Промысл Божий, избравший святых равноапостольных Ольгу и Владимира, хранил наш народ. Из католицизма явится лютеранство, со всеми его нововведениями Реформации и искажениями подлинного христианства. Мы вспоминаем сейчас об этом, потому что нам небезызвестны крайности католического и протестантского вероучения. Когда-то одни из них увидели в сегодняшних евангельских словах Спасителя возможность отказа от дел спасения: человеку уже не нужно участвовать в своем спасении, потому что его нельзя ничем заслужить. Так обретается самоуспокоенность, что мы уже спасены — вне зависимости от того, как мы живем, потому не надо страшиться никакого греха. И какое значение после этого могут иметь таинства — много ли смысла в них? Другие наоборот, увидели здесь возможность спасения собственными заслугами и индульгенциями, таким возвращением к системе ветхозаветного Закона и Храма, которые, как пишет апостол Павел в Послании к Галатам, делают напрасной смерть Христову. Православие же предлагает истинное, лишенное опасных крайностей решение. Да, грешница прежде и совершенно даром прощена. Не после, а прежде. Принятием этого дара, а не тем, что она может предложить в качестве залога. Она спасается не своими, само собой разумеющимися, заслугами, но только благодатью Христовой. Однако нельзя сказать, что она получила этот дар совсем ни за что. Разве не пришла она ко Христу? Почему она пришла к Нему? Не потому ли, что вдруг увидела в Нем своего единственного Избавителя? И по какой причине испытывала она нужду в избавлении? Не потому ли, что сознавала себя глубоко несчастной, погибающей грешницей, лишенной радости и света? Неужели это ничто? Не есть ли это смирение (желание истины и правды), мужество, глубокая человеческая потребность в подлинной радости, неосознанное еще стремление осуществить свое главное призвание, способность пренебречь тем, «что скажут люди», не убояться их презрения, стать выше суетного суда толпы? Можно назвать это отчаянной надеждой, потерявшим благоразумную осторожность доверием неведомому Промыслу, криком о помощи, верой в то, что человек способен узнать, что есть высшее добро. Это уже немало, хотя можно было бы продолжить список ее «заслуг». Это никак не ничто! Спасение совершается там, где происходит встреча человеческой устремленности к истине с милосердной Божественной любовью. В союзе любви не могут не участвовать обе стороны. Такой завет оставляет святая равноапостольная великая княгиня Ольга каждому из нас, исповедующему православие, чтобы мы прилагали его к своей жизни и ко всем в Отечестве нашем до сих пор не обретшим веру или от веры отвратившимся. Рейтинг: 9.8 Голосов: 131 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии София 23 июля 2014, 22:29 Святая Равноапостольная Ольга, помолись за нашу Россию, матушка. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/62989.html

Если верить апокрифической Иоакимовской летописи, святая Ольга имела славянское происхождение и при рождении названа была Прекрасой В «Повести временных лет» после сообщения о замужестве Ольги ее имя впервые упоминается три десятилетия спустя – в тексте договора Руси с империей 944 года. В следующем году она овдовела. Узнав об убийстве мужа, Ольга, в руках которой ввиду малолетства сына оказалась власть в Киеве, задумала и осуществила жестокую месть древлянам. При отсутствии налаженной судебной и полицейской машины кровная месть в случае убийства долго еще оставалась единственным надежным средством защиты человеческой жизни, орудием сурового и безотказного правосудия. Когда же жертвой покушения был не частный человек, а правитель государства, месть приобретала грозные масштабы. Как у славянских, так и у германских народов при отсутствии мстителей мужского пола долг совершать отмщение за мужей, отцов или братьев возлагался на близких родственниц, если они располагали к тому средствами. Поэтому по этическим представлениям своего времени, не до конца изжитым и в христианскую эпоху, отчасти отраженным и в летописи, написанной монахами, месть вдовы убитого князя его убийцам – дело доблести, а изобретательность, обнаруженная Ольгой в обдумывании ее способов, воспринималась окружением как хитрость, равносильная мудрости. Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век. Иллюстрация: ru.wikipedia.org «Повесть временных лет» сохранила народное предание об этой мести, состоявшей из нескольких актов. Начало ей положено было самонадеянным сватовством древлянского князя Мала, на которое вдова Игоря дала притворное согласие: 20 сватов прибыли в Киев, по подсказке самой Ольги ради особой торжественности события в ладье, которую слуги княгини внесли на руках во двор ее терема, после чего гости были сброшены в глубокую яму, специально для этого вырытую, и закопаны живьем. Пока они еще были живы, Ольга обратилась к ним с издевательским вопросом: «“Добьра ли вы честь?” Они же ркоша: “Пуще ны Игоревы смерти”. И повеле засыпати я живы, и посыпаша я» .

