У Варвары, которая на уроке и двух минут спокойно не может просидеть, открылся «проповеднический дар». Пришла в спальню к малышам и начала беседу о святой преподобномученице Елизавете: — Девочки, а вы знаете, как поступила святая Елизавета, когда в ее супруга Сергея бросили бомбу? Она пошла в тюрьму к убийце Каляеву, принесла Евангелие и сказала: «Я тебя прощаю». Вы представляете, что она простила? А мы как себя ведем, мы не прощаем от чистого сердца, мы обижаемся за мелочи друг на друга. Девочки слушают, затаив дыхание. Идет репетиция спектакля. По сценарию героиня должна, раскаявшись в своем поступке, поплакать, уткнувшись в «маму», которую играет воспитательница. Режиссер объясняет это маленькой актрисе, но та в ответ на все уговоры упрямо шепчет: «Не дождетесь от меня слез». Утром никто не хочет заправлять кровати. Начинаю заправлять одна. Зову: «Друзья, на помощь!». Первой подскакивает мой «дружочек-пирожочек» Лена, затем Катя. Втроём мы заправляем почти все кровати. Юля растерянно наблюдает за нами. Её кровать всё ещё не заправлена. Вдруг она тихо произносит: «Друзья, на помощь». У меня секундное сомнение, укорить или уступить. Решаю уступить. Говорю: «Поможем Юле?». Дети с радостью заправляют вместе. Когда я слышу, как мудро, спокойно, ласково, но без сюсюканья разговаривают с детьми наши охранники Андрей Вадимович и Евгений Анатольевич, когда я вижу, как важно детям беседовать со взрослыми мужчинами, я верю в Промысел Божий над нами и думаю: «Вероятно, случайных людей в приюте нет». Евдокия Ивановна заболела. Я без воспитателя на смене, помогает мне четырнадцатилетняя   Светочка, но вечером ее отправляют домой. Юля целый вечер носит Дашку на ручках, как доченьку, расстегивает и застегивает ей комбинезончик, отличная мама, любо-дорого смотреть. Собираемся на вечернюю молитву в храм. Я говорю: «Старшие девочки, возьмите младших за ручки». Первая заупрямилась Даша: заплакала, выдергивая ручку. За ней маленькая Катя. Старшие обиделись, ревут тоже. О ужас! Что делать? Как остановить? Уговоры не действуют.

http://pravmir.ru/semejnyj-albom-zapiski...

Княгиня Елизавета Федоровна: благословенный дар Неба Как в наше время возрождаются традиции, заложенные святой преподобномученицей 14 сентября, 2018 Как в наше время возрождаются традиции, заложенные святой преподобномученицей В роддоме, который основала великая княгиня Елизавета Федоровна, рождались все дети села Ильинского вплоть до 70-х годов 20-го века, а ее благотворительная деятельность до сих пор является примером для многих. И в наше время в местах, связанных с именем Елизаветы Федоровны, возрождается живая память, а с ней и традиции милосердия. 16 сентября состоится VII Елисаветинский Крестный ход. Из подмосковного села Усово в село Ильинское верующие пройдут по пути, которым ходила святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна и ее супруг, великий князь Сергей Александрович… Организатор Крестного хода — Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». Об  истории и традициях усадьбы «Усово-Ильинское», о людях, которые в ней жили, рассказывает председатель Наблюдательного совета Фонда Анна Громова. Фото: Григорий Маневич Все были в восторге от ее доброты и любезности Когда говорят или пишут о великой княгине Елизавете Федоровне, чаще речь заходит именно о жизни после гибели ее супруга, об основании Марфо-Мариинской обители… Но до этого были двадцать лет счастливой семейной жизни, в том числе в Ильинском, которое супруги очень любили. Эта жизнь включала труды по благоустройству Москвы, по организации благотворительности в самой Москве, по опеке бездомных детей, по благоустроению благотворительных учреждений, в борьбе за трезвый образ жизни в Москве, что было тогда очень актуально. Вся та  благотворительная школа, которую Елизавета Федоровна прошла рядом с великим князем Сергеем Александровичем, со своим любимым супругом,  наложила отпечаток на всю ее дальнейшую работу и жизнь. Позднее, в письме к императору Николаю II в то время, когда формировался устав Марфо-Мариинской обители, Елизавета Федоровна пишет, что «многие называют этот мой путь неожиданным, принятие решения необдуманным, что я слишком тяжелый крест возлагаю на свои плечи». Волнуясь, чтобы не беспокоились о ее здоровье и самочувствии сестра и государь, она  утешает их и говорит, что желание такой деятельности жило в ней всегда. Но будучи замужем, она обязана была хорошо выполнять обязанности супруги генерал-губернатора Москвы, а до этого супруги командира лейб-гвардии Преображенского полка.

http://pravmir.ru/knyaginya-elizaveta-fe...

