наш Григорий, архиепископ Фессалонитский, Палама, который в совершенном послушании и непрестанном священном упражнении умной молитвы, как солнце, просиял на св. Афонской горе дарованиями Св. Духа, еще прежде возведения на архиерейский престол этой Церкви, в царствование Божественнейшего царя Андроника Палеолога, в царствующем граде, во именитом великом храме Премудрости Божией, на Соборе, собравшемся против вышепомянутого еретика Варлаама, исполнившись Духа Божия, облекшись в непреоборимую силу свыше, отверстые на Бога уста того заградил и вконец посрамил и все его хуления огнедухновенными словами и писаниями сжег и в пепел обратил. И всею Соборною Божиею Церковию этот Варлаам еретик с Акиндином и всеми своими единомышленниками трижды предан анафеме. Но и доныне тою же Церковию ежегодно в Неделю Православия, вместе с прочими еретиками, он проклинается гак: «Варлааму, и Акиндину, и последователям, и преемникам их — анафема (трижды)».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=802...

Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Сейчас в разделе 1215  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 118  голосов:  4.7 из  5) Всеблаженного архиепископа Фессалонитского Григория Слово в защиту священнобезмолвствующих. Издательство: «Азбука веры» Год издания: 2019 Свт. Григорий Палама. “Триады в защиту священнобезмолвствующих” –:– 78:07 Стоп через Рекомендуемые аудио 7 комментариев Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/audio/triady-v-zashhitu...

Ты это сделай, а то мне долго… Поэтому я и прошу помощников, чтобы они, так сказать, физически осуществили. Всякий смысл есть смысл чего-то; следовательно, всякий смысл есть сказуемое (А. Ф. говорит по поводу стоиков с радостной улыбкой, как находку). Так к апофатике катафатика подходит и наоборот. Вот тебе и Палама, память которого завтра мы будем отмечать. «О фессалонитский предстоятель, православия светильниче…» После смерти он был очень быстро объявлен святым. Ведь он копнул самые основы. Всё, вообще говоря, уже высказывалось и раньше, совершенно обоснованно, но у Паламы выражено с такой максимальной убедительностью, что выше и Максима, и Дионисия. Варлаам, с которым Палама спорил, был какой-то предшественник Канта. Фаворский свет для него субъективное ощущение, Богу его приписывать нельзя. Варлаам первый кантианец. Вот тут-то, возражая ему, Византия и высказала свое последнее слово. Заметь, что все эти дни поста и построены на явлении неявляемого. Первое воскресение Четыредесятницы — почитание икон, второе — света Фаворского. Он ведь не каждому является. А на высоте подвига является. Дальше пойдет крестопоклонная неделя, опять явление креста в мире, не всякому очевидное. Я в молодости упражнялся в инакомыслии, но ничего не вышло, я никого не убедил, только выгнали отовсюду. Я живу теперь в моей иррелевантной сфере, никому не мешаю. Мы же люди редуцированные. – Как?! Как концы слов редуцируются. Мы же не может делать всего что хотим. [На краю жизни бывают] всякие предсмертные видения. Умирающие о них не сообщают. Мне о. Павел Флоренский говорил: незадолго до момента смерти глаза умирающего устремляются куда-то вдаль. Это несомненно приближение смерти с косой. Появляется сознательный, упорный взгляд. Но люди ничего не говорят. И я тоже стал наблюдать, расспрашивать — ну, как кто умирал. Не настойчиво, а стараясь, чтобы сами сказали. Знаешь, очень часто, почти в половине случаев, оправдывается то наблюдение о. Павла. А то, говорят, просто глаза были закрыты. Или: глаза добрые, прощался. Но если прощался, значит, были еще не последние секунды жизни! А вот в последние секунды? Как-то мне одна знакомая говорит: «Александр Александрович перед смертью далеко-далеко куда-то посмотрел и ничего не сказал». Так что последняя минута — это тайна, которую никто не знает. Разве священнику кто покается. Многие верующие умирают, правда, без приглашения священника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

     Вторая причина установления Святой Четыредесятницы заключается в том, чтобы все христиане почитали этот пост и он являлся бы для них общим и всенародным прибежищем покаяния. Если и на всякий день покаяние необходимо, то еще более оно потребно в то время, когда воспоминаем Христа, страдавшего за наши грехи. Время покаяния будет для нас благоприятно, когда мы вступим на поприще поста по той же причине, по какой Иисус Христос вступил на подвиг страдания, и за что Христос умер, за то и мы должны умерщвлять и распинать плоть свою.      Третья причина состоит в том, чтобы каждый христианин святым постом предочистил и приуготовил себя к достойному вкушению Пасхи, т.