http://pravoslavie.ru/156264.html

Святослав пустился в давно задуманные военные авантюры, сокрушая одного за другим торговых конкурентов Руси. Про Киев он совсем забыл, и Ольге приходилось на время его походных отлучек брать на себя привычную роль правительницы государства. Земля, брошенная князем на произвол судьбы, стала легкой добычей хищных кочевников, наводнивших восточноевропейские степи после “блестящего” разгрома Святославом дотоле сдерживавшей их Хазарии. “В год 968. Пришли впервые печенеги на русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце…” Св. Ольге пришлось возглавить оборону Киева. Город спасся чудом, только благодаря уловке, которую мы можем с уверенностью приписать княгине. Воевода Претич, переправившись к городу с другого берега Днепра, сказал хану, что возглавляет арьергард возвращающегося Святослава. Имя непобедимого воина подействовало, и печенеги отступили. А киевляне послали князю горький упрек: “Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою оставил, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?” Пристыженный Святослав быстро вернулся и разгромил печенегов. Однако вскоре ему снова наскучило в Киеве. Уверенный в близкой победе над ненавистной Византией и создании великой Восточноевропейской империи, он решил оставить неприветливые приднепровские просторы и перенести столицу в Переяславец на Дунае. Св. Ольга не имела уже ни сил, ни желания перечить сыну, близкий и бесславный конец которого она предвидела. Единственное, о чем она просила Святослава — это дождаться ее приближающейся кончины: “Когда похоронишь меня, — отправляйся куда хочешь”. “Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки ее и все люди…” Она отошла ко Господу 11 июля. С ее кончиной почувствовали себя осиротевшими не только киевские христиане, потерявшие могущественную покровительницу, но и язычники, которым святая щедро, без счета уделяла милостыню. За время ее мирного и мудрого правления выросло целое поколение киевлян.

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

Много ли подвигов б о льших, чем вольное терпение унижения ради чужой пользы? У многих ли получается возвыситься до такой формы самоотречения? Не воспитывали её на библейской традиции, похваляющей кротость, не слыхала она слов пророка о Господе, Который «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Мф. 12, 20; Ис. 42, 3)). Но взрастили её на спеси и бахвальстве, хвастовстве и мотовстве. С колыбели впитала она восхваления удали с жестокостью, где «подвигами ратными» именовались грабительские, душегубные набеги. Какими были языческие князья Руси, в чём заключалась их роль как правителей? Они добывали себе «ратную славу». В общем-то – и всё. Ну, то есть они ходили в походы за добычей к соседям и отбивались от соседей, когда те приходили за добычей к ним. Большинство занятий внутренними делами государства сводились к тому, чтобы было с чем ходить за добычей и отбиваться от «добытчиков»: сбор дани и торговых пошлин, постройка укреплений, подготовка дружины... Сбор дани, впрочем, нередко тоже превращался в способ захвата добычи – так и погиб супруг княгини Ольги. Кратко говоря, все интересы тех князей были интересами захватчиков – не более того. При равноапостольной княгине страна перешагнула условную границу варварства и вступила на путь цивилизации И вот для христианской совести правительницы стало очевидно, что польза народа требует подвига куда как большего, нежели ратная удаль. Для пользы народа надо терпеть и кланяться, надо утираться, просить, экономить, заботиться... Ведь история «стояния» в Константинополе – это лишь один эпизод её жизни, её большого христианского подвига. Святая Ольга положила основание расцвету Руси, все силы своей души поставив на службу своему народу, на заботу о его просвещении, благоустройстве и благосостоянии. А силы эти были на редкость велики – колоссальный масштаб её личности несомненен. При равноапостольной княгине страна перешагнула условную границу варварства и вступила на путь цивилизации. Казалось бы, княгиня Ольга просто приняла христианство – как любой из нас... Но её радость о Господе излилась через край ТАКИМ чувством долга, которое вызывает благоговейный трепет – подлинно это подвиг «во образ Христов».

