Но светские учили­ща и по числу учащихся и по уровню образования решительно ус­тупалиранее устроенным духовным школам. На государственную службу поступали многие выпускники духовных школ. Поэтому правительство не хотело оставить безвнимания и эту ветвь народного образования. Духовная школа подвергалась основа-тельной перестройке – происходила ее латинизация.    Школа старого, греко-славянского типа, доживала последние дни, хотя именно в это время в Новгороде устроено было превосходное греческое училище. В 1706году митрополит Иов вызвал к себе братьев иеромонахов Софрония и Иоанникия Лихудов и с ихпомощью открыл при архиерейском доме две школы: низшую – славянскую и высшую – греческую. Планы ученых греков были обширные: они собирались открыть вНовгороде типографию и подготовить новый, исправленный перевод Библии на славянский язык. Но этим планам не суждено было сбыться. Уже через год иеромонахаСофрония перевели в Москву в греческую школу при типографии, а иеромонах Иоанникий к тому времени был в преклонных годах. В 1716 году митрополит Иовскончался, через год умер и вернувшийся после кончины своего покровителя в Москву иеромонах Иоанникий. Созданная ими школа просуществовала ещё 10 лет. ВМоскве греческое образование сохранялось лишь в типографской школе иеромонаха Софрония Лихуда, пока её не соединили с Академией. Сама же Спасская академияуже в 1700 году была преобразована по киевскому образцу.    Архиереи из киевских ученых монахов открывали латинские училища и в провинции. В 1700 году святым Иоанном (Максимовичем) открыта была школа в Чернигове, в1702 году – святителем Димитрием в Ростове, в 1703 году – митрополитом Филофеем в То­больске. Но священнослужители – великороссы не хотели отдавать в этиучилища своих чад. Чтобы содействовать делу ду­ховного образования, Петр I издал указ, по которому дети ду­ховенства, не обучавшиеся в школах, недопускались к церковным должностям. Без аттестатов «поповичей» запрещено было принимать и в «чины гражданской службы», кроме «солдатского чина».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

531 По рассказу Швецова, преследования Антония со стороны русского правительства начались еще в то время, когда он ехал в Москву из Белой-Криницы: кто-то будто бы хотел схватить его в Каменец-Подольске, потом, когда проехал Житомир, на каждой станций будто бы спрашивали его, не встретил ли он едущего раскольнического попа, под которым будто бы разумелся сам Антоний. И эти и дальнейшие подробные рассказы Швецова о неудавшихся попытках схватить Антония, о спасении его от преследований то посредством хитрости, то уже прямо чудесным образом, при особом якобы покровительстве Божием, носят очевидную печать если не совершенного вымысла, то явных прикрас. В числе способов, к каким прибегал Антоний, чтобы укрыться от сыщиков, сам Швецов упоминает о том, что он надевал мужицкое платье, носил в кармане платок, намоченный водкой и обтирался им, чтобы выдать себя за пьяного и т. п. («Братское Слово» 1883 г., стр. 155–160; 212–219). А о том, что Антоний ходил в парике, упоминает даже о. Онуфрий в письме к Кириллу от имени молдавского духовенства: „Самый верховный святитель – Антоний в каком образе ходить? Совершенно на своей голове носит чужие волосы, с какой-нибудь мертвой бабы обобраны“ («Переписка раскольнических деятелей». вып. III, М., 1899, стр. 277). 533 В „соборном постановлении“ по делу Софрония именно говорится, что когда Антоний приехал в Москву, тогда и Софроний „имел там пребывание по предоставленному ему временному управлению над христианскими епархиями“, и что когда Антоний известил о себе Софрония, „прося для союза церковного и общей пользы убедительнейшим образом с ним лично видеться“ то Софроний, „как видно, подстрекаемые завистию и любоначалием, исполнившись безместных капризов, сочел все его (Антониевы) документы фальшивыми и возводя к нему, архиепископу самому, буйственное, неосновательное подозрение, от свидания с ним совершенно