С. 3., 8407). Высочайше утвержденным 12 Март. 1910 г. журналом Военного Совета, от 25 Февраля того же года, учреждена должность помощника протопресвитера военного и морского духовенства, а 9 Апреля того же года Высочайше утверждено «Положение» о помощнике протопресвитера (П. С. 3., М 33190; Ц. Вед. 21 – 1910 г.). Протопресвитер избирается Святейшим Синодом, утверждается Высочайшею властью и, вместе с учрежденным при нем духовным правлением, состоит в непосредственном ведении Святейшего Синода; по делам, относящимся собственно до церковного управления, он получает указы только от Синода; по делам же, имеющим связь с предметами ведения военного или морского министерств, протопресвитер руководствуется указаниями военного министра или управляющего морским министерством, по принадлежности. Благотворительные учреждения при церквах военного и морского ведомств с их капиталами состоять в ведении протопресвитера. Помощник протопресвитера назначается из достойнейших священнослужителей военного и морского ведомств, по представлению протопресвитера, Св. Синодом и утверждается Высочайшею влаетию. В случае болезни или отсутствия протопресвитера, помощник заменяет его в должности по всем делам (Положение, §§1–2; Ц. Вед. 21–1910 г.). При протопресвитере учреждено особое духовное правление, члены коего утверждаются и увольняются Святейшим Синодом по представлению протопресвитера. Председательство в правлении предоставляется старейшему из членов его, В управлении протопресвитера состоять: а) соборы и храмы неподвижные с приходами из мирских обывателей и без приходов и б) церкви подвижные, а равно и причты как тех, так и других церквей. Церкви же и духовенство стрелковых бригад в Восточной Сибири состоять в ведомстве протопресвитера, но в то же время, по отдаленности от Петрограда, находятся в ближайшем заведовании епархиального начальства. Для освящения вновь устроенной церкви испрашивается у местного архиерея благословение и освященный антиминс. На места военных священников и диаконов к соборам и церквам, имеющих прихожан, протопресвитер избирает кандидатов и представляет местному архиерею о каноническом утверждении и рукоположении лиц еще не посвященных в пресвитерский и диаконский сан, а для перемещаемых священнослужителей испрашивает святительское благословение на пастырское служение в приход, куда переводятся; псаломщиков же к соборам и церквам военного ведомства назначает протопресвитер.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

Справка: 1) По § 45 устава духовных академий «ординарные профессоры Академии должны иметь степень доктора богословских наук». 2) По § 105 того же устава ординарных профессоров в Академии полагается 8, экстраординарных – 9; в настоящее время ординарных профессоров семь; вакансии экстраординарного профессора заняты все. 3) По § 81 лит. в п. 4 и лит. а п. 7 академического устава «избрание кандидатов на должности профессоров» значится в числе дел Совета, представляемых, через Епархиального Преосвященного, на утверждение Святейшего Синода, а «принятие мер к замещению профессорских и других преподавательских вакансий» – в числе дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. Определили: 1) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства перед Святейшим Синодом об утверждении экстраординарного профессора Академии по кафедре догматического богословия, доктора богословия, Александра Беляева в звании ординарного профессора со дня избрания (т.е. с 8 декабря 1899 года). 2) Принимая во внимание, что в случае утверждения Святейшим Синодом профессора Беляева в звании ординарного профессора в Академии должна открыться вакансия экстраординарного профессора, просить ходатайства Его Высокопреосвященства перед Святейшим Синодом об утверждении, со дня избрания, в таковом звании доцента Академии по кафедре новой гражданской истории, магистра богословия, Ивана Андреева, находящегося на духовно-учебной службе с 3 июня 1893 года, а на службе при Академии – с 4 сентября 1895 года, и вполне достойного звания экстраординарного профессора. 3) На вакантную кафедру греческого языка и его словесности пригласить окончившего курс в Московской Духовной Академии в 1897 году со степенью кандидата богословия и оставленного в том же году при —358— Академии для приготовления к замещению вакантных преподавательских кафедр, ныне преподавателя Минской духовной семинарии, Евгения Воронцова и, в случае его согласия занять означенную кафедру, а равно и неимения препятствий к этому со стороны семинарского Правления, допустить его к чтению пробных лекций.