Документальный фильм посвящен истории дома А.С.Пушкина. Александр Пушкин — потомок 12 святых по прямой линии и 30 святых — по боковой. Храни наследственную сень Документальный фильм к 200-летию А.С.Пушкина Автор сценария-Е.Дудукалова Режиссер-С.Ерофеев Фильм посвящен истории дома А.С.Пушкина. А.С.Пушкин — потомок 12 святых по прямой линии: его предками являются святая равноапостольная княгиня Ольга, святой равноапостольный князь Владимир и святой благоверный князь Александр Невский. По боковым линиям в его роду — 30 святых. Всего предков поэта более 3-х тысяч, их имена выписаны на карте размером 6 квадратных метров. Колоссальный труд составления полного генеалогического древа принадлежит полковнику в отставке А.А.Черкашину, который 30 лет работал над составлением этой карты. А.С.Пушкин говорил: “Ни за что на свете я бы не хотел переменить отечество и иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой какой нам Бог ее дал”. Фильм можно приобрести в магазине Сретение Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 декабря, 2022 15 декабря, 2022 12 декабря, 2022 7 декабря, 2022 1 декабря, 2022 28 ноября, 2022 22 ноября, 2022 10 ноября, 2022 10 октября, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/drevo-zhizni/

Игорь Машков – Святая равноапостольная княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии (Константинополь). Можно по-разному усваивать историю. Запоминать даты, имена, продвигаясь от события к событию, от века к веку, терпеливо, с муравьиным упорством. Но если нет желания хотя бы иногда приподняться, оглянуться назад, сравнить то, что было или бывало, с тем, что теперь, то в фактографическом мельтешении распылится смысл всего занятия… Нет же, история ждёт в свои пространства тех, кто любит сравнивать, смекать. Не страшится смелых аналогий. Дерзает строить обобщения. Вот лишь один пример. Общеизвестный. Его вам приведёт любой старшеклассник, если он не полный балбес. Возьмёт и скажет, что Россия пережила за свою историю несколько иноземных нашествий… В XIII веке Батый привёл на русские княжества свои орды. В начале XVII опять вломились незваные люди – теперь уже с Запада, наступила Смута. А два века спустя ещё гость пожаловал – и тоже с Запада, со своими двунадесятью язык. И разве будет забыто последнее страшное нашествие – гитлеровское. Это само по себе уже обобщение, не так ли? Но что за ним? Если с муравьиной точки зрения, то ничего особенного – цепочка последовательных происшествий, фактики, даты, имена… Но если голову поднять, да оглядеться? А почему всё же такая судьба выдалась России? Почему в течение тысячи лет так она лакома оказывалась для непрошеных гостей? То есть, чувствуете: мы уже осмысляем! Мы отваживаемся на более ёмкое обобщение. Справедливое оно или нет? Тот же старшеклассник скажет: да, вполне справедливое!.. А там кто-то ещё тянет руку: Крымскую войну почему забыли? Разве не нашествие? И не на один Севастополь, даже на Петропавловск-Камчатский напали... И ещё голос: а хазарское нашествие, когда хазары брали дань по белке – с каждого русского двора? И только князь Святослав с этим покончил… Вот какие ребята пошли пытливые! А один совсем удивил: было-де до хазар и аварское нашествие на славян, но и те авары-обры исчезоша… Отвагой смекалистых жива историческая наука, они не дают знаниям залёживаться. Только вроде бы выстроили стройное обобщение, а уже кто-то заметил в нём изъян. Погодите, говорит с ухмылкой, но ведь не только на нас нападали. А покорение Сибири?.. А социалистический лагерь?.. А «Константинополь будет наш»?.. Разве не ходили язычники-славяне пограбливать Византию? И князь Олег ходил, а до него Аскольд и Дир. Конфуза, впрочем, не получится. Да, бывало и такое. Но перекрывают ли дополнения общую панораму, меняют ли они преобладающий вектор?