отказался и немедленно выехал из Москвы с намерением, чтоб и впредь с ним не видаться; между же тем, дабы показать какой ни есть предлог к таковому неприязненному поступку, составил архиепископу Антонию пространное письмо и наполнил оное сопротивных изветов и вопросов, по коим считал себе невозможным сблизиться с ним, Антонием, по делам церковным, тем более, что и самую митрополию зазирал во введении разных новшеств и ересей, посему и требовал от него, архиепископа, чтобы он сии изветы сообщил митрополии для изложения на оные оправдания и требуемых ответов“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Болгары поспешили изъявить свое согласие на это предложение, но греки решительно отвергли оное, и таким образом попытка правительства примирить враждующих не удалась (Письмо митрополита Филарета к обер-прокурору Святейшего Синода, А. П. Ахматову, с мнением о положении церковных дел в константинопольском патриархате). Между тем неуступчивый характер святейшего Иоакима вызвал против него сильную оппозицию в синоде и совете, последствием чего было низведение его с патриаршего престола (Замечания митрополита Филарета о константинопольской иерархии, по сведениям 3, 10, 17 и 24 октября 1861 года, II–IV), и последний в сентябре 1863 г. занял Софроний, бывший митрополит амассийский. В феврале 1864 г. святейший Софроний, по предварительном совещании с Е. П. Новиковым, созвал, с разрешения порты, собрание, составленное из всех патриархов, как состоявших на службе, так и пребывавших на покое (кроме Иоакима), митрополитов синода, всех бывших в столице архиереев и многих светских лиц (всего до 70 человек), и поручил ему рассмотрение трудов смешанной комиссии, учрежденной в 1862 г. при патриархе Иоакиме по болгарскому делу. Собрание продолжало свои занятия до июня, и пришло к решениям, которые не могли удовлетворить болгар, так как предоставляли им весьма ограниченные уступки. Болгары заявили наконец, что они ожидают беспристрастного решения своего национального дела единственно от оттоманского правительства (Письмо митрополита Филарета к А. П. Ахматову по греко-болгарскому делу). В то же время они настойчиво хлопотали пред правительством о возвращении из ссылки бывших своих архиереев Илариона и Авксентия. Их желание было исполнено в сентябре 1864 г. Возвращение отлученных о церкви архиереев ободрило болгар и еще более ожесточило греков. «Глубока болезнь патриархии», писал митрополит Филарет в июне 1865 года. «В начале не уврачевала ее нерешительность одного патриарха, хотя это было тогда нетрудно; потом непреклонность другого усилила упорство болгар и поставила новую сильнейшую преграду примирению низложением двух епископов, вместо временного их отлучения от церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

713 Валериан умерщвлен в 261 г., Порфирий в 264 г., на 30 г. своей жизни, прибыл в Рим слушать Плотина; из Рима перешел он в Сицилию не прежде 270 г. Lucae Holstinii de vita et scriptis Porphirii); а нечестивые хулы свои против христианства, как и другие сочинения, писал он в Сицилии (Евсевий H. E. 6, 19). О сочинении Мефодия против Порфирия говорит Иероним in catal. § 83. В другом сочинении (Praef. in comm. Daniel). – Иероним сказав, что Порфирию весьма тщательно отвечали Евсевий и Аполлинарий, прибавил: «и прежде их отчасти Мефодий». – Последние слова понимают так, что сочинение против Порфирия не было докончено св. Мефодием, и именно по случаю мученической кончины. 715 Фабриций у Иеронима (de vir. illustr. § 83) читает: in Chalcide Syriae martyrio coronatus est. Софроний переводит слова Иеронима так: εν χαλκιδι της ανατολης. То же говорит Свида (in Lex. v. Μεθοδιος 2, 520). Так должно быть и потому, что Мефодий был епископом тирским. 