е. к надлежащему приобщению Тела И Крови Христовых, лишение которых в те дни, когда Святая Церковь поет: " Христос - наша Пасха " , будет делом не христианским.      Четвертая причина заключается в том, чтобы исполнились на нас слова Христовы: Когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься (Мф. 9, 15). Но что означает отнятие Жениха, как не страдание и смерть Христа? Когда по Вознесении Господнем отнят был Жених - Христос, лишение это не исполнило учеников Его такою скорбью, какая была при Его смерти. Посему исполнение вышеупомянутых слов Христовых особенно относится ко времени воспоминания о страданиях Господа и смерти Его.      Пятая причина состоит в том, что сорокадневный пост и есть та самая десятина, десятая часть года, которая приносится в жертву Богу, как о сем назидательно богомудрствуют святые отцы Церкви: святитель Василий Великий, авва Дорофей, преподобный Кассиан Римлянин, блаженный Симеон Фессалонитский и другие. 2. О четырех постах, совершаемых в течение года Матерь наша. Святая Церковь Христова, установила для нас, чад своих, четыре поста, дабы мы неизменно соблюдали оные в продолжение каждого года. Вот основание сего.      Первое основание. У пророка Захарии мы находим: И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца, и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир (Зах. 8, 18-19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Вторая причина установления Святой Четыредесятницы заключается в том, чтобы все христиане почитали этот пост и он являлся бы для них общим и всенародным прибежищем покаяния. Если и на всякий день покаяние необходимо, то еще более оно потребно в то время, когда воспоминаем Христа, страдавшего за наши грехи. Время покаяния будет для нас благоприятно, когда мы вступим на поприще поста по той же причине, по какой Иисус Христос вступил на подвиг страдания, и за что Христос умер, за то и мы должны умерщвлять и распинать плоть свою. Третья причина состоит в том, чтобы каждый христианин святым постом предочистил и приуготовил себя к достойному вкушению Пасхи, т.е. к надлежащему приобщению Тела И Крови Христовых, лишение которых в те дни, когда Святая Церковь поет: " Христос - наша Пасха " , будет делом не христианским. Четвертая причина заключается в том, чтобы исполнились на нас слова Христовы: Когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься (Мф. 9, 15). Но что означает отнятие Жениха, как не страдание и смерть Христа? Когда по Вознесении Господнем отнят был Жених - Христос, лишение это не исполнило учеников Его такою скорбью, какая была при Его смерти. Посему исполнение вышеупомянутых слов Христовых особенно относится ко времени воспоминания о страданиях Господа и смерти Его. Пятая причина состоит в том, что сорокадневный пост и есть та самая десятина, десятая часть года, которая приносится в жертву Богу, как о сем назидательно богомудрствуют святые отцы Церкви: святитель Василий Великий, авва Дорофей, преподобный Кассиан Римлянин, блаженный Симеон Фессалонитский и другие. 2. О четырех постах, совершаемых в течение года Матерь наша. Святая Церковь Христова, установила для нас, чад своих, четыре поста, дабы мы неизменно соблюдали оные в продолжение каждого года. Вот основание сего. Первое основание. У пророка Захарии мы находим: И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца, и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир (Зах. 8, 18-19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Молитвами преподобных отец Киево-Печерской Лавры и иже во святых отца нашего Григория Паламы , архиепископа Фессалонитского, Господи Иисусе Хрисет, Боже наш, помилуй нас! Аминь. Слово в Неделю 2ю Великого поста 15 марта 1987 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие братья и сестры! Мы сделали уже второй шаг в направлении к празднику Святой Пасхи, к этому празднику Воскресшего Христа, поправшего смерть и обещавшего и нам воскресение из мертвых. Послушаем, что говорит Господь Иисус Христос о Вечной Жизни. Все то, что об этом говорил Спаситель, трудно передать в кратком слове. Поэтому послушаем отрывки из Животворящей проповеди Господа: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин.5:17 ). «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин.5:21 ). Итак, главнейшая для нас деятельность Святой Троицы заключается в том, что Она животворит. Троица – Животворяща. Ее Вечная Жизнь касается и нас в нашем молитвенном и постном подвиге. Эта Вечная Жизнь даруется нам уже теперь, сейчас, в нашей земной жизни. Вот что об этом говорит Христос Спаситель, подчеркивая справедливость Своих слов четырехкратным повторением слова «Аминь», что значит «Истинно». «Аминь, аминь говорю вам: слушающий слово Мое, и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин.5:24 ). О чем