Заметим только, что широта данных полномочий Сенату, обширный круг разнообразных дел, вошедший в его обязанности на основании права и практики в бездеятельный тяжёлый период местоблюстительства м. Стефана Яворского (1700–1721 гг.), раннейшее существование Сената (1711 г.) в сравнении с Синодом, отсутствие строгой регламентации взаимных прав между обоими учреждениями имели влияние на происхождение притязательного и недружелюбного отношения Сената к Святейшему Синоду на первых порах деятельности последнего. Из чего бы случаи ненормальных отношений Сената к Синоду ни происходили, как бы происхождение их далеко в предшествовавшее время ни простиралось и как бы эти случаи ни объяснялись с оправдательной целью, факт существования их говорит сам за себя. Он свидетельствует об отсутствии должного уважения и доверия к церковной власти со стороны высшего гражданского управления. Сгруппируем в одно целое выдающиеся факты взаимных пререканий между Сенатом и Синодом для указания на ту печальную роль, какую приходилось выдержать Синоду в делах по расколу, – в делах простых в незамысловатых, где взаимное согласие и доверие могло бы принести более пользы делу, чем некоторые придуманные и искусственные скороспелые против раскола меры. Правда, во взаимных недоразумениях и столкновениях стороны могли быть неправы, но когда эти пререкания составляли не канцелярскую тайну, а неоднократно сопровождались и заканчивались протестом, требованием сатисфакции и жалобами, доходившими до Петра, то понятно, что дело было серьёзное, являвшееся большим соблазном для других учреждений и лиц, в ущерб делам по расколу. Вредное влияние пререканий между Сенатом и Синодом действительно простиралось далеко. При учреждении Сената последнему дано было de jure et de facto первенствующее значение во всех делах, не исключая даже и духовных 594 . Будучи юридически равным в духовных делах Сенату, Святейший Синод должен был сноситься с Петром через кабинет-секретаря, а после – через своего обер-прокурора, как постоянного посредника.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

—338— лиц), экстраординарного профессора Академии по кафедре библейской истории, Коллежского Советника, А. И. Покровского . На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1907 г. Нояб. 3. Ходатайствовать». 30 октября 1907 года 17 Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, заслуженные ординарные профессора – А. Д. Беляев и Μ. Д. Муретов, ординарные профессора – А. П. Голубцов , А. И. Введенский и А. А. Спасский, экстраординарные профессора – А. П. Шостьин , Π. П. Соколов, И. В. Попов , И. Д. Андреев , С. И. Смирнов и А. И. Покровский . Слушали: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1907 г. Окт. 10. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 6 октября за 11749: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 27 минувшего Сентября за 391, по ходатайству Совета Московской Духовной Академии об освобождении инспектора академии заслуженного ординарного профессора Митрофана Муретова, согласно прошению, от должности инспектора. Приказали: Уволить инспектора Московской Духовной Академии, заслуженного ординарного профессора по кафедре священного Писания Нового Завета Митрофана Муретова , согласно прошению, от первой из занимаемых должностей; о чём и послать Вашему Преосвященству указ». Справка: 1) § 32 устава духовных академий (в новой редакции): «Инспектор академии избирается Советом академии и утверждается в должности Святейшим Синодом». – 2) § 39 того же устава: «В случае болезни или отсутствия инспектора исполнение его обязанностей возлагается Советом на одного из своих членов, с утверждения Епархиального Преосвященного». Определили: 1) Об увольнении заслуженного ординарного профессора Μ. Д. Муретова, согласно прошению, от —339— должности Инспектора Академии внести в формулярный о службе его список и сообщить Правлению Академии – для зависящих распоряжений. – 2) Избрать и просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении со дня избрания, т. е. с 30 октября 1907 года, в должности Инспектора Академии – экстраординарного профессора оной по кафедре пастырского богословия и педагогики, Статского Советника, А. П. Шостьина. – 3) Впредь до разрешения помянутого ходатайства Святейшим Синодом, исполнение обязанностей по должности Инспектора Академии возложить на того же профессора А. П. Шостьина , о чём и представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—106— тальных пособий, необходимых при преподавании психологии в Академии». Определили: Вполне разделяя соображения профессора П. П. Соколова о неотложной необходимости, в интересах правильной постановки преподавания психологии, устройства при Академии психологического кабинета, просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об отпуске, в дополнение к изысканным профессором Соколовым средствам, особой денежной суммы на приобретение экспериментальных пособий, необходимых при преподавании в Академии психологии, в размере 1000 рублей. XIII. Прошения исправляющих должность доцента Академии: а) Е. А. Воронцова (по кафедре еврейского языка и библейской археологии): «Имею честь доложить Совету Академии, что магистерское сочинение обязуюсь представить к 1-му Августа, относительно чего и покорнейше прошу исходатайствовать мне разрешение у Святейшего Синода». б) Д. Г. Коновалова (по кафедре греческого языка и его словесности): «Приступив к печатанию своей магистерской диссертации, я нахожу затруднительным, по причине сложности работы, закончить его к началу следующего 1907–8 учебного года. В виду этого, честь имею просить Совет Академии ходатайствовать пред Св. Синодом о разрешении мне представить сочинение на соискание степени магистра богословия в течение следующего 1907–8 учебного года». в) Н. Л. Туницкого (по кафедре русского и церковно-славянского языков [с палеографией] и истории русской литературы): «В начале следующего учебного года исполнится двухлетний срок со дня поступления моего на место исправляющего должность доцента, положенный, по § 55 уст. дух. ак., для получения степени магистра богословия. Не имея возможности закончить, напечатать и защитить магистерскую диссертацию в этот срок, имею честь покорнейше просить Совет Академии возбудить ходатайство пред Святейшим Синодом о продлении его на один год. Основания, —107— дающие мне право просить об этом Совет Академии, заключаются: 1) в характере моей научной работы, состоящей, между прочим, в собирании рукописного материала, разбросанного в разных книгохранилищах, 2) в продолжительном времени, нужном для напечатания славянских текстов, составляющих приложение к моему исследованию, 3) в перенесенной мною серьезной болезни, отнявшей у меня всё первое полугодие текущего 190 6 / 7 уч. года и потребовавшей сложного клинического лечения».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священный Синод руководит деятельностью синодальных учреждений, рассматривает и одобряет центральный церковный бюджет, сметы синодальных учреждений, духовных школ и соответствующие отчеты. Синод вносит изменения в наименование епархий, одобряет создание епархиальных учреждений, одобряет уставы монастырей, утверждает, а в исключительных случаях и назначает настоятелей и настоятельниц монастырей, за исключением монастырей экзархата, учреждает ставропигии. По представлению Учебного комитета он утверждает учреждение новых кафедр в Духовных Академиях, уставы и учебные планы духовных школ, программы Семинарий. В судебные права Священного Синода входит суд в первой инстанции разногласий между архиереями и канонических проступков епископов; суд в первой и последней инстанции дел против сотрудников синодальных учреждений. Синод судит в последней инстанции священников и диаконов, запрещенных, лишенных сана или отлученных от Церкви судом первой инстанции, а также мирян, отлученных от Церкви судами первой инстанции. Синодальные учреждения создаются и упраздняются Поместными и Архиерейскими Соборами или Священным Синодом и подотчетны им. Во главе синодальных учреждений стоят лица в архиерейском сане, назначаемые Синодом. К числу синодальных учреждений в настоящее время относятся Управление делами Московской Патриархии с канцеляриями Патриарха и Синода, Синодальной библиотекой, отделами и архивом; Отдел внешних церковных сношений; Издательский отдел; Хозяйственное управление; Учебный комитет; а также образованные на основании определения Священного Синода от 29-31 января 1991 г. Отдел по религиозному образованию и катехизации и Отдел по благотворительности и социальному служению. «Синодальные учреждения являются координационными органами по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в пределах экзархатов или епархий.» Синодальные учреждения действуют на основании Положений, утверждаемых Священным Синодом. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

http://sedmitza.ru/lib/text/432419/