716 Слова Иеронима: ad extremum novissimae persecutionis, некоторые понимают так: in initio nov. persecutionis. Но слово: ad extremum обыкновенно означает не начальный, а последний предел, конец. Софроний переводит: περι τ τελευταα διχα, Селье, Мелер, Фесслер относят кончину св. Μефодия к 311 году. Евсевий (церк. ист. 8, 13) в числе мучеников Диоклитианова времени упоминает о Тиранионе, епископе тирском: но он же говорит (8, 9), что тогда в иной раз приходилось до 100 мучеников. Память св. Мефодия в греческой церкви – 20 июня, а в римской – 18 сентября. 719 Сочинения св. Мефодия изданы Комбефизом Op. S. Methodii Amphilochii et Andreae Cret. Par. 1614 полнее in Auctario noviss. T. 1. Par. 1672 с новыми дополнениями и замечаниями – Галландом in 3 Т. Bibl. Patr. p. 670 и в 18 т. Патрология Мина Paris 1857. Старинный славян. перевод сочинений св. Мефодия хранится в ркп. синодальной, в двух Моск. дух. акад., Графа Толстого (2 N. 56), в волоколам. сборнике игум. Евфимия; все ркп. не раньше XVI в., но язык перевода очень древний и перевод до того темен, что обличает в переводчике Грека, не хорошо знакомого с славянским языком. В ркп. помещены след. сочинения св. Мефодия: 1) «о Бозе и о вещи по самовластве. Нелацький (Пфакский) старец по еллинской кощуне сириньский хотя слышати глас». 2) «Слово о житии и деянии разумне. Мнозем от человек чудитися приходит». 3) Три слова о воскресении: «1-е слово: Доидох прежде днии сих в Патары с Мидийским Проклом видети хотя Феофила. 2-е слово: Видехом же убо, яже первее во Апостоле начахом глаголати. Слово 3-е: Зело убо яко же ся и сам препираю». 4) «О разлучении яди и о юнице менимей в Левитице и пр. Бе убо послед носити нам». 5) «Ко Истелию о прокажении. Откуда, о Еввуле? Не яве ли, яко от пути ловя? 6) «О пиявици сущии в притчах и еже: небеса поведают славу Божью. Цветен плету венец Христу». 7) В одном только волоколам. сборнике Евфимия помещены: а) Како ся может толика скота, толика птице вместитися в толики ковчег? б) Что означает лествица, которую видел Иаков?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

У архимандрита Софрония Сахарова был опыт более высокий, чем непрестанная молитва, и его однажды спросили про этот опыт. Обычно его называют созерцательная молитва. Что делать? Отец Софроний решил пойти на хитрость. Он рассказал, ответил на вопрос, но при этом он ответил от третьего лица. Он дистанцировался и рассказал, как будто это с кем-то другим произошло. Помните, как апостол Павел говорил: «Знаю человека, который…». Ну, это же он сам на самом деле, отец Софроний. И после этого такого опыта у него уже не было. Почему? Я рассуждаю так: видимо, каким-то образом помысел тщеславия вошел. — Может ли человек достичь уровня непрестанной молитвы, если он мирянин, живущий в браке, может, даже не всегда трудящийся в церкви, а занимающийся светским трудом? Или этого может достичь почти всегда монах, аскет? — Обратите внимание, здесь нет делений — монахи, миряне. Вопрос ставится в теоретической плоскости, давайте поставим его в практической и исторической. Известны ли нам такие случаи? Нам известны случаи, когда миряне сподоблялись сведения ума в сердце и сердечной молитвы. Мне лично не доводилось читать, чтобы у кого-то непрестанная молитва была. А вот сведение ума в сердце было. Могу назвать человека, это небезызвестный отец святителя Григория Паламы. Он был государственный чиновник, и на одном из совещаний он так углубился в себя, видимо, это была сердечная молитва, что он выпал из контекста заседания. Но, вы понимаете, все-таки в монастырях стараются создать особо благоприятные условия для молитвенного действия. Что в этих благоприятных условиях произойдет? В одном случае что-то происходит, и видим высокие дарования, восхваляем преподобных отцов, а в других случаях — нет, автоматически ничего не происходит. Человек должен что-то делать, работать, духовным упражнением заниматься. Сам по себе статус, сама по себе запись в клировую книгу не дает ему возможности быть на определенной ступени. Она дает ему дополнительные возможности, но воспользуется ли он ими? Если воспользуется, слава Богу. А если не воспользуется… Таланты получил, а они праздно пролежали.

