Пароход пришел в 9 часов вечера. Владыка вечером взбирался с нами на ближайшую гору, где находится так называемый зонт-камень – камень со шляпкой, напоминающий гриб; прошелся и к берегу. На пароходе нам отвели общую каюту второго класса. Здесь совершено было келейное вечернее богослужение. В 8-м часу 11 июля пароход причалил к пристани Усть-Каменогорской. Усть-Каменогорск – город чистенький, с приличными зданиями и с зеленью в садах и на улице. Собор Покровский каменный, построен в 1888 году, снаружи некрасивый, но внутри вместительный. Иконостас дубовый, с великолепной живописью. Литургию владыка служил в сослужении десяти иереев. «Рад я, – говорил он в поучении горожанам, – едиными усты и сердцем прославлять с вами Господа в великолепном храме вашем. Ныне знаменательный день празднования святой равноапостольной Ольги, княгини Русской. Она совместила в своей жизни заботу государственную, семейную и богоугодную, она – образец для женщин в служении Богу. Она была первая русская христианка, восприявшая учение Христа всем сердцем своим. Будучи представительницей власти и силы, она была кротка и смиренна сердцем. Являя силу в управлении государством, святая Ольга была кротка как христианка. И кто, как не она, зародил искру веры во внуке, святом Владимире? «Недаром бабка твоя, мудрейшая Ольга, приняла христианство», – говорили ему киевляне. Обаятельно было имя славной Ольги. Она была зарей, предварившей солнце красное – святого Владимира, при котором на Руси воссиял Христос Бог наш. Она соединила деятельность государственную, мирскую и подвижническую. Не одни только мученики, отшельники и затворники могут созидать себе спасение, а также и миряне, если угождают Господу. Житейские, семейные отношения и попечения можно сочетать с богоугождением. Так, например, муромские князья Петр и Феврония – супруги, подвизались вместе и теперь почивают в одном гробе; святая Иулиания Лазаревская – семейная, помещица. Припомните Симеона Верхотурского, по занятию портного и рыболова. Угодники – люди разного звания и состояния. Это и нас, мирских, ободряет идти по пути спасительному. Святая Ольга, созидая собственное спасение, заботилась и о спасении других, распространяла учение Христово, поучая и воспитывая детей в духе христианского учения. Каждый и во всяком положении должен о том же заботиться. Мы видим в деле распространения учения Христова и женщин. Такова была первая благовестница святая равноапостольная Мария Магдалина, святая Фекла, святая Елена, наша святая Ольга, святая Людмила Чешская, святая Нина в Грузии и у западных народов Домбровка. У всех, можно сказать, народов в деле проповеди христианства участвовали женщины. Воспитывая детей в духе Христова учения, мы подражать будем святой Ольге. Преклоняясь перед ее подвигом, будем прибегать к ней, прибегать и с мольбой о помощи».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Сердце мудрой Ольги открылось святому Православию, и она приняла решение стать христианкой. По свидетельству летописца, таинство крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был сам император Константин Багрянородный. Ей было наречено в крещении имя Елена, в честь святой равноапостольной Елены. И удалилась святая Ольга из Константинополя к себе домой с великой радостью. Вернувшись из Константинополя в Киев, новая Елена — княгиня Ольга — начала христианскую проповедь. Многое зависело от того, обратится ли ко Христу ее сын Святослав, который должен был вот-вот принять бразды правления государством. Но никак не могла она привести его в истинный разум, к познанию Бога. Всецело отдавшийся военным предприятиям, не хотел Святослав и слышать о святом крещении, но креститься никому не возбранял, а только смеялся над новокрещеными. Ольга теплой верой молилась день и ночь о сыне и о народе, чтобы просветил их Господь, какими ведает судьбами. А между тем, будучи не в силах умягчить сердце Святослава, она старалась посеять семена христианства в трех своих малолетних внуках — Ярополке, Олеге и Владимире, которых оставлял ей отец-воитель. Святое семя сие в свое время принесло благоприятный плод, укоренившись в сердце юного Владимира. Несмотря на неудачу стараний об учреждении на Руси церковной иерархии, св. Ольга, став