Акафисты, одобренные патриархом Тихоном или Священным Синодом Варфоломею, ап. 365 (одобрен Святейшим Патриархом Тихоном в 1917 г.) Даниилу Московскому, блгв. кн. 366 (1918) Вонифатию, мч. 367 (в 1918 г. одобрен сщмч. Вениамином (Казанским; † 1922) к епархиальному употреблению в Петроградской епархии, 27 декабря 1994 г. Священным Синодом – к общецерковному) Антонию Великому , прп. 368 (одобрен Священным Синодом в августе 1919 г.) Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Калужской 369 (одобрен Священным Синодом в октябре 1919 г., однако для употребления лишь «в церкви при богослужении пред иконою Божией Матери Калужской») Архангелу Гавриилу 370 (иной, одобрен Священным Синодом 25 июля 1921 г.) Во славу Светоносного Преображения Христа-Спасителя и во исповедание тайн спасения, в Преображении Господни являемых 371 (одобрен Святейшим Патриархом Тихоном 26 декабря 1921 г.) Акафисты, одобренные патриархом Алексием I или Священным Синодом Власию, еп. Севастийскому, сщмч. 373 (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I 8 ноября 1930 г. для употребления в новгородской Власьевской церкви) Моисею Угрину, прп. 374 (одобрен Священным Синодом в марте 1951 г.) Пресвятой Богородице пред образом Ее «Нерушимая Стена» 375 (одобрен Священным Синодом 3 апреля 1952 г.) Иоанну, митр. Тобольскому 376 , свт. (одобрен Священным Синодом 3 апреля 1952 г.) Кириллу и Лаврентию Туровским, свтт., и Мартину Туровскому, прп. 377 (одобрен Священным Синодом в июле 1953 г. для употребления в пределах Белоруссии) Макарию, Жабынскому и Белевскому чудотворцу, прп. 378 (одобрен Священным Синодом в июле 1953 г. для употребления в пределах Тульской епархии) Честному и Славному Рождеству Пресвятой Богородицы пред чудотворной иконой Ее «Пустынно-Глинская» (одобрен Священным Синодом в 1950-е гг. к употреблению в Глинской пустыни) Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Взыскание погибших» 379 (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I 13 декабря 1962 г.) Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Донская» 380 (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I в 1962 г., первая официальная публикация – 1981 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Досточтимые архипастыри – члены Юбилейного Архиерейского Собора! Согласно Определению Архиерейского Собора 1994 г. “О православной миссии в современном мире” в феврале 1995 г. была образована Рабочая группа по планированию возрождения православной миссии Русской Православной Церкви на ее канонической территории. После выработки концепции и принятия ее Священным Синодом в декабре 1995 г. Указом Его Святейшества и Определением Священного Синода был образован Миссионерский отдел, задачи которого были определены основными положениями “Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви”. В соответствии с благословленными Святейшим Патриархом и Священным Синодом направлениями деятельности Отдела были созданы секторы: информационно-аналитический; методологический; реабилитационный; апологетический; издательский. Деятельность каждого направления определяется годовым планом, который утверждается Священным Синодом, а также исходит из рекомендаций и задач, благословленных Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЙ II. В настоящее время отдел имеет 11 сотрудников, которые осуществляют свою деятельность в главном офисе в Москве, а также в Белгороде, где расположены издательский и методологический секторы. Со времени прошедшего в 1997г. Архиерейского собора Миссионерский Отдел действовал в следующих направлениях: 1. Возрождение миссионерского делания. 1.1. 1997 г. был объявлен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси годом Святителя Иннокентия (Вениаминова), Митрополита Московского и Коломенского. Этим были определены задачи Отдела и направленность всех его действий. Созданная Юбилейная комиссия под председательством Высокопреосвященного ЮВЕНАЛИЯ, Митрополита Крутицкого и Коломенского, определила основные задачи в подготовке и проведении этих торжеств. По масштабам празднования 200-летний юбилей Святителя Иннокентия (Вениаминова) явился развитием того мощного миссионерского импульса, который был дан всей Русской Православной Церкви подготовкой и проведением торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси.

