Архив Пн 18 октября — память святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев 17 октября 2008 г. 16:00 Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни от благочестивых родителей. В 12 лет поступил в монастырь. Будущий святитель успешно изучил книжные науки, много времени уделял внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. Достигнув священства, он по благословению своего наставника удалился из монастыря и основал обитель в уединенном месте на берегу реки Рати — Новодворский монастырь. Здесь он так прославился подвигами благочестия, что сделался известным всей Волыни. В 1308 году Патриарх Константинопольский Афанасий возвел св. Петра на Русскую митрополию. Много трудностей испытал Первосвятитель в годы управления. В страдавшей под татарским игом Русской Земле он утверждал истинную веру, призывал враждовавших князей к миролюбию и единству. В 1325 году свт. Петр по просьбе Иоанна Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что имело важное значение для всей Русской Земли. Свт. Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. 21 декабря (3 января) 1326 года святитель отошел к Богу. Святитель Алексий, митрополит Московский (в миру Елевферий), родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. Будущий святитель рано обнаружил склонность к духовной и монашеской жизни. Однажды, на двенадцатом году жизни отрок раскинул сети для ловли птиц и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня он стал уединяться, часто посещать церковь, и в 15 лет решился стать иноком. В 1320 г. он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где принял постриг. Несколько лет спустя митрополит Феогност повелел Алексию оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 г. владыка Феогност посвятил Алексия в епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал в 1354 г. его преемником. В то время Русская Церковь была раздираема великими распрями, в частности, из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. Желая положить конец смутам, св. Алексий отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху, который посвятил его в архиепископа Киевского. В дальнейшем святителю пришлось принять участие в продолжительной и упорной церковно-политической борьбе, которая привела к разделению Русской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/53437.html

Святителя Гурий и епископ Варсоний почитаются как первоначальники Православия в Казани, с 1984 г. в день обретения их мощей был установлено празднование Собора святых Казанских.   Православные праздники 18 октября — Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. 8 таких разных московских святых Собор московских святых: Знает ли Москва своих святых? Московская Русь: рожденная святыми СВЯТИТЕЛЬ ПЕТР Посох святителя Петра, митрополита Московского. Инфографика Крестный ход со святителем Петром СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ Введенский владычный монастырь: обитель святителя Алексия Чудов монастырь, истоки СВЯТИТЕЛЬ ИОНА Значение имени Иона ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН Патриарх Гермоген Патриарх Гермоген, Василий Шуйский и русская культура Литературный портрет патриарха Гермогена Люди Смутного времени: коллективный портрет на фоне катастрофы Русская смута МИТРОПОЛИТ ФИЛИПП Митрополит Филипп: Рубрика Имя Филипп: апостол, святитель и герой Льва Толстого СВЯТИТЕЛЬ ИОВ Святитель Иов, патриарх Московский МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ Святитель Филарет Московский до сих пор является примером образованности, считает патриарх Кирилл ПАТРИАРХ ТИХОН Немощь Патриарха 5 ВОПРОСОВ О РЕВОЛЮЦИИ И ПАТРИАРХЕ Патриарх Тихон — главный враг советской власти? Струсила ли Церковь в 1917 году? 1917: Почему Синод не вступился за царя? Жизнь Святителя Тихона: история в картинках О РОЛИ ПАТРИАРХА История Патриаршества: В картинках Сергей Милов. Собор московских святых 9 октября Русская Церковь празднует прославление в лике святых патриарха Московского и всея Руси Тихона. СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ Святителю Иннокентию (Вениаминову) открыли памятник в Магадане   Празднование установлено в 1596 г. патриархом Иовом в честь Всероссийских святителей Петра (1326 г.), Алексия (1378 г.) и Ионы (1461 г.). Впоследствии в Собор были включены свт. Макарий (1536 г.), свт. Филипп (1569 г.), свт. Иов (1607 г.), сщмч. Ермоген (1612 г.), свт. Филарет (1867 г.), свт. Иннокентий (1879 г.), свт. Тихон (1925 г.), свт. Макарий (1926 г.) и сщмч. Петр (1937 г.)

