Это говорит тоже о милости и о любви Божией. Мы колеблемся друг ко другу подойти близко, мы колеблемся общаться на глубинах. Бог не боится, Он отдаётся до конца, на земле — жизнью и крестной смертью, а в вечности — приобщением нас через Христа, силой и благодатью Святого Духа, к Себе Самому… И тогда мы можем понять, что еще давным-давно, за двенадцать веков до Григория Паламы говорил святой Ириной Лионский, что слава, как бы сияние Божие, это человек, достигший полной своей меры. Он говорил также и о том, что наше призвание — так соединиться со Христом, так принять Святого Духа, так быть охваченными Божественным огнем, что мы делаемся со Христом одно тело, Глава которого — Он, но члены которого — мы, так что в конечный день будет только одно человечество, один Человек во множественности лиц, и что этот Человек по отношению к Отцу будет Единородным Его Сыном. Аминь. Электронная библиотека http://www.metropolit-anthony.orc.ru/ Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282 — 1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

http://pravmir.ru/uchenie-sv-grigorya-pa...

В Греции и сегодня первый день поста – выходной. Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а Богослужение особенной продолжительностью. прмч. Андрей Критский В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня» . В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи, Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Православные всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением канона. В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение «колива» т. е. отваренной пшеницы с медом, в память Св. Великомученика Феодора Тирона , оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы). Спас на престоле с припадающим митрополитом Киприаном В первое воскресенье (Неделю) Великого поста совершается так называемое «Торжество православия» , установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы , жившего в 14 веке. Согласно православной вере, он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

Молитвы: Молитва ко Пресвятей Богородице. Тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому, глас 8 Православия светильниче,/Церкве утверждение и учителю, монахов доброто,/богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче,/Фессалонитская похвало, проповедниче благодати,//молися выну спастися душам нашим. Ин тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому, глас 8 Православия наставниче, святителем украшение,/Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче,/Солуню великая похвало, проповедниче благодати,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 8: Премудрости священный и Божественный орган,/богословия светлую согласно трубу,/воспеваем тя Григорие богоглагольниче:/но яко ум Уму первому предстояй,/к Нему ум наш отче настави, да зовем://радуйся проповедниче благодати. Молитва О треблаженная и честная воистину и превожделенная главо, безмолвия державо, монашествующих славо, общее богословов и отцев и учителей украшение, апостолов сподвижниче, исповедников и мучеников безкровный ревнителю и венчателю словесы и деяньми и благочестия поборниче и воеводо взбранный, божественных догматов высокий изъяснителю и учителю, прелести многоразличных ересей потребителю, всея Церкве Христовы предстателю, и страже, и избавителю! Ты и преставлься ко Христу назираеши убо и ныне стадо твое и всю Церковь свыше, болезни различныя исцеляя и словесы твоими вся управляя, и ереси изгоняя, и многообразных страстей избавляя. Приими же и наше сие моление и избави нас от страстей и искушений, и треволнений, и бед, и ослабу и мир и благоденствие нам подаждь, о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава и держава подобает со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Григорие! Приими сие малое моление от нас грешных к тебе прибегающих и теплым твоим предстательством умоли Господа Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Вера рождает веру 26.03.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Святителя Григория Паламы архиепископа Фессалонитского , Седмица 2-я Великого Поста Слово в Неделю 2-ю Великого поста Вторая неделя Великого поста называется Неделей светотворных постов. Смысл поста — достигнуть света Христова не только в Его Пасхе, но узнать, что и сам путь к ней для приносящих истинное покаяние — светотворен. Потому святые отцы сравнивают Великий пост с восхождением на Фавор. В этот день мы совершаем память святителя XIV beka Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, проповедника Божественного света, и преподобных отцев Киево-Печерских в подвиге поста просиявших. Святитель Григорий Палама учил, что Фаворский свет никогда не начинался и никогда не кончается. Но для нас воздержание и молитва могут стать началом исполнения в нашей жизни всей тайны Искупления и возможностью раскрытия благодати, принятой нами в крещении. «Ум должен сойти в сердце», — говорят великие исихасты-молитвенники. Это значит, что человек должен исцелиться покаянием, стать целым, обрести целомудрие — способность целостного исповедания истины и жизни по истине. «Ибо после Воплощения Божия в наших телах, освященных таинствами и соединенных в Евхаристии с Телом Христовым, — свидетельствует святитель Григорий Палама, — мы можем обрести благодать Святого Духа». Эта благодать — слава Божия, исходящая из Тела Христова — в день Преображения опрокинула Его избранных учеников. А теперь, просиявая в сердцах, очищенных от страстей, соединяет нас с Богом, просвещает, обожает и дает отсвет славы, которая будет на телах святых после всеобщего воскресения. Таково наше призвание. Может быть, оно слишком высоко для нас? Но наша вера — мера правдивости нашего сердца. Мы должны, во-первых, осознать, что мы абсолютно недостойны этого света и, во-вторых, что мы не можем жить без него. Наша молитва — выражение нашего самого главного желания — устремленности к Тому, Кто есть Свет, Кто, несмотря ни на какие наши грехи, любит нас.