http://sedmitza.ru/lib/text/429433/

IV. Наши заграничный церкви и миссии Освящение новой русской церкви в Иерусалиме 22-го мая 1896 года освящена сооруженная в Русском Доме в Иерусалиме, вблизи храма Воскресения, церковь в молитвенное воспоминание о в Бозе почившем государе императоре Александре III-м. Торжество освящения совершалось при участии ныне покойного патриарха Иерусалимского, блаженнейшего Герасима. О принятии Святейшим Синодом в свою собственность сооруженной в городе Канне церкви В уважение к ходатайству его императорского высочества великого князя Михаила Михайловича, августейшего покровителя Каннского православного братства, о принятии Святейшим Синодом в его собственность и ведение сооруженной в городе Канне (в южной Франции) православной церкви и всей при ней земли, Святейший Синод, по определению от 22-го января – 4-го февраля 1897 года, предоставил мне испросить высочайшее вашего императорского величества соизволение на укрепление за Святейшим Синодом упомянутой церкви с землею при ней. Высочайшее соизволение на сие воспоследовало в 28-й день февраля 1897 года. Миссии и церкви Алеутской епархии – Алеутская епархия в 1896–97 г. г. состояла под управлением епископа Николая, при содействии Аляскинского Духовного Правления и трех благочинных: а) Нью-Йоркского округа, священника Иоанна Недельницкого, проживающего в г. Аллегени, штата Пенсильвании, б) благочинного Ситхинского округа, архимандрита Анатолия, проживающего в Ситхе и в) благочинного Уналашкинского округа, священника А. Кедровскаго. Всех миссий и приходов в Алеутской епархии было 29 и именно: в Соединенных Штатах: 1) в Сан-Франциско, 2) в Джаксон-Сеатли, 3) в Миннеаполисе, 4) Чикаго-Стриторе, 5) Питсбурге – Аллегени, 6) Ооцеола-Филиппсбурге, 7) Шептоне, 8) Велькесбарре, 9) Олдфорже, 10 и 11) два в Нью-Иорке (русский и арабский), 12) в Бриджпорте, 13) Анзонии, 14) Каиро (арабский), 15) Гальвестоне (смешанный-славяно-греко-арабский); на Аляске: 1) в г. Джуно, 2) на острове Килиску, 3) в Ситхе, 4) в Кадяке, 5) в Афогнаке, 6) в Кенае, 7) в Бельковском, 8) в Уналашке, 9) на острове св. Павла, 10) на острове св. Георгия, 11) на острове Атха, 12) в Нушагаке, 13) на Кускоквиме (местопребывание священника в Михайловском Редуте) и 14) на Квихнахе.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Закрыть itemscope itemtype="" > Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых» 30.11.2017 519 Время на чтение 5 минут Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 2017 года. I. Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, учрежденная в 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, установила, что следующие подвижники благочестия, ранее причисленные к лику святых Синодом Украинс кой Православной Церкви, широко почитаются за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви: - а также подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых: Грузинская Православная Церковь, в канонической юрисдикции которой закончили свое служение митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), также почитает их как подвижников и поддерживает прославление их в соборе Глинских святых. Синодальная комиссия по канонизации святых, поддержав выводы Комиссии по составлению месяцеслова, представила их на рассмотрение Священного Синода, который в соответствии с ранее принятыми решениями о порядке общецерковного прославления местночтимых святых (журнал 66 от 15 июля 2016 года) передал вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора (журнал 82 от 6 октября 2017 года). II. На Архиерейском Соборе 2016 года был поднят вопрос о возможности общецерковного прославления святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского (†1795), канонизированного Синодом Белорусского Экзархата в 1993 году. Кроме того, Преосвященный митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси, обратился в Священный Синод с предложением об общецерковном прославлении праведного Иоанна Кормянского (Гашкевича; †1917), причисленного к лику святых Синодом Белорусского Экзархата в 1997 году.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/01/op...

Патриарх: кто это, что означает титул Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» 31 августа, 2008 Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» Кто такой Патриарх Патриарх — это почетный титул главы Православной Церкви. Слово происходит от греч. Πατριρχης; образовано от слов πατρ – отец и αρχ – начало, власть, начальник или глава отцов. Православные Патриархаты Существует 9 православных Патриархатов: Читайте также — Епископ-Апостол Патриарх Московский и всея Руси 1. Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». 2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. 3. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси». 4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем. 5. Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом свв. Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора. 6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода. 7. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси: а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода; б) представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период; в) поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви; г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями;