http://pravoslavie.ru/122617.html

О да! Первый раз – это когда к ней прибыли послы древлян, а она приказала вырыть глубокую яму и закопать их там живьем, причем вместе с кораблем. Когда прибыли другие древлянские послы, она приказала затопить им баню, где они и были сожжены живьем… Потом она приехала в земли древлян справить тризну на могиле мужа, во время которой древлян хорошенько напоили и, по некоторым летописным сведениям, перебили пять тысяч человек. А затем уже была известная история с птицами, которых древляне прислали ей в виде дани, а она велела привязать к лапам птиц горящие тряпки и отпустить домой. Птицы вернулись, естественно, на свои насиженные места. Так город был сожжен. И как к этому ко всему относиться? Здесь нужно понимать два момента. Во-первых, совершая эти поступки, Ольга была еще язычницей, не христианкой. А мы знаем, как сильно крещение может изменить человека. Случаются и кардинальные перемены – об этом свидетельствует пример князя Владимира. Когда он крестился, то совершенно переменил свою жизнь. Мы и по себе это знаем, как меняется жизнь после того как мы проходим через таинственные воды крещения вслед за Христом и возрождаемся к новой жизни. Действительно, если человек с верой преступает к этому таинтву, то его жизнь меняется. А во-вторых, то, что Ольга так себя повела, по языческим меркам было вполне закономерно. Вспомним книги Ветхого Завета: как там вынуждены были поступать люди. Вспомним мерки, с которыми к ним подступал Бог и которые им предъявляла окружающая жизнь. Иными словами, про Ольгу можно сказать, что это шекспировская фигура – настолько большого масштаба, что нам, современным людям, многое в ней непонятно. Мы живем совсем в других условиях. В том числе, на нас сильно повлияли соображения политкорректности. Мы боимся порой лишний раз пошевелить пальцем или сказать слово в социальных сетях, потому что нас за это уже называют извергами. А в то время жизнь была совсем другая. И если люди уровня княгини Ольги совершали такие поступки, это считалось добродетелью, в тогдашнем ее понимании. Поэтому для нас некорректно подходить со своими мерками и судить о тех событиях со своей колокольни. Тем более, что судить кого-то – это нарушение заповеди. Княгиня Ольга делала все то, что она почитала своим долгом.

http://foma.ru/24-iyulya-svyataya-ravnoa...

Позже, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали воздвигать первые храмы; со времени Крещения Руси при святом Владимире погост и храм (приход) стали неразрывными понятиями. (Лишь впоследствии от существовавших возле храмов кладбищ развилось словоупотребление " погост " в смысле " кладбище " .) Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Города застраивались и укреплялись, Вышгороды (или Детинцы, Кромы) обрастали каменными и дубовыми стенами (забралами), ощетинивались валами, частоколами. Сама княгиня, зная, сколь враждебно относились многие к идее укрепления княжеской власти и объединения Руси, жила постоянно " на горе " , над Днепром, за надежными забралами киевского Вышгорода (Верхнего города), окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла " к Ользе, на Вышгород " - на нужды ратного строения. Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ России - на западе, с Польшей. Богатырские заставы на юге сторожили мирные нивы киевлян от народов Дикого Поля. Чужеземцы спешили в Гардарику ( " страну городов " ), как называли они Русь, с товарами и рукодельями. Шведы, датчане, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Ширятся зарубежные связи Киева. Это способствует развитию каменного строительства в городе, начало которому положила княгиня Ольга. Первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги - лишь в нашем веке были разысканы археологами. (Дворец, точнее его фундамент и остатки стен были найдены и раскопаны в 1971-1972 гг.) Но не только укрепление государственности и развитие хозяйственных форм народной жизни привлекало внимание мудрой княгини. Еще более насущным представлялось ей коренное преобразование религиозной жизни Руси, духовное преображение русского народа. Русь становилась великой державой. Лишь два европейских государства могли в те годы соперничать с нею в значении и мощи: на востоке Европы - древняя Византийская империя, на западе - королевство Саксов.

http://patriarchia.ru/db/text/910247.htm...

