Действия человеческого естества, совершенного по полноте и после воплощения, Софроний, подобно Льву, усматривает в рождении от Девы, в питании молоком, в постепенном возрастании, в телесных немощах, в пространственной ограниченности, в описуемости вида, в чувствительности к боли, в способности страдать. Но всё это Христос, по учению Софрония, переносил не по (одной только естественной) необходимости, но и по свободе: Он дал, как и хотел, человеческому естеству время ( καιρν) делать и терпеть то, что ему свойственно. Не по принуждению и не по необходимости Он принимал это, хотя и терпел всё это естественным образом и по-человечески и совершал по человеческим побуждениям. Как Бог, Он мог не страдать. Но Он Сам благоволил страдать и действовать собственною природою тела. Очевидно, Софроний выражает мысль Кирилла, что добровольное уничижение Христа простиралось до Его подчинения естественному закону. Во Христе было высшее сочетание свободы с естественным законом. Он добровольно и вместе естественным образом обнаруживал уничижённое и человеческое. Он Сам был виновником Своих человеческих страданий; но то, что было в Нём человеческого, было потому, что Он был человек 359 . Учение о полноте божества воплотившегося Сына Божия не нарушает в устах иерусалимского святителя истины человечества Христа: полнота человеческой природы была делом Его свободного подвига. Легко понять, что этот подвиг состоял в ограничении божеского естества законами тела. Божеское естество действовало, как ему свойственно, но, по смыслу воплощения, оно обнаруживалось вовне и обнаруживалось по законам тела. Уяснение этой истины составляет великую заслугу Софрония. Под действием божества во Христе он, подобно Льву, разумеет чудеса и знамения; но он сверх того разъясняет, что, хотя всё это было совершаемо Богом Словом вне пределов ума и природы человеческой и потому служило доказательством естества божеского, однако было совершаемо посредством плоти. Поэтому нельзя считать Бога Слова бесплотным и действующим вне тела, хотя Он и совершал то, что превышает границы тела 360 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Премудрости Соломони чтение (глава 4): Праведник аще постигнет скончатися, в покои будет./Старость бо честна не многолетна,/ниже в числе лет исчитается./Седина же есть мудрость человеком,/и возраст старости – житие нескверное./Благоугоден Богови быв, возлюблен бысть/и живый посреде грешник преставлен бысть./Восхищен бысть, да не злоба изменит разума его/или лесть прельстит душу его./Рачение бо злобы помрачает добрая/и парение похоти пременяет ум незлобив./Скончався вмале, исполни лета долга,/угодна бо бе Господеви душа его,/сего ради потщася от среды лукавствия./Людие же видевше и не разумевше,/ниже положше в помышлении таковое,/яко благодать и милость в преподобных Его/и посещение во избранных Его. На литии стихира, глас 6: Человече Божий,/верный рабе, слуго Господень,/муже желаний, сосуде избранный,/столпе утверждения Церкве,/Царствию наследниче,/не премолчи о нас, вопия ко Господу. Слава, глас 8: Приидите, празднолюбцы, в нарочитом празднице/добраго пастыря и учителя духовне торжествуем,/честныя твоя мощи любезно зряще/и теплою верою взывающе:/преблаженне святителю Евфимие,/моли Христа Бога/о творящих святую память твою. И ныне, Богородичен. На стиховне стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Богомудре святителю Евфимие,/ты твоими молитвами и постом,/бдением же и милостынею Богови соединился еси,/темже Духу Пресвятому дом и жилище показался еси./Отонудуже архиерей Церкви Христове, отче, был еси,/моли спастися душам нашим. Стих: Уста моя возглаголют премудрость/и поучение сердца моего разум. Повинуяся заповеди Бога Вседержителя,/от юности твоея Того стопам, святителю, последовал еси./Темже от Него благодать приял еси/действовати преславная чудеса/и духи прогонити лукавыя/от всех, любовию чтущих тя. Стих: Услышите сия, вси языцы,/внушите, вси, живущия по вселенней. Кроток и незлобив/во всей жизни твоей был еси,/святителю Евфимие,/сего ради обрел, якоже желал еси,/на Небесех со святыми покой./Темже почитаем святую память твою,/верою празднующе, Богоблаженне и всечестне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пусть же небесное покровительство святого преподобного Серафима Саровского всегда укрепляет тебя и вверенный твоему попечению клир и паству. Да будет для тебя его пример, а также пример митрополита, святого, святителя Иннокентия, вдохновляющим