То время — расцвет благотворительности. Современная благотворительность в России — лишь бледное и неверное отражение того, что было тогда. Еще при жизни великого князя Сергея Александровича Елизавета Федоровна вместе с мужем участвовала в десятках социальных инициатив. Тогда заботились обо всех, о ком только могли. Общество призрения престарелых артистов, бесплатная лечебница военных врачей, общество покровителей беспризорных и освобождаемых из мест заключения несовершеннолетних, общество призрения, воспитания и обучения слепых детей, Дамский тюремный комитет (опекавший детей, чьи матери отбывали наказания в колониях). Елизавета заботилась о детях, чьи родители временно лишились заработка, создала гимназию для сирот убитых воинов, заботилась об обучении и трудоустройстве инвалидов войны, открыла санаторий для раненых. Трудно перечислить все. Она отдала себя другим. И до такой степени забыла о себе, что категорически отказалась покидать Россию, когда над всей страной и домом Романовых особенно нависла угроза не просто реальная, а неотвратимая. Было ясно, что ее ждет. Но не к этому ли готовила Эллу вся ее жизнь? Верная Варвара Становится яснее, почему Елизавету Федоровну называли великой матушкой, почему сестры Марфо-Мариинской обители так любили ее — при аресте Елизаветы Федоровны (на светлой седмице 1918 года) невозможно вообразить, какой плач поднялся в обители. “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” — а так, истинно по-евангельски, матушку Елизавету любила только одна из монахинь — Варвара (Яковлева). К сожалению, о ней мы мало знаем. Она пришла в обитель в числе первых и вскоре стала келейницей Елизаветы Федоровны. Сестра Варвара и еще сестра Екатерина (Янышева) отправились вместе с матушкой, когда ту арестовали. Их увезли в Сибирь – сначала в Екатеринбург, затем в Алапаевск. Солдаты дали возможность тем, кто не принадлежал к царской фамилии, уйти. Но Варвара чуть не на коленях просила оставить ее при Елизавете Федоровне. Над ней надсмехались, описывали предстоящую великой княгине и всем, кто с ней остается, мучительную смерть, но Варвара не уступала: “Я подпишу все, что угодно, своей кровью, только оставьте меня с ней” .

http://pravmir.ru/svyataya-eisaveta-ange...

Благодатный огонь для больных детей (+Фото) Многие начинают впервые задумываться о Боге именно здесь, когда земля уходит из-под ног. 29 апреля, 2012 Многие начинают впервые задумываться о Боге именно здесь, когда земля уходит из-под ног. Благодатный огонь впервые освятил стены Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачёва. 23 января 2012 года ФНКЦ – новое уникальное научно-исследовательское и лечебное учреждение — приняло в свои стены первых пациентов, а 21 апреля, в Субботу Светлой седмицы, в эти стены впервые был принесен Благодатный огонь, доставленный из Иерусалима в Москву делегацией Фонда Андрея Первозванного. По промыслу Божьему это произошло в день 100-летия со дня освящения Покровского собора Марфо-Мариинской обители милосердия, которая была основана святой преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Федоровной. По словам Сергея Гришина, который с 2005 года является волонтером фонда «Подари жизнь», они с друзьями не раз привозили в обитель детей, проходивших лечение в Российской детской клинической больнице (РДКБ). Дети и их родители, приехавшие в Москву из разных регионов России, впервые имели возможность полюбоваться архитектурой Покровского собора, помолиться там, осмотреть музей, устроенный в покоях Великой княгини, погулять по воссозданному парку, утопавшему в цветах. Но дети, которые сейчас лечатся в ФНКЦ, пока ничего не знают об обители. Однако, благодаря Интернету, у них и их родителей есть возможность совершить виртуальное путешествие в этот райский уголок Москвы, посетить Голубую гостиную, где 20 апреля, в канун векового юбилея Покровского собора, прошел торжественный вечер, посвященный этой дате . Елизавета Федоровна и игумен Иоасаф против болезни и смерти «При чем тут Елизавета Федоровна и 100-летие Покровского храма, если речь пойдет о Благодатном огне?» – спросят некоторые. Дело в том, что именно эта святая столкнула некоторых сотрудников Фонда Андрея Первозванного с проблемой онкобольных детей.

http://pravmir.ru/blagodatnyj-ogon-dla-b...