http://moral.ru/faith/

Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы Проповеди Святитель Григорий Палама и его учение Записи богослужений Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы. 1 Ин. 1, 5 Тропарь святителя Григория Паламы Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися всегда спастися душам нашим. Кондак святителя Григория Паламы Премудрости Священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя Григорие Богоглагольниче: Но яко ум уму первому предстояй, к нему ум наш отче настави, да зовем: радуйся проповедниче благодати. Житие святителя Григория Паламы Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память II июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество. После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками.

http://pravoslavie.ru/1632.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, после Литургии в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском 16 марта 2014 г. 22:56 16 марта 2014 года, в неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Георгий, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братья и сестры! Я всех вас сердечно приветствую со вторым постным воскресным днем, посвященным памяти святого Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. Сегодня во время Божественной литургии читалось подобающее этому дню Евангельское чтение об исцелении расслабленного (Мк. 2:1-12). Этот текст хорошо всем известен, — я только напомню, что речь идет о людях, которые приняли решение во чтобы то ни стало принести больного, парализованного человека к Господу Иисусу Христу, с тем чтобы Он его исцелил. В это время Господь находился в некоем доме. Вокруг была большая толпа, подойти к дому было невозможно, тем более войти вовнутрь; и тогда с большим трудом, взобравшись на плоскую, — как подобало восточным домам не только того, но и нынешнего времени, — кровлю, они решили ее разобрать и спустить носилки с парализованным в комнату, где был Спаситель. Так и сделали, и Господь исцелил этого несчастного человека. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский, имя которого мы сегодня вспоминаем, написал прекрасную гомилию — проповедь, посвященную именно этому тексту. Размышляя о том, что такое «расслабленный», святитель Григорий говорит, что расслабленность происходит в первую очередь через различные наслаждения. Человек расслабляется, становится парализованным — его ум, его воля, его чувства парализуются, когда он отдается страстям. Как замечает святитель Григорий, такого расслабленного невозможно исцелить иначе, как был исцелен физически расслабленный, парализованный человек, — нужна помощь Божия. А чтобы эту помощь получить, нужно разобрать кровлю, разметать черепицу, глину и прочие материалы, из которых она сделана. Ведь без усилий людей, которые взобрались на кровлю и втащили туда парализованного, ничего бы не произошло. Господь не исцелил бы, если бы они стояли где-то вдалеке, в тени от яркого солнца, и ждали. Наверное, ничего бы не произошло; но они употребили огромные усилия. Те, кто был на Востоке, кто был в Иерусалиме, помнят эти восточные дома с плоскими крышами. Не так легко взобраться на такую крышу, а уж втащить за собой парализованного на носилках — огромный труд!

http://patriarchia.ru/db/text/3607818.ht...

28 марта 2021 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее великопостное воскресенье посвящается памяти тех афонских подвижников, которые, углубляясь в молитву, обретали дар внутреннего просветления. Одним из выразителей этого подвига был Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский, который обладал совершенно особыми духовными силами и качествами, но, кроме того, был богословом, человеком просвещенным, и потому афонские практики, связанные со стяжанием Святого Духа, выразителем которых был святитель Григорий, вошли в Предание Церкви в том числе через его личность — как некий величайший образ того, каким становится человек, когда, живя по Божиему закону и устремляясь к спасению, достигает совершенства. Сегодня за Литургией мы читали Евангелие о том, как Спасителем был исцелен расслабленный (Мк. 2:1-12). Это поучительное, как и все слова Евангелия, повествование содержит в себе нечто очень важное для всех нас. Напомню, речь шла о том, что родственники расслабленного желали, чтобы Спаситель исцелил несчастного, но войти в дом было невозможно из-за толпы. Тогда эти люди взобрались на крышу, благо на Востоке, как многие знают, дома имеют плоские крыши, которые в то время не покрывались металлом или другими тяжелыми материалами. Такую крышу легко было разобрать, что и сделали люди, а затем спустили расслабленного к ногам Спасителя. И Господь, видя их веру, говорит расслабленному: «Встань, возьми одр твой и ходи». Этому предшествовали другие слова Спасителя, которые повергли в недоумение слушавших, особенно фарисеев. Господь сказал расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои». И подумали фарисеи — а Господь прозрел их мысли — вот о чем: «Кто же Этот Человек, и как Он смеет прощать грехи?» Ведь только Бог имеет власть прощать грехи, но именно тогда, когда окружавшие Спасителя люди так подумали, Он сказал: «Возьми одр твой и ходи». Действительно, гораздо легче сказать «прощаются грехи», — и неизвестно, простятся они или нет, — но когда расслабленный, то есть парализованный человек, лишенный всякой возможности двигаться, встает, собирает постель и готов идти, то, конечно, величайшее чудо поразило сознание окружающих.