http://pravmir.ru/bozhij-dar-i-ispytanie...

Последнее написано методом чисто положительным и без схоластики и полемики. Стремление же нашей догматической науки к освобождению от западной схоластики и вступлению на свой самостоятельный путь еще резче проявилось в том, что уже со второй половины XVIII века стали появляться по своему времени довольно замечательные опыты систематического изложения догматов на общенародном и общепонятном русском языке, тогда как доселе они издавались на одном языке – латинском. Таковы были: Сокращенная христианская богословия преосвященного митрополита Московского Платона, состоящая из трех частей, из коих догматика занимает собственно вторую ее часть (преподанная наследнику всероссийского престола Павлу Петровичу с 1763 по 1765 г.), Догматическая богословия архимандрита Макария (читанная в Тверской семинарии 1764–1766) и Христианская богословия иеромонаха Ювеналия Медведского, в которой догматика занимает одну первую ее часть (издан. 1806 г.). Немало также было написано нашими богословами замечательных догматико-полемических трактатов по поводу заблуждений латинян и протестантов. Замечательнейшие трактаты против латинян об исхождении Св. Духа принадлежат Иоанникию Галятовскому († 1688 г.), Адаму Зерникаву († окт. 1692 г.) и Феофану Прокоповичу (XVIII в.). Против учения о главенстве папы писал Иоанникий Галятовский. О времени пресуществления Евхаристии написаны были трактаты братьями Лихудами Иоанникием († 1717 г.) и Софронием († 1730 г.) под загл. Акос или врачев. от угрыз. змиевых, св. Дмитрием Ростовским († 1709) и Стефаном Яворским († 1722 г.). Кроме того, Софронием Лихудом составлено было полное опровержение католичества под названием Мечец духовный. Против заблуждений же протестантов писали: братья Лихуды, Стефан Яворский (соч. Камень веры) и Феофилакт Лопатинский († 1741 г. – соч. Апокрисис или ответ на писание ответное Франциска Буддея к некоему другу, на Москве живущему, о лютеранской ереси, на книгу камень веры). К утверждению же нашей догматической науки на этом новом пути направлены были впоследствии устав академий и семинарий 1814 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

«Фактор Войно-Ясенецкого»: роль Святителя Луки в восстановлении церковной жизни в Красноярском крае в 1941–1943 гг.» – 10 мин 14. Начальник отделения сосудистой хирургии, заслуженный врач РФ, д.м.н., полковник м/с Малахов Юрий Станиславович; к.м.н., подполковник м/с Аверьянов Дмитрий Анатольевич; к.м.н. Иванов Алексей Викторович (Филиал 3 ГВКГ им. академика Н.Н. Бурденко) «Преимущества эндовенозной лазерной коагуляции при варикозной болезни» – 10 мин 15. Врач-нейрохирург Областной клинической больницы г. Архангельска Снигирев Андрей Леонидович; заведующий хирургическим отделением, к.м.н. Баринов Александр Николаевич (Архангельское региональное отде- ление Общества православных врачей России им. Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), Областная клиническая больница г. Архангельска) «Позвоночно-спинномозговая травма в Архангельской области, клинико-статистический анализ» – 10 мин 16. Заведующий патологоанатомическим отделением ГВКГ им. академика Н.Н. Бурденко, д.м.н., полковник м/с запаса Бобин Александр Николаевич; заведующий патологоанатомическим отделением, подполковник м/с запаса Качер Виктор Владимирович; врач-патологоанатом, полковник м/с в отставке Черкашин Николай Иванович (Филиал 3 ГВКГ им. академика Н.Н. Бурденко) «Патологоанатомическая практика хирурга и ученого В.Ф. Войно-Ясенецкого. Мысли Святителя Луки о жизни после смерти» – 10 мин Видеообращение Митрополита Черкасского и Каневского Софрония (Украина) Демонстрация видеофильмов в фойе клуба 8.15 – 9.00 – Научно-документальный фильм «Профессор В.Ф. Войно- Ясенецкий: эвакогоспитали». Из цикла фильмов «На пути к Великой Победе» (реж. А.А. Муравьев, консультант А.Е. Яковлев. Тамбов – Москва. Русский исторический канал «365 дней ТВ». 2012. 26 мин) 12.00 – 12.30 – «Четвертая научно-практическая конференция «Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» (авторы: В.М. Мануйлов, В.В. Марчик, М.Я. Козовой, С.С. Шестопалов. Балашихинское телевидение, Филиал 3 ГВКГ им. академика Н.Н. Бурденко. 2013. 30 мин)