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

333 Жизнь Ионы в Симоновом монастыре описана но сказанию преп. Иосифа о святых русских отцах, об Исидоре по повести Симеона Суздальца о Флорентийском соборе и по чуду с Симеоном в Пахомиевом житии преп. Сергия; рассказ об усобице вел кн. Василия с Шемякой заимствован из летописного источника, пророчество митроп. Ионы и новгородского архиеп. Ионы – из жития последнего. Биограф пользовался также повестью Пахомия о обретении мощей св. митроп. Петра и сказанием о постройке Успенского собора. 338 Милют. ч. мин, май, л 1087. Стеиен. но рукоп. Рум. 414, л 412. Ср: стр. 570, прим 44. Сказав о Пахомие, приписка продолжает «По сих же минувшим летом осмим но сту пораснространена повесть сия истинно обретаемыми сказании, яже преже не явлена быша зде за неполучение настоящаго тогда времени; написано же бысть последи но благословению преосв. Макария, митрополита всея Русии, в лета царя и вел. кн. Ивана Васильевича всея Русии и при благоверном сыне его царевиче Иване, о них же, святителю Христове Алексее, не престай молитися ко Господу и о сохранении Богом дарованныя им державы». 339 Стр. 133. При Макарие к ней прибавлены чудеса 1518–1519 года, описанные в летописи (Ник. VI, 217 и 220. П. С. Лет. V111, 265 и 267). 340 Ник. IV, 55; она же с сокращениями в синод, сб. N° 84, л. 162. Мощи св. Алексия перенесены из Благовещенского придела в храме Чуда в церковь сю имени между 1483 годом, когда основана эта церковь, и 1501, когда храм Чуда разобран; между тем повесть, сказав, что мощи но обретении положены в Благовещенством приделе, прибавляет. «Идеже суть и до сею дни». 341 Кроме того, из летописи взято известие о боярине Акинфе (Ник. IV, 55 и III, 102); из Енифанневского жития Сергия выписано известие об отношениях Алексия к Сергиеву брату Стефану. 342 Точно так же новый редактор насчивает 4 года для епископства Алексия во Вадимире, хотя в том же летописном своде, где помещена эта редакция, сказано, что Алексий поставлен во епископа 6 декабря 1352 года, за 3 месяца до смерти Феогноста, после которой он вскоре поехал в Царьград ставиться в митрополита (Ник. IV, 65 и III, 201).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Юноша – это молодое, гибкое деревцо; если не привязать то деревцо к колышку, то оно от ветров покривится; если не останавливать буйные страсти юноши вовремя, непременно пропадет юноша тот. «Видим, – говорит свт. Тихон Задонский, – что малое деревцо на всякую сторону удобно преклоняется и, куда его наклонишь, туда и растет. Вот так же и юное отроча: чему научится в детстве, к тому и привыкнет, с тем и останется на всю жизнь. Научится доброму: добрым и будет навсегда; научится злому: злым и останется; так что из малого отрока может выйти и ангел, может выйти и диавол». Поэтому мы видим, что многие подвижники сделались великими не под старость только, а задатки и расположение к добродетельной жизни были у них в юношеских летах. На примере великих святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы, память которых празднуется ныне, мы видели, что все они с юношеских лет возымели желание и влечение к ангелоподобной жизни. (См. «Воскресный день» за 1894 г.). III. Молитвами великих угодников Божиих, ныне ублажаемых, да предохранит нас Господь от гибельных ошибок в воспитании наших детей, за души которых мы, родители и воспитатели, должны отдать строгий отчет в день суда Божия. (Составлено по указанным источникам). Поучение 3-е. Святители: Петр, Алексий и Иона (О том, почему должно почитать пастырей) I. B день великих святителей и архипастырей русской Церкви: Петра, Алексия и Ионы, ныне прославляемых, которых и при жизни почитали и простой народ, и бояре, и князья, и даже нередко земно им кланялись, видя в них носителей силы Божией, как то было, например, при возвращении святителя Алексия из Орды, где он исцелил от слепоты жену хана, грозного властелина России, уместно будет побеседовать о почитании архипастырей и пастырей Церкви. II. а) Пастырей должно почитать, во-первых, на общем основании, по которому все люди должны оказывать уважение друг к другу. Какое же это основание? Образ и подобие Божие. Все мы созданы по образу Божию, все мы и должны почитать друг друга из благоговения к тому божественному образу, который мы носим во глубине душ наших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В XVII в. почитание Черниговских чудотворцев при сохранении его общегосударственного значения прочно ассоциировалось с Москвой, и их фигуры стали включаться в состав композиций с образами Московских святых. Ранним примером служит 3-частная икона из собрания Г. А. Покровского (1-я треть XVII в., ЦМиАР), принадлежащая к «строгановской» традиции. В ее нижнем регистре помещены фронтальные фигуры митрополитов Петра, Алексия и Ионы, М. В. и Феодора, а также московских юродивых Василия, Максима, Иоанна и некоторых др. святых. Вместе с царевичем Димитрием, свт. Стефаном Пермским, радонежскими преподобными, московскими митрополитами и юродивыми князь и боярин представлены на окладе иконы свт. Алексия, митр. Московского (1-я пол. (2-я четв.?) XVII в., СИХМ; Игошев. 