Святитель Григорий очень редко обращается к учению о Святой Троице, хотя постоянные контакты с варварскими народами, исповедовавшими арианство, казалось, требовали адекватной православной реакции. По мнению святителя Григория, вера в единого Бога Троицу (Гом. Иезек. II.8.11) 4 была общей для святых писателей Ветхого и Нового Завета. Так же как и святитель Афанасий Великий, он замечает, что в видении пророка Исайи (Ис 6:3) херувимы повторяли “Свят” три раза, чтобы указать на Троицу Лиц, и один раз “Господь Бог Саваоф”, чтобы указать на единую сущность Святой Троицы (Гом. Иезек. II.4.7; Толк. Иов. XXIX.31) 5 . Еще яснее тайна Святой Троицы открылась в Новом Завете. Крещальная формула, данная Самим Спасителем, указывает на Три ипостаси и единую сущность (Письма. I.43). Кроме единой сущности, святитель Григорий исповедует в Святой Троице единую силу (Гом. Еванг. 24.4). Сын Божий, Божия Сила и Премудрость, получает свое ипостасное бытие через рождение (oriendo, Толк. Иов. XXX.4.37) 6 . Он родился от Отца прежде всех времен, а точнее — вечно (Толк. Иов. XXIX.1.1). Сын во всем равен Отцу (Гом. Еванг. 25.6). Святой Дух получает Свое ипостасное бытие через исхождение (Толк. Иов. XXX.4.37). В учении об этом исхождении у святителя Григория нет полной ясности. Иногда он говорит, что Святой Дух прежде всех веков исходит от Отца (Там же. XXIX.31.74), а также что Он, исходя от Отца по Божеству, получает то, что принадлежит Сыну по домостроительству (Там же. V.36.65). Иногда святитель Григорий говорит, что Дух Утешитель вечно исходит от Отца и Сына (Диал. II.38). Это происходит из-за того, что святитель Григорий по-западному смешивает теологический и икономический аспекты учения о Святом Духе, в результате чего получается, что послание (missio) Его (то есть Духа) в мир есть само исхождение, которым Он исходит от Отца и Сына (Гом. Еванг. 26.2). Как Дух Обоих, то есть Отца и Сына, Он единосущен и равен Им Обоим (Гом. Еванг. 30.3; 26.2). Так же, как Сын по времени не “последствует” Отцу, так и Отец и Сын по времени не предшествуют Святому Духу, но Дух Им совечен (Толк. Иов. XXX.4.37). 2. Учение об ангелах

http://pravmir.ru/bogoslovie-svyatitelya...

Три Вселенских святителя и один из Московских Слово в день трёх святителей 30-го января 1883 г. Праздник трёх Вселенских святителей установлен в конце века, по случаю происшедшего из-за них спора в народе. Спорили о том, кому из них надобно отдать первенство. Одни ставили выше обоих Василия, указывая на его твёрдость духа и основательное рассуждение; другие провозглашали преимущество Григория за высоту и глубину богословствования; третьи восхищались в Златоусте красноречием и любовью к грешникам. Разногласие в суждениях о достоинствах трёх святителей дошло до того, что одни стали называться Василианами, другие Григорианами, третьи Иоаннитами. Распря эта наконец прекращена самими святителями, послужившими поводом к ней. Все они явились в видении Иоанну, митрополиту Евхаитскому, сначала каждый порознь, а потом вместе, и заповедали ему объявить всем, что они имеют одинаковое достоинство пред Богом, что между ними нет первого, нет второго. «Итак скажи, присовокупили святители, чтобы спорящие перестали спорить, и устрой нам троим праздник в один день, в показание нашего единомыслия!» – Заповедь святителей была исполнена, общий им праздник, сверх особенных для каждого, назначен 30-го января, и канон на сей праздник написан Иоанном Евхаитским. Таково происхождение настоящего праздника. Установлением совокупного празднества трём святителям воздаётся им церковью величайшая честь. Но не меньшая честь для них выражается в том, что они в ряду святителей именуются Вселенскими. Смысл именования тот, что они суть, по слову церковной песни в честь их, Учители Вселенной. Их учение, содержащееся в оставшихся от них богомудрых творениях, служит образцом для всех Учителей Вселенской Церкви, правилом веры для всех чад