http://pravoslavie.ru/62018.html

2) Как решения собрания, по всей вероятности, должны простираться на всех православных, то собрание может поставить правила неудобоприменимые для отсутствующих, не имея в виду представления местных уважений, и таким образом отсутствующие сами будут виноваты в затруднениях, которым подвергнутся. 3) Если они опасаются, что собрание предложит что-нибудь, для них неблагоприятное: и в сем случае лучше придти и защищаться, и представлять справедливое и полезное, нежели позволить стрелять себя в тыл. 4) Отстранение их не удержит собрания от решений, которые могут быть им неприятны; и когда они будут жаловаться, им можно будет ответить: вы сами виноваты, что не пришли в свое время представить ваши объяснения, а теперь дело сделано. 9 Апреля, 1859 г. 30 9 апреля. Примечания митрополита Филарета к сведениям преосвященного Софрония, архиепископа артского I Близ святейшего патриарха, среди 12 архиереев, членов синода, четыре или пять архиереев геронтов (старцев) с преимуществами против прочих членов синода, и они же самопоставленные эфоры (не из языческих ли Афин взято сие наименование?) – надзиратели каждый над несколькими епархиальными архиереями. Это есть учреждение произвольное, которого нет в правилах и в церковной организации. Таким образом самое наименование геронтов и эфоров, самое существование их говорит против них. II Очень печальную картину злоупотребительных действий геронтов и эфоров написал преосвященный Софроний. Впрочем, и полученное, вместе с ним, сведение о его лице, и кроме сего, не дают причины не доверять ему. Против злоупотреблений геронтов и эфоров свидетельствует, хотя скромнее, и речь доктора Карафеодори, о характере которого и ревности к православию наблюдавший отзывается с особенным уважением. Церковно-народный совет положил уже уничтожить геронтию и эфорию. Посему, если преосвященный Софроний исключит темные краски, положенные в своей картине: входить против него в споре нет ни достаточного основания, ни удобства. III Что значительное число духовенства патриаршей области, едва ли не большинство, по своим качествам и действиям не пользуется уважением паств, это, к сожалению, слышится не в первый раз, и иногда с доказательствами слишком убедительными. Итак, исправление нужно. Забота должна быть о том, чтобы нарушение церковных правил не было исправляемо другим нарушением.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Средства обожения, Богоуподобления и достижение бессмертия архимандрит Софроний усматривает в молитве и аскетической деятельности. «Духовная динамика нашей личности, при содействии благодати, лишь молитвою преодолевает все ограничения, налагаемые на нас не только косностью нашей натуры, но и вообще космическими силами. Жить в этом мире согласно учению Христа – значит непрестанно бороться со страстями, препятствующими стяжанию вечной жизни во Свете Бога и Отца нашего» 30 . В акте обожения человеческая личность восторгается от измерений и форм земли в измерения и формы Божественной Жизни. Иначе: человек ипостазирует такие Божественные атрибуты, как вечность, любовь, свет, премудрость, истина. Становясь Богом по содержанию своего бытия, тварная ипостась, однако, никак не становится Богом для других разумных тварей. Человек-персона для себя самого выявляется в акте самосознания, самоопределения, в обладании способностью познавать не только мир тварных вещей, но и Божественное Бытие, то есть Самого Творца. Он полнее сознает себя в пламени любви, соединяющей его с возлюбленным Богом. Любовь , соединяя