Скачать epub pdf 18.07 Служба преподобномученице великой княгине Елисавете и преподобномученице Варваре Текст службы утвержден к общецерковному богослужебному употреблению на заседании Священного Синода 29 декабря 2022 года (журнал 130). Месяца иулия в 5-й день преподобномученицы великия княгини Елисаветы и с нею преподобномученицы Варвары На велицей вечерни Б лажен муж: 1-й антифон. На Г осподи, воззвах: стихиры на 8, глас 8: Приидите, вернии,/воспоим Елисавету преподобномученицу,/яко звезду, от запада возшедшую/и на востоце путь свой скончавшую,/во тьме века сего безбожнаго просиявшую/и страданьми Жениху Небесному обручившуюся,/ныне же в лице святых прославленную./Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Приидите, боголюбцы,/святую Елисавету восхвалим,/отрасль благую христианскаго рода,/яже, от юности Евангелие возлюбивши,/чистоте и милосердию прилежа,/в новем же отечестве, своему супружнику во всем последующи,/истиною Православия просветися./Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Приидите, празднолюбцы,/память праведныя Елисаветы светло почтим,/та бо, крест Христов в сердце своем носящи,/убийцу супруга своего милостивно прости/и, никакоже возроптавши на Господа,/воли Его себе предаде/и к вящшему подвигу себе предуготова./Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Приидите, жен сословие,/два пути и два образа любве ко Господу прославим,/яже Марфа и Мария явисте:/ова Христу усердне послужи,/ова словесем Его благоговейне внимаше,/святая же Елисавета/сии два пути во единем служении премудро сочета./Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Слава, глас 6: Преподобномученице великая княгине Елисавето,/верная исполнительнице заповедей Господних,/подвигоположнице, путь служения ближним избравшая,/ты, страха человеческаго никакоже убоявшися,/отечество новое не оставила еси/и мученическую смерть за Христа/вкупе с Варварою верною прияла еси./Темже, на Небесех ныне Богу предстоящи,/не остави нас любовию твоею/и буди о душах наших молитвенница/и о Церкви Русской теплая предстательница.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Акафист святой преподобномученице великой княгине Елисавете 17 июля, 2003 Кондак 1 Избранная от рода державнаго дщерь Российская, любовию изобильною и милосердием Богу и ближним добре послужившая, за веру во Христа Господа нашего душу свою положившая и венцем славы Христовы украшенная, восхваляем; подвиги и страдания твоя, с любовию воспевающе ти сице: Радуйся, святая преподобномученице Елисавето, красото Церкве Российския, невестою Христовою быти удостоенная. Икос 1 Ангельскою любовию Христа возлюбившая и Тому Единому служити желавшая измлада материю твоею поучаемая, в трудех, молитвах и милостыни образ добродетелей явила еси. По кончине же матере твоея и ближних сродников крестный путь, Господем заповеданный, уразумела еси. Темже дивящеся таковому от юности твоему избранию, со умилением взываем ти: Радуйся, от юности Христа возлюбившая; радуйся, Христова агнице избранная. Радуйся, от родителей семена веры приимшая; радуйся, в страсе Божии ими воспитанная. Радуйся, добродетели матере твоея унаследившая; радуйся, трудолюбию и милосердию ею наученная. Радуйся, сердцем в Бозе утвержденная; радуйся, с верою и упованием понесшая крест твой и Христу последовавшая. Радуйся, земли отечества твоего цвете благоуханный; радуйся, чистотою жизни твоея Небеса возвеселившая. Радуйся, избранная Богом на служение страждущим; радуйся, молитвеннице наша пред Богом. Радуйся, святая преподобномученице Елисавето, красото Церкве Российския, невестою Христовою быти удостоенная. Кондак 2 Виде Господь благое сердца твоего изволение, яко от юности возжелела еси житие проводити во благочестии и чистоте, к небесней красоте очи сердца твоего устремляющи и огнь любве к Богу в себе воспламеняющи. Молитвами твоими и наша сердца любовию к Богу просвети, да с тобою воспоим Ему: Аллилуиа. Икос 2 Разумом свыше просвещаема, святая Елисавето, не убоялася еси оставити отечество, род и дом отца твоего и в новое отечество вселитися, егда браком сочеталася еси с российским: великим князем Сергием, да с ним Богу послужиши, и вкупе с супругом твоим в целомудрии пожила еси, истинную любовь к людем российским показующи. Мы же с любовию взываем ти сице:

http://pravmir.ru/akafist-svyatoy-prepod...