2009. С. 300-301. Ил. 523). Более лаконичным по составу персонажей вариантом иконографии Московских святых является пелена 1-й пол. XVII в. (после канонизации Димитрия Угличского в 1606) с образами митрополитов Петра, Алексия и Ионы, М. В., Феодора (оба - с обнаженными головами и длинными бородами) и царевича Димитрия из собрания И. А. Гальнбека ( Георгиевский В. Т. Обзор выставки древнерус. иконописи и худож. старины//Тр. Всероссийского съезда художников в Петрограде, дек. 1911 - янв. 1912. Пг., Т. 3. С. 174. Табл. 62; местонахождение неизв.); этот памятник свидетельствует о формировании в столице группы местных святых, мучеников из рода Рюриковичей, к к-рой относились М. В. и Димитрий Угличский, погребенные в расположенных по соседству кремлевских храмах. Благодаря их присутствию тема княжеской святости, ранее не столь заметная в композициях, объединяющих Московских святых, стала звучать гораздо более отчетливо. Связь между почитанием святых и главной московской святыней - Владимирской иконой Божией Матери - отразилась и в иконографических программах неск. памятников с изображениями Черниговских чудотворцев. М. В. и Феодор (вместе с 3 московскими святителями, царевичем Димитрием и 3 блаженными) представлены в нижней части чудотворного образа Богоматери Владимирской-Оранской, созданного в 1629 г.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Претерпела некоторые изменения и территория вокруг церкви. Церковная ограда была утрачена. Со строительством в непосредственной близости от храма жилого трехэтажного дома (на месте сада), по сути дела, оказалась ликвидированной площадь вокруг церкви. Однако общий характер окружающей застройки, несмотря на бурные градостроительные преобразования, происходящие поблизости, все еще сохраняется. С конца 1970-х годов церковь пустовала, постепенно разрушаясь. В заброшенном состоянии она простояла до осени 1987 года, когда силами добровольных помощников реставраторов (шефская секция Горьковского областного отделения ВООПИК) начались работы по освобождению здания от мусора. В 1989 году архитекторами И.С. Агафоновой и В.А. Широковым по заказу городского управления культуры был разработан эскизный проект реставрации церкви Трех Святителей, предусматривавший восстановление храма в первоначальном виде, без учета его перестройки 1915 – 1916 годов. Однако осуществить его удалось лишь после передачи памятника (1997 год) подворью Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Рабочие чертежи по восстановлению церкви были выполнены архитектором Л.Ю. Банновой. 11 июня 2005 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения главного храмового престола восстановленной церкви во имя пяти святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев, а в октябре и декабре того же годы были освящены два придела: первый – в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского и апостола Иасона, второй – в честь святого апостола и евангелиста Луки и преподобномученика Андрея Критского. Ныне в день храмового праздника 18 октября Русская Православная Церковь отмечает память уже 12 Московских СвятителейПетра (митрополита Московского), Алексия, Ионы, Макария (митрополита Московского), Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра (митрополита Крутицкого, новомученика), Филарета, Иннокентия и Макария (митрополита Алтайского). В 2009 году бригада нижегородских иконописцев под руководством художника Алексея Анциферова закончила роспись стен и сводов храма, завершив тем самым окончательное его восстановление. В процессе реставрации пять глав храма и глава на колокольне были, как и первоначально, выкрашены в зеленый цвет. Позже они были вызолочены в угоду внешнему «благолепию», что противоречит историческому облику памятника, однако отражает вкусы нынешних духовных властей. Вокруг церкви вновь устроена металлическая ограда, разбит цветник.