Патриаршее слово на заседании Попечительского совета программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия» 14 травня 2007 р. 18:20 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил заседание Попечительского совета программы «Возрождение Марфо- Мариинской обители милосердия. К 100- летию со дня основания». Открывая заседание Его Святейшество обратился к присутствующим с приветственным словом. Уважаемые Сопредседатели и члены Попечительского совета! Сегодня на повестке дня два основных вопроса. Это доклад рабочей группы Программы о проделанной работе и рассмотрение архитектурной концепции реконструкции Марфо- Мариинской обители милосердия. Мы знаем о большом совместном труде Попечительского совета и рабочей группы по реализации программы. Разрешите выразить особую благодарность сопредседателям Попечительского совета Программы Владимиру Ивановичу Якунину , Юрию Михайловичу Лужкову, а также митрополиту Ташкентскому и Среднеазиатскому Владимиру . В ограниченные сроки на возрождение Обители были привлечены значительные административные и материальные ресурсы. И, пожалуй, самое главное — достигнуто понимание той высокой духовной задачи, которую поставило перед нами время. Это возрождение христианских ценностей милосердия и благотворительности. Программа возрождения Марфо- Мариинской обители милосердия стала делом не только нашего Попечительского совета. Благодаря активной информационной поддержке о ней знают в российских регионах и за границей. К работе подключаются религиозные и общественные организации, музеи, архивы, различные государственные учреждения и в том числе Федеральное собрание Российской Федерации, Министерство иностранных дел, региональные филиалы и актив Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России, образовательные учреждения. Нас радует внимательное отношение к Обители со стороны Правительства Москвы, руководства Центрального административного округа столицы. Уже сейчас Обитель значительно преобразилась. Наша встреча проходит в преддверии особенно знаменательного момента в жизни русского Православия. 17 мая состоится подписание Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей. Знаменательно, что одним из предшествовавших подписанию событий стало сотрудничество наших Церквей во время принесения на землю Русскую мощей святой преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары. Будем верить в то, что и сегодня святая великая княгиня Елисавета будет благоволить нашим трудам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205013...

М. Н. Кривоблоцкая разъяснила смысл и основы деятельности Союза, рассказав что мысль об его образовании возникла у слушательниц курсов И. М. ИванцоваПлатонова. Как сообщает источник, «М. Н. Кривоблоцкая высказала пожелания, чтобы работа женщин протекала по указаниям пастыреи Церкви, чтобы она была проникнута духом кротости, любви и подчинения, отнюдь не нося в себе признаков борьбы или осуждения, даже если бы для такового и было место. Как основу взаимных отношении членов Союза М. Н. указала христианское “сестринство”, равенство всех работниц Союза, независимо от их общественного, материального положения и образовательного уровня»25 . В докладе С. Д. Самаринои были намечены отделы Союза, отражавшие направление работы: 1) сбора сведении о работе женщин в приходах; 2) отдел детского воспитания; 3) отдел обучения и религиозно-нравственного просвещения женщин; 4) отдел сбора книг и библиотечныи; 5) отдел помощи нуждающимся пищею и одеждои; 6) отдел помощи заключенным за исповедание веры; ж) отдел разведения шелковичных червеи «как лекого, доступного и удобоприменимого в церковных оградах и садах и в то же время важного по большому спросу на шелковичные коконы»26. О том, что Отдел помощи заключенным начал активную работу, свидетельствует документ из канцелярии патриарха Тихона: Постановления патриарха Тихона и Высшего Церковного Совета. 24 апреля/7 мая 1919 года. СЛУШАЛИ: Отчет Союза Православных Женщин в Москве о деятельности Отдела помощи заключенным в тюрьмы с 16 июля 1918 г. до последнего времени. Отдел оказывал помощь заключенным и деньгами, и продуктами, и бельем и платьем, и книгами для чтения. ПОСТАНОВЛЕНО: Приняв Отчет к сведению, выразить Отделу помощи заключенных Союза Православных женщин благодарность за оказанную ими помощь заключенным в тюрьмы. ПОДПИСИ: Тихон, Арсении, Кирилл, Евсевии, Н. Любимов, П. Миртов, прот. А. Станиславскии, П. Кулешов27 . О дальнеишеи деятельности Союза сведении пока наити не удалось. Опыт обители Елизаветы Федоровны приобретает особое значение в современных условиях, когда вновь обострились социальные проблемы и вновь создаются женские общины и монастыри. Поидут ли эти обители по пути жертвенного служения нуждающимся, станут ли образцом деиственнои любви или опять на их пути окажутся препятствия, которые они не смогут преодолеть?

http://pravmir.ru/svyataya-prepodobnomuc...