монахиня Мария (Лелянова). Гатчина, 1920-е гг. ЖМП 7 июль 2011 /  6 июля 2011 г. Преподобномученица Мария Гатчинская. Благодатная страдалица и утешительница в скорбях Пять лет назад, в 2006 году, Русской Православной Церковью прославлена в лике новомучеников и исповедников Российских преподобномученица Мария Гатчинская. Произошло это событие в день памяти святых Царственных страстотерпцев. В истории русской святости имя преподобномученицы Марии Гатчинской стоит в одном ряду с именами таких святых, как святые блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская. Пораженная в юности тяжелым неизлечимым недугом, святая страдалица стяжала благодатные дары утешения, прозорливости и молитвенной помощи скорбящим и страждущим. Почитание матери Марии еще при жизни было настолько велико, что место ее молитвенного подвига привлекало паломников со всех концов России. Уже тогда, в годы безбожного лихолетья, ее именовали не иначе, как «святая мать Мария», настолько очевидными были ее духовные дарования и чудеса, являемые по ее молитвам. В 1874 году в Санкт-Петербурге, неподалеку от Новодевичьего монастыря, в доме 101 по Забалканскому проспекту в семье владельца сургучного завода Александра Ивановича Лелянова родилась девочка, получившая в крещении имя Лидия. В шестнадцать лет Лидию поразил тяжелый недуг — болезнь Паркинсона, которая стала следствием заболевания энцефалитом. На выпускные экзамены в женской гимназии девушку привезли уже в инвалидной коляске. Не помогли долгие курсы лечения, болезнь продолжала неумолимо отнимать телесное здоровье. Лидия перестала владеть ногами и вынуждена была лежать, так как сидеть ей не давала постоянная боль во всем теле. Постепенно и руки ей отказали, а всё тело ссохлось. Только голова и лицо оставались не тронуты болезнью. Лицо было, по воспоминаниям современников, благообразным и светлым. Болезнь будущей матери Марии протекала необычно, в чем видится особое действие Промысла Божьего, поскольку этот тяжелый недуг не приобрел тех форм, которые обычно бывают неизбежными и, кроме поражения телесного, приводят также к разрушению личности.

http://e-vestnik.ru/church/prepodobnomuc...