http://sobory.ru/article/?object=01818

Церковь села Львов основана в 1807 году и содержит в себе два престола: святит. Петра, Митрополита всея России чудотворца и святител. Петра, Алексия и Ионы, Митрополитов и всея России чудотворцев. Земли при церкви 36 десятин. Приход состоит из одного селения, в нем домов 39; душ муж. пола 123, жен. пола 158. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Лев, казенное село, названием своим напоминающее прежние княжеские охоты, вероятно, здесь происходившие. Оно стоит близ оз. Неро, в 7 верстах от Ростова. В нем 42 двора, 128 ревизских душ и 127 наделов. Сельская каменная одноглавая, в связи с колокольнею, церковь основана в 1807 г. и содержит два престола: св. Петра, митрополита московского и св. московских Петра, Алексия и Ионы. До 1838 г. этот храм был холодный, но в означенном году несколько перестроен и обращен в теплый. Во время перестройки прежняя колокольня отошла, вследствие чего в 1849 г. и была построена новая, в связи же с церковью, которая существует и до настоящего времени. В 1864 г. церковь обнесена каменною оградою. До времени построения каменной церкви здесь находилась деревянная, стоявшая несколько на юго-востоке от теперешней, но когда и кем она была построена, неизвестно. Из местно чтимых икон особенно замечательна древностью икона Смоленской Пресвятой Богородицы, однако время написания ее неизвестно; она украшена серебряной ризою в 11,5 фунтов. Особенно древних предметов, а равно старопечатных книг и рукописей, в ризнице церкви не находится. Крестный ход бывает 28 июля вокруг селения и по домам, установленный по случаю скотских падежей 1819 и 1871 гг. При здешней церкви находится 36 десятин земли, приход состоит из одного только селения. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Комментарии и обсуждение Страница бывшего настоятеля этого Храма иерея АЛЕКСАНДРА ШАНТАЕВА, выдающегося православного писателя, написавшего 4 великолепные книги о современной приходской жизни сельских Храмов Ярославской глубинки есть в интеренете по адресу: http://aleksandr-shantaev.narod.ru

http://sobory.ru/article/?object=01951

Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елиссея, Давида и Иессея, святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков. Также произносит: Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея, святых трех отроков и Даниила пророка, и всех святых пророков. [Греч.: Святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных пророков: ] И взем частицу, полагает ю доле первыя благочинно. Таже паки глаголет: Святых славных и всехвальных Апостол Петра и Павла, и прочих всех святых апостолов. И, изъяв частицу, помещает ее ниже первой, по порядку. Затем продолжает: Святых славных и всехвальных апостолов: Петра и Павла, [Двенадцати, Семидесяти] и всех (прочих) святых апостолов. И тако полагает третию частицу доле вторыя, скончавая первый чин. И помещает третью частицу ниже второй, оканчивая первый ряд. Таже глаголет: Иже во святых отец наших святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Петра и Алексия, и Ионы, и Филиппа, и Ермогена, Московских, Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей. Затем произносит: Святых отцов наших [великих] иерархов и вселенских учителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийского, (Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена Московских, Никиты епископа Новгородского, Леонтия епископа Ростовского,) и всех святых святителей. И взем четвертую частицу, полагает ю близ первыя частицы, творя второе начало. И, взяв четвертую частицу, помещает ее рядом с первой, начиная второй ряд. Таже паки глаголет: Святаго Апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, и всех святых мученик. И мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц. И продолжает: Святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора (Тирона, Феодора Стратилата,) и всех святых мучеников и (мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии, Параскевы, Екатерины и всех святых) мучениц.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/proskomid...