Литургист считал важным полное восстановление чина диаконисс для посвящения в него с обетом женщин после 40 лет, которые «уже хиротонисуются по чину древнехристианскои Церкви, которыи сохранился в рукописях, и получают установленныи крест диаконисс. Как лица, испытанные продолжительным искусом, они избираются на все ответственные должности в обители, несут послушания в храме и алтаре, прислуживая священнослужителям, и посылаются в качестве доверенных и честнеиших жен надзирательницами и наблюдательницами за диакониссами первого разряда»13. Дмитриевскии считал правильнои идею восстановления статуса диаконисс, поскольку «восстановленныи институт диаконисс избавляет вступающих в него тяжелых клятвенных обещании, требуемых чинами монашеского пострижения, и несения суровых подвигов самоотречения и самоограничения с обязательством не вкушать мяснои пищи даже в дни, дозволенные уставом церковным — все это, несомненно, обещает в будущем живучесть этому институту и широкое распространение его особенно среди православных христиан интеллигентных классов»14. Однако рассмотрение в Синоде 9 ноября 1911 года не было благоприятным, хотя Синод и постановил: «Старшим сестрам Марфо-Мариинскои обители, уже посвященным по особому церковному чину и давшим обет диаконисского служения на всю жизнь, усвоить искомое звание… Вопрос же о восстановлении древнего женского служения в Православнои Церкви следует разрешить на предстоящем Поместном Соборе»15. Особое мнение высказал митрополит Антонии Вадковскии, считавшии необходимым отложить решение до Поместного Собора, а епископ Гермоген (Долганев)16 признал постановление Синода антиканоничным17. Дело было передано на рассмотрение императору Николаю II, и он вынес резолюцию: «Всецело разделяю особое мнение митрополита Петербургского Антония»18. Таким образом, дело было оставлено на рассмотрение Собора, а чин Марфо-Мариинскои обители был признан незаконным. Марфо-Мариинская обитель попрежнему имела статус обители милосердия. Эта неудача не остановила Елизавету Федоровну. Община продолжала свою многоплановую деятельность. Среди направлении — издание книг для детеи, а также издание иллюстрированных книг, в изготовлении которых принимала участие Елизавета Федоровна, издание открыток. Особая тема — деятельность Елизаветы Федоровны и ее обители во время Первои мировои воины, помощь раненным, воинам и пленным.

http://pravmir.ru/svyataya-prepodobnomuc...

Елизавете Федоровне был хорошо известен западно-европеискии опыт диаконис, которыи широко освещался и в русскои церковнои прессе. О необходимости использовать этот опыт привлечения женщин в деле внутреннеи миссии было заявлено на Предсоборном Присутствии 1906 года в докладе протоиерея А. П. Мальцева, настоятеля Берлинского кафедрального собора, «О внутреннеи миссии за границеи, в том числе и диакониссах как одном из органов этои миссии»3. Протоиереи Мальцев подробно рассказывал о вкладе приходских священников Швеицарии, Норвегии, Австрии, Англии, Италии, Греции в служение наименее обеспеченным слоям населения, организации приютов, школ. Мальцев отмечал, что православнои Церкви следует усвоить те здравые и полезные идеи, которые на Западе принесла реформация, например, систематизацию христианскои благотворительности. Протоиереи Мальцев сообщал об активном участии женщин в деле благотворительности, которые по сходству своего служения со служением в Древнеи Церкви получали название диаконис. Он считал важным то, что «сестры, поступающие из всех сословии на это служение ближнему, отнюдь не связываются никакими ни вечными, ни временными монашескими обетами безбрачия, добровольнои нищеты или бедности». А. П. Мальцев считал, что «освобождение от обязательности этого рода обетов, особенно обета безбрачия, даваемого нередко без совершенного знания жизни, создало бы и у нас, среди женских обителеи, целыи класс таких самоотверженных тружениц для великого служения делу любви и ближнему у постели бедных больных женщин, беспризорных и заброшенных детеи и т.д., которыи мог бы широко раскинуть сеть своеи деятельности на глухие деревни и села, чтобы заменить усталую и больную мать, поддержать престарелых и наблюсти сирот… Не подлежит сомнению, что с возрождением “прихода”, с восстановлением церковнои общины, все подобные учреждения получат необычаиныи подъем и развитие, чем поднимется и общественное значение Церкви, в которои дело любви должно иметь значение не меньшее, чем дело веро-и-нравоучения»4.