Скачать epub pdf 25.08 Служба преподобномученице Рафаиле, игумении Свято-Троицкого Чигиринского женского монастыря По изданию: Служба преподобномученице Рафаиле, игумении Свято-Троицкого Чигиринского женского монастыря. Чигирин, 2008 Творим бдение, идеже храм, и лежат мощи ея. На малей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 2. Подобен: Д оме Евфрафов: Доме Святыя Троицы, украсися светло, се бо Троицы служительница вонь приходит, Творца славящи. Дом воистинну и селение Бога явилася еси чистая и честная душа твоя, мати, темже ныне во дворех святых водворяешися, ликующи светло. Дома Божия красоту возлюбльшая, и небо паче земли избравшая, днесь премудрая Рафаила да почтится, тая бо присно молится, во еже спастися душам нашим. Домом мучеников, и селом приявшим семя кровь мучеников, явися ныне земля Черкасская, светло украшенная, яко бисером, кровьми угодников многих. Слава, глас 8: Мати мученице, богоблаженная Рафаило, не престай молитися о почитающих и поющих страдания твоя яже о Христе Иисусе. И ныне: праздника, или Богородичен, глас 8. Творение Афанасиа исповедника. Подобен: О, преславнаго чудесе: О, преславнаго чудесе! Небесе и земли Царица, от святых сродников наших умоляемая, до ныне землю Русскую покрывает и лика Своего изображении милостивно обогащлет. О, Владычице Державная! Не престани и на будущее время во утверждение на Руси Православия милости и чудеса изливати до века. Аминь. На стиховне стихиры, глас 5: Радуйся, мати чистая, блаженная страстотерпице Рафаило, крест Христов на рамо вземшая радостно, и Небесному Жениху обручившаяся, и ныне радующаяся во обителех приснорадостных. Стих: Д ивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Радуйся, премудрая инокинь наставнице, и ко спасению путеводительнице, и мученице изрядная, Рафаило святая, земных страстей избегшая, и ныне в горних селении царствующая. Стих: П риведутся Царю девы в веселии и радовании. Радуйся, мудрым девам уподобившаяся, и елеем благодати Божией обильно душу твою обогатившая, Рафаило мудрая, Жениха Христа возлюбившая, и от Него возлюбленная, и с ним во веки пребывающая на небеси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святая преподобномученица Елизавета Федоровна и вопрос о пути русского монашества 17 июля, 2003 Святои преподобномученице Елизавете Федоровне (1864–1918) принадлежит особое место в русскои истории. Ее прекрасныи светлыи образ (не только «кротости и грусти сокровеннои», но и спокоинои решительности) все больше привлекает внимание наших современников, и изображение ее на иконах можно увидеть во многих церквах. Е. В. Белякова, Н. А. Белякова В 1884 году Гессенская принцесса Элла вышла замуж за брата государя Александра III, великого князя Сергия Александровича. В Россию она пришла уже с высокими христианскими традициями семьи родителеи — дочери англиискои королевы Виктории Алисы и великого герцога гессенского Людвига. Еще ребенком она вместе со своими родными регулярно посещала больницы. Через 7 лет после свадьбы она приняла православие, что было для нее глубоко продуманным шагом. Уже в 1892 году она создает благотворительное общество помощи детям бедных матереи, получившее название «Елисаветинское общество». Комитеты общества были созданы при 224 московских приходах. Елизавета Федоровна возглавила и Дамскии комитет Красного Креста. С начала русско-японскои воины она организовала Особыи комитет помощи воинам. Еи пришлось занимать более 150 почетных должностеи в разных организациях. После гибели мужа в 1905 году великая княгиня делает следующии шаг в делах милосердия, решаясь изменить свои образ жизни: 10 февраля 1909 года в Москве была открыта Марфо-Мариинскои обитель милосердия, ставшая основным делом ее последующеи жизни. Елизавета Федоровна стремилась к объединению двух способов служения: монашеского и сестер милосердия. Брат Елизаветы Федоровны Эрнест в своих мемуарах писал, что Элла годами наблюдала жизнь русских монахинь и пришла к заключению, что монахини в монастырях, кроме рукоделия, никакои другои практическои работои не занимаются, а сестры милосердия настолько свободомыслящие, что многие к ним относятся отрицательно. Поэтому она решила основать нечто среднее между монастырем и учреждением сестер милосердия1. Как недостаток в деятельности обителеи сестер милосердия Елизавета Федоровна отмечала тот момент, что в них очень много зависит от личнои настроенности руководства и самих сестер и «вся сила полагается в практических занятиях по уходу за больными и прочих видах благотворения, мало сознавая истину учения Христа Спасителя о недугах греховных как причинах недугов телесных и всякого страдания и зла. По этои же причине забыт и путь истинных врачеи в подвигах святых целителеи и истинных сестер милосердия, явленныи в диаконисском служении»2.

http://pravmir.ru/svyataya-prepodobnomuc...