Справка: 1) По § 45 устава духовных академий «ординарные профессоры академий должны иметь степень доктора богословских наук». 2) По § 105 того же устава ординарных профессоров в Академии полагается 8, экстраординарных – 9; в настоящее время ординарных профессоров семь; вакансии экстраординарного профессора заняты все. 3) На основании действующих законоположений по инспекторской части гражданского ведомства о служебных переменах по должностям V и VI классов, для внесения их в общий Высочайший приказ, подлежащие начальства, от коих, по силе действующих законов, зависит назначение на должности, входят с представлениями непосредственно в Инспекторский Отдел Собственной Его Императорского Величества Канцелярии причем к представлениям прилагаются ведомости о лице, назначаемом на должность, по установленной форме. 4) По § 81 лит. в п. 4 устава духовных академий «избрание кандидатов на должность профессоров» значится в числе дел Совета Академии, представляемых, чрез Епархиального Преосвященного, на утверждение Святейшего Синода. —164— Определили: 1) Изготовить для экстраординарного профессора Академии Ивана Корсунского докторский диплом и выдать его по принадлежности, а об утверждении профессора Корсунского в степени доктора богословия внести в формулярный о службе его список. 2) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении экстраординарного профессора Академии, доктора богословия, Ивана Корсунского в звании ординарного профессора со дня избрания (т.е. с 9 июня 1898 года). 3) Принимая во внимание, что, в случае утверждения Святейшим Синодом профессора Корсунского в звании ординарного профессора, в Академии должна открыться вакансия экстраординарного профессора, просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении со дня избрания в таковом звании доцента Академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета, магистра богословия, Василия Мышцына, находящегося на духовно-учебной службе с 1890 года, а на службе при Академии с 1894 года, и вполне достойного звания экстраординарного профессора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что касается формы сношений с Синодом, то правильность ее установилась не сразу. Военная коллегия, встретив надобность писать в Синод, 1 марта 1721 года спрашивала Сенат, «как» надо писать в Синод 1967 . Митрополит Сарский Игнатий додумался написать Синоду: «до вашего превосходительства» 1968 . Другой архиерей в своем обращении к Синоду выказывал уже не «незнание и невежество», но «гордый нрав» 1969 . От 19 января 1722 года Синод установил форму своего именования в трех словах: «Святейший Правительствующий Синод» 1970 . Доселе сам Синод именовал себя различно: «Правительствующим Духовным Собранием», «Правительствующим Духовным Синодом» 1971 . Может быть не безынтересно знать, что прошение, поданное в Синод, именовалось «прошение, поданное в канцелярию Святейшаго Правительствующаго Синода» 1972 , а указ Сената московский вице-губернатор именовал «указом великаго государя из канцелярии Правительствующаго Сената» 1973 . Все учреждения, кроме Сената, обращались к Синоду с «доношениями», если возбуждалось новое дело, и с рапортами – о получении и исполнении синодальных указов 1974 . Члены Синода входили в Синод и с ведениями 1975 . Герцогиня курляндская Анна Иоанновна писала Синоду: «Святейший Правительствующий Синод! письмо ваше… получила… на которое сим объявляю... Пребываю вам, Святейшему Синоду, доброжелательная Анна» 1976 . От имени царицы Прасковьи Феодоровны писал Синоду ее «певчий дьяк» 1977 . Кабинет-секретарь Макаров сносился с Синодом большею частью при посредстве обер-секретаря 1978 . В сношениях, особенно на первых порах, было много простоты. В 1721 году из кабинета его величества пришел в Синод канцелярист и объявил, что государь указал отпустить из кабинета 2000 рублей на строение семинарии, «и дабы Синод прислал кого-нибудь в кабинет для приема оных» 1979 . Иногда, в мелочных делах, сносились вместо учреждений их канцелярии. Канцелярия синодальная писала в сенатскую «требование» сообщить, как сносится Сенат с оставленным в Москве, при московском отделении Сената, сенатором. Требование было подписано секретарем и канцеляристом. Ответ из Сената поступил за такими же подписями 1980 . Синодальная канцелярия, за подписью секретаря, просила штатс-контор-коллегию дать справку, сколько собрано денег с церковных вотчин; но посланному за справкой объявили в штатс-контор-коллегии, что об этом нужно Синоду спросить коллегию указом. Был послан указ, но оказалось, что в коллегии не было налицо нужных данных, чтобы можно было тотчас же дать требуемую справку 1981 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Разрешаемый ежегодно Святейшим Синодом