Вселенской Церкви. В этом отношении их авторитет, после апостолов, имеет преимущество пред авторитетом прочих Отцов и Учителей Церкви, хотя все они имеют вселенское значение по своему учению, а некоторые, например Афанасий Великий , не уступают им по достоинству учения и по заслугам для Вселенской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Н. Василиадис Воскресение – Вознесение – Пятидесятница Победа была утверждена Если Божественным Воплощением Спасителя началась битва с диаволом, грехом и смертью, если Его крестной смертью было дано это спасительное для мира сражение, если сошествием Его во ад открылись врата адовы, то светоносным Воскресением Его была утверждена победа. Ибо когда иудейские первосвященники в своем злонамеренном ослеплении ...поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать ( Мф.27:66 ), Господь, оставив нетронутыми печати, восстал из гроба таким же образом, как во время рождества Своего Он не повредил девства Своей неискусомужней Матери. Он воскрес и нам открыл врата рая. 466 И, конечно, Он воскрес светлым и прекрасным, как жених, выходящий из брачных покоев. Он воскрес нетленным, богосильным и непорочным Своим телом, в котором таилась вся сила Небес ( Кол.2:9 ), «беспредельная Ипостась Слова, богосильная полнота троичной энергии». 467 Как пишет столп Православия святитель Афанасий Великий , Господу не подобало, чтобы Его тело долго пребывало в гробу; оно пребывало там столько, сколько требовалось ввиду Его борьбы со смертью, чтобы показать, что Он действительно мертв. В третий же день пренепорочное тело воскресло, облеченное символами победы над смертью, то есть нетлением и бесстрастием, которые оно стяжало. Ибо Господь мог воскреснуть из мертвых и без этих качеств и вновь явить тело цветущим и полным сил, но Он предусмотрительно этого не сделал. 468 Он воскрес «из гроба красен», сияющий и светозарный, и осветил мир духовным (нетварным) светом Своей Божественной силы. 469 Зло полагало, что умертвило Царя славы. Он же Крестом и Воскресением Своим обновил человечество. Ибо «Воскресением завершилось Воплощение как откровение Жизни в человеческой природе». 470 Ибо Воскресением Он сокрушил планы неверных; провалились происки вождей и правителей народа, Воскресение разрушило их черные замыслы и преступные цели. 471 Домостроительство Божье о Христе – от божественного Рождества до славного Вознесения – замечательно обобщает святитель Василий Великий , который пишет: «Он родился от Женщины, чтобы возродить рожденных. Он был добровольно распят, чтобы собрать около Себя тех, кто был распят не по своей воле. Он умер добровольно, чтобы восставить умерших против воли. Он принял смерть, к которой не был восприимчив, чтобы оживотворить подлежащих смерти. Смерть, не ведая, поглотила Его, но тотчас узнала, Кого она поглотила. Она поглотила Жизнь, и сама была поглощена Жизнью. Она поглотила Единого за Всех, и через Единого лишилась всех. Она похитила, как лев, и раздробила себе зубы. Поэтому мы и презираем смерть как немощную. Мы больше не боимся ее, как льва, но попираем, как содранную шкуру!» 472

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

свящ. Алексий Миролюбов Предисловие Предлагаемая вниманию читателей книга «Вселенский учитель св. Иоанн Златоуст , Архиепископ Константинопольский», составлена с той целью, чтобы познакомить большинство людей простых, не получивших Богословского образования, но жаждущих в простоте сердца познакомиться с великими заслугами для церкви святителя Иоанна, с его беспримерным проповедническим гением, чтобы всем сердцем возлюбить духовное просвещение, понять все его превосходство пред просвещением, которое мы получаем от чтения светских книг, узнать, кто был святой Златоуст, с именем которого многие знакомы только понаслышке, даже из образованных людей. А потому и из жития этого Богоносного светильника мы взяли только те черты, при которых яснее обрисовывается личный характер