идеалом в трудах на ниве Христовой. Их молитвенным дерзновением, стойкостью в благочестии и подлинной христианской любовью к ближним пусть через тебя множество людей приходят ко Господу. Ты должен быть также достойным продолжателем миссионерского подвига великих просветителей: святителя Софрония (Кристалевского), епископа Иркутского и всея Сибири, упоминаемого уже святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, святителя Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского. Они заботились о распространении Святого Православия в Сибири и на Дальнем Востоке, бережно сохраняя местные традиции добрососедства и терпимости. Твои благочестивые предшественники на Якутской кафедре многое сделали для развития епархиальной и приходской жизни, потому, несмотря на молодость епархии и на необъятность просторов республики Саха, ты имеешь доброе основание, на котором тебе предстоит совершать благие начинания, созидая «духовное здание», «слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф. 2, 21). Будь же добрым подражателем Основоположника нашего спасения, Который Сам сказал о Себе: «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28). Твои заботы должны простираться не только на тех, кто нуждается в просвещении светом Христовой Истины, но и на немощных и страждущих членов православной общины. Без служения скорбящим и нуждающимся не может быть подлинно христианского благочестия, ибо как свидетельствует Священное Писание: «Если кто о своих не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1 Тим. 5, 8). И может быть, совершение архиерейской хиротонии в этом задымленном месте, свидетельствующем о страдании многих и многих людей, дано тебе не случайно, чтобы постоянно в сердце своем содержать тех, кто страдает, кто немощствует, кто взыскует помощи, чтобы слово твое было не только словом утешения, но несло в себе и реальное вспомоществование людям через ответственное и активное служение милосердия.

http://patriarchia.ru/db/text/1236553.ht...

В Черкасской епархии представили книгу о святителе Луке (Войно-Ясенецком) 5 октября 2021 г. 15:05 Презентация книги «Главное в жизни — всегда делать добро», посвященной памяти выдающегося ученого, хирурга, духовного писателя, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) 2 октября 2021 года прошла в выставочном зале Черкасского областного художественного музея. Книга издана по благословению и при поддержке митрополита Черкасского и Каневского Феодосия , сообщает  епархиальный сайт . Мероприятие собрало вместе представителей духовенства, интеллигенции, известных краеведов, писателей, журналистов Черкасщины. Открывая презентацию, владыка Феодосий отметил значимость события для увековечения памяти святого, изучения и распространения его духовного наследия. «Мне приходится бывать во многих странах мира, и о святителе Луке знают повсюду: ему молятся, его уважают, его небесную помощь реально чувствуют», — сказал архиерей. Перед участниками встречи также выступили составительница новой книги, известная черкасская журналистка Галина Компаниец, заместитель мэра Черкасс Павел Валенчук, другие представители общественности края. Всем собравшимся были вручены по экземпляру книги и подарки от владыки Феодосия. Музею же архиерей подарил портрет своего предшественника на Черкасской кафедре, почившего митрополита Софрония (Дмитрука)  — одного из главных основателей увековечения памяти святителя Луки на Черкасщине. В завершение встречи владыка осмотрел выставочные залы областного художественного музея и ознакомился с разнообразием экспонатов и предметов искусства. Презентация книги о святителе Луке Крымском состоялась в рамках празднования его памяти в 2021 году. Текущий год является юбилейным в отношении памятных дат, связанных с жизнью святого — это и 100 лет со дня его священнической хиротонии, и 95 лет от первого посещения Черкасщины и 25-летие обретения чудотворных мощей святителя Луки. Издание поступит во все школьные библиотеки Черкасс и области.  «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Здесь можно провести параллель с пониманием святителя Григория Паламы . Святой Григорий отмечает, что Божественный Свет для попыток умом или чувствами увидеть его является тьмой, такие попытки оставляют человека во мраке. Отец Софроний идет дальше, развивает эту мысль. Даже когда человек отказывается от этих попыток, совлекается всех образов, Света он еще не достигает, он остается во мраке совлечения. Третье понимание – буквальное. Оно также связано с темой Света. Отец Софроний пишет, что в результате первоначального воздействия Нетварного Света человек видит свой внутренний мрак: «Первое действие Нетварного Света не ощущается нами как Свет. Он сияет тайным образом, освещая мрачную тьму нашего внутреннего мира» 64 . Этот мрак есть мрак в собственном смысле, действительный мрак – мрак страстей и греха. И хотя он обнаруживается человеком действием Нетварного Света, к самому Свету он, естественно, никакого отношения не имеет. Для отца Софрония характерно очень осторожное отношение к термину «Божественный мрак». Отец Софроний всегда следует тем отцам, которые делали акцент на познании Бога, на необходимости совершенного познания Бога. Он говорил о возможности достижения «абсолютного богопознания» и считал это естественным для созданного по образу Божию человека. Данная тема наиболее четко выражена в книге «Видеть Бога как Он есть». Понятие «абсолютное богопознание», употребляемое отцом Софронием, хотя и дерзновенно, тем не менее по сути совпадает с понятием «полнота обожения». Отец Софроний подчеркивал несообщимость и несозерцаемость Божественной Сущности (с чем и связана идея Божественного мрака), но в остальном говорил о полноте богоподобия. «Абсолютное богопознание» означает совершенное усвоение спасенными в вечности полноты Божественной Жизни, Божественных Энергий. И это было для отца Софрония главной темой. Есть определенная разница между учением святителя Григория Паламы и учением отца Софрония. У святителя Григория Свет достигает тела человека опосредованно – через ум. Ум, осиянный Нетварным Светом, «передает» это осияние телу. У отца Софрония Нетварный Свет пронизывает человека в его тварности – всего человека.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

Во время остановки в селе Мамоны на берегу нас встретил целый автобус верующих. Из автобуса вынесли огромную икону святителя Софрония, крестосплавцы приложились к образу, а затем крестным ходом вместе с местными жителями отправились в строящейся храм святителя Софрония – через поле, по размокшей после ночного дождя земле, в сопровождении собаки и коров. В будущем Софрониевском храме строительные «леса», голые кирпичные стены. И снова молебен, акафист, проповедь. Трепетно быть свидетелем рождения нового храма. Когда-нибудь здесь будет совершаться литургия, пустота и холод заполнятся горячей людской молитвой. Рядом, через забор, – маленький храм с колокольней, тоже во имя святителя Софрония, во дворе которого прихожане расставили столы и накормили нас вкусным обедом. Уставших и разомлевших на солнце крестосплавцев до лодок любезно довезли на автобусе. Ах, Ангара, Ангара! или Жива Россия молитвой Пересаживаюсь в главный плот со звонницей, чтобы быть в центре событий: видеть эмоции звонарей и снимать на видео главный момент – вход крестного хода-сплава в Ангару. По Иркуту мы плыли два дня, по Ангаре – от силы минут 2030. Ангара (длина 1779 км) – река судоходная, на лодках перемещаться по ней возможно только со специальным разрешением и обязательно в спасательных жилетах. Внезапно у главного плота глохнет мотор. До этого мы еще садились на мель, мужчины выталкивали плот из воды. После нескольких попыток мотор завелся. Слава Богу! Последние минуты на темно-зеленых, болотного цвета водах Иркута пролетели быстро. И вот, началось: «Подплываем!», «Ангара впереди!», «Звоните, звоните, не переставая!», «Вижу Крест на Дьячем острове!». Перебираюсь на самый край плота, опускаю ноги к воде. В этот момент мы все – внимание. Мы – единый организм. Мы – одно целое во Христе и со Христом. – Христина, скоро увидите. Не пропустите, не переживайте! Цвет Ангары не сравним с другими реками, – замечает сидящая рядом звонарь Татьяна. – И обратите внимание, какой от вод Ангары идет холод. Проплываем Распятие на острове Дьячий – устье Иркута. В 1652 году Иваном Похабовым здесь было поставлено первое зимовье, а Иркутский острог в 1661-м возведен Яковом Похабовым на противоположном берегу Ангары – там, где Спасский храм и мемориал «Вечный огонь славы». Впереди замаячила, заискрилась на солнце лазорево-бирюзовая полоса воды. Ох, не зря ее называют дочерью Байкала, неукротимую красавицу Ангару! Байкальский цвет воды Ангары действительно не спутать ни с чем. Мощное, быстрое течение, невероятная прозрачность. И да, повеяло стылостью. Ведь Байкал, из которого вытекает Ангара, невозможно холодный.