говорит здесь Господь, как не о нашем теперешнем земном существовании, потому что мы теперь здесь, на земле, слушаем слово Господа и веруем в Него. Господь, продолжая дальше Свою речь, приоткрывает нам будущее, касающееся бессмертия нашей души. Вот что Он говорит: «Аминь, аминь говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ( Ин.5:25 ). Он объясняет это так: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе… наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин.5:26–29 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА, по которой установлена святая Четыредесятница, состоит в следующем. Соблюдая этот пост, мы тем самым следуем примеру Христа, Который есть Глава наша, постившемуся ради нас сорок дней. В то же время мы делаем это в воспоминание о безвинном страдании Христа, рас­пятого за нас, Его великого праведного страдания, и распинаем свои страсти и похоти. Хотя Христос и не дал на словах заповеди поститься по Его примеру сорокадневным постом, зато подал нам пример. Ибо в другом месте Он говорит: Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин. 13, 15 ). Верховный Петр также говорит: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его ( 1Пет. 2, 21 ). И Апостол Павел также говорит: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас ( Еф. 5, 1–2 ). И снова: Будьте подражателя­ми мне, как я Христу ( 1Кор. 11, 1 ). С этими словами согласуются и свидетельства святых отцов, изложенные в предшествующей главе. ВТОРАЯ ПРИЧИНА. Чтобы все христиане соблюдали Великий пост, как общее и всенародное прибежище покаяния. Покаяние необходимо всегда, но особенно в то время, когда воспоминаем Христа, страдавшего за ниши грехи. Время покаяния благо­приятно для поста по той же причине, по которой Христос принял страдания; и за что умер Христос, за то должны и мы умерщвлять свою плоть. ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА. Чтобы каждый христианин святым постом предочистил и приуготовил себя к достойному вкушению Пасхи, то есть к надлежащему приобще­нию Тела и Крови Христовых, лишение которых во время Пасхи – дело не христиан­ское. ЧЕТВЕРТАЯ ПРИЧИНА. Чтобы исполнились слова Христа: когда отнимется у них Жених, (...) тогда будут поститься ( Лк. 5, 35 ). Но что означает отнятие Жениха? Страдание и смерть Христа. Хотя жених Христос был отнят и по Вознесении Господнем, это принесло не столько скорби, как Его смерть. Поэтому исполнение слов Христа отно­сится в наибольшей мере ко времени воспоминания о ней. ПЯТАЯ ПРИЧИНА. Сорокадневный пост есть десятина года, десятая часть его, приносящаяся в жертву Богу, о чем богомудрствуют Василий Великий , авва Дорофей , преподобный Кассиан Римлянин , блаженный Симеон Фессалонитский в вопросе 52 и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

учителей древлних безпрекословно по предложенным от нашея мерности граматам и писаниям св. отец (т. е. посланному им прежде, «обличению на Выклад») достоверным явити должное послушание;… Мы, брате, писахом твоему преосвященству и пречестному архимандриту и согласия вашего просихом и единомыслия со всею Христовою восточною церковию и нашею мерностию единомудренною о совершении таинства тела и крове Господа… в Божественней Литургии, по древлнему преданию и учению св. апостол и Богоносных отец… а не по новомышленному некиих суемудренных вредисловий… Папы глаголю и кардиналов его и неких иных последователей того папежского каиафскаго бывшаго во Флорентии соседалища». Упомянувши далее посланном им «облачении на «Выклад» и кратко перечислив отеческие свидетельства, которые приводятся в обличии, патриарх продолжает: «вы же нашу к вам отеческую сицевую любовь пренебрегше, вся сия свидетельства святых и столпов св. церкве умолчасте и согласию с нами о сем имети не восхотесте, присобрасте же к своему мнению новых учителей новопечатанныя книги, не от словес св. о сем подлозе, но неразсмотренно, или от чтения чуждестранных латинских – глаголю, книг или от инаго якова случая написавших и вельми о сем согрешаете и ответ отсловный неосмотренно дасте. Понеже подобаше вам, яко мужем ученым и мудрым (аще от нас посланная неверна возмнешася вам) первое испытать обретается ли книга Симеона Фессалонитскаго.... и сей книзе обретавшейся у вас подобаше взяти ю в руки и прочитати, аще возможно (т. е. греческое издание), или чрез инаго слышати, что пишет и глаголет. Но сих же прияти и тетрадь Выклад и прочитати и позвати, аще есть кое подобие словес и мыслей между книгою Симеона Фессалонитскаго и между глаголемою Выклад книжицею игумена Феодосия». Сказавши далее, что им следовало также сличить и другия свидетельства Выклада с самыми сочинениями, из которых оне заимствованы и заметивши потом, что в сомнительных