и дарования св. Иоанна, как знаменитейшего учителя церкви. С этой же целью и из творений его выбрали только то, для краткого ознакомления с пером и устным словом святителя, что ярче характеризует его, как первого проповедника св. Православной вселенской Церкви. Кто знает, может быть и эта книга при благодатном осенении от Духа Святого заронит в сердце читателя искру любви к чтению духовных книг и заставит невольно ознакомиться с творениями и других духовных писателей. Автор Вы есте свет мира, Не может град укрытися верху горы стоя. Ниже вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть. ( Мф. 5:14,15 ). Уст твоих якоже светлость огня возсиявши благодать вселенную просвети. (Троп., гл. 8.) Глава I Четвертый век в истории церкви считается обыкновенно золотым веком святоотеческой письменности. Начало этого века запечатлено просветительной деятельностью на пользу церкви свв. равноапостольных Константина и Елены. В те времена жили и неустанно трудились для утверждения церкви Христовой такие Богоносные мужи, как, например, св. Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Афанасий Великий и др. Торжествующая Церковь Христова, руководимая Духом Божиим, под влиянием таких великих мужей утверждалась, расширялась и процветала.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf Как благодатный брат Христа, Савва приходил ко всем крещенным народам как к братии Христовой, а не как к чужестранцам. Народы это ощущали, и потому Савву принимали с любовью, почтением и грустью провожали. Он не ходил по свету, чтобы прославить сербский народ, но чтобы прославить Христа, любовь над любовью. Святитель Николай Сербский 1174 г. Родился будущий святитель Савва Сербский . Он был третьим сыном Великого жупана (самодержца Сербии) Стефана Немани (позднее монаха Симеона) и матери Аны (позднее монахини Анастасии). При рождении получил имя Ростислав – Растко Неманич. Место рождения – город Рас. 1191 г. Принц Растко оставил управление над Хумуской областью, которую ему доверил отец Стефан Неманя, и уходит на Святую Гору, где постригся в монахи в монастыре Святого Пантелеймона (сегодня также называется и Русским монастырем, основан между 1016 и 1030 годами). Растко получил монашеское имя Савва, по имени преподобного Саввы Иерусалимского – Освященного. 1192 г. На Благовещение (25 марта) уходит в греческий монастырь Ватопед (посвящен Благовещению, основан между 972 и 985 годами). 1196 г. На соборе в Расе Великий жупан Стефан Неманя уступает власть жупана в пользу второго сына Стефана (позднее Стефан Первовенчанный). Самому старшему сыну Вукану Стефан дал в управление Зету. Удалившись от власти, Стефан Неманя принял монашеский постриг в монастыре Студеница, получив монашеское имя Симеон. 1197 г. Великий жупан Стефан Неманя (Симеон) встретился со своим сыном Саввой 2 ноября в святогорском монастыре Ватопеде, где начали жить оба. После этого Неманя и Савва обходят все монастыри Святой Горы, чтобы поклониться святогорским святыням. Монастыри, которые посетили, богато одаривали деньгами, особенно Протатскую церковь в Кареи (Успение Пресвятой Богородицы, построена в 962 году), Иверский монастырь (посвящен Успению Пресвятой Богородицы, основан около 975 года, а, вероятно, в предыдущие века существовал как келия) и монастырь Великую Лавру (Святого Афанасия Афонского , основан в 963 году). Кроме денежных даров, обновили церковь Святого Симеона в Просфоре и воздвигли около церкви город, а посреди большую башню, построили палаты, посадили виноград и присоединили к все к монастырю Ватопед.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