http://pravoslavie.ru/149553.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Черкасской епархии презентовали книгу о святителе Луке Крымском 03.10.2021 2 октября в Черкасском областном художественном музее состоялась презентация книги под названием «Главное в жизни – всегда делать добро», посвященная святителю Луке (Войно-Ясенецкому) , сообщает пресс-служба Черкасской епархии . Книга издана по благословению и при поддержке митрополита Черкасского и Каневского Феодосия и посвящена памяти выдающегося подвижника Православия, ученого-медика святителя Луки (Войно-Ясенецкого), чья жизнь неразрывно связана с Черкасской епархией и Черкассами. На презентацию книги собралось духовенство Черкасской епархии, известные краеведы и писатели. Презентацию открыл митрополит Черкасский и Каневский Феодосий. В своем вступительном слове он отметил большое значение новой книги для изучения и распространения духовного наследия святителя Луки. «Мне приходится бывать во многих странах мира – и о святителе Луке знают повсюду: ему молятся, его уважают, его небесную помощь реально чувствуют», – рассказал митрополит Феодосий. Перед участниками встречи выступили составительница новой книги, известная черкасская журналистка Галина Компаниец, заместитель мэра г. Черкассы Павел Валенчук, одна из старейших работниц Черкасского областного архива Валентина Хилобок, краевед и писатель из Золотоноши Владимир Побиванец, главный библиотекарь краеведческого отдела Черкасской областной библиотеки Людмила Демченко, председатель Черкасской областного отделения Союза журналистов Украины Татьяна Калиновская. Вместе с новой книгой участники презентации получили подарки от митрополита Феодосия. Черкасскому областному художественному музею митрополит Феодосий подарил картину с изображением одного из главных основателей увековечения памяти святителя Луки в Черкассах – покойного митрополита Черкасского и Каневского Софрония (Дмитрука) (почил 22 июня 2020 года, – Ред.). По приглашению руководства областного художественного музея митрополит Феодосий осмотрел выставочные залы, ознакомившись с разнообразием собранных здесь экспонатов и предметов искусства. 2021 год является юбилейным для святителя Луки Крымского. 100-летие со дня священнической хиротонии будущего святителя, 95 лет со дня первого посещения Черкасской епархии и 25-летие обретения чудотворных мощей святителя Луки. Spzh.news / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 03.10.2021 21:13:15

http://drevo-info.ru/news/27312.html

Председателями временных диванов, на которых шли широковещательные речи о соединении княжеств и обсуждались другие вопросы либерального свойства, состояли митрополит молдавский и валахский. В избирательных собраниях, на которых А. Куза был незаконно выбран в господари Молдавии, а потом Валахии, председательствовали митрополиты. Правда, молдавский митрополит (Софроний) заявил протест против выборов (хотя и бесполезно), но валахский не сделал и этого, а беспрекословно шёл по течению. Даже такие преданные православию епископы, как братья Филарет и Неофит Скрибаны, принимали живое участие в этом движении. Конечно, они не предвидели тех ужасных последствий, какие произошли отсюда для православия и даже для национальности румынской. Румынское духовенство вообще грешило и грешит увлечением политическими делами, страстью к партийности, стремлением играть роль в партиях, следуя тому или иному направлению в политике. Против этого недостатка румынского духовенства наиболее выдающиеся святители румынской церкви последней четверти минувшего столетия (как Сильвестр хушский и Иосиф митроп. молдавский) принимали меры, объясняя духовенству, что не его дело заниматься политическими делами. Но, вообще говоря, это увлечение духовенства политикой, составляющее истинное несчастие православной Румынии, до сих пор царит в Румынии. И до тех пор православие в ней будет попираемо врагами, пока духовенство не освободится от этого своего несчастного увлечения политикой. История румынской церкви знает случаи, что такому пагубному увлечению поддавались в Румынии даже выдающееся светлые умы, вроде незабвенной памяти епископа Мелхиседека, который, будучи в сане архимандрита и состоя в 1857 году депутатом от духовенства в заседании по соединению княжеств в одно целое, – а в 1861 году получив портфель министра исповеданий и просвещения, немало содействовал либеральной партии, хотя и горько впоследствии раскаивался в этом. И если это допускали светила румынской церкви, просвящённейшие и умнейшие святители румынские, то про других, менее разумных и более горячих членов румынского духовенства в эпоху всеобщего увлечения рационалистическими веяньями и говорить нечего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