Вопрос: Что означает имя Пелагея? Есть ли святая, которая имеет такое же имя? Если да, то когда Православная Церковь вспоминает эту святую за богослужением? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : По-церковнославянски это имя пишется и произносится Пелагия. Оно имеет греческие корни и в переводе означает «морская». В месяцеслове нашей Церкви указаны имена семи святых: св. мученица Пелагия Тарсийская († 290; память 4/17 мая, 7/20 октября); св. дева Пелагия Антиохийская († 303; память 8/21 октября); преп. Пелагия Палестинская († 457; память 8/21 октября); блаженная Пелагия Дивеевская (Серебренникова; † 1884; память 30 января/12 февраля); преподобномученица Пелагия (Жидко; † 1944; память 13/26 июня); новомученица Пелагия (Балакирева; † 1943; память 17/30 июня); преподобномученица Пелагия (Тестова; † 1944; память 21 октября/3 ноября). Особо назидательно житие Пелагии Палестинской. Она была блудницей в Антиохии. Вела развратную жизнь, но была обращена святителем Нонном, епископом Илиопольским. Об этом чуде воскресения души рассказывает современник и очевидец диакон Илиопольской Церкви Иаков. «Дивное событие, – пишет он, – произошло в наши дни; посему я о нем и передаю вам, братиям святым, чтобы, читая со вниманием, получили вы великую пользу. Святейший архиепископ Антиохии созвал к себе по церковным нуждам из окрестных городов восемь епископов. Между ними был и святой Божий человек, мой епископ Нонн, муж предивный, прежде бывший самым строгим иноком Тавеннского монастыря. За свою добродетельную жизнь он взят был из монастыря и поставлен в епископа. Нонн пришел из Илиополя, захватив и меня с собою. Когда епископы собрались в церковь святого мученика Иулиана, то пожелали слышать от Нонна поучение и сели все при дверях церковных. Нонн тотчас стал изустно поучать на пользу и на спасение слушавшим. Все благоговейно внимали святому учению его. В то время одна женщина – язычница, известная по всей Антиохии блудница – проходила мимо дверей церковных с великою гордостью, одетая в многоценные одежды, украшенная золотом, дорогими каменьями и жемчугом, окруженная множеством девиц и юношей в красивых одеждах, с золотыми ожерельями.

http://pravoslavie.ru/7022.html

Закрыть itemscope itemtype="" > День памяти преподобномученика Евстратия Печерского Сегодня мы также вспоминаем фольклориста А.М.Васнецова, актрису А.Ф.Перегонец, живописца Н.М.Ромадина, ученого Н.Ф.Герасюту, Героя Советского Союза В.И.Алцыбеева и писателя Г.А.Горышина 10.04.2024 13 Время на чтение 10 минут Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (IX). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Прмч. Евстратия Печерского (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Св. Николая, исп., пресвитера (1931). Сщмч. Василия пресвитера (1938). Мч. Иоанна (1939). Блаженный Евстратий родился в XI веке в Киеве в богатой семье. Следуя евангельским словам: «Никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими», он раздал свое имение бедным и вступил в Киево-Печерскую обитель под управлением святого преподобного Антония. Инок Евстратий смиренно проходил послушание в обители, строго исполняя молитвенное правило и проводя дни в постничестве и воздержании, за что вскоре получил имя «постника». Когда в 1096 году на Киев напали половцы и разорили Печерский монастырь, истребив многих иноков, преподобный Евстратий был взят в плен и вместе с тридцатью монастырскими рабочими и двадцатью киевлянами продан в рабство одному иудею, жившему в городе Корсуни. Богопротивный еврей стал принуждать пленников отречься от Христа, угрожая противящихся уморить голодом в оковах. Но мужественный инок Евстратий молитвенно укреплял и поучал своих братий-христиан духовными наставлениями: «Братие! Кто из вас крестился и уверовал во Христа, пусть тот не изменяет обету, данному при Крещении. Христос возродил нас водою и Духом, искупил нас от клятвы закона Своею Кровию и сделал нас наследниками Своего Царствия. Если живем – будем жить для Господа; если умрем – умрем в Господе и временною смертью обрящем вечную жизнь». Укрепляемые словами преподобного, пленники предпочли лучше умереть от недостатка временной пищи и пития, но не отречься от Христа, Который есть пища и питие вечной жизни. Истощенные голодом и жаждой, все пятьдесят пленников через несколько дней умерли. Только один преподобный Евстратий остался жив, потому что с юных лет привык к посту. Томимый голодом, он уже в течение четырнадцати дней не прикасался к пище и воде. Нечестивый еврей, видя, что из-за черноризца пропали его деньги, заплаченные за пленных, решил отомстить святому иноку.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/10/de...