  Слово в день памяти святых новых мучеников и исповедников Российских   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В январе и феврале Церковь празднует память многих великих преподобных, а в первое воскресенье после дня мученической кончины святителя Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, - торжество всех святых новомучеников и исповедников Российских. Как нам почтить их память " не одними песнословиями " , как говорит святой Иоанн Златоуст, а чтобы жизнь наша была их прославлением? В чем это должно проявляться сегодня? Прежде всего, в ясном осознании того зла, которое угрожало в те годы Церкви, и того зла, которое угрожает ей сегодня, и в противостоянии сегодняшнему злу. В верности истине на всех путях ее, а не в компромиссах с ложью, заключается то, что называют бескровным мученичеством. Никто не может избежать мученичества - не только в смысле " неминуемости " для всех скорбей и смертных страданий, но также и в том смысле, что христианство (вольное принятие своего креста, чтобы следовать за Христом) - всегда есть мученичество. Не от нас зависит принять мученическую смерть за Христа на арене цирка, в газовой камере или в концлагерях, а от политических обстоятельств, в которых мы живем. Но от нас зависит - принять или отвергнуть крест, который дает нам Господь. Святой Киприан Карфагенский говорит о " красном " и " белом " мученичестве, различая между " красным мученичеством крови " во времена гонений, и " белым мученичеством самоотдачи " во времена мира. Чтобы нам стала более понятна неразрывная связь между тем и другим мученичеством, вспомним известные события из жизни преподобного Антония Великого, отца монашества, когда во времена гонения императора Максимиана он оставил пустыню и пришел в Александрию, чтобы укрепить мучеников своим благодатным словом, будучи готов сам пострадать, если призовет Господь. Но Господь не сподобил его мученической кончины, и когда гонения закончились, он возвратился в пустыню, усилив свои подвиги, страдая, как мученик, каждый день в своей совести, как пишет о нем святитель Афанасий Великий.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_1....

А.А. Кострюков Глава 17. Русская Церковь в эмиграции § 1. Русская Зарубежная Церковь в 1920 –1926 гг. Следствием революционных событий, Гражданской войны и красного террора стала массовая эмиграция из России. По данным Лиги Наций, страну покинуло 1 млн 160 тыс. человек, хотя некоторые современники считали, что количество беженцев достигало 4 млн. В ноябре 1920 г. после поражения Русской армии П.Н.Врангеля Крым покинуло Высшее церковное управление (ВЦУ) Юга России. 19 ноября 1920 г. на пароходе «Великий князь Александр Михайлович » в стамбульском порту состоялось первое заседание ВЦУ за пределами России под председательством митрополита Антония (Храповицкого) . Основание для своей деятельности архипастыри-изгнанники видели в 39-м правиле Трулльского Собора. Согласно этому канону, главе Кипрской Церкви епископу Иоанну, переселившемуся с паствой из завоеванного сарацинами Кипра в область Константинопольского Патриархата, разрешалось и в изгнании сохранить свои права и полномочия. Иерархи ссылались также на исторические прецеденты, когда древние святители ( Афанасий Великий , Григорий Чудотворец , Киприан Карфагенский и др.) покидали свои кафедры во время гонений. 20 ноября того же года патриарх Тихон издал указ 362, согласно которому епархиальные архиереи, отрезанные от священноначалия границами и линиями фронтов, имели право создавать митрополичьи округа под председательством старейшего архиерея. Этот указ впоследствии был взят за основу для существования Русской Православной Церкви заграницей (Русская Зарубежная Церковь , РПЦЗ). 