христианкой, ревностно предавалась подвигам христианского благовестия среди язычников и церковного строительства. Для увековечения памяти первых русских исповедников имени Христова великая княгиня воздвигла Никольский храм над могилой Аскольда и заложила деревянный собор над могилой Дира во имя Святой Софии Премудрости Божией, освященный 11 мая 960 года. Недаром русская княгиня Ольга получила в крещении имя святой равноапостольной Елены, обретшей Честное Древо Креста Христова в Иерусалиме. Главной святыней новосозданного Софийского храма стал святой восьмиконечный крест, принесенный новой Еленой из Царьграда и полученный ею в благословение от Константинопольского патриарха. Крест, по преданию, был вырезан из цельного куска Животворящего Древа Господня. На нем была надпись: «Обновися Русская земля святым крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня». Крест и другие христианские святыни благодатью, от них исходящей, содействовали просвещению Русской земли. При Ягайле в период Люблинской унии, объединившей в 1384 году Польшу и Литву в одно государство, Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая судьба его неизвестна.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Когда Папа Римский узнал о судьбе похищенных мощей, он не стал требовать их возвращения, и они осталась во Франции. Во время революции на Церковь начались гонения, и незадолго до разрушения монастыря мощи были перенесены в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в 1820 году мощи оказались у рыцарей Королевского Братства Святого Гроба Господня, которое считало царицу Елену своей основательницей (поскольку она заложила храм Гроба Господня в Иерусалиме). Так мощи оказались в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где хранятся до сих пор в саркофаге, подвешенном высоко под сводами. В истории осталось множество свидетельств о чудесных исцелениях людей, обращавших свои молитвы к равноапостольной царице Елене. Однако сегодня к мощам приходит немного паломников – для многих православных христиан местонахождение мощей остается тайной. Княгиня Ольга (884-969) – первая русская святая – в крещении получила имя Елена (в честь царицы Елены). Ольга так же, как царица Елена, много способствовала тому, чтобы на ее землю пришло христианство. После гибели мужа, князя Игоря, Ольга сама правила Киевской Русью, отклоняя предложения о повторном замужестве. Бремя государственного управления и благоустройства она взяла на себя до поры, когда подрастет наследник престола – князь Святослав. Однако и после того, как официально стал княжить Святослав, Ольга управляла всеми делами, потому что сын много времени проводил в военных походах. Княгиня Ольга оказалась сильным и мудрым правителем, смогла усилить оборонную мощь страны, ввела единую систему налогов. Крещение Ольги в Константинополе предопределило принятие христианства всем древнерусским народом (Крещение Руси произошло уже при ее внуке Владимире, которого Ольга воспитала в христианской вере). День памяти княгини Ольги (святой Елены) – 24 июля. Еще одна святая Елена – блаженная Елена Сербская (дата смерти – 8 февраля 1314 года), супруга короля Стефана Уроша I Неманича. Она воспитала двух сыновей, будущих королей Сербии – святых благоверных Милутина и Драгутина. Елена прославилась своим покровительством над бедными и сиротами. В своем дворе в Брняцах основала школу для девочек-сирот, где учила их вере, грамоте и рукоделию. Когда они вырастали, снабжала богатым приданым и выдавала замуж. Елена строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желавших жить в чистоте и девстве, делала щедрые пожертвования на храмы и монастыри. Перед кончиной приняла иночество с именем Елисавета. Похоронена в своей обители – монастыре Градац в Сербии. Спустя три года после погребения, когда было обнаружено, что тело королевы осталось нетленным, Сербская Православная Церковь причислила Елену к лику святых. До начала XVII века мощи святой Елены Сербской хранились в градацкой церкви, а сегодня они находятся в Черногории, недалеко от города Герцег-Нови, в монастыре, основанном святым Саввой Сербским. Память Елены Сербской отмечается 12 ноября – в день, когда ее святые  мощи были обретены нетленными.