http://pravmir.ru/svyataya-prepodobnomuc...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПАРАСКЕВА РИМСКАЯ, ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобномученица Параскева Римская Параскева Римская ( II в.), преподобномученица . Память 26 июля Была единственной дочерью родителей-христиан и с молодых лет посвятила себя Богу. Живя в родительском доме, она много времени уделяла молитве и изучению Священного Писания. После смерти родителей святая Параскева раздала все свое имущество нищим, приняла иночество и, подражая святым апостолам, начала проповедовать язычникам о Христе, многих обращая в христианство. О ее деятельности было донесено императору Антонину Пию (138-161), и святая Параскева предстала перед судом. Бесстрашно исповедала она себя христианкой. Ни обещания почестей и материальных благ, ни угрозы мучениями и смертью не поколебали твердости святой и не отвратили ее от Христа. Она была предана зверским истязаниям. Ей на голову надели раскаленный шлем и бросили в котел с кипящей смолой. Однако силой Божией святая мученица осталась невредимой. Когда император заглянул в котел, святая Параскева бросила ему в лицо несколько капель раскаленной смолы, и он ослеп. Император стал просить ее об исцелении, и святая мученица исцелила его. После этого император отпустил святую Параскеву на свободу. Шуйца свт. Иосифа Освященного (слева) и десница прмц. Параскевы Римской (справа). Греция, о. Корфу, женский монастырь преподобномученицы Параскевы Римской в Кинопиастесе Переходя с проповедью Евангелия с одного места на другое, святая Параскева пришла в город, где правителем был Асклипий. Здесь святую опять судили и приговорили к смерти. Ее повели к огромному змею, жившему в пещере, чтобы он умертвил ее. Но святая Параскева сотворила над змеем крестное знамение и он тут же издох. Асклипий и горожане, видя такое чудо, уверовали во Христа и отпустили святую. Она продолжала свою проповедь. В городе, где правителем был некто Тарасий, святая Параскева приняла мученическую кончину. После жестоких истязаний ее обезглавили.

http://drevo-info.ru/articles/11628.html

радуйся, искушения демонская молитвою твоею отражающая. Радуйся, ветвь победную в шуицу свою приявшая; радуйся, всем, во спасении труждающимся, помощь невидимо подающая. Радуйся, Ангелом прореченная; радуйся, и собеседнице Ангелов явившаяся. Радуйся, ум наш горе возносящая. Радуйся, преподобномученице Христова, Параскево всеславная. Кондак 10 Спастися молящимся ти пособляющи, святая преподобномученице, с верою приходящим в храм твой святый, дары благодатныя присно подаеши и всякое во благих прошение наше скоро исполняеши, яко дерзновение велие ко Христу Богу стяжавши. Ему же радостно поеши победную песнь: Аллилуиа. Икос 10 Стеною молитв твоих, преподобномученице, от всякаго искушения диавольскаго нас огради, да не порадуется враг падениям нашим, но тобою крепко да посрамится в нас, хвалебно зовущих ти: Радуйся, по Бозе и Богородице крепкое наше упование; радуйся, непостыдное в бедах предстательство. Радуйся, в сонних видениих верных посещающая; радуйся, и неверным дары целебныя милостиво подавающая. Радуйся, звездо Божия благодати, еюже мрак в нас прогоняется; радуйся, чудес пучино, всех нас неоскудно напояющая. Радуйся, воздержанием древней Иудифи уподобившаяся; радуйся, мужеством сию превозшедшая. Радуйся, яко Христовы мироносицы Христа возлюбившая; радуйся, Тому верная в мучениях своих пребывшая. Радуйся, по глаголу Его прославленная; радуйся, Того выну лицем к лицу созерцающая. Радуйся, преподобномученице Христова, Параскево всеславная. Кондак 11 Пение наше хвалебное не довольно есть к прославлению многих и предивных чудотворений твоих, святая преподобномученице, обаче, яко благая и милостивая Христова подражательница, благосердием твоим на нас грешных воззри и святыми и благомощными твоими молитвами ко Господу мир душевный нам испроси, воеже взывати Богу: Аллилуиа. Икос 11 Светлыми лучами чудес немерцаемо сияеши, Параскево Богохвальная, вся же, благочестно жити хотящия, благодатно к незаходимому Солнцу правды, Христу Богу, путеводиши, зовущих ти сице: Радуйся, целомудрия цвете драгий и прекрасный;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010