http://pravoslavie.ru/138287.html

  СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ МОНАСТЫРСКОЕ УЧИЛИЩЕ         СРЕТЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ   ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ monastery@pravoslavie.ru " ПРИСТУПИТ ЧЕЛОВЕК, И СЕРДЦЕ ГЛУБОКО " Одна из лекций сербского епископа Афанасия (Евтича), прочитанная в Сретенском высшем православном училище, была посвящена богословскому наследию святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. Необыкновенен стиль лекций владыки Афанасия с многослойностью его языка: это переплетение из русских, сербских, французских, славянских и греческих слов. При подготовке текста мы постарались сохранить эту особенность речи епископа Афанасия там, где это возможно. По техническим причинам греческие слова переданы русскими буквами. Лекция сербского епископа Афанасия (Евтича), прочитанная в Сретенском высшем православном училище 1 ноября 2001 года Сегодня мы будем говорить о святом Григории Паламе и сущности исихазма. Константинопольский Собор 1351 года, со времени которого ныне исполнилось 650 лет, уже ясно и дефинитивно утвердил опыт и богословие исихастов. За 10 лет до того, в 1341 году, был первый такой Собор, на котором Палама и его монахи-афонцы представили Святогорский томос, где была изложена суть их опыта и богословского исповедания против Варлаама. Потом, в 1347 году, был еще один Собор, против Акиндина, а Варлаам уже ушел и стал кардиналом, епископом у папы, а после этого поднял борьбу против исихастского богословия. Так вот, о богословском опыте и оправдании исихазма. Исихазм - конечно, явление не новое. Вы это найдете у архиепископа Василия (Кривошеина) в его книге, а также у Георгия Острогорского, русского византолога, - он остался у нас и сделал блестящую карьеру, придал значительный вес сербской византологии. Сам он русский, но у него было много учеников, в том числе из греков. Он писал об этом примерно в 1936 году, примерно в то же время, что и иеромонах Василий (Кривошеин), даже немного раньше его.

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/evti...

   Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не должны они быть отвлеченными и для нас. Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот свет, о котором нам возвещает Бог — свет, в котором нет никакой тьмы — для нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме. Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви.     Протоиерей Александр Шаргунов, «Великий Пост» ТРОПАРЬ СВЯТИТЕЛЮ ГРИГОРИЮ ПАЛАМЕ    Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися всегда спастися душам нашим. КОНДАК СВЯТИТЕЛЮ ГРИГОРИЮ ПАЛАМЕ    Премудрости Священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя Григорие Богоглагольниче: Но яко ум уму первому предстояй, к нему ум наш отче настави, да зовем: радуйся проповедниче благодати. ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ    Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282—1328). Отец святого Григория Паламы стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий Палама без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий Палама, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память II июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория Паламы вместе с его сестрами также приняла монашество.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Опровергая ересь западных Богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой — тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: «Сказал Бог, да будет свет». Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не должны они быть отвлеченными и для нас. Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот свет, о котором нам возвещает Бог — свет, в котором нет никакой тьмы — для нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме. Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви. Протоиерей Александр Шаргунов, «Великий Пост» ТРОПАРЬ СВЯТИТЕЛЮ ГРИГОРИЮ ПАЛАМЕ Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися всегда спастися душам нашим. КОНДАК СВЯТИТЕЛЮ ГРИГОРИЮ ПАЛАМЕ Премудрости Священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя Григорие Богоглагольниче: Но яко ум уму первому предстояй, к нему ум наш отче настави, да зовем: радуйся проповедниче благодати. ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282—1328). Отец святого Григория Паламы стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий Палама без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4162...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010