http://pravmir.ru/elena-ravnoapostolnaya...

Свято-Ольгинская община сестер просвещения и женская диакония в России рубежа XIX-XX веков. Часть 1 Радуйся, первоучительнице и просветительнице наша! Обложка книги с изображением Ольгинского креста общины сестер просвещения Подвиг женщины на поприще просвещения народа верой христианской имеет столь же долгую историю, как и сама христианская вера. Первоначальницы его – равноапостольная Мария Магдалина, равноапостольная Апфия Колосская, супруга святого апостола от 70-ти Филимона, первомученица равноапостольная Фекла. Святые жены просвещали светом веры страны, будучи в них и безвестными пришелицами, как святая равноапостольная Нина в Иверии, и правительницами, как равноапостольная царица Елена в Византии и равноапостольная княгиня Ольга на Руси. Приходилось им принимать и мученический венец за свой равноапостольный подвиг, как святой мученице Людмиле, княгине Чешской. И Запад знал такой же подвиг равноапостольной жены: святая Клотильда, королева Франции († 545), воспитавшая своего внука в христианской вере и обратившая в нее и своего супруга, знаменитого франкского короля-воителя Хлодвига, «для Франции… имеет то же значение, что для Руси святая Ольга и для Чехии святая Людмила, для Римской империи святая Елена» . Были на Руси, еще до монгольского ига, высокообразованные жены, прославившиеся в том числе и подвигом на поприще просвещения. Преподобная Евфросиния Полоцкая с юности, по благословению Полоцкого епископа Илии, стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. Житие отмечает образованность и другой преподобной Евфросинии – Суздальской, которая проявлялась в глубоком знании не только Священного Писания, но античной литературы: «Она познала все книги Вергилийски и витийски, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых, и Омировых, и Платоновых…». В этом списке – философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении.

http://pravoslavie.ru/31255.html

предупреждает, что это не буквальное переложение житий, а попытка художественно реконструировать описанные в них события. Дмитрий и Евдокия (глава «XIV век. Москва, северо-восточная окраина Древней Руси »). – С.35-37;   Феодот и Руфина (глава «Ш век. Малая Азия, провинция Римской империи»). – С.37;   Иулиания и Симеон Вяземские (глава «XV век. Граница Великого княжества Литовского»). – С.37-38; Адриан и Наталия Никомидийские (глава «IV век. Никомидия, столица Восточной Римской империи»). – С.38-39; Тихон и Хиония Архангельские (глава «XX век. Средняя полоса России»). – С.39-40. Реклама : С.41. Толковый словарь : Как не потерять совесть? [Совесть - древнегреч. – от глагола «сознавать», «знать вместе с кем-либо»]/Автор – Юрий Пущаев , Иллюстрация к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Ю. Коровин, 1952//Фома. - – июль 2016. – С.42. - (раздел «Вера», рубрика «Толковый словарь» ). Реклама : С.43. Школа «Фомы». Именины: Ольга. [Иллюстрированная информация: Значение имени ; Дата ; Святая равноапостольная великая княгиня Ольга. О ней; Дни памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской ; Другие известные святые с именем Ольга ; Интересные факты ]. Ил.: Святая равноапостальная великая княгиня Ольга. Икона; Псковский кремль; Святая царственная страстотерпица великая княжна Ольга (Романова); Новомученица Ольга Евдокимова; Преподобномученица Ольга (Жильцова) и другие иллюстрации//Фома. - – июль 2016. – С.44-45. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Сергий ( Кротков ) . 1876 – 1.07.1938 . Документальные фото, предоставленные автором//Фома. - – июль 2016. – С.46-49. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-159-...

«Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне» . И при жизни равноапостольная княгиня была удостоена сверхъестественного Богопознания. Святая Ольга, как пророчествовал о ней Патриарх Феофилакт, возлюбила Свет – Господа Иисуса Христа. Выше видимого творения В тропаре святая Ольга воспевается и так: «Возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих». В глаголе возлетела еси имеется приставка воз-, которая используется при образовании глаголов и обозначает движение или действие вверх. Этим автор показывает величие стремления к Богопознанию святой и указывает на то, что она не просто взлетела вверх, но превыше, то есть взлетела в предельной степени высоты. На этом автор не останавливается и говорит: поиски Бога – это бесконечный процесс, у которого нет финала. Достигнув предельной степени тварного бытия, равноапостольная княгиня Ольга, как и все святые, продолжает идти путем бесконечного Богопознания. Рождение в Крещении Равноапостольная была призвана искать Бога – по-церковнославянски взыскати Бога . Княгиня Ольга в своем стремлении к Творцу всего мироздания, постепенно познавая Его, обрела Его в Таинстве Крещении. И она находит Его – Того, Кого так долго искала, после чего приступает к таинству Крещения. Крещение для христианина является первым церковным Таинством, поскольку оно является «рождением и началом нашей новой жизни во Христе» . Принятие таинства Крещения было необходимо княгине Ольге, поскольку без него она бы не смогла продолжить поиск истины. Без Крещения невозможно ни сделаться частью Тела Христова – Церкви, ни участвовать в других таинствах. Сам Господь указывает на необходимость и спасительность Крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16); «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Наслаждение от Древа Жизни Неспроста особое внимание в тропаре автор уделяет Древу Жизни – Кресту Господню. Равноапостольная Царица Елена, чье имя в Крещении приняла княгиня Ольга, в 326-м году в Иерусалиме, около Голгофы, обрела Животворящий Крест Господень. Константинопольский Патриарх Феофилакт, крестивший княгиню Ольгу в 957-м году, благословил новокрещеную Крестом.

http://pravoslavie.ru/140691.html

Сын окончательно переселился в Переяславец-на-Дунае . Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. Св. великая княгиня Ольга. Икона, восходящая к образу, написанному В. М. Васнецовым для иконостаса киевского Владимирского собора В 968 г. Киев осадили печенеги . Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир , оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню». Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась и все время пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшим исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине.

http://drevo-info.ru/articles/13380.html

Став христианкой, великая княгиня Ольга умножила благодеяния, даруемые народу ее мудрым правлением. Особо милостивой стала она к древлянам, которым некогда принесла столько зла языческой неистовой местью. Воистину удивительно это свидетельство истории: древляне так полюбили свою былую карательницу, что стали чтить как святыни даже те места, на которых останавливалось для ночлега и охоты войско Ольги во время того кровавого похода. Как же велико должно было быть то благо, которое святая княгиня принесла древлянам после своего преображения Божией благодатью, если они простили ей даже смерть своих родичей и полюбили ее! Святая равноапостольная княгиня Ольга объехала все земли Руси, проповедуя народу слово Божие и воздвигая кресты - от них исходили чудеса, и это способствовало привлечению русичей к христианской вере. Она почтила память первого российского князя - христианина Аскольда, воздвигнув над его могилой храм во имя Святителя Николая. В своих родных краях святая Ольга сподобилась узреть знамение Господне: стоя на берегу реки Псковы, она увидела три ниспадающих на землю пресветлых луча. Спутникам своим, также видевшим это, равноапостольная княгиня сказала: " Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте, озаряемым трисиятельными лучами, возникнет церковь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы, и возникнет город, изобилующий всем " . Здесь она поставила крест, повелела заселить это место, а затем послала золото и серебро на создание храма. Так основался на берегу Псковы Троицкий собор, а вскоре явился и город Псков - первый оплот христианства в Северной Руси. В глубокой старости после многих благочестивых трудов отошла к возвеличившему ее Господу духовная мать Руси святая равноапостольная княгиня Ольга. Увенчав Свою избранницу венцом благовестническим, Небесный Отец прославил и честные останки ее. Когда достойный продолжатель ее благодатного дела святой равноапостольный князь Владимир по совету митрополита Леонтия Киевского вскрыл ее могилу, тело святой было обретено нетленным и благоуханным. Она почила во гробе, как спящая в киевском храме Богородицы, и от святых мощей ее по вере молящихся проистекали исцеления и другие чудеса.