2 декабря 1920 г. патриарший местоблюститель Вселенского престола митрополит Дорофей (Маммелис) подписал грамоту, согласно которой русским иерархам позволялось создать временную комиссию для пастырского руководства диаспорой. О предоставлении этой комиссии прав самостоятельного церковного управления в документе не говорилось, однако ВЦУ рассматривало себя как самостоятельный орган. К такому осознанию архиереев-беженцев подталкивали письма из разных уголков мира с просьбой сохранить единую церковную структуру в изгнании. В эмиграции оказались сотни священников и около 30 русских архиереев, среди которых было немало авторитетных иерархов. Беженцы понимали, что подчинение Поместным Церквам в той ситуации невозможно, хотели сохранить русское наследие, богослужебные традиции, а также единое руководство вплоть до падения власти большевиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аксайский священник о. Василий Петров (Память 14 августа). Великий чудотворец св. Тихон Воронежский в дни своей жизни взял к себе всех, в ком не замерли запросы нашего бессмертного духа, и многие под его облагодатствованным руководством вступали на путь строго подвижнической жизни и, совершив доблестно свое течение, оставили после себя уже навеки добрую память. Таков, в частности, был и один из священников паствы Святителя – о. Василий Петрович Петров, память которого свято чтится на Дону. В 1768 году 25 октября войсковой наказный атаман и Сидор Кирсанов писал преосвященному Тихону, епископу Воронежскому и Елецкому: «Великий господин, преосвященнейший Тихон, епископ Воронежский и Задонский, милостивый архипастырь! сего октября 23 дня команды войска Донского, города Черкаска, разных станиц, живущие за рекою Оксаем и на Роговых, при заводах, старосты: Усть-Оксайский – Иван Фалченков, Роговский – Афанасий Горбов, и казаки, подданные войску Донскому, репортом представили, по согласию-де всех их заводов–казаков, пожелали они вместо отрешенных двух священников Александра и Сергия, к новосооруженной при Оксайских заводах церкви Божией во имя Живоначальныя Троицы, города Черкаска, церкви Донской Богоматери, ктитору Василию Петрову быть другим попом, который и сам к тому желание имеет, и просили меня с войском Донским, как Усть-Оксайских и Роговских заводов, так и помянутый ктитор Петров – о посвящении его к объявленной церкви Божией в попа и вашему преосвященству моего с войском Донским представления: того ради, Ваше Преосвященство, я с войском Донским покорно прошу, ежели вышеписанный ктитор Василий Петров, по архипастырскому Вашего Преосвященства усмотрению, к посвящению в попа достоин явится, оного на Усть-Оксайские и Роговские заводы к церкви Божией во имя Живоначальныя Троицы архипастырским Вашего Преосвященства рукоположением посвятить и на то дать ему Вашего Преосвященства ставленную грамоту, а меня с войском Донским не оставить уведомлением. Милостивый архипастырь! Вашего Преосвященства по Духу Святому послушный сын и покорный слуга войсковой наказный атаман с войском Донским Сидор Кирсанов».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

архим. Мефодий (Алексиу) Слово первое в защиту священнобезмолвствующих. О Свете, Божественном просвещении, священном блаженстве и совершенстве во Христе Начинающие упражняться в безмолвии, оставляя духовное чтение, и посвящающие себя односложной молитве «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» могут приобрести привычку заниматься ей непрестанно в уме, даже когда их тело занято чем- то другим. Это делание подробно объясняют святые Диадох Фотики йский , великий Филимон, святой Нил, преподобный Иоанн Лествичник и многие другие отцы, в том числе и ныне живущие. Все мы знаем, что почти каждый святой показал своими делами и словами, что молитва есть средство, прогоняющее лукавые духи и страсти. Это принимает и этому учит каждый разумный человек. Святой Василий Великий сказал, что сердце скачет и словно прыгает в молитве от восторга любви к благу. Святой Афанасий считает это признаком благодати. Святой Иоанн Лествичник также ясно подчёркивает, что после беседы незамутнённого ума с Богом человек выходит из молитвы словно объятый огнём. Об этом же учит и опыт. О том факте, что во рту молящихся возникает ощущение наслаждения, причём не только от молитвы, но и от псалмопения, совершаемого в разуме, ясно свидетельствуют святой Исаак Сирин и многие другие. Святой Дионисий Ареопагит говорит: «Присутствие умного света единит