повсеместный церковный сбор являлся тем источником, который давал Обществу возможность выполнять взятые им на себя задачи 112 . По ходатайству Центрального Правления, Святейшим Синодом было разрешено Обществу производство повсеместного церковного сбора и в 1915 году – за всенощной накануне 6 декабря и за литургией в этот день 113 . В начале 1915 года был разрешен повсеместный церковный сбор состоящему под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством Романовскому Комитету, в течение целой недели – третьей недели Великого поста, в пользу детей воинов, павших на поле брани 114 Высочайше утвержденным 29 июня 1914 г. Положением о Романовском Комитете на него возложено было воспособление делу призрения бесприютных сирот и полусирот сельского населения. Вслед за началом военных действий, попечительные заботы Романовского Комитета, согласно Высочайше утвержденному 1 сентября 1914 г. особому журналу Совета Министров, были распространены на детей нижних чинов, находящихся на действительной службе из мобилизованных частях армии и флота и в государственном ополчении и в военных дружинах. В распоряжение Комитета были отпущены казенные средства, и из этих средств Комитет непрерывно выдавал пособия тем из земских учреждений и частных благотворительных организаций, кои обращались к нему с ходатайствами об оказании вспоможения в деле призрения подрастающего поколения из числа семей, кормильцы коих столь доблестно защищали Родину от нашествия общего врага мира и справедливости. Но при этом Романовский Комитет, согласно статье четвертой своего «Положения», был ограничен в размере своих назначений из средств, отпускаемых ему из казны, половиною ассигнованных на данный предмет из местных источников средств. Лишь из денег, поступающих в Комитет от добровольных жертвователей, он мог отпускать на призрение сирот и полусирот сельского населения, а также детей запасных и ополченцев в размерах, требуемых обстоятельствами, без соблюдения упомянутого процентного отношения. Посему поступление в Романовский Комитет частных пожертвований имело весьма большое значение. И только при условии, если бы Комитет имел возможность располагать значительными пожертвованными ему суммами, он оказался бы в состоянии принести народу действительную пользу и в широких размерах утереть сиротские слезы. Это обстоятельство и вызвало ходатайство Романовского Комитета пред Святейшим Синодом о разрешении церковного сбора 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

За сим следовал по необходимости другой вопрос: почему не избраны одобренные Священным Синодом Начатки христианского учения? Догадочно полагаю, что не избраны по краткости, и потому, что желалось иметь более приспособления к ученикам. В самом деле, Краткий катехизис, составляющий вторую часть Начатков христианского учения, достаточный для тех учеников, которые должны перейти от него к слушанию Пространного катехизиса, очень краток для тех, которые к слушанию Пространного не перейдут. Для сих Краткий катехизис нужно дополнить и более приспособить к настоящему назначению. Что касается до Краткой Священной Истории, составляющей первую часть Начатков христианского учения, она, по моему мнению, непременно должна войти в состав требуемой учебной книжки. Потому что исторический вид начального учения особенно соответствует способностям детей, так как память и воображение раскрываются в детстве прежде рассудка. И сама премудрость Божия, которая, конечно, вернее человеческого разума избирает способ преподания истины в Священном Писании, преимущественно употребляет исторический способ для начального наставления в вере. Но и Краткая Священная История, одобренная Святейшим Синодом, требует некоторого приспособления к настоящему назначению. Недостаточный был бы способ учения заставлять детей только учить на память исторический текст. Надобно разрешать его на вопросы, и приучать детей с понятием давать ответы. Посему, как я слышал, некоторые учители заставляют учеников писать вопросы и ответы на текст Краткой Священной Истории. В таком случае лучше помочь им разрешением текста на вопросы и ответы, в самой учебной книге. Это тем нужнее, что малосведущие учители не всегда удачно извлекают из текста вопросы, и тем запутывают дело и учеников. Против таких неудач особенно нужна предосторожность для сельских училищ, где, особенно в начале, могут случиться учители, не довольно приспособившиеся к своему делу. На сих рассуждениях основался для меня следующий план работы для составления учебной книжки. I. Текст Краткой Священной