случаях нужно обращаться к древним книгам греческим и славянским, а не новым, – патриарх делает подробный разбор свидетельств, на которые ссылались в своих ответных граматах киевские представители духовенства в защиту Выклада 564 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Канон святому Ирмос: Отроков благочестивых в печи/Дитя Богородицы спасло:/тогда – прообразуемое, а ныне – действующее;/всю вселенную созывает Он петь Тебе./Пойте Господа, творения,/и превозносите во все века! Предстоиши ныне престолу Всещедраго,/яко богословов подобный,/и сим единонравный всемудре Григорие,/Фессалонитский председателю, иерархов доброто,/светло украсився славою священноначалия,/Богу и ныне служа. Предстоишь ты ныне престолу Всемилосердного,/как один из великих богословов,/и единый с ними нравом, всемудрый Григорий,/Фессалоникийский предстоятель, иерархов красота,/блистательно украшенный славою священноначалия,/и ныне Богу служащий. Ведый чистое твоего помышления Бог,/и прежде чрева, и прежде зачатия,/верному возглагола божественному царю яве,/Церкве необоримаго быти тя поборника:/темже правильным извеством,/миром запечатлен еси священноначальства. Зная чистоту помышления твоего/и прежде чрева, и прежде зачатия,/Бог ясно возвестил верному боголюбивому царю/о тебе, как о непобедимом Церкви защитнике;/потому по незыблемым канонам ты был запечатлен/мvpoм архиерейства. Побеждается яве и бедствует/собрание Поликиндина дланию твоею,/и мудрыми твоими глаголы,/преславне Григорие, Фессалонитский председателю:/и яко исчезает дым, исчезе гнилое безумие,/твоим громогласным и Богословным языком. Явно побеждается и терпит бедствие/собрание Акиндина многобедственного/дланью твоею и мудрыми твоими речами,/преславный Григорий, фессалоникийский предстоятель;/и, как исчезает дым, рассеяно гнилое скопище/твоим громогласным и богословским языком. Богородичен: Слово Божие в Тебе Дево,/человеческое естество погружаемое страстьми,/возобрази крайнею благостынею:/и все обнови и посвяти:/темже Тобою спасени,/Тя славословим во вся веки. Богородичен: Слово Божие в Тебе, Дева,/естество смертных, страстями погребенное,/преобразило по крайней благости/и все обновило и освятило;/потому, благодаря Тебе спасенные,/мы славословим Тебя во все века. Песнь 9. Ирмос: Ужасеся о сем Небо,/и земли удивишася концы,/яко Бог явися человеком плотски/и чрево Твое бысть пространнейшее Небес,/тем Тя, Богородицу,/Ангелов и человек чиноначалия величают.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Иже от Бога свыше Божественную благодать восприемь,/славне Григорие ,/и Того силою укрепляемь,/евангельски шествовати изволил еси./Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне,/Егоже моли,//да спасет души наша. Перевод: Восприняв от Бога свыше Божественную благодать, славный Григорий, и Его силой укрепляем, ты жил в соответствии с Евангелием. Поэтому у Христа получил награду за труды, всеблаженный, Его же моли о спасении душ наших. Григорию Паламе , архиеп. Фессалонитскому, глас 8 Православию наставниче, святителем украшение,/богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче,/Солуню великая похвало, проповедниче благодати,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Перевод: Православия учитель, святителей украшение, богословов защитник непобедимый, Григорий чудотворец , Салоник великая хвала, провозвестник благодати, моли Христа Бога о спасении душ наших. Григорию Чудотворцу, еп. Неокесарийскому, глас 8 В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая,/тезоимение стяжал еси исправления,/но молися Христу Богу, отче Григорие ,/просветити души наша,//да не когда уснем в смерть. Перевод: В молитвах бодрствуя (от греч. γρηγορω — бодрствую) и чудеса творя, ты стал именоваться по делам своим. Но молись Христу Богу, отче Григорий, просветить души наши, да не умрем во грехах наших. Гурию, архиеп. Казанскому, глас 4 Правило веры и образ целомудрия,/учителя добрых дел/и наставника спасения даде тя Господь/новопросвещенному граду Казани,/в немже приобрел еси новыя от язык люди/и привел еси я Христови./Сего ради в память твою радостно сошедшеся,/честне празднуем святое твое успение,/ты же, отче наш, святителю Христов Гурие ,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Перевод: Правило веры и образ целомудрия, учителя добрых дел и наставника спасения, даровал тебя Господь новопросвещенному городу Казани, в нем же обрел ты новых людей из язычников и привел их ко Христу. Потому в день памяти твоей радостно собравшись, с почтением празднуем святое твое успение, ты же, отче наш, святитель Христов Гурий, моли Христа Бога о спасении наших душ. Ин тропарь, на перенесение мощей, глас 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010