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Один из приходских священников петроградской епархии обратился к министру Финансов с предложением использовать для нужд войны старую медную монету, хранящуюся в некоторых церквах. Министр Финансов, сообщая о сем Синодальному обер-прокурору, просил об уведомлении, действительно ли в церквах, а также в монастырях могут иметься значительные количества старой медной монеты и, в утвердительном смысле, какие могли бы быть приняты меры к обмену этой монеты на кредитные рубли и доставлению на Монетный Двор означенного необходимого для сего Двора металла. Выслушав предложение об этом обер-прокурора и принимая во внимание, что в православных монастырях и церквах российской Империи может оказаться некоторое количество старой медной монеты, уже вышедшей из обращения, Святейший Синод поручил епархиальным преосвященным сделать надлежащие распоряжения о том, чтобы обители и церкви вверенных им епархий, у коих имеется старая медная монета, представили таковую, в виде пожертвований на нужды войны, в ближайшие, по месту их нахождения, Отделения Государственного Казначейства 288 . Святейшим Синодом принято было к сведению и исполнению сообщенное председателем Совета Министров письмо министра Императорского Двора о том, что Его Величеству благоугодно было выразить желание, чтобы, в виду обременения телеграфа из-за обстоятельств военного времени, Ведомства, Общества, учреждения и лица не посылали обычных телеграмм с поздравлениями к дню рождения Его Императорского Величества 289 . С объявлением мобилизации чины центральных учреждений при Святейшем Синоде, бывшие в отпуску, прервали свой отпуск и явились к исполнению служебных обязанностей 290 . В 18 день августа 1914 года Высочайше повелено было город С.-Петербург именовать впредь Петроградом 291 . Впоследствие такового Высочайшего повеления Святейшим Синодом 19 августа определено было в титулах учреждений и лиц духовного Ведомства, в коих встречается слово «с.-петербургский», за- заменить его словом «петроградский» 292 . 23 августа состоялось по этому предмету постановление Совета Министров, коим было положено правительственные, сословные и общественные учреждения, носившие название «с.-петербургских», именовать впредь «петроградскими» и уполномочить министров и главноуправляющих отдельными частями принять зависящие меры с соответственному, в установленном порядке, переименованию акционерных компаний, торгово-промышленных товариществ, частных предприятий, благотворительных и просветительных обществ и тому подобных организаций. Журнал Совета Министров 18 сентября 1914 года получил Высочайшее утверждение и был распубликован Святейшим Синодом по Ведомству Православного Исповедания в «Церковных Ведомостях» 293 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В апреле 1721 года посланы были Синодом лейб–гвардейские солдаты «в города», кроме Вологды, для забрания и доставки подьячих Архиерейских домов и монастырей 1109 . Насчет тех, которые состояли на службе в светском ведомстве, у Синода возникло недоразумение с сенатом. Сенат предлагал Синоду брать только тех подьячих из списка, которые в светском ведомстве «не у дел», и довольствоваться своими дьяками и подьячими – из патриарших и монастырского приказов, из Архиерейских домов, из монастырей. А Синод жаловался государю, что «не у дел» в светском ведомстве остаются только негодные, которым ничего нельзя поручить, и из подьячих духовного ведомства все лучшие люди разобраны по коллегиям и губерниям, остались только негодные. Синод, уступая сенату, просил у государя подтверждения хотя бы взять только тех секретарей и подьячих, которые ни в сенате, ни в коллегиях, а «у других дел». Государь положил резолюцию, утверждающую такую просьбу Синода: «которые против сего желаются, и что оные ни в сенате, ни в коллегиях, но у других дел, и таковых без спору отдать в Синод духовный» 1110 . Но сами подьячие, избранные Синодом, отказывались от поездки в Петербург под разными предлогами, большею частью за болезнью, и солдаты, посланные Синодом за подьячими, стали возвращаться из городов одни. Своим, подведомым подьячим, не хотевшим ехать в Петербург, Синод угрожал вечною работой на галерах. Даны были подтвердительные указы, но подьячие спасались бегством, приходилось их разыскивать 1111 . Из тех, которые значились в списке тридцати трех и состояли на светской службе, Синод ни за что не хотел освобождать никого, не взирая ни на какие ходатайства 1112 . Вызываемые подьячие получали «на подмогу» по 15 рублей 1113 . Пока собирались подьячие из городов, надобно было в Синоде так или иначе управляться, пользуясь наличными силами. Оказалось, что в Петербурге было несколько подведомых Синоду подьячих, прибывших с отчетностью в камер-коллегию: дьяк и пять подьячих из монастырского приказа, дьяк и трое подьячих из патриаршего дворцового приказа, один подьячий патриаршего казенного приказа, «да из Архиерейских домов и монастырей разных званий служители». Один из подьячих был помещен и в списке тридцати трех. Всех их, а «для лучшего усмотрения» и тех подьячих в камер-коллегии, которые принимали от них отчетность, Синод постановил «взять», они были взяты и большая их часть оставлена в Синоде 1114 . Употреблены были для канцелярской работы и бывшие патриаршие певчие 1115 . В марте 1721 года вытребовано семь подьячих из Троице–Сергиева монастыря 1116 . V