http://pravoslavie.ru/36393.html

2) Звезда ордена – четырехконечная, позолоченная, в виде ромба, лучи ее покрыты дорожкой из крупных четырехгранных металлических зерен. Диагональные лучи представляют собой группы тройных гладких лучей, центральный из которых возвышается над остальными в группе и завершается небольшим металлическим шариком. В центре звезды расположен медальон с образом равноапостольной княгини Ольги, выполненный в технике художественной финифти. Изображение погрудное, в правой руке святой – восьмиконечный крест, в левой – символический храм. По сторонам, над плечами, стилизованная надпись: над правым плечом – СВ? РАВНОАП?, над левым – БЛ?Г КН? ?ЛЬГА (Святая равноапостольная благоверная княгиня Ольга). Медальон окантован выпуклым золотистым рантом и обрамлен двумя широкими лавровыми ветвями, листья которых покрыты синей эмалью. Ветви скреплены у основания небольшой четырехгранной металлической пластиной. Вокруг ветвей – тонкий выпуклый рант, опоясанный 46 фианитами. В оглавии медальона – позолоченная митра, увенчанная крестом. У основания митры имеется голубая эмалевая лента с позолоченными точками. На обратной стороне ордена указан номер, зарегистрированный в Наградной комиссии, и расположено приспособление для крепления. Материалы: серебро с позолотой, фианиты, холодная эмаль, финифть. Размеры звезды ордена: ширина 85 мм, высота 85 мм. 3) Лента ордена шелковая муаровая, голубая, с белыми широкими полосами по краям и тонкой голубой каймой, шириной 95 мм, носимая через правое плечо светскими лицами, монашествующими носимая на шее. 4) Звезда ордена носится на левой стороне груди и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается среди них согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2. 5) Планка ордена представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой голубого цвета с белыми широкими полосами по краям и тонкой голубой каймой. В центре орденской планки расположена миниатюрная золотистая звезда ордена. В центре звезды – золотистый медальон, окруженный эмалевым поясом голубого цвета. Размеры планки ордена: ширина 29 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Мученица Людмила — покровительница бабушек Угадайте, какую святую на ее родине считают покровительницей… бабушек. Нет, она не дожила до преклонных лет, хотя возраст, в котором закончился ее земной путь, – около 60 лет – в те времена считался очень даже почтенным. И внуков у нее было не так чтобы очень много. 29 сентября, 2010 Угадайте, какую святую на ее родине считают покровительницей… бабушек. Нет, она не дожила до преклонных лет, хотя возраст, в котором закончился ее земной путь, – около 60 лет – в те времена считался очень даже почтенным. И внуков у нее было не так чтобы очень много. Угадайте, какую святую на ее родине считают покровительницей… бабушек . Нет, она не дожила до преклонных лет, хотя возраст, в котором закончился ее земной путь, – около 60 лет – в те времена считался очень даже почтенным. И внуков у нее было не так чтобы очень много. Причем один из них явно не удался, впрочем, бабушкиной вины в том не было, ее от воспитания этого внука отстранили. Зато другой, которого она вырастила и воспитала, стал великим правителем, прославленным в лике святых, много сделавшим для религиозного просвещения своего народа. Нет, это не равноапостольная Ольга – хотя во многом судьбы этих двух святых женщин схожи. Святая мученица благоверная княгиня Людмила Чешская жила всего на полвека раньше Ольги. Происхождение и точная дата рождения той и другой неизвестны. Обе стали христианками в зрелом возрасте, намного пережили своих мужей, правили за малолетних детей, с которыми не нашли общего языка, но зато смогли оказать благое влияние на внуков. Житие святой Людмилы было написано в середине Х века священником Павлом Каихом, близким к княжескому дому. Рукопись жития не сохранилась, а его содержание известно по русскому «Прологу» и латинским переложениям, составленным в Чехии и вошедшим в «Сазавскую хронику». Согласно этим источникам Людмила родилась около 860 г. По наиболее правдоподобной версии историографа Козьмы Пражского, она была дочерью Славибора, князя пшован – народа, жившего к северо-востоку от чешских земель. Предположение о сербском происхождении Людмилы менее вероятно, в латинских рукописях указывалось, что она была взята мужем «de gente sua» — из своего, то есть близкого, рода. Кроме того, одним из самоназваний пшован было и сербы (srbove).

http://pravmir.ru/muchenica-lyudmila-pok...