http://pravoslavie.ru/1470.html

Затем с проповедью святой веры святая княгиня отправилась на север. Она посетила Великий Новгород и другие города, всюду, где только было можно, приводя людей ко Христовой вере, при этом сокрушала идолов, поставляла на их месте честные кресты, от которых для уверения язычников соделовались многие знамения и чудеса. Придя на родину, в Выбутскую весь, блаженная Ольга простерла и здесь слово проповеди христианской к близким ей людям. Во время пребывания в этой стороне она достигла берега реки Великой, текущей с юга на север, и остановилась против того места, где в реку Великую впадает река Пскова, текущая с востока (в то время на этих местах рос большой дремучий лес). И вот святая Ольга с того берега реки увидела, что с востока на это место, озаряя его, сходят с неба три пресветлых луча. Чудный свет от этих лучей видела не только святая Ольга, но и спутники ее; и сильно обрадовалась блаженная и возблагодарила Бога за видение, которое предуказывало на просвещение благодатью Божией той стороны. Обратившись к сопровождавшим ее лицам, блаженная Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте, озаряемом трисиятельными лучами, возникнет церковь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы и создастся великий и славный город, изобилующий всем». После этих слов и довольно продолжительной молитвы блаженная Ольга поставила крест; и доныне молитвенный храм стоит на месте, где блаженная Ольга его водрузила. Обойдя многие города земли Русской, проповедница Христова возвратилась в Киев и здесь для Бога явила благие дела. Вспомнив о видении на реке Пскове, она послала много золота и серебра на создание церкви во имя Святой Троицы, повелела населять то место людьми. И в короткое время разросся город Псков, так названный от реки Псковы, в великий город, и прославлялось в нем имя Пресвятой Троицы. Молитвы и труды святой равноапостольной Ольги принесли богатые плоды: христианство на Руси стало быстро распространяться и укрепляться. Но ему противодействовало язычество, утвердившееся как господствующая (государственная) религия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Во время одного из приемов, рассказывает Константин Багрянородный, русской княгине было поднесено золотое, украшенное камнями блюдо. Святая Ольга пожертвовала его в ризницу Софийского собора, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: " Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград; во блюде же Ольжине камень драгий, на том же камени написан Христос " . Впрочем, лукавый император, сообщив столько подробностей, как бы в отместку за то, что " переклюкала его Ольга " , задал нелегкую загадку историкам Русской Церкви. Дело в том, что преподобный Нестор Летописец рассказывает в " Повести временных лет " о Крещении Ольги под 6463 (955 или 954) годом, и это соответствует свидетельству византийской хроники Кедрина. Другой русский церковный писатель XI века, Иаков Мних, в слове " Память и похвала Владимиру... и как крестилась бабка Владимира Ольга " , говоря о кончине святой княгини († 969), отмечает, что она прожила христианкой пятнадцать лет, и относит тем самым время Крещения к 954 году, что тоже совпадает с точностью до несколько месяцев с указанием Нестора. Между тем Константин Багрянородный, описывая пребывание Ольги в Константинополе и называя точные даты устроенных им в ее честь приемов, с несомненностью дает понять, что все это происходило в 957 году. Для примирения данных летописи, с одной стороны, и показаний Константина, с другой, русским церковным историкам пришлось предполагать одно из двух: либо святая Ольга для продолжения переговоров с императором в 957 году приехала в Константинополь уже во второй раз, либо она крестилась вообще не в Царьграде, а в Киеве в 954 году и единственное свое паломничество в Византию совершила, уже будучи христианкой. Первое предположение более вероятно. Что касается непосредственно дипломатического исхода переговоров, у святой Ольги были основания остаться недовольной ими. Добившись успеха в вопросах о русской торговле в пределах империи и подтверждении мирного договора с Византией, заключенного Игорем в 944 году, она не смогла, однако, склонить императора к двум важным для Руси соглашениям: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде православной митрополии в Киеве. Ее недовольство исходом миссии явственно звучит в ответе, который она дала, уже по возвращении на родину, присланным от императора послам. На запрос императора относительно обещанной военной помощи святая Ольга через послов резко ответила: " Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе воев в помощь " .

http://patriarchia.ru/db/text/910247.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010