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобномученицы Евдокии Илиопольской Святая мученица за Христа Евдокия была по происхождению самаритянкой. Она жила в гор. Илиополе в Финикии Ливанской в правление императора Траяна (96–116). Ничего не зная о Боге, она позволила блуду увлечь себя и порочила свое тело, которое Создатель наделил редкой красотой. Столь многие приходили издалека, предлагая ей большие деньги, что через это постыдное ремесло она накопила огромное состояние. Так жила она без забот до того дня, пока не остановился в доме по соседству монах по имени Герман. Он прибыл в город за какой-то надобностью. Вечером, сотворив в надлежащий час в своей комнате богослужение, как если бы он был в монастыре, Герман принялся громко читать книгу, в которой говорилось о Страшном Суде, о наказании грешников и вознаграждении праведников. Услышав эти грозные слова, Евдокия внутренне содрогнулась. Совесть ее вышла из оцепенения, в которое была погружена на протяжении долгих лет, прожитых во грехе. Всю ночь она лила горькие слезы. Утром грешница поспешила к Герману и, упав ему в ноги, со слезами молила указать ей путь ко спасению. Как благоразумный духовник, Герман наставил Евдокию надлежащим образом в вере и отправил домой, чтобы она испытала твердость своих намерений, проведя неделю в уединенной молитве. Ночью, молясь и оплакивая свою прежнюю жизнь, Евдокия внезапно увидела яркий свет, и Архангел Михаил спустился, чтобы взять ее на Небеса. Евдокию радостно встретили избранники Божии. А вне пределов Царства Небесного диавол, в обличье некоего исполина, черного и отвратительного, обвинял Господа в несправедливости. По его мнению, Бог слишком скоро принял покаяние развратной женщины. Тогда с небес раздался нежнейший голос: «Таково благоволение (по-гречески εδοκα) Божие – сочувственно принимать кающихся». И по слову Господню Архангел вновь перенес Евдокию в ее жилище. Он обещал, что благодать Божия будет ей поддержкой в борьбе с грехом, которую она отныне поведет. Полная радости и веры в милость Божию, Евдокия приняла крещение от Илиопольского епископа Феодота. Затем, строго следуя наставлениям духовного отца, поспешно препоручила свое неправедно нажитое добро священнику, с тем чтобы его раздали нуждающимся. Освободившись таким образом от всех мирских забот, она последовала за Германом, который отвел ее в женский монастырь, располагавшийся неподалеку от его собственной обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наследие преподобномученицы Елизаветы: сторичный плод убитого семени Для сестер милосердия служение ближним — лекарство от выгорания, а трудятся они«во всех жанрах, кроме скучного» 27 мая, 2014 Для сестер милосердия служение ближним — лекарство от выгорания, а трудятся они«во всех жанрах, кроме скучного» В Храме Христа Спасителя священники, игумении, сестры милосердия, общественники, историки, музейные работники собрались на форум «Елисаветинское наследие сегодня. Россия и Ближнее Зарубежье», посвященный 150-летию со дня рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны. Наследие святой Елизаветы в Москве — Марфо-Мариинская обитель — известно всем. Сегодня ее наследием можно назвать монастыри, сестричества, благотворительные и просветительские организации в ее честь по всему православному миру. Россия, Украина, Белоруссия, Израиль — естественные, но не единственные страны, где продолжают дело святой. Не делай добра, не получишь зла — и не выгоришь? Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря в Москве, отметил, что Елизаветинский форум каждый год, невзирая на юбилеи, посвящен одной и той же теме: служению Богу и людям, заповеданному святой Елизаветой. Здесь незаметные и скромные люди, делающие ежедневную тяжелую работу, собираются, чтобы ощутить, что они не одни, и почерпнуть в общении силы. — Знаете русскую поговорку: «Не накормивши, не напоивши, добра не сделавши — врага не наживешь»? И до, и после убийства своего мужа, Великого князя Сергея Александровича, святая Елизавета Федоровна отдавала всю себя на служение людям. Это высокие слова, которые сегодня воспринимаются со скепсисом. Так же они воспринимались и в начале ХХ века, — уверен отец Тихон (Шевкунов). — Она могла бы быть просто богатой меценаткой: сидеть во дворцах, делиться своим состоянием и быть довольной собой — второй барыней Российской империи. Но она не только отдала все, что имела, нищим и раненым, она сама пошла им служить: ходила по Хитрову рынку, пока не запретила полиция, находила беспризорников, служила сиделкой раненым Первой Мировой. И пословица о том, как нажить врага, на ее примере сбылась. Однажды она ехала по Москве в автомобиле, и в нее полетели камни. Но она выдержала все и продолжала делать то же, что до этого.