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

2 . Инструкция начальнику Миссии Задачи и круг деятельности Иерусалимской Духовной Миссии определены утвержденной Св. Синодом 20 мая 1902 г. инструкциею ее начальнику. По этой инструкции Миссия в Иерусалиме, служа среди инославных и иноверных образцом благоустроенной православной иноческой обители, имеет своим существенным назначением удовлетворение духовных потребностей пребывающих там русских подданных и русских богомольцев. Соответственно с сим, не ограничиваясь отправлением богослужений и духовным назиданием богомольцев, Духовная Миссия прилагает особливое попечение к тому, чтобы благочестивые их желания, привлекшие их в Св. Землю, были удовлетворены с возможною полнотою. С этой целью Миссия сообщает богомольцам в устных беседах сведения и изъяснения о всех чествуемых христианами святых местах, оказывает содействие к посещению их в сопровождении опытного спутника, заботится о предоставлении богомольцам возможно частых случаев слышать на святых местах богослужение на славянском языке и отвращает от них все, что может посеять в душе их какой-либо соблазн или ослабить воодушевляющие их благоговейные чувства (п. 1). В отношении внутреннего порядка управления делами Миссии и ведения денежного и материального хозяйства и заведования ее недвижимыми имуществами инструкция устанавливает следующий порядок: а) Во главе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме стоит начальник оной, в сане архимандрита, назначаемый Св. Синодом, в ведении и непосредственном подчинении коего находится Миссия, а все сношения с Святейшим Синодом производит через первенствующего члена Св. Синода, входя к оному с донесениями и представлениями (п. 3). б) Все члены Духовной Миссии, состоящие при ней и служащие в оной, обязаны относиться к начальнику Духовной Миссии как к своему настоятелю и духовному отцу, исполняя беспрекословно и безропотно все его приказания, поручения, распоряжения и указания (п. 6). в) Весь порядок жизни в стенах Духовной Миссии устанавливается по примеру благоустроенных русских обителей начальником оной, который есть не только ее начальник, заботящийся о духовном ее преуспеянии, но и хозяин–распорядитель, заведующий всею хозяйственною частью Миссии (п. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Жизнь камчатского стойбища зависела от рыбного промысла, и о. Нестор написал для своей паствы «Молитву на лов рыбы, на освящение рыбы, рыбных снастей и мрежей» на русском, корякском и тунгусском языках. Эта молитва в 1910 г. была утверждена Святейшим Синодом. Слушая проповеди о. Нестора и замечая изменения к лучшему, местные жители обращались в Православие целыми поселками. За успешную миссионерскую работу в 1913 г. о. Нестор был возведен в сан игумена. Иеромонах Нестор (Анисимов) с мамой Антониной Евлампиевной перед отъездом на Камчатку О. Нестор понимал, что не сможет изменить жизнь Камчатки в одиночку. К 1910 г. он разработал проект и написал устав Камчатского православного братства с филиалами во всех крупных городах России. С помощью Братства планировалось собрать средства для миссионерской и просветительской работы на Камчатке. Проект должен был быть утвержден Синодом, но в Петербурге обер-прокурор Синода С.М. Лукьянов отказал даже в рассмотрении устава. Не отчаиваясь, о. Нестор стал читать лекции о Камчатке и собирать подписи среди известных лиц Петербурга. Депутаты Государственной Думы поддержали проект, и вскоре иеромонах был приглашен в Царское Село к Государю. Император Николай II настолько заинтересовался идеей, что согласился предоставить Братству покровительство цесаревича Алексея, и вскоре устав Камчатского православного братства был утвержден Синодом. С лекционным периодом был связан один забавный эпизод. 4 декабря 1910 г. «Петербургская газета» опубликовала такое сообщение: " Иеромонах Нестор-негр прибыл с Камчатки и сегодня в епархиальном доме на Стремянной улице сделает доклад о Камчатке, где он служил, разъезжая по делам священнослужения на лодке с Камчатки на Ямайку. Он плохо говорит по-русски, но хорошо владеет английским языком. Вход на его лекцию для всех бесплатный " . Возмущенный о.Нестор принялся звонить в редакцию и узнал в конце-концов, что репортер, отправленный делать с ним интервью, встретив в лаврских воротах выходившего монаха-негра, вообразил, что это и есть его герой, остановил его и, тыча пальцем в грудь, спросил:

http://pravoslavie.ru/37516.html

6. Финансовые средства Комиссии 6.1. Финансовые средства Комиссии, обеспечивающие ее деятельность, состоят из: – суммы, выделяемой Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата; – пожертвований от церковных и светских учреждений, а также частных лиц; – доходов от издательской деятельности Комиссии. 6.2. Ежегодные смета Комиссии и отчет о ее исполнении утверждается председателем Комиссии. 7. Отчётность Комиссии перед Священным Синодом 7.1. Комиссия ежегодно через ее председателя представляет Священному Синоду отчёт о своей деятельности. 8. Изменения настоящего Положения 8.1. Изменения настоящего Положения принимаются Священным Синодом по представлению председателя Комиссии. Об учреждении Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции (указ Патриарха Московского и всея Руси 167-УК от 3 июля 2009 г.) С целью практической реализации одобренных Священноначалием Русской Православной Церкви программ Комиссии Московского Патриархата при Отделе внешних церковных связей по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством учреждается Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции при Покровском храме в Рубцове города Москвы. I.2.5.3. Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом (при Патриаршем совете по культуре) О создании Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 31 мая 2010 г., журнал 47) Слушали: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о создании при Патриаршем совете по культуре Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. Постановили: 1. Образовать при Патриаршем совете по культуре Комиссию по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. 2. Утвердить положение о Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. Положение о Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом (при Патриаршем совете по культуре)

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

3) На основании действующих законоположений по инспекторской части гражданского ведомства о служебных переменах по должностям V и VI классов, для внесения их в общий Высочайший приказ, подлежащие начальства входят с представлениями в Инспекторский Отдел Собственной Его Императорского Величества Канцелярии; при этом представления, к коим прилагаются ведомости с сведениями о лице, назначаемом на должность, и проекты приказов вносятся непосредственно теми начальствами, от которых, по силе действующих законов, зависит такое назначение. 4) По § 81 лит. в п. 4 устава духовных академий „избрание кандидатов на должность профессоров“ значится в числе дел совета академии, представляемых через Епархиального Преосвященного на утверждение Святейшего Синода. Определил и: 1) Изготовить для экстраординарного профессора Григория Воскресенского докторский диплом и передать его по принадлежности, а об утверждении профессора Воскресенского в степени доктора богословия внести в формулярный о службе его список. 2) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства перед Святейшим Синодом об утверждении экстраординарного профессора, доктора богословия, Григория Воскресенского в звании ординарного профессора, со дня избрания (т. е. с 23 февраля 1896 года). 3) Принимая во внимание, что, в случае утверждения Святейшим Синодом профессора Воскресенского в звании ординарного профессора, в академии должна открыться вакансия экстраординарного профессора, просить ходатайства, Его Высокопреосвященства перед Святейшим Синодом об утверждении, со дня избрания, в таковом звании доцента по кафедре метафизики и логики, магистра богословия, Алексея Введенского, находящегося на духовно-учебной службе с 1886 года, а на службе при академии – с 1887 года и вполне достойного звания экстраординар- —38— ного профессора. 4) Приложить требуемые законом сведения о профессоре Григории Воскресенском и доценте Алексее Введенском для представления их в Инспекторский Отдел Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. VI.