А между тем кафедра св. Марка была ему вполне “по плечу”. В какой-то момент весь православный народ Египта обратил свои взоры именно к нему. “Его кандидатура наиболее подходящая, – писала в то время газета “Анаплазис”. – Среди иерархов Восточной Церкви Нектарий наиболее заметный, самый образованный, самый увлеченный и безукоризненный. Это – плодовитый писатель, неутомимый труженик духа. Истина и служение слову – это его пища и отрада. Бескорыстный, добродетельный, спокойный, мягкий, но сильный и непреклонный, целомудренный, благовоспитанный, скромный в одежде, он был выше злословия, выше мелочности, страстей, зависти, он живет в гармонии. Если на Александрийский патриарший престол будет избран кто-либо другой, более достойный, никто не обрадуется этому больше, чем он сам. А если изберут его, скромного человека, у него будет лишь одна цель – при всей смиренности оказаться достойным своей миссии”. За границей в Нектарии также видели возможного преемника Софрония, но избран на патриарший престол был Фотий. Он занял Александрийскую кафедру 10 октября 1902 г., и Святитель обратился к нему со следующим письмом: “Ваше Блаженство, Прилагаю к письму Вашему Блаженству два документа, подписанных покойным Патриархом Софронием, которыми он снял меня с занимаемого места, освободил от исполнения обязанностей, уволил, как простого слугу, выгнал из Египта и сделал все это безо всякой причины, не дав мне возможности защититься... Такое решение, Ваше Блаженство, противоречит канонам, церковным установлениям, а также является столь же несправедливым, сколь беззаконным... Преисполненные совершеннейшим почтением к его священной персоне, желая действовать в духе мира и убедившись, что наши протесты по поводу этой двойной несправедливости не были услышаны, мы подчинились его воле и уехали из Египта в надежде восстановить справедливость тогда, когда это будет угодно Богу. Я считаю, что этот день наступил с приходом Вашего Блаженства. Поэтому я и обращаюсь к Вашему Блаженству с просьбой рассудить меня по правде, признав меня епископом своего патриаршего престола и сообщив мне письменно о своем справедливом решении...”

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Военные строители оказали содействие в ремонте старейшего храма Хабаровска 26 октября 2022 г. 14:04 Инженеры-проектировщики филиала Военно-строительной компании по Восточному военному округу Вячеслав Ракитин, Ярослав Водолагин, Михаил Овчинников и Алексей Пантюхин на безвозмездной основе разработали проект ремонтно-реставрационных работ по замене кровли здания старейшей православной церкви Хабаровска — храма святителя Иннокентия Иркутского, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. «Почти четверть века прошло с момента восстановления храма, за эти годы кровля износилась и требовала ремонта. Учитывая тот факт, что здание имеет особый статус объекта культурного наследия, за помощью в проведении обследования и проектировании мы обратились в Военно-строительную компанию, которая имеет соответствующую аккредитацию и опыт работы с подобными объектами», — рассказал настоятель храма иеромонах Софроний (Медведенко). «По сложившейся традиции военные строители возводят, реставрируют, ремонтируют храмы по всей стране. Когда Иннокентиевскому храму понадобилась помощь инженеров-проектировщиков, мы с максимальной ответственностью взялись за дело. В свободное от основной работы время специалистами нашего отдела было проведено техническое обследование здания, выполнен анализ комплексных научных исследований. На основании этих данных разработан проект реставрации кровли с заменой существующего покрытия без изменения габаритов, геометрии, с восстановлением конструктивных особенностей, с максимальным сохранением существующего материала», — сообщил Вячеслав Ракитин, старший инженер проектного отдела филиала «СУ по ВВО» ППК «ВСК». Храм святителя Иннокентия Иркутского — первый храм Хабаровска, в 1870 году он был построен из дерева. В 1898 году был возведен каменный храм. Проект был выполнен военными инженерами строительного отделения при приамурском генерал-губернаторе полковником В.Г. Мооро и капитаном Н.Г. Быковым, строительство велось силами солдат гарнизона.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010