…Я видел мир, Я полземли изъездил, И время душу раскрывало мне. Смеялись дети в Лондоне. Плясали В Антафагасте школьники. А он Все плыл и плыл в неведомые дали, Как тихий стон Сквозь материнский сон. Землятресенья встряхивали суши. Вулканы притормаживали пыл. Ревели бомбы. И немели души. А он в хрустальной колыбели плыл. Моей душе покоя больше нету. Всегда, Везде, Во сне и наяву, Пока я жив, Я с ним плыву по свету, Сквозь память человечеству плыву. По-видимому, нашим дизайнерам больше по душе смеяться с детьми в Лондоне. И на душе у них покойно – сытый, зажравшийся покой. Нет памяти у них о той женщине, о которой писала Ольга Фёдоровна Берггольц: Вот женщина стоит с доской в объятьях; Угрюмо сомкнуты её уста, Доска в гвоздях — как будто часть распятья, Большой обломок русского креста. Понятно, почему дизайнеры забывают нарисовать крест на Петропавловском соборе, потому что у них на теле нет креста, а Бога нет в душе. Потому что это циники, готовые выполнить любой приказ. Потому что это люди равнодушные и заевшиеся. Только известно, к чему приводит такая сытость – к смерти духовной, а временами и к физической смерти. И вот от этой смерти нас сберегает память о Блокаде. Строки из стихотворения Юрия Воронова: Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память — наша совесть. Она, как сила, нам нужна. Протодиакон Владимир Василик , доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 3. Перепечатываю: Подвижник XX века митрополит Зиновий (Мажуга), воспитанник знаменитой Глинской пустыни, поведал о совпадении даты снятия блокады Ленинграда с памятью равноапостольной Нины. «Многие народы скорбели, молились, помогали, как могли, осаждённому и гибнущему населению Ленинграда.…В те дни однажды мне под утро привиделось, как святая равноапостольная Нина предстоит пред престолом Божиим на коленях и молит Господа помочь страдающим людям осаждённого города одолеть супостата. И при этом из её глаз по щекам катились крупные, величиной с виноградину, словно хрустальные, слёзы. Я это растолковал так, что Божия Матерь дала послушание святой Нине быть споручницей этому осаждённому городу.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/26/pa...

Любовь, так же, как грех и абсурд, не в форме, а в содержании, в сердце. Когда там нет Евангелия, нет сокрушения о себе самом, если ты думаешь, что все понимаешь, а все кругом дураки, когда ты забываешь, что если ты не согласен со своим братом, он тем не менее не перестает им быть, – ты становишься жестоким и проповедь твоя становится «пустышкой». И как бы ни было тяжело миссионеру (чаще всего это затрещины от «своих»), нужно всегда держать в уме и сердце основной принцип апостольской миссии: во второстепенном пусть будут разномыслия, но в главном – единство и любовь. Призвание, 3 Олеся Николаева. Миссия художественной литературы Прикровенное свидетельство Я думаю, что художественная литература имеет некоторое педагогическое значение, но она воспитывает прикровенно и косвенно. В эпоху Просвещения (а потом в советские времена), наоборот, считалось, что, создав положительного литературного героя, на его примере можно воспитывать человека. Но «правильный» Стародум из «Недоросля» выглядел занудой и резонером, а фанатичный Павка Корчагин заставлял вспоминать строку Багрицкого «гвозди бы делать из этих людей». Очень остро ощущалось, что эти образы тенденциозны, искусственны и выдуманы лишь для утилитарных педагогических целей. Наверное, уже тогда я поняла, что связь литературы с воспитанием человека гораздо более тонкая. Хорошая литература (как и культура вообще) не навязывает определенные стереотипы поведения в обществе, а воспитывает вкус, оттачивает зрение, учит замечать связь вещей, проникаться художественной идеей, эстетически выстраивает душу и, если воспитывает, то в каком-то высшем значении этого слова. Здесь, мне кажется, уместнее говорить об эстетической убедительности литературы в большей мере, чем о ее идеологической суггестивности. Но ведь обращение святой равноапостольной княгини Ольги в православие тоже носило прежде всего эстетический характер. По преданию, когда святая Ольга приехала в Константинополь, к ней приступили разнообразные миссионеры, представители разных религий: и католики, и иудеи, и мусульмане, рассказывая о своем учении. А она просто постояла на службе в храме Святой Софии, увидела красоту православного богослужения, и это показалось ей гораздо более убедительным, чем все аргументы религиозных учителей. И она приняла православие. Эту же эстетическую силу имел в виду Достоевский, когда устами своего героя утверждал, что Красота спасет мир.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