Имя будущей просветительницы Русского края и родину ее " Повесть временных лет " впервые называет в статье о женитьбе Игоря: " и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу " . Принадлежала она, уточняет Иоакимовская летопись, к роду князей Изборских, одной из забытых древнерусских княжеских династий, которых было на Руси в X-XI вв. не меньше двадцати, но которые все были вытеснены со временем Рюриковичами или слились с ними посредством браков. Некоторые из них были местного, славянского происхождения, другие - пришлые, варяжские. Известно, что скандинавские конунги, приглашенные на княжение в русские города, неизменно принимали русский язык, часто - русские имена и быстро становились настоящими русскими как по образу жизни, так и по мировоззрению и даже по физическому облику. Так и супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском " окающем " произношении - Ольга, Вольга. Женское имя Ольга соответствует мужскому Олег (Хельги), что значит " святой " . Хотя языческое понимание святости совершенно отлично от христианского, но и оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвение, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение имени, народ Олега назвал Вещим, Ольгу - Мудрой. Позднейшие предания называли ее родовым имением село Выбуты, в нескольких километрах от Пскова вверх по реке Великой. Еще недавно показывали на реке Ольгин мост - у древней переправы, где Ольга встретилась с Игорем. Псковская топонимика сохранила немало названий, связанных с памятью великой псковитянки: деревни Ольженец и Ольгино Поле, Ольгины Ворота - один из рукавов реки Великой, Ольгина Гора и Ольгин Крест - близ Псковского озера, Ольгин Камень - у села Выбуты. Начало самостоятельного правления княгини Ольги связано в летописях с рассказом о грозном возмездии древлянам, убийцам Игоря. Клявшиеся на мечах и веровавшие " только в свой меч " , язычники обречены были Божиим судом от меча и погибнуть ( Мф. 26, 52 ). Поклонявшиеся, среди прочих обожествленных стихий, огню - нашли свое отмщение в огне. Исполнительницей огненной кары Господь избрал Ольгу.

http://patriarchia.ru/db/text/910247.htm...

Именно при княжеском дворе сформировалась Ольгина жестокость, расчетливость, холодность. Иначе и быть не могло, ведь, даже будучи женой великого князя, она постоянно рисковала стать жертвой интриг. И Ольга приспосабливалась – как могла и как умела. Особенно сильно на ее характер подействовала трагическая гибель Игоря от рук племени древлян, которых князь облагал непомерной данью. С убийцами своего мужа она расправилась хладнокровно, перебив древлянскую знать и уничтожив много простых людей. После этого никто уже не посмел поднять на Ольгу руку, и она по причине малолетства сына Святослава стала единоличной правительницей Новгородских, Псковских и Киевских земель. Михаил Нестеров. Равноапостольная княгиня Ольга. 1893 Впрочем, даже когда Святослав вырос, власть практически оставалась в ее руках, поскольку страстью сына была война, а государством управляла его мать. Ольга провела мощную административную реформу, выработала схему налогообложения, начала активное каменное строительство, бывшее дотоле на Руси делом неслыханным. И все-таки в народной памяти княгиня осталась не жесткой правительницей, а именно христианкой – первой среди Рюриковичей. В светской историографии утвердилось мнение, что Крещение было для Ольги политическим шагом, который позволил ей занять выгодное положение среди византийской элиты. Но внимательный анализ жития и летописных упоминаний показывает, что это не совсем так. Мы доподлинно не знаем, где и когда крестилась русская правительница, но источники говорят, что ее положение в византийском обществе после принятия Крещения было не таким уж и высоким, и оно явно не соответствовало амбициям этой сильной женщины. И здесь невольно понимаешь, что Ольгой двигала не политика, а вера. Бабка Владимира Великого была одной из тех, кто на себе испытал силу преображающей Божьей благодати. Несмотря на бурную жизнь и огромную власть, которая была сосредоточена в ее руках, эта женщина рано стала задумываться над смыслом жизни, и этот поиск привел ее к решению принять христианство.

http://foma.ru/svyataya-knyaginya-olga.h...