http://pravmir.ru/nasledie-prepodobnomuc...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский старец Тихон (Голенков) В издательстве «Православное сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы» вышла в свет книга «Афонский старец Тихон (Голенков)». Предлагаем читателям Вступление и Послесловие к этой книге. ВВЕДЕНИЕ. ОБ ИСТОЧНИКАХ И ПЕРЕВОДАХ Старец Тихон (Голенков) Эта книга посвящена святогорскому старцу иеросхимонаху Тихону (Голенкову, 1884−1968), который жил на границе и в Честного и Животворящего Креста Господня, что принадлежит монастырю Ставроникита. Из русских старцев на Афоне наиболее известен именно папа- Тихон Русский или Благословенный, как называют его на Святой Горе. Интерес к личности о. Тихона особенно возрос в связи с канонизацией его ближайшего ученика и сотаинника святого преподобного Паисия Святогорца (Езнепидиса, 1924−1994). На Святой Горе тогда многие задали себе вопрос: «Если такова отрасль, то каков же корень?!» На этот вопрос и отвечает наш сборник, в который вошло всё, что на сегодняшний день известно о жизни русского подвижника. Первая книга, посвящённая памяти старца, «Отец Тихон. Цветок из сада Богородицы " была издана митрополитом Николаем Халкидским в 1972 году. Владыка описал в ней то, что слышал от преподобного Паисия Святогорца. В 1981 году она была переиздана. Один из самых известных богословов Эллады монах Моисей Агиорит, оставивший после себя обширное богословское наследие, писал: «Сейчас оба эти издания являются библиографической редкостью. Это говорит о том, что обе книги полюбились благочестивым читателям. Да будет молитва старца Тихона с нами всегда!» В 1977 году преподобный Паисий и сам записал то, что помнил о своём наставнике. Так появилось полное жизнеописание старца, которое впоследствии вошло в книгу «Отцы-святогорцы и святогорские истории». Паисий Святогорец рассказал в ней о старцах, с которыми был знаком сам или о которых слышал. Ему хотелось, чтобы мирские читатели ощутили святоотеческий дух, которым ещё недавно изобиловала Святая Гора. Аскетичный святогорский стиль его повествования, лаконичный язык как нельзя лучше подходят для описания того, что постигается сердцем. Именно преподобному Паисию удалось наиболее полно раскрыть образ старца Тихона, к которому он испытывал глубокое благоговение, почтение и благодарность. Эти воспоминания и открывают наш сборник.

http://isihazm.ru/?id=384&iid=2308

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010