Храм Трех Святителей Московских (Медведево) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Трех Святителей Московских построен в 1893 году. Закрыт в 1930-х годах, после войны возвращен вернующим и снова закрыт. Богослужения возобновились в 2000 году, храм отреставрирован. Содержание История [ править править код ] В 1883 году жители Медведево получили разрешение на строительство храма. Строили храм десять лет, все работы велись на народные средства. 16 сентября (по старому стилю) 1893 года был освящен красивый храм в честь святителей Петра, Алексия, Ионы, митрополитов Московских. Храм стали называть Трехсвятительским. Роковые страницы в истории храма открываются с началом Гражданской войны. 23 июня 1919 года линия фронта пролегала через разъезд Тактыбай и село Медведево. Колчаковцы, отбиваясь от красных, установили пулемет на колокольне церкви. Красноармейцы выстрелили по колокольне, разрушив ее и самый большой купол с крестом. Затем ворвались в церковь и расстреляли священника. Прихожане своими силами восстановили колокольню. Вскоре начались гонения на священнослужителей: аресты, сфабрикованные дела. Но в 1920-е годы богослужения в церкви не прекращались. В 30-е годы с Трехсвятительского храма сбросили колокола, церковь закрыли. Здание превратили в клуб, затем в зернохранилище. Великая Отечественная война изменила внутреннюю политику, гонения на верующих временно ослабли. В Медведево сбор подписей для восстановления храма продолжался несколько лет. Второе открытие храма состоялось на Пасху 1947 года. 27 июля 1961 года Чебаркульский исполком райсовета постановил закрыть церковь. Были разграблены иконы и церковная утварь, часть образов подожгли на глазах у верующих. Снова были сброшены колокола, а здание даже попытались разрушить бульдозером, но храм устоял. Летом 1993 года начался сбор подписей за возрождение храма. Восстановление шло медленно, т.к. не хватало средств. Первое время богослужения проходили в доме одной из жительниц села. 18 октября 2000 года Митрополит Челябинский и Златоустовский Иов освятил храм Трех святителей Петра, Алексия, Ионы, митрополитов Московских. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Трех_Свят...

18 мая 1822 г. монастырь освящён преосвященным Амвросием, епископом Пензенским и Саратовским. Оставшаяся на прежнем месте монастыря каменная церковь во имя Преображения Господня с придельным храмом во имя святых Петра, Алексия, Ионы и Филиппа обращена в приходскую церковь. Шло время, монастырь обстраивался. В 1826 г. была построена каменная тёплая церковь во имя св. великомучеников Дмитрия и Екатерины длиной 9 1/2саж., шириной 5 саж. А в 1829 г. на средства помещика Петра Григорьевича Железнова с западной стороны к ней была приделана небольшая церковь во имя св. великомученицы Параскевы. Кроме этого, была воздвигнута церковь на монастырском кладбище, а при большой Московской дороге устроена часовня и колодец для проезжающих. Для приходящих в монастырь богомольцев рядом с оградой монастыря был построен гостиный двор. Таким образом, насельники монастыря заботились о совершенно чужих им людях, создавая им все условия для богослужения, а также для временного проживания при монастыре. В 1903 г. в монастыре была заложена пятиэтажная колокольня-усыпальница со шпилем. Средства на её постройку - 50000 руб. - пожертвовали потомственные почётные граждане братья Иоаким и Пётр Александровичи Никитины с условием, чтобы под главным храмом была построена нижняя церковь и усыпальница, которая всецело принадлежала бы им и их семейству. Условие было выполнено, в нижнем этаже был построен храм во имя мученицы Иулании (память жены Иоакима Никитина) и святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Церковь освящена епископом Гермогеном в 1904 г. В верхнем этаже построена церковь во имя праведных Иоакима и Анны, которая была освящена епископом Дамианом 21 октября 1917 г. За устроение церкви-колокольни её создатели были награждены орденом Св. Анны 3-й степени. В 1912 г. монастырская часовня была переделана в церковь во имя Знамения Божьей Матери. И, наконец, в 1907 г., усердием иеромонаха Иоасафа при участии благодетелей, была устроена при больничном корпусе деревянная церковь во имя Успения Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=20234

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010