20.10.2023 Боюсь старости. Как победить страх? «Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он душой остается молодым», — говорил герой знаменитого романа Оскара Уайльда. Именем этого героя, страдающего от страха старости и боготворящего молодость, даже было названо особое психологическое состояние — синдром Дориана Грея. Проблема старости, неизбежного периода нашей жизни, волнует многих людей. Некоторые считают, что… 25.11.2023 Красотою спасемся?.. Разбираем самый известный приписываемый Достоевскому афоризм " Красота спасет мир " … Высказывание, приписываемое Ф.М.Достоевскому, цитируется повсеместно – как обнадеживающее, как утешительное, просто как констатация факта. Вместе с тем, очевиден вопрос: а что имел в виду сам Достоевский? Которое из рассматриваемых значений ближе всего к авторскому замыслу? 09.11.2021 Работать душой, или Как любить по правилам Сохранять же отношения любой ценой, я считаю, не нужно, а порой и вредно. Вы можете серьезно себе навредить — особенно это касается женщин. Потому что в психологическом смысле женщина через это теряет свою целостность, свою притягательность 28.07.2023 24 июля: Святая равноапостольная княгиня Ольга Что известно о ее жизни? Почему у нее два имени (в крещении она Елена)? Как она повлияла на историю нашей страны? И какое отношение события тысячелетней давности имеют к нам, современным людям? 24.07.2023 «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко. Портрет конфликтующих учеников или планка для христиан? На вопросы «Фомы» отвечает историк, богослов, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе Тимофей Китнис. 12.07.2023 Ключевой эпизод Евгения Онегина: суть трагедии главного героя Согласиться на дуэль, убить друга, отказать Татьяне — безвыходное стечение обстоятельств или осознанный выбор Онегина? Как иначе могла бы сложиться судьба Евгения? И кто из героев русской литературы прожил эту «иную судьбу»? 06.06.2023 «Разговаривая с детьми, садитесь на корточки»  — Татьяна Черняева Сегодня в гостях у «Женского клуба» Татьяна Кирилловна Черняева, журналист, телеведущая, художественный руководитель программы «АБВГДейка». Поговорим о детском телевидении, «неудобных» детях, восстановлении храма, красном пальто и о многом другом.

http://foma.ru/authors/mitrofanova-alla

Псковская земля. Здесь – истоки и корни нашего государства. Эта земля была пограничным рубежом России. На своем веку она повидала врагов со всей Европы, но всякий раз благодаря мужеству своих жителей выходила победителем. Во время Ливонской войны Псков выдержал полугодовую осаду огромной армии профессиональных наемников. Эта победа спасла от иноземной оккупации всю Северо-Западную Русь. " Се повести временных лет откуда есть пошла Русская земля " – такими словами начинается древнейшая из дошедших до нас русских летописей XII века. В ней рассказывается о призвании на Русь трех братьев-варягов. Один из них, Рюрик, стал княжить в Новгороде, другой – Синеус – в Белозере, а третий – Трувор – в Изборске, на земле кривичей. Произошло это в 862 году. Именно так согласно преданию на севере России возникли первые очаги нашей государственности. Об этих легендарных временах напоминают древнее городище и знаменитый Труворов крест высотой более двух метров, вырубленный из цельной известняковой плиты. Его размеры породили легенду о том, что поставлен он был на могиле самого Трувора, скончавшегося в 864 году. Среди тех, кто верил в эту легенду, была и российская императрица Екатерина II. Позже археологи установили, что крест был создан жителями Изборска в XIV или XV веке. Предположительно, чтобы увековечить место, откуда началась история их города. Двинувшись на юг, Рюриковичи объединят под своей властью славянские племена на огромной территории от Балтийского до Черного морей. Созданное ими государство русские историки XIX века назовут Киевской Русью. Согласно " Повести временных лет " из псковской земли на киевский престол взойдет Святая Равноапостольная княгиня Ольга. Она станет первым правителем Руси, принявшим христианство, и положит начало каменному градостроительству. Учитель истории псковского лицея Илья Казанцев искренне влюблен в свой город и его памятники. " Псков для меня – это все-таки начало нашей русской истории, это та старина, которую можно потрогать руками. Не каждый город России может похвастаться тем, что учитель и его ученики могут выйти на улицу и потрогать руками свою историю " , – говорит Илья Казанцев.