6) Планка ордена может носиться на повседневной одежде и располагается в таких случаях на левой стороне груди. При наличии других орденов Русской Православной Церкви планка ордена равноапостольной княгини Ольги 1 степени располагается согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2. 4.11.4. Знаки ордена второй степени: 1) Знак ордена представляет собой золотистый четырехконечный греческий крест, покрытый белой эмалью и окантованный выпуклым рантом в виде жгута. В центре знака расположен золотистый медальон с рельефным образом равноапостольной княгини Ольги. Изображение погрудное, в правой руке святой – восьмиконечный крест, в левой – символический храм. По сторонам, над плечами, стилизованная надпись: над правым плечом – СВ? КН? (Святая княгиня), над левым – ?ЛЬГА. Медальон окантован выпуклым золотистым рантом и обрамлен двумя широкими лавровыми ветвями, листья которых покрыты синей эмалью. Ветви скреплены у основания небольшой четырехгранной металлической пластиной. Вокруг ветвей – тонкий выпуклый рант, опоясанный 46 стразами. Между перекладинами креста расположены по три группы тройных лучей. Диагональные группы лучей золотистые, состоят из гладких лучей, центральный из которых завершается небольшим металлическим шариком. Боковые группы лучей серебристые, покрыты дорожкой из крупных четырехгранных металлических зерен. Знак посредством кольца и треугольной планки крепится к орденской ленте. На обратной стороне знака имеется номер, зарегистрированный в Наградной комиссии. Материалы: медь с серебрением и позолотой, холодная эмаль, стразы. Размеры знака ордена: ширина 50 мм, высота 50 мм. 2) Звезда ордена четырехконечная, серебристая, в виде ромба, лучи ее покрыты дорожкой из крупных четырехгранных металлических зерен. Диагональные лучи – золотистые, представляют собой группы тройных гладких лучей, центральный из которых возвышается над остальными в группе и завершается небольшим металлическим шариком. В центре звезды – круглый медальон с рельефной золотистой монограммой «СО» (Святая Ольга) на белом эмалевом фоне. Медальон окаймлен рантом и обрамлен двумя широкими лавровыми ветвями, листья которых покрыты синей эмалью. Ветви скреплены у основания небольшой четырехгранной металлической пластиной. Вокруг ветвей – тонкий выпуклый рант. На обратной стороне орден имеет номер, зарегистрированный в Наградной комиссии, и приспособление для крепления. Материалы: медь с серебрением и позолотой, холодная эмаль. Размеры звезды ордена: ширина 85 мм, высота 85 мм.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Особенно заботилась она о духовном. Ибо коснулось ее сердца слово спасения, приводя к истинному богоразумию, которого блаженная Ольга возжаждала и о котором привыкла размышлять, а она была мудрее всех людей. Премудростью уразумела она, что все люди ее земли, не зная о существовании Бога, неразумно кумирам, не являющимся богами, бездушным идолам, напрасные жертвы приносили. Прельщенные дьяволом , они угодное дьяволу и творили. Но всемилостивый Бог не забыл творение рук своих и не оставил заблудший народ, но помиловал нас, и дал нам того, кто повел нас к спасению – не от иной страны, не из чужой земли, а из дома и отечества русского – богоразумную равноапостольную княгиню Ольгу. Подвиг ее в том состоял, что познала истинного Бога. Не зная закона христианского, жила чистой и целомудренной жизнью и жаждала она стать христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обретая, и шла по нему без колебания. И так говорила себе: «Если окажусь угодной Богу, то сам Господь, который все знает, не лишит меня моего желания. Если Он захочет, Он наставит меня на истину». Не было тогда в Русской земле учителя благочестия. И захотела Ольга пойти в Царьград 4 , сама хотела увидеть красоту церковную, услышать слово благочестия, разумом познать православную веру. Без всякого сомнения хотела креститься. Ее добрые дела и милостивый нрав способствовали принятию Бога. А в это время сын ее Святослав воевал с болгарами, и взял восемьдесят городов по Дунаю, и жил в Преславце, господствуя над болгарами. И с Царьграда подати и дани брал. И пришла блаженная княгиня Ольга в Царьград, ища, как хороший купец бесценный жемчуг, Христа, и нашла Его. Царь принял ее с подобающей честью. И увидел царь, как красива она, как разумна в беседе, разумом украшена, премудростью в избытке наделена, и подивился царь ее великому разуму и светлости благообразия, и полюбил ее сильно, и возжелал ее. И стараясь склонить ее к своей любви, уловить загадками и лестью, хитря в беседе, как древняя египтянка, пытавшаяся соблазнить целомудренного Иосифа 5 . И говорил он так:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010