http://pravmir.ru/patriarh/

поиск:   разделы   рассылка Николаева Татьяна Леонидовна К вопросу о практическом осуществлении церковного страхования в начале XX века Источник:  Богослов. ру После отмены крепостного права в Российской империи быстрое развитие и широкое распространение получило взаимное страхование имущества, в первую очередь страхование от огня. В конце XIX века Святейшим Синодом был поднят вопрос об обязательном страховании церквей и причтовых построек. Публикация Татьяны Леонидовны Николаевой посвящена описанию процесса формирования и функционирования новообразованной системы страхования церковных строений. После отмены крепостного права быстрое развитие и широкое распространение получает взаимное страхование имущества, в первую очередь страхование от огня. В январе 1864 г. было высочайше утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях, в котором впервые были определены вопросы управления делами взаимного страхования имуществ. В апреле того же года правительство выработало и ввело " Положение о взаимном земском страховании " . С учреждением взаимного земского страхования Святейший Синод поднял вопрос об обязательном страховании церквей и причтовых построек посредством учреждения самостоятельного взаимного страхования в самом духовном ведомстве. Первый опыт взаимного страхования церковных строений встречаем в истории Киевской епархии. На общеепархиальном съезде 1887 г. был выработан соответствующий устав, причем предполагалось на взносы церквей и прихожан образовать особый пожарный капитал. Этот устав был утвержден Святейшим Синодом и введен в действие в 1893 г. Согласно уставу для образования фонда каждый причт уплачивал по 1 руб., а церковь – по 8 руб. в год для того, чтобы в случае уничтожения пожаром церковь получила 10000 руб., а причт – 2000 руб. страхового вознаграждения. 6 июня 1904 г. Святейшим Синодом было утверждено " Положение о взаимном страховании от огня строений духовного ведомства " . Определение же срока и порядка введения в действие положения о страховании строений духовного ведомства было предоставлено усмотрению самого Синода. В связи с необходимостью проведения подготовительных работ вышеуказанное " Положение " планировалось ввести в действие не ранее 1 января 1906 года. Однако далее Святейший Синод постановил " Положение " ввести в действие не ранее, чем с 1 января 1907 roдa[iv]. Такая мера была обусловлена тем, что " для введения взаимного страхования от огня строений духовнаго ведомства требуется от причтов в течение продолжительнаго времени значительный труд по составлению описей и оценке строений " [v]. Общее заведование делами взаимного страхования было возложено на учрежденное еще в 1839 году Хозяйственное управление при Святейшем Синоде, в составе которого были образованы Страховой отдел и Общее страховое присутствие. Местными органами по вопросам страхования являлись епархиальные архиереи, духовные консистории и благочинные.

http://religare.ru/2_101323.html

поиск:   разделы   рассылка Устав РПЦ о патриархе 1. Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) носит титул: " Святейший патриарх Московский и всея Руси " . 2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата РПЦ и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. 3. Имя патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ по следующей формуле: " О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси " . 4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем. 5. Отношения между патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом святых апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора. 6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях – Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода. 7. Осуществляя свою каноническую власть, патриарх Московский и всея Руси: а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода; б) представляет Соборам отчеты о состоянии церкви за межсоборный период; в) поддерживает единство иерархии церкви; г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями; д) обращается с пастырскими посланиями ко всей полноте РПЦ; е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом; ж) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией; з) сносится с предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени; и) представляет РПЦ в отношениях с высшими органами государственной власти и управления; к) имеет долг ходатайства и " печалования " перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами;

http://religare.ru/2_61722.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года Введение Награды Русской Православной Церкви являются формой поощрения духовенства и мирян во внимание к пастырскому служению, богословской, научной и административной деятельности, возрождению духовной жизни, восстановлению храмов, миссионерским, благотворительным, социальным, просветительским и иным трудам во славу Божию на благо Святой Церкви. Настоящее Положение о наградах содержит в себе сведения о богослужебно-иерархических наградах для духовенства, общецерковных наградах: орденах, медалях – и прочих наградах, существующих в Русской Православной Церкви. 1. Общие положения 1.1. Святейший Патриарх Московский и всея Руси (далее – Святейший Патриарх) возглавляет наградную систему Русской Православной Церкви. 1.2. Решение о награждении Патриаршими богослужебно-иерархическими и общецерковными наградами принимается исключительно Святейшим Патриархом. 1.3. Решение Святейшего Патриарха о награждении не пересматривается. 1.4. Положение о наградах Русской Православной Церкви принимается Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Изменения и дополнения к нему принимаются Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви (далее — Священным Синодом), с последующим утверждением Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. 1.5. К ведению Патриаршей наградной комиссии относятся богослужебно-иерархические и общецерковные награды Русской Православной Церкви. 1.6. Патриаршая наградная комиссия является структурным подразделением Московской Патриархии. 1.7. Руководителем Наградной комиссии является председатель, назначаемый на должность (освобождаемый от должности) Указом Святейшего Патриарха. 1.8. В структуру Наградной комиссии входят: Геральдический совет при Патриаршей Наградной комиссии (далее – Геральдический совет), аппарат Наградной комиссии, казначей Наградной комиссии. Члены Наградной комиссии и члены Геральдического совета назначаются Распоряжением Святейшего Патриарха.

http://azbyka.ru/polozhenie-o-nagradax-r...