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хотя Синод и исполнил предложение обер-прокурора, определив произвести тщательное и справедливое расследование дела, но члены московской духовной дикастерии, позволившие себе, в довольно резкой форме, нарушить права и полномочия обер-прокурорской власти, не были признаны виновными, так как следствие установило, что во время столкновения с Раевским они не имели от Синода никакого указа, который бы обязывал их принимать прокурорские предложения о перерешении дел, уже рассмотренных дикастерией 99 . Из цитируемого документа не видно, как отнесся св. Синод к нарушению обер-прокурорских прав со стороны московской синодальной канцелярии; можно только догадываться, что он нашел возможным ограничиваться одним запросом, сделанным канцелярии, и рассмотрением полученных от нее оправдательных объяснений, так как, по словам обвинявшегося учреждения, самовольное распоряжение служащими, вызываясь крайней и безотлагательной необходимостью в увеличении чиновничьего персонала, в то же время нисколько не противоречило и той инструкции, какая была дана ему самим же св. Синодом 100 . Несмотря на то, что Болтин, в доказательство неправильности самостоятельных распоряжений канцелярии, игнорировавшей обер-прокурорские права, ссылался на 4-й пункт 101 данной ему инструкции, где обер прокурору повелевалось держать в своей дирекции синодальную канцелярию и ее слушателей и выводил из него заключение, что и находящиеся в ведении св. Синода канцелярии и конторы должны быть «послушны» ему, обер-прокурору 102 , Синод далеко не охотно предоставлял обер-прокурору фактическую возможность распоряжаться по собственному усмотрению канцелярскими чиновниками. Мы уже видели, как он отнесся в требованию обер-прокурора наказать синодального секретаря, не признававшего авторитета за прокурорской властью и не считавшего себя обязанным в точности исполнять все приказания Болтина; знаем также, что практиковавшийся в московской духовной канцелярии порядок назначения и награждения служащих, нарушавший, по мнению Болтина, права и полномочия обер-прокурора, нисколько не противоречил инструкции, данной канцелярии св. Синодом. Но высший орган церковного управления не ограничивался только одними косвенными мерами, препятствовавшими развитию обер-прокурорского влияния на синодальных чиновников; он обнаруживал явные стремления поставить в непосредственную, ближайшую фактическую зависимость от себя всех служащих по духовному ведомству, не исключая и лиц, находившихся на службе у самого обер-прокурора, так что Болтин принужден был доказывать перед Синодом даже законность своего права представлять к наградам тех канцелярских чиновников, которые состояли в его собственной конторе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

„Дальнейшее движение Ивана Даниловича по службе приостановилось (покойный через пять лет по вступлении в Академию на должность за отличное преподавание науки был возведен в звание экстраординарного профессора) не потому однако ж, говорит А. Лебедев в своем некрологе, чтоб он не заслуживал ординатуры, так как он принадлежал к числу даровитейших и трудолюбивейших профессоров, – но потому что не мог вскоре удовлетворить формальному требованию от лица, возводимого в ординарного профессора, – но потому что не мог вскоре написать диссертацию на степень доктора. Не мог, говорим, но почему? Главным образом потому, что он хотел представить на степень доктора не иначе, как такое сочинение, которое было бы плодом серьезнейших изысканий и в состоянии было бы удовлетворить самыми притязательным научным запросам. Иван Данилович чувствовал в себе избыток духовных сил и желал, чтобы его сочинение на степень доктора вполне отражало на себе широту и глубину его познаний и представляю собой действительно ценный вклад в науку. Только в марте 1885 года Ив. Д-вич напечатал и представил в Совет Академии сочинение на степень доктора под заглавием „Церковный Устав» (Типик). В числе сочинений И. Д -вича, написанных до этого времени, есть и такия, которыя при самой легкой переработке, могли бы доставить ему докторскую степень, разумеем его исследования «О песненном последовании» и «Митрополит Киприан в его литургической деятельности», но талантливый профессор знал, что эти произведения не вполне отражают на себе веския умственныя качества и богатство знаний его, а потому составил обширное и блестящее по своим научным достоинствам новое сочинение для приобретения высшей ученой степени. Московская Академия в июне удостоила его степени доктора богословия, в каковой он и был утвержден Святейшим Синодом. Тотчас, по получении известия об утверждении его в степени Св. Синодом, Совет возвел Ив. Д-вича в звание ординарного профессора. Но прежде чем последовало утверждение его в этом звании Св. Синодом... его не стало на свете» (Мок. Ц. Вед. 1886, стр. 1). Мы с особенным удовольствием привели эту выдержку, как прекрасную оценку литургических трудов покойного профессора Мансветова, сделанную при том же лицом, на которое возложено было поручение, как нам известно, но слухам, представить официальный отзыв в Совет Московской духовной Академии о книге покойного «О церковном уставе», представленной им в качестве докторской диссертации.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010