http://pravoslavie.ru/137547.html

Русские купцы в середине IX века, по арабским источникам, появлялись в Багдаде, «выдавая себя за христиан». Крепла довольно сложная структура русской государственности. «По смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива. – Авт.) потомство их стало держать княжение у полян», – говорится в одном из дошедших до нас списков начальной летописи [II, 12, с. 92]. А по свидетельству польского историка Яна Длугоша (XV век), хорошо знакомого и с древними, не дошедшими до нас, русскими летописями, «после смерти Кия, Щека и Хорива, наследуя по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русских, пока наследование не перешло к двум братьям Аскольду и Диру» [II, 12, с. 307]. Аскольда (по Никоновской летописи – Осколда) знал византийский император Василий I (867 – 886) и называл его «прегордым каганом» («каган» – титул, равный царскому) [II, 12, с. 307]. Осколд вел успешные войны с печенегами, греками, болгарами. Границы «Русской земли» в узком смысле (сплошная линия) по данным ретроспективного анализа летописей. Граница полей погребений VI – VII вв. (пунктирная линия), где обнаруживаются фибулы и односпиральные и двуспиральные височные кольца Во второй половине IX века на севере русских земель появляется варяг Рюрик с родичами и дружиной. Легенда о призвании Рюрика заключает в себе зерно правды. Оно состоит в том, что удаленные от Киева и страдавшие от внутренних усобиц и «варягов- находников» (выражение летописи) новгородцы, кривичи и подвластные им чудь и весь решились пригласить к себе в качестве беспристрастного судьи и защитника князя, который мог бы их защищать и судить «по правде». При этом они решали, из какой земли лучше призвать князя: «или от нас, или от козар, или от полян, или от дунайчев (русских, живших на Дунае), или от варяг», – говорит об этом одна из летописей [II, 12, с. 306]. Наиболее оправданным показалось призвание Рюрика Ютландского. Рюрик правил в северных русских землях. На Киев он не пошел. Напал на «матерь городов русских» другой варяг – Олег. Это произошло около 882 года. Убив Осколда и Дира и захватив киевское княжение, он сделался князем русским, правителем Руси, и на некоторое время подчинил себе почти все земли до Новгорода включительно. Не тогда ли в сознании новгородцев произошло отождествление Руси с варягами? Олег совершил успешные походы на хазар, на Византию, дойдя в 907 году до Царьграда и заключив с империей в 911 году выгодный для Руси договор. В 912 году он погиб, причем для некоторых русских летописцев неизвестно, где в точности (или в Киеве, или в Ладоге, или у себя на родине – в стране варягов). После него стал княжить Игорь. Он не был в родстве с Олегом, а являлся, по летописи, сыном Рюрика. Правда, некоторые ученые сомневаются в этом, считая Игоря славянином. В это время на историческом горизонте восходит утренней звездой святая равноапостольная княгиня Ольга – жена князя Игоря, но рассказ о ней и последовавших событиях уместно повести там, где речь пойдет о проникновении на Русь Христовой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Необходимо все же отметить, что Святая Равноапостольная Великая Княгиня Ольга не внесена в текст «Родословия» Утвержденной грамоты. Случайно это или нет? Могу предположить, что не случайно. Если бы ситуация развивалась иначе и Царица Ирина Феодоровна не приняла монашеский постриг, а продолжала Царствовать при правительстве и своеобразном «регентстве» Ее брата, то в «Родословии» Грамоты несомненно было бы уделено внимание Святой Княгине Ольге, но при таком развитии событий, возможно, не было бы необходимости и в самом Соборе, и в Утвержденной Грамоте. Тема «Самодержавия» в «Родословии» продолжается в характеристике Наследника Святого Великого Князя Bлaдuмipa - Великого Князя Ярослава: «По великомъ Государе по Владимере, самодержавства bocnpiuмъ скифетръ Pociйckaro государьства сынъ его Князь Beлukiй храбрый Ярославъ Владимеровичъ, иже Болеслава короля победи и Грековъ послушныхъ сотвори»(86). В этой формуле титульно уже соединены и Самодержавие, и Скипетр Российского государства, но далее с началом дробления Древнерусской Новгородско-Киевской Державы на уделы о Самодержавии Киевских Великих Князей умалчивается: «По немъ на Pociйckoмъ государьстве седе сынъ его Князь Beлukiй Всеволодъ Ярославичъ, иже надъ Половцы и надъ Печенеги преславную победу показа и государьство свое крепце соблюде»(87). И даже приятие Великим Князем Киевским Bлaдuмipoм Вселодовичем Византийского Царского Венца, по взгляду автора «Родословия» в Утвержденной Грамоте, не освящается Самодержавием: «По Всеволоде npiuмъ скифетръ, во oбдepжahie Pociйckaro государьства, сынъ его Князь Beлukiй Владимеръ Всеволодовичъ, и своимъ храбрьскимъ подвигомъ pakiю Царяграда поплени, и превысочайшую честь цapьckiй венецъ и дiядuмy отъ Греческаго царя Костянтина Манамаха bocnpiuмъ, сего ради и Манамахъ наречеся, отъ него же вси Pociйckie Beлukie Государи Цapьcmbiя Венцемъ Венчахуся»(88). Самодержавие здесь заменено титульно несколько сниженным словом «обдержание», но царское достоинство, выраженные в Венце и Диадеме Мономахов, явно оценивается автором как новый этап Российского государственного строительства. Об этом можно судить хотя бы по тому, что до того в «Родословии» титул «Царя» и связанные с ним титульные характеристики по отношению к Русским Великим Князьям не употреблялись.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/31/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010