всё просвещаемое им в истинное знание. Сей Свет знания исходит от присутствия Света благодати и освобождает человека от внутреннего разделяющего неведения». Святой Макарий назвал этот Свет благодати «умным», повергая таким образом всех тех, кто считают светом Божиим знание. Он говорит так: «Ты познаешь Свет, воссиявший в твоей душе, по его действиям, понимая, от Бога Он или от сатаны». Святой назвал бессмертием славу, воссиявшую на лице Моисея, когда Свет Божий осиял его смертное лицо. Тот же самый святой показал, насколько гармонично проявляется сей Свет в душах людей, которые по-настоящему возлюбили Бога. Он пишет: «Подобно тому, как наши обычные глаза видят чувственное солнце, глаза души тех, кто подвизается в молитве, видят умный Свет». Конечно, этот Свет ясно проявляется в поднявшемся на Небо уме, то есть в уме такого человека, который преодолел самого себя. Человек, упражняющийся во внутреннем делании, преодолевает себя, и его ум становится бесстрастным и ангелоподобным.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Гавриила, схимонахиня В 1950-е гг. работала в тутаевском храме псаломщицей. Святитель Афанасий дал ей наставление: «О судьбах будущего монашества было открыто, что последние монахи и по жизни своей будут как миряне, но что подвиги их будут равны подвигам древних отцов. Это сказано о наших временах. Мы плохие монахи, мы все время в мирской обстановке, у нас мысли мирские, мирские поступки. Но то, что мы в наше лукавое время, при всех наших немощах и грехах, не стыдимся нашего христианского звания и не стыдимся нашего монашеского чина – это одно, – я верю, вменится нам в подвиг, равный подвигам древних отцов-пустынножителей. Только при этом у нас должны быть еще два качества: смирение и любовь. Чтобы в сердце нашем не было и тени злобы или вражды, даже по отношению к врагам нашим. Немощи немощных носите, а не себе угождайте» (20 февраля 1954 г.) 223 . 1. Не позднее 22 октября 1954 г. Преосвященнейший Владыка Святый! Прошу Вашего благословения и св[ятых] молитв. Очень мне хотелось получить лично благословение от вашей святой десницы... но что поделаешь, нет на то Божиего благосл[овения] и Вашего разрешения, потому что я, великая грешница, недостойна принять лично благословение от Вас, Владыка Святый! Очень тяжело слушать, как неверующие, отпавшие от православной веры, глумятся над религией и верующим. Очень жаль Вас, Великий Страдалец Христов, что Вас оскорбляют и томят столько лет. Велика мзда ваша на Небесех, а я, великая грешница, не удостоилась пострадать за имя Христа, не была выслана, хотя много пережила среди неверных, а теперь, Владыка Святый, как ваше благословение, что-то страшно служить при храме Божием, все раздоры, неприятности, все священнослужители только заняты славой и сребролюбием, а не выполнением церков[ных] служб и уставов св[ятых] Отцов. Как мне себя вести, прошу вашего благос[ловения] и совета. Теперь вот я приняла великий Ангельский Образ, а как выполнить эти данные мной обеты среди Мира? Во время молитвы мысли никак не удержишь, чтобы все парило к Богу – душа, ум и сердце. В церкви во время богосл[ужения]: шум, разговоры, а в квартире соседи то и дело ходят, развлекают своими разными пересудами, а не пустить их нельзя. Они начальствующие над нами, и я очень скорблю об этом. Храм Божий оставить – боюсь Бога и служить страшусь, как бы не попасть в сети антихриста. Прошу Вас, Святый Владыка, дайте мне благой совет в моих недоумениях, душа наболела много разных недоумений. Конечно, Вы сами все знаете, все душевные болезни людей, в особенности монашествующих. Посылаю Вам немного гостинчиков, покушайте во славу Божию, и носки – чтобы Вам было потеплей. Затем благословите и простите меня, что я Вас беспокою своим вопросом, и не забудьте меня, многогрешную, в своих св[ятых] молитвах. Ост[аюсь], великая грешница сх[имонахиня] Гавриила.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010