Истории, одобренный Священным Синодом, употребить, как он есть. II. К каждой статье текста приложить вопросы и ответы о содержании той же статьи, с некоторыми дополнениями, сообразными с понятием и потребностью учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Императорскому Величеству. При этом надо заметить, что правительствующий Сенат при его устройстве представлял то преимущество, по сравнению со святейшим Синодом, что по рассмотрении известного дела в одном из его департаментов, оно могло перейти и быть перенесено на решение общего собрания Сената. В святейшем Синоде для рассмотрения приносимых на его решения жалоб установился мало по малу такой порядок, по которому подаваемые на Высочайшее Имя на решения святейшего Синода по делам, подлежащим его ведению, жалобы препровождаются к обер-прокурору святейшего Синода, коим представляется на Высочайшее усмотрение справки и объяснения, и буде, вследствие таковых справок и объяснений, признается нужным пересмотр дела, решенного Синодом, в таком случае объявляется Синоду Высочайшее повеление о пересмотре дела, в противном же случае поступившая на Высочайшее Имя жалоба оставляется без последствий. Такой порядок разрешения жалоб на решения святейшего Синода установился с конца первой четверти текущего столетия. С течением времени этот порядок несколько изменился в том отношении, что в большей части случаев, жалобы на решения святейшего Синода, присылаемые к синодальному обер-прокурору, непосредственно предлагаются святейшему Синоду, который, по выслушании таковых жалоб, или постановляет определение об испрошении Высочайшего соизволения на пересмотр дела, а также и на отмену прежнего решения, или же об оставлении жалобы без удовлетворения. В том и другом случае сущность дела одинакова: обжалованное решение подвергается пересмотру того самого установления, которое постановило оное решение. Вследствие сего святейший Синод, постановивший решение, и синодальный обер-прокурор, признавший такое решение правильным, подвергая снова собственному пересмотру окончательно разрешенное дело, являются судьями своих собственных действий. Такой порядок вещей, обратив на себя внимание обер-прокурора (графа Д. А. Толстого), побудил его повергнуть на Высочайшее Его Императорского Величества воззрение предположение об изменении существующего порядка разрешения жалоб на решения святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Досрочный отзыв председателя или члена Общецерковного суда осуществляется решением Синода во главе с патриархом с последующим утверждением Архиерейским Собором. «В случае образовавшихся вакансий право назначать временно исполняющего обязанности судей Общецерковного суда (до избрания судей в установленном порядке) принадлежит Священному Синоду во главе с Патриархом Московским и всея Руси, а в случаях, не терпящих отлагательства, – Патриарху Московскому и всея Руси» (ст. 29, 2). Деятельность Общецерковного суда обеспечивается его аппаратом, состав которого определяется Святейшим Патриархом по представлению председателя Общецерковного суда и финансируется из общецерковных средств. Решения Общецерковного суда первой инстанции подлежат исполнению после их утверждения патриархом или Синодом, если исполнение решения влечет за собой увольнение от должности, на которое осужденное лицо было назначено Священным Синодом. При несогласии патриарха или Синода с принятым Общецерковным судом решением дело передается в Общецерковный суд для повторного рассмотрения. «При несогласии с повторным решением Общецерковного суда первой инстанции по данному делу Патриарх Московский и всея Руси или Священный Синод принимают собственное предварительное решение, которое вступает в законную силу немедленно. Соответствующее дело направляется на рассмотрение ближайшего Архиерейского Собора для принятия окончательного решения» (ст. 50, 1). В качестве суда второй инстанции Общецерковный суд принимает к рассмотрению дела, прошедшие ранее епархиальные суды и направленные в Общецерковный суд, а также апелляционные жалобы на решения епархиальных судов «исключительно по распоряжению Патриарха Московского и всея Руси или Священного Синода» (ст. 51, 2). Таковые жалобы подаются на имя Патриарха Московского и всея Руси или Священного Синода. Решения Общецерковного суда второй инстанции вступают в силу с момента их утверждения Святейшим Патриархом или Священным Синодом. Общецерковный суд осуществляет также судебный надзор за деятельностью епархиальных судов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010