его с Богом свойственным ей образом, дает ему познание Бога. Персональному началу в нас открывается Бог во свете и как Свет; в горении любви и как Любовь. В состоянии озарения Свыше созерцает человек евангельскую истину, как отражение жизни Самого безначального Бога в плане нашей Земли. Таким образом, для архимандрита Софрония человек есть образ Бога, который реализует себя через свое деятельное стремление к Первообразу – к Богу, который есть Личность. Через это стремление человек приобщается вечной жизни посредством благодати, и таким образом совершается обожение человека. Процесс обожения включает в себя и борьбу с грехом, который отделяет нас от Бога, со страстями, которые ставят преграду между нами и Богом, а также молитву, которая содействует нашему союзу с Богом. 1.3. Различие Сущности и Энергий в богословии архимандрита Софрония (Сахарова) Следуя учению святителя Григория Паламы , архимандрит Софроний делает различие между непознаваемой Божественной Сущностью и познаваемыми и сообщаемыми Нетварными Божественными Энергиями. «Сущность несообщима твари и потому пребывает вечно не-познаваемою. Все, что несообщимо разумным тварям, не познаваемо. Энергия же Божественной Любви изливается на сотворенных “по образу”, и стяжание ее заповедано нам» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

Такое же, настороженное, отношение к видениям сложилось и в Русской православной церкви. Архим. Софроний (Сахаров) пишет: «Духовник при встрече с лицами, которые говорят ему о своих видениях, заботится прежде всего о том, чтобы верно распознать источник видения: было ли оно истинно дано Свыше, или только порождением возбужденной фантазии, или следствием влияния неприязненных духов. Задача подчас трудная и чрезвычайно ответственная. Если данное от Бога мы припишем сопротивной силе, то рискуем впасть в хулу на Духа Святого... И наоборот: если демоническое действие признаем за Божественное, то толкнем доверяющего нам исповедника на почитание демонов»/Софроний. 1994, с.99/. При этом лучше придерживаться охранительной тенденции: «Когда духовнику положение вещей неясно, то у него в распоряжении остается «психологический прием»: предложить исповеднику быть недоверчивым ко всякого рода особенным явлениям. Если видение было действительно от Бога, то в душе его, исповедника, будет превалировать смирение, и он спокойно примет совет быть трезвенным. В обратном случае возможна реакция негативная и стремление доказать, что видение не могло быть иначе, как от Бога. Тогда есть некоторое основание усомниться в этом»/там же, с.100/. По авторитетному мнению двух святителей, Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника , видения и образы в духовной области должны быть ограничены по весьма принципиальным соображениям: «О том позаботьтесь, чтоб было меньше образов в душе, а больше мыслей и чувств. Образы суть дело воображения – низшей чернорабочей силы, и всегда раздражают мечтательность. Последняя не укротится, пока воображение в силе и роит образы. Способ к пресечению тока образов есть... умная молитва»/ Феофан Затворник . Вып. 4. 1994, с.173/; «Божественное действие – невещественно: не зрится, не слышится, не ожидается, невообразимо...»/ Игнатий (Брянчанинов) . Т. 1. 1993, с.319/; «Будем хранить телесные чувства наши, не впуская чрез них грех в клеть душевную»/там же, с.397/. Осторожность в этих вопросах нужна потому, что здесь нередко проявляются воздействия падших духов: «Бесы наполняют образами ум наш, или лучше сами облекаются в образы по нам, и прираждаются (прилог вносят), соответственно навыкновению господствующей и действующей в душе страсти: ибо сим навыкновением страстным они обыкновенно пользуются к размножению в нас воображений страстных, и даже во сне мечтание наше делают богатым воображением...»/ Григорий Синаит . 1900, с.191–192/.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010