В исходе 1727 года, тиунская контора, по определению святейшего Синода, закрыта. Святейший Синод, еще по случаю воцарения императора Петра II, выехал в Москву, и там, в течении нескольких лет, а именно до начала 1732 года, имел постоянно свое присутствие. В С.-Петербурге осталась синодальная контора, которой святейший Синод поручил заведовать епархией. Для этой цели, в контору поступили все епархиальные дела из тиунской палаты. Первое место в синодальной конторе занимал преосвященный Питирим, архиепископ нижегородский, вызванный святейшим Синодом из епархии. Из белого духовенства в ней оставлен был член Синода Иоанн Семенов, протопресвитер троицкий, пользовавшийся в то время большим уважением. Три канцеляриста и восемь копиистов, за штатом оставшиеся после тиунской избы, причислены были, с прежним трактаментом от святейшего Синода, к синодальной конторе. В ней, под председательством архиепископа, уполномоченного святейшим Синодом, производились всякие дела по С.Петербургской епархии. Контора определяла священноцерковнослужителей к местам и даже разрешила постройку новых церквей. Епархиальная жизнь шла своим чередом, правда, медленнее, но без остановок. В марте 1729 года, контору вытребовали в Москву к святейшему Синоду со всеми чиновниками и бумагами. Многие из бумаг, после этой поездки, не возвратились в С.-Петербург, и ныне заметны некоторые пробелы в С.-Петербургских духовных архивах. У дел бывшей тиунской конторы и у прочих остался, якобы епархиальным заказчиком, один троицкий протопоп Иоанн Семенов. Ему предписано состоять в С.Петербургской епархии заказчиком, как и в прочих епархиях в десятинах, заказчики учреждены. А которых дел собой решить ему, протопопу, не можно, о тех присылать в Москву в св. Синод донесения, с приложением своих мнений. Протопопу Семенову переданы все дела тиунской избы. Для письма и отправления дел, предоставлено ему самому приискивать добрых и не подозрительных подьячих, a пропитание подьячим иметь от акциденции (т. е. случайных доходов) за труды, кто что даст, как в домах архиерейских обходится, и писаться ему, протопопу, С.-Петербургским духовных дел управителем. Для помещения отведено духовному управлению несколько палат в синодском доме, а на канцелярские расходы велено брать со всякой венечной памяти по три копейки денег, сверх уреченных пошлин. Св. Синоду о делах рапортовать помесячно, с коллегиями и канцеляриями иметь сношения промемориями, a в подчиненные места адресовать указы. Семенов пригласил к себе в сотрудники, по письменной части, одного подканцеляриста. Так положено основание новой форме епархиальной администрации: Духовному правлению. Под ведением очередного епископа Рафаила псковского, дела производились в нем, конечно со значительным сокращением прав, тем же порядком, как и в бытность синодальной конторы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Скачать epub pdf § I Ваше Блаженство! С большим вниманием и интересом я прочел инструкцию по литургической практике, которую Вы адресовали духовенству епархии Нью-Йорка и Нью-Джерси 30 ноября 1972 г. Я вполне понимаю и разделяю Вашу обеспокоенность положением в литургической практике, которое, несомненно, чрезвычайно серьезно и требует исправления и руководства со стороны нашего епископата. Именно из-за серьезности, глубины и широты проблем, бросающих нам вызов сегодня, я осмеливаюсь почтительно предоставить Вам некоторые мои мысли, вызванные этой инструкцией. Посвятив большую часть моей жизни изучению и преподаванию литургики, я могу уверить Вас, Ваше Блаженство, что у меня нет иной цели, кроме попытки внести ясность в вопросы, которые может вызвать эта инструкция, и что я делаю это в духе полного и безусловного повиновения долгу епископа «верно преподавать слово» божественной Истины. § II Вопросы, поднятые инструкцией, кажутся мне достаточно серьезными. Прежде всего, я должен признаться Вам, что меня настораживает то, что, по-видимому, составляет основную исходную предпосылку и на что ссылается весь документ, а именно, что самоочевидная, естественная и, по-видимому, абсолютная норма для нашей литургической жизни и практики находится исключительно в дореволюционной Российской Церкви или, ссылаясь на инструкцию, «в типовых богослужебных книгах, которые регулярно издавались Святейшим Синодом Российской Православной Церкви». Меня также настораживает противоречие между этим утверждением и документально обоснованным фактом, что сама Российская Церковь голосом ее собственного епископата находила литургическую ситуацию в дореволюционной России чрезвычайно неудовлетворительной и требующей существенных поправок и изменений. Чтобы представить себе степень этой неудовлетворенности и поистине пастырскую озабоченность русских епископов, достаточно прочесть «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе», составленные при подготовке к Великому Собору Российской Церкви и опубликованные в 1906 г. Российским Святейшим Синодом (т. I, с. 548; т. II, с. 562). Я хочу подчеркнуть, что эти доклады были написаны не представителями академических групп или направлений, а консервативными и занимающимися активной пастырской работой епископами, которые ясно видели растущий номинализм и неразбериху, происходящие как раз из «типовых книг» и Типикона, не пересматривавшихся с 1682 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010